работы фаберже фото кроме яиц
Чем живёт в наши дни ювелирный дом Фаберже: Конструктивизм, семейные легенды и самолет для презентаций
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Творения Карла Фаберже хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. Но как живет теперь сам ювелирный дом, созданный великим мастером, какую роль в его развитии играют наследники Фаберже и связан ли он теперь с Россией? Спустя почти сотню лет тишины и забвения, Fabergé возобновил работу под руководством Катарины Флор – и готов предложить миру новые шедевры…
Официально бренд принадлежит консорциуму инвестиционных компаний Pallinghurst Resources LLP, Катарина Флор занимает должность креативного директора. С ней сотрудничают потомки Карла Фаберже – его праправнучка Татьяна, которая в свои восемьдесят два активно занимается сохранением и продвижением наследия великого мастера, и Сара Фаберже, двоюродная сестра Татьяны, которая вовлечена непосредственно в проектирование украшений. Она сама профессиональный дизайнер ювелирных изделий, ее работы хранятся в коллекциях Элизабет Тейлор, Билла Клинтона, Михаила Горбачева. Сын Сары Фаберже вместе со своей возлюбленной принимал участие в качестве модели в рекламных кампаниях возрожденного бренда.
Катарина Флор окончила школу высокой моды в Швейцарии и долгое время работала в качестве журналиста и редактора в крупных глянцевых изданиях. Не имея специализированного ювелирного образования, она задумалась о поиске мастеров. Но кто осмелился бы продолжить дело самого Фаберже? Список был бесконечен – но никто не казался Катарине и наследницам Фаберже достаточно подходящим. И тут Татьяна вспомнила, что несколько лет назад, в Лондоне, видела необычные работы какого-то малоизвестного ювелира… Его хвали Фредерик Заави, и когда его пригласили работать в Fabergé, он решил, что это шутка.
В период работы для Fabergé Заави адаптировал мотивы работ самого Карла Фаберже для новых ювелирных изделий, вдохновлялся Русскими сезонами, картинами Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова и других отечественных авангардистов, сказками Бажова и иллюстрациями Билибина. Конструктивистские коллекции были вдохновлены найденным в архивах эскизом портсигара, явно вдохновленным художественными экспериментами начала XX века. Оказалось, в те бурные годы ювелирный дом экспериментировал со строгой геометрией – правда, эти работы почти неизвестны широкой аудитории.
Фредерик Заави скончался после тяжелой болезни в возрасте сорока восьми лет, и это была потеря для всей ювелирной индустрии – но для Катарины Флор и Фаберже особенно.
Остро встал вопрос о том, кто из ювелирного мира смог бы вновь взять на себя такую ответственность. Катарина Флор выросла в Канаде, но несколько лет прожила в России и не устает признаваться в любви к Москве, русской музыке, живописи и даже кухне. К тому же с Россией был тесно связан ее отец, принимавший участие в качестве консультанта советской космической программы, а сама она работала главным редактором русского Vogue в постперестроечные времена, на заре русского глянца. А потому неудивительно, что сегодня новые изделия бренда проектирует русский ювелир – Наталья Шугаева, уроженка города Тольятти и выпускница британского колледжа St.Martin’s. Когда Катарина, увидев ее работы на одном из ювелирных конкурсов, пригласила девушку на работу, та ответила: «Конечно, но я поступила в Royal College of Art и могу прийти уже после того, как его окончу». И госпожа Флор клятвенно пообещала подождать – ведь талант Натальи стоил того. Вместе они разработали самые «русские» коллекции в новейшей истории бренда.
С историей ювелирного дома связана и коллекция Solyanka Treasures – когда-то сахарный магнат Павел Харитоненко спрятал свою коллекцию драгоценностей в особняке на Солянке, замуровав в стену. В этой коллекции бренд, пожалуй, явственнее всего обращается к своему историческому прошлому.
