Сфумато в живописи что это такое

Техника живописи Сфумато

Техника сфумато выполняется почти прозрачной тонкой штриховкой и позволяет сделать переходы между линиями, цветами и тонами. Эффект размытости похож на исчезающий дым. Термин происходит от итальянского «sfumate» — «приглушить» или «дымка». В живописи технику Леонардо да Винчи относят к процессу наслоения тонких глазурей полупрозрачной краски таким образом, что не остается никаких видимых мазков при переходах тонов или четких линий, разделяющих светлые и темные области.Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Сфумато применяется в стороне от координационного центра картины. Полутона сливаются в тень, цвет рассеивается в монохроматические темные оттенки, как на фотографическом изображении с плотным диапазоном фокусного расстояния. Техника включает использование ряда полупрозрачных слоев, чтобы получить поэтапный тональный спектр от темного к светлому.

Леонардо да Винчи

Великий мастер западной живописи эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи был сторонником сфумато: то есть, живопись без линий или границ, в виде дыма или вне фокальной плоскости. Вместо жестких границ, картина опирается на мягкие края и тонко упорядоченные переходы областей различного цвета и тональных значений. При правильном применении, это усиливает иллюзию глубины, атмосферы, но не ставит под угрозу структурную целостность объектов в пределах картины.

Работы Леонардо да Винчи чаще всего ассоциируется с этим термином — например, лицо Джоконды, особенно, глаза. Художник был мастером техники сфумато, так как она способствовала реализму и таинственности. Волосы, свечение кожи «Моны Лизы» Леонардо да Винчи создавал тончайшими слоями полупрозрачного цвета, что позволяет передать внутреннее эфирное и магическое свечение женских лиц.

В изобразительном искусстве сфумато в масляной живописи похоже на завесу дыма между картиной и зрителем. Способ Леонардо да Винчи существует, чтобы:

Сфумато менее известна в масляной живописи, чем глазурь, импасто или алла прима. Техника Леонардо да Винчи выполняется с помощью огромного количества тональных вариаций, слаживающих границы, и создает визуальную текстуру дыма. Контуры трудно различить, но можно догадываться об их расположении. В картинах нет резких линий, только призрачные тональные области, которые сцепляются и перетекают из одной в другую.

Секреты техники

Тонкая глазурь

Применение тонких глазурей является одним из таких способов — подмалевок модифицируется, сглаживается и совершенствуется с каждым последующим слоем масляной краски. Глазурь используется прозрачная, с достаточным количеством льняного масла для добавления к телесному цвету. Работа выполняется натуральными мягкими соболиными кистями. Соответствующие смеси цветов краски для работы — для кожи или фоновой тени, создаются на палитре, а затем, гладкой, прозрачной глазурью применяется в определенной области картины. Каждый слой скрывает и сглаживает небольшие неровности и следы кисти, создает мягкий блеск.Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Сухая кисть

Другой метод в сфумато – это использование сухой кисти. На заключительной стадии картины наносят небольшое количество масляной краски кончиком тонкой, но твердой кисти.

Ветошь и пальцы

Метод смазывания с использованием ветоши и пальцев.

Чистка

Сухая чистка аккуратно проводится на больших участках картины. Темные или бледные оттенки краски, слегка затененные в соответствующих областях, создают эффекты, как на рисунках мягким древесным углем. Контуры скрыты, а глубина тона усилена. С каждым слоем краски, цвет и текстура приобретают большее значение, чтобы сделать верхний гладкий мазок с минимальным количеством штрихов для эффекта сфумато. К концу сессии, сухую смесь краски наносили вокруг важнейших черт лица или объекта, а после высыхания подчищали. Очистка создает нерафинированное затенение. Затем поверх глазурей и очищенного участка наносится масляная краска, которая по тональности сливается с основной цветом выбранной области – это создает мягкие эффекты перехода.Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

В пастели

В конце прошлого века концепция сфумато стала применяться в пастельной живописи. Работы начинают походить на почти абстрактный эскиз. С помощью изменения давление кисти во время рисования, можно избежать эффекта обычного раскрашивания и создать ощущение глубины и атмосферности. В работах рекомендуется использовать размытый или влажный подмалевок в крупных формах, изменяя тональность и глубину цвета.

Чем больше подмалевок смягчает края, тем лучше эффект сфумато. Даже при использовании дополнительных цветовых схем для последующего подкрашивания, подмалевок поддерживает мягкий переход между областями. При нанесении пастели можно применять тонкие стачные мазки для постепенного перехода между цветами и тональностями. Этот едва различимый визуально способ позволяет стирать границу между объектами, не изменяя характер работы и улучшить внешний вид, формы и перспективу.

Сфумато — это тонкая градация тона, направленная на полное сглаживание острых краев и создание синергии между светом и тенью в картине. Тонкой штриховкой художник создает мягкие, незаметные переходы между цветами и оттенками. Леонардо да Винчи научил делать тонкую градацию, без линий или границ, от света к темным областям, и его последователи — Йохан Абелинг, Омар Галлиани, Стивен Макки, Тициан и другие продолжили использовать иллюзорные изображения атмосферных явлений и лиц в портретах.

Источник

Сфумато в технологии оптических просветов (ТОП)

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Введение цвета и усиление колорита – 4 и 5 этапы технологии оптических просветов (ТОП)

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Эволюция живописи – от наскальных рисунков до реалистичных композиций эпохи Возрождения

Сфумато в технологии оптических просветов (ТОП)

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Сфумато является одним из основных художественных приёмов технологии оптических просветов (ТОП), на котором базируется техника рисунка и живописи. Сфумато наиболее точно передаёт воздействие на объекты воздушной перспективы и является одним из лучших способов отображения живой реальности при равномерном освещении.

Гениальное изобретение Леонардо

Сфумато изобрел и внедрил в художественную практику Леонардо да Винчи, а эталоном использования этого приема является неподражаемая Мона Лиза (Джоконда).

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Когда в 2010 году картину подвергли рентгеновскому обследованию, выяснилось, что Леонардо наносил краски толщиной всего в пару микрон, а общая толщина красящего слоя не превышала 40 микрон. Для сравнения: диаметр человеческого волоса составляет 80-100 микрон, что в 40-50 раз больше, чем толщина мазка леонардовской кисти.

Характерные особенности сфумато

Сфумато с итальянского переводится как исчезающий, рассеивающийся, словно дым. Для этого метода характерны:

что усиливает иллюзию глубины пространства и реалистичности, поэтичности и загадочности. Недаром «улыбка Джоконды» является символом чего-то неуловимого и таинственного.

Сфумато присущи дымчатость и размытость заднего плана, которые позволяют сконцентрироваться на рассмотрении главного объекта картины. Контраст между светом и тенью в сфумато минимален, мазки и яркие цвета отсутствуют, переходы между тонами практически незаметны, фон лишён четкости и выразительности.

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Классическое сфумато предполагает использование глазури – полупрозрачных красок на масляной основе и лёгких кистей с мягкой щеткой, позволяющих создать невидимые мазки. Позднее возникла техника «сухой кисти», когда художник наносит небольшое количество сухого красителя и подчищает лишнее, чтобы на поверхности оставался лишь микронный слой. Часто художники для создания эффекта размытости используют метод смазывания пальцем или ветошью.

Сфумато в ТОП

Технология оптических просветов – это комплексная методика, которая базируется на технике «старых мастеров» и включает в себя современные приёмы и изобразительные материалы. Поэтому мы задействуем различные способы получения необходимых нам эффектов сфумато.

Аналог глазури в ТОП – это оптические смеси, которые, сочетаясь друг с другом и с предыдущими слоями, образуют новые оттенки. При помощи масляных лессировок создаётся глубина пространства и усиливается колорит. Метод «сухой кисти» применяется для создания недостающих оттенков, когда краска, словно незримая пыльца, покрывает целевые участки, делая их более утонченными, насыщенными или фактурными.

Почему нужно начинать с рисунка

В рисунке сфумато проявляется наиболее отчётливо и понятно, поэтому начинать лучше с работы над простыми композициями, используя метод «сухой кисти». Именно в рисунке закладывается навыки, позволяющие впоследствии создавать реалистичную живопись:

Источник

Пишем в стиле старых мастеров: сфумато и чиароскуро

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Существует два классических живописных стиля, ассоциирующихся со старыми мастерами: «сфумато» и «чиароскуро», и сходства между ними не больше, чем между куском сыра и угольком. Но мы все равно путаемся в этих двух соснах, часто не разбирая, какой художник использовал какую технику.

Сфумато и Леонардо

Сфумато использует тонкие переходы тонов с целью замаскировать четкие контуры и создать живое взаимодействие света и тени. Как объяснял один из крупнейших историков искусства Эрнст Гомбрих, «…это знаменитое изобретение Леонардо… благодаря размытым очертаниям и мягким тонам одна форма сливается с другой и всегда оставляет нам пространство для воображения».

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Да Винчи пользовался этой техникой с большим мастерством: улыбка Моны Лизы своей загадочностью обязана именно этому методу. Неуловимая улыбка будто тает, а нам остается лишь додумывать детали.

Как же именно Леонардо добился этого эффекта? Для всей картины он подобрал определенный диапазон тонов, объединяющих все полотно: это синие, зеленые и земляные оттенки одинаковой насыщенности. Яркие блики нарушили бы приглушенный колорит картины, поэтому мастер от них вовсе отказался. Леонардо принадлежит цитата: «Если вы желаете создать портрет, пишите в пасмурную погоду или с наступлением вечера».

Впрочем, сфумато работает и на фоне, а не только лишь в центральной части картины: средние тона мягко уходят в темноту, цвет растворяется в монохромных тенях, словно на фотографии с четко настроенным фокусом.

Чиароскуро и Рембрандт

На картинах Караваджо, Корреджо, и, конечно, Рембрандта подход совершенно иной: никаких нежных тоновых градаций, граница между светом и тенью четкая и жесткая. Центр композиции освещен очень ярко, будто светом прожектора, а окружение темное и мрачное – жгучие коричневые тона переходят в непроглядный черный.

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Это и есть чиароскуро, в буквальном переводе означающее «свет и тьма», техника, созданная для передачи эффектных драматических контрастов. Эффект достигается последовательным нанесением полупрозрачных коричневых тонов. К сожалению, коричневые краски, столь любимые мастерами Возрождения, зачасту. имели в своей основе смолы, и теперь многие полотна находятся в плачевном состоянии, так как смола все время просачивается сквозь холсты.

Достичь эффекта чиароскуро в наши дни вы можете с помощью последовательного нанесения умбры (или жженой умбры для более теплых оттенков). Помните, что если вы хотите нанести пятна света рядом с темными участками, вам следует сделать тон теплее, добавив в смесь красок красной краски – это уравновесит холодные тени.

Источник

Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения

«Техника «Сфумато» меняет мир перманентного макияжа»

«Купите плитку «Сфумато» в «Сантехнике-онлайн».

(фрагменты реальных рекламных текстов)

Владельцы салонов и магазинов смело используют слово «сфумато» в рекламе. Но их продукция носит лишь внешние, отдельные признаки этой живописной техники.

Я предлагаю углубить знания об этом необычном приеме. Это поможет Вам не только отличать сфумато от обычной светотени. Но Вы раз и навсегда убедитесь в гениальности ее создателя, Леонардо да Винчи.

Самое главное о сфумато

Если художник использует сфумато, то значит Вы НЕ увидите чётких линий и резких переходов от цвета к цвету.

Наоборот, один цвет будет мягко перетекать в другой. При этом создаётся иллюзия еле заметной дымки между зрителем и изображением. С итальянского sfumato как раз и переводится, как дымка.

Эталонное сфумато мы видим в изображении лица «Моны Лизы».

Очень мягкие тени наложены в уголках рта и вокруг глаз. Если смотреть на портрет с разных углов зрения, то кажется, что выражение лица меняется.

Очертания лица тоже смягчены. Мы словно видим обволакивающий женщину воздух. Поэтому создаётся ощущение, что этот воздух она наберёт в грудь и вздохнёт.

Леонардо сделал все, чтобы Мона Лиза казалась живой.

Я долго заблуждалась. Думала, что все просто: наносишь мягкие тени и растушёвываешь линии. Вуаля, вот вам и сфумато.

На самом деле все гораздо-гораздо сложнее. Ведь масляные краски не растушуешь.

Посмотрите на деталь Моны Лизы в приближении.

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое Деталь картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Что Вы видите необычного?

Хорошо, давайте сравним. С деталью портрета молодого человека Боттичелли. Чем их техники принципиально отличаются?

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое Справа: Боттичелли. Портрет молодого человека. 1483 г. Национальная галерея Лондона

У Боттичелли мы видим мазки. У Леонардо словно и нет мазков. Вообще. Даже очень мелких. Вы можете сколько угодно приближать изображение, Вы их не увидите. Даже под микроскопом. И с помощью рентгена тоже не увидите.

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Секретное сфумато Леонардо

Леонардо был новатором. Поэтому обычная светотень его не устраивала. Он хотел, чтобы его герои на картинах оживали.

Он обратил внимание, что в природе линий нет. А значит их не должно быть и на холсте, решил Леонардо.

Он долго экспериментировал. Даже пускал дым в помещении, пока работал над портретами. И изобрёл свою собственную технику.

С помощью лупы Леонардо наносил очень маленькие мазки. Каждый мазок длиной в одну сороковую миллиметра.

После этого на сеть красочных мазков он наносил тончайший слой светло-жёлтой краски цвета грунтовки. Слой получался в 1-2 микрометра. Это очень-очень мало. Для сравнения – диаметр человеческого волоса – 80 микрометров.

И так 20-30 раз. Слой микро-мазков, слой краски. В результате получилось невообразимое. Ни одной линии, ни одного мазка.

Как Вы уже догадались, с помощью такой техники за неделю картину не напишешь. Вот почему Леонардо возил Мону Лизу с собой до конца жизни. Он возвращался к работе над портретом в течение 16 лет.

Кто ещё использовал сфумато

Леонардо любил делиться своими изобретениями. Технике «сфумато» он тоже обучал других художников. Поэтому она так распространена именно в Эпоху Возрождения, среди его современников.

Эту технику использовали Джорджоне и Корреджо.

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое Слева: Джорджоне. Портрет мужчины. 1506 г. Музей Сан-Диего. Справа: Антонио Корреджо. Мадонна Кампори. 1517 г. Галерея Эстенсе, Модена

Мне кажется, Корреджо переборщил с туманной пеленой. Изображение получилось не то что живое, а скорее вне фокуса.

У Джорджоне сфумато и правда работает на оживление. Его мужчина очень реалистичен.

Самым старательным учеником был Рафаэль. Он любил учиться у других и перенимал чужие методы очень точно. В том числе сфумато.

Сравните лица Маргариты Лути и Сикстинской Мадонны в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”

Но непревзойденным мастером сфумато так и остался Леонардо. Другие художники его использовали в облегчённом варианте.

Далеко не у всех было время работать годами над одной картиной. Да и наносить микроскопические мазки было сложнейшим навыком. Только Леонардо это и умел.

С чем можно спутать сфумато

Сфумато часто путают с кьяроскуро.

И тот, и другой приём используют для перехода от света к тени. Но если сфумато делает этот переход мягким. То кьяроскуро делает его резким.

Визуально разница получается в цветовом контрасте.

Если контраст сильный, то появляется эффект театральности. Как будто герои и предметы освещены сценическим прожектором. Это называется кьяроскуро.

Посмотрите, насколько в «Поцелуе Иуды» свет и тьма резко контрастируют. Свет выхватывает из тёмного пространства части лиц и рук. Все очерчено очень четко.

А теперь сравните Мону Лизу и деталь «Поцелуя Иуды».

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Сразу становится понятно, что сфумато – это общая приглушённость, растушеванность. А тенебросо – это резкий контраст между освещенными участками и затемнёнными.

При этом кьяроскуро и сфумато могут использоваться в одной картине.

Тот же Леонардо мастерски использовал оба приема. Особенно наглядным является его Иоанн Креститель.

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж.

Заключение

Итак, перед Вами техника сфумато, если:

Проверьте себя

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины. 1485 г. Штедель, Франкфурт-на-Майне

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое Леонардо да Винчи. Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом. 168 х 112 см. 1505 г. Лувр, Париж

Если на первый вопрос Вы ответили нет, а на второй – да, значит Вы все правильно усвоили.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Источник

Оксана Копёнкина о сфуматто

Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

ПОЧЕМУ МЫ ВОСХИЩАЕМСЯ ЖИВОПИСЬЮ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

«Техника «Сфумато» меняет мир перманентного макияжа»

«Купите плитку «Сфумато» в «Сантехнике-онлайн».

(фрагменты реальных рекламных текстов)

Владельцы салонов и магазинов смело используют слово «сфумато» в рекламе. Но их продукция носит лишь внешние, отдельные признаки этой живописной техники.

Я предлагаю углубить знания об этом необычном приеме. Это поможет Вам не только отличать сфумато от обычной светотени. Но Вы раз и навсегда убедитесь в гениальности ее создателя, Леонардо да Винчи.

Самое главное о сфумато

Если художник использует сфумато, то значит Вы НЕ увидите чётких линий и резких переходов от цвета к цвету.

Наоборот, один цвет будет мягко перетекать в другой. При этом создаётся иллюзия еле заметной дымки между зрителем и изображением. С итальянского sfumato как раз и переводится, как дымка.

Эталонное сфумато мы видим в изображении лица «Моны Лизы».

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Очень мягкие тени наложены в уголках рта и вокруг глаз. Если смотреть на портрет с разных углов зрения, то кажется, что выражение лица меняется.

Очертания лица тоже смягчены. Мы словно видим обволакивающий женщину воздух. Поэтому создаётся ощущение, что этот воздух она наберёт в грудь и вздохнёт.

Леонардо сделал все, чтобы Мона Лиза казалась живой.

Я долго заблуждалась. Думала, что все просто: наносишь мягкие тени и растушёвываешь линии. Вуаля, вот вам и сфумато.

На самом деле все гораздо-гораздо сложнее. Ведь масляные краски не растушуешь.

Посмотрите на деталь Моны Лизы в приближении.

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Что Вы видите необычного?

Хорошо, давайте сравним. С деталью портрета молодого человека Боттичелли. Чем их техники принципиально отличаются?

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Справа: Боттичелли. Портрет молодого человека. 1483 г. Национальная галерея Лондона

У Боттичелли мы видим мазки. У Леонардо словно и нет мазков. Вообще. Даже очень мелких. Вы можете сколько угодно приближать изображение, Вы их не увидите. Даже под микроскопом. И с помощью рентгена тоже не увидите.

Секретное сфумато Леонардо

Леонардо был новатором. Поэтому обычная светотень его не устраивала. Он хотел, чтобы его герои на картинах оживали.

Он обратил внимание, что в природе линий нет. А значит их не должно быть и на холсте, решил Леонардо.

Он долго экспериментировал. Даже пускал дым в помещении, пока работал над портретами. И изобрёл свою собственную технику.

С помощью лупы Леонардо наносил очень маленькие мазки. Каждый мазок длиной в одну сороковую миллиметра.

После этого на сеть красочных мазков он наносил тончайший слой светло-жёлтой краски цвета грунтовки. Слой получался в 1-2 микрометра. Это очень-очень мало. Для сравнения – диаметр человеческого волоса – 80 микрометров.

И так 20-30 раз. Слой микро-мазков, слой краски. В результате получилось невообразимое. Ни одной линии, ни одного мазка.

Как Вы уже догадались, с помощью такой техники за неделю картину не напишешь. Вот почему Леонардо возил Мону Лизу с собой до конца жизни. Он возвращался к работе над портретом в течение 16 лет.

Кто ещё использовал сфумато

Леонардо любил делиться своими изобретениями. Технике «сфумато» он тоже обучал других художников. Поэтому она так распространена именно в Эпоху Возрождения, среди его современников.

Эту технику использовали Джорджоне и Корреджо.

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Джорджоне. Портрет мужчины

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Корреджо. Мадонна Кампори

Слева: Джорджоне. Портрет мужчины. 1506 г. Музей Сан-Диего. Справа: Антонио Корреджо. Мадонна Кампори. 1517 г. Галерея Эстенсе, Модена

Мне кажется, Корреджо переборщил с туманной пеленой. Изображение получилось не то что живое, а скорее вне фокуса.

У Джорджоне сфумато и правда работает на оживление. Его мужчина очень реалистичен.

Самым старательным учеником был Рафаэль. Он любил учиться у других и перенимал чужие методы очень точно. В том числе сфумато.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Но непревзойденным мастером сфумато так и остался Леонардо. Другие художники его использовали в облегчённом варианте.

Далеко не у всех было время работать годами над одной картиной. Да и наносить микроскопические мазки было сложнейшим навыком. Только Леонардо это и умел.

С чем можно спутать сфумато

Сфумато часто путают с кьяроскуро.

И тот, и другой приём используют для перехода от света к тени. Но если сфумато делает этот переход мягким. То кьяроскуро делает его резким.

Визуально разница получается в цветовом контрасте.

Если контраст сильный, то появляется эффект театральности. Как будто герои и предметы освещены сценическим прожектором. Это называется кьяроскуро.

Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, Дублин

Посмотрите, насколько в «Поцелуе Иуды» свет и тьма резко контрастируют. Свет выхватывает из тёмного пространства части лиц и рук. Все очерчено очень четко.

А теперь сравните Мону Лизу и деталь «Поцелуя Иуды».

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Метод сфумато

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Караваджо. Поцелуй Иуды. Фрагмент

Сразу становится понятно, что сфумато – это общая приглушённость, растушеванность. А тенебросо – это резкий контраст между освещенными участками и затемнёнными.

При этом кьяроскуро и сфумато могут использоваться в одной картине.

Тот же Леонардо мастерски использовал оба приема. Особенно наглядным является его Иоанн Креститель.

Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж.

Заключение

Итак, перед Вами техника сфумато, если:

Проверьте себя

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Сфумато в живописи что это такое. Смотреть фото Сфумато в живописи что это такое. Смотреть картинку Сфумато в живописи что это такое. Картинка про Сфумато в живописи что это такое. Фото Сфумато в живописи что это такое

Если на первый вопрос Вы ответили нет, а на второй – да, значит Вы все правильно усвоили.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *