разделка мясо в бухгалтерии
Форма ОП-23. Акт о разделке мяса-сырья на полуфабрикаты
В организациях общепита для учета производства полуфабрикатов из мяса и для контроля за их выходом составляют акт о разделке мяса по форме ОП-23. Чаще всего документ формируют ежедневно, если производство полуфабрикатов не требует более длительного времени, чем рабочая смена. Какую информацию нужно внести в бланк, расскажем в статье.
Общие сведения
Документ составляют на основании бумаг на поступление мяса-сырья в цех производства. Задание на разделку сырья и производство полуфабрикатов нужно формировать так, чтобы цех закончил эту работу за день и сдал продукцию в места хранения или экспедицию. Иногда требуется и несколько смен для завершения разделки мяса. Тогда акт составляют на более продолжительный период. К документу прилагают бумаги на передачу полученной продукции в места хранения (кладовую).
На предприятиях общепита, где выработка мелкокусковых полуфабрикатов осуществляется основным цехом мясных полуфабрикатов, в акте до подписи матответственных лиц пишут: «Указанное в акте количество крупнокусковых полуфабрикатов по видам кулинарной разделки приняли для производства мелкокусковых (весовых) и штучных полуфабрикатов».
После того как акт будет составлен, его проверяет бухгалтер и утверждает руководитель общепита.
Обязательно ли применять форму ОП-23?
Утвержденная постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 года №132, форма ОП-23 сегодня является рекомендованной к применению. До конца 2012 года все унифицированные формы были обязательными, с 2013 года компании получили право работать с бланками первичных учетных документов, составленными самостоятельно. Поэтому у руководства компаний есть выбор, какие формы использовать. Любое решение нужно закрепить в учетной политике.
Унифицированные формы по-прежнему широко используются, потому что они удобны, привычны и содержат всю нужную информацию.
Важно! Выбирая для работы бланки первичных учетных документов, разработанные самостоятельно, нужно помнить, что они должны содержать все 7 обязательных реквизитов. Таковые указаны в п. 2 ст. 9 ФЗ №402 от 6 декабря 2011 года.
Заполняем ОП-23
В шапке указывают такие сведения:
Справа от шапки находятся графы для утверждения документа руководством. Их заполняют в самом конце — после того как будет составлен документ.
В основной части нужно заполнить таблицу. Что нужно указать:
В конце таблицы указывают итоги: общий расход мяса, сумму, массу полученных продуктов по норме и фактическую. Затем прописью указывают массу израсходованного сырья и полученного.
В конце после проверки данных ставят свои подписи представитель администрации, мастер, заведующий производством. Документ проверяет бухгалтер, а затем руководитель, и также оба расписываются в том, что данные проверены.
Хранить документ после заполнения необходимо в течение 5 лет в бухгалтерии.
К сведению! При обнаружении фактических ошибок (неверно указаны даты, цены, наименования) их можно исправить стандартным способом. Сначала нужно аккуратно зачеркнуть сведения с ошибкой, рядом или сверху написать верные данные, затем поставить отметку «Исправленному верить», подпись и дату. Большое количество исправлений недопустимо, в этом случае лучше взять новый бланк.
Разделка)))
Так я про ту ветку и говорю, правда, Вы там куда-то пропали.
Саму стоимость сырья Вы, очевидно, распределяете пропорцинально весу. Если Вы купили кусок 5 кг., это все равно, что Вы бы купили 2 куска по 2 и 3 кг соответственно. Цена за 1 кг. была бы одинаковой.
Потребительские свойства у Вас влияют на выручку. Вот Вы и увидите, что чтобы продать кости для собак Вам приходится затратить вот столько-то денег.
Есть еще один аспект. Не являются ли кости для собак просто неизбежным отходом? Если так, тогда по ним вообще себестоимость не калькулируют, потому что они у Вас при любых раскладах возникают. А выручка от них уменьшит себестоимость мяса, идущего на готовую продукцию. Опять-таки надо смотреть существенность, соотношение цифр.
ЗЫ Интересный пример. Действительно, себестоимость «сырья» для мяса и для костей получается одинаковая.
Надо думать. В БУ схему с отходами для этого неслучайно придумали.
Себестоимость в части сырья одинаковая, а затрата на пеерработку разные.