Сегодня Fabergé не только выпускают новые коллекции, относительно доступные массовому потребителю, но и работают на заказ – им доверяют клиенты со всего света. Катарина Флор сообщает, что особенно ценные их клиенты – владелицы крупных бизнесов из Индии, Африки и стран Ближнего Востока, ведь состоятельные женщины гораздо более свободны, независимы и изобретательны в выборе украшений, чем мужчины. Не осталась в стороне и королевская семья Великобритании. Мастера, с которыми работает бренд – ювелиры, эмальеры, геммологи, огранщики – тоже разбросаны по всему миру, хотя предпочтение и отдано мастерским в Париже и в Женеве. Презентации новых коллекций проходят весьма необычно – например, на борту самолета компании VistaJet, ярко раскрашенного по случаю. Интерактивные веб-приложения, демонстрирующие новые коллекции, нетривиальные рекламные ролики, необычно стилизованные съемки и новаторские формы – при всем уважении к традициям дома! – таково настоящее и, пожалуй, будущее Fabergé.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Не только яйца: в Кремле представили неизвестные шедевры Карла Фаберже
Серебряные шкатулки, миниатюры, оклады икон, столовые сервизы, обувь, головные уборы, кубки и табакерки, украшенные эмалью, рубинами, изумрудами, бриллиантами, жемчугом и самоцветами, а также вершина ювелирного мастерства — пасхальные дары императору, они же — яйца Фаберже. В музеях Московского Кремля открылась выставка русских ювелиров, на которой побывали «Известия».
Стеклянный порошок
Экспозицию «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали» разместили в выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца. Посетители увидят около 400 произведений из драгоценных металлов с эмалью — работы русских ювелирных фирм ХIХ–начала ХХ столетия, привезенных в Москву из 20 государственных и частных собраний России и Великобритании.
— Когда говорят о фирме Карла Фаберже, прежде всего имеют в виду те великолепные пасхальные подарки, которые делали императорской семье. И это, наверное, самые известные в мире произведения ювелирного искусства, — рассказала «Известиям» генеральный директор ММК Елена Гагарина. — Но фирма славилась не только этим. Фаберже выпускали еще великолепные серебряные и золотые изделия, украшенные эмалью. Для многих посетителей эмальерные работы ювелира станут открытием.
Эмаль — древнее искусство, существовавшее в Европе еще с античных времен. В сущности, это стекло с добавкой различных солей, которые дают цвет и фактуру. В произведениях Фаберже эмаль красивая, ровная, прозрачная. Она может накладываться на гравированный серебряный фон, как в пасхальных дарах, представленных в Успенской звоннице. Два яйца из десяти, хранящихся в Оружейной палате, выполнены в оригинальном русском стиле и стали доминантой экспозиции.
Золотой ключик
Пасхальное яйцо «Московский Кремль» сделано в виде стилизованного изображения Успенского собора и увенчано сверкающим золотым куполом. Тройные арочные окна в нем застеклены, а за ними видна часть интерьера, а еще в яйце скрыт музыкальный механизм. Запустив его, можно слушать «Херувимскую песнь». Другое украшение экспозиции — яйцо «Сибирский поезд», подарок Николая II императрице Александре Федоровне. Мастер Перхин приурочил его создание к постройке Транссибирской магистрали. Посередине яйцо имеет серебряный пояс, на котором выгравирована карта России. Обычно мастера фирмы Фаберже вкладывали в яйца сюрпризы. Внутри шедевра, представленного в Кремле, на бархатном ложементе, находилась миниатюрная модель поезда. Вагончики выполнены из золота, с окошками из горного хрусталя. На каждом выгравированы надписи: «Вагон первого класса», «Вагон второго класса», «Купе для дам» и «Купе для курящих». Сам паровоз сделан из платины, его фары — из бриллиантов, а фонарь — из рубина. Кроме того, он снабжен крошечным механизмом и золотым ключиком. Если завести, проедет несколько метров.
На выставке есть и работы известного столичного ювелира Федора Ивановича Рюкерта. У него была мастерская на Таганке, производившая удивительные вещи, украшенные живописными миниатюрами, окруженными эмалью по скани. Карл Фаберже, друг, соратник и многолетний партнер Рюкерта, заказывал ему такие изделия и продавал их в своих магазинах. На тот момент оба владели высочайшей ювелирной техникой: могли в серебре воспроизвести деревья, фрукты, овощи, цветы и даже бархат. А ковши с клеймом Фаберже, братины, чаши из серебра, покрытые матовой эмалью и шитые жемчугом, не имеют аналогов в мире.
Еще один секрет русских ювелиров — абсолютно прозрачные витражные эмали. Они держатся между тончайшими серебряными перегородками, причем стеклянные порошки мастера накладывали на сквозные ажурные основы и начиная с краев постепенно затягивали пространство — подобные корпусные произведения тоже создавали только в России. Здесь же представлены золоченые оклады икон. Лик Богоматери Казанской из собрания Оружейной палаты украшен самоцветами и драгоценными камнями и эмалями по скани. Дополняют экспозицию уникальные лампады.
Ювелир Его Императорского величества: Карл Фаберже, или история ювелирного мастерства
Близится праздник Светлой Пасхи, символом которого являются пасхальные яйца. Сейчас существует множество их вариаций: от простых крашенных до созданных в сложных творческих техниках. Но верхом мастерства и по сей день считаются яйца Фаберже. Так чем же они славятся, и кем был сам Карл Фаберже, имя которого известно каждому?
Петер Карл Густавович Фаберже родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года, российский немец по происхождению. Его мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. Отец Густав Фаберже родился в Лифляндии (прибалтийский немец) от онемечившихся французов-гугенотов, перебравшихся в Пруссию после отмены Нантского эдикта. В начале 1840-х Густав Фаберже основал в городе на Неве ювелирную мастерскую, но спустя 20 лет перебрался в Дрезден.
Художественные способности у Карла обнаружились в детстве. Сын живо интересовался ювелирным делом, и отец дал отпрыску отменное образование: в Санкт-Петербурге мальчика отдали в частную гимназию. Повзрослев, Карл Фаберже путешествовал по Европе и первоначально обучался в Дрездене, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана.
Обогатившись техническими познаниями, Фаберже изучил менеджмент предприятия и в 1864 году вернулся в Северную Пальмиру. В отцовской мастерской и в Эрмитаже молодой ювелир реставрировал старинные драгоценности и накапливал идеи и изучал работы великих мастеров.
В 1872 году Густав Фаберже, живший в Дрездене, передал 25-летнему сыну полномочия и сделал главой петербургской фирмы со штатом в 100 рабочих.
В этом же году Карл женился на Огюсте Джулии Джейкобс (Августы Юлии Якобс), которая родила ему четверых сыновей (Евгений, Агафон, Александр, Николай), продолживших династию ювелиров.
Огюста Джулия Джейкобс (Августа Юлия Якобс) и Карл Фаберже
Молодой Фаберже не пропускал ни одного приёма, ни одной выставки, знакомился с юными талантами. Самородки сразу получали приглашение в Санкт-Петербург. Компания стала расти, увеличивая число специалистов: камнерезов, художников, огранщиков. Себе он оставил скромную роль идейного вдохновителя и судьи. Если что-то выходило не так, не нравилось хозяину, изделие тут же переделывали.
Следует отметить главный факт, что Карл Фаберже лично не создавал ювелирные изделия, а участвовал в разработке эскиза и руководил производством. Сам Фаберже не относил себя к талантливым ювелирам а, наоборот, был даже убеждён в своей бездарности.
Однажды его спросили, что нужно для того, чтобы научиться ювелирному делу. В ответе присутствовало слово «ремень», о котором он пояснил: «Без битья мастерству не научиться. Меня не били — вот ничего и не вышло».
Может сложиться мнение, что Карл Фаберже незаслуженно пожинал плоды славы своих ювелирных изделий, но это не так. Только благодаря его чуткому руководству, тонкому вкусу и стремлению к совершенству его фирма вышла на новый уровень.
В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве его работы были оценены очень высоко. И, что очень важно, его работы заинтересовали императора Александра III, и уже через год последовал первый царский заказ, который коренным образом изменил жизнь главы ювелирной фирмы.
Первое ювелирное яйцо работы Фаберже появилось в 1885 году. Заказал изделие император для супруги Марии Федоровны как подарок на Пасху. Яйцо называют «Курочка» или «Куриное». В сравнении с остальными изделие выглядит просто: сверху белая эмаль, внутри — в золотом «желтке» — курочка из цветного золота, в которой пряталась рубиновая корона.
Идея яйца, в котором прятался сюрприз, принадлежит не Карлу Фаберже: первые экземпляры яиц появились в XVIII столетии. Подобные изделия хранились в сокровищнице короля Дании, отца супруги Александра III, урожденной Марии Софии Фредерики Дагмар. Российский царь пожелал сделать жене подарок, который напоминал бы о родине.
Творения мастерской Карла Фаберже настолько потрясли Александра III, что ему было позволено включить изображение двуглавого орла на своём фирменном знаке и дано звание «Ювелир Его Императорского величества». А Фаберже после этого с полным основанием величал себя «Поставщиком Высочайшего двора».
Знаки качества и отличия фирмы Фаберже
В царской семье появилась новая традиция: каждый год на Пасху изготавливалось по одному яйцу. Продолжая традицию отца, Николай II просил изготавливать по два экземпляра — для своей семьи и для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, своей матери. Похожих яиц не было, каждое напоминало о каком-либо знаковом для империи событии.
Первоначально эскизы обсуждались с царём, но позднее все шедевры Фаберже готовил самостоятельно. Николаю II нравилось находить неожиданности, что оказывались внутри.
Изготовление яйца было очень затратным по времени, некоторые изделия изготавливались целый год, а некоторые, особо сложные в производстве, — несколько лет. Много искусных мастеров, собранных со всего мира, трудились над каждым изделием, а негласно главным ювелиром фирмы считался Михаил Перхин — самородок, которого Карл привёз из Карелии. До сих пор сохранившиеся экземпляры со знаком «М.П.» особо ценятся среди коллекционеров.
Михаил Евлампиевич Перхин — главный мастер фирмы Фаберже
«Мода» на дарение пасхальных яиц Фаберже, которую ввели Романовы, распространилась по Европе: российскому ювелирному дому поступали заказы из-за рубежа. Известно о 15 изделиях, 7 из которых Карл Фаберже создал по заказу золотопромышленника Александра Кельха. Остальные 8 яиц мастер и его ученики сделали для Феликса Юсупова, герцогини Мальборо, Ротшильдов.
Изделия русского ювелира поражали неожиданными решениями. Карл Фаберже смело экспериментировал: основой броши мог сделать карельскую березу, оправив кусочек дерева в бриллианты. Он часто работал с полудрагоценными камнями и материалами, считавшимися «неювелирными». Но работа была настолько филигранной, что поражала самых требовательных заказчиков.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже фирма выставляла свои ювелирные изделия вне конкурса, однако получила золотую медаль, снискав признание парижских ювелиров. Кроме того, Петер Карл Фаберже был удостоен самой престижной французской награды — ордена Почетного легиона. Награды получили также двое его сыновей и главный мастер-ювелир фирмы. С коммерческой точки зрения Всемирная выставка прошла очень успешно: фирма Фаберже получила множество заказов и приобрела клиентов по всему мире.
Орден Почетного Легиона
На Большой Морской улице в городе на Неве появилось главное здание фирмы: дом спроектировал родственник семьи — Карл Шмидт. На первом этаже расположились мастерские и открылся магазин, три остальные этажа заняло семейство.
Главное здание фирмы Фаберже
Мастерская Фаберже славилась уникальной эмалью: сотни цветовых оттенков и техника гильоширования (узорные насечки на основном фоне, покрытые слоями лака) превращали изделие в шедевр. Эмалированные портсигары, часы, шкатулки, табакерки и сервизы словно светились изнутри и казались многослойными.
Торговый дом выпускал как ювелирные изделия баснословной цены, так и продукцию массового производства. В 1914-м в продажу поступила серия чарок из меди, портсигаров. Но наибольшую славу дому Фаберже принесли ювелирные пасхальные яйца: для царской семьи в мастерской создали 54 экземпляра. Последнее яйцо было преподнесено Николаю II в 1916 году и называлось оно, выполненное в виде снаряда, «Стальное».
Яйцо «Стальное» с миниатюрой на мольберте
После Октябрьской революции фабрики и магазины императорского ювелира национализировали. В Петрограде большевики экспроприировали готовые изделия и запасы драгоценных камней и металлов, не заплатив ни копейки компенсации. Немного изделий удалось увезти в Финляндию сыновьям Карла Фаберже.
Осенью 1918-го Карл Фаберже тайно сбежал в Ригу: царский ювелир боялся ареста и расстрела. После вторжения большевиков в Латвию мастер уехал в Германию. Когда Берлин охватила Ноябрьская революция, Фаберже перебрался во Франкфурт-на-Майне, где тоже не задержался.
Последние годы жизни Фаберже провел в Висбадене. После революционных потрясений и конфискации имущества знаменитый мастер упал духом и повторял, что «жизни больше нет».
Медики предписали 74-летнему ювелиру спокойную и размеренную жизнь, строго-настрого запретив курить: у Фаберже было больное сердце.
В сентябре 1920 года Карл Фаберже, невзирая на запреты врачей, раскурил крепкую сигару. Насладиться до конца не успел: умер, докурив до половины. Похоронили Фаберже на кладбище Гран-Жас в Каннах.
миллиардер Виктор Феликсович Вексельберг
Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Предлагаем насладиться творениями династии Фаберже, которые поистине уникальны.
Яйцо «Херувим и колесница». 1888
Яйцо «Датские дворцы». 1890
Яйцо «Память Азова». 1891
Яйцо «Алмазная сетка». 1892
«Кавказское яйцо». 1893
Яйцо «Ренессанс». 1894
Синее яйцо — часы со змеей. 1895
Яйцо «Бутон розы». 1895
Яйцо «Портреты Александра III». 1896
Яйцо «Коронационное». 1897
Яйцо «Московский Кремль». 1906
Яйцо «Лавровое дерево». 1911
Как вы относитесь к творчеству Фаберже? И какое изделие вам больше всего нравится?
Бесценные яйца. Как русский немец Карл Фаберже прославил свой ювелирный бренд на весь мир
О Карле Фаберже часто говорят как об основателе одноимённого ювелирного дома. Однако основал компанию «Фаберже» вовсе не он, а его отец — Петер Густав Фаберже, выходец из балтийских немцев и французских гугенотов. Предки Карла изначально носили другую фамилию — Фаври, но в процессе переездов из страны в страну она изменилась сначала на Фабри, затем на Фабрьер и в конечном счёте на Фаберже.
Своё ювелирное дело Фаберже-старший открыл в 1842 году в Петербурге, куда в 1830-х переехал из Эстонии с женой Шарлоттой Юнгштедт. Звание ювелирного мастера он получил годом ранее, завершив обучение у известного в ту пору изготовителя золотых шкатулок Андреаса Фердинанда Шпигеля. Первый магазин Фаберже располагался на Большой Морской улице.
Первый сын и наследник — Карл — появился в семье в 1846 году. Начальное образование мальчик получил в петербургской гимназии Святой Анны, где учились представители низших сословий дворянства. В 1860 году Густав Фаберже оставил своё дело в руках управляющих и уехал вместе с семьёй в Дрезден, где молодой Карл продолжил обучение.
Его отец понимал, что его преемник должен получить соответствующую подготовку. Поэтому, как было принято в те времена, окончив среднюю школу, Карл отправился в длительное путешествие по Европе — продолжать обучение и расширять кругозор. В 18 лет Фаберже повидал множество известных ювелиров Франции, Германии, Англии, посетил галереи и лучшие музеи Европы, где почерпнул множество идей для своей будущей работы.
За Карлом Фаберже в молодые годы закрепилась слава не столько ювелира, сколько учёного. Вернувшись в Петербург в 1864 году, он занимался исследовательской и реставрационной работой. В частности, с 1867 года юноша изучал и восстанавливал ювелирные произведения разных эпох из собрания Императорского Эрмитажа. Тем временем стареющий Густав окончательно удалился от дел и обосновался в Дрездене, передав управление фирмой, где числилось около 100 мастеров со всей Европы, управляющему Зайончковскому. Но уже в 1872 году Карл Фаберже вступил в должность главы семейного дела и взял бизнес в свои руки.
Расцвет дома Фаберже
Занимаясь ювелирным магазином и мастерской, Карл не прекратил оказывать услуги Эрмитажу. В хранилищах музея Фаберже порой находил образчики ювелирного искусства прошлых эпох, у которых было чему поучиться. Одним из них стали золотые украшения четвёртого века до нашей эры, найденные на раскопках в Керчи. Для ювелиров тогда было загадкой, как скифские умельцы смогли припаять к украшениям тонкую золотую нить и едва заметную мелкую зернь, не залив припоем весь декор.
Карл Фаберже совместно со своим братом Агафоном сумели разгадать эту технику и воспроизвести украшения древних мастеров с высокой точностью. На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года император Александр III обратил внимание на представленную домом Фаберже экспозицию копий скифского клада и признался, что не может отличить его творение от оригинала.
Эта выставка не только принесла до этого просто успешному ювелирному дому золотую медаль и известность, но и положила начало покровительству от царской семьи Романовых. Карл получил звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа», что обеспечило ему поток заказов от российской знати и императорского дома и славу по всей Европе. Многие родственники Александра III в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии получали изделия Фаберже в подарок.
Но история настоящего триумфа бизнеса Карла началась весной 1885 года. Тогда Россия готовилась к Пасхе — и кое-кому пришла в голову мысль отметить праздник совершенно особенным украшением.
Непростые яйца
Считается, что первое пасхальное яйцо заказал Александр III в подарок своей супруге, императрице Марии Фёдоровне. Однако, по другой версии, идея яйца изначально пришла к одному из работавших на Фаберже мастеров, Михаилу Перхину. Идея была не нова — похожие сувениры находились в датской королевской сокровищнице. Яйцо должно было стать вольной интерпретацией изделия начала XVIII века, которое должно было быть хорошо знакомым императрице (по происхождению датской принцессе).
Когда император узнал о новой поделке любимого ювелирного дома, оно уже было готово и даже выставлено на продажу. За выглядящее тогда довольно простым яйцо, покрытое белой эмалью, Фаберже запросил 4151 рубль. Сумма по тем временам солидная — примерно столько стоила квартира в Петербурге. Внутри яйца, получившего название «Курочка», находился «желток» из чистого золота, внутри которого был спрятан сюрприз — золотая курочка и в ней рубиновая корона.
Александр III велел немедленно купить пасхальную безделицу в подарок императрице. Карлу Фаберже присвоили статус Поставщика Высочайшего Двора. Это позволяло ювелирному дому ставить российский герб (двуглавого орла) на свои изделия и вывески.
Дарить пасхальные сувениры в виде драгоценных яиц Фаберже с сюрпризом внутри на долгие годы стало традицией в царской семье. Каждый год ювелирный дом удивлял императора всё более искусной работой. После смерти императора Александра поток заказов не иссяк: его наследник, Николай II, продолжил заказывать у Карла теперь уже два подарка — для жены и матери.
За 30 лет Карл Фаберже и его мастера создали для царской семьи свыше 50 подарочных яиц. Кроме них известно только о пятнадцати яйцах, созданных по частному заказу. Не менее семи яиц изготовили для богатой купчихи Базановой и по одному-два — для княгини Юсуповой, герцогини Мальборо, племянника Альфреда Нобеля (изобретателя и филантропа, учредившего Нобелевскую премию) и одного из Ротшильдов. Эти яйца чаще всего не попадали в отчётность, так что подлинное их количество до сих пор остаётся загадкой.
Слава и потрясения
Изделия русского ювелира поражали современников неординарными решениями. Карл Фаберже не боялся экспериментов и часто работал с материалами, считавшимися «неювелирными»: деревом, костью, полудрагоценными камнями, смело сочетая их с золотом и бриллиантами. Его работа была настолько филигранной, что удивляла самых требовательных заказчиков.