ребенок 7 месяцев не ест кашу чем кормить
«Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей
Ребенок лучше воспринимает те продукты питания, вкус которых был в грудном молоке. О том, когда правильно вводить прикорм, чтобы потом не мучиться от избирательного аппетита малыша и что значит неофобия в еде, рассказывает врач-педиатр Ольга Самохвал.
Чтобы не было избирательного аппетита, не позднее 6 месяцев нужно предлагать малышу прикорм
Пищевое поведение детей формируется еще в утробе матери. Если мама во время беременности и кормления любила, предположим, помидоры, то и ребенок будет их любить. Даже когда вырастет. Это нормально.
Пищевое поведение будущего взрослого формируется также и благодаря своевременному введению прикорма. Вот почему важно вводить его правильно и делать акцент на здоровом питании.
— Избирательный аппетит — новый термин, название проблемы, которая стара как мир. Деток, которые едят не все, называют «малоежками» или капризными едоками. Они, как правило, предпочитают однообразную пищу. При этом негативно реагируют на новые продукты питания или знакомые старые.
Врач рассказывает: если избирательный аппетит встречается у ребенка первого года жизни, то это, скорее всего, определено природой. В таком случае малыш интуитивно понимает, что лучшее и полезное для него — грудное молоко. Именно поэтому он может отказываться от нового вида пищи.
— Но это не значит, что не нужно вводить прикорм. Желательно делать это не позже 6-месячного возраста. Именно в этот период к приему новой пищи готов желудочно-кишечный тракт и челюстно-лицевой аппарат ребенка.
Чтобы не было проблем с прикормом крохи, важно, чтобы он был определенной консистенции, нравился ребенку.
— Неправильным будет кормить малыша до года исключительно грудью, тогда, естественно, у него появится избирательный аппетит. Это может стать причиной ряда серьезных нарушений здоровья и развития. Малыш не будет хотеть есть все и, бывает, даже заболевает. Во всем, как говорится, нужна мера.
Необходимо уметь предложить новую еду ребенку 8-15 раз
Если прикорм дается малышу на первом году жизни, то он и принимается маленьким организмом легче, чем в более старшем возрасте.
Нужно, чтобы ребенок принял новую пищу и даже полюбил ее. Здесь многое зависит от поведения матери.
— Сегодня нередки случаи, когда «малоежки», которые предпочитают однообразную углеводистую пищу, страдают лишним весом. Но при этом у таких детей, как правило, отмечается дефицит целого ряда важных нутриентов и микроэлементов.
— Как объяснить ребенку, что есть нужно все?
— Главное — делать это на доступном малышу языке. К тому же следует быть ласковой, но настойчивой. К примеру, предложить ребенку еду много раз (от 8), но с радостью, а не раздражением. В общении матери и сына/дочери должны присутствовать положительные эмоции.
Врач говорит: не менее важен собственный пример. Еще один способ приобщить сына или дочь к разнообразной еде — готовить вместе с ним/ней.
— Можно также поэкспериментировать с сортами мяса, овощей или рыбы. Есть вариант — изменить метод обработки. Вчера тушили, сегодня варим, а завтра запекаем. Вариантов приготовления еды и рецептов множество.
Дети на самом деле не гурманы. Они едят, чтобы утолить чувство голода и восполнить энергетические затраты. Малыши не воспринимают еду как наслаждение.
Врач объясняет, если даже в таком случае ребенок отказывается есть, следует набраться терпения. Пусть не ест, нагуливает аппетит.
— Когда попросит его накормить, предложите тот же борщ (который он отверг накануне). При этом не нужно в промежутках между основными приемами пищи давать чаду йогурты или молоко. Ведь это тоже еда, просто жидкая.
Кроме того, для малыша важно соблюдение режима дня.
— Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, насыщать день физической активностью по возрасту, гулять на свежем воздухе, выбирать активные развлечения. Тогда аппетит будет хорошим, и избирательность уступит место полноценной еде.
Отлично, если блюда будут малокомпонентными. Это позволит ребенку есть их с большим удовольствием.
