проверка еды на качество как называется
Как Роспотребнадзор контролирует качество продуктов питания и где посмотреть результат проверки?
В данной статье будет говориться о контроле качества продуктов питания: кто осуществляет контроль и проверки, как и когда это делает Роспотребнадзор. А в конце статьи будут предоставлены ссылки на сайты с продуктами, которые не прошли проверку.
Кто в РФ осуществляет контроль за товарами для питания?
Что проверяет Роспотребнадзор в продуктовом магазине?
Как было сказано ранее, данный орган делает как плановые, так и внеплановые выездные проверки. Инспекции Роспотребнадзора объединяют сразу несколько специалистов различных сфер.
Проверяются:
Помимо этого, проверяются документы:
Таким образом, если будет обнаружено нарушение, то Роспотребнадзор составит протокол об административном правонарушении (может быть и дисциплинарное, гражданско-правовое и даже уголовное нарушение) и выдаст предписание об исправлении выявленных нарушений или приостановит деятельность магазина до устранения недочётов.
Где посмотреть перечень продукции, не прошедшей проверку?
Если вы сомневаетесь в качестве продовольственного товара – проверьте его качество онлайн. Для этого есть 2 способа, о которых поговорим далее.
Сведения о нарушениях на сайте Роспотребнадзора
После проверок данный государственный орган выкладывает здесь наименования товаров, которые не прошли проверку. На нем есть список проверенных Роспотребнадзором продуктов питания, в которых есть факты нарушения требований технического регламента. Там же можно обнаружить:
При помощи специальных фильтров можно выбрать:
Таким образом можно отыскать необходимый продукт питания по названию или производителю, что считается очень удобным.
Черный список от Росконтроль
Компания составляет свой чёрный список, который постоянно пополняется.
К сожалению, чёрный список от Росконтроль не имеет такой широкий поиск по фильтрам, как у РПН. Потребитель может только отсортировать список по дате, по рейтингу или по цене.
Человек, который не хочет травить собственный организм продуктами питания сомнительного качества, должен проверять товар перед покупкой. И сделать это можно онлайн. Обнаружив несоответствие или нарушение правил, потребитель может написать жалобу в Роспотребнадзор и предоставить образец в лабораторию для экспертизы. После того как будет подтверждён факт несоответствия в магазине будет внеплановая проверка продуктов питания.
Что может проверить Роспотребнадзор в продуктовом магазине
Каким санитарным нормам должен соответствовать продуктовый магазин и что будет проверять Роспотребнадзор
Евгений Бельский
Некачественный или просроченный продукт может привести к болезни покупателя или возникновению вспышки инфекции, поэтому к продуктовым магазинам предъявляют строгие требования. Продуктовые магазины проверяет Роспотребнадзор. В этой статье разбираем, каким санитарным требования должен соответствовать магазин и что могут проверить инспекторы.
Каким требованиям должен отвечать продуктовый магазин
Продуктовый магазин, как и любое другое предприятие торговли, может проверять Роспотребнадзор. Подробнее о таких проверках мы рассказывали в отдельной статье. Здесь остановимся на санитарно-гигиенических нормах для продуктовых магазинов.
Размещение магазина. Магазин может располагаться в любом здании или в пристройке. Если магазин находится в жилом доме, то принимать товар в магазин можно только в строго определенных местах: с торцов здания, подземных тоннелей, автомобильной дороги, если она проходит мимо. Вести приемку товара со стороны двора, где расположены входы в жилые помещения, нельзя. Также нельзя принимать товары в ночное время — с 23:00 до 07:00.
Помещения. В магазине не должны пересекаться потоки неупакованной пищевой и непищевой продукции, а также неупакованные полуфабрикаты и готовые к употреблению продукты. Например, нельзя разместить бытовую химию рядом с прилавком с готовой едой. В фасовочных помещениях должны быть оборудованы мойки с горячей и холодной водой.
Чистота. Полы и стены помещений должны легко мыться водой. Торговые залы нужно ежедневно убирать с моющими средствами, а один раз в месяц проводить дезинфекцию.
Хранение продукции и ее реализация. Сотрудники Роспотребнадзора могут проверить документы на любую продукцию. Продукция должна быть безопасной — не причинять вреда покупателю.
Нельзя нарушать упаковку продуктов. Продукты без промышленной упаковки должны сопровождаться этикетками или листком-вкладышем с информацией о составе и производителе продукта.
Продукты нельзя складировать или размещать на полу или так, чтобы они касались трубопроводов и системы отопления. Можно класть продукты на поддоны и стеллажи, главное — чтобы они были выше пола на 15 см и больше.
Пищевые и непищевые товары нужно размещать отдельно друг от друга, на разных складах, стеллажах или в отдельных специально отведенных зонах. Пахучие продукты должны лежать отдельно от остальных.
В холодильниках и на складах сыпучих продуктов, овощей, фруктов нужно контролировать температуру и влажность. Эти показатели нужно фиксировать на бумаге или в электронном виде. Можно использовать для этого журнал температурного учета для общепита.
Просроченные продукты нужно убирать из торгового зала в последний день срока годности или раньше и размещать отдельно от продуктов на реализацию, затем утилизировать.
Вентиляция и отопление. Все стационарные магазины должны быть оборудованы системой отопления и вентиляции или кондиционирования воздуха. Воздух должен соответствовать нормам микроклимата на рабочих местах производственных помещений. Влажность, температура воздуха и рабочих поверхностей зависят от времени года.
Вентиляция туалетов, душевых и гигиенических комнат должны быть автономной — не сообщаться с вентиляцией торгового зала или складских помещений.
Отходы. Мусор нужно собирать в контейнеры с крышками, опустошать их при заполнении на ⅔. Рядом с магазином должны быть контейнеры для сбора мусора на асфальтированной или бетонной площадке, размерами на 1 м больше основания контейнеров.
Не обязательно размещать контейнеры на отдельной площадке, можно использовать одну площадку совместно с другими арендаторами или жильцами здания. Вывозить мусор нужно не реже одного раза в три дня, если температура воздуха ниже +4 °C, и ежедневно — если температура выше +5 °C.
Вода и канализация. В магазине должна быть подведена горячая и холодная вода, соответствующая стандартам питьевой воды. Вода из городского водопровода — питьевая. Если берете воду из собственной скважины, тогда нужно сделать анализ качества воды. При проверке сотрудники могут спросить документы или сделать забор воды для оценки.
Если канализационные трубы проходят в торговых или складских помещениях, их нужно закрыть защитным кожухом и убедиться, что на стояке нет окна для прочистки. Канализационные трубы не должны проходить под потолком склада или торгового зала.
Все раковины, ванны и другие места стоков должны быть подключены к канализации через сифон. А в местах для мытья оборудования, инвентаря и тары нужно организовать разрыв струи — это когда канализационная труба возле слива раковины прерывается воронкой. Такая система обеспечивает невозможность обратного тока воды из канализации.
Нельзя использовать один туалет для персонала и посетителей.
Персонал. У работников должны быть медицинские книжки. Весь персонал должен проходить медосмотр не реже одного раза в год. Медкнижки с результатами медосмотров должны храниться у работодателя. Работать нужно в чистой санитарной одежде с вымытыми руками. Сотрудников с симптомами инфекционных, кишечных заболеваний и гнойными поражениями нужно отстранять от работы до их выздоровления.
Освещение. В торговых помещениях должно быть организовано естественное и искусственное освещение, которое соответствует нормам освещения в жилых и общественных зданиях. Например, в торговом зале обычного магазина освещение должно быть 400 люкс, а в торговом зале супермаркета — 500 люкс. Уровень освещенности можно измерить специальным прибором — люксметром или с помощью приложения на смартфоне.
Шум. Уровень постоянного шума не должен превышать 60 дБ — это разговор людей. Шум тоже можно измерить с помощью приложения на смартфоне или специального прибора — шумомера.
Оборудование и инвентарь. Все, что контактирует с пищевой продукцией, должно быть изготовлено из материалов, отвечающих требованиям безопасности, — они перечислены в специальном перечне. Инвентарь должен быть промаркирован и использоваться только по назначению. Например, нельзя мыть туалет шваброй для пола в торговом зале или ножом для хлеба отрезать колбасу. Уборочный инвентарь хранится в отдельной комнате или шкафу.
Если собираетесь продавать мясо и будете рубить его на деревянной колоде, то после каждой смены нужно зачищать колоду ножом и посыпать солью, а по мере необходимости спиливать.
Коронавирусные ограничения. С 2020 года Роспотребнадзор ввел рекомендации в связи с пандемией COVID-19. Многие регионы сделали эти рекомендации обязательными.
Сотрудники должны проходить температурный контроль 2 раза в день, обрабатывать руки раствором антисептика, носить медицинские маски.
При входе в магазин должен быть антисептик для посетителей. В торговом зале и прикассовой зоне на полу должна быть нанесена разметка социальной дистанции.
Помещения магазина нужно проветривать каждые 2 часа. Дверные ручки, терминалы эквайринга, корзины и тележки для покупок, выключатели, поручни, перила и другие поверхности, с которыми контактируют люди, нужно дезинфицировать каждые 2—4 часа.
Виды проверок Роспотребнадзора
Проверки могут быть документарными и выездными. На выездную проверку могут приехать по плану или внепланово — например, если из покупателей направит жалобу в Роспотребнадзор.
Во время проверки эксперт точно будет проверять:
Еще могут произвести отбор проб и образцов. Подробно о том, как проходят проверки Роспотребнадзора, мы писали в отдельной статье.
Плановые проверки продуктовых магазинов малого и среднего бизнеса в 2021 году не проводят.
Чем может закончиться проверка
Сотрудники Роспотребнадзора могут не обнаружить нарушений — тогда вам нужно подписать акт проверки и работать дальше. Если нарушения найдут — выпишут предписание для их устранения, а затем придут с повторной проверкой.
За несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил могут приостановить деятельность до 90 суток или назначить штраф: для ИП — от 500 до 1000 ₽, для ООО — от 10 000 до 20 000 ₽. За те же нарушения в период чрезвычайной ситуации или карантина штраф увеличат: для ИП он составит от 50 000 до 150 000 ₽, для ООО — от 200 000 до 500 000 ₽.
Также сотрудники Роспотребнадзора могут оштрафовать за нарушение прав потребителей. Например, за продажу товаров ненадлежащего качества могут выписать штраф: для ИП — от 10 000 до 20 000 ₽, для ООО — от 20 000 до 30 000 ₽, должностному лицу — от 3000 до 10 000 ₽.
Как оспорить результаты проверки
Проверку можно обжаловать на сайте госуслуг. Опишите, с чем именно вы не согласны, какие нормы нарушили проверяющие, и подкрепить это документами. Жалобу передадут в Роспотребнадзор. Если ее удовлетворят, штраф могут снизить или вообще отменить. Если жалоба не поможет, можете обратиться в суд.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Надзор за продукцией в обороте
Как Роспотребнадзор проверяет качество продуктов?
Как Роспотребнадзор проверяет качество продуктов?
Сегодня, в День химика, расскажем о том, как проходит проверка качества продуктов в аккредитованные лабораторных центрах Роспотребнадзора.
Одно из важных направлений работы Роспотребнадзора – оценка доступности для россиян отечественных пищевых продуктов, способствующих устранению дефицита микро- и макронутриентов. В том числе – с помощью усиления лабораторного контроля за показателями качества пищевой продукции, представленной на полках магазинов.
Ежегодно Роспотребнадзор исследует в среднем 1198,6 тысяч проб продукции на содержание микробиологических агентов в пищевой продукции, 314,0 тысяч проб – на физико-химические показатели, 290,5 тысяч проб – на санитарно-химические показатели.
Отбор и анализ проб
Роспотребнадзор имеет право отбирать пробы продукции на лабораторные исследования в двух случаях: если товар является предметом плановой проверки или получено обращение о том, что употребление продукции может причинить вред жизни, здоровью граждан, либо ущерб уже нанесен.
Все нюансы, связанные с количеством проб продукта, непосредственным осуществлением отбора и методах исследований содержатся в нормативных документах – международных, национальных, региональных стандартах на отдельные виды продукции.
Далее пробы с соответствующими документами (протоколы отбора образцов/проб) направляют для изучения в аккредитованные лабораторные центры.
Лабораторные исследования
В лабораториях продукцию исследуют на определенные показатели качества и безопасности. Их перечень зависит от вида продукции. Нормативы на каждый вид продукции закреплены в законах и подзаконных актах, например, в технических регламентах Таможенного союза.
Что контролируют нормативы:
микробиологические агенты (бактерии группы кишечной палочки и др.),
химические вещества (бенз(а)пирен, ртуть, свинец и др.),
физико-химические вещества (белок, жир, крахмал и др.),
органолептические показатели (запах, цвет и др.),
Исследовав пробу, лаборатория выдает протокол лабораторных испытаний продукции. Далее он попадает в руки эксперта, который выписывает заключение о соответствии или не соответствии пробы требованиям качества и безопасности.
Если проба не соответствует требованиям качества и безопасности хотя бы по одному из оцениваемых показателей, она считается нестандартной, а соответственно – представляющей опасность для потребителя либо вводящей в заблуждение потребителя своими характеристиками.
Помните о том, что при покупке товара в магазине, всегда нужно внимательно изучить этикетку, посмотреть на срок годности и соответствие фактических условий хранения тем, что указал производитель. Если вы купили некачественный товар, увидели нарушение санитарных условий продажи, вам отказали в возврате некачественного продукта и в других случаях предоставления некачественных услуг или продажи небезопасных товаров, обязательно обратитесь в Роспотребнадзор.
По материалам сайта «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ» (https://здоровое-питание.рф)
© Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу 2011-2021
Адрес: 191025, г. Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д. 19
Существует ли контроль?
Проверки кулинарной и пищевой продукции разнятся. И разница здесь существенная. Огромный ассортимент кулинарии не удается проверять детально: невозможно отдельно сертифицировать каждый вид продукции. О том, как именно это происходит НП «Росконтроль» рассказала Елена Ермекбаева, руководитель органа по сертификации «Ростест-Москва».
Обязано ли каждое предприятие общественного питания проходить сертификацию?
Нет, сертификация услуг общественного питания является абсолютно добровольной.
Однако, во всем мире добровольная сертификация носит добровольно-принудительный характер. Невозможно продать несертифицированную продукцию или услугу. К этому принуждают потребители, в том числе, крупные заказчики. Добровольная сертификация становится непременным условием для участия в тендере, например компаний кейтеринга, бортового обслуживания. И претенденты на ответственный заказ все активнее стремятся вооружиться сертификатом, подтверждающим их компетентность и квалификацию.
Что именно подвергается проверке в ходе сертификации услуг общественного питания?
Добровольная сертификация услуг является аттестацией предприятия, включающей в себя сложный комплекс проверок практически всех без исключения структур компании. Начинается она с проверки организационных документов, дающих право предприятию на выполнение данных услуг, и обеспеченности нормативно-технологической документацией (методиками, рецептами, рецептурами), позволяющей производить качественную продукцию.
Экспертами проводится проверка технологических операций. Анализу также подвергается обеспеченность оборудованием, оснасткой, моющими средствами, а также договоры с поставщиками, сертификаты на все сырьё, договоры на техобслуживание оборудования и т.д.
Принимается во внимание всё: наличие собственных производственных помещений, складов, диспетчерской службы. Только последовательная проверка всех без исключения структур предприятия позволяет дать взвешенную оценку работе компании, без нее добровольная сертификация услуг невозможна.
Сертификация услуг общественного питания состоит из четырех основных направлений:
Мы выдаём сертификат на основе акта проверки и протоколов испытаний. Во-первых, проверяется исходный материал — все продукты, из которых производятся полуфабрикаты или готовые блюда. Например, мясо, из которого делаются котлеты: есть ли договоры с поставщиками и сертификаты на все виды продукции, которую предприятие закупает.
Дальше мы проверяем оснастку и оборудование. Для того чтобы продукт не пропал и был правильно приготовлен, должны быть правильно разделённые между собой цеха для соответствующих видов работ — рыбный цех, мясной цех, и так далее. Есть также требования к организации рабочих мест и наличию оборудования и оснастки в количестве, достаточном для проведения данного вида работ.
Кроме санитарии и оборудования, проверяется и квалификация исполнителя услуг. Конечно, требования здесь не такие жёсткие, как при сертификации, например, сервиса по ремонту электроники — но необходимое профильное образование у поваров должно быть.
Вывод о безопасности кулинарной продукции делается на основании испытаний, которые проводятся в специальных аккредитованных лабораториях. Для этого из каждой группы однородной продукции выбирается по одному изделию: выпечка, салат, мясное блюдо, у которых проверяется химический состав и проводится бактериологический анализ. Эти испытания гарантируют, что продукция, которую вы купите в кулинарии, будет безопасной для здоровья — вы не отравитесь. В системе сертификации ГОСТ Р мы не отвечаем за вкусовые качества. Первосортность продуктов, какую-то «вкусность» и прочие дополнительные параметры, например, наличие и сохранность определённых витаминов гарантирует другая система сертификации — «Ростест-качество». А сертификат ГОСТ Р значит, что в продукции этого предприятия нет ничего ни вредного, ни опасного.
Есть ли какая-нибудь разница между сертификацией услуг общественного питания и сертификацией пищевой продукции?
Кулинария — это огромный ассортиментный перечень. Не только салаты, вторые блюда, полуфабрикаты. Выпечка, могут быть даже конфеты. Мясо, солёная рыба, огурцы — что угодно. И мы не можем сертифицировать отдельно каждый вид продукции. Сертифицируется всё вместе, как услуга общественного питания.
Когда сертификацию проходит продукция, это обязательно ГОСТ или ТУ. И если там прописано «три грамма», «пять капель», то отклонение от прописанных норм недопустимо. А в услугах общественного питания руководит каприз клиента: хочу посолонее или послаще. Поэтому на услуги общественного питания распространяются рецепты, рецептуры, технологические карты. Именно по этим документам осуществляется услуга.
Это раньше мы все готовили дома, а сейчас мы покупаем салат в соседней кулинарии, небольшими коробочками, и каждый может выбрать на свой вкус. Кто-то предпочитает с варёной колбасой, кто-то с мясом, кто-то с курицей, кто-то без горошка. А если не нравится, можно добавить что-нибудь от себя, например, солёный огурчик. Главное быть уверенным, что в вашей кулинарии салаты не только вкусные, но и хорошо приготовленные, их можно есть без опасений.
Кулинария стремится угодить всем. У них может продаваться салат «Оливье» со ста названиями — купеческий, московский, студенческий, какой угодно. А если бы это сертифицировалось как производство, то на каждый из этих салатов пришлось бы делать свой сертификат и выверять рецептуры с точностью до грамма. В кулинарии это никому не нужно.
А что касается рецептуры, может ли потребитель предъявить претензию, что, допустим, в вашем салате горошка нет?
Если рецептура есть и она его предполагает, то да, может. Но в кулинарии почти как в ресторане: множество блюд на самый разный вкус. В ресторане вы можете попросить поджарить мясо с кровью, можете с хрустящей корочкой, можете с луком — это всё будет одна и та же строчка в меню. Рецепт и рецептура предполагают, что основной состав блюда сохраняется, но могут быть варианты в соответствии с требованиями и вкусами клиента. Поэтому вы можете заметить, что в том же салате заменили заправку с майонеза на более лёгкую. Рецептура это допускает. Кулинария в данном случае решает вопросы вкуса в больших масштабах.
Но, с другой стороны, это же не даёт гарантии, что твой сегодняшний бизнес-ланч – не из остатков вчерашнего банкета?
Таких методов проверки не существует. Но, как правило, на сертификацию приходят добросовестные производители. Говорят, что сертификация — это дорого, это проверки, это деньги. Всё верно, реальный «живой» сертификат не может стоить три тысячи, так как расходник на один тест стоит 500 рублей. А в кулинарии это минимум три продукта и два вида тестов. Если производство соответствует требованиям стандарта, то сертификация для него не стоит ощутимых денег, потому что гораздо большие суммы вкладываются в хорошую продуктовую базу и оборудование.
Конечно, сертификация не может гарантировать всего и защитить от случайностей. Сегодня всё проверили, а завтра использовали некачественное сырье. Чтобы свести случайности к минимуму, производитель, получивший сертификат, заключает договор с испытательной лабораторией на регулярную проверку своей продукции. Как правило, заключают все, потому что необходимо отслеживать производственный процесс и быть уверенными, что всё в порядке.
Кроме того, существуют регулярные проверки и со стороны органов контроля, и при выявлении несоответствия сертификат может быть аннулирован.
На добровольную сертификацию решаются организации, уверенные в своих возможностях и не страшащиеся объективной независимой оценки, готовые гарантировать высокое качество своих услуг, ориентированные прежде всего на потребителя.
На сегодняшний день существует большое количество органов по сертификации. Как производителю сориентироваться и правильно выбрать, к кому идти?
Сертификация – это своеобразный фильтр, выпускающий на рынок только качественных, добросовестных исполнителей услуг. Сертификат свидетельствует о том, что услуги, прошедшие проверку, не нанесут ущерб жизни, здоровью, имуществу граждан и окружающей среде. Очевидно, что орган по сертификации, принимая на себя такую ответственность, должен доподлинно убедиться в действительных возможностях компании, получающей сертификат. Деятельность организации – исполнителя услуги контролируется на всем протяжении срока действия сертификата: проводятся как плановые инспекционные проверки, так и проверки по жалобам потребителей. Только в этом случае выдача сертификата может считаться обоснованной.
Количество «недобросовестных сертификаторов» за последнее время увеличилось даже не в разы, а на порядки. Возникает такое ощущение, что на каждого производителя приходится свой орган по сертификации. При этом конкуренция среди «подвальных» органов столь велика, что единственным способом остаться на плаву для них является снижение стоимости сертификатов. Но всем понятно, что предлагаемая ими цена не может включить в себя затраты на испытания, анализ производства, оформление сертификата.
А как организован процесс сертификации услуг общественного питания у Вас в «Ростесте»?
Таким образом, орган по сертификации «Ростест-Москва» является одной из немногих организациий, способной обеспечить всесторонний контроль качества и безопасности с полным комплексом услуг по сертификации и испытаниям.