Сснлп что значит у подростков
Сснлп что значит у подростков
Очерчивание проблемы.
Кому и в каких ситуациях необходимы методы краткосрочного психологического консультирования детей?
Школьный психолог осуществляет консультирование представителей педагогического коллектива, родителей, учащихся относительно психологических, психолого-педагогических и управленческих проблем. Типичные вопросы для консультирования — это специфические сложности ученика в обучении, адаптация ребенка к школьным требованиям, коммуникативные конфликты, преодоление синдромов сгорания и угасания у педагогов и т.п. Школьный психолог также оказывает содействие решению вопросов родительской педагогики, иногда занимается семейным консультированием.
Результатом решения психологом и его клиентом этих вопросов должен быть диагностический вывод относительно особенностей клиента и сформированной ситуации, а также положительные изменения в эмоциональном состоянии и в поведении клиента.
Тем не менее, среди этих вопросов периодически появляются такие, которые требуют медико-психологической компетенции. Вдобавок для решения части консультативных вопросов необходимо намного больше времени, чем психолог школы может на это выделить.
Допустим, здоровый ребенок, способный к обучению в общеобразовательной школе, начинает обнаруживать неврозоподобный или психосоматический симптом. Это может быть школьная тревожность, навязчивые действия, страх и т.п.
Например, первокласснику Саше сразу же «не понравился» спортивный зал школы, расположенный на 4-м этаже и имеющий высокие окна. Ребенок заявил растерянному учителю, что помещение зала может обрушиться, и наотрез отказался ходить в зал на уроки физкультуры. А позднее Саша даже перестал подниматься на 4-й этаж школы.
Изучение вопроса учителем и школьным психологом показало, что симптом касается исключительно школьного помещения. Мальчик живёт на 3-м этаже, а его бабушка — на 9-м. Там есть балконы, Саша выглядывает из окон и т.п.
«Это «школьный симптом», — объяснил детский психолог в кабинете психоневрологического диспансера, — ребенок психически здоров, а страхом мог бы заняться психолог в школе».
Школьный психолог, имея специальную подготовку и опыт, оказался несостоятельным перед этой ситуацией. Родители посчитали, что также исчерпали варианты. Симптом отправлен на «созревание»? Психотерапевтам известна особенность психоневрологических отклонений. Они со временем обрастают дополнительными симптомами, как снежный ком.
Таким образом, перед психологом в школе периодически возникает проблема дифференцированной диагностики в направлении: или консультирование здесь и теперь, или же рекомендации родителям относительно посещения специалиста или лечебного учреждения. А второй вариант может вызвать сопротивление со стороны семьи. Ситуация затягивается. Теряется время, усиливается симптом и т.п.
Понятной становится позиция школьного психолога, который старается уменьшить часть консультативной работы среди других видов своей деятельности. Он может начать избегать консультирования или проводить его формально, т.е. после диагностической беседы направлять клиента к специалисту-психотерапевту даже тогда, когда симптом является в сущности недавно появившейся реакцией здоровой психики на травмирующую ситуацию.
В подобных случаях детский психиатр или психотерапевт не находит признаков для лечения ребенка с временными психологическими отклонениями. Он констатирует психическое здоровье ребенка и то, что помощь этому ребенку является компетенцией практического психолога или социального педагога. Далее начинается подключение специалиста социально-психологической службы, которому также необходимы в консультировании краткосрочные методы.
Еще пример. Школьные медработники и учителя начальных классов периодически встречаются с проблемой детского страха перед проведением медицинских процедур. Нам известен случай излечения от этого симптома на основе способности ребёнка к подражанию. Учительница невозмутимо проходила все процедуры вместе с испуганной ученицей, придерживая девочку за руку. На избавление ребёнка от фобии (способом неявного моделирования) ушло около двух лет.
Итак, у пятиклассника Вадика появился навязчивый физиологический симптом. Ученик начал имитировать кашель. Это была реакция на болезненное медицинское вмешательство. Она имела защитную функцию. Имитация простуды стала для мальчика средством избегнуть медицинских процедур.
