разбитое сердце яйцо фаберже

10 малоизвестных фактов о яйцах ювелирного дома Фаберже

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть фото разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть картинку разбитое сердце яйцо фаберже. Картинка про разбитое сердце яйцо фаберже. Фото разбитое сердце яйцо фаберже

1. Императорские пасхальные традиции

разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть фото разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть картинку разбитое сердце яйцо фаберже. Картинка про разбитое сердце яйцо фаберже. Фото разбитое сердце яйцо фаберже

Традиция разрисовывать пасхальные яйца существовала в России издревле. Следовала ей и императорская семья. Но в 1885 году царь Александр III, сам того не подозревая, традицию эту несколько трансформировал. Решив удивить свою супругу, императрицу Марию Федоровну, он сделал ей особый подарок – яйцо с секретом. Это было драгоценной яйцо, покрытое белой эмалью, поперёк которого шла золотая полоса. Оно открывалось, а внутри находился золотой «желток». В нём в свою очередь сидела золотая курочка, внутри которой были рубиновые корона и подвеска. Императрица от такого подарка пришла в восторг, а Александр III на каждую Пасху преподносил своей супруге новое драгоценное яйцо. Продолжил эту традицию сын Александра III, Николай II, который в пасхальным праздникам дарил драгоценные яйца своей матери и супруге.

разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть фото разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть картинку разбитое сердце яйцо фаберже. Картинка про разбитое сердце яйцо фаберже. Фото разбитое сердце яйцо фаберже

4. Петер Карл Фаберже – русский ювелир с европейскими корнями

разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть фото разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть картинку разбитое сердце яйцо фаберже. Картинка про разбитое сердце яйцо фаберже. Фото разбитое сердце яйцо фаберже

В 1882 году в Москве проходила Всероссийская художественно-промышленная выставка. Там-то и заметил работы Петера Карла Фаберже император Александра III и его жена Мария Федоровна. Так Фаберже-младший получил получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

Изделия Фаберже славились и в Европе. Многочисленные королевские и княжеские родственники Российской императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции, Болгарии получали ювелирные изделия в подарок, очень дорожили ими и передавали по наследству.

Революция 1917 года заставила Фаберже закрыть фирму. Он эмигрировал в Швейцарию, где в 1920 году и скончался.

5. Большевики, сами того не желая, спасли яйца Фаберже

разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть фото разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть картинку разбитое сердце яйцо фаберже. Картинка про разбитое сердце яйцо фаберже. Фото разбитое сердце яйцо фаберже

После Октябрьского переворота большевики пытаясь пополнить казну «первого в мире коммунистического государства» распродавали российские художественные сокровища. Они разграбили церкви, продали полотна старых мастеров из музея «Эрмитаж» и взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь «малоценных» яиц Фаберже и еще 45 предметов.

разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть фото разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть картинку разбитое сердце яйцо фаберже. Картинка про разбитое сердце яйцо фаберже. Фото разбитое сердце яйцо фаберже

6. Пропавшее яйцо-несессер

разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть фото разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть картинку разбитое сердце яйцо фаберже. Картинка про разбитое сердце яйцо фаберже. Фото разбитое сердце яйцо фаберже

7. Одно яйцо было приобретено как лом драгметалла

разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть фото разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть картинку разбитое сердце яйцо фаберже. Картинка про разбитое сердце яйцо фаберже. Фото разбитое сердце яйцо фаберже

8. Королева Елизавета II владеет тремя императорскими яйцами Фаберже

разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть фото разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть картинку разбитое сердце яйцо фаберже. Картинка про разбитое сердце яйцо фаберже. Фото разбитое сердце яйцо фаберже

В коллекции британской королевской семьи есть три императорских пасхальных яйца Фаберже: «Колоннада», «Корзина цветов» и «Мозаика». Особое внимание привлекает «Цветочная корзина», цветы в которой выглядят свежими и удивительно реалистичными.

Британская коллекция изделий Фаберже является одной из самых больших в мире. Кроме легендарных яиц, в ней есть несколько сотен ювелирных шедевров: шкатулки, рамки, фигурки животных и личные украшения членов Императорских домов России, Великобритании и Дании. Несмотря на размер британской коллекции, это лишь малая часть из 200 000 ювелирных изделий, выпущенных ювелирным домом Фаберже.

9. Яйца семьи Кельхов

разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть фото разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть картинку разбитое сердце яйцо фаберже. Картинка про разбитое сердце яйцо фаберже. Фото разбитое сердце яйцо фаберже

Когда чета Кельхов развелась, бывшая жена предпринимателя взяла свою коллекцию Фаберже с собой в Париж. Шесть яиц в конечном итоге оказались в Соединенных Штатах. Изначально яйца ошибочно принимали за предметы из императорской коллекции, и только в 1979 году было установлено, что все семь яиц относятся к коллекции Кельха.

10. Возвращение Фаберже

разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть фото разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть картинку разбитое сердце яйцо фаберже. Картинка про разбитое сердце яйцо фаберже. Фото разбитое сердце яйцо фаберже

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Бесценные яйца. Как русский немец Карл Фаберже прославил свой ювелирный бренд на весь мир

О Карле Фаберже часто говорят как об основателе одноимённого ювелирного дома. Однако основал компанию «Фаберже» вовсе не он, а его отец — Петер Густав Фаберже, выходец из балтийских немцев и французских гугенотов. Предки Карла изначально носили другую фамилию — Фаври, но в процессе переездов из страны в страну она изменилась сначала на Фабри, затем на Фабрьер и в конечном счёте на Фаберже.

Своё ювелирное дело Фаберже-старший открыл в 1842 году в Петербурге, куда в 1830-х переехал из Эстонии с женой Шарлоттой Юнгштедт. Звание ювелирного мастера он получил годом ранее, завершив обучение у известного в ту пору изготовителя золотых шкатулок Андреаса Фердинанда Шпигеля. Первый магазин Фаберже располагался на Большой Морской улице.

Первый сын и наследник — Карл — появился в семье в 1846 году. Начальное образование мальчик получил в петербургской гимназии Святой Анны, где учились представители низших сословий дворянства. В 1860 году Густав Фаберже оставил своё дело в руках управляющих и уехал вместе с семьёй в Дрезден, где молодой Карл продолжил обучение.

Его отец понимал, что его преемник должен получить соответствующую подготовку. Поэтому, как было принято в те времена, окончив среднюю школу, Карл отправился в длительное путешествие по Европе — продолжать обучение и расширять кругозор. В 18 лет Фаберже повидал множество известных ювелиров Франции, Германии, Англии, посетил галереи и лучшие музеи Европы, где почерпнул множество идей для своей будущей работы.

За Карлом Фаберже в молодые годы закрепилась слава не столько ювелира, сколько учёного. Вернувшись в Петербург в 1864 году, он занимался исследовательской и реставрационной работой. В частности, с 1867 года юноша изучал и восстанавливал ювелирные произведения разных эпох из собрания Императорского Эрмитажа. Тем временем стареющий Густав окончательно удалился от дел и обосновался в Дрездене, передав управление фирмой, где числилось около 100 мастеров со всей Европы, управляющему Зайончковскому. Но уже в 1872 году Карл Фаберже вступил в должность главы семейного дела и взял бизнес в свои руки.

Расцвет дома Фаберже

Занимаясь ювелирным магазином и мастерской, Карл не прекратил оказывать услуги Эрмитажу. В хранилищах музея Фаберже порой находил образчики ювелирного искусства прошлых эпох, у которых было чему поучиться. Одним из них стали золотые украшения четвёртого века до нашей эры, найденные на раскопках в Керчи. Для ювелиров тогда было загадкой, как скифские умельцы смогли припаять к украшениям тонкую золотую нить и едва заметную мелкую зернь, не залив припоем весь декор.

Карл Фаберже совместно со своим братом Агафоном сумели разгадать эту технику и воспроизвести украшения древних мастеров с высокой точностью. На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года император Александр III обратил внимание на представленную домом Фаберже экспозицию копий скифского клада и признался, что не может отличить его творение от оригинала.

Эта выставка не только принесла до этого просто успешному ювелирному дому золотую медаль и известность, но и положила начало покровительству от царской семьи Романовых. Карл получил звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа», что обеспечило ему поток заказов от российской знати и императорского дома и славу по всей Европе. Многие родственники Александра III в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии получали изделия Фаберже в подарок.

Но история настоящего триумфа бизнеса Карла началась весной 1885 года. Тогда Россия готовилась к Пасхе — и кое-кому пришла в голову мысль отметить праздник совершенно особенным украшением.

Непростые яйца

Считается, что первое пасхальное яйцо заказал Александр III в подарок своей супруге, императрице Марии Фёдоровне. Однако, по другой версии, идея яйца изначально пришла к одному из работавших на Фаберже мастеров, Михаилу Перхину. Идея была не нова — похожие сувениры находились в датской королевской сокровищнице. Яйцо должно было стать вольной интерпретацией изделия начала XVIII века, которое должно было быть хорошо знакомым императрице (по происхождению датской принцессе).

Когда император узнал о новой поделке любимого ювелирного дома, оно уже было готово и даже выставлено на продажу. За выглядящее тогда довольно простым яйцо, покрытое белой эмалью, Фаберже запросил 4151 рубль. Сумма по тем временам солидная — примерно столько стоила квартира в Петербурге. Внутри яйца, получившего название «Курочка», находился «желток» из чистого золота, внутри которого был спрятан сюрприз — золотая курочка и в ней рубиновая корона.

Александр III велел немедленно купить пасхальную безделицу в подарок императрице. Карлу Фаберже присвоили статус Поставщика Высочайшего Двора. Это позволяло ювелирному дому ставить российский герб (двуглавого орла) на свои изделия и вывески.

Дарить пасхальные сувениры в виде драгоценных яиц Фаберже с сюрпризом внутри на долгие годы стало традицией в царской семье. Каждый год ювелирный дом удивлял императора всё более искусной работой. После смерти императора Александра поток заказов не иссяк: его наследник, Николай II, продолжил заказывать у Карла теперь уже два подарка — для жены и матери.

За 30 лет Карл Фаберже и его мастера создали для царской семьи свыше 50 подарочных яиц. Кроме них известно только о пятнадцати яйцах, созданных по частному заказу. Не менее семи яиц изготовили для богатой купчихи Базановой и по одному-два — для княгини Юсуповой, герцогини Мальборо, племянника Альфреда Нобеля (изобретателя и филантропа, учредившего Нобелевскую премию) и одного из Ротшильдов. Эти яйца чаще всего не попадали в отчётность, так что подлинное их количество до сих пор остаётся загадкой.

Слава и потрясения

Изделия русского ювелира поражали современников неординарными решениями. Карл Фаберже не боялся экспериментов и часто работал с материалами, считавшимися «неювелирными»: деревом, костью, полудрагоценными камнями, смело сочетая их с золотом и бриллиантами. Его работа была настолько филигранной, что удивляла самых требовательных заказчиков.

Источник

Секреты яиц Фаберже

Если без лишней воды, то Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз.

Внутри яйца находится желток, выполненный из матового золота, содержащий разноцветную золотую курочку с рубиновыми глазами. Курочка имеет шарнирный механизм, открываемый при помощи хвостового оперения, что позволяет получить доступ к ещё двум сюрпризам, которые в настоящий момент утеряны. Первым из них была миниатюрная копия императорской короны, изготовленная из золота и бриллиантов. Вторым сюрпризом была цепочка с рубиновым кулоном.

разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть фото разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть картинку разбитое сердце яйцо фаберже. Картинка про разбитое сердце яйцо фаберже. Фото разбитое сердце яйцо фаберже

Яйцо имеет механизм открытия для получения 10-панельной ширмы, изготовленной из разноцветного золота с акварелями на перламутре. Панели огранены округлыми золотыми венцами на верху и греческими меандрами снизу. Все акварели выполнены Константином Крыжицким и датированы 1889 годом. На миниатюрах изображены императорские яхты Полярная звезда и Царевна; Замок Бернсторф в Копенгагене; Императорская вилла в парке Фреденсборг рядом с замком Фреденсборг; дворец Амалиенборг в Копенгагене; замок Кронборг в городе Хельсингёр; дворец Коттедж в Петергофе; Гатчинский дворец рядом с Санкт-Петербургом.

разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть фото разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть картинку разбитое сердце яйцо фаберже. Картинка про разбитое сердце яйцо фаберже. Фото разбитое сердце яйцо фаберже

Яйцо открывается как бонбоньерка, являя спрятанный внутри бутон розы, покрытый жёлтой эмалью. Лепестки бутона раздвигались, открывая золотую корону с бриллиантами и рубинами и кулон со звёздчатым рубином-кабошоном. Оба этих последних сюрприза утеряны

разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть фото разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть картинку разбитое сердце яйцо фаберже. Картинка про разбитое сердце яйцо фаберже. Фото разбитое сердце яйцо фаберже

Внутри яйца в белой бархатной подложке размещается миниатюрная копия императорской кареты 1793 года Екатерины II, длиной менее 100 мм, использованная в коронационной процессии Николая и Александры, проходившей в Успенском соборе Москвы. Карета, воспроизведённая до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами. На крыше, по углам и по бокам — императорские орлы, в центре её — усыпанная алмазами императорская корона. На дверях кареты изображены гербы Российской Империи из золота и бриллиантов, а окна выполнены из горного хрусталя и гравированы изображением поднятых занавесок. При открывании дверей опускается крохотная подножка. Внутри кареты сиденье и подушки покрыты прозрачной землянично-красной эмалью, потолок расписан виноградной лозой со светло-голубыми эмалевыми медальонами в золотых венках, в центре находится золотой крюк. Все детали кареты тщательно проработаны, сама кабина подвешена на золотых рессорах, золотые колеса одеты в платиновые шины.

В число утерянных сюрпризов входят изумрудный или бриллиантовый кулон, подвешиваемый на крюк внутри кареты, прозрачная стеклянная подставка из жадеита для демонстрации кареты и подставка из серебряной позолоченной нити.

разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть фото разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть картинку разбитое сердце яйцо фаберже. Картинка про разбитое сердце яйцо фаберже. Фото разбитое сердце яйцо фаберже

Миниатюрная копия поезда сделана из золота и платины имеет длину 398 мм. У поезда алмазные фары и рубиновые задние фонари. Поезд имеет паровоз и пять вагонов, на которых выгравированы надписи: «прямое сибирское сообщение», «для дам», «для курящих», «для некурящих», «церковь». Также указано количество мест 18 и 24. С помощью золотого ключа поезд можно привести в движение.

разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть фото разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть картинку разбитое сердце яйцо фаберже. Картинка про разбитое сердце яйцо фаберже. Фото разбитое сердце яйцо фаберже

Ювелирное яйцо «Лебедь» фирмы Фаберже покрыто сиреневой матовой эмалью, раскрывается не ровно, а будто бы по линии скола, в пределах искривлённой решётки ленты украшены алмазами. В середине яйцо содержит сюрприз — корзинку с механическим лебедем. Корзинка образует гирлянды цветов из белого, жёлтого и розового золота, окаймляющие аквамариновую подставку. По подставке из большого аквамарина, имитирующего озеро, «плавает» миниатюрная механическая фигурка лебедя выполненная из золота и покрытая серебром. Под одним из крыльев спрятан миниатюрный заводной механизм — после завода лебедь расправляет крылья, шевелит ногами и хвостом, гордо поднимает и опускает шею и голову.

разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть фото разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть картинку разбитое сердце яйцо фаберже. Картинка про разбитое сердце яйцо фаберже. Фото разбитое сердце яйцо фаберже

Сюрприз яйца — механический павлин из золота, который сидит на ветвях гравированного золотого дерева с цветами в эмали и драгоценных камнях. Павлин может сниматься с ветвей. После завода и размещения на плоской поверхности, он начинает гордо поворачивать голову и время от времени распускать хвост.

разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть фото разбитое сердце яйцо фаберже. Смотреть картинку разбитое сердце яйцо фаберже. Картинка про разбитое сердце яйцо фаберже. Фото разбитое сердце яйцо фаберже

В яйце находится вращающийся земной шар (глобус), на котором дважды размещены золотые изображения Северного полушария. На них обозначены границы территории России в 1613 и 1913 годах, что «наглядно иллюстрирует мысль о расширении и укреплении Государства Российского под руководством представителей правящей династии». Сам глобус выполнен из воронёной стали, которая придаёт глубокий синий цвет морям и океанам.

Источник

Разбитое сердце яйцо фаберже

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Яйца Фаберже

Словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства императорского дома и дореволюционной России. Сейчас они также мелькают в перечне яхт, вилл, алмазов и островов, которыми владеют богатейшие люди мира, как равноправный признак их миллиардного состояния и как своеобразный культурный штрих этого богатства. Владеть яйцами Фаберже так же престижно, как картинами Ренуара. Они произведения искусства.

Балерина Матильда Кшесинская в свое время рассказывала, как на Пасху ей подарили большое яйцо из живых ландышей, а к нему было прикреплено миниатюрное драгоценное яйцо, которое можно было носить как брелок. Однажды ей подарили простое соломенное яйцо, внутри которого, лежали упакованные чудесные вещицы от Фаберже.

Дарить на Пасху расписные яйца-поделки — старинный обычай. Русские цари тоже соблюдали свою традицию — дарили супругам на Пасху ювелирные яйца, изготовленные по специальному заказу.

К Пасхе 1885 года император Александр III, задумав преподнести императрице Марии Федоровне совершенно особенный сувенир, обратился к Карлу Фаберже. Высочайший заказ был выполнен с блеском… Покрытое белой, как скорлупа, эмалью золотое яйцо «Курочка» привело в восхищение и императора, и императрицу. Особенно же порадовал царственную чету сюрприз, спрятанный в «желтке»: маленькая золотая курочка с сияющими рубиновыми глазками. «Курочка» преподнесла ценный дар и своему создателю — Карлу Фаберже было пожаловано звание Поставщика Императорского двора с правом изображения в своем фирменном знаке двуглавого орла. А через 5 лет он был назначен Оценщиком Кабинета Его Императорского Величества.

Ма рия Фёдоровна и Александр III в Дании (1892)

Цесаревич Николай Александрович и принцесса Алиса Гессенская после помолвки. (1894)

И всякий раз эти пасхальные подарки поражали воображение высочайших заказчиков неиссякаемой фантазией, новизной сюжета, виртуозностью ювелирной работы, сочетанием разнообразных технических приемов и неожиданным на первый взгляд соседством драгоценных материалов с недорогими — излюбленный прием Карла Фаберже.

Ювелирные пасхальные яйца Карла Фаберже считались вершиной жанра пасхального прикладного искусства, они стали своеобразным символом эпохи.

На изготовление некоторых яиц, в особенности тех, что содержали замысловатые сюрпризы, уходил не один год. Сюрпризы вообще были главной интригой пасхальных творений Фаберже. Многие из них являли собой самостоятельные произведения искусства: ювелирные изделия, изящные фигурки животных, миниатюрные модели, изображения людей — как будто для первоклассных мастеров и впрямь не было ничего невозможного. Секрет яйца оставался нераскрытым вплоть до торжественного подношения подарка. На вопрос императора о сюжете нового яйца Фаберже отвечал уклончиво: «Ваше Величество будет довольно…»

Таким образом, эти пасхальные подарки были созданы украшенными царскими монограммами или датами, на некоторых имелись миниатюрные портреты детей и самого императора или изображения царских резиденций, два из них содержали в себе модели кораблей, на которых плавал последний русский император.

Яйцо торжественно преподносилось царю либо самим Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением и неизменно встречалось с большим восторгом, так как при этом все могли увидеть сюрприз, скрытый в подарке.

