пусть в меня кинет камень кто без греха
Кто из вас без греха?
Из сборника «Тексты ни о чём»
«Кто из вас без греха, может бросить в меня камень!»
(Правильный перевод 5-го стиха 8-й главы «Евангелия от Иоанна»)
*
«А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему.
Он сел и учил их.
Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и,
поставив её посреди, сказали Ему:
Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам
побивать таких камнями: Ты что скажешь?
Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.
Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им:
кто из вас без греха, первый брось на неё камень.
И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Они же, услышав то, и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим,
начиная от старших до последних;
и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
Иисус, восклонившись и, не видя никого, кроме женщины, сказал ей:
женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
Она отвечала: никто, Господи.
Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши»
Или:
«Жив лишь тот, кто, где бы он ни находился, не судит других».
Или ещё такую:
«Когда Моисей сказал: «Не пожелай иметь жену ближней своей», сатана записал: «Не пожелай жены ближнего своего».
(Сатана – означает на понятном языке «неграмотный переводчик»).
От Иоанна святое благовествование, глава 8 Иоанна, гл 8
Иисус же пошел на гору Елеонскую.
А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.
Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посередине, сказали Ему: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии, а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?» Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Они же, услышав это и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посередине.
Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» Она отвечала: «Никто, Господи». Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».
Опять говорил Иисус к народу и сказал им: «Я – свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Тогда фарисеи сказали Ему: «Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно».
Иисус сказал им в ответ: «Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.
Вы судите по плоти; Я не сужу никого.
А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.
А и в законе вашем написано, что свидетельство двух человек истинно.
Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует обо Мне Отец, пославший Меня».
Тогда сказали Ему: «Где Твой Отец?» Иисус отвечал: «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего».
Эти слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.
Опять сказал им Иисус: «Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти».
Тут иудеи говорили: «Неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: „Куда Я иду, вы не можете прийти“?» Он сказал им: «Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших».
Тогда сказали Ему: «Кто же Ты?» Иисус сказал им: «От начала Сущий, как и говорю вам.
Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру».
Не поняли, что Он говорил им об Отце.
Итак, Иисус сказал им: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
Пославший Меня – со Мной; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно».
Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.
Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными». Ему отвечали: «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: „Сделаетесь свободными“?» Иисус отвечал им: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, раб греха.
Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.
Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего».
Сказали Ему в ответ: «Отец наш – Авраам». Иисус сказал им: «Если бы вы были дети Авраамовы, то дела Авраама делали бы.
Вы делаете дела отца вашего». На это сказали Ему: «Мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем – Бога».
Иисус сказал им: «Если бы Бог был Отцом вашим, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.
Ваш отец – дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
А как Я истину говорю, то не верите Мне.
Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?
Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога».
На это иудеи отвечали и сказали Ему: «Не правду ли мы говорим, что Ты самарянин и что бес в Тебе?» Иисус отвечал: «Во Мне беса нет, но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.
Впрочем, Я не ищу Моей славы. Есть Ищущий и Судящий.
Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек». Иудеи сказали Ему: «Теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: „Кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек“.
Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? И пророки умерли. Кем Ты Себя делаешь?» Иисус отвечал: «Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя – ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.
И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.
Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой – и увидел, и возрадовался».
На это сказали Ему иудеи: «Тебе нет еще пятидесяти лет – и Ты видел Авраама?» Иисус сказал им: «Истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь». Тогда взяли камни, чтобы бросить в Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.
Кто из вас без греха, первый брось на нее камень
Фарисеи [ 1 ] привели к Иисусу женщину, обвиняемую в прелюбодеянии и хотели побить ее камнями. Иисус спросил толпу: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Каждый вспомнил, что он в чем-либо да грешен и толпа разошлась, оставив женщину в покое:
Евангелие от Иоанна (глава 8, стр. 1 – 11)
«Ин.8:1 Иисус же пошел на гору Елеонскую.
Ин.8:2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.
Ин.8:3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
Ин.8:4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
Ин.8:5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
Ин.8:6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
Ин.8:7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
Ин.8:8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Ин.8:9 Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
Ин.8:10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
Ин.8:11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.»
Выражение «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» на латыни — «Qui sine peccato est vestrum, primus in illam lapidem mittat».
В живописи
🗿 Христос и грешница (Кто без греха?) >
⛳ Государственный русский музей, (Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4, ближайшие станции метро: «Невский Проспект», «Гостиный двор»).
Христос и грешница (Кто без греха?)
✍ Примеры
«Но когда дело доходило до стабильности, я спрашивал: кто из нас первым бросит первый камень?»
Стивен Кинг (Stephen King)
«Да, конечно, но в Библии сказано: пусть первым бросит камень тот, кто без греха.»
«МИРОВЫЕ СУДЬИ», Собрание сочинений в восьми томах. Том 1 «Из записок судебного деятеля» (Издательство «Юридическая литература», Москва, 1966 г.) :
«Такой прием достиг своего апогея в знаменитом процессе Струсберга и в другом тоже громком процессе, где защитник, оправдывая подсудимую — женщину, к которой применимы были слова пушкинского импровизатора: «Lа regina haveva molto», обвинявшуюся в покушении на предумышленное убийство жены своего любовника, вернувшейся под супружеский кров по призыву мужа, просил присяжных поступить по примеру Христа, который сказал грешнице: «Прощаются тебе грехи твои мнози, зане возлюбила много», лукаво применяя слово «много» там, где дозволительно было бы сказать лишь слово «многих». И речь свою по делу Полешко защитник окончил обращением к судьям, прося у них оправдания подсудимой и напоминая им слова Христа: «Пусть тот, кто менее грешен, чем она, бросит в нее первый камень».»
«Новый суд», Собрание сочинений в восьми томах. Том 1 «Из записок судебного деятеля» (Издательство «Юридическая литература», Москва, 1966 г.) :
«Как один из признаков этого впечатления, я храню у себя многозначительную фотографию, полученную мною от кого-то неизвестного ранним утром в день окончания дела, по которому подсудимые, уже после произнесения приговора, заявили, что «грех их», и просили разрешения вступить в брак. Фотография снята с картины, изображающей Христа, указывающего на плачущую у его ног блудницу, со словами «qui sine peccato est vestrum, primus in illam lapidem mittat!». Под фотографией дрожащим почерком было написано: «Ваш новый суд высок, и велик, и красноречив — но есть суд еще выше!»»
«Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.), часть I, глава XI. Левин говорит Облонскому:
«Ах, перестань! Христос никогда бы не сказал этих слов, если бы знал, как будут злоупотреблять ими. Изо всего евангелия только и помнят эти слова. Впрочем, я говорю не то, что думаю, а то, что чувствую. Я имею отвращение к падшим женщинам. Ты пауков боишься, а я этих гадин. Ты ведь, наверно, не изучал пауков и не знаешь их нравов: так и я.».
«Никто не мог быть так пристрастен к Ольге, как я, и я первый готов был бы бросить в нее камень;»
Примечания
Беседа двенадцатая. «Кто без греха, пусть первый бросит камень» (об осуждении) 181
Руководимый любовью и заботой о вас, постараюсь от своих слабых сил сказать вам несколько тёплых отеческих слов. Мы видим в Священном Евангелии, что Христос день и ночь благотворил людям. Однажды, когда Он поучал народ, то увидел, что толпа ведёт к Нему женщину. Подойдя, они сказали:
– Учитель, эту женщину мы взяли в прелюбодеянии. По Закону Моисея, как Сам Ты знаешь, таких надо побивать камнями. Как Ты думаешь, что нужно делать?
Христос, Истинный Свет, сладчайшее сокровище мира, склонил голову и стал писать на земле. Потом поднял глаза и сказал:
Потом Он опять склонил голову к земле и продолжал писать. Тогда люди, обличаемые совестью, стали один за другим класть на землю камни и расходиться. В конце концов, разошлись все. Тогда Христос поднял глаза и, увидев, что никого нет, сказал женщине:
– Никто не осудил тебя?
Бедные мы люди, и я первый, как легко мы судим! Видим ли человека согрешающим, узнаём ли о том по слухам, слышим ли осуждение в его адрес от других, мы не разобравшись, насколько всё это правда, без всяких угрызений бросаем в него камнем проклятия, исполняя тем на деле Закон Моисеев.
А у нас самих столько грехов, столько на нашей совести горьких ошибок, столько раз мы ошибались в своих суждениях! Много раз мы ловили себя на том, что судим неверно, – и всё равно упорно по самому ничтожному поводу пускаем в ход язык, звоним, сплетничаем. А диавол разгибает книги наших дел и вносит в них обвинения. Почему же так происходит, ведь Христос чётко заповедует нам, что не нужно осуждать?! Апостол Павел – уста Христовы – говорит: «Ты же почто осуждаеши брата твоего, или ты что уничижаеши брата твоего? Вси бо предстанем судищу Христову. Не ктому убо друг друга осуждаем» 187 . Даже если что-то происходит на наших глазах, лучше усомниться в истинности происходящего, чем осудить.
Обратимся ко временам Ветхого Завета. В пяти городах Содома и Гоморры люди не верили в Бога и жили среди полного разврата. Праведный Лот своими глазами видел жизнь этих людей, которые вели себя хуже диких животных. Они преследовали праведника день и ночь. Лот своими глазами видел их дела, своими ушами слышал их речи, но никого не осуждал. А он, между прочим, жил во времена Ветхого Завета и верил в Бога на основании того малого, что Бог о Себе открыл, исходя из дел творения и красоты мира. Потому он не позволял своей мысли и языку кого бы то ни было осуждать. Он не видел Христа во плоти, не слышал Его учения, не видел чудес. А мы, на которых и милость, и свет, и благоутробие Божие излились преобильно, по самому незначительному поводу судим и осуждаем!
А случилось вот что. Как-то раз некий монах пришёл в Александрию и зашёл на постоялый двор, чтобы поесть. Он сидел за столом, в это время к нему подошла женщина и упала в ноги со словами: 192
– Отче, спасите! Возьмите с собой и отведите в монастырь, иначе диавол опять завладеет мной. Только я Вас увидела, как внутренний голос сказал мне, что у Вас я найду спасение. Так спасите же меня!
В сложном положении оказался монах. Как быть? Взять женщину с собой и вести в монастырь? Но что скажут люди, когда увидят их вместе? И он стал размышлять: эта раненая голубка едва выпорхнула из когтей коршуна, и если отказать ей, то коршун снова накинется на неё и растерзает. Монах предпочёл исполнить волю Божию: он взял женщину с собой, нашёл подходящий монастырь и в нём разместил её. Впоследствии она стала доброй монахиней и даже творила чудеса.
Но слух о том, что монах в сопровождении уличной женщины ходит по городу, был пущен. Дошёл он и до патриарха Иоанна. Патриарх ведь тоже человек – он поверил наговорам и повелел своему диакону схватить монаха и привести в патриархию. Монаха посадили в темницу и даже по приказанию патриарха били плетями. Монах не протестовал – вот какой хороший это был монах! Ночью патриарх увидел его во сне.
– Тебе нравится, святейший владыка? – спросил монах, обнажая перед патриархом свою спину, на который были следы бичеваний.
Проснулся патриарх и позвал диакона:
– Скорее приведи ко мне монаха.
– Покажи мне, отче, твою спину, – сказал он, когда монах пришёл.
Монах за послушание снял с себя одежду, и когда она упала, святой Иоанн увидел, что монах – евнух; он не только по святости жизни не согрешал, но и по природе не мог совершить ничего дурного.
– Прости меня, чадо, за то, что я сделал.
– Святейший владыка, ты хотя и святейший, но не перестаёшь быть человеком и как человек ошибся. Ничего страшного не случилось. Молись обо мне.
Патриарх попросил прощения, и монах вернулся в пустыню, в свою келью. После этого случая патриарх сказал: «Никогда не осужу ни одного монаха, в каком бы состоянии я его не увидел». Повсюду распространилось, что святой Иоанн никого не осуждает, особенно священников.
Узнал об этом один подвижник по имени Виталий 193 и сказал:
– Дай-ка я испытаю патриарха, на самом ли деле он никого не осуждает?
Он пришёл в Александрию и стал изображать человека, который ведёт развратный образ жизни, не снимая при этом своей монашеской рясы. Днём он работал в порту, а по ночам ходил в непристойные места. Брал одну из обитавших там женщин, давал ей деньги и говорил:
– Сегодня оставайся в чистоте.
Сам доставал икону, ставил её и начинал по чёткам с поклонами и слезами молиться до утра. Видя это, грешные женщины начинали каяться и под влиянием его святости изменяли образ мыслей. Потом он садился и поучал их: «Дитя, путь, который ты выбрала, ложный. Не лучше ли вступить в законный брак, создать семью, родить детей! Грядёт Суд, на котором мы будим судиться. А ты себе вредишь, разоряешь храм Божий. Мы завтра умрём, в этой жизни всё временно». Так одна за другой женщины приходили к покаянию, изменяли образ жизни: кто-то выходил замуж, другие поступали в монастырь. Тем достигалась великая польза. Но одновременно работали языки. Патриарху стали доносить:
– Останови его. Это худший из всех монахов, который когда-либо появлялся. Смотри, что он творит. Из-за него посрамляется Церковь.
– Не судите монаха, – отвечал им святой Иоанн.
А монах продолжал ходить по разным непотребным места, изображая развратного человека, и так продолжал своё дело, приобретая для Бога отвратившиеся души. Женщинам под страхом Божьего наказания он запрещал рассказывать правду. Так они одна за одной, ничего не говоря, покидали скверные дома и в покаянии обращались к Богу.
Однажды утром, когда монах шёл на работу с тем якобы, чтобы заработать денег на грешное дело, его встретил юноша и сказал:
– До каких пор ты, богохульный монах, будешь насмехаться над своей святой схимой? И ударил его по лицу.
Святой Виталий ответил ему:
– Несчастный человек, придёт время, когда ты получишь свою пощёчину назад, и об этом услышит вся Александрия.
У святого была построена за городом маленькая келья в потаённом месте, о которой никто не знал, в ней он молился – он либо ходил по непотребным домам, либо приходил сюда. Когда он понял, что наступает час отхода, то пришёл в свою келью, лёг на землю, сложил руки на груди и предал свою святую душу в руки Всесвятейшего Бога.
Когда святой преставился, сделался сильный шум, звук, похожий на пощёчину, разнёсся по всей Александрии, и голос, обращённый к юноше, ударившему святого по щеке, сказал: «Несчастный юноша, получи пощёчину от монаха Виталия». С этого момента юноша сделался бесноватым, он ходил по городу и кричал:
– Виталий – святой, Виталий ударил меня по щеке, Виталий творил чудеса и спасал грешных женщин.
Так он повсюду разгласил о святости подвижника, и люди, которые раньше осуждали монаха, стали к нему относиться по-другому. Раньше он был унижен и затоптан, а потом люди его прославили. Бесноватый своими криками привлёк внимание многих, и люди стали ходить за ним. Демон же привёл их к келье преподобного Виталия. Придя туда, юноша пал в ноги святому и стал просить у него прощения и милости.
Слух дошёл до патриарха, и он со священниками отправился к тому месту. Придя и увидев святого благолепно лежащим не одре, узнав о его делах, которые теперь стали известны, услышав бесноватого, он встал на колени и поклонился. Священникам и народу он сказал:
– Если бы я послушал вас, если бы поверил вашим словам, то осудил бы такого великого святого человека! Потому тем из священников, которые его осуждали, я три года запрещаю совершать литургию за то, что вы чуть было и меня не склонили к осуждению.
Вот ещё один случай, похожий на случай с монахом-евнухом. Некая женщина, еврейка, пришла к одному монаху и попросила его о помощи:
– Отче, помоги мне, отведи в монастырь, где бы я могла спастись.
Пока монах искал монастырь, куда можно было бы её определить, женщина увидела на улице маленького сироту, который стоял и плакал. Она взяла его за руку и повела с собой. Монах взял женщину, взял и ребёнка и вместе отвёл их в монастырь. Впоследствии эта женщина стяжала святость, а ребёнок стал настоящим человеком Божиим. Однако люди стали говорить, что женщина родила ребёнка от того монаха. Монах не стал обращать на эти слова внимания и вернулся к себе в скит.
Когда приблизилось время его кончины, он опять пришёл в город, в тот район и в тот двор, где когда-то о нём сплетничали. Люди из любопытства сбежались посмотреть на него, и он попросил их:
– Пожалуйста, принесите сюда кадильный уголь.
Принесли горящие угли, и монах подставил свою ладонь:
Положили горящие угли и ладан ему на руку, и он стал кадить, но уголь не жёг его ладонь.
– Люди, – сказал монах, – как уголь не обжёг мою ладонь, так точно похоть плоти ни разу не обожгла ни моей души, ни тела.
Увидев это, все люди покаялись и попросили у монаха прощения, после чего монах попрощался со всеми и ушёл: более народу не требовалось ни философских речей, ни убеждений.
Бог Отец отдал Суд Сыну, чтобы судить мир, но приходит человек и сам ставит себя на место Бога-Судии. Сын Божий, Христос не осудил прелюбодеицу, не осудил блудницу, а мы осуждаем. Он покрыл её, простил, благословил. А мы? Как лег ко, безо всякого рассуждения, исходит из наших уст осуждение, стоит нам только увидеть падение человека.
Но за стенами больницы мы все обсуждаем и осуждаем брата, считаем себя выше, будто сами никогда не ошибаемся. Хорошо, что ты видишь соринку в глазу брата, а бревно в своём собственном ты разве не замечаешь?
Хотя спасение – это очень серьёзное дело, но в то же время оно и очень просто, потому что для понимания нашего освящения достаточно немногого. Я говорю «серьёзное» потому, что при невнимательной жизни, если не будем заботиться о душе, то наследуем вечные мучения. Проблема в том, что мы не способны постичь мыслью, своим умом понятия вечности.
Вот, когда мы болеем, когда нам больно, мы прибегаем к врачам, принимаем болеутоляющие лекарства и т. п., то есть любым способом стараемся от боли избавиться. Сколько раз во время продолжительной болезни ум начинает буравить мысль о самоубийстве, хотя мы и знаем, что когда- нибудь болезнь кончится. А задумывались ли мы о том, что можем навечно оказаться в аду вместе с бесами? Знайте, что от одного вида беса человек умирает. Потому-то Бог и не попускает человеку телесными очами видеть беса, что его сердце сразу остановится от страха. Каково же будет нам во тьме мучаться в месте с бесами? Это ужасно!
И всё же, из-за одного неправильного действия, невнимательности, неаккуратности или забывчивости мы можем пострадать. Поэтому нам всем необходимо серьёзно задуматься, день и ночь молиться, преклонять колени, проливать слёзы, просить у Бога просвещения, чтобы ум и душа наши проснулись, чтобы мы пришли к осознанию своих прегрешений и здесь оплакали их.
Будем готовиться к встрече со смертью, чтобы нам в тот момент не слышать сильного осуждения совести. Конечно, уходя из сей жизни, мы не будем свободны от небольших прегрешений – мы не выпорхнем, как чистые голуби, – но пусть это будут прегрешения, которые не утянут нас на дно. В противовес им у нас будут благие дела, которые перевесят на весах незначительные прегрешения, а другие грехи будут очищены и изглажены в Таинстве Исповеди. Пусть останутся те, что может иметь даже святой человек: одна неподобная мысль или гнев – это тоже грех, но они не похищают святости у человека. То есть, существуют грехи настолько лёгкие, что ими не оскорбляется святость человека, просто Бог попускает их, чтобы держать человека в смирении. Ведь ни одна добродетель никогда не достигает совершенства, и даже частое покаяние не достигает его. Нет конца покаянию. Оно всегда не окончено, всегда открыто, потому что мы – люди и в любой момент можем пасть.
Поэтому, чада, если видите, что в чём-то хромаете, что что-то не так, не оставляйте этого нераскаянным, приложите лекарство для исцеления. Молитва с коленопреклонением и прошение со слезами: «Господи, поспеши. исправь меня в этом. исправь меня в том», – это поможет нам не делать больших ошибок, не впадать в смертные грехи, обезопасить свою душу, держать её в здравии, чистоте и готовности к вечной жизни. Аминь. Да будет так!