пропорции каши для первого прикорма
Как вводить прикорм?
В мире существует множество схем введения прикорма детям первого года жизни. Зависит это от национальных особенностей питания и доступности специализированного детского. Даже в нашей стране есть региональные особенности по рекомендациям от педиатров.
В этой статье будет предложен подход питерской школы педиатров пошагового введения прикорма, предложенный профессором Воронцовым И.М. с учётом современных позиций.
1 шаг – каша или пюре из надземных овощей
2 шаг – пюре из подземных овощей или каша
3 шаг – мясное пюре
4 шаг – масло растительное
5 шаг – кисломолочный продукт
6 шаг – сливочное масло
7 шаг – творог
8 шаг – желток яйца
9 шаг – рыбное пюре
10 шаг – фруктовое пюре
11 шаг – хлебобулочные изделия
Чтобы совершить первый шаг, ребенку необходимо быть готовым к нему.
Признаки готовности к введению первого прикорма:
Наличие только одного признака готовности не является основанием для ввода прикорма. При наличии всех признаков следует начать вводить прикорм. При наличии нескольких, получить совет у педиатра.
После решения ввести прикорм следует выбрать первый продукт. Сначала определяемся с типом. Это может быть каша или овощ.
Основания для первого прикорма кашей:
Основания для первого прикорма овощами:
Нецелесообразно начинать с молочных продуктов и фруктов из-за высокого риска аллергии, пищевой непереносимости и нарушений пищевого поведения.
После выбора типа продукта определяем вид и форму.
Каши для первого прикорма: гречневая, кукурузная, рисовая
Форма: жидкая, безмолочная, без добавок, гипоаллергенная
Приготовление: на грудном молоке или основной смеси
Овощи для первого прикорма: кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква
Форма: пюре без добавок, гипоаллергенное
Выберите только один продукт по типу, виду и форме. Например, гречневая гипоаллергенная каша на грудном молоке.
Согласно современным требованиям к безопасности детского питания предпочтение отдаётся специализированным продуктам: «коробкам» и «банкам» с указаниями «гипоаллергенно» и/или «для первого прикорма». Изучайте состав, чтобы ничего другого, кроме овоща или крупы не было. Тем не менее, если родители уверены в качестве и безопасности тех продуктов, что едят сами, то допустимо использовать их для приготовления детского питания в домашних условиях.
Далее выбираем время когда даем первый прикорм. Обычно это после первой прогулки или продолжительного ночного/дневного сна без кормления. Стратегически помним, что каши дают на завтрак, а овощи на обед.
Затем определяемся с посудой, нужны индивидуальные две ложки и тарелка. Помните о безопасности и приобретайте качественную детскую посуду. Не кормите детей прямо из банок и иных упаковок для детского питания. Это формирует неправильное пищевое поведение, ведь сами вы едите с тарелки. Вручите во время кормления ребенку его ложку и позвольте подражать действиям взрослых за столом. Обязательно кушайте одновременно с ребенком, чтобы он закреплял свой пищевой интерес.
Блюдо прикорма готовим непосредственно перед кормлением. Количество не больше 150 грамм. Температура должна быть не выше температуры тела, а густота такая, чтобы не стекало с ложки при наклоне. Ребёнок снимает пищу с ложки губами и само собой почти сразу глотает.
В первый день дайте одну-две ложки для оценки первичного навыка и переносимости. Затем докормите основным питанием – грудным молоком или смесью. Приготовленный прикорм не храните до завтра.
На следующий день примерно в то же время предложите съесть в два раза больше, то есть две-четыре ложки. И каждый день увеличивайте в два раза предыдущий объём порции в тарелке. Ребёнок не обязан съесть всё, мы лишь предлагаем всё большие порции новой еды.
При вводе прикорма оцениваете следующие моменты:
При появлении отклонений от привычного состояния, позвоните педиатру или обратитесь на приём, временно остановив ввод прикорма.
При достижении предлагаемого объёма 150 грамм ввод первого прикорма можно считать состоявшимся.
Очень важный момент – речь идет о предлагаемом объеме питания, а не о съедаемом. Если ребенок из 150 грамм съест несколько ложек, то не нужно пытаться заставить съесть остальное.
Если хочется разнообразить блюдо первого прикорма, то новый продукт добавляем к введенному. Например, перед гречневой кашей предлагаем 2-4 ложки рисовой. На следующий день 4-8 ложек. И так далее до объёма 150 грамм. При этом количество гречневой будет уменьшаться, чтобы не увеличивать порцию.
Если разнообразие не очень важно, а хочется чаще кормить, то переходим ко второму шагу.
Второй шаг совершается по тем же принципам, что и первый. Формируем второй приём пищи. Выбираем другое время для приема пищи и другой продукт. Если первым вводили кашу на завтрак, то вводим овощное пюре на обед. Если первым вводили овощное пюре, то вводим кашу на завтрак или пюре из подземных овощей: картофель, свекла, морковь. Обратите внимание, что подземные овощи не заменяют надземные, но вполне могут заменить кашу.
Если на момент второго шага ребенку исполняется 7 месяцев, то ему предлагаем не более 170 грамм на прием. Съедать он может как все 170, так и 10 грамм. В этом нет ничего особенного. Наша задача – предлагать прикорм, а не заставить его съедать.
Если хочется разнообразия второго приема пищи, то далее предлагаем новые каши или новые овощи из перечисленных 10 продуктов (рис, гречка, кукуруза, кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква, картофель, свекла, морковь).
Если хочется быстрее накормить мясом, то переходим к третьему шагу. Добавляем к овощному пюре на обед мясное.
Вид мяса для первого знакомства, одно из трех самых гипоаллергенных: кролик, индейка, конина
Форма подачи: мясное пюре.
Приготовление: детские консервы или самостоятельно сваренное и протертое по старинке через сито (пропущенное в современном мире через самый крутой блендер).
Доводим до соотношения к овощному 1:3. Например, если овощного пюре ребенок ест 150 грамм, то мясного можем положить не более 50 грамм.
И снова, если хотим разного мяса, то после ввода одного, пробуем следующее из перечисленной выше тройки.
Если хочется разнообразия овощей и каш, то на четвертом шаге можем вполне этим заняться. Добавка растительного масла как раз производится вместе с вводом новых каш и овощей для формирования третьего приёма пищи. Масло выбираем то, которое любят папа с мамой. Подсолнечное, оливковое или рапсовое – не важно. Количество – не более чайной ложки на порцию каши или овощного пюре.
Напоминаю, что к этому шагу у нас есть завтрак и обед. Теперь можно озадачиться ужином. Принцип выбора всё тот же, что и для первого прикорма. Если ребёнку к этому шагу исполнилось 8 месяцев, то можем предлагать злаковые каши: овсянка, пшеничная, перловая. Если ещё не исполнилось, то пшенка. Из овощей можем предлагать помидоры, огурцы, сладкий перец, капусту белокочанную или брюссельскую.
С 8 месяцев в тарелку можно положить уже до 180 грамм овощей/каши. И это уже не пюре и жидкие каши, а блендированные овощи и густые каши для формирования начала жевания. А на обед варить суп с кусочками разваренных овощей и с добавкой нового мяса: свинина нежирная или мясо поросенка, говядина, курица.
С этого момента ребенок знакомится с аллергенными в нашем регионе продуктами и готов к пятому шагу. Это время кисломолочного прикорма.
Для детей на искусственном вскармливании это может быть кисломолочная смесь. Ребенок должен быть не младше 8 месяцев и учиться пить из чашки/поильника для ввода кефира или йогурта. Обычно эти продукты предлагаются на полдник или второй ужин в зависимости от режима конкретного ребенка.
Молочные продукты можно покупать готовые или готовить сами с помощью заквасок.
Помним, что начинаем с 1-2 чайных ложек и увеличиваем каждый день в два раза как каши/овощи. Количество конечного предлагаемого жидкого кисломолочного продукта не должно быть более 200 мл.
Если молочный прикорм прошёл без аллергии, то можем каши готовить на молоке и добавить сливочное масло, не более чайной ложки на порцию 200 грамм с 9 месяцев. Это шестой шаг, на котором можно пробовать новые каши и их сочетания. Или шагать дальше.
Седьмой шаг знакомит ребёнка с творогом. Покупаем в магазине детский или готовим сами с помощью заквасок. Такие можно давать ежедневно. Осаждённый хлоридом кальция или покупной, без маркировки «детский» из магазина, можем давать через один-два дня.
Время для творога – второй завтрак или полдник. Увеличиваем так же медленно, как мясо – по 1-2 чайных ложки в день. Максимальное количество предлагаемого – не более 50 грамм. А съедаемого, как и всегда, по аппетиту малыша.
На восьмом шаге вводим ещё один аллергенный продукт – желток яйца. Используем те, что ест семья – куриное или перепелиное, а может индюшки или цесарки – не имеет значения. Начинаем с 1/4 куриного (индюшки, цесарки) или 1/2 перепелиного. Добавляем к готовым блюдам из овощей или просто вприкуску на обед. Давать можно ежедневно в течение 10-14 дней, оценивая реакцию. Если она не возникла, то можно либо расширять ассортимент каш, овощей, мяса, либо шагать дальше.
Девятый шаг знакомит с рыбой. Если семья её не ест, то можно и пропустить. Если ест, выбираем сначала белую и даём вместо мясного пюре два раза в неделю. Соотношение к овощам 1:4. То есть, если овощей едим уже 200 грамм с 9 месяцев, то рыбы можно положить не более 50 грамм.
Не требуется медленного увеличения продукта, так как реакции не зависят от количества, а организм после ввода мяса рыбу переварит уже хорошо. Если реакции за две недели знакомства не возникло, то можно предложить красную в следующие две недели. Или шагать дальше.
Десятый шаг – фрукты. Да, время для них пришло только сейчас, поскольку это самый вкусный продукт. А вкусное даётся на десерт или второй завтрак. Для первого знакомства выбираем: яблоко, грушу, банан.Количество с 1-2 чайных ложек, но после уже введенных блюд прикорма, увеличивая ежедневно в два раза.
Форма: пюре, протертые фрукты, ниблер, компот.
Время для того чтобы предложить ребенку фрукты: второй завтрак, как десерт на обед или ужин, полдник с творогом.
Максимальное количество на прием определяется количеством месяцев, умноженным на десять. То есть, в 9 месяцев это 90 мл компота или 90 грамм пюре. Число приемов в пищу фруктов может доходить и до пяти, но не вместо каши, овощей, мяса и молочного, а именно в качестве десерта.
Не стоит использовать компоты в качестве питья между приемами пищи. Не нужно использовать фрукты в качестве перекуса между приемами пищи. Содержащиеся в них простые сахара меняют пищевое поведение детей, а так же угрожают развитием кариеса.
На текущий момент признано нецелесообразным использование в питании детей первого года жизни фруктовых соков. В качестве питья между основными приемами пищи используйте воду или просто дайте грудь.
На ввод одного фрукта 7-10 дней, затем предлагаем следующий, если хотим разнообразия. Можно уже предлагать фрукты кусочками для формирования навыков откусывания и продолжения жевания. Или шагаем дальше.
Одиннадцатый шаг знакомит с последним аллергеном и самым распространенным продуктом в нашем регионе – пшеницей. Выбор здесь огромный, но сначала предложим хлебобулочное изделие в качестве добавки к нашим пяти приемам пищи: хлеб, сухари, сушки, простое печенье. Количество не более 5-10 грамм на прием. Число приемов тоже может доходить и до пяти.
Реакцию оцениваем две недели, затем можем разнообразить или начать вводить все остальные изделия из пшеницы, которые любят папа с мамой.
На этом шаги прикорма заканчиваются и все новые продукты просто добавляются к имеющимся один раз в 7-10 дней.
Ребенок питается по режиму
завтрак: молочная каша+масло+компот
2 завтрак: фрукты и йогурт/кефир
обед: овощи+мясо+масло+желток+хлеб+/-компот
полдник: фрукты и творог+сушка/печенье
ужин: овощи+/-рыба +хлеб+/-фрукты
Ребенок продолжает получать грудное молоко так, как удобно маме. На искусственном вскармливании происходит полная замена бутылочки и перевод на питье смеси из чашки.
Все возникающие проблемы питания обсудите с Вашим педиатром.
Энциклопедия мам
Введение
Прикорм – все продукты питания (кроме смесей и грудного молока). Для детей раннего возраста это – каши, пюре, соки, морсы, чаи и прочее.
Цель введения прикорма состоит не только в том, чтобы насытить ребенка, но и в том, чтобы обеспечить поступление в его организм питательных веществ в адекватном возрасту количестве и качестве. Ребенок первого года очень интенсивно растет и развивается. Питание должно давать организму ресурсы, за счет которых и происходит это развитие. Каши, т.е. зерновой прикорм, необходимы младенцу как источник углеводов, растительных белков, жиров, витаминов и минеральных веществ.
Состав каш можно улучшить добавлением в него пребиотиков, жирных омега-кислот, различных дополнительных функциональных ингредиентов и, конечно, адаптированных молочных смесей. Речь, конечно, идет о кашах промышленного производства, польза которых перед кашами домашнего приготовления теперь не подлежит сомнению.
Когда вводить каши?
Как понять, что ребенок готов к прикорму?
Какую кашу выбрать?
При введении зернового прикорма рекомендуется придерживаться определенных принципов выбора каши.
Оптимальные каши для первого зернового прикорма
Обе каши Kabrita® – монокомпонентные, приготовлены на адаптированной смеси на основе козьего молока, что представляет двойное преимущество для неокрепшей пищеварительной системы ребенка. Адаптированная молочная смесь делает переход к кашам максимально щадящим и продолжает эффект грудного вскармливания, а козье молоко как основа смесей отлично усваиваются и хорошо переносится детьми раннего возраста.
Каши Kabrita® дополнительно обогащены пребиотиками и уникальным жировым комплексом DigestX®, который улучшает пищеварение, повышает энергообмен и улучшает усвоение кальция.
Каши Kabrita® готовится из муки риса, гречки и других злаков. Для получения более нежной и щадящей консистенции часть зерна подвергается технологии бережного расщепления, что позволяет ребенку быстрее и легче переваривать кашу, а также придает блюду сладость без добавления сахара.
Как вводить кашу?
Календарь введения каш
Каши для последующего прикорма вводите согласно возрастным рекомендациям на упаковке, которые соответствуют нормативам ТС ( с поправкой на сроки введения овощей и фруктов):
ВНИМАНИЕ: Информация носит исключительно справочный характер, все дети индивидуальны, по любым вопросам питания и здоровья своего малыша обязательно проконсультируйтесь у лечащего педиатра.
Публикация подготовлена на основе:
1.Национальная Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. СОЮЗ ПЕДИАТРОВ РОССИИ, НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ДИЕТОЛОГОВ И НУТРИЦИОЛОГОВ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМН, НИИ ПИТАНИЯ РАМН
2.Организация детского питания. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1940–05
Прикорм кашами
Каша – это блюдо прикорма с высокой энергетической ценностью. Каша относится к продуктам прикорма на зерновой и зерно-молочной основе и является одним из основных источников углеводов, растительных белков, жиров, пищевых волокон, минералов и витаминов. В соответствии с международными рекомендациями злаковые продукты прикорма (муку и сухие каши) обогащают кальцием, железом и основными витаминами.
Каша для первого прикорма
Каша для первого прикорма вводится в рацион с учетом особенностей развития и здоровья конкретного ребенка с 4,5–5-ти месяцев как дополнительный источник энергии детям со сниженной массой тела, учащенным стулом. Особенно целесообразно назначение каш в качестве первого прикорма ребенку с диагнозом «гипотрофия» (это хроническое расстройство питания, характеризующееся дефицитом массы тела по отношению к росту и возрасту). При вирусных диареях (например, при ротавирусной инфекции) в качестве прикорма используются безмолочные каши на рисовом отваре. Таким деткам показано высококалорийное питание, и каша для них является самым оптимальным блюдом первого прикорма.
Каша как блюдо второго прикорма
Если вы уже ввели первым овощной прикорм, ваш ребенок нормально себя чувствует и развивается, значит, наступило время второго прикорма. Желательно второй прикорм вводить после полной замены одного кормления предыдущим прикормом – овощным пюре. Кашу из круп начинают вводить по правилам примерно через 3-4 недели от начала введения предыдущего (первого) прикорма.
Какие бывают каши
Какую выбрать кашу для первого прикорма
Статьи по теме
Прикорм на основе злаков следует начинать с безглютеновых безмолочных монокомпонентных круп (рисовой, гречневой, позднее кукурузной) и такие крупы не должны содержать никаких добавок. Каши разводят водой, грудным молоком или детской смесью. То есть первые каши разводят (если каша быстрорастворимая) или варят только из одного вида крупы без добавления соли и сахара (сахар и соль нежелательно добавлять в кашу до 1 года).
У детей с атопическим дерматитом и пищевой аллергией на первом году жизни не рекомендуется введение молочных каш и каш из круп, содержащих глютен.
Дети со склонностью к запорам нуждаются в повышенном потреблении пищевых волокон, и в их рацион целесообразно вводить, в первую очередь, гречневую и кукурузную кашу, избегая риса.
Детям с неустойчивым стулом следует шире использовать в питании рисовую кашу, ограничив потребление овсяной и гречневой каш.
После введения безмолочных каш можно постепенно переходить на безглютеновые молочные каши. Пищевая ценность молочных каш существенно повышается, так как молоко является источником белка, жира, кальция и витаминов. И только потом вводят каши, содержащие глютен – овсяную, пшеничную, манную. Причем самую минимальную пищевую ценность имеет именно манная каша, которая пользуется огромной популярностью у старшего поколения, но не рекомендуется педиатрами нашего времени детям до года. В манной каше низкое содержание белка, пищевых волокон, витаминов группы В, калия, фосфора, железа, а также практически отсутствует йод. Именно поэтому манную кашу врачи еще называют «пустой».
Безглютеновые и глютенсодержащие каши из смеси 3 и более зерновых компонентов вводят детям, не ранее 6 месяцев жизни (в случае получения первого прикорма в возрасте 4-5 месяцев).
Понемногу после 8-9 месяцев при приготовлении каш в домашних условиях в конце варки рекомендуется добавлять в них ягоды, фрукты (сухофрукты) или овощи.
После 1 года при приготовлении каш можно использовать цельное коровье молоко и только в случаях, если у ребенка на него нет аллергии.
К продуктам прикорма на зерновой основе относится также специализированное растворимое печенье для детского питания. Растворимое печенье, которое очень близко по своим свойствам к кашам легко растворяется в воде или грудном молоке, превращаясь при этом практически в кашу, которую можно давать младенцам.
Правила введения прикорма кашами
Пример введения каш
Вначале даем ребенку 1-2 чайные ложки гречневой каши, затем докармливаем грудным молоком или молочной смесью. При условии хорошей переносимости каши на следующий день увеличиваем ее объем и за пять-семь дней 5% гречневую кашу доводим до возрастной нормы. Еще неделю даем ребенку 10% гречневую кашу и полностью заменяем утреннее кормление кашей. На следующий день предлагаем ½ или 1 чайную ложку каши из другой крупы – риса; далее докармливаем до возрастной нормы гречневой кашей. Постепенно количество рисовой каши с каждым днем увеличиваем, вытесняя гречневую кашу.
Первый прикорм
Содержание:
После того, как налажено грудное вскармливание или подобрана искусственная смесь, следующая задача, которую решают родители — научить кроху есть что-то кроме молока или смеси, то есть прикорм.
Как правильно вводить прикорм?
Педиатры постоянно пересматривают правила введения прикорма, и рекомендации, с чего начать, становятся все менее строгими.
Когда вводить прикорм?
Время, когда ребенок начинает нуждаться в более плотном питании, можно определить по некоторым признакам в развитии. Он:
может сидеть с небольшой поддержкой или без нее,
не выталкивает твердые предметы, которые оказываются у него во рту (этот рефлекс обычно угасает к 4-5 месяцам),
засовывает в рот разные объекты, в том числе свои руки, тянется к еде, когда видит, что едят другие,
может отвернуться от ложки, если не хочет есть.
Почему не нужно вводить прикорм раньше?
Потребности ребенка в энергии, витаминах и микроэлементах до полугода полностью удовлетворяются грудным молоком или адаптированной молочной смесью. Когда-то при искусственном вскармливании прикорм грудничка начинали раньше, но это было связано с недостатками старых молочных смесей, которые удалось исправить в современных.
До 6 месяцев пищеварительная система не приспособлена к разнообразной плотной пище, а кроме того, высок риск подавиться, поскольку ребенок еще не умеет глотать правильно ничего, кроме жидкостей. Поэтому не рекомендуется 2 давать каши с хлопьями из бутылочки ребенку, который ест лежа.
С чего начинать прикорм?
Ответ может быть неожиданным, но вы можете начать прикорм с любых не запрещенных для малышей продуктов подходящей консистенции. Дети до 8 месяцев обычно не умеют жевать и могут подавиться твердыми кусочками, поэтому им нужно превращать все продукты в пюре, которое со временем можно делать все более густым.
Нет подтверждений того, что порядок введения прикорма как-то влияет на здоровье ребенка.
Также до года не рекомендуется поить ребенка большим количеством коровьего молока и давать ему мёд. Но причина не в аллергии, а в том, что коровье молоко содержит мало железа, а мед может содержать споры бактерий, вызывающих ботулизм.
Конечно, не следует давать жирные, соленые, содержащие искусственные красители и консерванты продукты, но большинство родителей вряд ли решит это сделать.
Как это ни удивительно, по современным рекомендациям 1,2,5 на этом запреты заканчиваются. Вы можете выбрать абсолютно любой вид овощей и фруктов любого цвета, любое нежирное мясо, крупу или детский кисломолочный продукт и начать прикорм с него.
Для домашнего использования не актуальны сложные таблицы введения прикорма по месяцам с точностью до 2 недель и 10 граммов. У вас же нет задачи рассчитать стоимость продуктов для 500 грудничков на год. Вы будете ориентироваться на аппетит и вкусы своего малыша, а также семейные традиции питания.
Схема введения прикорма и аллергия
Как заменять кормления прикормом?
На эту тему не проводилось строгих исследований, поэтому нельзя сказать, что какая-то методика точно лучше другой. Многие врачи рекомендуют сначала давать прикорм, а потом грудное молоко или смесь, чтобы ребенок не успел насытиться и охотнее ел непривычные пюре.
Однако иногда советуют сначала дать грудь или бутылочку, чтобы ребенок настроился на прием пищи, а не на игру с ней, потом дать прикорм, потом докормить жидким питанием. Может быть, кому-то будет удобнее сначала делать так, а когда ребенок привыкнет есть с ложки, переходить к первому варианту.
Как быстро вводить новые виды продуктов?
Нет необходимости давать малышу сразу несколько видов новой еды. Он в любом случае не голодает, и разумно делать перерывы несколько дней (чаще всего рекомендуют 3 дня) перед следующим продуктом.
Сначала дают совсем небольшое количество еды (примерно половину ложки). Если все в порядке, можно постепенно увеличивать порцию. До скольких граммов? До маленькой детской мисочки. Совершенно не обязательно взвешивать порцию на весах. Все равно ребенку надо дать столько, сколько он охотно согласится съесть.
Имеет смысл отложить ввод нового продукта на несколько дней, если ребенок болеет или ожидается какое-то значимое изменение (например, смена молочной смеси или места жительства). Тогда будет легче понять причину возможной реакции.
«Педиатрический» и «педагогический» прикорм
Педагогическим называют метод введения прикорма, когда ребенку дают очень маленькие кусочки еды с общего стола, когда ест вся семья. Часто его противопоставляют педиатрическому, когда ребенка специально сажают в стульчик и пытаются как-то сделать так, чтобы он съел количество определенной еды, написанное в специальной таблице.
На самом деле никакого противопоставления этих двух видов прикорма нет, и нет четких границ между ними. Никакой современный педиатр не требует ребенка есть строго 150 г именно брокколи обязательно в одно кормление.
Как продолжать введение прикорма?
В 8-10 месяцев дети научаются откусывать и жевать пищу (даже если еще нет зубов, им можно начинать давать кусочки плотных продуктов, например, овощей, но по-прежнему они могут подавиться твердыми продуктами, например, нельзя давать орехи или семечки.
ВОЗ и все врачебные организации мира рекомендуют продолжать кормление грудью по крайней мере до 1 года (ВОЗ даже дольше, но это важно в странах с плохим питанием и гигиеной). Дальше это не имеет несомненных преимуществ для здоровья при полноценном основном питании.