О неофобии и детском здоровье в целом
Врач объясняет, поведение малыша, в том числе и пищевое, во многом определяется тем, здоров он или нет. Около 20% детей, которые приходят на прием с избирательным аппетитом, имеют неврологические нарушения, задержку развития, часто расстройства аутичного спектра.
— С такими детьми и их родителями работаем индивидуально. Ведь нежелание есть в этих случаях — далеко не основная и не единственная жалоба. В таких ситуациях фокусы и уговоры с едой не помогут.
Врач рекомендует вести родителям пищевой дневник малыша. В нем необходимо записывать все, что съел ребенок в течение дня, информацию о консистенции, составе блюд, объеме съеденного. И так на протяжении минимум недели. Затем уже вместе с доктором анализировать, существует ли проблема, нужно ли принимать меры или это пищевое поведение абсолютно здорового ребенка.
— А что касается неофобии, чем такое явление отличается от избирательного аппетита?
— Неофобия проявляется в том, что ребенок отказывается есть незнакомую пищу. Это явление отличается от избирательного аппетита немногим. Лишь тем, что неприязнь возникает к незнакомой еде. В случае же с избирательным аппетитом человек не ест не только новые, но и знакомые и привычные продукты.
— С неофобией у ребенка родителям справляться легче. Новые продукты можно просто подмешивать в привычные блюда. Если не получается накормить малыша — тогда за советом к доктору.
Меню ребенка в 7 месяцев
Содержание:
Малыш с каждым днем становится все более активным, подвижным и любознательным. Он осваивает новые навыки, с любопытством исследует окружающий его мир. Теперь для него важно не только получать грудное молоко от мамы или смесь из бутылочки. Важно видеть то, что он кушает, испытывать новые ощущения, трогать еду ручками, ведь пищевой интерес растет очень быстро. А кроме того, по мере роста и развития ребенка питание обеспечивает растущие потребности малыша в дополнительных источниках пищевых веществ.
Почему так важен прикорм ребенка в 7 месяцев?
Кормление грудью или адаптированной молочной смесью в 7 месяцев остается основным источником получения энергии и питательных веществ. Однако грамотное введение прикорма при грудном вскармливании необходимо для того, чтобы познакомить ребенка с новыми текстурами, новыми вкусами. Помимо этого, после 6 месяцев резко возрастает необходимость в получении железа: если до полугода для роста и развития ребенок нуждался в 0,27 мг/сутки, и эту потребность покрывало грудное молоко или его заменители, то теперь потребность в железе повышается до 11 мг/сутки! Соответственно своевременно введение прикорма для восполнения дефицита этого жизненно важного элемента.
Чем кормить ребенка в 7 месяцев?
Что ест ребенок в 7 месяцев. Если прикорм был начат в 6 месяцев, то к ранее введенным продуктам добавляются новые.
Каши. Злаковый прикорм необходим для получения детьми железа, клетчатки, цинка и других микронутриентов. Первые несколько месяцев после начала прикорма рекомендуется давать детям безмолочные безглютеновые каши, чтобы избежать аллергических реакций, — рисовую, кукурузную, гречневую, овсяную.
Мясо. Это богатый источник белка — «строительного материала» для мышц и железа, которое легко усваивается детским организмом. Что именно давать ребенку? Наиболее предпочтительно для малыша мясо индейки, кролика или телятина.
Овощи. Дополнительный источник клетчатки для крохи. Помимо всеми рекомендуемых пюре из цветной капусты, кабачка и брокколи, в рацион ребенка в 7 месяцев также можно включить морковь, тыкву, картофель.
Фрукты. В «компанию» к яблоку, груше, банану и сливе добавляются персик, абрикос, вишня.
Сливочное и растительное масла. Допускается добавление 0,5 ч.л. к овощным блюдам и каше.
Желток. Важнейший источник жиров, витамина В12, фосфора и селена. Рекомендуемая порция в меню малыша — 1/4—1/2 вареного куриного желтка в сутки.
С появлением прикорма в жизни ребенка должна появиться и вода (200–250 мл в день).
Важно! Прикорм не должен заменять грудное вскармливание ребенка 7 месяцев или кормление молочной смесью. Прикорм в этом возрасте — лишь дополнение!
Также стоит отметить, что прикорм при грудном вскармливании будет отличаться размером порций. Рекомендуемые некоторыми педиатрами или производителями детского питания объемы порций (180–200 мл прикорма на кормление) допустимы при необходимости полностью заменить один прием пищи. Именно поэтому кормящим мамам, желающим сохранить лактацию, рекомендуется прикладывать ребенка к груди в завершение приема пищи или же по требованию.
К вопросу, сколько съедает малыш за одно кормление в 7 месяцев: порции не должны быть большими, западные диетологи рекомендуют давать не более 150 мл за раз. Знакомство с новыми продуктами стоит начинать с 1 чайной ложки в первой половине дня, чтобы отследить реакцию организма.
Быстрое наращивание порций чревато:
отказом от грудного молока и дальнейшими трудностями с лактацией (желудок заполнен — куда же еще молоко?!);
проблемами с ЖКТ (физиологическая неготовность принять большое количество незнакомых продуктов);
отказом от знакомства с новой пищей (нередко встречается в семьях, где родители пытаются с особым рвением и напором ввести прикорм).
Консистенция. В 7 месяцев ребенку следует предлагать питание в виде пюре или продуктов, размятых вилкой. Если у малыша уже есть зубки, консистенция может быть менее гомогенизированная.
Режим питания. В 7 месяцев ребенок имеет 5–6 кормлений, два из которых начинаются с продуктов прикорма и лишь завершаются грудным молоком или молочной смесью.
Примерное меню ребенка в 7 месяцев
Чем кормить ребенка в этом возрасте? Вот примерная схема ежедневного рациона семимесячного малыша.
Важно! Следует понимать, что выше указаны приблизительные размеры порций и виды продуктов, что кушают дети в 7 месяцев. Ориентируйтесь только на своего ребенка!
Сколько должен есть ребенок: режим питания
Автор статьи: Анастасия Ломакина, нутрициолог и повар
Ночной кошмар всех бабушек, мам и даже некоторых пап: малыш, который еще недавно бодро уплетал мамино молоко и детскую кашу, категорически отказывается пробовать мясо, кефир или творог, каждый прием пищи превращается в битву, ребенок плохо набирает вес. Знакомо?
Во-первых, не паникуйте. Около половины* родителей здоровых малышей сталкиваются с трудностями с кормлением ребенка, а среди детей с особенностями развития эта проблема распространена еще больше.
Что делать, если ребенок не хочет есть прикорм, отказывается от овощей, или не ест кашу? И почему это происходит? Что и сколько должен кушать ребенок? Рассказываем по порядку.
Почему ребенок отказывается от еды?
Давайте разберемся с самой больной для мам темой — почему малыш плохо ест.
Дети — наши «зеркала». Малыши внимательно наблюдают, что мы едим, и наш рацион постепенно становится для них нормой. Хотите кормить ребенка определенными продуктами? Пусть они всегда будут на вашем столе.
Некоторые дети едят лишь ограниченный, привычный набор продуктов, например, макароны, творог, яблоки и куриную грудку. Хорошие новости: в принципе, в этом нет ничего страшного, пока ваш ребенок получает достаточно микро и макроэлементов с питанием. Некоторые родители склонны преувеличивать масштабы проблемы. Попробуйте вести пищевой дневник ребенка в течение пары недель, и вы убедитесь что его рацион шире а объем пищи больше, чем вам казалось.
Но если малыш отказывается от целых пищевых групп: молочных продуктов, мяса, овощей или каш – это действительно может стать проблемой. Немного скорректировать ситуацию помогут молочные напитки для детей от 12 месяцев: они содержат необходимый набор витаминов и микроэлементов. Но расширять рацион все равно придется, ведь подобное пищевое поведение может привести к проблемам со здоровьем. Например, в одном из исследований было установлено, что дети, которые едят недостаточно овощей, имеют сниженный уровень витамина С**, в другом утверждается что дети, недополучающие овощей и фруктов в среднем потребляют больше калорий в день, чем их сверстники.***
Плохая новость: запаситесь терпением, возможно, это надолго. Большинство детей перерастает неофобию в 5-6 лет, но в некоторых случаях она может сохраняться и до подросткового возраста.
Присоединяйтесь к Nutriclub
Спасибо, что Вы уже с нами!
Присоединяйтесь к Nutriclub
Вступите в Nutriclub и получайте персональные скидки и акции, актуальные статьи о развитии ребенка или беременности от наших экспертов
Что такое пищевая неофобия?
Точно не известно, но, скорее всего, это эволюционный механизм, который помогал выжить нашим доисторическим предкам. Благодаря критическому отношению к незнакомым продуктам они избегали ядовитой или испорченной пищи.
Как отличить чувство голода от аппетита
Чтобы отличить чувство голода от аппетита, спросите проголодавшегося ребенка, хочет ли он есть, и он, не задумываясь, ответит: «Да!», а не голодный обычно уточняет: «Смотря что».
Условно, голод от аппетита можно отличить так: все, что находится выше диафрагмы (душевные переживания, мысли о еде, «воспоминания» вкусовых рецепторов) — это аппетит, а все, что ниже (ощущения в желудке, слабость в ногах) — это голод.
А как понять, голоден ли малыш, который еще не умеет говорить? Помните главное: голодным по собственному капризу ребенок не будет никогда. Если малыш хочет есть, он даст вам об этом знать плачем или жестами.
Как наладить правильное питание ребенка?
Не стоит также во чтобы то ни стало заставлять ребенка съесть продукт, который ему категорически не нравится. В конце концов, миллионы людей в мире вообще не едят гречку или творог, оставаясь здоровыми и даже весьма упитанными.
Помните, что ребенок всегда берет пример с родителей, поэтому в первую очередь, наладьте свое питание. Если вы питаетесь бутербродами с докторской на бегу, не рассчитывайте что малыш станет поклонником рыбы и брокколи на пару. Постарайтесь не кормить ребенка отдельно, пусть он ест вместе со всей семьей за общим столом, даже если он только начал пробовать прикорм.
Не превращайте кормление в спектакль: ребенок не должен есть под мультики, не предлагайте ему сладости за то что он хорошо поест, не нужно отвлекающих маневров. Конечно, в краткосрочной перспективе это работает, но может вызвать серьезные последствия, вплоть до нарушений пищевого поведения, в дальнейшем.
Золотое правило, которое стоит запомнить все родителям: мы отвечаем за то, что, когда и где ребенок ест, а вот сколько есть и есть ли вообще – это зона ответственности ребенка, позвольте решать ему самому, даже если ему всего один год.
Как улучшить аппетит ребёнка?
Не стоит заставлять ребенка есть то, что ему не нравится. Иначе у него будет не только стойкое неприятие этого продукта на всю жизнь, но и в целом появится нелюбовь к еде.
Вот что поможет улучшить аппетит вашего малыша:
— положительные эмоции во время еды: отвлекитесь от всех проблем, уберите телефон и наслаждайтесь процессом;
— аппетитная и вкусно приготовленная еда;
— хотя бы раз в неделю собирайтесь на большие семейные трапезы, наслаждайтесь хорошей компанией и вкусной едой. У малыша закрепится ассоциация: еда — приятное занятие в кругу родных людей;
— избегайте перекусов в промежутках между приемами пищи, дайте ребенку проголодаться;
— недоеденная порция — не повод для расстройства.
Как расширить питание ребенка?
Если вы приняли решение расширить меню, существует два основных пути.
1. Проявите некоторую настойчивость
Не идите на поводу у малыша. Если он отказывается от всего, что вы приготовили на ужин, не спешите готовить ему что-то другое или давать вместо ужина печенье с конфетами. Продолжайте мягко, но настойчиво предлагать здоровую и сбалансированную еду, даже если обычно он от нее отказывается. В каждый прием пищи включите хотя бы одно блюдо, которое нравится ребенку, чтобы он не уходил из-за стола голодным.
Сколько кушает ваш малыш в день? Проанализируйте количество перекусов в рационе – возможно ребенок добирает недостающие калории кефиром, фруктовыми пюре и сушками в промежутках между приемами пищи. Спланируйте режим питания (завтрак, обед, ужин, полдник и 1-2 низкокалорийных перекуса). Кормите малыша, по возможности, в одно и то же время и в одинаковой обстановке. В промежутках предлагайте ему только воду.
Избегайте сладостей между приемами пищи, если хотите дать ребенку здоровый десерт, делайте это только после обеда или ужина. Маленькие дети демонстрируют «природную» тягу к сладкому. Сладкий вкус они распознают быстрее остальных, иногда оказывается достаточно всего несколько раз дать малышу попробовать блюдо с добавленным сахаром, чтобы он начал отказываться от полезных овощей и каш. А ведь привычка к сладкому – не самая хорошая привычка. Избыток «быстрых» углеводов повышает нагрузку на инсулярный аппарат поджелудочной железы и увеличивает риск избыточного веса.
2. Да здравствует разнообразие!
Готовьте много и разнообразно, например, если ребенок отказывается от рассыпчатой гречки с молоком, предложите ему ту же гречку, но на воде и хорошо разваренную. Экспериментируйте – пробуйте разные виды круп, добавляйте к ним разные фрукты и овощи в виде пюре или кусочками, растительное или сливочное масло. Не хочет есть куриный суп – попробуйте фрикадельки и пр. Рацион ребенка должен состоять из жиров, белков и углеводов. Если малыш недоедает белков или жиров, он закономерно будет требовать сладостей, которые дают ему быструю энергию, но не принесут организму пользы. Состав жиров в рационе должен быть разнообразным, полезны как растительные, так и животные жиры. А еще предлагайте малышу орехи, семечки, авокадо — кладезь ценных микроэлементов и растительных белков.
Во время основных приемов пищи готовьте 3-4 разных блюда, что-нибудь из этого разнообразия наверняка понравится ребенку. Не давите на малыша, но продолжайте предлагать ему продукт в разных видах. Порой родителям нужно предпринять 6 – 8 – 10 терпеливых попыток, прежде чем малыш поймет: а ведь это и правда неплохо! Главное – терпение и выдержка, и никакого насилия.
Позвольте ребенку есть руками, некоторые дети предпочитают питаться именно так. Нарежьте брусочками отварное мясо, слегка приваренные или сырые овощи и фрукты, чтобы ребенку было удобно взять их в руку.
Когда кроха чуть подрастет, учите его распознавать чувство сытости и голода: почаще интересуйтесь не голоден ли он, не урчит ли животик? Если голоден, узнайте чего бы малышу хотелось съесть, пусть попробует ответить сам, не подсказывайте и не торопите его. После еды поинтересуйтесь, наелся ли он или хочется чего-то еще. Никогда не торопите ребенка за столом, все дети едят с разной скоростью, некоторым требуется больше времени, чтобы почувствовать сигналы сытости.
Но помните, что это довольно дорогой и трудозатратный способ наладить рацион ребенка. Если у вас в семье никто не любит готовить или на это просто нет времени, вряд ли вы долго продержитесь.
Если вы подозреваете, что отказ от еды является признаком заболевания, или если у малыша наблюдаются проблемы со стороны ЖКТ, другие настораживающие симптомы, его вес ниже нормы – начните вести пищевой дневник, в который записывайте подробно все, что съел ребенок, время приема пищи, время появления симптомов, и как можно быстрее обратитесь к врачу.
Как вводить прикорм?
В мире существует множество схем введения прикорма детям первого года жизни. Зависит это от национальных особенностей питания и доступности специализированного детского. Даже в нашей стране есть региональные особенности по рекомендациям от педиатров.
В этой статье будет предложен подход питерской школы педиатров пошагового введения прикорма, предложенный профессором Воронцовым И.М. с учётом современных позиций.
1 шаг – каша или пюре из надземных овощей
2 шаг – пюре из подземных овощей или каша
3 шаг – мясное пюре
4 шаг – масло растительное
5 шаг – кисломолочный продукт
6 шаг – сливочное масло
7 шаг – творог
8 шаг – желток яйца
9 шаг – рыбное пюре
10 шаг – фруктовое пюре
11 шаг – хлебобулочные изделия
Чтобы совершить первый шаг, ребенку необходимо быть готовым к нему.
Признаки готовности к введению первого прикорма:
Наличие только одного признака готовности не является основанием для ввода прикорма. При наличии всех признаков следует начать вводить прикорм. При наличии нескольких, получить совет у педиатра.
После решения ввести прикорм следует выбрать первый продукт. Сначала определяемся с типом. Это может быть каша или овощ.
Основания для первого прикорма кашей:
Основания для первого прикорма овощами:
Нецелесообразно начинать с молочных продуктов и фруктов из-за высокого риска аллергии, пищевой непереносимости и нарушений пищевого поведения.
После выбора типа продукта определяем вид и форму.
Каши для первого прикорма: гречневая, кукурузная, рисовая
Форма: жидкая, безмолочная, без добавок, гипоаллергенная
Приготовление: на грудном молоке или основной смеси
Овощи для первого прикорма: кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква
Форма: пюре без добавок, гипоаллергенное
Выберите только один продукт по типу, виду и форме. Например, гречневая гипоаллергенная каша на грудном молоке.
Согласно современным требованиям к безопасности детского питания предпочтение отдаётся специализированным продуктам: «коробкам» и «банкам» с указаниями «гипоаллергенно» и/или «для первого прикорма». Изучайте состав, чтобы ничего другого, кроме овоща или крупы не было. Тем не менее, если родители уверены в качестве и безопасности тех продуктов, что едят сами, то допустимо использовать их для приготовления детского питания в домашних условиях.
Далее выбираем время когда даем первый прикорм. Обычно это после первой прогулки или продолжительного ночного/дневного сна без кормления. Стратегически помним, что каши дают на завтрак, а овощи на обед.
Затем определяемся с посудой, нужны индивидуальные две ложки и тарелка. Помните о безопасности и приобретайте качественную детскую посуду. Не кормите детей прямо из банок и иных упаковок для детского питания. Это формирует неправильное пищевое поведение, ведь сами вы едите с тарелки. Вручите во время кормления ребенку его ложку и позвольте подражать действиям взрослых за столом. Обязательно кушайте одновременно с ребенком, чтобы он закреплял свой пищевой интерес.
Блюдо прикорма готовим непосредственно перед кормлением. Количество не больше 150 грамм. Температура должна быть не выше температуры тела, а густота такая, чтобы не стекало с ложки при наклоне. Ребёнок снимает пищу с ложки губами и само собой почти сразу глотает.
В первый день дайте одну-две ложки для оценки первичного навыка и переносимости. Затем докормите основным питанием – грудным молоком или смесью. Приготовленный прикорм не храните до завтра.
На следующий день примерно в то же время предложите съесть в два раза больше, то есть две-четыре ложки. И каждый день увеличивайте в два раза предыдущий объём порции в тарелке. Ребёнок не обязан съесть всё, мы лишь предлагаем всё большие порции новой еды.
При вводе прикорма оцениваете следующие моменты:
При появлении отклонений от привычного состояния, позвоните педиатру или обратитесь на приём, временно остановив ввод прикорма.
При достижении предлагаемого объёма 150 грамм ввод первого прикорма можно считать состоявшимся.
Очень важный момент – речь идет о предлагаемом объеме питания, а не о съедаемом. Если ребенок из 150 грамм съест несколько ложек, то не нужно пытаться заставить съесть остальное.
Если хочется разнообразить блюдо первого прикорма, то новый продукт добавляем к введенному. Например, перед гречневой кашей предлагаем 2-4 ложки рисовой. На следующий день 4-8 ложек. И так далее до объёма 150 грамм. При этом количество гречневой будет уменьшаться, чтобы не увеличивать порцию.
Если разнообразие не очень важно, а хочется чаще кормить, то переходим ко второму шагу.
Второй шаг совершается по тем же принципам, что и первый. Формируем второй приём пищи. Выбираем другое время для приема пищи и другой продукт. Если первым вводили кашу на завтрак, то вводим овощное пюре на обед. Если первым вводили овощное пюре, то вводим кашу на завтрак или пюре из подземных овощей: картофель, свекла, морковь. Обратите внимание, что подземные овощи не заменяют надземные, но вполне могут заменить кашу.
Если на момент второго шага ребенку исполняется 7 месяцев, то ему предлагаем не более 170 грамм на прием. Съедать он может как все 170, так и 10 грамм. В этом нет ничего особенного. Наша задача – предлагать прикорм, а не заставить его съедать.
Если хочется разнообразия второго приема пищи, то далее предлагаем новые каши или новые овощи из перечисленных 10 продуктов (рис, гречка, кукуруза, кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква, картофель, свекла, морковь).
Если хочется быстрее накормить мясом, то переходим к третьему шагу. Добавляем к овощному пюре на обед мясное.
Вид мяса для первого знакомства, одно из трех самых гипоаллергенных: кролик, индейка, конина
Форма подачи: мясное пюре.
Приготовление: детские консервы или самостоятельно сваренное и протертое по старинке через сито (пропущенное в современном мире через самый крутой блендер).
Доводим до соотношения к овощному 1:3. Например, если овощного пюре ребенок ест 150 грамм, то мясного можем положить не более 50 грамм.
И снова, если хотим разного мяса, то после ввода одного, пробуем следующее из перечисленной выше тройки.
Если хочется разнообразия овощей и каш, то на четвертом шаге можем вполне этим заняться. Добавка растительного масла как раз производится вместе с вводом новых каш и овощей для формирования третьего приёма пищи. Масло выбираем то, которое любят папа с мамой. Подсолнечное, оливковое или рапсовое – не важно. Количество – не более чайной ложки на порцию каши или овощного пюре.
Напоминаю, что к этому шагу у нас есть завтрак и обед. Теперь можно озадачиться ужином. Принцип выбора всё тот же, что и для первого прикорма. Если ребёнку к этому шагу исполнилось 8 месяцев, то можем предлагать злаковые каши: овсянка, пшеничная, перловая. Если ещё не исполнилось, то пшенка. Из овощей можем предлагать помидоры, огурцы, сладкий перец, капусту белокочанную или брюссельскую.
С 8 месяцев в тарелку можно положить уже до 180 грамм овощей/каши. И это уже не пюре и жидкие каши, а блендированные овощи и густые каши для формирования начала жевания. А на обед варить суп с кусочками разваренных овощей и с добавкой нового мяса: свинина нежирная или мясо поросенка, говядина, курица.
С этого момента ребенок знакомится с аллергенными в нашем регионе продуктами и готов к пятому шагу. Это время кисломолочного прикорма.
Для детей на искусственном вскармливании это может быть кисломолочная смесь. Ребенок должен быть не младше 8 месяцев и учиться пить из чашки/поильника для ввода кефира или йогурта. Обычно эти продукты предлагаются на полдник или второй ужин в зависимости от режима конкретного ребенка.
Молочные продукты можно покупать готовые или готовить сами с помощью заквасок.
Помним, что начинаем с 1-2 чайных ложек и увеличиваем каждый день в два раза как каши/овощи. Количество конечного предлагаемого жидкого кисломолочного продукта не должно быть более 200 мл.
Если молочный прикорм прошёл без аллергии, то можем каши готовить на молоке и добавить сливочное масло, не более чайной ложки на порцию 200 грамм с 9 месяцев. Это шестой шаг, на котором можно пробовать новые каши и их сочетания. Или шагать дальше.
Седьмой шаг знакомит ребёнка с творогом. Покупаем в магазине детский или готовим сами с помощью заквасок. Такие можно давать ежедневно. Осаждённый хлоридом кальция или покупной, без маркировки «детский» из магазина, можем давать через один-два дня.
Время для творога – второй завтрак или полдник. Увеличиваем так же медленно, как мясо – по 1-2 чайных ложки в день. Максимальное количество предлагаемого – не более 50 грамм. А съедаемого, как и всегда, по аппетиту малыша.
На восьмом шаге вводим ещё один аллергенный продукт – желток яйца. Используем те, что ест семья – куриное или перепелиное, а может индюшки или цесарки – не имеет значения. Начинаем с 1/4 куриного (индюшки, цесарки) или 1/2 перепелиного. Добавляем к готовым блюдам из овощей или просто вприкуску на обед. Давать можно ежедневно в течение 10-14 дней, оценивая реакцию. Если она не возникла, то можно либо расширять ассортимент каш, овощей, мяса, либо шагать дальше.
Девятый шаг знакомит с рыбой. Если семья её не ест, то можно и пропустить. Если ест, выбираем сначала белую и даём вместо мясного пюре два раза в неделю. Соотношение к овощам 1:4. То есть, если овощей едим уже 200 грамм с 9 месяцев, то рыбы можно положить не более 50 грамм.
Не требуется медленного увеличения продукта, так как реакции не зависят от количества, а организм после ввода мяса рыбу переварит уже хорошо. Если реакции за две недели знакомства не возникло, то можно предложить красную в следующие две недели. Или шагать дальше.
Десятый шаг – фрукты. Да, время для них пришло только сейчас, поскольку это самый вкусный продукт. А вкусное даётся на десерт или второй завтрак. Для первого знакомства выбираем: яблоко, грушу, банан.Количество с 1-2 чайных ложек, но после уже введенных блюд прикорма, увеличивая ежедневно в два раза.
Форма: пюре, протертые фрукты, ниблер, компот.
Время для того чтобы предложить ребенку фрукты: второй завтрак, как десерт на обед или ужин, полдник с творогом.
Максимальное количество на прием определяется количеством месяцев, умноженным на десять. То есть, в 9 месяцев это 90 мл компота или 90 грамм пюре. Число приемов в пищу фруктов может доходить и до пяти, но не вместо каши, овощей, мяса и молочного, а именно в качестве десерта.
Не стоит использовать компоты в качестве питья между приемами пищи. Не нужно использовать фрукты в качестве перекуса между приемами пищи. Содержащиеся в них простые сахара меняют пищевое поведение детей, а так же угрожают развитием кариеса.
На текущий момент признано нецелесообразным использование в питании детей первого года жизни фруктовых соков. В качестве питья между основными приемами пищи используйте воду или просто дайте грудь.
На ввод одного фрукта 7-10 дней, затем предлагаем следующий, если хотим разнообразия. Можно уже предлагать фрукты кусочками для формирования навыков откусывания и продолжения жевания. Или шагаем дальше.
Одиннадцатый шаг знакомит с последним аллергеном и самым распространенным продуктом в нашем регионе – пшеницей. Выбор здесь огромный, но сначала предложим хлебобулочное изделие в качестве добавки к нашим пяти приемам пищи: хлеб, сухари, сушки, простое печенье. Количество не более 5-10 грамм на прием. Число приемов тоже может доходить и до пяти.
Реакцию оцениваем две недели, затем можем разнообразить или начать вводить все остальные изделия из пшеницы, которые любят папа с мамой.
На этом шаги прикорма заканчиваются и все новые продукты просто добавляются к имеющимся один раз в 7-10 дней.
Ребенок питается по режиму
завтрак: молочная каша+масло+компот
2 завтрак: фрукты и йогурт/кефир
обед: овощи+мясо+масло+желток+хлеб+/-компот
полдник: фрукты и творог+сушка/печенье
ужин: овощи+/-рыба +хлеб+/-фрукты
Ребенок продолжает получать грудное молоко так, как удобно маме. На искусственном вскармливании происходит полная замена бутылочки и перевод на питье смеси из чашки.
Все возникающие проблемы питания обсудите с Вашим педиатром.