Доходы от продажи отходов, естественно, облагаются, только я не понял про два раза. Один раз облагаются, как и обычные доходы.
В БУ все просто.
Д20-К10 1000*100=100000 сырье
Д20-К02,70,69. 30000 прочие прямые затраты
Д10-К20 100*20=2000 возвратные отходы по цене возможной реализации.
Д43-К20 900кг 128000р ГП по фактической себестоимости.
Продали все 900кг по 150р/кг (все считаем без НДС)
Д62-К90 900*150=135000
Д90-К43 128000
Продали все отходы по 20р/кг
Д62-К91 2000
Д91-К10 2000
Итого фин.результат в БУ 7000р.
А в НУ такого понятия как себестоимость нет. Как нет и принципа двойной записи. С т.з. бандерлогов во главе с Разгулиным доходы и расходы будут такие.
Прямые расходы на производство продукции:
100000+30000-2000=128000
Доход от продажи продукции 135000
Доход от продажи отходов 2000
Итого налогооблагаемая прибыль 9000р.
М.б. я не совсем коррекно назвал это «двойным налогообложением», но видно, что в НУ возник «лишний» доход как раз в виде продажной стоимости отходов. Потому что (с т.з. г-на Разгулина) «расходы на приобретение отходов отсутствуют».
ЗЫ Еще более забавная головоломка получается, если отходы повторно используются в производстве. Т.е. каждый производственный цикл мы списываем отходы в производство (в НУ при этом никакого расхода не происходит), а потом приходуем новую партию отходов.
Получается пестня «у попа была собака»
возвратные отходы: Отходы производства, используемые повторно без дополнительной (промежуточной) обработки как сырье при производстве одной и той же продукции.
А является ли разделка туши на куски, которые не подвергаются допобработке (не варятся, не коптятся и т.п.)-производством продукции?
Особенно, в торговле. Допустим товарсчи закупили цистерны с мукой и распихивают ее по мешкам, пакетам и т.п. То есть не пекут из нее блины-проги. Это производство?
2. Про приведенный порядок учета не согласен. В случае с побочным продуктом существует принципиальный ворос: это что-то полезное (могу продать либо использовать в дальнейшем производстве) либо бесполезное. Или как сказал бы классик: актив или убыток.
Если что-то бесполезное, то это НЕ калькулируется и НЕ приходуется. Этого просто нет. Налоговики этой с/с просто нигде не увидят, она утоплена в с/с ГП. Изредка продавая подобные вещи, мы можем получать доход и облагать его. Никакого двойного обложения там не получится. В БУ выручка от продажи побочного продукта уменьшает с/с основного.
В БУ
Д20-К10 1000*100=100000 сырье
Д20-К02,70,69. 30000 прочие прямые затраты
Д43-К20 900кг 130000р ГП по фактической себестоимости.
Продали все 900кг по 150р/кг (все считаем без НДС)
Д62-К90 900*150=135000
Д90-К43 130000
Продали все отходы по 20р/кг
Д76/62-К91 2000
Итого фин.результат в БУ 7000р.
В НУ получается ровно то же самое, что в БУ. На любые возможные претензии налоговиков несложно показать, что себестоимость обоих продуктов сидит в сумме 130 тыс. Единственно возможный риск это если налоговая скажет, что у нас распределение затрат НЗП-ГП-С/с по обоим родуктам (если бы калькулировалось отдельно) было бы иным. Следовательно по X (себестоимость мяса) +Y (себестоимость костей) не дало бы 130, а частично осталось бы в балансе. Но это практически недоказуемо.
Практический вопрос: в данном случае эти кости калькулировать или не калькулировать. На мой взгляд, их надо калькулировать, если а) сумма выручки по ним существенна и б) если их продажа носит регулярный характер.
Ну хорошо, а что тогда в ТОРГ-12 писать при реализации костей? Количественный учет все-таки нужен, верно?
Смотрите, что нашла:
Ознакомиться бы с этими методуказаниями!)
С другой стороны, если сделать для НУ «проводки» (условно говоря, понятно, что там не роводки, а хрень какая-то в регистрах учета), параллельные проводкам в БУ, то:
1) с большой вероятностью при проверке это просто не заметят;
2) если таки заметят и захотят из-за этого судиться, у суда таки возобладает здравый смысл.
А пока вот лично я как от огня бегу от слова «отходы».
У меня в производстве как раз возникает нечто вроде Ваших опилок.
Так я именую это «полуфабрикат для производства ДСП» и рассчитываю затраты как для других полуфабрикатов
Ведь именно «отходы» в НК поименованы отдельно, и именно к ним можно прицепиться.
ЗЫ Опять-таки вспомню «любимое» высказывание на семинарах г-на О.Д.Хорошего: «Не ищите логику в НК, ее там нет!»
«1С:Предприятие 8» для мясоперерабатывающей отрасли
Мясоперерабатывающее производство имеет отраслевые особенности. Мясо, являющееся основным сырьем, мясокомбинат может закупать или заготавливать. Под заготовкой понимается приобретение животных у частных лиц или животноводческих хозяйств живым весом с последующим убоем и разделкой. При заготовке взаиморасчеты с поставщиками скота возможны как по весу каждой головы, так и по весу произведенного мяса. Мясо следует хранить при низкой температуре. При этом его вес необходимо периодически контролировать, поскольку он является переменной величиной и зависит от температурного режима и влажности. Все поставки мяса должны сопровождаться документами, подтверждающими качество сырья.
Для складского учета запасов применяются два независимых показателя – количество и вес. Для учета количества в зависимости от номенклатуры используются соответствующие единицы измерения. Учет количества животных, туш, полутуш и шкур ведется в штуках и килограммах. Все операции по перемещению запасов, полуфабрикатов и готовой продукции сопровождаются операциями взвешивания.
Производство мясокомбината в общем случае состоит из заготовительного и перерабатывающего. Для целей производственного учета необходим нормативно-фактный анализ. Для продукции, полученной в результате переработки мяса, нужны документы, подтверждающие качество. Данная продукция имеет ограниченный срок хранения при различных температурных режимах. Информацию о сроке и условиях хранения также следует отражать в сопроводительных документах.
Реализацию продукции мясокомбинат выполняет, как правило, по заявкам покупателей. В процессе реализации у него возникает потребность в оформлении большого количества документов на отгрузку в короткий промежуток времени, а также в оформлении операций по возврату или замене продукции.
Как закупка, так и реализация продукции выполняется мясокомбинатом с использованием собственного автотранспорта, поэтому особую важность приобретают диспетчеризация работы автотранспорта, а также учет затрат, связанных с его содержанием.
Для автоматизации предприятий мясоперерабатывающей отрасли фирма «1С», компании «Алгоритм успеха» (1С:Франчайзи, г. Санкт-Петербург) и «1С-Рарус» (1С:Франчайзи, г. Москва) совместно разработали отраслевое решение «1С:Мясокомбинат 8». Данный программный продукт создан на основе типового прикладного решения «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием» на платформе «1С:Предприятие 8».
Решение «1С:Мясокомбинат 8» разрабатывалось с учетом перечисленных выше особенностей деятельности мясоперерабатывающих предприятий. В программе реализована поддержка всех основных бизнес-процессов мясоперерабатывающего производства: от заготовки скота до реализации готовой продукции оптом и в розницу.
Отраслевое решение охватывает все области управления производственным предприятием мясоперерабатывающей отрасли. Это относится к планированию продаж, производства и снабжения, к управлению продажами, производством, закупками и запасами. В системе реализованы управление взаимоотношениями с клиентами, управление качеством и финансами. Предусмотрено ведение бухгалтерского и налогового учета, а также управление персоналом и расчет заработной платы.
Сегодня в непростых экономических условиях одной из важнейших задач для любого предприятия является управление затратами и сокращение потерь. Рассмотрим решение этой задачи с помощью программного продукта «1С:Мясокомбинат».
Учет затрат
В заготовительном производстве регистрируются все затраты, связанные с закупкой скота, его транспортировкой, содержанием, убоем и разделкой. Их учет можно вести в разрезе голов или партии скота.
Для сырья, живого скота, мясных полутуш, полуфабрикатов и продукции обязательны весовые характеристики. Все перемещения основного сырья в процессе производства сопровождаются операциями взвешивания.
Результаты взвешивания поступивших животных вводятся в документ «Акт взвешивания». Информация о «Весе брутто» может вводиться в документ автоматически от подключенных к системе электронных весов. Данные о весе тары представляют собой нормативно-справочную информацию и содержатся в соответствующем справочнике, «Вес нетто» рассчитывается автоматически. Документ «Акт взвешивания» применяется также при выполнении складских и технологических операций.
Результат разделки, как правило, фиксируется по факту, при этом определяется себестоимость каждого из полученных продуктов. Предусмотрена возможность калькуляции стоимости скота по результатам разделки.
Существенной отраслевой особенностью мясоперерабатывающего производства является естественное изменение веса продукции и сырья в результате операций хранения или транспортировки. Примерами таких операций могут служить «Усушка», «Заморозка» и «Разморозка». Изменение веса должно происходить в пределах норм, регламентированных для каждого вида операции. Говяжья вырезка 1 категории, например, при заморозке может менять свой вес до 10%. В то же время при разморозке вырезки процент изменения веса может быть другой.
Коэффициенты изменения веса для каждой номенклатурной единицы устанавливаются с помощью документа «Регистрация норм изменения веса». Некоторые коэффициенты зависят от времени года, поэтому при выборе норм система ориентируется на дату актуального документа. Документ «Регистрация норм изменения веса» также позволяет отражать изменение состояния номенклатуры при соответствующих операциях, например «Вырезка говяжья 1 категории парная» после заморозки превращается в «Говядину 1 категории мороженую».
Для ввода в систему информации об изменении веса на основании норм используется документ «Изменение веса». Помимо фиксации данных о новом состоянии и весе номенклатуры с помощью данного документа в бухгалтерском и налоговом учете регистрируется списание или оприходование суммовой разницы, появившейся в результате отклонения.
Анализ затрат
В программе предусмотрено два уровня анализа затрат – оперативный и стратегический. На оперативном уровне ведется анализ прямых затрат, выполняется сравнение их с существующими нормами, производятся оценка материальной себестоимости и оценка потерь при продажах. На стратегическом уровне оцениваются результаты оперативного управления, полная себестоимость и структура затрат, проводится сравнение с бюджетами, выполняется оценка инвестиционных проектов.
Для оценки затрат по проектам во всех отчетах по затратам введен разрез «Проект». Это позволяет получить информацию о рентабельности и эффективности проектов.
Как показали результаты внедрения программы «1С:Мясокомбинат 8» на предприятиях отрасли, данный программный продукт является эффективным инструментом управления затратами, который помогает удерживать необходимый уровень рентабельности производства в неблагоприятной экономической ситуации.
Автоматизируем производственный учет с помощью «1С:Мясокомбинат»
Источник: «Мясные технологии», №10 2013
Автор статьи: О.В.Васильева, Е.А.Кондратьева ООО «ВЦ Формула», г. Боровичи
Статья о продукте: 1С:Предприятие 8. Мясокомбинат
Существует распространенный стереотип, что программные продукты фирмы «1С» предназначены для автоматизации только бухгалтерского учета. С другой стороны, на предприятиях необходим именно оперативный производственный учет, который включает в себя учет сырья и выпущенной продукции, а также технологических полуфабрикатов на каждом переделе всего производственного цикла.
В данной статье мы расскажем, как можно организовать производственный учет на убойных и мясоперерабатывающих предприятиях с использованием отраслевого решения «1С:Мясокомбинат».
Основой качества готовой продукции предприятий мясоперерабатывающей промышленности является сырье, из которого эта продукция изготавливается. К основному сырью относятся: мясо в тушах и полутушах, субпродукты, кишсырье и другие продукты, получаемые от убоя и переработки скота. Также, в качестве основного сырья, может использоваться импортное мясо в виде замороженных спрессованных блоков или неразделанных полутуш. На рынке сейчас много предложений от различных поставщиков сырья и специалистам, работающим с сырьем на предприятии – от службы снабжения до технологов на производстве, необходимо видеть консолидированную информацию по всем поставщикам сырья и всем видам сырья, чтобы выбрать наилучшее по всем параметрам сырье для выпуска высококачественной продукции. В свою очередь, руководителю предприятия эта информация нужна, чтобы осуществлять взаиморасчеты с поставщиками сырья по фактическим показателям качества, и если поставщик поставил сырье, не соответствующее заявленным характеристикам, то выставить обоснованные претензии.
Вручную обрабатывать большое количество информации крайне затруднительно. Желательно также накапливать данные для последующего анализа. Используя специализированную, адаптированную под «мясные» особенности программу, можно максимально подробно и с необходимой быстротой получать, обрабатывать и анализировать данные, как по поставщикам сырья, так и по необходимым характеристикам качества самого мясного сырья.
В программе предусмотрена возможность осуществлять прием живого скота на мясокомбинат любым из двух методов:
Для пересчета убойного выхода мяса к живому весу используются нормативные коэффициенты перевода, которые хранятся в специальном справочнике.
Рис. Коэффициенты перевода
Удобный интерфейс автоматизированного рабочего места кладовщика мясожирового цеха позволяет:
Рис. АРМ кладовщика мясожирового цеха.
На основании введенных кладовщиком данных, автоматически формируются документы по выпуску готовой продукции, списанию затрат на приобретение скота и потерь на охлаждение парного мяса в целях бухгалтерского учета. Функция бухгалтера сводится к контролю расчетов за скот и документальному оформлению пакета печатных форм для поставщика.
При приеме на склад покупного сырья в виде замороженных спрессованных мясных блоков или неразделанных полутуш, каждой партии закупаемого сырья присваивается свой серийный номер с указанием поставщика и даты поставки. Этот уникальный серийный номер в дальнейшем используется для контроля за перемещением сырья на всех участках производства.
Рис.Ведомость движения готовой продукции, сырья и полуфабрикатов в местах хранения.
Часто технологи жалуются, что не получают ожидаемого выхода сырья после разделки, обвалки и жиловки. С помощью программы, используя серийный учет, можно отследить партию переданного мясосырья с учетом вида и категории сырья, провести сравнительный анализ выходов на всех этапах подготовки сырья, выявить отклонения и несоответствия и во время принять соответствующее управленческое решение. Анализ можно провести с помощью отчета по разделке сырья за любой период: количество полученного сырья сравнивается с нормами выхода сырья после разделки.
В программе «1С:Мясокомбинат» можно настроить учет потерь на охлаждение, разруб, дефростацию, увар, потери при обвалке, ветконфискат и т.д. Для настройки такого учета достаточно правильно настроить справочник статьи затрат и использовать их в производственных документах. Таким образом, все учтенные потери за любой период можно увидеть как в количественном, так и в суммовом эквиваленте, сформировав отчеты в программе.
При расчете себестоимости все потери войдут в состав затрат наравне с другими прямыми затратами.
Рис. Статьи затрат
В данной статье мы рассказали о том, как с помощью специализированной программы можно решить вопросы, связанные с учетом сырья на предприятии мясной отрасли. Калькуляция и расчет себестоимости готовой продукции и полуфабрикатов, контроль и учет потерь в ходе производственного процесса тоже являются важными вопросами и волнуют специалистов мясоперерабатывающих предприятий. О том, как эти задачи решаются с помощью программы, мы планируем рассказать в дальнейших публикациях.
Оформление документации в убойном цехе
На сельскохозяйственных предприятиях для переработки продукции растениеводства и животноводства могут быть организованы промышленные производства. Рассмотрим особенности документального оформления деятельности цехов по убою животных и птицы.
Оформление выбытия и забоя животных
Выбраковка животных из основного стада для постановки их на откорм или для реализации оформляется актами выбраковки животных из основного стада. Здесь должны быть указаны причины и обстоятельства выбытия животных, а также возможное использование продукции (в пищу, на корм скоту, подлежащая уничтожению и т. д.).
Отметим, что непосредственно в день выбытия животных такой акт составляет соответствующая комиссия. В ее состав входят: заведующий фермой, зоотехник, ветврач (веттехник) и работник, ответственный за содержание данного животного или их группы. Акт утверждается администрацией организации.
Для документального оформления убоя животных и птицы в промышленных цехах сельхозорганизаций чаще всего используют Акт на выбытие животных и птицы (забой, прирезка и падеж) (форма № СП-54).
Отметим, что акт на выбытие животных и птицы применяют для учета забоя животных всех учетных групп (молодняк, животные на откорме, птица, животные основного стада).
