ребенок бегает во время еды
Поведение ребенка за столом: как отучить играть с едой
Плохое поведение во время еды: как приучить ребенка 2-3 лет к аккуратности
Трейси Хогг медицинская сестра из США более, чем 25 летним стажем работы; специализировалась на работе с особенными детьми, впоследствии консультировала родителей по вопросам воспитания и развития
Мелинда Блау журналист, автор 15 книг и более 100 журнальных статей; работает с Трейси Хогг над всей серией её книг по воспитанию
О питании ребенка 2-3 лет написано гораздо меньше, чем о введении прикорма, и родители часто не готовы к особенностям детей этого возраста. Одним кажется, что ребенок почти ничего не ест, других приводят в замешательство странные пищевые привычки, и почти все возмущены плохим поведением малыша за столом — особенно на людях. Что беспокоит родителей — и что с этим можно сделать?
Вот что чаще всего не нравится родителям в поведении их детей во время еды:
Многие из поведенческих странностей во время еды являются продолжением подобных проблем, возникающих в течение дня, просто родители начинают их замечать только за обедом, особенно придя в ресторан, где это могут увидеть другие люди.
Чтобы выяснить, не является ли проблема лишь частью чего-то большего, я задаю вопрос: «Он начал так себя вести недавно или это продолжается уже в течение какого-то времени? Если последнее, то в каких ситуациях происходит подобное? Чем обычно оно вызывается?».
Чаще всего здесь нет ничего нового. Это результат бессистемного воспитания ребенка. Он ведет себя импульсивно, а родителей его выходки или смущают, или сердят. И они либо не обращают внимания, либо дают ребенку то, чего он требует.
Предположим, ваш малыш рисует соусом от спагетти на столе. Что делаете вы? Думаете: «Не беда. Я все вытру», — и ничего не говорите ребенку. Игнорируете то, что он делает. А что происходит через несколько недель, когда вы приезжаете к бабушке и малыш начинает разрисовывать фамильную скатерть свекрови?
Я бы сказала, что здесь нет вины ребенка. Вы должны были ему объяснить, что соус для спагетти предназначен не для рисования пальцами. Когда он сделал так в первый раз, вам следовало сказать: «Это — еда. В нее не играют. Закончишь кушать — отнеси свою тарелку в кухонную мойку».
Предположим, что ваша дочь слишком активна, она любит класть ноги на стол и отбивать ими ритм любимой детской песенки. А теперь вообразите, что она так же станет вести себя в ресторане. Вам захочется спрятаться под стол.
Будьте последовательны и настойчивы. Чего бы непозволительного ни вытворял ваш ребенок, прямо скажите ему, что так поступать нельзя: «Мы не должны (назовите, что он делает) за столом». Если он не перестает, попросите его выйти. Вы можете позвать его обратно через пять минут. Благодаря такой последовательности и непрерывности дети понимают не только, чего следует ожидать, но и чего ожидают от них.
То же самое происходит и с бросанием пищи. Одно дело, когда четырнадцатимесячный малыш пробует делать движения и пытается кидать предметы, этому лучше не придавать значения. Но когда двух- или трехлетний ребенок выводит вас из себя, вы должны сказать ему, что он ведет себя плохо, и заставить его убрать за собой.
Допустим, вы поставили перед своим двухлетним малышом тарелку с курицей, а он громко закричал: «Нет!» — и стал кидать кусочки на пол. Отставьте тарелку, сказав, что еду нельзя кидать. Поднимите ребенка со стула. Через пять минут попробуйте покормить его снова. Дважды дайте ему шанс, сказав, что потом он ничего не получит.
Может быть, это звучит слишком сурово, но поверьте мне, дети в данном возрасте уже знают, как манипулировать родителями. Мне приходилось видеть мам, которые, как бейсбольные игроки, пытались поймать на лету брошенную еду, ни слова не говоря своим детям о том, что так поступать плохо. Вместо этого они спрашивали: «Может быть, ты хочешь кусочек сыра?».
Вы должны делать правильные шаги каждый раз при кормлении, пока малыш не перестанет поступать неправильно. Проблема в том, что у родителей опускаются руки. Отступившись, родители только делают уборку и приводят все в порядок.
