Распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых акула и рыба прилипала
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы биологических исследований
Частнонаучный метод
Применение метода
Хроматография
Разделение компонентов смеси за счёт их
различной скорости движения сквозь сорбент
?
Анализ распределения в семьях лиц,
обладающих аллелем аномального признака
Если в мейоз вступили два сперматогония, то сколько полноценных гамет образуется в результате деления? В ответе запишите только цифру.
Белки, в отличие от нуклеиновых кислот,
1) участвуют в образовании плазматической мембраны
2) входят в состав хромосом
3) участвуют в гуморальной регуляции
4) осуществляют транспортную функцию
5) выполняют защитную функцию
6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме
Установите соответствие между процессами и фазами митоза, изображёнными на рисунках: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ
ФАЗЫ МИТОЗА
А) расхождение центриолей к полюсам
Б) укорачивание нитей веретена деления
В) присоединение нитей веретена деления
Г) выстраивание хромосом в одной
Д) спирализация хромосом
Е) движение хромосом к полюсам клетки
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Определите вероятность в процентах проявления рецессивного фенотипа по обоим признакам при анализирующем скрещивании дигетерозиготного организма при полном сцеплении генов.
Ответ запишите в виде числа без знака %.
Все приведённые ниже признаки, кроме двух, — диплоидные стадии развития мха. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между характеристикой мутации и её видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ВИД МУТАЦИИ
A) изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК
Б) изменение строения хромосом
B) изменение числа хромосом в ядре
Д) изменение последовательности расположения генов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три правильных ответа из шести. Какие признаки характеризуют семейство Крестоцветные?
3) плод стручок или стручочек
4) шесть тычинок, из которых две короткие
5) четыре лепестка в венчике, околоцветник двойной
6) лепестки сросшиеся
Установите соответствие между видом растения и классом, к которому относится данный вид.
ВИД РАСТЕНИЯ
КЛАССЫ РАСТЕНИЙ
Б) Кукуруза сахарная
Г) Тюльпан алтайский
Д) Клен платанолистный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность этапов развития индивидуального однолетнего покрытосеменного растения из семени.
1) образование плодов и семян
2) появление вегетативных органов
3) появление цветков, опыление
4) оплодотворение и формирование зародыша
5) прорастание семени
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение рефлекторной дуги». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
2. тело чувствительного нейрона в переднем корешке спинного мозга
3. серое вещество спинного мозга
4. двигательный нейрон в заднем корешке спинного мозга
5. тело двигательного нейрона
6. тело вставочного нейрона
Установите соответствие между характеристикой иммунитета и его видом.
Е) при повторной встрече с антигеном иммунитет усиливается
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите правильную последовательность прохождения звуковой волны в органе слуха человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) барабанная перепонка
6) волосковые клетки
Укажите примеры дегенерации
1) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
2) сидячий образ жизни асцидий
3) многососковость у человека
4) примитивная нервная система у кишечнополостных
5) плохо развитые глаза у крота
6) двухслойное строение тела медуз
Установите соответствие между животными и группами организмов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ЖИВОТНЫЕ
ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ
Д) морские черепахи
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
В соответствии с правилом экологической пирамиды
1) часть содержащейся в пище энергии используется на процессы жизнедеятельности организмов
2) часть энергии превращается в тепло и рассеивается
3) вся энергия пищи преобразуется в химическую
4) значительная часть энергии запасается в молекулах АТФ
5) происходит колебание численности популяций
6) от звена к звену в цепи питания биомасса уменьшается
Установите соответствие между примерами и типом отношений организмов в экосистеме.
ПРИМЕРЫ
ТИП ОТНОШЕНИЙ
A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых
Б) акула и рыба-прилипало
B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях
Г) бактерии в организме человека и животных
Д) клубеньковые бактерии
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность процессов, происходящих с хромосомами при митотическом делении ядра клетки, начиная с интерфазы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) расположение хромосом в экваториальной плоскости
2) расхождение сестринских хроматид к полюсам клетки
3) образование двухроматидных хромосом
4) деспирализация хромосом
5) спирализация хромосом
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.
Место протекания процесса
Процесс
Фаза фотосинтеза
А
возбуждение хлорофилла
световая
строма хлоропласта
Б
темновая
мембраны тилакоидов
синтез АТФ
В
Список терминов и понятий:
1) мембраны тилакоидов
3) фиксация неорганического углерода
6) цитоплазма клетки
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Проанализируйте гистограмму, отражающую флокулирующую активность — способность бактерий осаждать загрязняющие вещества различных сред (среда № 1 соответствует эталонной, загрязнённой только органическими
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) Бактерии культуры Pseudomonas spp. эффективно удаляют разнообразные мыла.
2) Наибольшую активность проявляют бактерии, обитающие в донном иле.
3) Культуру бактерий семейства Enterobacteriaceae можно использовать для очистки сточных вод, загрязнённых отходами нефти.
4) Культура бактерий Pseudomonas spp. быстрее участвует в процессах образования биофлокулянтов.
5) При очистке сточных вод промышленных предприятий для удаления фосфорсодержащих взвешенных веществ используют культуру бактерий Pseudomonas spp.
Установите соответствие между примерами и типом отношений организмов в экосистеме.
ПРИМЕРЫ
ТИП ОТНОШЕНИЙ
A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых
Б) акула и рыба-прилипало
B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях
Г) бактерии в организме человека и животных
Д) клубеньковые бактерии
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Решение
A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых
Польза растению и насекомому.
По мнению составителей, здесь нужно рассуждать так: для растения
Б) акула и рыба-прилипало
Польза прилипале, нейтрально для акулы.
Прилипала подъедает за акулой, не принося ей вреда.
B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях
Польза орхидее, нейтрально дереву. Комменсализм.
Орхидея использует дерево как опору, не отбирая у него питательные вещества.
Г) бактерии в организме человека и животных
Польза и бактериям, и животному\человеку. Симбиоз.
Д) клубеньковые бактерии
Польза и бактериям, и растению. Симбиоз.
Для бактерий — среда обитания, для растений- азот, который бактерии переводят в легкоусваиваемою форму.
Микориза — симбиотическое обитание грибов на (или в) корнях высших растений.
Польза и грибам, и дереву. Симбиоз.
От грибов растение получает при помощи гифов гриба больше воды и минеральных солей, а грибам достаются продукты жизнедеятельности растения, пригодные для их питания.
Задание EB10602 Установите соответствие между представителями ракообразных и средой их обитания.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
СРЕДА
2) придонная часть пресных водоемов
3) толща морской воды
4) влажная почва городов, лесная подстилка
5) толща воды пресных водоемов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Посмотреть решение
Дафния
Мокрица
Циклоп( самка и самец)
Для данного задания будет полезно посмотреть, как выглядят некоторые организмы, представленные во вариантах ответа:
Дафниями, как мы видим, кормят рыбок. Размеры у них не самые внушительные. Дафнии — маленькие рачки.
Мокрица — интересное ракообразное, ошибочно можно предположить, что это насекомое.
Фотографии циклопа, как и дафнии, сделаны под микроскопом.
Начнем с более крупных организмов:
Речной рак. Раз рак речное, то, естественно, средой его обитания будет пресный водоем. Не секрет, что раки ходят по дну, закапываются в иле. Им будет соответствовать вариант 2) придонная часть пресных водоемов.
Камчатский краб. Предположим, мы не интересовались, в какой воде живет камчатский краб, но вполне очевидно, что живет он на дне. Дно пресного водоема занято, поэтому остается морское дно.
Креветки. Не очень крупные организмы, живут в море. Исходя из этого минимума информации, выбираем вариант 3) толща морской воды
А
Б
В
Г
Д
Е
2
1
3
Теперь более мелкие:
Начнем с мокрицы. Она внешне схожа с насекомыми, поэтому определим ее место проживания, как 4) влажная почва городов, лесная подстилка.
А
Б
В
Г
Д
Е
2
1
4
3
Дафния и циклоп — мелкие рачки, поэтому их место обитания — толща пресной воды.
А
Б
В
Г
Д
Е
2
1
5
4
5
3
Ответ: 215453
Задание EB21880 Установите соответствие между характеристикой среды обитания и средой, соответствующей данной характеристике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
СРЕДА
А) стабильный температурный режим
Б) ограниченность пространства
В) небольшие колебания температуры
Г) сложность широкого распространения большинства организма
Д) высокое содержание углекислого газа
Е) плотность высокая
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Итак, температурный режим. У взрослого человека в норме температура 36,6 во все сезоны и дни. У грунта же в этом плане жизнь более насыщенная: все меняется в зависимости от сезона и погодных условий. Колебания, конечно, могут быть большими, но по нашим вариантам, предположим, что сравниваем температуру утром и вечером.Сравнивать будем, приводя самим себе примеры: тело человека и грунт на улице.
Сравним пространство. Грунт практически неограничен, в отличии от полости тела человека:
А
Б
В
Г
Д
Е
2
2
1
Из предыдущего пункта вытекает и «сложность широкого распространения большинства организма». Семенам проще попасть на другое поле, чем паразиту одного организма в организм другого.
А
Б
В
Г
Д
Е
2
2
1
2
В полости тела человека углекислого газа будет явно больше, чем в открытом поле.
А
Б
В
Г
Д
Е
2
2
1
2
2
Плотность почвы выше, чем плотность, например, плотность переваривающейся в тонком кишечнике пищи, если говорить об аскаридах.
А
Б
В
Г
Д
Е
2
2
1
2
2
1
Ответ: 221221
Задание EB12273 Установите соответствие между функциями компонентов биогеоценоза и компонентами
ФУНКЦИИ КОМПОНЕНТОВ
КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА
А) производят органическое вещество
Б) потребители органического вещества
В) разлагают органические соединения
Г) выполняют «санитарную» функцию
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Здесь все четко по определениям, кроме «санитарной функции». Предполагается, что абитуриент будет рассуждать, что от падали распространятся болезни, а редуценты эту падаль перерабатывают.
Задание EB14188 Установите соответствие между организмами — обитателями экосистемы и функциональной группой, к которой их относят.
ОРГАНИЗМЫ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
Б) беззубки и перловицы
Д) гнилостные бактерии
Е) амёбы и инфузории
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Мхи и папоротники, если и лиственницы способны к фотосинтезу, а значит, они- продуценты.
А
Б
В
Г
Д
Е
1
1
3
3
Беззубка — двустворчатый моллюск, консумент.
Амеба — вообще хищник, тоже консумент.
А
Б
В
Г
Д
Е
1
2
1
3
3
2
Ответ: 121332
Задание EB11494 Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А) являются первым звеном в цепи питания
Б) синтезируют органические вещества из неорганических
В) используют энергию солнечного света
Г) питаются готовыми органическими веществами
Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы
Е) разлагают органические вещества до минеральных
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Здесь нужно снова вернуться к определениям. Первое звено в цепи питания — продуценты. 1
Синтез органики из неорганики — продуценты. 1
Используют энергию солнечного света — продуценты. 1
Питаются готовой органикой — редуценты. 2
Возвращают минеральные вещества в экосистемы, то есть разлагают органику до неорганики — редуценты. 2,2
Задание EB10605 Различие роли участия консументов первого порядка и продуцентов в круговороте веществ и превращении энергии в экосистеме луга состоит в том что они:
РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А) аккумулируют солнечную энергию
Б) потребляют органические вещества
В) синтезируют органические вещества из неорганических
Г) преобразуют органические вещества
Д) освобождают заключенную в органических веществах энергию
Е) используют в качестве источника углерода углекислый газ
1) консументы первого порядка
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Разберемся с тем, что такое «консумент 1 порядка».
Итак, это те организмы, которые следуют за продуцентами, то есть вторые в цепи. Есть консументы 2, 3, 4 и т.д. порядков.