В комплексах по производству продукции животноводства на промышленной основе убой и падеж животных оформляют также Учетным листом убоя и падежа животных (форма № СП-55).
Продукцию забоя (падежа) животных (мясо, шкуры) сдают на склад по накладной, прилагаемой к акту на выбытие животных. Ее подписывает кладовщик, принявший данную продукцию.
Обратите внимание: количество и живую массу павших животных, а также полученную от них продукцию (шкуры) в документах указывают обособленно.
Причем в этом случае необходимо наличие заключения ветеринарного врача о причине падежа.
Оприходование готовой продукции
В результате забоя скота приходуется несколько видов продукции: мясо как основная продукция, а также шкуры, рога, копыта, жир-сырец, кишечное сырье – как побочная. Каждый вид продукции взвешивают, вес фиксируют в отвес-накладной. В них записывают количество туш и массу мяса, полученного от скота каждой категории упитанности.
Накладные составляют в трех экземплярах на каждый вид продукции: один экземпляр остается в забойном цехе, второй – передается в бухгалтерию, третий вместе с продукцией передают в остывочное помещение.
Продукцию, полученную от убоя скота, охлаждают и сдают на склад сельскохозяйственной организации по требованию-накладной, которая выписывается в двух экземплярах.
Далее рассмотрим специфику документального оформления убоя птицы.
Доставленную для переработки птицу после проверки документов осматривают ветеринарный врач и начальник убойного цеха. При осмотре птицу пересчитывают и обращают внимание на соответствие ее развития возрасту, общее состояние и внешний вид.
После осмотра и приемки птицу направляют на убой.
Каждая партия птицы, поступившая в убойный цех, перед забоем обязательно взвешивается, после чего и составляется акт на выбытие животных и птицы.
Выход мяса в акте показывают по количеству, массе и категориям, а также по видам птицы.
Полезные отходы (пух, перо и т. п.) отражаются по фактической массе. Количество и масса тушек, забракованных при ветеринарном осмотре, а также потери массы при охлаждении показываются в акте отдельными строками.
Бухгалтерская документация. Оформите отчет
При использовании журнально-ордерной формы учета данные из первичных документов, отчетов о переработке продукции и других документов ежемесячно переносят в лицевые счета (производственные отчеты) подразделений, например поформе № 83-АПК, которая рекомендована к применению приказом Минсельхоза России от 31 января 2003 г. № 28.
В первом разделе производственного отчета по строкам фиксируют все производственные затраты по установленной номенклатуре статей с указанием корреспондирующих счетов.
Итоги по затратам выводят за месяц и нарастающим итогом с начала года.
Во втором разделе лицевого счета фиксируют выход продукции по видам за отчетный месяц и с начала года.
В заключение отметим, что данные производственного отчета служат основанием для записей в журнал-ордер № 10-АПК по кредиту субсчета «Промышленные производства», открываемого к счету 20 «Основное производство» и дебету корреспондирующих счетов учета готовой продукции.
ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Согласно действующему порядку в сельскохозяйственных предприятиях к промышленным производствам относятся маслодельные, мукомольные, консервные заводы, пункты по забою и первичной переработке скота и птицы, а также лесопилки, столярные мастерские и т. п. В таких производствах должен быть налажен документальный учет поступившего сырья и полученной продукции. Одна из задач бухгалтерии сельскохозяйственной организации – контроль полноты принятия к учету продукции, полученной от убоя животных или птицы. Фактический выход продукции по видам и категориям сопоставляют с действующими нормами ее выхода с учетом упитанности животных (птицы) и термического состояния полученных мясопродуктов.
Как правило, все животные, поступившие для убоя, должны быть обработаны в течение этого же дня. При проведении первичных осмотров определяется порядок использования животных: убой без ограничений (только здоровые), убой с ограничением (на санитарной бойне), а при ряде инфекционных болезней (столбняк, бешенство и др.) животных вообще не допускают к убою. Бывают случаи, когда скот или птица допущены к убою, а уже в его процессе выясняется, что продукция не может быть использована и подлежит уничтожению. В такой ситуации ветеринар обязан сообщить о данном факте руководителю технологического подразделения, откуда скот или птица поступили в убойный цех, и в бухгалтерию организации для перевода их из категории «Убой» в категорию «Падеж».