пряники чье национальное блюдо
Пряники чье национальное блюдо
Выпечка, похожая на пряники, появилась на Руси примерно в IX веке. Ее рецепт привезли на русские земли варяги. Называли это лакомство «медовым хлебом» и готовили из ржаной муки с ягодным соком и большим количеством меда. Некоторые хозяйки по своему вкусу добавляли в тесто ароматные травы и коренья, а когда в XII–XIII веках на Русь завезли восточные пряности — стали добавлять и их. Так и произошло само слово «пряник».
В Архангельской губернии и других северных регионах были популярны лепные пряники, которым придавали форму вручную. Их называли козулями — от поморского слова, которое обозначало завиток, загогулину. Такой вид пряников считается самым древним. Традиционно пекли их на Рождество. Кусочкам теста придавали форму животных и птиц, а также спиралей и других геометрических фигур. Готовые сладости иногда покрывали разноцветной сахарной глазурью. Считалось, что козули служили оберегом от несчастий и злых сил, поэтому их не принято было выбрасывать: несъеденные лакомства бережно хранили весь год до следующего Рождества, а потом размачивали в воде и скармливали скоту.
Самый известный вид пряников — печатные, украшенные фигурными рисунками, которые и по сей день изготавливают в Туле. Для производства таких пряников вырезали специальные доски, на которые наносили нужный узор или надпись в зеркальном отражении. Мастера, которые этим занимались, назывались знаменщиками. Для пряничных досок использовали твердую древесину — например, клен, орех или березу. Прежде чем вырезать рисунок, заготовку сушили в течение нескольких лет. Но и служили такие формы потом очень долго — до 70 лет. Однако известен случай, когда пряничную доску использовали всего один раз: в 1896 году в Туле испекли в единственном экземпляре пряник в честь коронации Николая II. На нем был изображен профиль императора.
Другим известным центром пряничного дела стал Городец. Здесь выпускали около 30 сортов пряников с самыми разными добавками — лимоном, миндалем, фруктовым повидлом. На фабриках по их производству работали в основном старообрядцы — потомственные мастера, в чьих семьях рецепты этого лакомства передавались от отца к сыну.
В 1850-х годах появилась еще одна разновидность пряников — силуэтные. Их вырезали ножом или специальной металлической формой из раскатанного пласта теста, а затем расписывали цветной глазурью. Сейчас такие пряники выпускают во многих городах России в качестве сувениров.
Все мастера-пряничники хранили свои рецепты в тайне. Они даже не пользовались стандартными весовыми гирьками, чтобы отмерять ингредиенты для теста: кто-нибудь мог подсмотреть, как это делается, а потом подобрать точно такие же гирьки. Вместо них брали подходящие по весу камешки или кусочки железа, которые хранили в потайном месте, часто под замком. Из-за такой секретности не все старинные рецепты дошли до наших дней: например, полностью утрачен способ приготовления заварных вяземских пряников.
С давних времен пряники на Руси были не только любимым лакомством для детей и взрослых, но и важным атрибутом многих обрядов и традиций. В XVIII веке принято было вручать печатный пряник вместе с наградой. Такую выпечку обязательно дарили на крестины и именины, обменивались ею в Прощеное воскресенье, подносили молодоженам на свадьбу и раздавали нищим во время поминок. В некоторых губерниях пекли специальные «разгонные» пряники, или «разгони»: после застолья хозяева вручали их засидевшимся гостям как намек, что пора расходиться.
Выпечка, похожая на пряники, появилась на Руси примерно в IX веке. Ее рецепт привезли на русские земли варяги. Называли это лакомство «медовым хлебом» и готовили из ржаной муки с ягодным соком и большим количеством меда. Некоторые хозяйки по своему вкусу добавляли в тесто ароматные травы и коренья, а когда в XII–XIII веках на Русь завезли восточные пряности — стали добавлять и их. Так и произошло само слово «пряник».
В Архангельской губернии и других северных регионах были популярны лепные пряники, которым придавали форму вручную. Их называли козулями — от поморского слова, которое обозначало завиток, загогулину. Такой вид пряников считается самым древним. Традиционно пекли их на Рождество. Кусочкам теста придавали форму животных и птиц, а также спиралей и других геометрических фигур. Готовые сладости иногда покрывали разноцветной сахарной глазурью. Считалось, что козули служили оберегом от несчастий и злых сил, поэтому их не принято было выбрасывать: несъеденные лакомства бережно хранили весь год до следующего Рождества, а потом размачивали в воде и скармливали скоту.
Самый известный вид пряников — печатные, украшенные фигурными рисунками, которые и по сей день изготавливают в Туле. Для производства таких пряников вырезали специальные доски, на которые наносили нужный узор или надпись в зеркальном отражении. Мастера, которые этим занимались, назывались знаменщиками. Для пряничных досок использовали твердую древесину — например, клен, орех или березу. Прежде чем вырезать рисунок, заготовку сушили в течение нескольких лет. Но и служили такие формы потом очень долго — до 70 лет. Однако известен случай, когда пряничную доску использовали всего один раз: в 1896 году в Туле испекли в единственном экземпляре пряник в честь коронации Николая II. На нем был изображен профиль императора.
Другим известным центром пряничного дела стал Городец. Здесь выпускали около 30 сортов пряников с самыми разными добавками — лимоном, миндалем, фруктовым повидлом. На фабриках по их производству работали в основном старообрядцы — потомственные мастера, в чьих семьях рецепты этого лакомства передавались от отца к сыну.
В 1850-х годах появилась еще одна разновидность пряников — силуэтные. Их вырезали ножом или специальной металлической формой из раскатанного пласта теста, а затем расписывали цветной глазурью. Сейчас такие пряники выпускают во многих городах России в качестве сувениров.
Все мастера-пряничники хранили свои рецепты в тайне. Они даже не пользовались стандартными весовыми гирьками, чтобы отмерять ингредиенты для теста: кто-нибудь мог подсмотреть, как это делается, а потом подобрать точно такие же гирьки. Вместо них брали подходящие по весу камешки или кусочки железа, которые хранили в потайном месте, часто под замком. Из-за такой секретности не все старинные рецепты дошли до наших дней: например, полностью утрачен способ приготовления заварных вяземских пряников.
С давних времен пряники на Руси были не только любимым лакомством для детей и взрослых, но и важным атрибутом многих обрядов и традиций. В XVIII веке принято было вручать печатный пряник вместе с наградой. Такую выпечку обязательно дарили на крестины и именины, обменивались ею в Прощеное воскресенье, подносили молодоженам на свадьбу и раздавали нищим во время поминок. В некоторых губерниях пекли специальные «разгонные» пряники, или «разгони»: после застолья хозяева вручали их засидевшимся гостям как намек, что пора расходиться.
Русский пряник: непридуманная история
История пряника. Считается, что прянику на Руси больше тысячи лет, а вот пряности – очень дорогие – начали завозить к нам только в XII веке. Вошли же они в массовый обиход гораздо позже. Так из чего же тогда делали пряничное тесто наши предки?
В Древней Руси хозяйки разводили ржаную муку медом. Добавляли ягодные соки и замешивали тугое тесто. Толстые лепешки отправляли в печь. Так в старину готовили медовый хлеб, который считается прототипом лепного пряника.
В XII веке с появлением в русской кухне пряностей из Индии и Ближнего Востока их начали добавлять в медовый хлеб. Первое время пряники были выпечкой для избранных. А все потому, что пряности или, как их еще называли, «сухие духи» были очень дорогим удовольствием. Например, горошины «англицкого» или душистого перца купцы даже использовали для расчета вместо денег.
Промежуточным, переходным вариантом от медового хлеба к классическому прянику является коврижка. Это была сладкая выпечка, с узором или рисунком на поверхности. Но использование пряностей в ней было ограничено. В конце XVII столетия по случаю рождения царевича Петра Алексеевича в числе ста двадцати блюд и сластей упоминается: «Ковришка сахарная большая, герб Государства Московского. Вторая ковришка сахарная ж коричная».
И только к XVIII веку, когда ароматная валюта в виде перца, имбиря, аниса, мускатного ореха, гвоздики и других пряностей перестала быть диковинкой, пряничное дело стало популярным ремеслом. А сами пряники – русским народным лакомством.
Виды пряников. В течение многих столетий в России были известны три вида пряников:
Печатные пряники делали с помощью доски из лиственных пород дерева, на которой мастера вырезали узор или надпись. Пласт теста вдавливали в узорную резьбу, и оригинальный рисунок отпечатывался на поверхности пряника.
Резные или вырубные пряники делали с помощью заготовленных из дерева или металла трафаретов в форме птиц, животных, разнообразных фигурок. А для изготовления глазури раньше использовали мед, уваренный до очень густого состояния, которым смазывали поверхность пряников. Сегодня мед варить не рекомендуется, поскольку при нагревании в нем образуются весьма вредные вещества.
Использование пряников в обрядах и обычаях. Пряники – настолько забытая на сегодня вещь, что мы даже не догадываемся о том, какими они были еще несколько веков назад. Да, их делают сейчас. Но по сути, пряники – это яркое свидетельство того, как легко может быть утрачена народная традиция.
Пряники неотъемлемая принадлежность нашего старого быта. Они служили лакомством для детей, для подарков влюбленным с различными надписями и рисунками. Они были украшением столов и угощением во все праздничные дни. Пряники употреблялись для подаяния нищим и приносились для панихиды по умершим в церковь. Их дарили при брачных пиршествах. Для выражения чувств уважения к старшим подносили в прощеное воскресенье, последний день масленицы.
На него ставились разные фигуры из того же пряника, украшенные разноцветной фольгой, золотом с серебром. Вся выпечка представляла собой большую коврижку около 9 см толщиной, на которой укреплены разнообразные фигуры из пряничного теста.
При этом пряники несли не только обрядово-религиозную традиции, но и служили для обычного ритуала приема гостей. К примеру, подача на стол так называемого «разгонного» пряника (на рис внизу) означала, что трапеза подошла к концу, а гости могут постепенно собираться по домам.
Рецептурные отличия. Русские пряники отличались огромным разнообразием рецептов. Ростовские пряники делались из меда, специй, пшеничной и картофельной муки. Тульские – со сладкой малиновой или кисловатой сливовой прослойкой. Покровские готовились без яиц.
Во Владимирской губернии пряники готовились в пекарнях двух сортов – кислые и пресные. Те и другие пеклись на патоке с медом. Первые подороже на заквашенном тесте толще пресных и имели вид коврижек темно-коричневого цвета. Вторые – тонкие желтого цвета. Выбор зависел от покупателя: богатые покупали кислые пряники с большей насыпкой по соответственным местам рисунка изюмом. Те, кто победнее, довольствовались пресными пряниками.
Внешний вид и рисунок. Рисунки для тиснения пряников вырезались на толстых, крепкого дерева досках чрезвычайно глубоко, чтобы рельефнее вытиснить фигуры, цветы и орнаменты. Среди пряничных досок с рисунками встречаются рамка или бордюр, составленный из букв и слов, порой не имеющих значения. Это придавало пряникам как бы таинственное, неведомое пожелание благополучия и счастья, как талисман, не имеющий ключа разгадки.
Прямоугольной формы пряники с одной несложной композицией именовались штучными. K таким относится двусторонняя доска с Древом жизни. Этот распространенный в народном искусстве образ считался символом возрождения природы, жизни.
Большая часть досок содержит изображение различных розеток: вихревых, многолучевых, концентрических. Пряники, изготовленные с их помощью, использовались, безусловно, для обрядовых целей. Принято считать, что изображение мотива солнца (розетки) трактуется как пожелание счастья, удачи, успеха; возможно, связано и со встречей весны.
Пряничные доски. Доски для печатных пряников вырезались преимущественно из грушевого и частью липового дерева и имели высокую ценность – от 3 до 15 рублей серебром. Они вырезались особыми мастерами по заказам или «на вольную продажу». На них также даже существовала своя мода: пекари перебивали друг друга новыми манерами-рисунками, а резчики изобретали свои выдумки на досках для привлечения покупателей и потребителей.
Коллекция пряничных досок имеется также во Всероссийском музее декоративного и прикладного искусства (Москва). Там собраны доски из многих регионов Центральной России.
Музей «Тульский пряник» (Тула) обладает также рядом ценных исторических документов и антикварных досок XIX века.
Вкус праздника История лакомства, которое «захватило» Новый год
Когда-то имбирное печение считалось деликатесом, которым баловались богатые европейцы, но постепенно оно стало доступным каждому рождественским и новогодним символом. Чудесный запах этого лакомства мгновенно погружает нас в атмосферу праздника и волшебства «Лента.ру» вместе с капитаном регби-клуба ЦСКА Петром Ботнарашем и его юным фанатом расскажут историю праздничного лакомства и приготовят его самостоятельно на дегустационной кухне «Студия вкуса» «Пятерочки».
История имбирного печенья построена на мифах и легендах, ведь родоначальника рецепта доподлинно не знает никто. Часть экспертов утверждает, что изобрели пряное печенье в Египте. Это похоже на правду: в жаркой стране древнего мира первое требование к еде примитивно — долгий срок хранения. Технология сухого замеса и использование природного консерванта, меда, позволяет пряной сладости оставаться свежей и не терять своих пищевых характеристик на протяжении полугода. Впрочем, даже если египтяне и придумали имбирное лакомство, то их оригинальный рецепт не дошел до наших дней, и лавры ушли европейцам.
Право быть официальными амбассадорами этого десерта досталось немцам в XV веке, и непосредственно городу Нюрнбергу, где до сих пор проходит фестиваль возведения пряничных городов. Имбирные пряники, несмотря на высокую стоимость, быстро стали популярным праздничным деликатесом по всей Европе. В Германии даже существовала гильдия, которая контролировала производство печенья с пряностями.
Лекарство от чумы
После появления индийских пряностей на территории Европы им приписывали чуть ли не волшебные свойства — считалось, что имбирь помогал бороться с чумой и многими другими болезнями. Хотя у имбиря действительно есть лечебные свойства, какие из них передались и имбирным пряникам, оценить сложно. Зато справедливо будет сказать, что пряность добавляет выпечке манящий аромат и культовый вкус, создает праздничную атмосферу — именно поэтому этот десерт стал бессменным украшением новогоднего стола и подарком для близких.
Помимо имбиря, этот десерт немыслим без добавления корицы. Эта пряность также ассоциируется у многих с атмосферой Рождества и главным зимним напитком — глинтвейном. Повторить простой рецепт на своей кухне не составит особого труда, кондитеры к традиционным ингредиентам добавляют какао и ванилин — для аромата и характерного цвета.
Кулинарная терапия
Домашнее или покупное?
Готовое имбирное печение можно купить во многих магазинах и «кастомизировать» глазурью, но куда приятнее испечь его самостоятельно – ингредиенты доступны в магазине у дома. Главное, при домашнем приготовлении выпечки можно использовать более полезные альтернативы популярных кондитерских продуктов, например, заменить сахар медом.
При самостоятельной закупке ингредиентов есть возможность удостовериться, что на ваш стол попадут только свежие продукты. Это подмечает и капитан регби-клуба ЦСКА Петр Ботнараш: «Как и все, спортсмены покупают продукты в обычных магазинах у дома, например — в «Пятерочке»», обращая внимание на свежесть продуктов и их полезные свойства.
Для приготовления нашего праздничного лакомства использовались продукты собственных торговых марок «Пятерочки» — «Селяночка», «Станция молочная», «Медовый край», «Красная цена» и других. Такие продукты значительно более доступны по цене по сравнению с «раскрученными» брендами, при этом сохраняя конкурентные потребительские свойства.
Нам понадобится просеять через сито полкило муки и половину пакетика разрыхлителя, добавить по столовой ложке молотой корицы (лучше, конечно, перемолоть палочки, но подойдет и готовый порошок) и молотого имбиря, по чайной ложке какао и ванилина, а также 40 грамм сушеной и измельченной цедры апельсина. В получившуюся смесь добавить 150 грамм размягченного сливочного масла и всё хорошо перемешать. Отдельно нужно взбить два яйца с сахаром или медом. Все получившееся тщательно замешать в тесто, и положить его в холодильник примерно на час. После этого — самый творческий этап: вырезаем печенье формочками. Получившиеся формы выложить на противень и запекать 10-15 минут в духовке при 180 градусах.
***
Самостоятельно приготовленные пряники — отличный подарок для друзей и родственников, заряженный позитивной энергетикой. Глазурью можно украсить печенье и написать пожелание.
Еще одно нетривиальное использование фигурок из имбирного теста в качестве елочных украшений опять же пришло из Европы. Выросшие на сказках братьев Гримм прониклись атмосферой пряничного домика и теперь вешают источающие культовый аромат имбирные печенья на рождественские елки. Представьте себе, какой запах исходит от свежеиспеченного пряного десерта на свежей ели. Чтобы изготовить съедобную игрушку своими руками, необходимо перед отправкой в печь сделать наверху печенья отверстие для протягивания нитки.
Заедает она пряником печатным.
ЧТО ЗА ДИКОВИННОЕ БЛЮДО И КАК ЖЕ ЕГО «ПЕЧАТАЛИ»?
Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом», их рецепт привезли к нам варяги около IX века. Это была смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед составлял почти половину всех ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII-XIII веках с появлением различных заморских «сухих духов» пряник окончательно приобрел вид хорошо известной нам сладости.
Виртуозы пряничного дела, дабы их рецепт не был раскрыт кулинарными шпионами, никогда не пользовались гирями. А ингредиенты взвешивали при помощи камушков и кусочков железа, которые непременно прятали в укромное место под замок. Поэтому после окончания Первой мировой и Гражданской войн, когда было решено возобновить производство пряников, выяснилось: большинство рецептов унесли в могилу их погибшие на полях сражений авторы. И если бы не Степан Севостьянов, работавший в юности подмастерьем у самих Гречихиных и обманом выведавший точный рецепт, кто знает, пробился бы пряник через кулинарные тернии ХХ века.
Самый популярный русский печатный пряник, известный еще с XVII века. Традиционная прямоугольная форма и минималистский дизайн делают продукцию заводов «Старая Тула» и «Ясная Поляна» невероятно узнаваемой на полках продуктовых магазинов. А начинку (в основном повидло или сгущенку) каждый уже выбирает на свой вкус.
ВЯЗЕМСКИЙ ПРЯНИК
АРХАНГЕЛЬСКИЕ «КОЗУЛИ»
ГОРОДЕЦКИЙ ПРЯНИК
И НАКОНЕЦ 3D-ПРЯНИК
Как было бы здорово, если бы в Москве появился не виртуальный, а вполне реальный пряничный домик, в котором вместе с настоящими вкусными пряниками из разных городов России можно было бы купить чуточку счастья и толику мечты.
Пряники. Часть 1. История и современность
Перед праздниками захотелось поговорить о пряниках. Диссертации на тему происхождения пряника не будет: буквально тезисно дам своё понимание данного вопроса, а там уж каждый сам сделает свои выводы.
Для того, чтобы писать диссертацию о пряниках, мы все о них очень мало знаем. Прежде всего нужно скрупулёзно изучить подобную выпечку буквально всех регионов, где она существует, проанализировать все местные названия, рецепты, и тогда уж делать окончательные выводы. Поэтому я изложу лишь несколько собственных сегодняшних выводов: к теме пряников я возвращаюсь периодически и каждый год, так что не исключаю, что эти выводы будут расширены и дополнены.
Начнём с того, что пряник далеко не всегда использовался как еда: во многих регионах в первую очередь это была обрядовая выпечка, её назначением была сохранность длительное время, поэтому о вкусовых качествах узнать было невозможно (тем более в свежем виде). Из-за этого многим кулинарам не нравятся некоторые старинные рецепты пряников (мол, выпечка получается несъедобной), а причины они понять не могут.
Поморские козули. Фото www.nazaccent.ru
Причём, нигде не попадаются документальные подтверждения того, что на Руси пряники выпекали ранее 17 в. Например, тульские пряники упоминаются только в 1685 году в местной писцовой книге. Правда, говорят, что существуют старинные русские доски, вырезанные якобы специально для печатных пряников и датируемые 11-12 вв.
Почему же мы не называем пряником любое печенье или кекс, в которое добавляем пряности? Ведь видов выпечки с пряностями много. Или же наоборот: почему мы называем пряниками китайское обрядовое «лунное» печенье, состав которого далёк от пряничного? Где в нашей генетической памяти существует коробка, которая хранит документы о том, что даже на Руси пряники могли выпекаться без пряностей?
В венгерских традициях тоже можно найти подобные примеры: «puszedli» (небольшие прянички округлой формы) и «mézeskalács» («медовый калач», аналог медового или имбирного хлеба). Последний выпекался часто в форме человека, животных или имел подобный рисунок (сравним с козулями). В наше время оба понятия смешались: медовый калач может быть как большим, печатным и обрядовым в некотором смысле, так и маленьким «пряником». А вот «пуседли» уже непосредственно предназначены для еды, хотя раньше могли обозначать только определённый вид выпечки.
Венгерский «пряник обольщения».
И вот здесь можно рассмотреть названия пряников, распространённые в других частях Европы, в т.ч. у южных славян. «Лицидар» (сербск) и «Licitar» (хорватск) или, как я его называю, «пряник с зеркальцем». Такой вид пряников есть и у венгров. Он может иметь разную форму: мужчина на лошади (гусар) или другая фигура,в т.ч. женская; ангел, подкова, птица, гриб, венок, но самой распространённой является всё же сердце.
Если мы вернёмся в Западную Европу и вспомним пряники в виде сердца (один из них я показывала в статье о пражских рождественских рынках), то поймём, что это архетипично и в разных концах света означает одно и тоже: симпатию и любовь. В Австрии и Германии такие пряники могут называть «Busserl» (причём, как большие пряники в виде сердца, так и просто маленькое печенье). Если мы вспомним разговорное русское «буся, буська», то без труда сможем понять, что за такой подарок ожидается если не поцелуй, то хорошее расположение с надеждой на светлое будущее.
Это интересно. В словарях имён можно найти такой ряд для женского имени Любовь: Лю́ба; Люба́ва; Люба́ня; Люба́ха; Люба́ша; Любу́ся; Лю́ся; Бу́ся; Любу́ша.
Busserl. Фото с немецкоязычных сайтов
Какой вывод я могу сделать из того, что на сегодняшний день узнала о пряниках.
Пряники (вернее, их предки) у разных народов могли иметь разное назначение: либо это были обыденные сладости, либо те, которые готовилась только по определённым случаям и могли иметь названия, отличные от современных. Например, преподносились (жертвовались) местным богам, это подтверждают египетские и древнегреческие находки.
Очень часто в состав таких сладостей входил мёд (позже сахар и патока, светлая и тёмная); подобное тесто могли не запекать, а просто высушивать. Ему придавали определённую форму (руками либо с помощью специальных форм / досок). Собственно пряности стали добавлять в такое тесто гораздо позже, потому что эта добавка была очень дорогой. Именно поэтому в одних регионах подобная выпечка превратилась в пряники («выпечка/хлеб с пряностями») и готовилась только по большим праздникам, а в других сохранила названия, по которым можно отследить её происхождение и назначение.
Вот поэтому я не обобщаю разные виды пряников, существующие в разных регионах, не стараюсь докопаться до истины, не пытаюсь быстро состряпать объёмное исследование с окончательными выводами. Я просто каждый год узнаЮ о пряниках то, чего не знала раньше, и в конце-концов всё это когда-нибудь сложится в одну общую картину. Не будем торопиться, ведь всегда интересно узнавать что-то новое.