Кто-нибудь скажет: «Малышу всего два года — он по-другому не умеет». Но кто должен научить его быть вежливым — и когда? Или добрая фея прилетит и даст ему урок хороших манер? Учителем должен стать родитель, причем чем раньше, тем лучше.
Иногда проблему неправильного поведения можно решить, если внимательнее присматриваться к сигналам, поступающим от малыша. Если, например, мне говорят, что ребенок выходит из себя, я спрашиваю: «А может, он уже сыт?». Родители часто пытаются заставить ребенка съесть еще один кусочек, даже если малыш хнычет, отворачивает голову и лягается. И он в конце концов выходит из себя. Дело в том, что папе и маме надо было сразу же увести его из-за стола.
Пытаясь втолкнуть в малыша больше, чем помещается в его желудок, родители в перспективе лишают его возможности контролировать потребности организма и понимать, когда он сыт. Многие взрослые люди, имеющие избыточный вес, вспоминают свое детство, когда им давали много угощений и сладостей и хвалили за то, что у них такая чистая тарелка. Их родители, видимо, говорили: «Какая хорошая девочка, что все съела». И у детей еда начинала ассоциироваться с поощрением. Если у вас лично есть проблемы с едой, или вы постоянно сидите на диете, или у вас пищевая фобия, то займитесь этим и получите необходимую помощь, чтобы проблема не перешла к вашему ребенку.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Профилактика пищевых нарушений у детей
Нарушение пищевого поведения – это комплекс симптомов, которые возникают из-за длительного воздействия поведенческих, эмоциональных, психологических, межличностных и социальных факторов.
Аппетит – ощущение, связанное с потребностью в пище, регулирующий поступление в организм пищевых веществ.
Еще в возрасте 3-4 месяцев внутриутробного периода начинает формироваться вкусовая чувствительность (привкус околоплодных вод обусловлен рационом мамы). После рождения идеальным питанием для ребенка является грудное молоко.
Снижение аппетита происходит по разным причинам: во время болезни, при прорезывании зубов, в стрессовых ситуациях, при ограничении физической активности. В последнее время, все чаще приходится сталкиваться со снижением аппетита у детей первого года жизни. Показатели отказа от еды выше в группе детей с нарушениями развития.
Среди жалоб у детей с нарушением пищевого поведения чаще всего возникают: отсутствие чувства голода (ребенок не просит есть), отказ от еды (активное эмоциональное возбуждение, сжимает губы, отворачивается от бутылки, ложки), отказ от блюд прикорма.
Профилактику нарушений пищевого поведения нужно начинать еще с внутриутробного периода развития ребенка. Питание беременной женщины должно быть разнообразным (молоко и молочные продукты, овощи, фрукты, мясо, крупы), сбалансированным по белкам, жирам и углеводам.
Вскоре после рождения уже можно готовить малыша к периоду, когда пора будет вводить первый прикорм. С возраста 3-х месяцев маме рекомендуется держать ребенка возле себя во время еды. В этот момент ребенок будет запоминать некоторые поведенческие навыки за столом. Он будет видеть, что ест мама, осязать запахи еды. Со временем, у него будет развиваться интерес к еде. Чем больше видит ребенок приборов на столе, видов еды, способов подачи блюд, тем больше импульсов поступает в мозг, идет развитие и нарастает интерес к еде.
Далее, начинается познавательный этап, который заключается в формировании общих представлений о пище, ритуалов относительно еды, познание правил поведения за столом. В этот период ребенок запоминает, где какой член семьи сидит за столом.
Маме следует брать с собой ребенка на дальнее колено и не близко к столу, это дает возможность наблюдать, исследовать столовые приборы. Он быстрее научится пользоваться приборами и освоит основные правила поведения за столом.
Важно помнить, если ребенок начинает играть за столом, нужно высадить из-за стола! «Иди играй в игровую, за столом кушают, а не играют».
Пищевой интерес считается сформированным, когда малыш начинает тянуться именно к еде, а не к предметам на столе или маминому лицу, когда становится понятно, что его интересует, что там, в маминой ложке и тарелке, что она как аппетитно ест.
Все должно быть вовремя: в тот момент, когда у ребенка возникает максимальный интерес к пище, необходимо этим воспользоваться, если перетерпеть, интерес угаснет, и потом будет развиваться хуже и позднее. ВАЖНО! ПОЙМАТЬ ИНТЕРЕС К ЕДЕ И СОВМЕСТИТЬ С НАЧАЛОМ ПРИКОРМА!
Этап первого знакомства с новым способом питания (с 4,5- 6 месяцев). Мама ест, а ребенок добывает: мама с удовольствием кушает, несколько продуктов находятся на столе, чтоб было что выбрать, ребенок сначала получает микродозы. Если ребенок тянется, смотрим на эмоции ребенка. Ложку обмакнули в блюдо прикорма – ребенок облизывает – замечательно.
Принципы пищевого поведения нужно соблюдать всем членам семьи (вся еда мамина, только мама дает еду всем, еду ребенок просит и получает в определенном месте.) Важно: постепенное наращивание порции, у каждого ребенка свой темп, лучше недокормить, чем перекормить. Есть свое место за столом, ЕСТЬ МОЖНО В ОПРЕДЕЛЕННОМ МЕСТЕ.
Задача мамы – поставить еду на стол, сколько съест, ответственность ребенка. Если ребенок начинает бегать, то бегает, когда Вы едите. Вы поели, а ребенок бегал и не успел – это его проблемы. Нужно разделять еду и сосание груди: «сейчас едим за столом и кушаем, а грудь после еды» четко показать ограничение груди.
К потере пищевого интереса относят следующие ситуации:
Когда пищевой интерес сформирован правильно и необходимые прикормы введены, следует придерживаться определенных правил, чтоб избежать нарушения пищевого поведения в будущем:
Таким образом, организуя правильное питание ребенка в раннем возрасте, приучая его к различным видам пищи, можно избежать нарушений пищевого поведения, сформировать правильные вкусовые привычки, создать рациональный стереотип питания ребенка, а в дальнейшем и взрослого человека.
Бывают ситуации, когда плохой аппетит связан с какими-либо нарушениями здоровья. Они встречаются не часто, по сравнению с поведенческими причинами. Но, если при выполнении этих рекомендаций, аппетита нет, ребенок отказывается от еды, отстает по таблицам соответствия веса и возраста, нужно обратить на это внимание врача. Возможно, потребуется помощь гастроэнтеролога или психотерапевта.
Кормление ребенка от 1 до 2 лет: как не превратить в игру
Плохое поведение ребенка за столом: что делать?
Трейси Хогг медицинская сестра из США более, чем 25 летним стажем работы; специализировалась на работе с особенными детьми, впоследствии консультировала родителей по вопросам воспитания и развития
Мелинда Блау журналист, автор 15 книг и более 100 журнальных статей; работает с Трейси Хогг над всей серией её книг по воспитанию
Во многих семьях, где имеются дети в возрасте одного или двух лет, кормление становится мучительным занятием, если не настоящей бедой — всюду оказывается беспорядок и грязь. Те родители, которые не умеют справляться с детьми во время кормления, приходят ко мне с вопросами, касающимися возрастающей самостоятельности малышей, а ближе к двум годам — упрямства.
Вот что обычно вызывает беспокойство.
«Мне приходится ловить ребенка по кухне, чтобы его накормить».
«Мой малыш не хочет сидеть на высоком стуле для кормления, он пытается с него слезть».
«Он даже не пытается есть сам».
«Мой ребенок постоянно кидает пищу на пол или кладет себе на голову».
Новые навыки поведения за столом ребенок приобретает в тот же период, когда делает большие шаги в развитии. Многие дети в это время уже умеют ходить. Те, которые еще не ходят, — ползают и лазят. Все они бесконечно любопытны. Еда не входит в первую строчку рейтинга интересных им занятий. Кому хочется сидеть на стуле пусть даже десять минут, когда вокруг целый мир, который можно познавать? И кому охота есть пищу, если кидать и размазывать ее куда забавнее?
Как взять дело кормления ребенка в свои руки
Даже для годовалого малыша вы можете начинать устанавливать основные принципы. Некоторые начинают протестовать: «Он слишком мал, чтобы учить его правилам». Полная ерунда, дорогие мои. Именно сейчас надо начинать, до наступления этого кошмарного двухлетнего возраста, когда все может превратиться в сплошную борьбу.
Во всех высказываниях родителей, описывающих свою озабоченность поведением ребенка, в результате оказывается, что ребенок командует. Мамы и папы начинают со слов «Мой малыш отказывается. », «Мой сын не хочет. ». Вы должны принять управление на себя.
В некотором роде ерзанье во время еды, отказ сидеть на высоком стуле для кормления, желание встать — все это является неотъемлемой частью поведения ребенка, и многих из таких проблем невозможно избежать. Я заметила, что те мамы, которые поддерживают контакт с малышами и беседуют с ними, имеют меньше проблем в данной области. Это помогает увлечь ребенка и удержать его интерес к еде. Попробуйте спросить «Где картофель?» или сообщить «Горошек — зеленый». Улыбайтесь, разговаривайте с малышом, хвалите его за то, что он правильно делает. Если он перестанет кушать или в какой-то момент вам покажется, что он хочет встать, возьмите инициативу в свои руки: сразу же снимите ребенка со стула и скажите: «Очень хорошо, обед закончен. Пора мыть руки».
Никогда не следует уговаривать детей поесть. Они сделают это, когда проголодаются или когда перед ними поставят тарелку с их любимым блюдом. Но они не будут кушать, если мы попытаемся их накормить уловками или обманом.
Детский стул для кормления: что не так?
Если ребенок вертится и ерзает или если родителям кажется, что ему неудобно сидеть на стуле для кормления, я задаю им много вопросов. Сажаете ли вы малыша на высокий стул для кормления, заставляя ждать, пока вы приготовите ужин? Если да, то сколько времени ему приходится ждать? Даже пять минут покажутся вечностью активному малышу. Сначала приготовьте еду и сделайте все необходимое до того, как посадите его на кухне. Оставляете ли вы его сидеть на стуле для кормления после того, как он поел? Если вы будете делать так, ребенок может начать воспринимать этот предмет мебели как место заключения.
Я знаю одного малыша, который постоянно выказывает нежелание садиться на стул для кормления, и каждый раз мама приходит в отчаяние и сердится. В таком случае я задаю вопрос: «В каком возрасте вы впервые поместили малыша на стул для кормления? Умел ли он сидеть сам без поддержки к тому времени?» Если вы водрузите малыша на стул, когда он еще не умеет сидеть сам, хотя бы на двадцать минут, он будет испытывать неудобство и усталость. Неудивительно, что по отношению к этому стулу у него сформируются негативные ассоциации.
Очень важно уметь распознавать нежелание и страхи ребенка. Если он стучит ногами, изгибает спину, извивается, чтобы вы не смогли посадить его, немедленно оставьте попытки. Скажите: «Я вижу, что ты еще не готов покушать». Сделайте очередной подход через 15 минут.
Иногда родители создают проблему сами тем, что не делают паузы между, например, игрой и кормлением. Не подобает резко отрывать малыша от развлечений и сразу же водружать на стул. Разговаривайте с малышом («Пора обедать. Ты проголодался?» или «Давай уберем кубики, а потом вымоем ручки»). А прежде чем поднять его на высокий стул для кормления, скажите: «Ну вот, все в порядке, а теперь я хочу посадить тебя на стульчик».
Он еще не ест сам?
Если ваш ребенок неохотно кушает сам, то проверьте свою причастность к этой проблеме: Каково ваше отношение к тому, что ребенок ест сам? Суетитесь ли вы во время кормлений? Нервничаете ли вы из-за того, что малыш все пачкает и бросает? Мне всегда грустно видеть ситуацию, когда двухлетние малыши уже умеют пользоваться вилкой, но их слишком суетливые родители не доверяют им этот столовый прибор. Если вы ведете себя нетерпеливо, все время вытираете ребенку что-нибудь, прибираетесь на столе, когда малыш еще не закончил кушать, он быстро поймет, что в кормлении нет никакого удовольствия. Почему он должен стремиться есть сам?
