просите у меня и я отвечу вам аят
Просите Аллаха, и Он вам ответит!
Всевышний в Коране говорит: «Вы просите Меня, и я отвечу Вашим мольбам» (сура «Гафир», аят 60).
وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ
Этот аят нам поясняет, что мольба к Создателю не просто дозволена, но и желательна, ибо когда мы молим Аллаха о чём-либо, мы следуем Его же велению, ведь Он сам говорит нам «просите Меня». Это означает, что мольба есть один из видов поклонения, ибо поклонением является исполнение любого веления Творца. К сожалению, среди мусульман находятся такие, которые в силу своего невежества не просят Аллаха, стыдясь этого, мол Аллах ведь мне и так всё даёт и мне стыдно просить его о большем, чем Он мне дал. Однако так может сказать только невежа, поскольку Аллах любит, когда его просят. Потому что просящий демонстрирует свою немощность и нуждаемость в своём Создателе, выказывает таким образом своё рабство, низменность перед Аллахом и признаёт Его власть и господство!
الدعاء سلاح المؤمن وعماد الدين ونور السموات والأرض
Здесь будет уместным привести одну историю, в которой говорится, что некий человек увидел во сне, как Аллах спрашивает его. Он увидел во сне, что наступил Судный день, и что он спасся, и Аллах спрашивает его: «Знаешь ли ты, почему ты спасся, по какой причине?». Он отвечает: «Не знаю, о Аллах! Наверное, потому, что я молился, постился». Аллах ему говорит: «Намаз, что ты совершал – Я не принял, пост, что ты соблюдал – тоже не принял. Я не принял ничего из твоих деяний. Помнишь ли ты, в такую-то ночь, вы собрались на маджлис у некоего человека?». «Помню», – ответил он. «Там тебя попросили сделать дуа?». «Попросили», – ответил он. Его действительно просили делать дуа. «Эту твою мольбу Я тоже не принял», – сказал Аллах. «Когда в ту ночь на маджлисе ты делал дуа, все собравшиеся говорили «Амин!», и среди них был человек, мольбу, которого Я принял. И его «Амин!» на твою мольбу спасло тебя».
В целом о понятии и сущности мольбы можно прочитать в статье: «Как просить Всевышнего, чтобы мольба была принята». А в этом материале хочется обратить внимание на некоторые моменты:
1. Очень важно просить Всевышнего после обязательной молитвы, ибо дуа, совершённое в это время, принимается Аллахом. Доводом тому служит хадис, переданный от Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах), который рассказал: «Пророка (мир ему и благословение) спросили: « О, Посланник Аллаха! Какое дуа самое слышимое (принимаемое)?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Дуа, посреди ночи, и дуа после каждой обязательной молитвы» (имам ат-Тирмизи в книге «Сунан»188 /5).
Некоторые под словом дуа понимают только поднятие руки, просьбы, и по своему невежеству, не читая азкаров (молитвы, которые читал Пророк (мир ему и благословение)), выбегают из мечетей, тогда как Пророк (мир ему и благословение) читал очень много разных азкаров. Авторитетный учёный Ислама имам ан-Навави сказал: «…очень много азкаров, которых читают после обязательных молитв…» (книга «аль-Азкар» имама ан-Навави).
2. Также крайне желательно делать дуа коллективно, как это делают последователи всех четырёх мазхабов, после всех азкаров. Одному верующему предоставляют слово для дуа, а остальные говорят: «Амин!», что означает «Ответь, Прими» доводом же является то, что рассказали сподвижники:
Хабиб ибн Масляма аль-Фихри (да будет доволен им Аллах), который считался тем, чьё дуа принималось Аллахом, сказал: «Я слышал, как и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда соберутся мусульмане и, кто-то из них будет делать дуа, а другие говорить: «Амин», то Аллах примет их мольбу» (ат-Табарани в книге «аль-Муджма аль-Кабир» №3536; Хайсам сказал: «цепочка передатчиков достоверная»; имам аш-Шавкани в книге «тухфату аз-Закирин»; имам Хаким сказал: «хадис с достоверным иснадом»).
В этом хадисе ясно и чётко Пророк (мир ему и благословение), сам сказал, что если один совершает дуа, а другие говорят: «Амин!», то Аллах принимает их дуа. Потому, что тот, кто делает дуа и тот, кто говорит «Амин», наравне перед Аллахом, ибо по сути оба просят у Аллаха. Такой вывод можно сделать из Корана, в котором говорится:
Когда, пророк Муса (мир ему) делал дуа, то Хаман говорил: «Амин», Аллах ответил им, как в Коране сказано: «Сказал (Аллах): Поистине, их (Мусы и Хамана) дуа принята» (сура «Юнус», аят89»).
قَالَ قَدْ أُجِيبَتْ دَعْوَتُكُمَا
В этом аяте видно, что Аллах не только принял дуа, но и посчитал их (Мусу и Харуна) обоих, совершающими дуа.
Также говорят, что Пророк (мир ему и благословение) сказал Умару бин аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах): «Ты пришел на путь истины потому, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) говорил: «Амин», когда я делал дуа». Даже аналогии (киясу) противоречат, те, кто отрицают, что коллективное дуа было во время Пророка (мир ему и благословение), как рассказали сподвижники:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда, имам (руководитель) говорит: «Амин!», то, и вы говорите «Амин!» ибо, если ваш «Амин!» совпадёт с «Амин!» ангелов, то прощаются ему предыдущие грехи» (имам аль-Бухари в его книге «Сахих» №609). В этом хадисе даётся понять, что если один, в данном случае имам, сказал «Амин», и другие также будут говорить «Амин», то при совпадении с ангелами прощаются их грехи.
Поэтому, когда кого-либо просят сделать дуа, он не должен отказываться и перепоручать это другому. Потому что делающими дуа считаются и те, кто говорят «Амин», и вдобавок к этому в Исламе есть одно основополагающее правило, суть которого заключается в том, чтобы в земных делах предпочитать других, а в ахиратских – прежде всего самого себя! А дуа несомненно является ахиратским делом, поскольку оно является одним из видов поклонения Всевышнему и поэтому не подобает отказываться от его совершения.
Еще одной важной сунной является просить в своих мольбах для своих братьев по вере. Такая желательность обусловлена тем, что во-первых, мольба, в которой просят за своих братьев по вере принимается Всевышним, а во-вторых, просящий получает подобное тому, что просит для своего брата по вере. Об этом говорится в одном из изречений Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). «Когда мусульманин просит в своих мольбах за своего брата по вере в его отсутствии – его мольба бывает принимаемой Всевышним. И каждый раз, когда человек просит [благое] за своего брата по вере у его изголовья объявляется ангел, которому поручено Всевышним говорить «о Аллах, прими его мольбу» и дай ему подобное тому, что он просит для брата своего единоверца» («Канзуль-уммаль фи сунаниль-аквали валь-афъаль» № 3310).
دعاء المرء المسلم مستجاب لأخيه بظهر الغيب، عند رأسه ملك موكل به كلما دعا لأخيه بخير قال الملك آمين، ولك مثل ذلك
Пусть Всевышний примет мольбу каждого из нас и сделает нас из числа тех, кем Он доволен! Амин.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Взывай ко Мне, и Я отвечу
Живи в поисках Бога – и Бог не оставит тебя. (Лев Толстой)
Войны. Природные катаклизмы. Экономический кризис. Человеческая злость. Поломанные отношения с близкими. Болезненная апатия. Беспросветный туман. Гнетущая реальность. Разбитые надежды. Приближающийся конец.
Скажи мне, есть ли среди потомков Адама (мир ему) кто-нибудь, кто смог бы всего этого избежать? Нет! Таких людей среди обитателей голубой планеты нет. Каждый из нас должен в течение своей жизни пройти через испытание, и это нормально.
Почему нормально? Да потому что всё вышеперечисленное и есть ЖИЗНЬ. Абсолютно неважно, в каком положении мы пребываем в данный момент и что с нами происходит. Рано или поздно каждому из нас придётся пройти сквозь огненную пещеру и попасть в водоворот из собственных неудач, страхов и сомнений.
И какую бы осторожную игру мы ни пытались вести, нам не удастся этого избежать. Просто потому, что Сам Всевышний в Своей Книге сказал:
وَلَنَبْلُوَنَّكُم بِشَيْءٍ مِّنَ الْخَوْفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِّنَ الْأَمْوَالِ وَالْأَنفُسِ وَالثَّمَرَاتِ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُوا إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ
(смысл): «И Мы непременно испытаем вас страхом, голодом, бедностью, смертью любимых вами людей и потерей в плодах; и обрадуй терпеливых тем, что их в итоге ожидает благодатный Рай, тех (терпеливых), которые, когда их постигает какое-нибудь бедствие, осознавая, что они рабы Всевышнего Аллаха, говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и поистине, мы к Нему возвращаемся»». (сура Аль-Бакара: 155-156)
Благодаря этому аяту у тех, кто обманывает себя, спадает пелена с глаз, и им становится понятно, что избежать тягот и потерь в этом жерле вулкана (дунья) просто невозможно. Но это не повод впадать в депрессию, заламывать руки и закатывать глаза.
Не стоит считать, что в жизни тебе не фартануло, и ты самый что ни на есть последний из лузеров. Возможно, именно в этом кроется твоё очищение и твой тернистый путь к славе (Раю).
Изо всех сил
Многие из нас, сталкиваясь с проблемами в повседневной жизни, спешат опустить руки и обвинить клятый Космос в том, что тот к ним неблагосклонен, а госпожа Удача забыла их адрес.
Сказать по правде, оказываясь в затруднении, я сам порой ловлю себя на мысли, что всё настолько хитросплетено, что не облажаться я просто не мог. К этому добавляются наущения иблиса, что я редкий неудачник, которому, видимо, с самого утра перебегают дорогу все черные кошки города, за которыми толпами маршируют женщины с пустыми вёдрами. На самом деле, конечно, это не так. Проблемы – это связующее звено между рабом и Всевышним. И насылая их на нас, Он просто хочет, чтобы мы обратились к Нему. В тяжелейшие времена, при самом неблагоприятном раскладе и в наиболее напряжённых ситуациях Он готов тебя выслушать и помочь.
Повторяю, Он готов тебя выслушать и помочь! Потому что именно в такие моменты наиболее ярко проявляется наша рабская сущность, которая и является украшением наших душ. В моменты, когда мы испытываем боль, отчаяние и страх, мы, сами того не ведая, оказываемся к Господу намного ближе, нежели в минуты счастья.
Ключи
Со стороны кажется, что люди, попавшие в беду, порой тупо вырубают из розетки разум и предпочитают действовать по наитию. Мы начинаем паниковать и бить во все колокола, крича о том, что нам нужна помощь.
Мы умудряемся навести суету, обзванивая знакомых и полузнакомых людей. Попав в замес, многие из нас обращаются за помощью к близким и при необходимости просят родных замолвить за них словечко перед кем-то. Всё это делается с одной единственной целью – как можно быстрее разрулить ситуацию и сделать выдох.
При этом в глубине души (где-то в недрах человеческого сознания) у каждого верующего по умолчанию (в заводских настройках) горит маленький светильник. Это так называемый свет надежды на помощь Аллаха.
Это сияние и есть понимание того, что решение абсолютно ВСЕХ проблем находится во власти Всевышнего. В хадисе Аль-Кудси сказано: «Я разделил молитву между Мною и молящимся человеком на две части. Раб Мой получит то, что просит».
Однако нередко «маленький светильник» остается незамеченным на фоне громадного «прожектора» абсолютно глупой веры в то, что проблемы решают связи и «правильные» люди.
Стоит ли после этого удивляться, что разрубить Гордиев узел тягот порой оказывается невозможным. Стечение обстоятельств, кармическая составляющая и цыганское проклятие тут не причём. Чем больше мы полагаемся на людей и чем чаще к ним обращаемся, тем слабее становится наша вера в помощь Всевышнего и, соответственно, тем меньше мы её получаем. Почему так? Просто потому, что Господь сотворил нас рабами, которые будут в тяжелые моменты обращаться именно к Нему, а не возлагать пустые надежды на людей и толстый кошелек.
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который передаётся от Салмана (да будет доволен им Аллах), сказано:
إِنَّ رَبَّكُمْ تَبَارَكَ وَتَعَالَى حَيِىٌّ كَرِيمٌ يَسْتَحْيِى مِنْ عَبْدِهِ إِذَا رَفَعَ يَدَيْهِ إِلَيْهِ أَنْ يَرُدَّهُمَا صِفْرًا
«Поистине, ваш Всеблагой и Всевышний Господь является обладателем стыдливости и щедрости, и Он устыдится раба Своего, если тот возденет руки свои к Нему, и ему придётся опустить их пустыми». (Абу Дауд, 1488; Тирмизи, 3556; Ибн Маджах, 3865; Ибн Хиббан, 873)
Просьба
Раб постоянно должен чувствовать нужду во Всевышнем и обращаться к Нему с мольбами. Если он не получил ответ на мольбу, все ровно надо постоянно просить. Если же Всевышний ответил на мольбы, поблагодарить Его.
Просить и поминать Аллаха нужно постоянно во всех ситуациях и состояниях, особенно в священные дни и ночи и в святых местах и т. д.
Последняя флотилия
И ещё. В моменты, когда тебя накрывает отчаяние из-за того, что Он не исполнил твою мольбу спустя 0,00001 сек. после обращения, то вспомни вот о чём. Всевышний отвечает на мольбы грешников, дарует из щедрот Своих неверующим, предоставляет отсрочку в покаянии преступникам.
Неужели после этого ты думаешь, что Он оставит неотвеченным твой «звонок»? В хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Каждому из вас будет дан ответ, если только не станет он торопить события и говорить: «Я обратился с мольбой к Аллаху, но Он не ответил мне»». (Бухари, 6340; Муслим, 2735; Абу Дауд, 1484; Тирмизи, 3387)
Тут всё дело в том, насколько сильно ты в этом убежден, так как убеждение при обращении к Нему играет главную роль. Именно поэтому каждый нейрон нашего мозга должен быть пропитан формулой «Ля хавля ва ля куввата илля би-Лляхи-ль-‘аллиййи-ль-‘азым» ( لا حول ولا قوة الا بالله العلي العظيم ). Это, так сказать, квинтэссенция жизни.
Ведь, если пораскинуть мозгами, то вся наша жизнь построена на вере. Вере в удачу, в могущество олигархии, в магию чисел или во всемогущество Бога.
Те, кто в своей жизни предпочитает полагаться на стечение обстоятельств, как правило, оказываются обезглавленными. Имам Аш-Шафии говорил: «Пустые мечты рубят головы людей так же, как мираж обманывает того, кто его видит, и предаёт того, кто на него надеется». («Аль-Интика», стр.100)
Другие заливают в фундамент своего менталитета идею о том, что все проблемы можно решить посредством влиятельных толстосумов. Эта категория людей не допускает, что достаточно одного экономического кризиса, дефолта или проблем с законом чтобы толстый кошелёк всё потерял.
И лишь те, кто привык надеяться только на Всевышнего, никогда и ни при каких обстоятельствах не окажутся в числе проигравших. Просто потому, что их покровитель – Царь всех царей, всемогущий Аллах.
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Взывайте ко Мне и Я отвечу вам
«وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ ۚ إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ»
Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал: «Слово Всевышнего Аллаха:
«ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ» — означает: «Поклоняйтесь только Мне одному, Я отвечу вам». Всевышний Аллах повелевает нам поклоняться искренне только Ему, и не поклоняться кому-то, помимо Него, тогда Он ответит на наши мольбы, примет наше поклонение, простит наши грехи и смилуется над нами в День суда.
От Ан-Ну’мана бин Башира (да будет доволен им Аллах) приводятся слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал:
« الدُّعاءُ هُوَ العِبادَةُ» — «Мольба — это поклонение». Сказав это, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочёл аят:
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«ليسأل أحدكم ربه حاجته كلها حتى يسأله شسع نعله إذا انقطع »
«Пусть один из вас просит у Господа своего все потребности свои, даже завязки сандалей своих, если они порвались».
Сказано, что мольба — это оставление греха.
1. Когда Пророк Мухаммад отправился проповедовать ислам, ему было сказано: «Ты свидетель для твоей общины», а этой общине Всевышний Аллах сказал:
«وَكَذَٰلِكَ جَعَلْنَاكُمْ أُمَّةً وَسَطًا لِّتَكُونُوا شُهَدَاءَ عَلَى النَّاسِ وَيَكُونَ الرَّسُولُ عَلَيْكُمْ شَهِيدًا»
«И сделали Мы вас срединной общиной, дабы были вы свидетелями для людей, а Посланник был свидетелем для вас». Сура «Аль-Бакара» — «Корова», 143 аят.
2. Пророку было сказано: «Нет для тебя затруднений в религии», а этой общине Всевышний Аллах сказал:
«وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ مِنْ حَرَجٍ» — «И не создал Он вам затруднений в религии». Сура «Аль-Хадж», 78 аят.
3. Пророку было сказано: «Взывай ко Мне и Я отвечу тебе», а этой общине Всевышний Аллах сказал:
«ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ» — «Взывайте ко Мне и Я отвечу вам».
Приводит Лейс, от Шахра бин Хаушаб, что Убада бин Ас-Самит (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
أعطيت أمتي ثلاثا لم تعط إلا للأنبياء ، كان الله تعالى إذا بعث النبي قال : ادعني أستجب لك ، وقال لهذه الأمة : ادعوني أستجب لكم وكان الله إذا بعث النبي قال : ما جعل عليك في الدين من حرج ، وقال لهذه الأمة : وما جعل عليكم في الدين من حرج وكان الله إذا بعث النبي جعله شهيدا على قومه ، وجعل هذه الأمة شهداء على الناس
«Даровано этой общине три милости, которые не были дарованы никому, кроме пророков:
1. Когда Всевышний Аллах отправлял Пророка, то говорил ему:
«Взывай ко Мне и Я отвечу тебе», а этой общине (мусульман) Всевышний Аллах сказал: «Взывайте ко Мне и Я отвечу вам».
2. Когда Всевышний Аллах отправлял Пророка, то говорил ему:
«Нет для тебя затруднений в религии», а этой общине Всевышний Аллах сказал: «И не создал Он вам затруднений в религии».
3. Когда Всевышний Аллах отправлял Пророка то, говорил ему, что он делал его свидетелем для своего народа, а эту общину Он сделал свидетелями для всех людей». Этот хадис приводит хаким Ат-Тирмизи в сборнике хадисов «Красноречие основ».
Халид Ар-Риб’и сказал: «Удивительна эта община! Было сказано ей: «ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ» — «Взывайте ко Мне и Я отвечу вам». Аллах велел этой общине обращаться с мольбой и обещал им ответить, и нет между ними (приказом и обещанием) никакого условия». Один человек спросил его: «На что это похоже?» Халид Ар-Риб’и ответил: «На то о чём сказал Аллах:
وَبَشِّرِ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ ۖ كُلَّمَا رُزِقُوا مِنْهَا مِن ثَمَرَةٍ رِّزْقًا ۙ قَالُوا هَٰذَا الَّذِي رُزِقْنَا مِن قَبْلُ ۖ وَأُتُوا بِهِ مُتَشَابِهًا ۖ وَلَهُمْ فِيهَا أَزْوَاجٌ مُّطَهَّرَةٌ ۖ وَهُمْ فِيهَا خَالِدُونَ
«И обрадуй уверовавших и совершавших благие деяния, что для них уготованы сады, под которыми текут реки. Всякий раз как им приносят плоды, говорят они: «Это было дано нам ранее (в мирской жизни)». Приносят им похожее на плоды мирские, и для них в Раю супруги очищенные, и в Раю они навечно». Сура «Аль-Бакара» — «Корова», 25 аят. В этом аяте есть условие.
«وَبَشِّرِ الَّذِينَ آمَنُوا أَنَّ لَهُمْ قَدَمَ صِدْقٍ عِندَ رَبِّهِمْ» — «И обрадуй уверовавших, что им достойная награда у их Господа». Сура «Юнус», 2 аят. А в этом аяте нет условия совершать благие деяния.
«فَادْعُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ» — «И взывайте к Аллаху, очищая ради Него веру, хоть это ненавистно неверующим». Сура «Гафир» — «Прощающий», 14 аят. В этом аяте есть условие. А в аяте: «ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ» — «Взывайте ко Мне и Я отвечу вам», условия нет. Раньше людям приходилось просить пророков, чтобы они обращались с мольбой о решении их проблем».
Для того, чтобы мольба была принята есть определённые условия. Об этом красноречиво выразил великий шейх-суфий Ибрахим бин Адхам (да смилуется над ним Аллах). Шакик Аль-Бальхи (да смилуется над ним Аллах) рассказывает: «Шёл как-то Ибрахим бин Адхам (да смилуется над ним Аллах) по рынку Басры, Люди, завидев его, окружили с вопросом: «О, Абу Исхак! Всевышний Аллах сказал в своём Писании:
«وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ» — «И сказал ваш Господь: «Взывайте ко Мне и Я отвечу вам».
Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам
Обращение к Аллаху с мольбами — это поклонение Всевышнему и одно из проявлений покорности Ему. Раб Всевышнего обращается к Господу с мольбами, прося у Него помощи, защиты, милости и блага. Обращаясь к Всевышнему с мольбами, верующий показывает, что нуждается в Господе и не может обойтись без Него и признаёт собственное бессилие и слабость.
В одном из хадисов кудси Всевышний Аллах сказал: «О рабы Мои, все вы останетесь заблудшими, кроме тех, кому Я укажу правильный путь, так просите же Меня наставить вас на правильный путь, и Я наставлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого Я накормлю, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас! О рабы Мои, поистине, вы грешите ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же у Меня о прощения, и Я прощу вас!» [Муслим].
Благородный сподвижник ан-Ну‘ман ибн Башир (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обращение к Аллаху с мольбами есть поклонение», а потом прочитал: «Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”» (сура 40 «Прощающий», аят 60) » [Тирмизи; Абу Давуд; Насаи; Ибн Маджа].
Если же человек высокомерно отказывается просить Аллаха о чём-либо, то он навлекает на себя гнев Всевышнего. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что Аллах гневается на того, кто не просит Его ни о чём [Тирмизи и Ибн Маджа]. Ещё хуже поступает тот, кто обращается с мольбами к творениям, тем самым обожествляя их наряду с Господом миров.
Кто возьмётся изучать коранические аяты, содержащие предостережение от приобщения сотоварищей Аллаху, тот убедится, что в большинстве случаев Всевышний предостерегает нас именно от обращения с мольбами к кому-либо, кроме Него. В этом нет ничего удивительного, ведь именно с этой формой поклонения связано столько сомнений, неверных утверждений и нововведений.
Кроме того, обращение к Аллаху с мольбами объединяет в себе столько проявлений покорности Всевышнему, сколько не объединяет ни один другой вид поклонения. Оно требует «присутствия сердца», то есть максимальной сосредоточенности и собранности, а также устремления к Нему, связывания с Ним чаяний, надежды на Его милость, упования на Него, стремления к Его награде и страха перед Его наказанием.
Обращение к Аллаху с мольбами также требует поклонения Ему, которое раб осуществляет своим языком, то есть восхваления и прославления Его, поминания Его, засвидетельствования Его единственности, возвеличивания Его и страстного и смиренного воззвания к Нему. Оно также требует телесного поклонения Всевышнему — смиренного склонения перед Господом, демонстрации собственной слабости и бессилия и признания того, что сила и могущество — только от Аллаха.
Мольба-поклонение — это обращение к Всевышнему Аллаху посредством всех очевидных и сокрытых видов поклонения — слов, действий и намерений, которые наполняют сердца верующих осознанием Его величия. Сюда же относится отказ от всего, что Аллах запретил.
Мольба-просьба — это когда раб Всевышнего взывает к своему Господу, прося Его о том, что приносит ему пользу в мире этом и в мире вечном или о защите от того, что может причинить вред, или об избавлении от постигшей беды. Этот вид мольбы неразрывно связан с первым. Он наполняет сердца надеждой на милость Всевышнего и страхом перед Его наказанием, а также смирением перед Ним.
Обращение к Аллаху с мольбами — благороднейшее дело пред Аллахом. Это прекрасный способ приучить себя проявлять терпение и искренность на пути Всевышнего, уповать на Него, предавать себя Его воле и вручать Ему исход дел своих.
Сколько благ, тайных и явных, люди приобрели благодаря тому, что они обращались к Всевышнему с мольбами. Сколько раз обращение к Аллаху с мольбами становилось причиной побед и больших достижений в этом мире, а также восхождения на высокие ступени в мире вечном. Обращение к Аллаху с мольбами приносит огромную пользу, а милость Всевышнего к Его рабам поистине безгранична, и Он отвечает на наши мольбы в разной форме.
Обращение к Аллаху с мольбами — лёгкое поклонение, не ограниченное определённым местом, временем и положением. Человек может обращаться к Господу с мольбами днём и ночью, на суше, на море и в воздухе, в путешествии и в своём доме, будучи бедным и богатым, здоровым и больным, вслух и про себя, тайно и явно.
Обращение к Аллаху с мольбами — неотъемлемая часть жизни верующего. Оно сопровождает его по жизни и обеспечивает ему постоянную связь с Господом, ведь человек нуждается в своём Господе, в Его милости и защите всю свою жизнь, от колыбели до могилы.
Обращение к Аллаху с мольбами помогает верующему бороться со слабостями и ленью и даёт ему драгоценную возможность наслаждаться «беседой» с Господом. Оно укрепляет веру и увеличивает убеждённость в правильности выбранного пути.
Обращение к Аллаху с мольбами подобно щиту, который защищает человека от шайтана и от козней его помощников. Великий учёный ислама Ибн ‘Абд аль-Барр (да помилует его Аллах) сказал: «Широко известно, что шайтана можно прогнать с помощью чтения Корана, поминания Аллаха и азана, и об этом говорится в хадисах и в словах наших праведных предшественников».
Обращение к Аллаху с мольбами способствует избавлению от бед и несчастий. Сколько бед обошло людей стороной благодаря их мольбам, сколько трудностей было преодолено благодаря обращению к Аллаху с мольбами, сколько грехов простил Аллах Своим рабам благодаря их мольбам!
Если человек совсем не обращается к Всевышнему с мольбами — это повод предположить, что вера его слаба и далека от совершенства. Отказываясь обращаться к Господу миров с мольбами, человек как будто отворачивается от Аллаха. А кто отворачивается от Аллаха, от того отворачивается Аллах.
Обращение к Аллаху с мольбами приносит нам пользу не только при жизни, но и после смерти. При жизни человек обращается к Аллаху с мольбами за самого себя и за других. У того, кто обращается к Аллаху с мольбами за своего брата по вере в его отсутствие, есть основания ожидать ответа, поскольку ангел в этот момент говорит: «Аминь! И тебе да будет то же» [Муслим].
А после смерти человека обращение к Аллаху с мольбами становится нитью, которая связывает ныне живущих мусульман с уже умершими: живые обращаются к Всевышнему с мольбами за тех, кто уже покинул этот мир. В достоверном хадисе сказано: «Когда раб Аллаха умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх. Это непрерывная милостыня, приносящее пользу знание и праведный ребёнок, обращающийся к Аллаху с мольбами за него» [Муслим].
Но есть времена, когда Всевышний Аллах быстрее отвечает на зов Своих искренних рабов. Знающие люди пользуются этими благодатными мгновениями, чтобы довести свои просьбы до Всемогущего Господа и заручиться Его поддержкой. Имам Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) говорит о том, что способствует получению ответа на мольбу. Это последняя треть ночи, время, когда муэдзин призывает на молитву, время между азаном и икамой, время после обязательных молитв, период с восшествия имама на минбар перед пятничной молитвой и до окончания этой молитвы, а также короткий промежуток времени перед закатом солнца в пятницу.
И если верующий в состоянии ритуальной чистоты, с исполненным богобоязненности и смирения сердцем обратится лицом к кибле и возденет руки к небу, начнёт свою мольбу с восхваления Аллаха, потом призовёт благословение на Его раба и Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), потом истово попросит Всевышнего Аллаха о чём-либо, не сомневаясь в Его ответе, а потом раздаст милостыню, то его мольба не будет отвергнута. Особенно если он призовёт Аллаха словами, о которых Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что они обычно не остаются без ответа.
Имам Ибн аль-Каййим в своей замечательной книге «Благодатный дождь благих слов» пишет: «Мольба, которой предшествует поминание и восхваление Аллаха, лучше и имеет больше шансов не остаться без ответа, чем просто мольба. А если сюда добавляется сообщение раба Аллаха о своём положении и своей потребности в Господе и признание [Его милостей], то у взывающего ещё больше шансов получить ответ и эта мольба ещё лучше. Потому что в этом случае раб Аллаха ищет приближения к Нему посредством упоминания Его совершенных качеств, Его благодеяния и милости, и в добавление к этому косвенно указывает или говорит открыто о своей потребности в Нём и неспособности обойтись без Него».
Пусть же Всевышний Аллах примет наши мольбы и отдалит нас от всего, что становится препятствием для получения ответа!