Позже покашливание стало проявляться как внешний признак любого неблагоприятного эмоционального состояния ребенка. Проходило время, и покашливание стало превращаться в защитную реакцию ученика против критики со стороны взрослых и педагогических требований.
Симптом практически не затронул учебные и спортивные достижения ученика. И поведение Вадика оставалось в пределах нормы. Симптом продолжал беспокоить только родителей и самого мальчика. Родители, ища помощи, странствовали от школьного психолога к медицинскому и обратно. А тем временем Вадик лишь приобретал опыт общения «вокруг симптома». Понятно, что акценты, сделанные на проблеме, могли сильнее зафиксировать ее в сознании ребенка
В целом очевидной становится потребность психолога школы и практического детского психолога как в методах оперативной диагностики временных психологических отклонений, так и в методах оперативного (краткосрочного) консультирования в этих случаях.
Пути решения проблемы.
Известно, что нейро-лингвистическое программирование как направление практической психологии отличается технологичностью. В НЛП разработаны универсальные алгоритмы для работы с неблагоприятными психическими состояниями, неврозоподобными симптомами, мотивационными проблемами, вредными привычками и т.п..
Особенностями психотерапевтических НЛП-алгоритмов является следующее:
· последовательность шагов-операций алгоритма отвечает признакам симптома, его построению;
· учитываются все временные периоды жизни клиента: настоящее, прошлое, будущее;
· объединяется работа осознаваемых (язык) и несознаваемых (сенсорные образы) подструктур опыта;
· используется ресурсный опыт клиента,
· психотип клиента является ориентиром для консультанта при использовании психотерапевтического алгоритма и др.
Эти особенности и обеспечивают краткосрочность (эффективность) НЛП-консультирования.
Основой для консультирования в НЛП, как известно, является модель S.C.O.R.E. Происходит анализ симптома в его развитии и возможностях преобразования: от причины — к положительному результату [3], [5]. Эта система вопросов дает возможность отделить в опыте клиента патологический симптом от желаемого положительного результата, т.е. положительных психологических и поведенческих изменений.
Вместо копания в симптоме консультант с помощью специально выстроенной беседы помогает клиенту прожить полярное (положительное) психо-эмоциональное состояние и тем самым дает ему понимание его собственной способности к саморегуляции. И это происходит на обоих уровнях: осознаваемом и несознаваемом.
Важно и то, что технология «причина – результат» может быть использована в консультировании в двух вариантах: можно задействовать полную структуру или же лишь «положительную» часть алгоритма.
Иначе говоря, психологу доступно вместе с клиентом исследовать симптом как в настоящем времени, так и в прошлых событиях, т.е. историю симптома. Например, покашливание у пятиклассника Вадика впервые появилось в третьем классе перед очередным медицинским обследованием.
В то же время консультант может не исследовать период появления симптома, а определить проекцию здоровья, благополучия и т.д. в будущем.
Какими станут самочувствие и жизнь ребенка без симптома? [5].
Как результат оба варианта примененного алгоритма устойчиво переводят клиента в ресурсное эмоциональное состояние.
К краткосрочным технологиям, которые применяет НЛП-консультант, также относятся:
· регуляция психических состояний человека с помощью свойств визуальных, аудиальных и кинестетических образов (субмодальностей);
· положительное и нестандартное переформулирование проблемы (рефрейминг);
· «наложение» полярных эмоциональных состояний (коллапс);
· объединение в модели поведения клиента разнообразных ресурсов из других видов деятельности для восстановления работоспособности (цепочка якорей) и многие другие [2], [4], [5].
Нейро-лингвистическое программирование, как известно, описывает и использует психотипы людей как типичные ментальные программы (фильтры восприятия мира и себя в нем), а именно:
· избирательное отношение к миру — виды установок;
· способы мышления, когнитивный стиль;
· критерии относительно самомотивирования;
· критерии относительно самооценивания;
· отношение ко времени;
· ведущие сенсорные системы;
· вид активности: проактивность (инициативность) или реактивность;
У детей устойчиво проявляются лишь некоторые из метапрограмм. Большинство метапрограмм (фильтров) сформируется позже: в подростковом и юношеском периодах. Понятно, что метапрограммы будут обнаруживать себя по-разному, в зависимости от контекста. Скажем, в материально-природных ситуациях у человека могут работать одни фильтры, а в социальных ситуациях — другие.
Консультант учитывает сформированные метапрограммы ребенка для уточнения применяемой технологии. Универсальность способов НЛП реализуется с помощью тщательного приспособления работы консультанта к особенностям клиента [5], [6].
У дошкольников и младших школьников можно продиагностировать методами наблюдения и ситуативного тестирования следующие метапрограммы: ведущую сенсорную систему, вид активности (проактивность или реактивность) и др. Это знание помогает сделать консультативную сессию для ребенка эффективной.
Опыт применения технологий НЛП в консультировании детей.
Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста была создана на основе технологий НЛП и применялась как метод (инструмент) игровая театрализованная метафора.
В практической детской психологии нового поколения все шире применяется метод сказкотерапии [1], [7]. Терапевты составляют сказки относительно типичных осложнений у детей.
В технологиях нейро-лингвистического программирования и недирективного (эриксоновского) гипноза сказки-метафоры не являются унифицированными. Они оказываются уникальными потому, что создаются для отдельного клиента и по его особой жизненной ситуации [1], [3].
Метафорами в НЛП являются история, сказка, пример, которые отображают в образной форме события и ситуации, важные для человека. Для ребенка полезна такая форма метафоры, в которой задействовано большинство сенсорных систем. [4], [6].
Описываемое игровое театрализованное представление метафоры в консультационной сессии для ребенка осуществлялось с помощью игрушек, «кукольного театра». Маленький клиент был не столько зрителем, сколько участником и творцом процесса. Он, как правило, создавал и маркировал игровое пространство, подбирал героев на семейные и другие роли, обустраивал места действия, развивал сюжет. Спектакль, как правило, охватывал все временные периоды жизни «героя» (игрушки): теперешнюю проблему, историю проблемы, желаемое положительное будущее.
Пример консультирования.
Первоклассник Слава был хорошо подготовлен к школе. Его родители имели педагогическое образование. Они использовали разные системы развития ребенка и понимали, что их сын является ярким гипертимом. Они учитывали его особенность, изменяли виды деятельности, старались развивать у подвижного ребенка внимание и практические двигательные навыки с помощью разнообразных конструкторов и т.п.
Тем не менее, в школе ученик проявил признаки дезадаптации. Если Слава не был увлечён делом, он громко переспрашивал, ходил по классу, отвлекал учеников и искал, чем заняться.
Учитель не сумел включить ребенка в учебный процесс. Нестандартный ребенок требовал дополнительного педагогического внимания.
Психическое состояние ученика становилось неблагоприятным: тревожность, возбуждение, аффективные реакции, нежелание идти в школу.
На момент консультирования Слава также проявил повышенную эмоциональную, речевую и двигательную активность. Он постоянно комментировал свои впечатления и действия. Консультант учитывал состояние ребенка. Театрализация метафоры проходила в быстром темпе. Паузы на отдых заполнялись подвижными играми.
Центральным моментом сюжета метафоры была школьная тематика. Гипертимный ученик сам развивал сюжет, демонстрируя проактивность (инициативность). Он быстро находил ответы на вопросы театрализованной игры:
· Что дальше сделал «герой» (слоник)?
· Почему он так поступил?
· Что сделал в ответ другой «герой» (игрушка – «взрослый»)?
· Что произошло потом?
· Что произойдёт потом?
Маленький клиент спроектировал на «героя» собственные черты и сложности. Он также моментально изобрел способ для своего идентифицированного героя (это был слоник), которым тот взаимодействовал с «трудными» для него взрослыми. Слоник обливал «взрослых» героев водой (безопасный и, тем не менее, точный способ).
Слава нашел в театрализованной форме внутренний способ выхода агрессии. Это значительно улучшило психо-эмоциональное состояние мальчика. После этой кратковременной диагностической сессии наступил второй этап консультирования.
