разбуди меня поутру рано о моя терпеливая мать
Сергей Есенин — Разбуди меня завтра рано: Стих
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.
На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.
Анализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано» Есенина
Смена власти, идеологии, даже в какой-то степени страны оставили свой отпечаток на творчестве многих поэтов. Одним из них был Сергей Есенин. Выходец из деревни, привыкший к серости будней, жаждал другой жизни – светлой, оптимистичной, иной. Это и стало центральной темой оптимистического стихотворения «Разбуди меня завтра рано» — вера в счастливое будущее.
Главным приемом, использованным на протяжении всего произведения, является олицетворение событий Февральской революции. Она преподносится как дорогой гость, которого ждет лирический герой, и на встречу с которым боится опоздать. Советская власть представляется кобылицей с красным хвостом – красный цвет надолго засел в головах людей ее олицетворением. Это также и символ преобразований для сельских жителей в их беспросветной жизни.
Автор надеется, что и его собственные амбиции будут удовлетворены с приходом новой власти и новой жизни. Может быть, и он станет знаменитым русским поэтом, воспевающим родной край. Вернее будет сказать, что он уверен в этом, потому что иначе и не должно быть. Перемены должны нести только светлое, даже для самых дальних уголков страны. Каждая строка пышет оптимизмом и надеждой на лучшее, предвкушение окрыляет поэта.
Иллюзиями и надеждами люди спасались от жестокой действительности и бедственного положения. Несмотря на весь оптимизм стихотворения, Есенин прекрасно понимал все те ужасы, что несли за собой революция и гражданская война. Но именно это и хотел подчеркнуть поэт – что даже в самые темные времена можно найти лучик света, главное верить и видеть. Оптимизм в вера в лучшее всегда помогают бороться против гнетущей тьмы бытия.
Иной смысл можно увидеть и в том, что каждый день дарит нам новые возможности и новые надежды. Его можно и нужно встречать как дорогого гостя, быть открытым всему новому и быть готовым к переменам. Важно двигаться вперед, не застаиваясь на одной точке, пользоваться каждым данным человеку шансом. Идти навстречу новому с распахнутыми глазами и открытым сердцем, без вчерашних треволнений, и тогда новый день принесет открытия, эмоции и перемены.
Произведение написано в жанре обращения к родной матери. Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная. Использованы различные средства выразительности: эпитеты («облачной, золотую, терпеливая»), метафоры («воспою я тебя и гостя»), олицетворение («треплет ветер»).
Сергей Есенин. Коломенская грусть
Сергей Александрович Есенин (1895–1925) — наш рязанский сосед, бывал в Коломне проездом; точные даты посещений неизвестны. Кроме стихотворения из цикла «Преображение», наш город упоминается ещё в ранней поэме «Песнь о Евпатии Коловрате».
Сергей Есенин — классик русской литературы ХХ века, оказавший значительное влияние на развитие отечественной лирики. В пору Серебряного века поначалу развивался в круге «новокрестьянских» поэтов, претендовавших на особое место в литературе, но быстро осознав проблематику современного, уже машинного мира, стал одним из самых глубоких выразителей драмы народнопоэтического сознания (не только крестьянского) в условиях «железного Миргорода», унифицирующий цивилизации.
Обстоятельства смерти Есенина в ленинградской гостинице так и не получили убедительного объяснения и не сводятся к версии о самоубийстве.
* * *
О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть.
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.
Как птицы, свищут вёрсты
Из-под копыт коня.
И брызжет солнце горстью
Свой дождик на меня.
О край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звёздам
Я школу проходил.
И мыслил и читал я
По библии ветров,
И пас со мной Исайя
Моих златых коров.
1918
* * *
Задымился вечер, дремлет кот на брусе,
Кто-то помолился: «Господи Исусе».
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети,
Где-то мышь скребётся в затворённой клети…
У лесной поляны — в свяслах копны хлеба,
Ели, словно копья, уперлися в небо.
Закадили дымом под росою рощи…
В сердце почивают тишина и мощи.
1912
Королева
Пряный вечер. Гаснут зори.
По траве ползёт туман.
У плетня на косогоре
Забелел твой сарафан.
В чарах звёздного напева
Обомлели тополя.
Знаю, ждёшь ты, королева,
Молодого короля.
Коромыслом серп двурогий
Плавно по небу скользит.
Там, за рощей, по дороге
Раздаётся звон копыт.
Скачет всадник загорелый,
Крепко держит повода.
Увезёт тебя он смело
В чужедальни города.
Пряный вечер. Гаснут зори.
Слышен чёткий храп коня.
Ах, постой на косогоре
Королевой у плетня.
* * *
Шёл Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жмакал дёснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой —
Знать, от голода качается, болезный».
Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».
1914
* * *
Гаснут красные крылья заката,
Тихо дремлют в тумане плетни.
Не тоскуй, моя белая хата,
Что опять мы одни и одни.
Чистит месяц в соломенной крыше
Обоймённые синью рога.
Не пошёл я за ней и не вышел
Провожать за глухие стога.
Знаю, годы тревогу заглушат.
Эта боль, как и годы, пройдёт.
И уста, и невинную душу
Для другого она бережёт.
Не силён тот, кто радости просит,
Только гордые в силе живут.
А другой изомнёт и забросит,
Как изъеденный сырью хомут.
Не с тоски я судьбы поджидаю,
Будет злобно крутить пороша;.
И придёт она к нашему краю
Обогреть своего малыша.
Снимет шубу и шали развяжет,
Примостится со мной у огня.
И спокойно и ласково скажет,
Что ребёнок похож на меня.
* * *
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зёрна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах мёда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котёнок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
* * *
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
Я сегодня увидел в пуще
След широких колёс на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.
На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнёт кобылица
Над равниною красным хвостом.
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольётся
Молоко твоих рыжих коров.
1917
* * *
Где ты, где ты, отчий дом,
Гревший спину под бугром?
Синий, синий мой цветок,
Неприхоженный песок.
Где ты, где ты, отчий дом?
За рекой поёт петух.
Там стада стерёг пастух,
И светились из воды
Три далёкие звезды.
За рекой поёт петух.
Время — мельница с крылом —
Опускает за селом
Месяц маятником в рожь
Лить часов незримый дождь.
Время — мельница с крылом.
Этот дождик с сонмом стрел
В тучах дом мой завертел,
Синий подкосил цветок,
Золотой примял песок,
Этот дождик с сонмом стрел.
1917
* * *
Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
Здравствуй, златое затишье,
С тенью берёзы в воде!
Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде.
Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветёт,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поёт.
Стелется синею рясой
С поля ночной холодок…
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щёк!
1918
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берёз.
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарёю пролитый,
Соберёт его чёрная горсть.
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!
* * *
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть.
Здравствуй ты, моя чёрная гибель,
Я навстречу к тебе выхожу!
Город, город! ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет поле в тоске волоокой,
Телеграфными столбами давясь.
Жилист мускул у дьявольской выи,
И легка ей чугунная гать.
Ну, да что же? Ведь нам не впервые
И расшатываться и пропадать.
Пусть для сердца тягуче колко,
Это песня звериных прав.
…Так охотники травят волка,
Зажимая в тиски облав.
Зверь припал… и из пасмурных недр
Кто-то спустит сейчас курки…
Вдруг прыжок… и двуногого недруга
Раздирают на части клыки.
О, привет тебе, зверь мой любимый!
Ты не даром даёшься ножу!
Как и ты — я, отвсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.
И пускай я на рыхлую выбель
Упаду и зароюсь в снегу…
Всё же песню отмщенья за гибель
Пропоют мне на том берегу.
Стихотворение и анализ «Разбуди меня завтра рано…»
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.
Краткое содержание
В. Серов. Декрет о земле. 1957
Повествование начинается с просьбы поэта к матери разбудить его завтрашним утром как можно раньше: он желает участвовать в революционных переменах. Автор не планирует вооружаться, проливая кровь за революцию, но он готов способствовать переменам с помощью поэтического слова.
Мы понимаем: поэт не планирует отсидеться в сторонке, он двинется навстречу революционным действиям. После описания своего ожидания автор начинает строить планы о своей поэтической судьбе, полагая, что вскоре сможет стать именитым поэтом.
История создания
В стране, в связи с революционными волнениями 1917 года, жизнь полностью изменилась. Обновлённая держава, обновлённая власть – всё это существенно отразилось на эмоциональном состоянии молодого Есенина.
На протяжении детских лет автор жил крайне бедно в своём родном крае, в Константиново. Повзрослев, он хочет видеть, что жизнь крестьян улучшится. Благодаря этим мечтам, в 1917 году было напечатано данное произведение.
Жанр, направление, размер
Стихотворение представляет собой жанр обращения: Есенин обращается с просьбой о раннем пробуждении к своей матери. Произведение написано посредством четырёхстопного ямба. Рифмовка перекрёстная.
Композиция
Стихотворная композиция включает в себя пять катренов:
В произведении имеется рефрен, подчёркивающий начало новой эпохи. Утро для поэта – временной отрезок, когда зарождается не только новый день, но и новая жизнь для людей и всего села в целом.
Образы и символы
Интересно познакомиться с образами, представленными в стихотворении:
Темы и настроение
В произведении автор поднимает три важных темы:
Основная идея
Основная идея в том, что завтрашний день способен подарить нам нечто новое. Необходимо встретить этот новый день, как встречают долгожданного гостя, подарками которого являются свежие мысли и яркие впечатления. Нужно встать рано с предчувствием счастья, чтобы встретить новую зарю.
Главная мысль заключается в оптимистическом настрое на восприятие будущего. Поэт открыт новизне, хочет меняться сам, чтобы изменить окружающий его мир.
Средства выразительности
Есенин, при создании этого произведения, использовал различные средства выразительности:
Анализ стихотворения «Разбуди меня…» (С. А. Есенин)
Революция 1917 года отразилась на мировоззрении, на творчестве литературных деятелей того времени. Кто-то с энтузиазмом принимал новый строй, кто-то всем сердцем отвергал изменения, а кто-то, очаровавшись вначале, разочаровывался в революции впоследствии. У Сергея Есенина было своё виденье. «В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном» — говорил он. Постепенно поэт стал видеть и обратную сторону революции. Она создала раскол в стране, внесла разлад в ряды русского народа. Эмоциональным откликом на события того времени стало произведение «Разбуди меня…». Анализ по плану от Многомудрого Литрекона поможет лучше его понять.
История создания
Произведение «Разбуди меня…» написано поэтом в 1917 году. По словам самого Есенина, стихотворение «Разбуди меня» являлось первым его откликом на Февральскую революцию.
23 февраля 1917 года санитар Есенин должен был выехать из Царского Села в Могилев, чтобы попасть в распоряжение командира 2-го батальона свободного пехотного полка, но Сергей Александрович так и не отбыл в место назначения. В этот день в Петрограде началась забастовка рабочих… Она продолжалась несколько дней, она росла! Началась революция! 17 марта Сергея Есенина отослали в распоряжение Воинской комиссии, но у поэта не было никакого желания служить Временному правительству.
«В революцию покинул самовольно армию Керенского…» (С. А. Есенин)
С этих пор Есенин не задерживался долго на одном месте, переезжал из города в город, деревню. Поэт боялся принудительного возвращения на военную службу, боялся террора со стороны новых властей.
В эти годы в произведениях Сергея Александровича ещё сильнее просматривается любовь к Родине, к России, которая нуждалась в этом как никогда.
Есенин себя считал дезертиром, так как хотел скрыться от Февральской революции. В произведениях более поздних лет просматриваются оттенки грусти и тоски, но это не значит, что поэт отчаялся! Есенин очень старался принять, понять новый строй, но он скучал по Патриархальной России…
Стихотворение «Разбуди меня» является одним из «революционных» произведений Сергея Александровича. Разбираемое стихотворение впервые было напечатано в составе цикла «Вечер с метёлкой».
Жанр, направление, размер
Жанр стихотворения «Разбуди меня» — послание. Послание, как жанр, – это обращение лирического героя к какому-либо лицу, реальному или вымышленному. Это обращение подразумевает ответ в виде понимания адресата, в виде какой-либо реакции. Но бывают и адресаты «некоммуникабельные», как в данном случае.
Да, Сергей Есенин пишет:
«Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!»
К матери ли обращается поэт? Сергея Александровича воспитывали дедушка с бабушкой, поэтому отношения с мамой у него не были настолько близки, чтобы беседовать с ней об откровенном. Но тема матери в творчестве Сергея Есенина тесно связана с темой Родины. «О моя терпеливая мать!» — это обращение к Матушке–земле, которой предстоят тяжелые времена.
Для послания характерна резкая смена картин, микро-тем, смешение стилей, ведь послание подобно дружеской беседе, где нет определенных рамок, правил. В стихотворении «Разбуди меня» прослеживается данная тенденция. Лирический герой сначала говорит о месте встречи с «дорогим гостем», затем говорит о пуще, об увиденных следах колес, потом возвращается к своей горнице, описывает хозяйство, кров, петухов.
Данный жанр подразумевает близость адресанта и адресата, доверие, так как в послании отображено личное отношение к чему-либо, оценка чего-то, мнение о чем-то, что, порой не нуждается в суждении. «Разбуди меня завтра рано» — это отклик поэта на события Февральской революции, описание его надежд, связанных с ней.
Сергей Александрович является поэтом-модернистом. В 1919 году он примкнет к такому течению, как имажинизм. Данное течение возникнет сразу после революционных переворотов. Основной чертой данного течения является главенство образа, образ превыше всего, превыше идеи, слово – это метафора. У Сергея Есенина будут свои правила и устои, свой взгляд на имажинизм, более глубокий.
Хоть разбираемое стихотворение и написано в 1917 году, но в нём явно присутствуют черты имажинизма. Главенство образов, метафоры… Но тема не соответствует данному направлению, имажинисты не писали произведения на политические, социальные темы. В любом случае имажинизм, как отдельное течение, ещё не появился, поэтому данное стихотворение можно считать предпосылкой данного направления.
Размер произведения «Разбуди меня» — трехстопный анапест, хотя встречаются строки, где ударение падает на 2-й слог (например, «Разбуди меня завтра рано…», «Дорогого гостя встречать…»). Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.
Композиция
Стихотворение «Разбуди меня» состоит из 5-ти четверостиший. Сюжетных частей тоже 5, они соответствуют строфам. Композиция закольцована.
Образы и символы
«Мои стихи – моя биография.» (С.А. Есенин)
Лирическим героем стихотворения «Разбуди меня» является сам поэт. В произведении автор пишет о своём ощущении революции, о своём отношении к ней, о своих мыслях по поводу неё.
Произведение построено на метафорах, на образах. Главными образами стихотворения являются Матушка-земля и революция.
«О моя терпеливая мать!» — так поэт обращается к Родине. Мать – это самый родной человек для каждого из нас. Но так вышло, что Есенин близко с ней не общался, она уехала на заработки в Рязань, а сына оставила своим родителям. Бабушка и дедушка воспитали внука, они внесли значительный вклад на становление Сергея Есенина как поэта.
Но в произведениях Сергея Александровича можно встретить образ матери. Особенно часто он встречается в поздних стихах автора. Мать для поэта – это Родина, родная земля. Он относится к ней также трепетно и нежно, как дитя к матери. Мать – это жизнь, это та, кто подарила жизнь. У поэта она «терпеливая». Данный эпитет очень точно описывает отношение матери к своим детям. Она их любит, заботится о них, учит, терпит все их шалости. Так и наша Родина поступает! К ней поэт относится очень трепетно, с большим уважением, благодарностью, сыновьей любовью.
Далее в произведении появляется второй главный образ – гость.
Гость – представитель чего-то иного, чужого. Гостя, обычно, приглашают, но существуют ситуации, когда они приходят сами по себе. Как в случае «есенинского героя».
«Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.»
Гостя не приглашали, но его ждут, называют его дорогим, то есть отношение к нему положительное. Не случайно поэт упоминает дорогу – символ жизненного пути. То есть ожидаемый гость может поменять судьбу тех, кто ожидает его, повлиять на их участь.
«Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.»
Далее Сергей Есенин продолжает писать про изменения в жизни.
Колесо является символом перерождения и обновления, изменчивости материального мира. В стихотворении лирический герой видит след широких колес, то есть изменения грядут большие.
Дальше автор пишет о ветре — символе дыхания, духа. Он под «облачной кущей», а облака, хоть они в стихотворении и являются метафорой, символизируют неясность, изменчивость. Что это может значить? Возможно то, что лирический герой мужественно смотрит в будущее, не боится изменений, не боится неопределенности сложившейся ситуации.
«На рассвете он завтра промчится…»
Рассвет – символ надежды. То есть от спешащего гостя ожидают многого, надеются, что он исправит все не удовлетворяющие устои.
«…взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом…»
Кобылица — символ самообладания, а хвост символизирует активность, то есть то, что надвигается, очень резкое, сильное, активное и «красное». Символика красного цвета достаточно разнообразна, но в данном случае красный – это власть, сила.
Далее поэт вновь обращается к первому образу, но не называет имени. Он просит «засветить свет» утром в своей комнате, используя устаревшее слово «горница», что придаёт стихотворению «родное», уютное звучание.
«…Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…»
Есенин пишет, обещает, что как только он станет «знаменитым русским поэтом», расскажет миру о Родине, о революции, о её влиянии на страну.
«И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.»
Данные строки метафоричны.
Молоко – эликсир жизни, символ плодородия. Корова – это мать и кормилица, рыжая корова представляет собой жертву за общину, то есть за народ. Что это может значить? Возможно, то, что произведения, написанные поэтом на данную тему в дальнейшем будут восприниматься как частица, оставшаяся от нынешних времён, будут являться единственно верным отражением революционного периода.
Тема, проблемы, настроение
Темой стихотворения «Разбуди меня» является революция. Она далеко не основная в творчестве Сергея Есенина, но раскрыта достаточно широко, поэт откровенно делится в таких произведениях своим виденьем, своим мнением. Поэтому «революционные» стихотворения Есенина так разнохарактерны. Сначала поэт радуется и гордится своим званием («Мать моя родина, я — большевик.»), но потом радость сменяется разочарованием, пониманием всеобщей ошибки («Нас мало уцелело. На перекличке дружбы многих нет…»).
Стихотворение «Разбуди меня» является одним из первых на данную тему, поэтому оно достаточно воодушевляющее, полное надежд. Его настроение не восторженное и страстное, какое обычно встречается у поэтов-революционеров, но оно спокойно-радостное, мудрое.
Проблематикой произведения «Разбуди меня» можно считать метания и сомнения очень многих, чья жизнь сплелась с революцией. Чего ожидать от нового строя? Осуществятся ли надежды? Сможет ли революция решить насущные проблемы? Как повлияет она на Россию, на общественность?… Вопросов бесчисленное множество! И все они уместились в анализируемом стихотворении, все они волнуют лирического героя, беспокоят его разум.
Основная идея
Данное произведение является отражением чувств поэта, отражением гаммы эмоций, возникших по вине приближающихся изменений. Главная мысль стихотворения «Разбуди меня» заключается в приветствии перемен, в надежде на то, что гость изменит удручающее положение деревни к лучшему.
Трепет, тепло томящихся надежд, радостное предвкушение, другие вдохновляющие эмоции одолевали многих в то время. Сергей Есенин не был исключением.
«Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.»
Смысл стихотворения «Разбуди меня» — это мысль о том, что революция – это шанс для очень многих, то есть она могла открыть дверь там, где её не было. С этой вдохновляющей мыслью очень многие открывали сердца революции.
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Разбуди меня» перечислены в списке и являются заключительной частью анализа по плану: