работа фаберже пролетарский завтрак

«ПРОЛЕТАРСКИЙ ЗАВТРАК» КАРЛА ФАБЕРЖЕ 1905 ГОД

работа фаберже пролетарский завтрак. Смотреть фото работа фаберже пролетарский завтрак. Смотреть картинку работа фаберже пролетарский завтрак. Картинка про работа фаберже пролетарский завтрак. Фото работа фаберже пролетарский завтрак

работа фаберже пролетарский завтрак. Смотреть фото работа фаберже пролетарский завтрак. Смотреть картинку работа фаберже пролетарский завтрак. Картинка про работа фаберже пролетарский завтрак. Фото работа фаберже пролетарский завтрак

Многие считают, что знаменитый российский ювелир Карл Фаберже делал только пасхальные яйца для императорской семьи, но это не так. Его фирма производила массу бытовых предметов, в том числе дверные ручки, столовые приборы и табакерки, а также разные безделушки. За время своего существования компания Фаберже изготовила 250 000 всевозможных вещей.

работа фаберже пролетарский завтрак. Смотреть фото работа фаберже пролетарский завтрак. Смотреть картинку работа фаберже пролетарский завтрак. Картинка про работа фаберже пролетарский завтрак. Фото работа фаберже пролетарский завтрак

Это работа Фаберже. «Пролетарский завтрак» создан в мастерской Карла Фаберже в 1905 году.

работа фаберже пролетарский завтрак. Смотреть фото работа фаберже пролетарский завтрак. Смотреть картинку работа фаберже пролетарский завтрак. Картинка про работа фаберже пролетарский завтрак. Фото работа фаберже пролетарский завтрак

Белок яйца покрыт эмалью.

Это «Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства» от 18 октября 1905 года с текстом манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка», подписанного императором Николаем II.

Это великолепие под названием «Пролетарский завтрак фаберже» приобрел музей Фаберже в немецком Баден-Бадене. Таким образом, эта работа Фаберже стала, пожалуй, самым дорогим несъедобным завтраком в мире.

работа фаберже пролетарский завтрак. Смотреть фото работа фаберже пролетарский завтрак. Смотреть картинку работа фаберже пролетарский завтрак. Картинка про работа фаберже пролетарский завтрак. Фото работа фаберже пролетарский завтрак

Создатель музея Александр Иванов назвал этот натюрморт одной из самых интересных работ Фаберже. По мнению московского коллекционера, таким образом великий ювелир выразил революционный дух того времени.

Источник

Новость от ноября 2011 года про покупку этой вещи за 1 млн. долл. музеем Фаберже в Баден-Бадене (описание и картинки на сайте музея).

Редкое ювелирное произведение в жанре авангард куплено музеем в Баден-Бадене за 800 тыс. евро. Музей Фаберже в Баден-Бадене, принадлежащий русскому бизнесмену Александру Иванову, приобрел необычную работу знаменитой фирмы в стиле авангард.

Настольное украшение, сделанное в 1905 году, изображает «типичный русский натюрморт»: граненый стакан водки, бычок, яичницу, недоеденную селедку, и обрывок газеты на кирпиче. Стакан выточен из хрусталя, бычок сделан из хрусталя и кварца, яичница — из белого камня и янтаря, сидящая на ней муха и рыбки — из серебра. Обрывок газеты из серебра представляет собой «Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства» от 18 октября 1905 года с текстом Высочайшего Манифеста Об усовершенствовании государственного порядка, подписанного 17 октября Николаем II (прототип российской конституции).

Такой набор предметов для натюрморта будет встречаться в картинах русских мастеров авангарда, в частности Кузьмы Петрова-Водкина и Давида Штеренберга, однако примерно 10 лет спустя после заявленной даты изготовления данного изделия.

Основатель музея Александр Иванов комментирует: «Это произведение является одним из самых интересных из когда-либо созданных Фаберже. Он не сделал более ничего подобного, и тем не менее, он конечно попал в авангард, тонко чувствуя революционные настроения того времени». Предмет был приобретен у парижского коллекционера.

И вот действительно, добрые люди прислали ссылку на воспоминания настоящего автора:
Александр Левенталь. Памяти петербургского ювелира (О Юрии Николаевиче Топтунове) мертвая ссылка 2016

«. А в нашей совместной работе на тему поп-арта «Манифест 1905 года», выполненной в виде натюрморта, Юрий Николаевич не пожалел сил на виртуозное выполнение мельчайших элементов: обрывка газеты, мух, ползающих по яичнице из кахолонга и янтаря, окурка около хрустального стакана, скелетика кильки. Все эти элементы, расположенные на плоскости дореволюционного кирпича, сделанного из сургучной яшмы, выглядят настолько натурально, что кажутся реальными, а не выполненными из серебра. Именно натурализм изображения делает композицию истинным поп-артом».

Источник

Правда ли, что Карл Фаберже создал «Пролетарский завтрак»?

работа фаберже пролетарский завтрак. Смотреть фото работа фаберже пролетарский завтрак. Смотреть картинку работа фаберже пролетарский завтрак. Картинка про работа фаберже пролетарский завтрак. Фото работа фаберже пролетарский завтрак

В интернете распространена фотография выполненной из камня и металла композиции, авторство которой приписывают знаменитому русскому ювелиру или сотрудникам его фирмы. Мы проверили, справедлива ли такая атрибуция.

Ещё за полтора месяца до появления предполагаемой заметки Ферро сообщение о новом поступлении появилось и на сайте баден-баденского музея. Описание свежего экспоната (без упоминания заплаченной за него суммы) завершается словами «Для нас, сотрудников Музея Фаберже, наиважнейшим является тот факт, что мы смогли выставить ещё один шедевр великого Карла Фаберже, который заставляет открывать своё творчество с новой, необычной стороны, не переставая при этом восхищать своим совершенством». Сейчас «Пролетарский завтрак» не упоминается на сайте музея в числе экспонатов.

В 2009 году Музей Фаберже в Баден-Бадене открыл Александр Иванов, называющий себя миллиардером и владельцем полотен да Винчи, Рембрандта и Боттичелли, а также золота этрусков, инков и ацтеков. Впрочем, демонстрировать все эти ценности коллекционер отказывается. Эксперты по творчеству Фаберже не раз выражали сомнения в том, что в Баден-Бадене экспонируются подлинники известного ювелира. Помимо немецкого музея, Иванов руководит «Русским национальным музеем» — за этим названием скрывается не учреждение, а закрытое акционерное общество, зарегистрированное на юго-востоке Москвы и не владеющее общедоступными выставочными пространствами. В конце 2020 года два связанных с Ивановым музея участвовали в выставке Фаберже в Эрмитаже, которая вызвала скандал из-за обвинений в экспонировании подделок. Вскоре после выхода посвящённой ему статьи на BBC «Пролетарский завтрак» пропал с сайта музея в Баден-Бадене.

«Пролетарский завтрак» не упоминается среди наследия Фаберже ни в одном авторитетном каталоге или справочнике. Более того, музей в Баден-Бадене не рассказывает о его провенансе, то есть истории происхождения и переходов от одного владельца к другому. Учреждение не называет точную дату создания предмета и не демонстрирует фотографии клейм, которые могли бы подтвердить его подлинность. С другой стороны, ещё в советское время фальсификаторы ставили на предметы декоративно-прикладного искусства фальшивые клейма Фаберже, чтобы повысить цену изделий.

Сомнения у искусствоведов возникают также и из-за внешнего вида этого предмета. Фирма «Фаберже» изготовляла настольные композиции-обманки, но это были изящные деликатные безделушки: например, хрустальные вазочки с цветами, злаками или веточками ягод. Изделие, получившее известность как «Пролетарский завтрак», авангардное и (для дореволюционной России) крайне передовое. Такой набор предметов для натюрморта (безусловно, имеющих аллегорическое значение) будет встречаться в живописи, например у Кузьмы Петрова-Водкина и Давида Штеренберга, однако не ранее 1917 года, а по-настоящему популярным станет ещё позднее. Подобные прорывные иконографии в ювелирных изделиях не возникают сами по себе, а отражают тенденции в живописи и других видах искусства. Соответственно, «Пролетарский завтрак» мог появиться лишь в последние месяцы деятельности фирмы, ведь после Октябрьской революции её работа прекратилась. Вызывает сомнения и якобы изготовленный Фаберже гранёный стакан — в начале XX века были куда более распространены стаканы с фиксированным диаметром, тогда как в «Пролетарском завтраке» он увеличивается от основания к ободку. Такая форма более характерна для изделий советского периода.

Ещё один аргумент связан с тем, что фирма «Фаберже» была официальным поставщиком двора Его Императорского Величества — это позволяло не только увеличить выручку, но и невероятно поднять престиж предприятия. «Пролетарский завтрак» содержит изображение манифеста, подписанного Николаем II в результате революции 1905 года, под нажимом. Император этот документ не любил — за день до его публикации он писал петербургскому генерал-губернатору Трепову: «Да, России даруется Конституция. Немного нас было, которые боролись против неё. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло. Всякий день от нас отворачивалось всё большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное». С трудом верится, что поставщик императорского двора изготовил предмет, который, судя по всему, расстроил бы его главного заказчика. Версия, что Фаберже или его мастера создали изделие самостоятельно, из «пролетарских» симпатий, кажется безосновательной из-за немаленькой стоимости материала и трудозатрат. Кто мог выступить заказчиком такого изделия? Склонный к изложенным в манифесте идеям и при этом довольно богатый либерал, который приложил руку к «победе» над Николаем II и консерваторами в 1905 году? Маловероятно, тем более что набор предметов в натюрморте ассоциируется именно с пролетариями, а не с «буржуями» и стал актуальным для искусства после 1917 года. Сами пролетарии же после подписания манифеста в основной массе остались не удовлетворены провозглашёнными реформами.

В 2008 году в журнале о камнерезном деле «Сизиф» вышел некролог, посвящённый петербургскому мастеру Юрию Топтунову. Автор этого текста Андрей Левенталь пишет: «В нашей совместной работе на тему поп-арта «Манифест 1905 года», выполненной в виде натюрморта, Юрий Николаевич не пожалел сил на виртуозное выполнение мельчайших элементов: обрывка газеты, мух, ползающих по яичнице из кахолонга и янтаря, окурка около хрустального стакана, скелетика кильки. Все эти элементы, расположенные на плоскости дореволюционного кирпича, сделанного из сургучной яшмы, выглядят настолько натурально, что кажутся реальными, а не выполненными из серебра».

Описание этой работы удивительно похоже на то, как на сайте Музея Фаберже в Германии представлен «Пролетарский завтрак». Но, к сожалению, сделать утверждение об их полной идентичности мы не можем — в публикации «Сизифа» нет изображения изделия под названием «Манифест 1905 года». Левенталь не указывает и многочисленных подробностей, которые могли бы послужить зацепками: когда именно эту работу изготовили, кто был её владельцем, продавалась ли она на аукционах или в частном порядке, где хранится сейчас и т. д. В 2016 году Левенталю написали с просьбой прокомментировать совпадение описаний в Facebook — он проигнорировал пост. На наши сообщения он также не ответил. Мы обратились за консультацией к сотруднику Музея Фаберже в Санкт-Петербурге — он основан фондом Виктора Вексельберга и не имеет никакого отношения ни к Иванову, ни к музею в Баден-Бадене. Наш собеседник заявил, что музей не может комментировать авторство того или иного предмета по фотографии.

Подведём итог. «Пролетарский завтрак» впервые связали с Фаберже около десяти лет назад, когда появились новости о приобретении этой работы (ещё без «народного» названия) музеем в Баден-Бадене. К сообщениям не прилагались фотографии клейм, данные о предыдущих владельцах и другие сведения, которые принято указывать в подобных ситуациях. Сам музей спустя некоторое время убрал информацию о «Пролетарском завтраке» со своего сайта, не предоставляет его на выставки, а точное местонахождение арт-объекта нам установить не удалось. Подлинность некоторых предметов, экспонируемых в Баден-Бадене, вызывает серьёзные подозрения у экспертов, антикваров и коллекционеров. Ни в одном авторитетном каталоге работ Фаберже нам не удалось найти описание изделия, похожего на «Пролетарский завтрак», зато оно встречается в публикации 2008 года, которая посвящена другому мастеру и его работе под названием «Манифест 1905 года». Тем не менее окончательный вывод можно будет сделать только при сличении фотографий якобы работы Фаберже, распространённых в интернете, и изображения «Манифеста», изготовленного Топтуновым и Левенталем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *