ребенок часто давится едой
Ребенок часто давится едой
Дисфагия у детей может быть вызвана целом рядом пищевых нарушений и/или нарушений глотания. Детальное обсуждение каждой возможной причины выходит за рамки этой главы, которая в первую очередь предоставляет читателю алгоритм диагностического поиска, основанный на понимании нормальной физиологии глотания, знании ключевых моментов анамнеза и осмотра, а также умении ориентироваться в том объеме патологических состояний, которые стать быть причиной дисфагии.
Акт глотания подразделяется на три фазы: ротовую, глоточную и пищеводную. Ротовая фаза включает в себя помещение пищи в рот, жевание и проталкивание пищевого комка в ротоглотку.
Глоточная фаза является рефлекторной, в ней принимают участие V, IX, X и XII пары черепных нервов, при помощи нее закрывается носоглотка, гортань поднимается, закрывая нижележащие дыхательные пути, и пищевой комок продвигается в гортаноглотку. Пищеводная фаза начинается с расслабления перстнеглоточной мышцы, после которого пищевой комок проникает в пищевод и затем, под действием перистальтического сокращения пищевода, продвигается в желудок.
а) Анамнез у детей при дисфагии. У новорожденных крайне важно собрать информацию о течении беременности и родов. Многоводие повышает риск наличия аномалий развития пищевода или неврологических нарушений. Интубация трахеи по поводу дыхательной недостаточности может быть причиной травм гортани и/или глотки, в то время как длительная гипоксия ведет к повреждению ЦНС.
Следует узнать о всех проводившихся оперативных вмешательствах, особенно имеющих риск повреждения черепных нервов (вентрикулоперитонеальное шунтирование, операции по поводу открытого боталлова протока). Семейный анамнез собирается для исключения генетических, неврологических, нейромышечных заболеваний.
У детей старшего возраста следует уточнять скорость развития симптомов (остро или постепенно), а также временные характеристики (присутствуют ли симптомы постоянно или периодически). Уточняется, какую именно пищу не может проглотить ребенок: жидкую, твердую, или любую. Внезапное развитие дисфагии характерно для инородного тела пищевода, в то время как ее постепенное прогрессирование с постепенно развивающейся невозможностью принятия жидкостей — для стеноза пищевода.
Боль при глотании характера для инфекционно-воспалительных заболеваний, инородных тел, химического ожога. Важным симптомом является рвота. Следует уточнять соотношение с актом приема пищи (во время, сразу после), а также характер рвотных масс (переваренная или непереваренная пища). Симптомы дыхательной недостаточности (стридор, цианоз во время питания) могут свидетельствовать о том, что причиной дисфагии является обструкция дыхательных путей, впрочем, аналогичные симптомы могут возникнуть и вследствие аспирации.
Детальный осмотр ребенка необходим для исключения иммунодефицитного состояния, аутоиммунных, эндокринных и неврологических заболеваний.
б) Осмотр ребенка с нарушеним глотания (дисфагии). Измеряются и сравниваются с возрастной нормой рост и вес пациента. Потеря веса или отставание в наборе весе (показатели веса ниже 30-го процентиля) являются грозными признаками, такие дети требуют повышенного внимания. У младенцев необходимо оценить прием пищи, проверить наличие корневого и сосательного рефлексов (их отсутствие может свидетельствовать о серьезных неврологических нарушениях).
Проводится полный осмотр головы и шеи. Отмечаются все аномалии строения черепа (расщепленные губа или небо, ретрогнатия, макроглоссия, глоссоптоз), у детей с характерным габитусом всегда следует подозревать наличие какого-либо генетического заболевания.
Важным инструментом в диагностике нарушений глотания является фиброларингоскопия, именно с целью ее проведения детей часто направляют к оториноларингологу. Следует исключить затрудненное носовое дыхание вследствие ринита, искривлений перегородки носа, атрезии хоан или гипертрофии глоточной миндалины. В гортаноглотке можно обнаружить скопление слюны или частицы пищи. Отмечаются любые отклонения со стороны гортани, как анатомические (гортанная щель, ларингомаляция), так и функциональные (паралич голосовых складок).
Наконец, проводится неврологический осмотр. Очевидно, наибольшее внимание следует уделять функции черепных нервов, но важен и периферический осмотр. Документируются любые отклонения от нормы (например, гипотония).
Варианты нарушения глотания (дисфагии):
а Слюнотечение. б Ощущение кома в горле.
в Аспирация в гортань. г Регургитация.
д Одинофагия. е Послеглотательная аспирация.
в) Диагностика. Для получения дополнительной информации с целью постановки диагноза возможно использовать различные лучевые методы диагностики. На рентгенограмме грудной клетки можно оценить наличие аномалий со стороны сердца, трахеобронхиального дерева или средостения. КТ или МРТ выполняются при наличии мягкотканных образований на шее. Для оценки ротовой и глоточной фаз глотания используется модифицированная флюороскопия с барием.
Оценивается наличие аспирации, для определения степени ее выраженности и безопасности глотания ребенка последовательно кормят пищей разной консистенции. Для исключения стриктур и нарушений подвижности пищевода модифицированная флюороскопия с барием часто сочетается с простой бариевой эзофагографией.
Функциональная эндоскопическая оценка глотания предоставляет информацию о чувствительности слизистой глотки и гортани, позволяет оценить подвижность гортани и наличие аспирации. Как и при флюороскопии с барием, используется пища разной консистенции.
Золотым стандартом диагностики рефлюкса является суточная pH-метрия. Датчики размещаются у проксимального и дистального концов пищевода (в случае пробы с тремя датчиками дополнительный размешается в глотке). Подвижность пищевода оценивается эзофагоманометрией. Эндоскопия позволяет проводить как диагностику заболеваний пищевода, так и использоваться в лечебных целях (для удаления инородных тел, бужирования пищевода при стриктурах).
г) Дифференциальная диагностика. Обследуя пациента с дисфагией, полезно разделить все множество возможных причинных заболеваний на несколько широких категорий. Важно понимать, что вызывать дисфагию может сразу несколько факторов.
д) Нарушения развития как причина нарушения глотания у детей. Недоношенным детям часто требуется и искусственная вентиляция и искусственное кормление. У подобных пациентов часто ослаблен сосательный рефлекс, нарушена координация дыхания и глотания. Первое время используется кормление через зонд или гастростому. К счастью, при отсутствии каких-либо серьезных неврологических заболеваний, через некоторое время становится возможным пероральный прием пищи.
е) Врожденные анатомические нарушения как причина дисфагии. Приводить к нарушениям глотания могут аномалии развития дыхательного и пищеварительного трактов от полости носа до дистальных отделов пищевода и трахеи. Обструкция дыхательных путей на уровне полости носа (атрезия хоан, атрезия грушевидных апертур, выраженное искривление перегородки носа вследствие родовой травмы) может приводить к нарушению координации дыхания и глотания.
Причиной дисфагии могут стать различные аномалии костей лица и черепа. Дети с расщеплением губы и/или неба неспособны эффективно ограничить полость рта во время сосания, поэтому для их кормления используются специальные бутылочки и сосочки. Также у детей с расщеплением неба часто отмечается попадание пищи в полость носа из-за прямого сообщения носа со ртом, а также вследствие небно-глоточной недостаточности.
Проблемы с кормлением также могут встречаться при самых разных генетических синдромах, при которых наблюдается нарушение размера и положения нижней челюсти и других костей лица. Типичными примерами являются синдромы Тричера Коллинза, Аперта, Голь-денхара и Крузона.
Особенно выраженной дисфагия бывает при сочетании аномалий лицевого скелета с расщеплением верхней губы и неба. Макроглоссия, встречающаяся при синдроме Дауна (трисомия 21 хромосомы) и синдроме Беквита-Видеманна, может препятствовать нормальному сосанию, продвижению болюса и защите гортани. Наконец, приводить к обструкции дыхательных путей и дисфагии могут аномалии расположения языка (макроглоссия или ретрогнатия), наблюдаемые при синдроме Пьера Робена.
Аномалии развития гортани (ларингомаляция, врожденная фиброэластическая мембрана гортани, расщелина гортани) могут приводить к вторичной дисфагии вследствие обструкции дыхательных путей, аспирации или их сочетания. Наличие стридора или охриплости должно насторожить врача в отношении гортанной причины дисфагии.
Различные пороки трахеи и пищевода могут стать причиной дисфагии. Возможными аномалиями со стороны пищевода являются: атрезия пищевода, дупликация пищевода, трахеопищеводная фистула, пищеводная мембрана, стриктуры пищевода. Трахеопищеводные фистулы часто сочетаются с другими пороками развития, в первую очередь сердечно-сосудистой и мочеполовой систем. Трахеопищеводные фистулы в зависимости от локализации и сочетания с атрезией пищевода подразделяются на четыре категории.
Обструкция дыхательных путей, аспирация, дыхательная недостаточность могут встречаться при любом варианте фистулы. Коррекция структурных аномалий пищевода и трахеи обычно проводится сразу после их обнаружения, в младенческом возрасте.
Возможно сдавление трахеи и пищевода сосудистым кольцом (аномалия развития аорты и/или ее ветвей), которое проявляется стридором с усилением выраженности при кормлении. Иногда в таких случаях дисфагия не проявляется до тех пор, пока ребенок не начнет принимать твердую пищу.
ж) Приобретенные нарушения как причина нарушения глотания у детей. Наиболее часто встречаются инородные тела пищевода. Употребление едких жидкостей может привести к дисфагии как в остром периоде, так и в отдаленным вследствие развития стриктур пищевода. Тщательный сбор анамнеза позволяет выявить ятрогенную причину дисфагии (интубация, предыдущие оперативные вмешательства на органах дыхания или пищеварения).
Операции на трахее, пищеводе или сердце могут повлечь за собой повреждение возвратного гортанного нерва, проявляющееся парезом голосовых связок, или верхнего гортанного нерва, проявляющегося снижением чувствительности гортани.
з) Инфекционно-воспалительные заболевания как причина дисфагии. Инфекции верхних дыхательных путей в детском возрасте часто проявляются болью при глотании (одинофагией) и дисфагией. Банальный бактериальный или вирусный фарингит обнаруживается при осмотре ротоглотки. При наличии выраженной интоксикации, боли при глотании и отказа от пищи необходимо заподозрить инфекцию глубоких фасциальных пространств шеи, заглоточный или паратонзиллярный абсцесс.
У пациентов с иммунодефицитом возможно поражение пищевода грибами рода Candida или другими грибами, микобактерией туберкулеза, цитомегаловирусом или вирусом герпеса. Болезнь Чагаса, или американский трипаносомоз, вызывается простейшими вида Trypanosoma cruzi. Данное заболевание наиболее распространено в Южной и Центральной Америке, проявляется выраженной атонией пищевода с формированием в дальнейшем мегапищевода.
Подобно взрослым, дети могут страдать от различных системных заболеваний соединительной ткани, некоторые из которых проявляются дисфагией. Системная склеродермия поражает гладкую мускулатуру, вызывая атонию пищевода; вследствие выраженного рефлюкса возможны стриктуры пищевода. Синдром Шегрена проявляется ксеростомией.
Ювенильный ревматоидный артрит (болезнь Стилла) может вызывать артрит перстнечерпаловидного сустава, проявляющийся болью при фонации и глотании, фиксация данного сустава может приводить к стенозу гортани.
и) Новообразования как причина нарушения глотания. Очевидно, что новообразования верхних отделов дыхательных путей и пищеварительного тракта могут мешать продвижению болюса, вызывая дисфагию. Также пищевод могут сдавливать извне опухоли средостения. Для данной причины дисфагии характерно постепенное нарастание симптомов: сначала пациент испытывает затруднения при глотании только твердой пищи, но через некоторое время оказывается неспособным проглотить даже жидкость.
к) Неврологические заболевания и дисфагия при них. Если не удается найти какую-либо анатомическую или функциональную причину дисфагии, в список заболеваний для дифференциального диагноза включаются неврологические расстройства. У детей с заболеваниями ЦНС часто отсутствуют или нарушены корневой и сосательный рефлексы, нередко они испытывают сложности со сглатыванием слюны, что ведет к ее накоплению и аспирации. Возможно присутствие других признаков поражения нервной системы, например, гипотонии.
Поражение ЦНС может развиться вследствие гипоксии, травмы, инфекции, врожденных аномалий (мальформация Киари), генетических заболеваний (миастения, мышечная дистрофия).
л) Психологические расстройства и расстройства поведения как причина нарушения глотания. Только после исключения всех остальных возможных причин рассматриваются психологические/поведенческие факторы. Подозрение должно возникнуть в том случае, если пациент нормально набирает вес, несмотря на наличие жалоб; а также если симптомы возникают только между приемами пищи.
м) Другие заболевания пищевода. В список заболеваний для дифференциального диагноза также необходимо включать первичные заболевания желудочно-кишечного тракта. Перстнеглоточная ахалазия, которая проявляется невозможностью расслабления верхнего сфинктера пищевода, может стать причиной регургитации пищи, аспирации, частых рвотных позывов.
Диффузный спазм пищевода («пищевод типа орехокола») проявляется одинофагией и болью за грудиной, для диагностики используется рентгенография с барием и эзофагоманометрия. Также причиной дисфагии может стать заброс в пищевод желудочного содержимого. Этой теме посвящена следующая статья на сайте.
Диффузный спазм пищевода.
При рентгенологическом исследовании проявляется, как периодическое отсутствие первичной перистальтики в грудном отделе пищевода.
Спиралевидная или четкообразная деформация просвета пищевода.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Что делать если ребенок подавился
Часто бывают случаи, когда во время приёма пищи еда попадает ребёнку «не в то горло». Это случается даже с малышами, которые питаются грудным молоком. Родители внимательно следят за питанием ребёнка. Очень важно знать, что необходимо сделать, если ребёнок подавился.
Как понять, что малыш подавился
Есть множество очевидных признаков, по которым можно понять, что ребёнок поперхнулся или подавился. Этот процесс делится на две стадии: лёгкую и тяжёлую.
Симптомы лёгкой стадии:
ребёнок находится в сознании;
нет остановки дыхания.
Если малыш может плакать, значит, его дыхательные пути свободны. Из-за интенсивного кашля часто возникает рвота. Кашель и рвота очистят лёгкие и выведут наружу частицы пищи. Не стоит сильно хлопать ребёнка по спине, потому что организм уже включил свои защитные механизмы. Нельзя переворачивать его вниз головой, это только навредит. Надо посидеть рядом с ребёнком, пока он откашливается, и успокоить его.
Если у малыша тяжёлая стадия, то ему понадобится серьёзное лечение. Без экстренной помощи счёт идёт на минуты: ребёнок может задохнуться и умереть.
Признаки тяжёлой стадии:
ребёнок раскрывает рот, но не может издать ни звука;
испуганные глаза широко открыты;
малыш держится руками за горло;
Нужно немедленно вызвать «скорую помощь». Самостоятельно нельзя принимать никаких действий, особенно если малыш подавился не пищей, а каким-нибудь твёрдым предметом. Инородное тело из дыхательных путей может извлечь только опытный квалифицированный врач.
Чего нельзя делать
Случаи, когда ребёнок захлёбывается или давится едой, происходят довольно часто. Когда у младенца режутся зубки, он может откусить достаточно крупный кусочек пищи. Если в эту секунду он заплачет или засмеётся, он может подавиться. Изучая окружающий мир, дети всё тянут в рот, причём не всегда съедобные предметы.
Самое главное, что должны сделать родители, — сохранять спокойствие. Испуг мамы мгновенно передаётся ребёнку. Если он испугается, его состояние ухудшится.
Если малыш кашляет, значит, ему не нужна помощь. Он сможет откашляться сам. Достаточно побыть рядом и утешить.
Но если предмет попал в дыхательные пути, то ни в коем случае нельзя с силой хлопать по спине, если ребёнок стоит или сидит. Из-за этого кусок может упасть ещё глубже. Нужно уложить малыша так, чтобы голова и спина были наклонены. Предмет нельзя доставать самостоятельно, требуется немедленная помощь врача. Нужно оказать малышу первую помощь по специальному методу.
Что делать, если подавился новорожденный или младенец до 1 года
Грудные дети часто могут подавиться материнским молоком. Это происходит по разным причинам:
Неправильное прикладывание младенца к груди — во время кормления голова младенца должна располагаться выше области ножек и таза.
Долгие перерывы между кормлениями — голодный младенец сосёт грудь (бутылочку) чересчур быстро и сильно. Не успевая глотать, он может подавиться.
Слишком большое количество молока в груди — молоко течёт чересчур быстро, и младенец не успевает всё проглотить. То же самое происходит, если в соске бутылочки очень большое отверстие.
Необходимо научиться правильно прикладывать младенца к груди. Если он поперхнулся во время кормления, нужно оказать первую помощь:
Поднять обе ручки младенца вверх.
Вытянуть руку и положить на ней младенца. Лицо должно оказаться в материнской ладони. Ягодицы должны располагаться выше головы.
Надо работать нижней частью внутренней стороны ладони. Необходимо 5 раз осторожно толкнуть ребёнка между лопатками. Движения должны выполняться сверху вниз.
Затем перевернуть младенца на спину так, чтобы ягодицы оставались выше головы. Надо 5 раз аккуратно надавить под рёбрами, чтобы вытолкнуть молоко из лёгких.
Чередовать эти два способа, пока младенец не задышит сам.
Если кусок еды застрял в гортани, можно нажать пальцем на кончик языка, чтобы вызвать рвоту, или поднять малыша за ноги лицом вниз.
Если младенец потерял сознание или стал задыхаться, то первую помощь нужно оказывать до приезда «скорой помощи». Все действия надо выполнять с силой, но не резко.
Младенца, в рацион которого ввели прикорм, необходимо научить правильному поведению за столом (не смеяться и не разговаривать с полным ртом).
Первая помощь ребёнку старше 1 года
Дети старше 12 месяцев легко воспринимают эмоции окружающих, поэтому могут испугаться, если боится мама. Нужно постараться быть спокойной и невозмутимой. Малыш сам может откашляться. Если этого не происходит, надо слегка нажать на кончик языка, чтобы началась рвота.
Если же ничто не помогает, то нужно оказать первую помощь по Хэймлиху. Есть два алгоритма: для тех, кто в сознании, и для тех, кто в бессознательном состоянии.
Если малыш в сознании и может стоять или сидеть:
Сжать правую руку в кулак, а левую положить поверх правой.
Обхватить его сзади и положить свои руки в пространство между пупком и рёбрами ребёнка.
Согнув руки в локтях, несколько раз толкнуть ребёнка в эту область. Эти движения надо выполнять, пока малыш не начнёт свободно дышать.
Если ребёнок без сознания:
Уложить его на спину и сесть на его бёдра. Голова малыша лежит ровно и прямо.
Руки расположить в области между рёбрами и низом живота. Правая рука — в кулак, левая — поверх неё. Обе руки согнуты.
Сделать несколько быстрых толчков вверх в сторону диафрагмы. Продолжать, пока не восстановится дыхание.
Генри Хэймлих изобрёл очень эффективную методику, которая спасла много жизней.
Что делать, если ребёнок перестал дышать
Иногда стресс или спазм гортани приводят к тому, что малыш перестаёт дышать. В этом случае надо срочно оказать помощь.
Уложить его на бок.
Слегка запрокинуть его голову назад.
Приподнять его подбородок.
Если ничто не помогает, надо вызвать «скорую» и делать ребёнку искусственное дыхание:
Ребёнок лежит на спине, запрокинув голову. Рот должен быть приоткрыт. Надо вынуть изо рта все посторонние предметы.
Родитель делает два глубоких вдоха в рот ребёнка. Если грудь малыша двигается, значит, он может сам дышать. Если нет, надо продолжать реанимационные действия.
После 2 вдохов надо сделать непрямой массаж сердца. Надо положить ладони так, чтобы одна оказалась поверх второй. Руки нужно положить на грудь ребёнка и сделать несколько сильных толчковых движений. Грудь малыша должна выпрямляться после каждого удара. Всего надо сделать 15 нажатий.
Если дыхание и сердцебиение не вернулись, то реанимационные действия продолжают. На 2 вдох приходится 15 нажатий на грудь.
Эти мероприятия надо повторять до приезда «скорой помощи». Фельдшер заберёт малыша в больницу, где будет сделана операция по извлечению инородного тела.
Как не допустить
Очень важно соблюдать меры предосторожности, чтобы малыш не подавился:
Кусочки пищи для первого прикорма должны быть очень маленькими. Лучше всего давать их ребёнку через специальные сеточки или просто перетирать еду на тёрке.
Грудного младенца надо правильно прикладывать: голова выше туловища.
При грудном вскармливании надо, чтобы в рот младенца не попадало слишком много молока. В бутылочке должно быть маленькое отверстие.
Младенца надо кормить грудью как можно чаще, чтобы он не страдал от голода.
Нельзя дарить малышу игрушки с мелкими деталями. Желательно, чтобы у мягких игрушек был короткий ворс.
Нужно научить ребёнка хорошо себя вести за столом.
Родитель должен быть рядом с ребёнком, когда тот играет.
Нельзя кормить малыша насильно, если он не хочет есть. Сопротивляясь, он может подавиться.
Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.
Как научить ребенка жевать?
Когда в семье появляется маленький ребенок, перед родителями встает сложная задача: не просто вырастить и воспитать, но еще и привить малышу все необходимые навыки. Например, молодых родителей часто волнует вопрос о том, как научить ребенка жевать. Мы собрали для вас советы от известных российских и зарубежных педиатров, которые помогут найти оптимальное решение.
В чем трудности
Для взрослых процесс пережевывания пищи кажется чем-то совершенно естественным. Но у ребенка есть только сосательный рефлекс, и даже жидкое пюре для него становится непривычной и незнакомой пищей. Кроме того, для этого же периода характерны другие рефлекторные реакции, благодаря которым отвергаются твердые кусочки пищи, попавшие в рот. Ослабевают они к 4 месяцам, но отлучать ребенка от груди в этом возрасте не нужно: материнское молоко «подстраивается» под потребности малыша, его состав меняется с течением времени.
Когда вводить первый прикорм
Именно в это время – в период от 4–6 месяцев. В зависимости от разных факторов это может быть монокомпонентное овощное пюре или безмолочная каша из одного злака. Стоит учитывать вес, рост, состояние пищеварительной системы и другие особенности здоровья ребенка.
Это важно!
Любую новую пищу нужно давать постепенно, с осторожностью: начинать с одной чайной ложки, а докармливать материнским молоком или смесью. В период прикорма нужно внимательно смотреть за состоянием ребенка и возможными аллергическими реакциями.
Как понять, что ребенок готов к твердой пище
Как правило, малыш сам дает понять, что он заинтересован в обновлении своего рациона. Это видно из его поведения:
Обычно это происходит не ранее 6-8 месяцев – именно тогда можно начинать давать ребенку каши и другие продукты с небольшими плотными частицами.
Как подобрать рацион для детей младшего возраста
Частые ошибки
Молодые родители могут непроизвольно допускать оплошности. Это нормально и не должно вызывать паники: первый ребенок — это всегда непросто. Если малыш отказывается от твердой пищи, есть несколько причин.
Слишком большой размер твердых частиц. У ребенка срабатывает защитный рефлекс, из-за которого он нередко выплевывает еду. А если кусок очень большой, у малыша может начаться рвота.
Прикорм начали вводить очень поздно. Некоторые «специалисты» и «опытные родственники» убеждают молодых мам, что кормить ребенка грудным молоком нужно до года, не давая ему другой пищи. Малыш привыкает к такому питанию, и жевательный рефлекс у него не формируется. Бояться не стоит, это сложно, но можно исправить.
Ребенку не нравится вкус. Да, он уже самостоятельная личность, у которой формируются собственные предпочтения. Так что малыш может запросто кушать брокколи и отказываться от печеной груши. Или наоборот. Не стоит насильно пичкать ребенка тем, что ему не нравится, или заставлять его доедать всю порцию.
Негативные ассоциации. Некоторые психологи считают, что отказ есть с ложки может быть вызван тем, что ребенок ассоциирует еду с лекарством (проявляется в случаях, когда малышу давали невкусные микстуры).
Слишком много новых продуктов. Не стоит пытаться вводить в рацион много разнообразной еды. Как пишет Эллин Сэттер в книге «Кормление и питание ребенка с любовью и здравым смыслом» лучше добавлять «страшные и незнакомые» блюда к тому, что ребенок уже любит, причем очень маленькими порциями.
Продукты под запретом
Чтобы избежать пищевой аллергии и проблем с пищеварением, ребенку, не достигшему четырехлетнего возраста, ни в коем случае нельзя давать:
Что делать, если ребенок не может есть твердые кусочки
В некоторых случаях даже годовалый малыш не может пережевывать пищу и постоянно давится маленькими кусочками. Это значит, что жевательный рефлекс сформировался не до конца, и родителям придется действовать очень деликатно:
Если же в процессе обучения ребенок продолжает давиться и не способен глотать твердую пищу — это повод обратиться к врачу, который найдет причину проблемы.
Игровой процесс
Ребенка нужно заинтересовать. Игровой сюжет для приема пищи — это абсолютная норма. В процессе малышу можно рассказывать интересную историю, в которую он будет вовлечен. Хорошо известный всем «самолетик», летящий в «ангар», — реальный способ накормить ребенка без нервов и истерик. Однако важно понимать, что, если малыш начал отворачиваться, значит, он уже наелся. Докармливать его остатками пюре, даже если это единственная ложка, не нужно. Обучение малыша употреблению «взрослой», твердой пищи — действительно непростое занятие, требующее от родителей внимания и терпения. Помните, что вы помогаете своему ребенку сформировать один из самых важных навыков! На этом пути нужно стать малышу союзником. Кормление насильно вызовет отторжение. Обучить, пичкая невкусными пюре или заставляя доедать кашу, когда ребенок уже сыт, просто невозможно.