Пусть есть колосок — продуцент. Его поедает мышь — консумент 1 порядка, мышь поедает хищная птица — консумент 2 порядка, птицу поедает крупный хищник — консумент 3 порядка, труп этого хищника разлагает редуцент. Цепи могут быть очень длинными.
Здесь так же нужно следовать определениям понятий:
Аккумулируют солнечную энергию — продуценты. 2
Потребляют органику — консументы. 1
Синтез органики из неорганики — продуценты. 2
Преобразуют органические вещества в энергию — консументы. 1, 1
Используют в качестве источника углекислый газ — продуценты. 2
Задание EB17889 Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги.
ЖИВОТНЫЕ
РОЛИ В БИОЦИНОЗЕ
В) обыкновенная лисица
Г) благородный олень
Е) обыкновенный волк
1) консумент 1 порядка
2) консумент 2 порядка
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Консументы 1 порядка — растительноядные животные.
2 порядка — хищники.
Кедровка. Допустим, вы не в курсе, кто это: грызун или птица. Не важно. Исходя из названия, можно сделать вывод, что питается она орешками кедра, следовательно, консумент 1 порядка.
Задание EB10604 Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда.
ОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А) прибрежная растительность
В) личинки земноводных
Е) большой прудовик
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Найдем все, что способно к фотосинтезу, это будут продуценты:
А) прибрежная растительность
В) личинки земноводных
Е) большой прудовик
Задание EB22273 Установите соответствие между особенностями и типами питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ
ТИПЫ ПИТАНИЯ
А) преобразуют солнечную энергию в энергию органических веществ
Б) питаются за счёт фагоцитоза или осмотрофного способа питания
В) выделяют кислород при фотолизе воды в процессе фотосинтеза
Г) используют готовые органические вещества
Д) способны к хемосинтезу
Е) используют энергию окисления неорганических веществ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Автотрофы — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.
Гетеротрофы — организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза.
Преобразование солнечной энергии в органику — автотрофы. 1
Фагоцитоз и осмос — гетеротрофы. 2
Фотосинтез — автотрофы. 1
Питание готовой органикой — гетеротрофы. 2
Хемосинтез — автотрофы. 1
Окисление неорганики — автотрофы. 1
Задание EB22938 Установите соответствие между примерами организмов и способами гетеротрофного питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Б. болгарская палочка
В. туберкулёзная палочка
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Паразиты — гетеротрофные организмы, использующие для питания органические соединения живых организмов.
Совершенно не понимаю, откуда абитуриентам знать о болгарской палочке и сенной палочке, но лучше запомните, что они сапрофиты.
Туберкулезная палочка — паразит.
Задание EB16267 Установите соответствие между животными и группой, к которой оно относится по способу питания
ЖИВОТНОЕ
ГРУППА
Б) пресноводная гидра
Б) пресноводная гидра
Г) божья коровка (питается тлёй)
Задание EB12438 Установите соответствие между примерами и типом отношений организмов в экосистеме.
ПРИМЕРЫ
ТИП ОТНОШЕНИЙ
A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых
Б) акула и рыба-прилипало
B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях
Г) бактерии в организме человека и животных
Д) клубеньковые бактерии
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых
Польза растению и насекомому.
По мнению составителей, здесь нужно рассуждать так: для растения
Б) акула и рыба-прилипало
Польза прилипале, нейтрально для акулы.
Прилипала подъедает за акулой, не принося ей вреда.
B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях
Польза орхидее, нейтрально дереву. Комменсализм.
Орхидея использует дерево как опору, не отбирая у него питательные вещества.
Г) бактерии в организме человека и животных
Польза и бактериям, и животному\человеку. Симбиоз.
Д) клубеньковые бактерии
Польза и бактериям, и растению. Симбиоз.
Для бактерий — среда обитания, для растений- азот, который бактерии переводят в легкоусваиваемою форму.
Микориза — симбиотическое обитание грибов на (или в) корнях высших растений.
Польза и грибам, и дереву. Симбиоз.
От грибов растение получает при помощи гифов гриба больше воды и минеральных солей, а грибам достаются продукты жизнедеятельности растения, пригодные для их питания.
Задание EB21508 Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые они вступают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
ОТНОШЕНИЯ
А) чёрный и рыжий тараканы
Б) свиной цепень и человек
В) самцы пауков птицеедов
Г) личинки жуков-плавунцов и стрекоз
Д) таёжный клещ и лиса
Е) гриб трутовик и берёза
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) чёрный и рыжий тараканы
В) самцы пауков птицеедов
Г) личинки жуков-плавунцов и стрекоз
Б) свиной цепень и человек
Д) таёжный клещ и лиса
Е) гриб трутовик и берёза
Задание EB22966 Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
ТИП
А. широкий лентец и щука
Б. плоды репейника и шерсть собаки
В. жаба или ящерица в норе сурка
Г. петров крест и липа
Д. растения эпифиты и тропические деревья
2. комменсализм (нахлебничество)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А. широкий лентец и щука
«Лентец» очень похож на ленточного червя, если не знаем, то такой широкий лентец, то предполагаем, что это плоский червь,
Б. плоды репейника и шерсть собаки
Репейник не приносит вреда собаке, но притом распространяется, получая пользу. Комменсализм.
В. жаба или ящерица в норе сурка
Жаба или ящерица в норе сурка не приносят вреда сурку, но получают пользу для себя.
Вряд ли кто-то интересовался тем, что такое «петров крест», но название мрачное, так что скорее всего, это паразит.
Д. растения эпифиты и тропические деревья
Эпифиты — растения, произрастающие или постоянно прикреплённые на других растениях
Они не приносят вреда. Пример с орхидеей.
Задание EB18970 Установите соответствие между характеристикой экосистемы и её видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОСИСТЕМЫ
ЭКОСИСТЕМА
А) включает большое разнообразие видов
Б) продукция частично изымается из системы
В) используются удобрения разных видов
Г) круговорот веществ незамкнутый
Д) является саморегулирующейся системой
Е) имеет разветвлённые сети питания
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пшеничное поле — искусственная экосистема, смешанный лес — естественная. Все, что нужно знать и понимать, что естественная экосистема более устойчивая, как раз-таки за счёт широкого биоразнообразия, а круговорот веществ замкнут.
Б) продукция частично изымается из системы
В) используются удобрения разных видов
Г) круговорот веществ незамкнутый
А) включает большое разнообразие видов
Д) является саморегулирующейся системой
Е) имеет разветвлённые сети питания
Задание EB21755 Установите соответствие между составом экосистемы и экосистемой, для которой этот состав характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОСТАВ ЭКОСИСТЕМЫ
ЭКОСИСТЕМА
А) Главный продуцент — фитопланктон.
Б) Продуценты создают световой и температурный режим в биосистеме.
В) Дикорастущие растения считаются сорняками.
Г) Консументы первого порядка — зоопланктон.
Д) Видовое разнообразие невелико.
Е) Круговорот веществ несбалансированный.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) Главный продуцент — фитопланктон.Разбирать будем по пунктам:
Фитопланктон обитает в озере.
Б) Продуценты создают световой и температурный режим в биосистеме.
Это смешанный лес. В зависимости от ярусности поступает разное количество света, а от количества опавшей листвы и хвои — температура.
В) Дикорастущие растения считаются сорняками.
Г) Консументы первого порядка — зоопланктон.
Зоопланктон, как и фитопланктон, обитает в озере.
Д) Видовое разнообразие невелико.
Это агроэкосистема. Поле с несколькими культурами явно проигрывает в разнообразии даже маленькому лугу
Е) Круговорот веществ несбалансированный.
Несбалансированный круговорот характерен для искусственных экосистем, так как круговорот разомкнут. Агроэкосистема.
Задание EB12388 Установите соответствие между экологическим фактором и его видом.
ФАКТОР
ВИД ФАКТОРА
Б) отсутствие корма
Г) бобровая плотина
Д) внесение удобрений в почву
Е) смена времен года
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Хищничество и отсутствие корма — форма взаимодействия между особями разных видов, поэтому это биотические факторы.
Снежный покров — абиотический фактор.
Бобровая плотина — биотический фактор (взаимодействие бобра и дерева).
Внесение удобрений в почву — антропогенный фактор.
Смена времен года — абиотический фактор.
Задание EB1820D Установите соответствие между характеристиками и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЭКОСИСТЕМЫ
А) сбалансированный круговорот веществ
Б) пищевые цепи короткие, состоящие из двух-трёх звеньев
В) преобладание монокультуры
Г) использование дополнительной энергии
Д) большое видовое разнообразие
Е) действие естественного и искусственного отборов
1) мелколиственный лес
Мелколиственный лес – естественная экосистема, а гречишное поле – искусственная.
В своих характеристиках биоценоз (естественная система) и агроценоз (искусственная) совершенно противоположны.
Задание EB1819D Установите соответствие между характеристиками организмов и функциональными группами в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗМОВ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ЭКОСИСТЕМЕ
А) возвращают свободный азот в атмосферу
Б) образуют первичную продукцию
В) образуют органические вещества в результате хемосинтеза
Г) составляют второй трофический уровень
Д) минерализуют органические остатки
Продуценты производят органический вещества самостоятельно. Например, растения получают органику в результате фотосинтеза.
Редуценты – разрушители, они производят преобразование органики в неорганику, разлагают трупы растений и животных, возвращая минеральные вещества в круговорот веществ.
А) редуценты, возврат в круговорот.
Б) Первичная продукция – растения, продуценты.
В) Органика получена самостоятельно, продуценты.
Г) Первый уровень – растения, затем растительноядное животное, затем плотоядное, затем
Редуцент — организм, превращающий органические вещества в неорганические в процессе своей жизнедеятельности.
Д) Преобразование органики в неорганику – редуценты.
Задание EB1819t Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
Биогенное вещество по Вернадскому – те вещества, которые создают живые организмы.
В происхождении косного вещества живые организмы не участвуют.
В происхождении биокосного вещества принимают участие и живые организмы, и процессы к ним не относящиеся.
Базальт – магматическая вулканическая
Порода — совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определёнными наследственными особенностями, продуктивностью и экстерьером.
Каменный уголь – биогенное вещество, т.к эта порода образуется в результате разложения остатков растений.
Глина образуется в результате выветривания горных пород, живое не принимает участия, косное вещество.
В образовании воды живое тоже участия не принимает, косное вещество.
Почва – результате работы и живого, и неживого, ведь сам по себе плодородный слой образуется только в результате жизнедеятельности различных организмов, например, червей.
Задание EB1818D Установите соответствие между характеристиками и видами экосистем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ВИДЫ ЭКОСИСТЕМ
А) разветвлённые пищевые сети
Б) несбалансированный круговорот веществ
В) большая биомасса монокультуры
Г) наличие саморегуляции
Д) богатое видовое разнообразие
Биоценоз — взаимосвязанная совокупность микроорганизмов, растений, грибов и животных, населяющих более или менее однородный участок суши или водоёма.
Биоценоз — взаимосвязанная совокупность микроорганизмов, растений, грибов и животных, населяющих более или менее однородный участок суши или водоёма.
Биоценоз — взаимосвязанная совокупность микроорганизмов, растений, грибов и животных, населяющих более или менее однородный участок суши или водоёма.
Большая биомасса монокультуры – признак агроценоза, там произрастает только одна культура (и немного сорняков, но пшеница преобладает).
Наличие саморегуляции возможно лишь при наличии круговорота. В искусственных системах саморегуляции нет, все зависит от человека.
Задание EB1821 Установите соответствие между экологическими факторами и их группами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ГРУППЫ
Б) выкармливание кукушонка птицами другого вида
В) уменьшение численности белок при снижении урожая семян ели
Г) подтопление леса во время половодья
Д) внесение минеральных удобрений
Е) линька зайца при изменении длины светового дня
Антропогенные факторы – то влияние, которое оказал человек.