Важна также и готовность. Когда родители обеспокоены, что ребенок не ест сам, я спрашиваю: «Что вы имеете в виду под словами „ест сам“?» Большинство годовалых детей умеют кушать самостоятельно — руками, но не ложкой. Если ваш малыш еще не начал есть руками, положите ему на столик той еды, которая пригодна для этого, и он сообразит, что надо делать.
Пользование вилкой и ложкой является более трудным делом. Задумайтесь, что включает этот процесс: сначала нужно приноровиться держать в руке прибор, затем — научиться подсовывать его под пищу и поднимать вместе с нею, не переворачивая, и, наконец, подносить ее ко рту. Некоторые дети даже не делают попыток начать эти маневры до четырнадцатимесячного возраста.
Поначалу давайте малышу ложку, чтобы он ею играл. Пока он не научится пользоваться ею, он не будет выпускать ее из рук. Возможно, что он станет брать ее в рот. Увидев это, положите что-нибудь на ложку, например густой овсянки, которая прилипнет к ней. Конечно, бoльшая часть каши окажется в волосах малыша (и в ваших!), но вы должны дать ему время поэкспериментировать, пока он не научится попадать ею в рот. Примерно между четырнадцатью и восемнадцатью месяцами малыш уже сможет класть в рот еду ложкой.
Макароны на голове
Все дети в определенный момент в период от года до трех лет вдруг решают, что спагетти на голове вместо шапки — это хорошо. Если такая глупость повторяется неоднократно и родители начинают беспокоиться, я всегда задаю им вопрос: «Смеялись ли вы, когда он сделал это в первый раз?».
Проблема в том, что ваша реакция доставила ему больше удовольствия, чем то, что он положил спагетти на голову. Он подумал: «Вау! Как здорово! Маме понравилось, что я сделал!». И он стал повторять это снова, но во второй, третий и четвертый раз вам уже не понравилось такое поведение. Вы начали сердиться, а ребенок — недоумевать: «Два дня назад, когда я это сделал, было смешно — что же случилось, раз мама больше не радуется?».
Дети примерно от года до трех любят кидать вещи. Для них не существует разницы между киданием мяча и хот-дога. Если ребенку меньше года, вам не следует реагировать на такое поведение. Он это делает не для того, чтобы привлечь ваше внимание, — однако дайте ему понять, что бросание пищи недопустимо. Как сказала одна мама своему семимесячному малышу, когда он принялся швырять кусочки сыра на пол: «Ты, видимо, хочешь кушать на полу?».
Если вам повезло, и вы еще не стали очевидцем шоу с макаронами на голове, то соберитесь с духом. Скоро увидите. А когда увидите — не смейтесь. Скажите только: «Нет, еду не кладут на голову. Ее кушают». И уберите макароны. Если вы уже имели счастье увидеть подобное, скажите ребенку то же самое, но будьте готовы, что, пока он изменит свое поведение, такой случай повторится еще не раз.
Если вы ничего не станете делать со своей стороны, то могу уверить вас, что на следующем этапе — с двух до трех лет — вы столкнетесь с еще более скверным поведением за столом.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Как отучить ребёнка играть с едой
Можно воспринимать игры с едой как нечто забавное. И даже видеть пользу для развития: мнёт кашу руками — значит, получает сенсорный опыт. Кладёт огурец в стакан с молоком — исследует мир. Но время идёт, ребёнок растёт и начинает воспринимать игры с едой как норму.
Это вряд ли поменяется само собой, и в будущем потребуется гораздо больше усилий для изменений. Поэтому лучше пресекать нежелательное поведение за едой в самом начале. А эксперименты и занятия для обогащения сенсорного опыта перенести на другое время.
Изменения начинаются с родителей
Если ребёнок балуется, а мы слишком эмоционально реагируем, ситуация только осложняется. Малыш либо подсаживается на эти эмоции, либо перестаёт обращать внимание. В любом случае отношения портятся, а крик родителя и детские истерики становятся обязательной частью процесса.
Перед очередным приёмом пищи постарайтесь привести себя в ресурсное состояние: выпить ароматного чаю, глубоко подышать или прочитать пару страниц любимой книги. Это поможет оставаться спокойным при установлении рамок.
Для детей до трёх лет очень важен порядок в поведении взрослых — когда в одних и тех же ситуациях они ведут себя одинаково.
Если вчера нельзя было играть с едой — значит, нельзя сегодня, завтра и вообще никогда. Когда же происходит наоборот, то малыш оказывается в расшатанном состоянии — ему сложно понять, почему всё постоянно меняется.
Поговорите папой, бабушками или нянями. Объясните, что именно сейчас закладывается правильное поведение и нормы, и будет сложно изменить привычки. Попросите не позволять ребёнку играть с едой.
Придерживаетесь единой линии поведения во время баловства. Только так малыш примет правило и почувствует облегчение: правило действует — нет такого, что мама говорит одно, а бабушка другое.
Обратите внимание на посуду и место — всё должно стимулировать к еде, а не к игре:
Нужны чёткие правила
Прежде всего убедитесь, что ребёнок действительно голоден. Понаблюдайте за ним, отбросив собственные стереотипы. Дети могут быть разные — некоторые едят меньше, но часто. А другим достаточно завтрака, обеда и ужина.
Проголодавшийся малыш будет охотнее есть, а сытый скорей всего захочет поиграть с едой.
Ребёнок следует за своими потребностями, но при этом действует в тех рамках, которые мы ему ставим. Когда он начинает баловаться с едой, важно сразу пресечь и предложить выбор: либо продолжает есть, либо он не голоден и может выходить из-за стола.
— Если хочешь есть, то ешь. Если наелся, можешь пойти поиграть или помочь мне убрать посуду.
— Хорошо, я вижу, что ты наелся. Можешь выходить из-за стола и идти играть.
И здесь придётся проявить терпение и настойчивость, ведь ребёнок может возмутиться и устроить истерику. Это его попытка проверить границы и убедиться в твёрдости правил: «Действительно ли мама не разрешает баловаться с едой? А если я покричу, потребую, поплачу?»
В следующий раз, когда придёт и скажет, что хочет есть, предложите полезную еду (а не печенье, перекус или сладкие напитки). Если откажется, напомните:
— Значит, ты не голоден.
Когда вы убедитесь, что голодный ребёнок с аппетитом ест полезную еду и будете последовательны, то всё получится. Дети, у которых нет медицинских случаев, никогда не будут действовать себе во вред. Привычка играть с едой — последствия уверенности, что рано или поздно дадут ту еду, на которой они настаивают.
Как распознать и предотвратить РПП у ребёнка
Рассказываем, какие бывают расстройства пищевого поведения, почему неосторожно брошенная в детстве фраза может спровоцировать годы болезни и как родители могут помочь подросткам преодолеть нарушения приёма пищи.
Сертифицированный нутрициолог с дипломом государственного образца, педагог. Изучает расстройства пищевого поведения с точки зрения науки о питании.
Что такое РПП
Это психическое расстройство пищевого поведения. Приведём его наиболее распространённые виды.
Нервная анорексия. Сопровождается сильным снижением веса тела и патологическим желанием похудеть ещё больше, чтобы приблизиться к некоему «идеалу». Подросток неадекватно воспринимает свой реальный вес. Из-за нездорового похудения у девушек может пропадать менструация и нарушаться работа других внутренних органов.
Нервная булимия. Основной симптом — самостоятельно вызываемая рвота после приёмов пищи в целях похудения. Чуть реже — злоупотребление слабительными. В особо тяжёлых случаях болезни булимия и анорексия сопровождают друг друга. Пациенты одержимы стремлением к идеальной худобе.
Компульсивное (психогенное, приступообразное) переедание. Заключается в неконтролируемом поглощении пищи, когда больной ест и не может остановиться, хотя насыщение давно произошло. Приступы часто происходят после стресса или посреди ночи. Эмоциональное переедание может случаться даже тогда, когда человек не испытывает настоящего физического голода. После приступов больные чувствуют сильную вину. Из-за перееданий может набираться вес или нарушаться работа желудочно-кишечного тракта.Нарушения пищевого поведения также делятся на несколько видов в зависимости от фактора возникновения:
Какие факторы провоцируют РПП
Специалисты выделяют несколько наиболее частых «спусковых крючков» пищевых расстройств.
Стандарты глянцевой красоты
Массовая культура последних нескольких десятилетий внесла очередные коррективы в стандарты красоты, и всё больше девочек-подростков стремятся к недостижимой «идеальной» худобе. Благодаря кинематографу и рекламе мы считаем, что красивая девушка обязательно должна быть худой, не иметь ни единого волоса на теле, кроме головы, питаться салатами и не притрагиваться к еде после шести.
Масло в огонь нездорового восприятия женского тела подливают тематические паблики во «ВКонтакте», чаще всего рассчитанные на женскую аудиторию: «90–60–90», «40 кг», «Типичная анорексичка». Наряду с вполне нормальными тренировками и советами по питанию можно встретить нездоровые диеты, на которые подсаживаются множество школьниц: например, в попытке угнаться за стандартами на протяжении нескольких дней рекомендуется есть только шоколад и пить воду.
Но в последние годы набирают популярность альтернативные тенденции. Медиа и телевидение начинают пропагандировать принятие себя. Крупные бренды приглашают на съёмки людей с разным цветом кожи, весом, ростом. В соцсетях запускают флешмобы: например, призывают публиковать свои естественные фотографии с хештегом #nofilter. Тенденции не могут не радовать: такая позитивная культура восприятия тела помогает подросткам справляться с переходным периодом и принимать любые внешние изменения, а также быть толерантнее к людям, не похожим на них самих.
Неосторожные комментарии окружающих
Большинство историй, которые рассказывают люди, страдающие РПП, начинается с того, что в детстве или раннем подростковом возрасте кто-то бросил им обидные слова. Фраза одноклассника «Ты жирная», комментарий бабушки «Куда тебе добавку, щёки вон уже какие», реплика подруги «А где у тебя талия вообще» — могут спровоцировать тяжёлое психологическое расстройство на много лет вперёд.
Сейчас расстройство пищевого поведения начинается с 8–10 лет. Уже с детства подростки в нездоровой степени озабочены худобой. В основном это девочки, но РПП встречается и у мальчиков.
Отсутствие эмоциональной связи с родителем
Иногда еда становится единственным способом взаимодействовать с мамой или папой и получать от них любовь. Ребёнок хочет поесть в полночь — ему готовят, хочет пирожков — ему пекут. Нет никакой другой близости, кроме коммуникации «хочу поесть — дают».Тогда ребёнок выстраивает логическую цепочку: еда — это любовь. В более взрослом возрасте он самостоятельно утешает себя, заедая стресс. Характерное проявление такого пищевого расстройства — специальные ритуалы, например традиция объедаться после тяжёлой недели.
Нездоровые пищевые привычки в семье
Например, члены семьи привыкли есть, уткнувшись в гаджеты. Это способствует перееданию, так как человек не концентрируется на процессе приёма пищи и не осознаёт, когда произошло насыщение.Или родители наказывают и поощряют ребёнка едой: «Не доешь — из-за стола не выйдешь», «Доделай домашку, и разрешу съесть шоколадку». На самом деле еда не должна быть способом унижения или награды.
Сравнение себя с другими
Людям, у которых развиваются пищевые расстройства, всегда кажется, что они недостаточно худые и красивые. Хотя сравнивать себя нужно только с собой в прошлом, это не всегда легко.Это усугубляется за счёт того, что в социальных сетях мы транслируем исключительно хорошее и красивое: успехи и достижения, фотографии с позированием и обработкой. Из-за этого складывается ошибочное впечатление, что другие лучше тебя.
РПП у детей: советы родителям
Вот несколько рекомендаций, одобренных специалистами.
Формируйте правильные пищевые привычки
Культура приёма пищи в семье — основа ментального и физического здоровья. Установите правила: трапезы без гаджетов; если насытился, можно не доедать; если нет чувства голода, тебя не заставляют.Последите за собственными пристрастиями: если вечером после тяжёлого рабочего дня вы съедаете по три пирожных, вероятность РПП у ребёнка возрастает. Готовьте и пропагандируйте здоровую еду с большим количеством фруктов, овощей, цельнозерновых и бобовых. Введите запрет на перекусы в ночи.
Постарайтесь не делить продукты на плохие и хорошие. Даже торты, чипсы и газировка имеют право на существование в рационе, если ребёнок ест это в меру. Если запрещать ребёнку определённые виды продуктов вообще, скорее всего, он начнёт неконтролируемо поглощать их при первой же возможности — например, когда съедет от вас.
Информируйте ребёнка о здоровье
Чтобы ребёнок не начал черпать информацию из интернета и не стал жертвой тематических сообществ, пропагандирующих нездоровую худобу и диеты на 500 калорий в день, важно самостоятельно заниматься его просвещением.Объясняйте детям, как работают механики здорового образа жизни и особенно похудения, если ваш ребёнок в этом заинтересован. Рассказывайте, почему различные диеты могут навредить, почему важно питаться полноценно и сбалансированно, какие могут быть последствия у непроверенных чаёв, таблеток и слабительных для похудения.
Будьте осторожнее в выражениях
Следите за тем, что говорите ребёнку, особенно сгоряча. Если у ребёнка есть лишний вес и он пытается привести себя в форму, не стоит комментировать: «У тебя не получится, тут сильная воля нужна». Вместо оскорбительных комментариев или подшучиваний помогайте ребёнку сделать процесс похудения здоровым: например, запишите его на занятия с квалифицированным тренером, готовьте дома полезную и натуральную еду, пересмотрите рацион семьи.
Расстройства пищевого поведения тянутся годами и всегда сопровождаются болью, ненавистью к себе, завистью к худым людям, чувствами вины, стыда. Помните, что ненароком брошенное слово может сильно испортить ребёнку восприятие себя и жизни.
Делайте комплименты
Говорите детям, что они красивые. Если бы вам хотелось изменить что-то во внешности или весе ребёнка или это необходимо по медицинским показаниям, спросите ребёнка, хочется ли ему самому в этом участвовать? Что он думает по этому поводу?
Важно быть другом и товарищем в этой ситуации. Все изменения в теле должны происходить по любви.
Не указывайте ребёнку на его внешние недостатки, особенно касающиеся веса. Не высмеивайте и не сравнивайте с другими детьми. Если у ребёнка уже есть расстройство пищевого поведения, будьте осторожны с комплиментами по поводу веса и внешности.
Сохраняйте контакт с ребёнком
Будьте в курсе эмоционального состояния ребёнка. Часто родители настолько заняты работой и другими делами, что замечают происходящее только на последней стадии.
Повод немедленно поговорить, но не с позиции обвинителя, а с позиции друга, если вы видите, что ребёнок:
Вовремя отведите ребёнка к врачу
Важно понимать, что у ребёнка в таком состоянии вообще не работает объективная оценка себя и реальности. Если вы видите, что ситуация выходит из-под контроля и здоровье ребёнка находится под угрозой, — объясните ему, почему важно не откладывая пройти обследование.Всё, что связано с физическими и психологическими трудностями во время и после лечения, — абсолютно терпимо по сравнению с последствиями, которые наступят после точки невозврата. Здоровье может ухудшиться настолько, что желудочно-кишечный тракт навсегда перестанет вырабатывать ферменты для переваривания многих продуктов, а проблемы с репродуктивной системой станут хроническими.
Самая страшная ошибка, которую могут совершить родители в критической ситуации, — отказываться от лечения и пытаться самим наладить пищевое поведение ребёнка. Если расстройство находится на финальной стадии, ребёнку могут понадобиться капельницы и постоянная работа с психиатром. Чтобы не довести до такой точки, важно устанавливать с ребёнком доверительные отношения, понимать, что происходит и когда ситуация выходит за рамки допустимого.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter