Сфера соц обслуживания это что такое
Социальное обслуживание: понятие, принципы, формы
Социальное обслуживание рассматривается в двух аспектах, которые связаны между собой: экономическом и правовом. Услуга, предоставляемая в рамках социального обслуживания является одним из видов потребительской стоимости и не влияет на благосостояние людей.
Можно выделить материальные и нематериальные услуги. К материальным услугам относятся: транспорт, связь, торговля и т.д.. К нематериальным услугам относятся: просвещение, здравоохранение, искусство, кредитование, страхование.
В словаре социальной работы социальное обслуживание определяется так:
Федеральный закон “Об основах социального обслуживания в Российской Федерации” дает следующее определение:
Понятие “социальная услуга” трактуется как деятельность по оказанию помощи клиентам социальной службы, то есть гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Социальное обслуживание предоставляет услуги в неденежной форме. Граждане, которые не в состоянии себя обслуживать в силу солидного возраста, нуждаются прежде всего в тех услугах, которые обеспечивают их жизнедеятельность: питание, уход. Свою жизнь они не могут организовать без помощи.
Особенностью социальной услуги является и то, что она не только направлена на преодоление тяжелых жизненных обстоятельств, но и на их прогнозирование и предупреждение.
Социальная услуга направлена на удовлетворение потребностей человека, на помощь в решении образовавшихся проблем, их прогнозирование и предупреждение
Субъекты правоотношений по социальному обслуживанию
Субъектами правоотношений являются органы государственной власти, субъектов РФ, организации, занимающиеся предпринимательством в области социального обслуживания с одной стороны и клиенты социальной службы, люди, находящиеся в тяжелых жизненных обстоятельствах, нуждающиеся в социальных услугах, с другой.
Иностранные граждане, лица, не имеющие гражданства имеют право пользоваться социальными услугами, равно как и российские граждане.
Трудная жизненная ситуация
Социальная услуга предоставляется при наступлении конкретных юридических фактов, которые в документах называются трудной жизненной ситуацией.
Если обратиться к юридической литературе, то тяжелыми жизненными обстоятельствами называют события, которые значимы для человека и связаны с его потребностями, ценностями. Эти события оказывают влияние на поведение, состояние, мировоззрение человека. Жизненные ситуации бывают устоявшимися и трудными. Трудные ситуации нарушают привычный порядок жизни, ставят перед человеком неразрешимые проблемы. Если такая ситуация наступает, человек чувствует себя беспомощным, его будущее неопределенно, возникает новая система требований к субъекту, а в результате стресс, психологический срыв, психическое расстройство.
Когда человек не в состоянии справиться с наступившими обстоятельствами, государство оказывает помощь в их преодолении.
Потеря имущества в результате стихийного бедствия требует немедленных социальных действий: размещения пострадавших, организации питания, медицинской помощи, мероприятий по восстановлению документов, обеспечения одеждой и предметами первой необходимости.
В трудной жизненной ситуации может оказаться как отдельный человек, так и семья. Можно выделить несколько категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи государства:
Социальные услуги могут быть предоставлены семьям следующих категорий:
Помощь государства людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ имеют полномочия создавать службы и осуществлять деятельность в сфере социального обслуживания. Инвалидам гарантируется трудовая занятость, органы образования, соц.защиты, здравоохранения воспитывают, обучают, лечат детей-инвалидов. Существует программа индивидуальной реабилитации инвалидов.
Образуются специальные организации, которые оказывают социальные услуги. Это комплексные центры по оказанию социальных услуг, центры помощи семье, социально-реабилитационные учреждения, приюты, центры экстренной психологической помощи, ночлежные дома, дома для престарелых, дома-интернаты для инвалидов, геронтологические центры и др.
Социальная сфера
Общество состоит из четырех основных сфер: политической, экономической, социальной и духовной. Для каждой из них отведены свои задачи.
Что такое социальная сфера
Существует несколько определений социальной сферы.
Социальная сфера жизни общества представляет собой систему, организованную для удовлетворения материальных и духовных человеческих потребностей.
Она включает в себя:
Образовательные и воспитательные учреждения (детские сады, школы, кружки по интересам, колледжи, университеты);
Организации, занимающиеся медицинским обслуживанием (больницы, госпитали, поликлиники, медицинские центры, лаборатории);
Культурные организации (музеи, дворцы и дома культуры, парки культуры и отдыха, цирки, театры, концертные залы, ботанические сады, галереи);
Спортивные организации (спортивные клубы, футбольные и хоккейные лиги, спортивные школы, секции, центры);
Социальное обеспечение (организации, оказывающие материальную помощь старикам, лицам, лишившимся трудоспособности, матерям-одиночкам, безработным, лицам без определенного места жительства);
Пассажирский транспорт, связь.
Таким образом, благодаря многочисленным организациям, социальная сфера общественной жизни обеспечивает условия труда и отдыха, заботится о физическом развитии человека, его здоровье, образовании.
Согласно другому подходу, социальная сфера представляет демографические группы населения, отличающиеся между собой по возрасту, полу, личным особенностям. В этом случае социальная сфера общества включает в себя: стариков, детей, подростков, мужчин, трудоспособных граждан, женщин, пенсионеров.
Третье определение универсальное: социальная сфера общества – это поле деятельности людей, объединенных в различные социальные общности. Эти группы различаются между собой уровнем образования, дохода, доступом к власти.
Задачи, цели и основные направления в социальной сфере
Социальная сфера занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, обеспечивает потребности человека в жилье, продуктах питания, одежде, медицинском обслуживании.
Задачи, цели социальной сферы: устройство благоприятных социальных отношений между группами, индивидуумами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.
Основным направлением в социальной сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения.
Элементы социальной сферы
Социальная сфера имеет сложную структуру, состоит из разнообразных элементов: наций, этносов, классов.
К элементам социальной сферы относятся:
Этническая составляющая. В современности особой общностью является народ;
Территория. Каждая общность людей проживает на определённой территории (страна, город, посёлок);
Классовая составляющая. Неравенство доходов, уровня жизни, разделение труда приводят к появлению классов общества. В современном мире определение «класс» заменено на понятие «социальные группы»;
Экономическая составляющая. Данный элемент основывается на доходах членов общества и регулируется степенью доходов граждан страны;
Профессионально-образовательная составляющая. Различие между людьми проявляется по социально-профессиональному признаку (умственный или физический труд) и по уровню образования (среднее, высшее);
Семейно-брачная составляющая. Одним из институтов социальной сферы является семья, которая основывается на браке, общей бытовой жизни, взаимопомощи, ответственности;
Демографическая составляющая. К демографическому элементу относится:
учёт численности населения;
процентное соотношение полов;
Назначение социальной сферы
Социальная сфера по своему целевому назначению заключается:
в развитии человеческих ресурсов;
обслуживание населения на бытовом, торговом, жилищном и других уровнях;
социальная защита по системе оказания материальной помощи, страхования, обеспечения условий труда и жизни.
Социальная сфера и благосостояние граждан страны
В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно получить представление о благосостоянии граждан страны.
Именно в этой области находятся все отрасли, имеющие важное значения для качественной жизнедеятельности людей:
здравоохранение. Важно качество бесплатного медицинского обслуживания и количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием;
образование. Здесь имеет значение доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;
социальное обеспечение. Это социальные программы, которые направлены на помощь малоимущим людям или многодетным семьям
культура. Посещение объектов культуры с предметами достояния народа должно быть доступно всем слоям населения. Здесь так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;
спорт и физическое воспитание. Главной задачей в этой области является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения.
Таким образом, если во внутренней политике государства социальная сфера занимает одно из ведущих мест, то можно сказать о процветании населения страны.
Существующие проблемы и функции социальной сферы
Существующие проблемы социальной сферы
Главной проблемой общества является неравенство доходов населения страны.
С развитием общества используются два пути решения данной проблемы, а именно:
предоставление равных возможностей каждому члену общества для обустройства своей жизни;
предоставление определённых благ для обеспечения достойной жизни гражданам страны. Здесь успех зависит от личных стараний и усилий гражданина.
Стоит отметить, что немаловажной проблемой в последние годы стало достижение равноправия мужчин и женщин.
Однако при этом, на женщин ложится двойная нагрузка (работа на предприятии и работа по дому).
Это оборачивается для общества ослаблением семейного уклада, которое заключается в сокращении рождаемости, отсутствии должного контроля родителями за поведением детей.
Функции социальной сферы
Основной функцией социальной сферы является обеспечение воспроизводства жизнедеятельности членов общества.
Являясь самостоятельной подсистемой, социальная сфера взаимодействует с политической, экономической, и духовной областями.
В совокупности все вышеперечисленные подсистемы существуют, как среда для развития и воспроизводства населения страны.
Кроме этого к функциям социальной сферы относятся:
регулирование распределения, потребления и обмена совместного производимого продукта или блага;
обеспечение безопасности граждан страны;
предоставление членам общества минимально необходимых потребностей;
поддержка нетрудоспособных слоёв населения страны;
обеспечение взаимодействия между различными социальными институтами;
формирование и развитие творческих качеств у граждан страны.
Основные статьи расходов в социальной сфере
Основные статьи расходов в социальной сфере это:
социальные программы по защите прав и обеспечения граждан.
Управление социальной сферой
Управление социальной сферой осуществляют институты власти и находящиеся в их ведомствах государственные учреждения.
Объекты, осуществляющие контроль по организации необходимых мер и выполнению социальных программ, которые необходимы для улучшения качества жизни населения страны, подразделяются на региональные, областные или местные учреждения.
К целям социальной деятельности государственных учреждений относятся:
охрана здоровья и жизни населения страны;
обеспечение равных прав на образование и работу для всех граждан страны;
обеспечение населения страны доступным жильем;
пенсионное обеспечение после выхода гражданина на пенсию;
право на самовыражение и творческое развитие.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан РФ
Граждане, нуждающиеся в услугах социального характера, должны иметь представление о том, где они могут получить соответствующую помощь. Существует несколько видов организаций социального обслуживания, сотрудники которых оказывают соцуслуги на дому, в стационаре или в форме полустационарной помощи. Содействие в решении текущих вопросов при организации деятельности социальных учреждений оказывают попечительские советы, сформированные специально для этих целей.
Виды организаций, оказывающих услуги населению в сфере социального обслуживания
Статья 23 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (далее — Закон) определяет, что организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие:
Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 17.04.2014 г. № 258н утверждена Примерная номенклатура организаций социального обслуживания населения, включающая:
1. организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание граждан:
2. Организации по оказанию социальных услуг, осуществляющие полустационарное социальное обслуживание:
3. Организации РФ, осуществляющие социальное обслуживание на дому:
В состав организаций, предоставляющих социальные услуги в форме полустационарного обслуживания, могут быть включены отделения стационарного социального обслуживания и отделения социального обслуживания на дому.
4. Организации, осуществляющие срочное социальное обслуживание:
Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 24.11.2014 г. № 934н утверждены Методические рекомендации по расчету потребностей субъектов РФ в развитии сети государственных организаций социального обслуживания, в соответствии с которыми данный расчет рекомендуется осуществлять с учетом нуждаемости получателей социальных услуг в различных формах социального обслуживания, особенностей региона, в том числе плотности населения, дорожной и транспортной инфраструктуры, природно-климатических, географических, демографических, социально-экономических и иных особенностей субъекта РФ.
Организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации Ростовская область
Более подробно деятельность организаций социального обслуживания урегулирована в нормативно-правовых актах субъектов РФ. Например, согласно Ст. 17 закона Ростовской области от 03.09.2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» организациями социального обслуживания субъекта Российской Федерации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм являются:
Типы организаций сферы социального обслуживания по оказанию услуг населению Москвы
В соответствии со ст. 32 закона г. Москвы от 9.07.2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в г. Москве, к организациям, осуществляющим социальное обслуживание стационарного типа, относятся:
К организациям по оказанию социальных услуг населению в полустационарной форме относятся:
К организациям, оказывающим социальные услуги населению на дому, относятся:
К организациям, осуществляющим срочное социальное обслуживание граждан, относятся:
Кроме того, закон упоминает о существовании «иных организаций социального обслуживания».
Нормативы штатной численности организаций социального обслуживания
Приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 24.11.2014 г. № 940н утверждены Правила организации деятельности организаций социального обслуживания в Российской Федерации, их структурных подразделений, которые:
определяют порядок организации деятельности организаций социального обслуживания и их структурных подразделений, предоставляющих социальные услуги в сфере социального обслуживания.
Определяют рекомендуемые нормативы штатной численности и перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания граждан РФ, оказывающих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;
Например, указанным правовым актом-установлены следующие рекомендуемые нормативы штатной численности организации социального обслуживания – дома-интерната для престарелых и инвалидов:
Административно-хозяйственная часть
Социальное обслуживание
Понятие и принципы социального обслуживания
Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ является социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми и других категорий населения, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение их потребностей.
Правовую базу, необходимую для осуществления социального обслуживания, составляют Федеральные законы, адресованные различным группам населения, – престарелым, инвалидам, ветеранам, детям, беженцам, вынужденным переселенцам и другим.
Рамочным законом, устанавливающим основы правового регулирования отношений по предоставлению социальных услуг, является Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195 «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация, которая не относится к традиционным социальным рискам. Например, жестокое обращение в семье никак не связано с утратой заработка (дохода от трудовой деятельности) или дополнительными расходами на содержание нетрудоспособных членов семьи, но, безусловно, вызывает необходимость в защите ребенка со стороны государства и общества.
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.
Право на социальное обслуживание имеют граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, если иное не установлено международными договорами РФ.
Социальное обслуживание, как часть системы социального обеспечения, находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. К полномочиям федеральных органов государственной власти относится установление основ федеральной политики и принятие федеральных законов в области социального обслуживания, а также контроль за их исполнением. Органы государственной власти субъектов РФ вне пределов полномочий федеральных органов государственной власти осуществляют собственное правовое регулирование отношений по социальному обслуживанию населения. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся: разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания; определение структуры органов управления социальным обслуживанием и организация их деятельности; создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания и др.
Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:
1) Адресность, т.е. предоставление социальных услуг конкретному лицу в соответствии с его потребностями. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется органами социальной защиты населения по месту их жительства. Информацией о детях-сиротах, многодетных и неполных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах – миграционная служба, о лицах без определенного места жительства – органы внутренних дел и пр.
2) Доступность, т.е. оказание социальных услуг бесплатно или с частичной оплатой стоимости в соответствии с территориальными перечнями, утвержденными высшими органами исполнительной власти субъектов РФ. Перечни социальных услуг определяются с учетом потребностей тех групп населения, для которых они предназначены. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Качество услуг должно соответствовать государственным стандартам.
3) Добровольность означает, что социальное обслуживание осуществляется только на основании обращения заинтересованного лица или его законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время можно отказаться от получения социальных услуг.
4) Гуманность подразумевает, что лица, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускается в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Работники стационарных учреждений, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
5) Приоритетность предоставления несовершеннолетним обусловлена повышенной социальной уязвимостью детей в силу возраста. Социальное государство ставит своей приоритетной задачей особую заботу обо всех детях, в том числе тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию.
6) Конфиденциальность, означает, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.
На принципы студентам следует обратить особое внимание, т.к. они образуют основу правового статуса личности в сфере социального обслуживания.
Законодательство предусматривает следующие виды социального обслуживания:
Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
В учреждениях социального обслуживания предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты. Постановлением Правительства РФ от 22.08.2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» утверждено Положение об оказании такой помощи.
В государственных учреждениях социальные услуги предоставляются бесплатно:
Платные социальные услуги оказываются государственными социальными службами в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ. Негосударственные социальные учреждения предоставляют социальные услуги на платной основе в порядке, утвержденном ими самостоятельно.
Право социального обеспечения регулирует только те отношения, которые возникают в связи с предоставлением бесплатных или частично-платных услу г. Условия предоставления платных услуг регламентируются нормами гражданского права.
Все виды социальных услуг, оказываемые как государственными (или муниципальными) учреждениями, так и индивидуальными предпринимателями или коммерческими организациями должны соответствовать стандартам, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 24.11.2003 г.
Студентам необходимо знать основания оказания социальных услуг, виды социального обслуживания, права и обязанности субъектов социального обслуживания, уметь раскрыть содержание принципов социального обслуживания.
Социальное обслуживание на дому и в полустационарных учреждениях
Социальное обслуживание на дому и в полустационарных учреждениях предоставляется лицам, не нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Оно направлено на максимально возможное продление пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов в привычной для них социальной среде в целях поддержания их социального статуса.
К числу надомных социальных услуг относятся:
Если гражданин проживает в жилом помещении без центрального отопления и (или) водоснабжения, то в число надомных социальных услуг, входит содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
По Распоряжению первого заместителя Мэра г.Москвы от 04.07.2007 г. № 115-РЗМ социальные услуги на дому предоставляются пенсионерам и инвалидам в соответствии с их потребностями в целях обеспечения надлежащего санитарно-эпидемиологического благополучия, улучшения качества и комфортности проживания. Право на их получение имеют одинокие и одиноко проживающие пенсионеры и инвалиды, которые по состоянию здоровья частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, при наличии постоянной регистрации в г.Москве.
Постановка на социальное обслуживание на дому производится на основании письменного заявления на имя директора центра социального обслуживания. В недельный срок с момента получения заявления проводится проверка содержащихся в нем сведений, в частности, обследование материально-бытовых условий проживания заявителя. Кроме того, из ПФР запрашиваются данные о размере получаемой пенсии, а из лечебно-профилактического учреждения – заключение о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию на дому.
На основании представленных документов в недельный срок принимается решение о зачислении заявителя на постоянное или временное социальное обслуживание на дому, видах услуг и периодичности их оказания, размерах оплаты или мотивированный отказ в удовлетворении заявления.
С лицом, принятым на социальное обслуживание на дому на условиях частичной или полной оплаты, заключается письменный договор.
Лица пожилого возраста и инвалиды должны быть ознакомлены с перечнем и содержанием социальных услуг, условиями и правилами их предоставления, а также с правилами поведения при социальном обслуживании на дому.
В учреждениях дневного пребывания предоставляются социальные услуги пожилым людям и инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним. В число таких услуг могут входить лечебное питание, лечебная физкультура, массаж, различные виды консультационных услуг (психологические, педагогические, юридические и др.), социально-культурные мероприятия (просмотр кинофильмов, посещение музеев, выставок, экскурсии и т.п.).
Для лиц без определенного места жительства и занятий (прежде всего престарелых и инвалидов) создаются специализированные учреждения полустационарного типа – дома ночного пребывания, социальные гостиницы, социальные приюты и т.п.
В домах ночного пребывания предоставляются:
Койко-место для ночлега выделяется бесплатно одному лицу на срок не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году, на более продолжительный срок – за плату, устанавливаемую органом исполнительной власти субъекта РФ. При наличии свободных коек ночлег может предоставляться за плату и другим категориям граждан.
В дом ночного пребывания принимаются как лица, обратившиеся самостоятельно, так и направленные органами внутренних дел или органами социальной защиты.
Противопоказаниями к приему в дом ночного пребывания являются:
Лица, у которых обнаружены указанные заболевания, а также повышенная температура, сыпь неясной этиологии, подлежат направлению в учреждения здравоохранения.
Стационарное социальное обслуживание
В стационарных учреждениях социальные услуги предоставляются лицам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Им создаются необходимые условия жизнедеятельности, а именно, оказывается медицинская, психологическая и социальная помощь, питание и уход, организуется занятие посильной трудовой деятельностью, проведение отдыха и досуга.
С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр.
В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются лица пенсионного возраста, а также инвалиды старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от двух до шести месяцев.
Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
Лица, проживающие в стационарах, имеют право:
Администрация стационара обязана:
Печальным и тревожным явлением современной России служит постоянное увеличение числа беспризорных детей и детей-сирот. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения (центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.).
Право на прием в учреждение имеют следующие категории несовершеннолетних:
Не допускается помещение в учреждение детей с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства, а также находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, совершивших преступление.
Протезно-ортопедическая помощь
Право инвалидов на протезно-ортопедическую помощь закреплено в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. (ст.27) и в Федеральном законе от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст.28). Постановлением Правительства РФ от 12.12.2004 г. № 771 утверждены Правила обеспечения в 2005 г. инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета. Федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, установлен распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р.
Заявление о предоставлении или замене технического средства реабилитации (протеза, протезно-ортопедического изделия и т.п.) подается в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ (ФСС) по месту жительства вместе с паспортом и индивидуальной программой реабилитации. Это заявление должно быть рассмотрено в 15-дневный срок.
О постановке на учет территориальный орган ФСС уведомляет заявителя и высылает направление на получение (изготовление) необходимого средства (изделия) в организации, отобранной по конкурсу.
Если техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, а также если он приобрел его за свой счет, то выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости того изделия, которым должен быть обеспечен инвалид по индивидуальной программе реабилитации. Решение о выплате компенсации принимается территориальным органом ФСС на основании заявления и документов, подтверждающих фактические расходы. Выплата производится путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет.
Отказ инвалида (ветерана) от получения технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, а также приобретение изделия, не рекомендованного индивидуальной программой реабилитации, не дают права на получение компенсации.
Выданные бесплатно изделия не подлежат отчуждению (продаже или дарению) третьим лицам.
Ремонт выданных средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, осуществляется бесплатно на основании поданных заявлений.
Замена технических средств реабилитации производится по решению органа ФСС по истечении срока пользования при невозможности ремонта или при внесении учреждением МСЭ изменений в индивидуальную программу реабилитации. Замена осуществляется при условии сдачи старых изделий. Технические средства реабилитации, протезы, протезно-ортопедические изделия, приобретенные самостоятельно по цене, превышающей размер полученной компенсации, в случае их замены остаются в собственности инвалида (ветерана).
Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями устанавливаются Минзравсоцразвития РФ.
Первичное и сложное протезирование проводится в лечебно-профилактических учреждениях или стационарах протезно-ортопедических предприятий.
Расходы на проезд инвалида и сопровождающего его лица к месту нахождения протезно-ортопедического предприятия, а также на проживание (в случае изготовления протезов в амбулаторных условиях), возмещаются протезно-ортопедическим предприятием за счет средств бюджета ФСС при предъявлении документов.
Оплата расходов на проживание производится не более чем за 7 дней в одну поездку. По решению территориального органа ФСС оплата может производиться не более чем за 14 дней при условии изготовления протеза в течение одной поездки.
Финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели ФСС РФ, а инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, – за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание учреждений и органов, исполняющих наказания.
Обеспечение инвалидов транспортными средствами
На основании Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 561 транспортные средства (легковые автомобили) предоставляются за счет средств федерального бюджета инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, а также участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин. Права на бесплатное получение автомобиля не имеют лица, инвалидность которых возникла в результате совершения ими противоправных действий. Необходимыми условиями являются наличие медицинских показаний и постановка на учет до 01.01.2005 г. в органах социальной защиты населения по месту жительства.
Автомобили предоставляются инвалидам в безвозмездное пользование в порядке очередности. Органы социальной защиты населения субъектов РФ ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в Минздравсоцразвития РФ уточненные сведения об очередности обеспечения инвалидов автомобилями.
Количество автомобилей приобретается на основании государственных контрактов, заключаемых Минздравсоцразвития РФ с организациями-поставщиками, исходя из размера средств, выделяемых ежегодно на эти цели из федерального бюджета.
В 10-дневный срок после заключения государственных контрактов органы социальной защиты населения субъектов РФ информируют инвалидов, очередь которых подошла, о времени и месте получения автомобилей и необходимых для этого документах (паспорт, водительское удостоверение).
При отказе инвалида от автомобиля он предоставляется другому инвалиду, следующему по очереди. Инвалиду, отказавшемуся от обеспечения автомобилем, стоимость данного транспортного средства не выплачивается.
Минздравсоцразвития РФ обязано ежегодно не позднее 20 февраля представлять в Министерство финансов РФ отчет о расходовании средств, выделенных для обеспечения инвалидов автомобилями.
Ритуальные услуги
Условия предоставления ритуальных услуг регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 8 «О погребении и похоронном деле».
Погребение – это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, а также санитарными требованиями. Погребение может осуществляться путем предания тела умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду).
Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами, стенами скорби, крематориями.
В число гарантированных бесплатных услуг входят:
Стоимость услуг по указанному гарантированному перечню возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в 10-дневный срок за счет средств:
Субъекты РФ утверждают сметы расходов на гарантированные услуги по погребению.
Лица, отказавшиеся от получения похоронных услуг по гарантированному перечню и осуществляющие погребение за свой счет, имеют право на единовременное социальное пособие в размере 1000 руб. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пособие выплачивается с учетом районного коэффициента.
Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:
Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.
Отказ в предоставлении на безвозмездной основе услуг, предусмотренных гарантированным перечнем, а также отказ в выплате социального пособия на погребение супругу, родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей (ст. 5.41 КоАП РФ).