разведение рыбы в пруду как бизнес форель
ВЫРАЩИВАНИЕ И РАЗВЕДЕНИЕ ФОРЕЛИ В ПРУДАХ
Вы здесь
Форелеводство является высокоинтенсивной отраслью прудового рыбоводства, позволяющей получать большое количество рыбы с единицы площади. В зависимости от количества воды рыбопродуктивность форелевых прудов составляет до 500-1000 центнеров и более с гектара.
Различают два вида форели: ручьевую форель (пеструшка) и радужную.
Ручьевая форель обитает в бассейнах рек Балтийского, Белого, Каспийского, Черного и Азовского морей. Очень требовательна к кислородному режиму. Форель ручьевая обладает нежным, вкусным мясом. Ценится за диетические качества. Ручьевая форель типично холодноводная рыба, живет преимущественно в горных речках и ручьях, а также в равнинных речках с песчано-галечным грунтом, с холодной ключевой чистой водой, богатой кислородом. Тело покрыто плотной чешуей, на голове чешуй нет. На теле и на спинном плавнике черные и красные пятнышки. Последние окаймлены светлым ободком. Окраски сильно варьируют от темной до светлой.
Разведение форели в прудах
В прудах форель не мечет икры, и поэтому для разведения ее необходимо прибегать к искусственному оплодотворению В среднем на 1 гектар прудовой поверхности сажают от 500 до 1.000 шт. годовиков форелей, весом от 15 до 20 граммов штука. При большем сбыте рыбы и промышленной постановке хозяйства выгодно увеличивать густоту посадки форели за счет искусственного кормления. В некоторых хозяйствах посадка делается в указанном случае раз в 40—50 больше, так, что на один гектар прудов высаживается годовиков до 40—50 тысяч штук.
В прудах радужная форель питается разнообразной пищей, она потребляет ручейников, жуков, стрекоз, мелких лягушек, личинок комаров. На втором году жизни потребляет в пищу мелких сорных рыб, преимущественно пелагических. Основной пищей радужной форели является верховка, гольян, уклея, сеголетки орфы, язя и другие. Форель хорошо питается и растет не только летом, но и зимой. Однако при температуре воды ниже 1,5 градусов рост замедляется. При температуре воды 2-4 градуса, что обеспечивается подачей в зимовальники ключевой или артезианской воды, и при тщательном кормлении сеголетки за зиму увеличиваются в весе в 3-4 раза. Часть годовиков достигает порционного веса 125 г уже к маю, а часть в июне. При содержании рыбы в садках и ее кормлении рыбоводные хозяйства и фермы могут давать продукцию весной и летом. На всех стадиях жизни и развития форели необходима постоянная проточность воды, чем восполняется расход кислорода в воде прудов и выносятся из прудов продукты обмена форели (углекислота, остатки не съеденного корма, экскременты).
Выращивание форели в морской воде
Выращивание радужной форели в морской воде способствует усилению обмена веществ и ускорению темпа роста. В морской воде у форели интенсифицируется белковый обмен, в связи с глубокой морфофизиологической перестройкой организма, включающей, прежде всего, смену гиперосмотического типа осморегуляции на гипоосмотичческий при переводе из пресной в соленую воду, где форель, благодаря осмотическим процессам, усваивает жизненно необходимые ионы и микроэлементы, активизирующие деятельность ферментативной системы. Выращивание форели в штормоустоичивых садках в прибрежной зоне Черного моря в осенний, зимний и весенний периоды перспективно. Радужная форель может созревать в условиях морской воды.
Радужная форель представляет большой хозяйственый интерес как объект фермерского рыбоводства и как добавочная рыба при разведении карпа в прудах с более холодной водой. Во многих странах выращивается в садках, прудах и бассейнах, а также выпускается для пастбищного нагула в небольшие реки и озера для промышленного и спортивного рыболовства.
Свой бизнес: выращивание и разведение форели в пруду
Деликатесная рыба, недоступная простому рыбаку, всегда имеет спрос и высоко ценится на рынке. Одной из таких является форель. В магазинах стоимость этого вида лососевых может достигать почти тысячи рублей за килограмм. И потому разведение форели в пруду – это неплохой вид заработка. Данный факт подтверждают опытные фермеры, которые получают с этого бизнеса кругленькую сумму. Однако изначально форелевые хозяйства требуют немалых затрат, больших усилий и ответственности. Все это быстро окупится, если грамотно подойти к этому бизнесу.
Немного о форели
Всего известно 20 видов этих лососевых рыб. Для продажи обычно разводят только две высокопродуктивные форели. Это радужная (микижа) и ручьевая (пеструшка). Их темпы роста и плодовитость больше почти на 40% по сравнению с другими форелевыми рыбами. Стоит сказать, что обе разновидности являются хищными, что отражается на их рационе кормления. Питаются они мелкими лягушками, жучками, стрекозами и такими рыбешками, как верховка, гольян и язь. Эту особенность нужно учитывать перед тем, как начинать разведение форели в пруду как бизнес.
Ручьевая форель
Этот вид обитает в холодных водах, которые впадают в Черное, Балтийское и Каспийское моря. Обычно в природных условиях взрослые особи достигают 12 кг. Но вот в искусственных водоемах добиться таких результатов можно недюжинным трудом. Для разведения нужно запастить терпением: нереститься рыбы не будут первые несколько лет, если их приобретать мальками.
Средняя продолжительность жизни ручьевой форели составляет 12 лет. В первый год рыбки будут весить 20-25 грамм, двухгодовалые – 130-170 грамм, а в 3-й год – полкилограмма. Плодовитость этой форели зависит от веса самки, поэтому можно встретить такой сильный разброс от 2 до 15 сотен икринок. Нереститься рыба начнет не раньше 3-4-ого года своей жизни. Инкубация икры обычно происходит осенью, когда температура воды поднимается до 2-8 градусов.
Радужная форель
Этот вид получил свое название благодаря красивой переливающейся чешуе. Радужная форель появилась в Северной Америке, а в России ее стали культивировать совсем недавно. Эти рыбы растут лучше ручьевых и прекрасно переносят низкие температуры. Этим и привлекает внимание бизнесменов форель радужная. Разведение в пруду все-таки лучше производить в теплой воде (16-18 градусов). При такой температуре будет гарантирован хороший рост.
Половозрелыми рыбы становятся уже через 2-3 года. Самки в зависимости от возраста способны дать от 8 до 30 сотен икринок. Их инкубация обычно происходит весной. Мальки радужной форели весят до 30 грамм, годовалые особи – 100-125 грамм, а в 2 года – уже от 200 грамм. Сложность разведения микижи состоит в том, что очень трудно стимулировать размножение. Чаще всего прибегают к искусственному оплодотворению. На всякий случай фермеры престраховываются и приобретают для разведения оба вида: и радужную, и ручьевую форель.
Начало форелевого бизнеса
С чего же начать разведение форели в пруду? Первым делом стоит посетить уже существующие фермы и посмотреть, как организовано хозяйство и выстроена работа. Опытные заводчики форели с удовольствием поделятся нюансами и тонкостями этого бизнеса. Заодно можно присмотреть ваших будущих поставщиков мальков или взрослых особей. Лучше обращайте внимание на фермы, твердо стоящие на ногах. Они не только продадут рыбу, но и дадут грамотные рекомендации. После этого пора задуматься о месте разведения и приобретении необходимого оборудования. К слову, в некоторых случаях стоить оно будет недешево.
Как только закончится бумажная волокита, можно приобретать все необходимое и подыскивать клиентов. А после появления форели на продажу стоит познакомиться с сотрудниками санэпидстанции. Каждый рыбовод просто обязан получить заключение о надлежащем качестве продукции.
Где выращивать рыбу
Можно организовать разведение форели в пруду на даче, на территории загородного дома либо в водоеме, который специально куплен или арендован для фермерского хозяйства. Выращивают такой вид лососевых несколькими способами:
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Открытый пруд
Считается, что это самый неприбыльный и неудобный способ разведения. Для выращивания форели потребуется найти уже функционирующий пруд или соорудить его самостоятельно. При очень низкой температуре и микижа, и пеструшка будут плохо расти и, чтобы отправиться на продажу, ей понадобится не меньше 5 лет. По этой причине разведение форели в пруду зимой просто исключено.
Вылавливание рыбы из открытого водоема для последующего оплодотворения или продажи – непростая задача. Для ее выполнения обычно нанимают опытных специалистов, которые за свою работу берут кругленькую сумму. Также велика вероятность возникновения болезней и хищения форели местными браконьерами. А лечение и охранники – это дополнительные расходы.
Садки
Этот способ разведения от первого отличается только тем, что в открытом водоеме огораживается какая-то его часть. Границами выступают садки – металлические решетки или сетяные дели на кольях, внутри которых и размещается разводная рыба. Поскольку для размножения форели используется только часть водоема, на оставшейся площади можно организовать платную рыбалку для любителей. Также плюс в том, что за частью водоема следить намного проще, чем за целым озером. По этим причинам рыбоводы считают, что садковое разведение форели в пруду – бизнес более выгодный.
Однако из-за плотной посадки рыбы и активного кормления будет остро стоять проблема загрязнения водоема. Его постоянно нужно будет очищать. Из-за этого нельзя выращивать форель в прудах с питьевой водой.
Искусственный водоем
Как для большого, так и для малого объема рыбы отличным вариантом станет установка искусственного замкнутого пруда. Причем разместить его можно прямо в помещении у себя на даче или в арендуемом складе. Однако первоначально нужны крупные вложения на приобретение необходимого оборудования. Это бассейны, генераторы, наносы и фильтры. Для мелкого хозяйства на 4 тонны в год специалисты оценивают их стоимость почти в 1,5 миллиона рублей. Зато за счет кругового движения воды между составляющими системы обеспечивается жизнеобеспечение рыбы. В таком замкнутом пруде можно воссоздать максимально комфортные условия для выращивания форели.
Искусственный нерест как трудности бизнеса
Иногда в условиях неволи форель отказывается самостоятельно размножаться, и к этому нужно быть готовым. В таких случаях рыбоводы прибегают к искусственному оплодотворению, которое проводится по определенной схеме.
1. В период предполагаемого нереста фермеры отбирают самых лучших производителей из зрелых особей и помещают их в раздельные бассейны.
2. Когда у самок созреет икра, ее осторожно выдавливают в отдельную емкость. Предварительно рыб оборачивают полотенцем.
3. После этого на икру сцеживают сперму самцов и аккуратно ее распределяют. Для этой цели идеально подходит птичье перо.
4. К икре добавляют немного воды, в которой и произойдет оплодотворение в течение пяти минут.
При таком способе размножения стоит учитывать дополнительные расходы. Это наркозные средства для комфортного отделения икры и стимулирующие растворы для повышения процента оплодотворенных икринок. Опытные фермеры предпочитают именно искусственное разведение форели в пруду.
Технология и оборудование
Ручьевая и радужная форель – вполне неприхотливые разновидности. Но успех бизнеса будет гарантирован при соблюдении технологии выращивания:
Сбыт продукции
О реализации форели стоит подумать заранее, подыскав потенциальных клиентов уже на начальном этапе бизнеса. Основными и постоянными покупателями могут стать:
— санатории и загородные отели;
— физические лица (если открыть собственную точку продаж на рынке или при собственном хозяйстве);
— будущие фермеры форели, которые желают купить мальков или взрослых особей для разведения.
Однако стоит учитывать, что будет мало желающих приобрести живую рыбу прямо на месте. На ваши плечи ляжет не только разведение форели в пруду, но также ее последующая разделка и транспортировка. Также будет большим плюсом организация платной рыбалки. Она немного поможет сэкономить на перевозке форели и даст дополнительный заработок.
Финансовая часть
Если вы решите открыть небольшую ферму и постараетесь сэкономить, то затраты распределятся следующим образом.
1. Мальки – 300 тысяч.
3. Оборудование – 1,5 миллиона.
4. Зарплата работникам – 300 тысяч.
5. Прочие расходы (аренда пруда, грузоперевозки, лечение рыб) – 200 тысяч.
Итого, потребуется примерно 2,5 миллиона. Окупятся они через 3 года разведения.
Обязательно продумайте до мелочей разведение форели в пруду. Бизнес-план подскажет, сколько потребуется денег для старта, и убережет от убытков. Конечно, все будет зависеть от региона. Для каждого отдельного случая нужно производить индивидуальные подсчеты расходов и доходов.
Бизнес план форелевого хозяйства
Финансовая модель форелевого хозяйства
1. Краткий инвестиционный меморандум
Мясо форели давно является деликатесом, т.к. по своей природе форель любит исключительно чистую воду. Недаром форель считалась в свое время царской рыбой, ее отлавливали или разводили для царственных особ в высокогорных реках и озерах.
В настоящее время имеются технологии, позволяющие выращивать форель основных видов неплохого качества, что определяет место этой рыбы на рынке в сегменте высококачественных продуктов питания. Для создания бизнеса по искусственному выращиванию форели, например, с использованием технологии УЗВ (устройство замкнутого водоема) приняты в первую очередь следующие концепции и тренды на рынке рыбной продукции России:
В дополнение к этим двум основным факторам, способствующим созданию прибыльного бизнеса по разведению форели, также следует принять во внимание тенденцию появления современных технологий по выращиванию форели полного цикла. Такие технологии становятся более доступными для предприятий малого и среднего бизнеса.
Срок окупаемости составляет 15 месяцев.
Первоначальные вложения будут равны 4 610 000 руб.
Точка безубыточности достигается на 3 месяц работы компании.
Средняя ежемесячная прибыль 387 640 рублей в месяц.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Основной продукт компании или фермы форелевого хозяйства — это выращивание продажа форели в живом весе, поставляемый на потребительский рынок. Основными покупателями продукции, как планируется, должны быть:
1. Розничная сеть, в том числе и сетевые супермаркеты — 50% доли всего сбыта.
2. Предприятия и компании, занимающиеся переработкой форели — это производители консервов, рыбных полуфабрикатов, а также бизнесы, работающие на рынке общепита — суши-бары, рестораны, кафе.
3. Лечебные и санаторно-курортные учреждения различных форм собственности.
В качестве основной технологии разведения форели предполагается применять систему УЗВ или каскадного воспроизводства форели полного цикла. Приоритетным видом форели, которая будет разводиться в форелевом хозяйстве — это «форель радужная» и «форель ручейковая» с товарной массой от 500 гр. до 1-1,2 кг каждой особи.
Проектом предусмотрено получение товарной массы форели на первом этапе работы фермы до 3500 кг в месяц. На втором этапе предполагается увеличить мощность производства до 5-6 тонн форели в месяц.
Средняя оптовая цена форели, реализуемой потребителям, составляет 350-370 руб. за 1 кг.
Доставка готовой продукции будет осуществляться силами компании по графикам, согласованным с оптовыми покупателями и потребителями форели.
Сильные стороны проекта:
Слабые стороны проекта:
Возможности проекта:
Угрозы проекта:
3. Описание рынка сбыта
Общая характеристика рынка форели. Рынок рыбной продукции, степень его развития и насыщения во многом зависит, как от географических, природных факторов, так и от особенностей местной кулинарной культуры, потребительских предпочтений. Рыба в большинстве стран является неизменным атрибутом обеденного стола. Достаточно сказать, что общемировой объем производства рыбы (включая прямой вылов из морей и океанов) достигает цифры в 142 млн. тонн в год.
Причем динамика роста потребления рыбы в среднем по миру составляет не менее впечатляющие показатели — в 1970 году в среднем на одного человека приходилось всего 0,7 кг свежей рыбы, а уже в 2010-х годах уровень потребления достиг 7,8 кг на человека. Т.е. рост составил более чем 1000% (в 10 раз).
По прогнозам аналитиков рыбного рынка, спрос на рыбу будет определяться на 60% повышением благосостояния и фактором развития экономики, а на 40% — ростом населения.
В десятку ведущих стран по производству аквакультуры в мире входят: Китай, Индия, Вьетнам, Индонезия, Таиланд, Бангладеш, Норвегия, Чили, Филиппины, Япония. В среднем на эти страны приходится — по 100 тыс. тонн промысловой добычи (вылов рыбы и других морских и пресноводных организмов) и по 70 тыс. тонн аквакультуры (разведение или выращивание водных организмов, осуществляемые под полным или частичным контролем человека).
На Китай, лидера по производству аквакультуры в мире, приходится самая большая доля в добыче и производстве рыбы — это 100 тыс. тонн промысловой добычи и 170 тыс. тонн аквакультуры.
Что касается вылова и производства рыбы в Российской Федерации, то непосредственно на промысловую добычу приходится порядка 100 тыс. тонн, а на искусственное выращивание рыбы всего 40 тысяч тонн.
Причем, основная доля рыболовства (почти 62%) приходится на фермерские хозяйства, в том числе и форелевые фермы.
По состоянию на 2016-2018 гг. общий объем производства свежей форели в России составляет порядка 28-30 тысяч тонн, что почти на 40% ниже, чем это было в 2013 году, когда этот объем составлял более 68 тысяч тонн. Такое снижение производства форели связано в первую очередь с введением санкционного режима в 2014-2015 гг. и многие виды форели, малькового стада стали недоступны для российских фермеров- рыбоводов. Однако уже к началу 2018 года производство форели вновь стало расти ускоренными темпами, не ниже чем 4-5% в год, но уже на базе отечественного малькового материала.
Динамика рынка. Во многом потребление рыбы населением России связано с экономическими факторами, такими как доступность рыбы по цене большинству покупателей.
Ценовая динамика на основные виды рыб, в том числе и форели, имеет восходящий тренд и в среднем рост цен составляет 10-15% в год. Это существенно отразилось и на динамике спроса на рыбную продукцию в целом по стране — средняя норма потребления рыбы упала с 22 кг в год на человека до 15 кг.
Такое положение дел отразилось и на качестве предлагаемой рыбы на рынке, где спрос заметно сместился в более дешевый сегмент рыбной продукции. Форель и продукты из нее занимают в общей структуре потребления россиян не более 10-15% поскольку мясо форели относится к разряду деликатесных видов, с соответствующим ценовым уровнем выше среднего.
В 2018-2019 гг. тенденция сменилась на положительный характер и наметился устойчивый рост спроса по всему спектру рыбной продукции. Это в немалой степени обусловлено радикальным сокращением импорта рыбы из-за рубежа — на 65 тысяч тонн, в том числе форели — на 55% (до 5-6 тысяч тонн в год).
В целом же рынок рыбной продукции, включая и форель, в России далек от насыщения, и по средним оценкам экспертов дефицит продукции в натуральном выражении составляет порядка 50-70 тысяч тонн в год. По норме потребления (на человека в год) в сравнении с развитыми странами — в несколько раз. Например, в Японии норма потребления — 65 кг, в Норвегии 55 кг, в Китае 25 кг на человека в год.
Таким образом, потенциальная емкость рынка составляет не менее 100-120 тысяч тонн форели в год на период до 2022-2025 гг.
Структура и конкуренция на рынке производства форели. Регионами лидерами производства и разведения форели традиционно являются Карелия, где работает 56 компаний, занимая 70% всего рынка свежей форели и посадочного малькового стада в стране, второе место занимают Мурманская область, а также регионы юга России (Кубань, Ставрополье).
Компании, занимающие основные доли рынка форели, представлены в нижеследующих таблицах (по данным ФАС РФ на 2015-2016 гг.)
Доли хозяйствующих субъектов на рынке годовика форели радужной.
Наименование хозяйствующего субъекта
2014 г.
2015 г.
Доля, %
Доля, %
ООО «Форелевое хозяйство»
ЗАО Сельскохозяйственный племенной завод «Форелевый»
ООО Селекционно-племенной комплекс по рыбоводству «Вадский»
Доли хозяйствующих субъектов на рынке малька форели радужной.
Наименование хозяйствующего субъекта
2014 г.
2015 г.
Доля, %
Доля, %
ФГУП «Племенной форелеводческий завод «Адлер»
ФГБУ Федеральный селекционно-генетический центр рыбоводства «Ропша»
ООО «Рыбное хозяйство Яйвинское»
ООО «Добрянский рыбоводный центр
ЗАО Сельскохозяйственный племенной завод «Форелевый»
Анюйский осетровый рыбоводный завод ФГБУ «Амуррыбвод»
ОАО «Племенной рыбоводный завод «Кабардино-Балкарский»
ООО «Кармановский рыбхоз»
Группа лиц ИП Новоселов С.А.
и ООО «Форелевое хозяйство «Елисей»
В целом рынок выращивания форели в России вряд ли пока можно назвать высоко конкурентным, особенно на фоне острого дефицита по-настоящему качественной и свежей рыбы, продающейся по приемлемым для большинства населения ценам.
4. Продажи и маркетинг
Целевая аудитория и основные каналы сбыта продукции
Форель, как в мороженом, так и в свежем виде, а также полуфабрикаты из нее, относятся к категории продуктов среднего и высшего ценового сегмента. Поэтому основная целевая группа потребителей форели, это:
При реализации маркетинговой политики следует учитывать, прежде всего, два фактора — фактор качества — т.е. доставка свежей рыбы в сжатые сроки и фактор цены, который во многом будет определять объемы поставок форели, как оптовым, так и розничным покупателям.
Реклама
Для рекламирования продукции форелевой фермы можно применять испытанные временем стандартные каналы распространения рекламы — ТВ, местные радиостанции или средства массовой печати. Однако в настоящее время более эффективными инструментами работы с аудиторией потенциальных клиентов — покупателей являются такие, например, как:
1. Распространение рекламы, в том числе видеороликов, через социальные сети, путем размещения на сайтах магазинов, ресторанов или ресурсах, посвященных семейной кулинарии.
2. Прямая интернет-рассылка рекламных материалов основным оптовым потребителям.
3. Распространение печатных рекламных буклетов в виде визитных карточек, красочных и содержательных постеров, календарей в торговых точках, в магазинах.
Неплохим форматом распространения рекламы о компании, о ее продукции может быть участие форелевой фермы в различных муниципальных или региональных конкурсах, ярмарках-продажах фермерской продукции, в благотворительных акциях.
Еще одним фактором, способствующим усилению каналов распространения рекламы, является создание своего собственного сайта форелевой фермы, где даже можно транслировать в онлайн режиме (через веб-камеру) весь процесс выращивания форели.
Методы стимулирования продаж
Поскольку большая часть продукции форелевого хозяйства будет поставляться оптовым покупателям (более 80%), то в качестве основной стимулирующей меры предусмотрено использование оптовых скидок. Также в качестве меры привлечения клиентов могут применяться варианты бесплатной доставки партии товара.
Перспективным шагом привлечения ключевых клиентов может быть вариант долевого участия ведущих партнеров в капитале компании. Это создает не только постоянный канал сбыта продукции, но и возможность привлечь инвестиционный капитал для развития бизнеса.
В данном бизнес-плане предусмотрен ежемесячный рекламный бюджет не менее 50 тысяч руб. На создание сайта форелевого хозяйства предполагается использовать 50-70 тысяч рублей.
5. План производства
Организационная- производственная схема создания фермерского хозяйства по круглогодичному разведению форели состоит из трех стадий, которые включают в себя — регистрацию фермерского хозяйства, как бизнеса, набор персонала, постройка помещения цеха, приобретение малькового стада фермы, монтаж и запуск в эксплуатацию оборудования.
Регистрация бизнеса. Этот необходимый элемент реализации всего бизнес-проекта может быть осуществлен путем регистрации фермерского хозяйства, как ИП или как КФХ.
По своей налоговой системе и налоговой шкале (используется УСН и ставка налога в 6% от полученных доходов) эти две формы практически идентичны, за исключением того, что, имея статус КФХ (крестьянское-фермерское хозяйство), можно получить некоторые льготы. Например, льготы по землеотводу, льготы по оплате за аренду земельного участка (если участок берется в аренду у муниципалитета). Также КФХ может принять участие в конкурсе на получение гранта для развития бизнеса по линии федеральных или региональных программ по поддержке отечественного сельхозпроизводителя.
Процесс регистрации ИП или КФХ занимает минимум 3 рабочих дня и осуществляется в виде подачи соответствующей формы заявления в местное подразделение ФНС. Кроме этого производится оплата госпошлины, открытие счета и услуг РКО (расчетно-кассовое обслуживание) в банке, изготовление печати. Всего на эти цели потребуется не более 10 000 рублей.
Важный момент. При подаче заявления в ФНС следует обязательно указать в нем соответствующий код предпринимательской деятельности, по которому будет определяться налоговый статус плательщика, т.е. ИП или КФХ. Для разведения форели по технологии УЗВ рекомендуется указать такие коды, как:
Этих кодов достаточно для того чтобы зарегистрировать профиль хозяйства по разведению форели в налоговой службе.
Кроме регистрации компании, как бизнеса, также необходимо оформить пакет документов куда входят:
Также потребуется заключение отдельных договоров с поставщиками водных ресурсов, договор на утилизацию (переработку в удобрения) биологических отходов и контракт с электроснабжающей компанией.
На все расходы по регистрации компании, получение всех необходимых разрешений и согласований, в бюджете проекта заложена сумма в 100 000 рублей.
Помещение. Техническая или материальная база компании или фермы по разведению форели (форелевое хозяйство) состоит из двух компонентов — помещение или цех для разведения рыбы и технологическое оборудование.
Для создания бизнеса по круглогодичному разведению рыбы форелевых пород (радужная и ручейковая) с проектной мощностью по данному бизнес-плану до 10 т в месяц, предполагается использовать помещение ангарного типа. Данный ангар имеет эффективную площадь 700-800 кв. м. где размещаются:
Ангар имеет утепленные стены и перекрытия, позволяющие поддерживать в нем необходимую положительную температуру не менее +15-18 гр. Цельсия. Ангар возводится собственными силами компании на арендуемом земельном участке площадью 1000 кв. м. Условия аренды — долгосрочная аренда на срок 49 лет. Участок фермы расположен в непосредственной близости к водным коммуникациям в пригородной промышленной зоне. Максимальное расстояние до основных точек сбыта — не более 5-6 км.
Оборудование. Для создания полного цикла воспроизводства рыбы и получения товарной массы в необходимом объеме используется оборудование, специально предназначенное для технологии УЗВ, В частности, список оборудования форелевой фермы с мощностью выхода товарной массы живой форели до 10 тонн в месяц, выглядит следующим образом:
В качестве дополнительного оборудования, способного существенно снизить издержки форелевой фермы и повысить ее конкурентоспособность на рынке, можно использовать автономные возобновляемые источники электроэнергии. В частности, солнечные панели генерирующие тепло и электричество могут в периоде 2-3 лет сократить издержки всего цикла производства живой форели более чем на 50%.
6. Организационная структура
Для достижения цели данного проекта бизнес-плана по норме прибыли и эффективности ведения форелевого хозяйства потребуется найм персонала, имеющего не только соответствующую квалификацию и опыт работы, но и отличную мотивацию на безаварийную и продуктивную работу на предприятии.
Общая схема штатного расписания форелевой фермы с мощностью выпуска товарной форели до 10 тонн в месяц, может выглядеть следующим образом:
Постоянные расходы | Оклад | Количество сотрудников | Сумма | Средняя з/п в месяц на сотрудника |
Директор | 35 000 | 1 | 35 000 | 46 636 |
Инженер-технолог | 32 000 | 1 | 32 000 | 43 636 |
Оператор-технолог | 26 000 | 4 | 104 000 | 26 000 |
Техник-механик | 25 000 | 2 | 50 000 | 25 000 |
Лаборант-ихтиолог | 26 000 | 1 | 26 000 | 26 000 |
Водитель-экспедитор | 25 000 | 1 | 25 000 | 25 000 |
Страховые взносы | 51 300 | |||
Итого постоянная ФОТ | 323 300 |
В данной схеме штатного расписания предусмотрено следующее распределение обязанностей среди персонала:
1. Директор — осуществляет общее руководство компанией, на него возложено взаимодействие с клиентами, поставщиками оборудования и расходного материала, а также с государственными контролирующими органами власти. На директора также возложена ответственность за рекламную работу, эффективное распространение рекламы, контроль работы сайта компании.
2. Инженер-технолог. На инженере-технологе лежит полная ответственность за обеспечение не только технической части производства, но и технологической составляющей процесса воспроизводства поголовья малькового стада форели и получения готовой товарной рыбы. В его обязанности входит осуществление контроля за техническим состоянием оборудования, своевременного его ремонта, заказа комплектующих частей. Что касается технологии производства рыбной продукции, то инженер-технолог обеспечивает соблюдение стандартов по содержанию рыбы и ее воспроизводства в заданном объеме.
3. Оператор-технолог (сменный) — в течение своей рабочей смены обеспечивает соблюдение всех технологических стандартов и требований по циклу воспроизводства форели, качества и количества подаваемого корма, осуществляет контроль за водным обменом в рыборазводных емкостях, температурным и кислородным режимом. Непосредственно подчиняется инженеру-технологу.
4. Техник-механик (сменный) — на этой штатной должности лежит ответственность за безаварийную и соответствующую нормам работу технического оборудования фермы, подающей воду системы насосов, воздушные и фильтрационные системы, автокормушки и др. Непосредственно подчиняется инженеру-технологу.
5. Лаборант-ихтиолог — основная обязанность этого сотрудника состоит в том, чтобы были соблюдены все биологические нормы содержания рыбы в емкостях, обеспечивалась заданная норма воспроизводства малькового стада, рост рыбы в соответствии с требуемой динамикой.
6. Водитель-экспедитор — осуществляет, как доставку готовой продукции, так и необходимых кормов, расходных материалов для работы фермы.
Система труда (режим рабочего дня), оплаты и премирования сотрудников состоит из трех частей.
Первая часть связана с тем, что директор и инженер-технолог, работают в режиме ненормированного рабочего дня, так как на них возложена вся ответственность за работу не только административной и финансовой части бизнеса, но и качество продукции и в конечном итоге позиция форелевой фермы на рынке. Система оплаты строится по схеме «оклад + премия в виде % от суммы ежемесячных продаж рыбы на рынке».
Вторая часть определяется тем, что штатные позиции операторов-технологов и техников-механиков имеют режим работы по сменному графику «день через день» или «2 через 2».
Третья часть предусматривает обычный трудовой 5 дневный график в соответствии с нормами ТК РФ для водителя — экспедитора и лаборанта-ихтиолога.
Для всех штатных сотрудников предусмотрена система оплаты — «оклад плюс премия», начисляемая периодически (каждые 3, 6 и 12 месяцев) по результатам работы форелевой фермы.
Для обеспечения финансового и налогового сопровождения деятельности форелевой фермы предусмотрено использование услуг бухгалтера по отдельному договору (аутсорсинг).
7. Финансовый план
Начальные инвестиции для открытия бизнеса, включая регистрацию и оформление, выглядят следующим образом:
Инвестиции на открытие
Регистрация, включая получение всех разрешений
Строительство утепленного ангарного помещения пл. 700 кв.
Создание сайта и реклама на первый месяц
Закупка малькогового стада форели и расходы на выращивание в первый месяц
Итого
4 610 000
Ежемесячные расходы на работу фермы по разведению форели в заданных объемах:
Ежемесячные затраты
ФОТ (включая отчисления)
Расходы и издержки на обслуживание рыбы (включая корм)
Расходы на сервисное обслуживание технологического оборудования
Итого
706 132
Основные экономические, финансовые параметры реализации бизнес-плана:
Показатель
Значение
Чистый дисконтированный доход, руб.
Внутренняя норма рентабельности, %
Полный расчет ФОТ с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.
8. Факторы риска
Рынок рыбной продукции, в том числе замороженной или живой форели, характеризуется относительно стабильно растущим спросом, как со стороны частного потребителя, так и компаний-переработчиков. Однако существует ряд системных рисков, с которыми можно столкнуться при реализации проекта создания форелевого хозяйства. В первую очередь следует обратить внимание на такие риски как:
Что касается, например, такого риска, как конкуренция, то он незначителен даже при наличии множества торговых сетей и магазинов. Это обусловлено тем, что в России существует определенный дефицит на качественную мороженную или свежую рыбу, тем более таких пород, как форель. Спрос на форель постоянно растет по мере приобщения все большей части городского населения к более здоровой культуре питания, в которой рыба занимает одно из первых мест.