Не существовало предмета, объекта или растения, который бы не смогли воспроизвести мастера Фаберже в качестве сюрприза для пасхального яйца. Макет Гатчинского дворца с прилегающими территориями, с деревьями, фонарными столбами, был изготовлен из золота четырех цветов. Макет памятника Петру I, выполненного Фальконе по заказу Екатерины Великой, также нашел воплощение в “сюрпризе”. Пасхальное яйцо Фаберже “Гатчинский дворец” находится в музее города Балтимор, штат Мерилэнд, США,

Простые механизмы, примененные в некоторых пасхальных яйцах, были сконструированы специально для каждого случая. Простой передаточный механизм поднимал и опускал три миниатюрных портрета царя Николая II и его старших дочерей, Ольги и Татьяны в пасхальном яйце “Ландыши”. В некоторые яйца встроены часы, механизмы которых заводятся ключами, которые обычно вставляются в отверстие в задней части корпуса, но есть и механизмы, заводящиеся с помощью ручки. На некоторых пасхальных яйцах часы имеют горизонтальную ленту с цифрами, вращающуюся напротив неподвижной отметки. Внутри особых яиц спрятаны фигурки птиц, появляющихся каждый час из верхней части яйца.

Самые хитроумные секреты приводятся в движение заводными механизмами. Основой для создания этих механизма послужили швейцарские автоматы XVIII века; однако макет поезда в пасхальном яйце “Великий Сибирский путь” является точной копией настоящего локомотива и вагонов транссибирского экспресса. Действующая модель поезда складывается секция за секцией в обитый бархатом футляр внутри яйца. Карта железнодорожного маршрута и венчающий всю композицию геральдический орел служат также и намеком на сюрприз, скрытый внутри яйца.

Выполненное в лучших традициях Фаберже пасхальное яйцо “Великий Сибирский путь” и его “сюрприз” входят в число тех произведений искусства, что радуют глаз, пленяют воображение и греют душу.

Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков (известно о 15). Среди них стоит особняком серия из 7 яиц, подаренных золотопромышленником Кельхом своей супруге. Кроме того, существует ещё 8 яиц Фаберже, выполненных на заказ (для Феликса Юсупова, племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц). Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.

Одним из первых покупателей выставленных на продажу ценностей, в том числе и коллекции пасхальных яиц, стал американский бизнесмен Арманд Хаммер. Он явно знал, что делал: по возвращении в Соединенные Штаты ему удалось с большой выгодой для себя продать реликвии своим соотечественникам-коллекционерам.

После коллекции, хранящейся в Кремле, самое большое собрание удалось собрать нью-йоркскому магнату Форбсу. Оно включало 11 императорских яиц, несколько разрозненных «сюрпризов» из неизвестных или несохранившихся яиц, а также 4 частных яйца (всего 15). В феврале 2004 г. наследниками Форбса собрание предполагалось выставить на аукцион, где бы оно, вероятно, ушло поштучно, но за несколько дней до начала торгов коллекция была целиком перекуплена русским олигархом Виктором Вексельбергом.

Выдающиеся произведения Фаберже возвратились на родину, а лучшая часть коллекции Вексельберга предстала взорам посетителей выставки «Фаберже: утраченный и обретенный», организованной в Мироваренной палате Патриаршего дворца Московского Кремля. Ядром экспозиции стали те самые 9 пасхальных яиц — подарков Александра III и Николая II своим супругам Марии Федоровне и Александре Федоровне. Значимость коллекции придают этапные произведения: самое первое императорское яйцо Фаберже «Курочка», положившее начало императорской пасхальной серии, яйцо «Ренессанс», последний подарок жене императора Александра III на Пасху 1894 года, яйцо «Орден Святого Георгия» — единственное из 50 яиц императорской серии, которое было вывезено вдовствующей императрицей Марией Федоровной из большевистской России. Казалось бы, справедливость восторжествовала… Но — в разных зарубежных музейных собраниях, в частности в музеях Хилвуд и Ричмонд, сегодня хранятся еще 18 яиц Фаберже. Известно также, что еще 5 принадлежат частным западным коллекционерам (один из них владеет знаменитым «Зимним» пасхальным яйцом). Неизвестным остается местонахождение шести яиц: «Курица, вынимающая из лукошка сапфировое яйцо» (1886 г.); «Херувим, везущий колесницу» (1888 г.); «Несессер» (1889 г.); яйцо с портретами Александра III (1896 г.); «Ампир» (1902 г.); яйцо с бюстом Александра III (1909 г.).

И никому сегодня не ведомо, удастся ли когда-нибудь вернуть на родину эти сокровища

Всего на исторической родине, в России, яйца Фаберже, ставшие одним из её символов, теперь можно увидеть в трех местах. В их число, кроме Оружейной палаты и собрания Вексельберга, входит:

Московский Русский национальный музей (частный музей Александра Иванова), который располагал еще одним яйцом — с 2009 года музей Фаберже в Баден-Бадене.

Один из примеров: «Курочка Кельха» была продана Малькольму Форбсу под видом одного из императорских яиц, что, естественно, повысило её цену. Приём был таков: миниатюра с изображением Варвары была заменена на изображение цесаревича Алексея, кроме того, были изменены и выложенные из драгоценных камней инициалы. Только поздние исследования позволили восстановить истинную принадлежность. После приобретения Вексельбергом коллекции Форбса в ней было выявлено еще несколько сомнительных вещей, в частности, на официальном сайте собрания больше не фигурирует зелёное «Яйцо с копытами» из боуэнита на золотых ножках-копытцах, с миниатюрным портретом-сюрпризом Александры Федоровны, которое, как считалось раньше, было подарено императрицей одному из её приближенных. Также больше нет упоминаний о «Яйце-Конфетнице».

Коллекция императорских пасхальных яиц из Оружейной палаты.

Яйцо с моделью крейсера «Память Азова», 1891

Яйцо было подарено императором Александром III императрице Марии Федоровне на Пасху 1891 г.

Яйцо»Часы (Букет лилий)», 1899

Стрелка часов напоминает стрелу Амура, выпущенную из лука; она окружена факелами, чье пламя превращается в пышные растительные завитки. Вместе с букетом лилий, «прорастающих» сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви. Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене, императрице Александре Федоровне.

Яйцо «Транссибирская магистраль», 1900

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1902 г.

Яйцо «Кремль», 1904-1906

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на пасху 1906 г.

Яйцо «Александровский дворец», 1908

Александровский дворец был загородной резиденцией царя Николая II и его семьи, которая редко покидала стены дворца и вела довольно замкнутый образ жизни, за что их звали «царскосельскими отшельниками».

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1908 г.

Яйцо «Яхта «Штандарт», 1909

Яхта «Штандарт» была любимой яхтой Николая II. На ней семья царя проводила много времени в шхерах Финского залива, пока яхта не потерпела крушение в прибрежных шхерах.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1909 г.

Яйцо «Конный памятник Александра III», 1910

Модель внутри яйца воспроизводит памятник работы скульптора П.Трубецкого, воздвигнутый на Знаменской площади Петербурга около Николаевского вокзала согласно рескрипту Николая II в память о своем отце.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Марии Федоровне на Пасху 1910 г.

Яйцо «300-летие дома Романовых», 1913

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1913 г.

Яйцо «Военное стальное» с миниатюрой на мольберте, 1916

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1916 г.

Коллекция императорских пасхальных яиц Вексельберга

«Яйцо с бутоном розы»

«15-я годовщина царствования»

«Орден Святого Георгия» В честь награждения царевича Алексея медалью. Сюрприз — портрет императора Николая. Последнее яйцо, полученное Марией Федоровной и единственное, которое ей удалось увезти.

Эти два яйца входят в императорскую серию, но ни точный год их изготовления, ни адресат подарка не известен. Могут относиться к «пустым» 1904—1905 гг., и быть в таком случае выполненными для одной из императриц. Существует также предположение, что могли быть изготовлены для кого-нибудь другого члена императорской семьи, вопреки традиции

Согласно одной из версий, мог служить сюрпризом для яйца «Ренессанс», внутрь которого помещается идеально (без ножки, добавленной позднее).

«Весенние цветы» Ученый приводит множество аргументов того, что «весеннее» изделие, купленное Вексельбергом,-фальшивое.

Другие коллекции (некоторые экспонаты)

«Березовое» Согласно некоторым версиям, в 1917 г. было изготовлено именно это яйцо. Изготовлено из карельской березы. Сюрприза нет. Впервые выставленно в 2001 г.

«Русский национальный музей» (частный музей в Москве), а с мая 2009 в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Баден-Бадене

«Синее созвездие царевича». Не закончено, не подарено. Драгоценных камней нет, только синее стекло и хрустальная подставка. Гравировка — положение звезд на небе во время рождения Алексея. Часы и бриллиантовые звезды исчезли или не были сделаны. Обнаружено в 2001 г. в фондах минералогического музея, куда, видимо, попало из-за недостаточной ценности сырья.

По версии Александра Николаевича Иванова, подлинное (и законченное) яйцо принадлежит ему, и находится в выставленной в Музее Фаберже в Германия. Тем не менее имеется ряд очевидных различий с экспонатом, хранящимся в Минералогическом Музее Ферсмана. В отличии от экспоната Музея Ферсмана, яйцо находящееся в Музее Фаберже представляет собой сферу из синего стекла, инкрустированную бриллиантами, с поворачивающимся циферблатом и часовым механизмом внутри, на которой выгравировано созвездие льва, под которым родился царевич Алексея. Постамент для сферы сделан из цельного куска горного хрусталя, расположенного на нефритовой основе.

«Красный крест c портретами»

Сюрприз — 5 портретов двух дочерей, сестры, жены и кузины царя в форме медсестёр.

Худож. музей Вирджинии, Ричмонд, США

«Триптих Красный крест»

Раскладывающееся яйцо. Портреты вел. княгинь Ольги и Татьяны. Внутри изображение Сошествия в ад и изображения святых Ольги и Татьяны.

Худож. музей Кливленда

Сюрприз — камея с профилями детей. Ювелир Альберт Хольстром. Последнее яйцо предвоенного времени.

Коллекция королевы Елизаветы II.

Из хрусталя, опалов и бриллиантов. Сюрприз — корзина с анемонами. Самое дорогое из яиц, оплаченных Романовыми (24 тыс. руб)

Коллекция эмира Катара.

Павлин может сниматься с веток. Ювелир — Дорофеев. Вдохновлен знаменитыми часами-павлином в Эрмитаже.

Фонд Эдуарда и Мориса Сандоза, Лозанна, Швейцария.

Ножка была утрачена и реставрированна позже. Сюрприз утерян

Коллекция королевы Елизаветы II.

Изображение главной загородной резиденции вдовствующей императрицы. Не вынимается. Ювелир — Михаил Перхин

Худож. галерея Уолтерс, Балтимор, Мериленд, США

Из нефрита. Внутри «мольберт» с медальончиками в виде открывающихся сердечек — генеалогическое дерево с портретами

Частная коллекция, Новый Орлеан

«Двенадцать монограмм (Серебряный юбилей)»

Яйцо было заказано новым императором для своей матери, привыкшей за десятилетие к подобным подаркам. Изделие украшено инициалами Марии Федоровны и умершего Александра III, которые повторены по 6 раз. Сюрприз утерян.

Музей Хиллвуд, Вашингтон, США

Раскрывается не ровно, а будто по линии скола. Сюрприз — лебедь.

Фонд Эдуарда и Мориса Сандоза, Лозанна, Швейцария

Яйца, не принадлежащие императорской семье

Яйца Кельха

Эти изделия заказывались русским предпринимателем А.Кельхом в подарок своей жене. Над их созданием трудился ювелир фирмы Фаберже Михаил Перхин. Подарки прекратились после 1904 года — с 1905 г., когда супруги официально начали жить отдельно и их финансовое положение заметно ухудшилось в связи с крахом на русско-японской войне.

«Курочка Кельха», коллекция Вексельбергa

«Шантеклер Кельха». Коллекция Вексельбергa.

«Цветы яблони». Коллекция мистера Петера Гроопа, Вадуц, Лихтенштейн

«Cосновая шишка»
Сюрприз — слон с погонщиком. Куплен за 2,8 млн долл. вдовой основателя корпорации «Макдоналдс». Коллекция Джоан Крок, Сан-Диего, США

Прочие яйца

« Яйцо Ротшильда» «Яйцо Юсупова»

«Яйцо герцогини Мальборо»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *