прозрачный холодный фарфор рецепт бесплатно
Как сделать холодный фарфор из картофельного, кукурузного крахмала, жидкий, без соды. Рецепты и способы приготовления
Малые керамические формы Hand maid используются в декоре интерьера, изысканно смотрятся в украшениях одежды и волос. Глядя на шедевры так хочется сделать уникальную вещицу самостоятельно. В помощь начинающему скульптору в прикладном искусстве существуют доступные техники и материалы. Холодный фарфор – новинка среди полимерных масс, соединяющих натуральные и синтетические ингредиенты для лепки.
Что такое холодный фарфор
Несмотря на название, структура материала никак не связана с классическими вариантами фарфора и фаянса. Только готовое изделие напоминает по виду вещицу из обожженной глины. Но застывают они самостоятельно, превращаясь в твердую полупрозрачную форму.
Интересна история этого направления. Уже в начале 19 века русский мастер Петр Иванов, работая на императорском фарфоровом заводе, мастерил декоративные букеты и цветы на флакончики для духов из каолина со специальным составом. Эти духи поставлялись особам императорской крови и стоили очень дорого.
Промышленное название материала «Pasta di mais» произошло от основного компонента – кукурузного крахмала, который смешивают с растительными маслами, клеем и глицерином и вазелином.
В начале работы «паста» напоминает полимерную глину или пластилин, но не липнет к рукам, не крошится и очень приятна на ощупь. Поэтому поделки из холодного фарфора доступны даже маленьким детям.
Изделия можно украшать любой фурнитурой для декора, делать вкрапления из веток и сухих цветов, раскрашивать и покрывать лаком.
Как сделать холодный фарфор
В магазинах товаров для рукоделия продается готовая масса. Но, чтобы регулировать ее плотность и вязкость, продукт лучше сделать самому.
Простой рецепт по изготовлению холодного фарфора в домашних условиях без клея:
В состав входит: кукурузный крахмал, двууглекислый натрий (или пищевая сода), вода, мерный стаканчик для сыпучих веществ (150гр), сковородка с тефлоновым покрытием, разделочная доска.
Шаг 1
На прогретую сковородку насыпьте в равных пропорциях соду и крахмал и залейте сухую смесь 200мл чистой воды.
Шаг 2
Перемешивайте раствор деревянной лопаточкой до того момента, пока густеющая смесь не будет отставать от стенок посуды, постепенно превращаясь в плотную массу.
Пусть вас не пугает шипящая сода, это нормальный процесс ее гашения.
Шаг 3
Переложите комок на разделочную доску, дайте ему слегка остынуть, а затем вымешивайте наподобие теста в течение 5 – 7 минут.
Шаг 4
Готовый шар заверните в полиэтиленовую пленку и оставьте в прохладном месте.
Важно! Массу нельзя хранить в холодильнике. От низких температур она будет трескаться при лепке.
Чтобы понять, какое количество пластика уйдет на задумку, поэкспериментируйте с пропорциями.
Рецепт прозрачного холодного фарфора
Эффектно выглядят изделия из прозрачной глины, которым впоследствии можно придавать любой тон.
В состав полимера входит клей Момент – столяр ПВА (он должен быть с пластификатором D2 или D3), кукурузный крахмал, вазелин, парафин (его можно взять в детском наборе для рукоделия), лимонная кислота, масло» Джонсон – беби», крем для рук «NIVEA», палочка для помешивания и тара для микроволновой печи.
Массу помещают в печь три или четыре раза, пока она не загустеет и не начнет отделяться от бортиков.
Мастерицы советуют лучше не доварить глину в первый раз. С опытом, придет понимание, сколько понадобиться заходов в микроволновку, для оптимальной вязкости и плотности материала.
Соберите ложкой слегка остывшую массу; смажьте руки кремом, а затем вымешивайте несколько минут шарик в руках.
Соблюдайте меры предосторожности при варке смеси!
Шарик обмазываем небольшим количеством крема и помещаем в полиэтиленовый пакет. Закручиваем его, предварительно выпустив воздух, и закрываем в пластиковом контейнере; оставляем контейнер в прохладном месте на 3 дня для просушки фарфора.
Через положенное время тестируем кусочек массы на прозрачность, эластичность и пластику.
Посмотрите мастер класс «Холодный фарфор своими руками в домашних условиях» на видео.
Холодный фарфор без варки из картофельного крахмала
Рецепт такой массы безопасен для приготовления даже ребенку, так как не требует термической обработки.
Как сделать холодный фарфор своими руками: рецепты, технологии, мастер-класс для начинающих
Первые упоминания о холодном фарфоре идут из XIX века. Считается, что он был изобретен в Аргентине, однако уже в начале того же века русский мастер Иванов Петр создавал для императорского завода красочные цветы для украшения флаконов с духами.
Мастер-класс по холодному фарфору
Предлагаем наиболее удачный вариант для начинающих мастеров. Для этого нам понадобятся самые простые компоненты. Это крахмал кукурузный (его можно купить в продуктовом магазине), сода пищевая, глицерин (продается в аптеке), клей ПВА (в строительном магазине, обычный канцелярский не подойдет), растительное масло рафинированное. Некоторые мастера используют детские масла, но для данного рецепта холодного фарфора особой необходимости в этом нет. Также будем использовать для замешивания крем для рук жирный.
В чистую и сухую миску кладем четыре столовые ложки крахмала. Дальше наливаем две столовые ложки растительного масла. Добавляем четыре-пять капель глицерина (примерно крышечку от бутылька). И на кончике чайной ложечки добавляем соды. Теперь все содержимое миски замешиваем. Стараемся, чтобы все получилось равномерным. После этого добавляем четыре столовые ложки клея ПВА, который мы предварительно перемешали. Снова перемешиваем до однородной массы. Сначала делаем это ложкой, затем можно продолжить руками. Не бойтесь испачкать руки, они легко отмоются, и в нашей массе никаких едких веществ нет.
Изделия получаются твердые, как пластик. Их можно использовать в любом декоре.
Как сделать холодный фарфор своими руками: еще два рецепта
Подобрать самый удачный способ приготовления массы для лепки непросто. То, что одному мастеру может казаться идеальным, не подойдет другому. Поэтому предлагаем еще два варианта.
Рецепт первый
Итак, понадобятся следующие материалы:
Все компоненты нужно поместить в металлическую емкость, затем тщательно перемешать. Посудину поставить на плиту и включить на медленный огонь. Варить до превращения содержимого в плотный комок.
Рецепт второй
Для его приготовления понадобятся:
Крахмал и масло перетираем ложкой в миске, добавляем пищевую соду. Перемешиваем. Выливаем в полученную смесь клей. Если тесто получается слишком тугое, добавляем еще ПВА. Выскребаем все из миски и месим тесто руками.
Не забудьте сразу замочить миску водой, чтобы потом ее легче было отмыть.
Смазываем руки кремом и еще немного вымешиваем массу, чтобы часть крема попала на нее. Все! Теперь помещаем полученный холодный фарфор в полиэтилен или приступаем к лепке сразу.
Создание изделия из фарфора
Сделанные из холодного фарфора своими руками поделки могут послужить отличным подарком для друзей и близких, украсить интерьер гостиной или детской, нарядить новогоднюю елку. Это могут быть сувениры для праздника, подсвечники, абажуры для ламп, вазы, горшки для комнатных растений, украшения для кружек, кулоны, серьги или броши, заколки, игрушки, брелоки и многое другое. Все зависит от вашей фантазии.
На первый взгляд кажется, что, для того чтобы овладеть техникой лепки из холодного фарфора, нужен талант или годы практики. Но на самом деле это довольно простое занятие, освоить которое может любой желающий.
Изготовление розы
Одни из самых популярных поделок из холодного фарфора – цветы. Это ветки сакуры, ромашки, пионы, нарциссы и многие другие. Но наиболее универсальна роза.
Для создания поделки понадобятся следующие инструменты и материалы:
Берем обычную зубочистку, обмакиваем ее в клей ПВА, затем обматываем ее фольгой так, чтобы получился шарик с диаметром 5-7 мм. Это будущая сердцевина цветка. От массы холодного фарфора отщипываем небольшой кусочек, формируем из него шарик, затем расплющиваем его. Полученной лепешкой покрываем сердцевину будущей розы. Необязательно делать ее шарообразной, можно оставить немного вытянутой вверх.
Приступаем к лепке лепестков. Для этого отделяем от массы холодного фарфора равные кусочки и делаем из них шарики с диаметром примерно от 5 мм. Затем расплющиваем их в лепешки и начинаем поочередно присоединять к сердцевине, каждый раз накладывая их слегка внахлест. Нижнюю часть лепестка прижимаем, а верхнюю оставляем свободной. С каждым новым слоем края должны отставать все больше, и лепестки по размеру также должны увеличиваться. Впрочем, если вы хотите сделать закрытый бутон, то делать этого не нужно. Количество лепестков зависит от вашей задумки. Для большего эффекта живого цветка их края можно немного помять пальцами.
Готовый цветок вставляем зубочисткой в пенопласт и сушим при комнатной температуре. На это могут потребоваться целые сутки.
Изделие можно украсить листьями, сделанными из того же материала, лентами, бусинами, гофрированной бумагой.
Окрашивание холодного фарфора
Как сделать холодный фарфор своими руками, мы разобрались, теперь рассмотрим, как его окрасить. Придать изделию цвет можно двумя способами:
В первом случае краску следует добавить в массу, после того как она отлежится при комнатной температуре пару часов. Если же вы хотите использовать сухую темперу, то ее стоит засыпать вместе с другими компонентами (до клея ПВА). При добавлении акриловых или масляных красок лепить нужно сразу, иначе масса застынет. Самый лучший вариант выбора краски для добавления в массу – это гуашь или акварель.
Расписывать готовое изделие можно любыми красками: акриловыми, масляными, гуашью, акварелью, а также сухой пастелью или тенями и румянами.
Условия хранения и использования изделий из холодного фарфора
Изделия из холодного фарфора боятся влаги и прямых солнечных лучей, они могут раскиснуть или потерять цвет. Температурный режим для них тоже необходим определенный. В помещении должно быть не холоднее 10 и не теплее 30 градусов, иначе изделие может потрескаться. Как сделать холодный фарфор своими руками более долговечным? В этом поможет специальный лак, которым нужно покрыть изделие после высыхания.
Советы для начинающих мастеров
Лучший рецепт холодного фарфора
Керамическая флористика сегодня находится на пике популярности. Мастера хенд-мейда создают великолепные цветы, почти не отличимые от настоящих, используя лучшие рецепты так называемого «холодного фарфора». Этот материал высоко ценится за доступность и широкие декоративные возможности. Предметы малой пластики, изготовленные из него, по внешнему виду очень похожи на настоящий фарфор – такие же тонкие, изящные и словно пронизанные светом.
Знакомство с материалом
Холодный фарфор – аналог современных полимерных глин, который можно сделать в домашних условиях. Несмотря на своё название, к настоящей керамике, в состав которой входят каолин, полевой шпат и кварц, материал не имеет никакого отношения. Он затвердевает на открытом воздухе, не нуждаясь в дополнительном обжиге или нагреве. Обычно при температуре 20- 24°С процесс занимает не более 2 суток.
В отличие от классической полимерной глины или керамики, сфера применения холодного фарфора ограничена. Материал идеально подходит именно для изготовления цветов, хорошо передавая текстуру листьев и полупрозрачных, нежных лепестков. Намного реже из него делают скульптурки и никогда – посуду, поскольку даже после высыхания изделия боятся воды и высоких температур.
История
Родиной холодного фарфора считается Аргентина. Именно там, в начале XX века изобрели аналог высокотемпературной керамики, не требовавший ни сложного многоступенчатого процесса обработки, ни специального оборудования. Хотя поиски альтернативы традиционному фарфору велись намного раньше и в разных частях света. Например, в Италии существовал особый вид солёного теста – pasta di sale, обладавший большой пластичностью и позволявший изготавливать миниатюрные фигурки (bomboniere) с ювелирной проработкой деталей. Однако у изделий был существенный минус – высокая пористость, приводившая со временем к их разрушению.
Материал аргентинских мастеров отличался намного большей стойкостью и долговечностью, поэтому быстро стал популярным. Сначала на латиноамериканском континенте – особенно у себя на родине, в Бразилии, Чили, Боливии и Перу, а затем в США, Японии и странах Европы. В Англии и Америке его относят к художественной керамике (хотя такая классификация весьма условна) и ценят соответственно.
Ежегодно устраиваются выставки и презентации лучших мастеров холодного фарфора, что служит толчком для дальнейшего развития промысла. В западных странах материал принято называть «бисквитом», по аналогии с керамикой, прошедшей только первый, утельный обжиг.
Преимущества перед полимерной глиной
Современные виды «пластики» высокого качества – главные конкуренты холодного фарфора. И если в скульптурной лепке или кукольном деле достоинства «полимерки» неоспоримы, то для мастеров, занимающихся керамической флористикой не всё так однозначно.
Цветы в обоих техниках очень похожи: они натуралистичные, достаточно прочные и по праву могут называться произведениями искусства. Почему же стоит предпочесть холодный фарфор?
Главный минус «фарфоровых» изделий – уязвимость при эксплуатации. Их необходимо беречь как от солнечных лучей, так и от низких температур или чрезмерной влажности. При неблагоприятных условиях декоративная пластика начинает разрушаться. Лучше всего покрыть декор акриловым лаком, который хотя бы частично защитит о воды, перегрева и вредителей, привлёчённых натуральным продуктом.
Состав
В классический рецепт холодного фарфора входит:
Поскольку масса состоит из натуральных ингредиентов, в неё стараются добавлять консерванты – лимонную кислоту или бензоат натрия, которые защищают от бактерий и грибка.
Клей ПВА – первый по значимости компонент фарфоровой массы. От него зависит прочность готовых изделий, их гибкость после высыхания, отсутствие трещин, толщина и проработка деталей. Клей обязательно должен быть с пластификатором, иначе приготовить из него тесто для лепки не получится.
Идеальной среди мастеров считается смесь из «Момента супер ПВА» от Henkel (класс D2 – D3) с «Титаном ПВА столяр» от Selena. Пропорция соответственно 1:3 или 1:2. Можно пользоваться пластифицированной дисперсией ПВА, некоторые художники считают лучшим именно этот вариант.
Крахмал придаёт изделиям мягкость и приятную бархатистость. Он выступает в роли наполнителя, одновременно сгущающего массу для лепки и адсорбирующего лишнюю воду, которая содержится в ПВА. Впитывая жидкость, зёрна набухают, увеличивая плотность материала. Адсорбция у разных видов продукта отличается. Наилучшим считается холодный фарфор из кукурузного крахмала, он славится особой белизной и прозрачностью. Хотя допустимо использовать картофельный, рисовый и тапиоковый порошок.
Глицерин уменьшает вязкость состава, благодаря ему, масса для лепки не липнет к рукам или инструментам. Некоторые мастера керамической флористики пробуют обойтись без этого компонента, считая, что таким образом ускорят процесс высыхания готовых изделий, но качество фарфорового теста резко снижается.
Крем делает материал мягким и эластичным, надёжно защищая от трещин. Многие предпочитают косметику «Nivea», считая её оптимальной по соотношению цены и качества. Можно также использовать вазелин или масло Johnson’s Baby.
Лучшие рецепты от опытных мастеров
В процессе работы с самодельной «глиной», каждый художник находит свой индивидуальный состав, максимально соответствующий его запросам. Варьируются пропорции и соотношение ингредиентов, добавляются новые компоненты, не указанные в базовой рецептуре. Конечная цель прилагаемых усилий – гладкое, «послушное» тесто, которое легко моделируется, не прилипает, не даёт трещин при усадке, хорошо окрашивается и не разрушается со временем.
Рецепт №1
В данном случае состав мало отличается от базового, но акцент делается на грамотный подбор компонентов от конкретных производителей.
Фарфоровая масса по этому рецепту получается очень похожей на тайскую самозастывающую глину Мodern clay, которая считается одной из лучших в профессиональной керамической флористике. Секрет высокого качества заключается в клее – нужна именно марка, указанная списке компонентов, причём, только от немецкого производителя. Важно избегать подделки, у неё совершенно другие свойства.
Храним в прохладном месте, без доступа солнечных лучей, но не в холодильнике и тем более не в морозилке. Низкие температуры негативно влияют на ПВА, снижая пластичность теста в целом. Но существуют отдельные марки клея, устойчивые к холоду, поэтому если использовать их, заготовленный материал может храниться в морозилке до 3 лет. Определиться с выбором можно только экспериментальным путём.
Рецепт №2: без варки
Нагревание клея ПВА и глицерина сопровождается выделением токсичных веществ. Поэтому при варке составов с этими компонентами, необходимо хорошо проветривать помещение и пользовался средствами индивидуальной защиты. А ещё лучше вообще не ставить фарфоровое тесто на огонь. Его вполне можно изготовить и без нагревания.
Лучший рецепт холодного фарфора без варки:
Рисовая мука в рецепте заменяет крахмал, в 4 раза эффективнее сгущая смесь. Её предпочтительно использовать именно в фарфоровом тесте без варки.
Готовую смесь помещают в герметичный контейнер и оставляют «дозревать» 2-3 часа. Затем её заворачивают в пищевую плёнку и хранят в любой закрытой ёмкости. Непосредственно перед лепкой массу необходимо тщательно размять ещё раз. По своим свойствам она напоминает зефирную глину, типа немецкой Fimo Airlight или японской Hearty.
Уникальные рецепты холодного фарфора от Риты Шледе
Тем, кто всерьёз увлекается керамической флористикой, наверняка знакомы МК по холодному фарфору от Риты Шледе – художницы русского происхождения из Германии. Она не только создаёт потрясающе реалистичные цветы, но и щедро делится со всеми желающими секретами своего мастерства. Благодаря эксклюзивным рецептам мастерицы, даже у новичков с первого раза получается идеальная масса для лепки, ничем не уступающая лучшим фабричным образцам.
Немного о художнице
Рита Шледе (Rita Schlede) в настоящее время проживает с семьёй в земле Северный Рейн – Вестфалия на западе Германии. С 2010 года она занимается керамической флористикой и, если судить по её работам, добилась потрясающих успехов. В своём блоге мастерица призналась, что больше всего любит лепить розы, поэтому возвращается к ним снова и снова, каждый раз совершенствуя технику.
По словам Риты, для создания шедевров из холодного фарфора не требуется быть гениальным художником, важна практика, усидчивость и внимание к деталям. Также необходимо найти «свой» рецепт материала, который бы максимально отвечал требованиям и пожеланиям конкретной мастерицы. Начинать знакомство с керамической флористикой лучше с простых элементов: ягод, а также цветочных бутонов, которые создаются методом разрезания «капли» на четыре части с последующим раскатыванием лепестков. И только затем переходить к более сложным изделиям: розам, ранункулюсам и так далее.
Не стоит сразу обзаводиться множеством рекомендуемых сегодня инструментов, в процессе работы постепенно выяснится, чего не хватает, его и стоит покупать в первую очередь. Особенно не советует Рита увлекаться молдами, считая, что можно обойтись минимальным их количеством без потери качества.
Секреты идеального материала для флористики
Качество холодного фарфора во многом зависит от выбора компонентов. Рита Шледе проживает в Германии, поэтому использует материалы, которые вряд ли купят рядовые российские мастерицы. Например, это касается клея – основы любой самоварной пластической массы. Рита предпочитает ПВА американских, французских и немецких производителей, поэтому, опираясь на её рекомендации, придётся подбирать другие, более доступные марки. Автор рецептов советует приобретать нужные позиции через интернет-площадки, например, Amazon.
Тем не менее, большинство рецептов отлично «работают» и позволяют добиться впечатляющих результатов. Главное, что после видео немецкой художницы появляется желание творить и экспериментировать. А некоторые её подсказки просто бесценны.
Рецепт без варки с альгинатом
Задачей Риты в данном случае было создание очень пластичного холодного фарфора и после высыхания не теряющего своей гибкости. Цветы из него имеют совершенно натуралистичные бутоны, которые изменяют форму при воздействии извне и вновь возвращаются в исходное состояние.
Главный секрет – смешивание клея с уксусом и содой, которые, взаимодействуя, придают фарфоровому тесту нежность и зефирную воздушность. Но здесь также нет готовых советов. Далеко не каждый клей позитивно реагирует на уксус и соду, он может «створаживаться», делая массу непригодной для лепки. Рита не рекомендует брать ПВА с маркировкой Д3, только Д2 и Д1, а ещё лучше канцелярский, для детского творчества или виниловый. Не подходит и дисперсия, на это следует обратить внимание, чтобы не разочароваться в результате.
Рецепт состоит из главных и второстепенных (не обязательных к использованию) ингредиентов. К первым относится:
Добавки необязательные, но улучшающие свойства холодного фарфора:
Альгинат натрия – пищевая добавка Е 401, используемая для увеличения пластичности фарфорового теста. Это один из важнейших компонентов, авторская находка Риты, как и смесь уксуса с содой. Тегольмус относится к эмульгаторам для ухаживающей косметики. Раствор тетрабората натрия в глицерине продаётся в аптеках и применяется для лечения дерматитов.
Пошаговая инструкция:
Уже на этой стадии фарфоровое тесто получается качественным. Его можно оставить на ночь, а на следующий день лепить цветы. Однако Рита предлагает добавить в холодный фарфор масло-эликсир для волос от Garnier Fructis, в составе которого есть силикон. Средство нужно нанести на руки и вымесить ими тесто. После этого фарфор можно завернуть в пищевую плёнку и отправить на хранение. Приступать к лепке лучше через некоторое время, чтобы целлюлоза полностью растворилась.
Масса на выходе не «резиновая», полупрозрачная, с матовым (сатиновым) блеском, раскатывается очень тонко, отлично держит форму в изделиях. Если полежав она становится жёсткой, нужно добавить немного клея. Вырезать каттером формы из такого фарфорового теста не стоит – края будут рваться, но обработка стеками и молдами получается прекрасной. Рецепт подходит для клея, который не пригоден для варки. Как уверяет Рита, уксус и сода способствуют растворению ворсинок целлюлозы, отчего консистенция получается удивительно однородной.
Заварной холодный фарфор из тех же ингредиентов
Если клей можно варить, стоит изготовить на основе тех же ингредиентов немного другой вариант теста. Он проще и менее затратен, но не подходит аллергикам, поскольку горячий ПВА выделяет токсичные вещества. Помещение во время работы необходимо тщательно проветривать, нежелательно пускать в него маленьких детей.
Пошаговая инструкция:
Самый простой рецепт
Рита не всегда экспериментирует, иногда она адаптирует для себя уже существующие рецепты. А поскольку художница точно знает, какой результат хочет получить, ориентироваться на её выбор бывает очень полезно. По данному рецепту получается масса, которую невозможно переварить или недоварить, что порадует многих мастериц, особенно начинающих. Состав максимально прост, ингредиенты доступны, а качество материала способно приятно удивить.
Понадобится:
Проверить, насколько ПВА подходит для изготовления холодного фарфора, можно простым способом: вылить несколько капель на плоскую поверхность и оставить на ночь. Образуется плёнка, по качеству которой легко судить о пригодности клея. Образец должен быть эластичным, если же он крошится при изгибании, придётся искать другую марку ПВА.
Нагреваем клей в микроволновке несколько раз, в промежутке перемешивая его, чтобы не образовались комки. Масса должна подняться шапкой и загустеть.
Извлекаем клей из микроволновки, добавляем крахмал и вымешиваем до однородности. Прогреваем ещё несколько раз и вводим в состав глицерин. Его должно быть чуть меньше чайной ложки, иначе фарфор очень долго застывает. Вымешиваем тесто смазанными кремом руками, пока оно не перестанет прилипать. Помещаем в герметичный контейнер и оставляем на несколько часов.
Окрашивание холодного фарфора в массе
Художница советует использовать для придания цвета изделиям масляные краски. Берётся небольшой кусочек холодного фарфора и на него точечными движениями наносится пигмент нужного оттенка. Затем тесто тщательно вымешивается для равномерного распределения колера. Убрать прозрачность материала можно добавлением цинковых белил.
Не следует добиваться нужной насыщенности окрашиванием в массе – избыток масляной краски приведёт к высушиванию фарфора, отчего он станет хрупким. Также нет смысла делать на этом этапе градиентные растяжки. Тончайшие цветовые переходы получаются только при окончательном тонировании готовых изделий масляной пастелью или краской. При введении колера создаётся основной тон, «подложка», по которой затем прописываются детали лепестков и листьев.
Но можно добиться для цветов с пышными бутонами градиента от центру к периферии. Достаточно сделать самый тёмный кусочек теста, а затем постепенно добавлять в него неокрашенный фарфор. Затем из фрагментов разного тона лепят лепестки и размещают их слоями. Разрешается смешивать несколько оттенков краски, создавая сложные, близкие к природным цвета.