На второй сессии маленький клиент должен был научиться разным стратегиям реагирования в проблемных отношениях со взрослыми.
Заметим, что вторую сессию-игру гипертимный мальчик сразу начал с проблемной «семейной ситуации» в жизни слоника. Как оказалось, Слава накопил достаточное количество «проказ» героя.
Вступление в игру как проживание героем ресурсного состояния не потребовалось вообще. Видимо, возможность действовать была для подвижного ребёнка ресурсом.
Продолжение истории о ловком слонике привело Славу к значительному расширению игровых коммуникативных возможностей. Если собственные учебные действия идентифицированного героя пока что не являются совершенными (например, каллиграфическое письмо, следование инструкциям и т.п.), то возможны следующие стратегии:
1. «посмотреть, как делают другие герои»;
2. «попросить взрослого героя показать еще раз»;
3. «попросить взрослого героя сделать вместе»;
4. «показать взрослому герою что-то другое, что слоник умеет делать быстро, красиво, громко, тихо, чудесно» и прочее.
Результатом консультирования стало, по сообщениям от родителей, быстрое угасание явлений дезадаптации ребенка к школьному обучению и просьбы Славы продолжить такую игру.
В отличие от этого первоклассника, вышеупомянутый ученик Вадик отличался противоположными чертами. Мальчик был малоподвижным по типу своего темперамента, мнительным, впечатлительным и реактивным. Знание о реактивности клиента наложило свой отпечаток на работу консультанта в сессии.
Составленная метафора также отображала историю клиента и проблему здоровья в его близком окружении.
Вадик молча наблюдал за событиями, которые происходили в «кукольном театре». Его эмоции проявлялись в маловыразительной мимике, а его реактивность определяла способ, которым он продвигался в работе. Ведь теперь самому консультанту приходилось предлагать и вопросы, и ответы на них (варианты поведения «героя» в театрализованном действии). Эти варианты Вадик или одобрял, или отвергал невербально.
Зато Вадик с энтузиазмом подключался к действиям по маркированию игровой территории и передвижению фигурок героев.
Постепенно ребенок начал увеличивать количество собственных предложений по развитию сюжетных линий. После ряда достижений идентифицированной им игрушки Вадик сам изобрел дополнительного сказочного героя, которого отождествил с симптомом кашляния. По его версии «симптом-букашка» жил отдельно и был затребован не только главным, а и другими сказочными героями, которые могли вдруг… простудиться.
Итак, театрализованная метафора помогла клиенту диссоциироваться от симптома, управлять им, что и было задачей консультирования.
По информации от родителей, симптом постепенно ослаб, хотя и проявлялся иногда (в особенно напряженных семейных ситуациях). Отголосок симптома стал своего рода триггером в семейных отношениях. Услышав покашливание сына, родители, по их словам, начинали лучше контролировать семейную ситуацию.
Выводы.
В целом этот метод консультирования, как правило, задействует все ведущие сенсорные системы клиента. Для ребенка важно не только видеть действующих лиц и слушать их диалоги, а еще и передвигать фигурки, строить в игровом пространстве предметные ситуации, рисовать ландшафт, писать названия мест и т.п.
Если психолог учтёт такую метапрограмму ребенка как проактивность – реактивность, то процесс консультирования пройдет эффективнее. Психолог сможет использовать достаточно гибкий стиль общения с маленьким клиентом.
Театрализованная метафора как инструмент на основе разработок НЛП является доступным для практического психолога в школе краткосрочным способом консультирования, учитывает возрастные особенности детей, вызывает их заинтересованность в процессе.
При условии соблюдения технологии метод может дать устойчивый результат.
Многократно проводилось обучение взрослых этому методу. Это были психологи школы, воспитатели детских садов и интернатов, учителя начальных классов и даже учителя-филологи. Обучение проводилось в системе повышения квалификации — последипломного образования педагогов.
Обучение технологии театрализованной метафоры по НЛП, как правило, проходило в тренинговой форме и всегда вызвало заинтересованность участников. Их увлекала реальная возможность проработать как проблемы воспитанников, так и собственные детские импринты.
Продолжение.
При наличии у читателей интереса к теме «Технология «театрализованной метафоры» и результаты консультирования детей» с необходимым комментарием будут описаны в следующей статье. Пожалуйста, сообщите свои пожелания редакции или автору.
4. Г.Гриндер, Л.Лойд. НЛП в педагогике. – М.: Институт общегуманит. Исслед., 2001. – 320 с.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) — ключ к душам людей или слепое манипулирование?
В настоящее время психологи предлагают множество методик по усовершенствованию своих способностей, обретению внутренней гармонии и выбору особого пути к счастью. Нейробика, арт-терапия, коучинг, мнемотехники, расстановки по Хеллингеру, соционика и многие другие направления. Одним из таких, невероятно популярным и в то же время спорным, является НЛП — нейролингвистическое программирование (не путать с нейролингвистикой).
С одной стороны, его приёмы активно используются практически во всех сферах современной жизни. С другой — его жёстко критикуют, считая обычным руководством по манипулированию людьми. Так что же это на самом деле?
Что это такое
НЛП — это направление в психотерапии и практической психологии, использующее вербальное и невербальное поведение человека с целью добиваться от него нужного результата. Например, с помощью нейролингвистического программирования родители могут приучить ребёнка к порядку или пунктуальности, преподаватели — повысить эффективность обучения у учеников и студентов, менеджеры — заставить покупателя приобрести товар. При этом в ход идут формы речи, движения глаз, позы тела, память.
НЛП было разработано ещё в середине ХХ века Дж. Гриндером и Р. Бендлером, но максимальную популярность получило именно в наши дни. Официально данное направление признано паранаучным, так как эффективность приёмов, во-первых, не доказана, а во-вторых, не всегда этична с точки зрения морали.
Многие учёные считают, что НЛП есть не что иное, как искусство манипулирования людьми посредством их же поведения.
Как это работает
Человек не может воспринимать окружающий мир объективно, так как пропускает его через собственные ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные), через призму приобретённого опыта, личных убеждений и принципов. Кто-то не может жить без церкви, другие открыто ненавидят религию. Одни ищут работу, где платят больше, другим важнее, чтобы она была по душе. Некоторым нравится в людях внешняя красота, другие в восторге от умственных способностей собеседника.
Согласно НЛП, если учесть все вышеперечисленные моменты и понять, как тот или иной человек пропускает через себя информацию и что для него представляет особую важность, используя определённые приёмы, от него можно добиться чего угодно. Но сначала должна быть проведена кропотливая работа с убеждениями и физиологическими особенностями.
Если менеджер будет упорно уговаривать воцерковлённую бабушку купить товар с бесовскими символами, он потерпит крах. Нужно вовремя предложить альтернативный вариант, чтобы покупка оказалась и ей приятной, и принесла выгоду компании. Здесь вступают в ход такие приёмы НЛП, как эмоционально значимые слова и создание позитивных ожиданий.
Если сотрудник сидит в закрытой позе (руки и ноги скрещены), трудно требовать повысить эффективность труда. Но, освоив метод отзеркаливания, позу можно открыть и беседовать уже более непринуждённо.
Основы
С чего начать изучение нейролингвистического программирования? Есть базовые, основные приёмы, разработанные ещё полвека назад Дж. Гриндером и Р. Бендлером и продолжающие совершенствоваться по сей день. Для начала нужно освоить их теоретически, чтобы потом научиться применять на практике.
1. Субъективный опыт: прошлое человека, которое оказывает на него огромное влияние.
2. Пресуппозиции — смысловые компоненты НЛП:
3. Репрезентативные системы: как человек получает информацию преимущественно извне (визуальные, аудиальные, кинестетические и дискретные образы).
4. Метамодели и метапрограммы.
5. Милтон-модели: пустая информация, которую человек наполняет сам в соответствии со своими убеждениями, желаниями, принципами.
Ключи доступа: одна-единственная вещь или фраза может заставить человека совершить действие.
Это основные теоретические принципы НЛП. Без их освоения добиться результатов на практике будет крайне сложно. Найти их подробные описания можно в научно-популярной литературе (список дан ниже).
Техники НЛП, дающие результаты
После освоения теории можно переходить к практике. Рекомендуемые техники для начинающих, которые при правильном использовании работают безотказно:
Осталось выяснить, как именно работает каждая технология из этого списка в конкретных ситуациях.
Сферы применения
В разных сферах жизни НЛП предлагает использовать разные методы воздействия на человека.
В продажах
Современный рынок перенасыщен товарами и услугами. Конкуренция невообразимая. И почему-то одни магазины и бренды процветают и держатся на плаву уже не один десяток лет, а другие исчезают уже через пару месяцев после открытия. Можно бесконечно выискивать ошибки и промахи последних, но сегодня всё чаще говорят о том, что просто одни умеют использовать техники манипулирования людьми (читайте: покупателями и клиентами), а другие даже не слышали об этом. Первые становятся успешными, судьба вторых — кануть в Лету.
Пошаговое руководство, как продавцы, менеджеры и мерчандайзеры используют техники НЛП.
1. Установить с покупателем раппорт (доверительные отношения) через:
2. Акцентировать внимание покупателя на конкретном товаре посредством:
3. Призвать покупателя к активному действию с помощью таких методов, как:
Чтобы увеличить продажи, техники НЛП активно используются и в рекламе:
Как показывает практика, техники НЛП обеспечивают высокий рост продаж.
В отношениях
Специалисты считают, что с помощью НЛП можно влюбить в себя любого человека. Как это сделать?
В разговоре с объектом заставьте его вспомнить что-нибудь приятное. Отныне он, видя вас, будет испытывать только положительные эмоции.
Изучите стиль одежды и манеры поведения звезды, которой восхищается ваш объект. Не копируйте образ полностью, но усвойте пару моментов и используйте их в общении.
Не рассказывайте о себе всё. Оставьте какую-то сторону неясной, но постоянно подводите свой объект обожания к этой таинственной двери, как бы приглашая зайти, но не открывайте её. Желание разгадать загадку приведёт к построению тех отношений, о которых вы мечтаете.
В любви тоже полезно использовать приёмы НЛП. Главное — не переборщить с ними и не перейти на голое манипулирование любимым человеком.
Методики нейролингвистического программирования для женщин:
Приёмы НЛП для мужчин:
Специалисты предупреждают, что техники манипулирования сознанием в отношениях нужно использовать крайне аккуратно, чтобы не скатиться на безликое и жестокое управление.
В образовании
Преподаватели в школах и других учебных заведениях тоже активно могут использовать НЛП:
Те педагоги, кто использует в своей деятельности методы НЛП, отмечают их невероятную эффективность. Они позволяют налаживать связь с детьми, помогают быстрее усваивать материал, быть более внимательными.
Боевое
Сейчас получило широкое применение так называемое боевое НЛП. Если вы думаете, что оно разработано для ведения военных действий, вы ошибаетесь. Его используют в обычной жизни, но далеко не с мирными целями. Под этим понятием скрывается использование психотерапевтических техник с целью агрессивного и глубокого воздействия на человека, откровенного манипулирования. В результате получается человек-зомби, который не раздумывая выполняет любой приказ.
Боевое НЛП активно используется в политике (в предвыборных кампаниях), бизнесе, сетевом маркетинге, при вербовке людей в секты, преступные сообщества и неформальные группировки.
Его жертвами становятся люди:
Профессионалы в области боевого НЛП сразу выцепляют таких людей из толпы по особым признакам и начинают их обрабатывать. Жертвами становятся подростки, старики, максималисты, религиозные фанатики, маргиналы. Именно из-за этого направления многие критикуют и не принимают техники нейролингвистического программирования, считая их агрессивными, подчас даже незаконными, неэтичными и негуманными.
Если вы стали жертвой агрессивного НЛП, необходимо оказывать противодействие человеку-манипулятору. Как его распознать и не поддаться, мы уже рассказывали.
Техника якорения
Среди специалистов по нейролингвистическому программированию есть одна крылатая и популярная фраза: «Говорим «якорь» — подразумеваем «НЛП», говорим «НЛП» — подразумеваем «якорь»». С этой техникой знакомы многие и даже часто используют в своей жизни, но мало кто знает, что в её основе лежат принципы рассматриваемой методики.
Что это такое
Если объяснять простым языком, в жизни каждого человека есть несколько якорей, которые привязывают их либо к отрицательным, либо к положительным эмоциям.
Кто-то не может смотреть на арбузы, потому что в детстве переел их до такого состояния, что попал в больницу. Длинноногая блондинка-секретарша увела мужа из семьи — и теперь все женщины подобного внешнего типа и такой профессии будут вызывать только негатив. Это якоря со знаком «минус». А есть они со знаком «плюс». Например, у каждого из нас есть «своя» песня, которая связана с приятными воспоминаниями. Сами они могут стереться из памяти, а вот приятное ощущение будет возникать снова и снова при её прослушивании.
Где используется
Техника якорения используется в жизни повсеместно. Например, чудодейственные таблетки, которые якобы избавляют от алкоголизма. На самом деле это обычное рвотное, которое, по инструкции, нужно выпить после употребления спиртного. В сознании человека отпечатывается негативный якорь: выпил алкоголь — начинается рвота. Так вырабатывается устойчивое неприятие этой связки. Чтобы избавиться от второго пункта, надо устранить первый.
Примеры якорей
Влюблённые пары активно используют якоря для упрочнения своих отношений:
Но, если пара расстаётся, все эти якоря кардинально меняются на знак «минус». Некогда любимые места для уединённых прогулок, песни, предметы могут вызывать боль из-за утраты.
Использование на практике
Как можно использовать данную технику на практике? Якоря призваны заменять отрицательные эмоции положительными.
Стоматология
Вряд ли найдутся люди, испытывающие положительные эмоции в кресле врача-стоматолога. Неприятный запах лекарств, звук бормашинки, неудобное положение, боль, уколы местной анестезии — таких моментов хоть отбавляй. Однако их можно перекрыть с помощью якоря со знаком «плюс». Наверняка у вас есть любимый аромат, который вызывает у вас приятные воспоминания. Может, вы улетаете от запаха яблок. Или любите, как пахнет море. У кого-то это Chanel №5 или Hugo Boss. Каждый раз перед походом к стоматологу капните соответствующими духами или эфирным маслом на тканевый носовой платок. Как только вам будет становиться плохо, подносите его к лицу.
В любви
В самые приятные моменты отношений (во время романтического свидания, просмотра фильма вдвоём, катания на колесе обозрения, уединённой прогулки) ненавязчиво производите одно и то же действие по отношению к любимому человеку. Это могут быть: круговые движения вашим пальцем по его ладони, лёгкое поглаживание запястья (локтя, мочки уха), сцепление рук в «замок», нежный поцелуй в висок.
Постоянный повтор одного и того же в такие моменты — якорение на положительные эмоции. А пригодится оно во время ссор или когда вам нужно будет что-то от партнёра. Ругаетесь и никак не можете его успокоить? Он никак не соглашается ехать на выходных к вашей маме? Подойдите и воспроизведите якорь. Если до этого вы всё делали правильно, вы сами удивитесь, насколько быстро ваш любимый пойдёт на компромисс.
В работе
Большинство стрессов современного человека связано с работой. Жёсткие, требующие нереальных результатов начальники, вечно сплетничающие и не дающие спокойно работать коллеги, дедлайны и цейтноты сводят с ума многих. Здесь как нельзя кстати придётся техника НЛП. Носите с собой вещь, которая связана с самыми приятными воспоминаниями. Это может быть обручальное кольцо, браслет с Эйфелевой башней из Парижа, тот же носовой платок с любимым ароматом. Во время стрессовой ситуации найдите 30 секунд, чтобы вдохнуть знакомый запах, прикоснуться к украшению. Произойдёт якорение и вы успокоитесь.
Профессиональное якорение
Психологи, психотерапевты и специалисты по НЛП часто используют технику искусственного якорения в своей практике. Оно глубже, чем то, что проводит человек самостоятельно, так как там сначала идёт наложение положительных эмоций на отрицательные, а затем уже стойкая подмена. Делается это буквально за несколько шагов.
Если всё было сделано правильно, отрицательные воспоминания и эмоции касательно какого-то определённого момента должны исчезнуть.
Упражнения
Многие люди, лишь поверхностно знакомые с НЛП, считают, что это в первую очередь техника манипулирования людьми. К сожалению, такое мнение сформировалось в условиях современного общества, в котором каждый успешный человек должен уметь добиваться своих целей любыми путями. Изначально же нейролингвистическое программирование было разработано как методика помощи тем, кто страдает от собственного несовершенства, комплексов и самоедства. Оно активно используется многими психологами для восстановления душевного равновесия и повышения самооценки. Но можно это сделать и самостоятельно.
Найдите для НЛП полезное практическое применение — избавьтесь от собственных тараканов в голове, освоив всего несколько упражнений.
«Это не слон — это муха!»
Согласитесь, что большинство проблем на самом деле представляют собой снежный ком. Человеку свойственно постоянно думать о том, что его тревожит, рассматривать это нечто со всех сторон, отыскивая какие-то новые грани. Домыслы, сомнения, страхи нарастают и любое незначительное неприятное происшествие превращается в огромный неразрешимый клубок трудностей.
В НЛП есть упражнение, которое предлагает пройти обратный путь и сделать из этого страшного раздутого слона маленькую и ничего не значащую муху.
Последний шаг. Теперь найдите в своей жизни нечто положительное, что гораздо глобальнее этой проблемы. Например, вас уволили, но дети-то живы и здоровы. Если б с ними что-то случилось, это было бы во сто раз больнее. Потеряли кошелёк? Зато у вас есть на карточке солидный НЗ. Вы же не стали после этого нищим и бомжом. Развелись? А разве после этого не стало легче дышать и не появилось больше свободного времени для себя любимой?
Одним словом, НЛП предлагает превращать плохих слонов в своей жизни в никчемных мух. Попробуйте сами и убедитесь в невероятной эффективности упражнения.
«Большая стирка»
Данное упражнение отлично работает, если какая-то отдельная картинка не даёт вам спокойно жить. Бывает так, что после неприятной ситуации хочется поскорее забыть про неё, но в сознании она то и дело всплывает в мельчайших подробностях, как это всё происходило. Из-за этого люди не могут засыпать, спокойно есть, общаться. Никакие отвлекающие манёвры (уйти с головой в работу, например) не помогают. Значит, пришла пора нейролингвистической практики.
Психологи и психотерапевты предлагают выполнять нейролингвистическое упражнение «Большая стирка» при паранойе и навязчивых мыслях.
«Мушкетёры 20 лет спустя»
Одно из самых простых и действенных упражнений НЛП, позволяющих увидеть, насколько незначительна та проблема, которая сейчас не даёт спокойно жить и мешает счастью. Многие практикуют его, даже не подозревая, что оно относится к технике нейролингвистического программирования.
Так что всё относительно. Даже если ребёнок завалил экзамен, это ещё ничего не значит. Пересдаст через год, пойдёт работать, добьётся в этой жизни всего сам через эту трудность. Не говоря уже о никчемной двойке за урок по математике. Да, неприятно. Но проведите воспитательную работу (в спокойных тонах) и забудьте об этом навсегда.
Для восстановления душевного равновесия и достижения гармонии внутри себя НЛП предлагает и другие упражнения:
Лучшие книги по НЛП
Прежде чем использовать НЛП для влияния на других людей, проверьте, как эта техника работает на вас самих. Начать стоит, изменив собственную жизнь к лучшему, создав идеальный «Я-образ», а затем уже экспериментировать в социуме.