Станковая живопись что это такое кратко и понятно
Станковая живопись: история и техника выполнения
Станковая живопись – это техника, когда краска наносится на передвижную поверхность с целью создания самостоятельной картины. Название этого типа происходит от слова «станок», которым чаще всего бывает мольберт художника. Сегодня станковая живопись является самым распространенным искусством.
Благодаря мобильности произведений картины стали доступными для широкой массы зрителей. Также благодаря возможности перемещать полотна значительно облегчается реставрация станковой живописи, особенно в сравнении с произведениями монументального искусства.
Типы живописи
Живопись – один из самых древних способов самовыражения и передачи собственного видения реальности. Она учит изображать окружающий мир с помощью зрительных образов, техник и приемов, которые составляют язык изобразительного искусства. Его создавали и развивали художники и теоретики на протяжении тысячелетий, и сегодня он позволяет современным живописцам создать собственное «повествование».
Традиционно выделяют следующие типы живописи:
Определение и характеристика станковой живописи
Станковое произведение является самостоятельным предметом искусства. Оно может передвигаться в пространстве и даже пересекать государственные границы. Это и есть главная характеристика станковой живописи – то, что она не должна быть привязана к месту создания.
Картина – это предмет и результат такого искусства. На сегодняшний день нет единогласного мнения о том, какие техники и материалы принято считать станковой живописью, а какие – графикой. Мы будем придерживаться мнения, что станковая живопись – это нанесение любого типа краски на любую передвижную поверхность, вне зависимости от материала и размера. Таким образом, произведения, созданные акварелью, гуашью и даже пастелью, являются примерами этой техники.
История
История станковой живописи началась с использования каменных плит и деревянных панелей. Произведения, которые положили начало современному пониманию такого искусства, – иконы. Самое древнее нестационарное изображение Христа датируется VI веком и выполнено на деревянной панели, покрытой специально обработанной тканью.
Первые картины на дереве носили религиозный характер, но при этом не были иконами. Новатором станковой живописи стал представитель эры Проторенессанса Джотто ди Бондоне. Он создал несколько произведений – все они были выполнены темперой на тонких деревянных панелях из тополя, оклеенных холстом, обработанным смесью гипса и животного клея. Эта технология использовалась для создания икон в Византии.
Виды станковой живописи
В зависимости от материалов, использованных при создании картины, станковая живопись делится на несколько видов:
Кроме того, станковая живопись позволяет применять ряд вспомогательных материалов, таких как кисти, губки, валики, картонные полоски, мастихины и аэрозольные баллончики.
Особенности техники исполнения
С развитием искусства изменилась и технология станковой живописи. Современный мир расширяет доступ к знаниям и материалам, обеспечивая благодатную почву для экспериментов и поисков новых возможностей. Сегодня произведения станковой живописи могут быть созданы с помощью трафаретов и паттернов. Цвета добываются из новых материалов и пигментов. Сложно не потеряться в таком водовороте средств и ресурсов.
Однако масляные полотна, так же как и станковая темперная живопись, прошли многовековой путь развития. Именно поэтому сегодня существует традиционная, или академическая, техника станковой живописи, которая подразумевает следование ряду правил и традиций. Масляные краски являются наиболее популярными благодаря легкости нанесения и способности надолго сохранять цвета. Темпера, в свою очередь, отличается большей сложностью. Техника создания станковой темперной живописи обладает рядом специфических правил – например, затемнения тона пигмента лучше всего добиваться штриховкой или накладыванием одного слоя на другой.
Жанры станковой живописи
Жанровое богатство станковой живописи обусловлено ее мобильностью. Ведь легче перенести мольберт в лес, чем деревья в помещение. Тем самым станковая живопись расширяет возможности для написания полотен с натуры. Это особенно важно для таких жанров, как пейзаж, портрет и натюрморт.
Среди оказавших наибольшее влияние на становление и развитие станковой живописи необходимо выделить религиозный и мифологический жанры, а также исторический, портретный и сюжетный. Для современной станковой живописи особое значение имеют портрет, пейзаж и натюрморт.
Портрет
Такой жанр является очень динамичным, иногда его границы размываются и сливаются с такими жанрами, как мифологический, аллегорический и религиозный. Суть портрета заключается в том, чтобы с помощью художественных средств изобразить на холсте человека с присущими ему формами, чертами лица и особенностями характера.
В станковой живописи внешний вид модели, ее осязаемые и видимые характеристики сливаются с внутренними чертами, характеризующими ее. Все это находится в прямой зависимости от авторского восприятия, а также связи художника с моделью и портретом.
Пейзаж
Произведения, выполненные в этом жанре, изображают природу. Так же как и портрет, пейзаж часто размывает границы строгих жанровых определений и характеристик. Вероятно, из-за того, что на протяжении многих веков он использовался лишь как заполнение пространства на картине, сейчас, когда это самостоятельный жанр, его все еще применяют для создания фона в произведениях других жанров.
Пейзаж изображает природу в нескольких ее ипостасях – не тронутую человеком, преображенную человеком и взаимодействующую с ним. Среди поджанров стоит отметить морской, городской и деревенский пейзажи.
Натюрморт
С французского такое название переводится как «мертвая природа». Этот жанр станковой живописи фокусируется на изображении неодушевленных объектов. Как самостоятельная техника натюрморт оформился в XVII веке благодаря стараниям североевропейских мастеров. Во времена Возрождения он пользовался популярностью в декоративной живописи и часто становился украшением мебели и посуды.
Среди других популярных жанров станковой живописи можно выделить бытовую, иллюстрацию, аллегорию и анималистику.
Станко́вое искусство – один из видов изобразительного искусства, в том числе и живописи. Станковое искусство включает также произведения графики и скульптуры, которые имеют самостоятельный характер, не связанный с окружением или общим художественным ансамблем.
Можно станковую живопись охарактеризовать ещё проще: это живопись, созданная на станке, т.е. на мольберте. Мольберт – приспособление для рисования (в переводе с немецкого языка Malbrett – доска для рисования) в виде деревянной подставки, на которой помещается картина или рисунок во время работы. То есть это станок для художника, за которым он работает. У скульпторов свой станок – скульптурный. Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамнике и установленном на мольберте (станке). Отсюда и произошли в XIX-начале XX вв. термины «станковая живопись», «станковая скульптура».
Художники, особенно работающие на пленэре (на воздухе), практически не расстаются с мольбертом, который можно легко складывать и переносить.
Станковая живопись – самая распространённая в мире.
Широкое развитие станковая живопись получила в эпоху Возрождения, а с XVII в. она стала самым распространённым видом живописи. Популярности станковой живописи способствовало развитие коллекционирования, выставочной деятельности, а также развитие музеев.
Изображение станковой картины чаще всего выполняется на холсте, иногда на картоне или на бумаге. В давние времена для станковой живописи использовали доску.
Материалы для станковой живописи
Основными материалами для станковой живописи являются масляные, а также темперные и акварельные краски, акрил, гуашь, восковые краски и пастель. В восточных странах распространена живопись тушью.
Но для создания картины нужна основа. Раньше основой служило дерево, в XVI в. – медная доска. Основой может быть также и фанера, картон бумага, холст. Основу проклеивают, грунтуют специальной смесью. Грунтовка необходима для того, чтобы выровнять поверхность основы, и только потом наносится изображение.
Самая популярная техника станковой живописи – живопись масляными красками. Художественные масляные краски готовят путём растирания пигментов в отбелённом рафинированном масле (льняном, иногда с добавлением орехового или других высыхающих масел). Масляные краски не разбавляются и не смываются водой, но долго сохнут, причём слои краски сохнут с разной скоростью.
Темпера – краска, у которой связующим веществом является эмульсия из воды и яичного порошка, растительного или животного клея, масла и лака.
Акварельная краска состоит из пигмента, добавок для изменения вязкости, а в качестве растворителя используется вода. Основа для акварели – бумага, чаще всего ватман.
Акриловая краска также разбавляется водой, но после высыхания становится водостойкой. Высыхает очень быстро. Основа для акрила – стекло, дерево, металл, полотно, холст.
Гуашь – клеевая водорастворимая краска с примесью белил. Она плотнее, чем акварель. Гуашью можно работать на бумаге, на грунтованном холсте, ткани, картоне, фанере.
Пастель чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, в форме брусков. Пастель бывает «сухой», масляной и восковой. Пастелью обычно работают на цветной бумаге.
Жанровое разнообразие станковой живописи
Станковая живопись отличается разнообразием жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, батальный, бытовой, исторический, мифологический жанры.
Станковая живопись – определение, материалы, жанры и тонкости написания
Портрет, натюрморт, пейзаж, сюжет – это жанры, относящиеся к станковой живописи. А почему именно «станковая живопись»? Все потому, что название происходит от слова “станок”, т.е. это живопись, выполненная на мольберте.
Кстати, слово мольберт (от «Malbrett») имеет немецкие корни и расшифровывается как “доска для рисования”.
Станковая живопись – это род живописи, независящий от каких-либо объектов и является полностью автономным художеством. Например, есть монументальная живопись, которая привязана к архитектурным строениям. Она подразумевает украшение стен, потолков и других строений. Есть декоративная живопись – роспись стекол, одежды, посуды, мебели и т.д. Но станковая живопись воспринимается как самостоятельная единица. Это словно окно в другую реальность или время.
Самыми известными художниками этой живописи считаются: Пабло Пикассо, Винсент Ван Гог, Иван Айвазовский, Михаил Врубель, Диего Веласкес и другие.
4 основных жанра станковой живописи
Мир живописи огромен! И чтобы это как-то разграничить, начали появляться жанры станковой живописи, которые помогали художникам сориентироваться в своей сфере и обобщить художественные особенности.
Интересно! Когда-то было время, в котором каждый жанр имел свой ранг. Самыми низкими считались жанры пейзаж и портрет, а высшим по рейтингу был сюжетный жанр исторической разновидности. Еще тогда знаменитый Вольтер считал эти установки несправедливыми. Для него все жанры были хороши, не считая скучных.
1. Портрет.
Перед художником этого жанра стоит непростая задача. Чтобы написать портрет человека, нужно иметь опыт и зрелое мастерство. Кажется, что это легко, но портрет должен не просто быть схожим с оригиналом, а и быть живым.
Как говорил Крамской – «написать надобно бы так, словно оно улыбается, не то нет, теперь как губы дрогнули, словом, черт знает что, живой!».
Вспомните, наверняка вы видели портреты, на которых изображен человек с точной схожестью. Но что-то в нем было не так, будто подменили его. Схож, но не похож. Знакомо?
2. Пейзаж.
В этом жанре художник передаёт зрителю всю полноту переживаний и эмоций от восприятия природы: морской вид, ландшафты, строения и т.п. Художник не только изображает природу определенного места, а и вкладывает в картину своё мировоззрение, настроение и мысль, связанное с объектом.
Интересно! Если вспомнить знаменитую «Владимирку» И. Левитана, картина сразу же вызывает какое-то чувство скорби, грусти и тяжести. А ведь на картине изображена дорога, по которой арестантов гнали на каторгу в царские времена.
Нельзя не упомянуть мастеров советского пейзажа:
3. Сюжет
У сюжетной живописи существует 5 подвидов: исторический, бытовой, мифологический, религиозный и батальный. Сей жанр требует от художника восстановить всю полноту событий – атмосферу, людей, жизненные приоритеты, время, чувства и т.д. Словно живописец возобновляет один, но очень яркий и точный фрагмент из прошлого.
Некоторые картины этого жанра могут восприниматься человеком легко. А другие могут требовать каких-то познаний в области и особого внимания (например, религиозные или мифологические картины).
Что касается бытового подвида, тут мастер акцентирует наше внимание на обыденных вещах в повседневной жизни так, что на картине они воспринимаются по-новому и необычно.
С улыбкой вспоминаются персонажи Анатолия Козельского: надо же, столько юмора и фантазии – восхитительно!
4. Натюрморт.
Это французское слово расшифровывается как «мертвая природа». Живописец этого жанра изображает неодушевленные предметы: еду, интерьер, цветы и т.п. Но это отнюдь не слепое повторение формы и цвета объекта, художник также оставляет на картине свои думы, настроение и переживания.
В своих натюрмортах «Снедь московская. Мясо, дичь» и «Снедь московская. Хлеба» И. Машков передает свое восхищение и ликование от даров природы, а также жизнеутверждающий взгляд и оптимизм, который всегда был свойственен советским людям.
Как мастера пишут станковую картину?
Классика станковой живописи – холст, масляные или темперные краски. Иногда используются пастель, акварельные краски, гуашь и даже тушь (на дальнем Востоке). Ну и никуда без старого, доброго мольберта. Уже прошли столетия, а это все тот же трех- или четырехногий инструмент.
Кстати, знали ли вы, что в прошлые века в качестве основы для станковой живописи использовали дерево? На Западе художники брали рисовую бумагу, шелк и пергамент. Но сейчас, конечно же, это проклеенный и прогрунтованный холст.
Так сложилось исторически, что чаще всего картину пишут маслом. Краски долго сохраняют яркость и свой цвет.
Не реже используют и темперные краски. Они отличаются равномерной просушкой и не дают трещин (кракелюр), как это может случаться с некоторыми масляными красками. Темпера – это строгая и жесткая техника. Например, для перехода тонов живописец накладывает один слой на другой, а объем выявляется путем изменения тона пигмента либо штриховкой.
В заключение
Опытный мастер не сразу берет кисть и начинает творить шедевры! Сначала художник начинает с эскиза, потом занимается контурами обстановки, формами предметов и построением будущей картины (композицией).
Когда это готово, художник приступает к изучению людей, обстановки, нужных поз, света, психологического настроя и т.д. Все это дает художнику сложить готовую картину в голове, уже после чего, он начинает писать. Только так картина получается живой и становится объектом нашего восхищения.
P.S. Пара слов об обучении станковой живописи.
В России обучение станковой живописи проводится в художественном училище имени Г.К.Вагнера (Рязань), в институте имени В. Сурикова (Москва) и в институте имени Е. Репина (Петербург).
Станковая живопись
Станко́вая жи́вопись — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально — живопись, созданная на станке (мольберте).
Произведение станковой живописи — картина — создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной), и не утилитарной (в отличие от декоративной) основе (холсте, картоне, доске, бумаге, шёлке), и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие.
Основные материалы станковой живописи — масляные, темперные и акварельные краски, гуашь, пастель, акрил. На Дальнем Востоке получила преимущественное распространение живопись тушью, (в основном — монохромная), зачастую интегрирующая каллиграфию.
Особое место занимает монотипия — псевдотиражная техника живописи, использующая характерный для эстампа приём нанесения красочного слоя на бумагу отпечатыванием с доски (металлической, пластиковой, стеклянной).
Европейская картина, как правило, отделяется от окружения рамой или паспарту, восточная традиция оставляет живопись в листе или свитке, иногда дублируя на декоративное основание.
Станковая живопись — один из основных видов изобразительного искусства, наиболее богатый жанрами и стилями.
Обучение станковой живописи ведется в художественных школах и студиях, в средних художественных училищах и художественных институтах, крупнейшими из которых в России являются институт имени И. Е. Репина в Петербурге, Рязанское художественное училище им. Г.К.Вагнера в Рязани и институт имени В. Сурикова в Москве.