проекция меня projection me
«Ты проецируешь!» Как распознать психологическую проекцию и что с ней делать
В повседневной жизни мы часто говорим: «Ты проецируешь на меня свои чувства!», «Поставь себя на мое место!», «Разговаривая со мной, ты имеешь в виду кого-то другого!» Иногда кажется, что собеседник не замечает вас и обращается исключительно к собственным образам и представлениям, а иногда мы и сами так себя ведем. Какими бывают проекции, почему они мешают и можно ли использовать их во благо?
клинический психолог, психотерапевт, философ, автор четырех книг и ведущая телеграм-канала «Психология и медитация. Психотерапевт Наталья Кайрос». Более подробную информацию можно найти на сайте автора.
Понятие «проекция» предложил отец психоанализа Зигмунд Фрейд. Он описал ее как защитный механизм, оберегающий «Я» от травмирующих переживаний. Травмирующие события, от которых психика стремится защититься, могут происходить как во внешнем мире, так и в нашем бессознательном.
Проекция — это перенос внутреннего состояния на других людей и ситуацию, это происходит вне нашего сознательного контроля.
Звучит неплохо! Но механизм проекции, который должен исключительно защищать нас, иногда порождает новые проблемы. Если обобщить, основная проблема проекции — отсутствие ясности. Из-за этого мы не способны адекватно оценивать себя и окружающих — а значит, всё больше запутываемся и повторяем свои ошибки раз за разом.
Как мы проецируем
Обычно выделяют три стадии проекции, которые последовательно сменяют друг друга.
Однако проекции не всегда связаны с негативными чувствами. В случае позитивной проекции мы идеализируем других людей, приписывая им качества, которые по каким-то причинам не проявляем сами. Например, дачница, которая стесняется угостить соседей клубникой — а вдруг они подумают, что она навязывает свою дружбу? — будет восхищаться волонтерами, привозящими дрова малоимущим пенсионерам.
Бывает трудно отличить проекцию от эмпатии, ведь мы можем сопереживать другим людям, разделять их чувства. Чаще всего сопереживание и проекция идут рука об руку.
Об этом хорошо знают психологи, которые постоянно имеют дело с переносами и контрпереносами. К этому вопросу мы еще вернемся.
Какими бывают проекции
1. Атрибутивная проекция
Самый распространенный вид проекции — приписывание другим людям своих чувств и намерений. При этом в основном мы проецируем теневые, тщательно скрываемые черты собственной личности, которые считаем нежелательными.
Чтобы понять, какие качества вы отвергаете в себе, задумайтесь, что вас больше всего раздражает в окружающих.
На приеме женщина 35 лет, разведенная мать двоих детей, рассказывает, что вынуждена прибегать к помощи матери, которая постоянно «учит ее жить», дает советы по воспитанию детей и вторгается в решение всех бытовых вопросов. Клиентка говорит, что стремится к установлению со своими детьми дружеских отношений, прислушиваясь к потребностям и желаниям. А вот поведение авторитарной матери мешает этому и вызывает сильнейшее раздражение.
В ходе сеанса выясняется, что на работе женщина — начальница отдела и считает своим долгом контролировать деятельность всех сотрудников. Ее профессиональные опасения основаны на страхе упустить важные детали, что может привести к финансовому ущербу.
В процессе терапии мы говорили о делегировании ответственности. «Удивительным образом» поведение матери поменялось через несколько недель. Осознав собственную потребность в контроле, клиентка признала в себе тщательно скрываемую авторитарность и сумела найти ей выражение. Женщина предложила определить дни, когда с детьми будет оставаться одна бабушка, и перестала вмешиваться в то, что происходит в это время.
В описанном случае речь шла об атрибутивной проекции: клиентка переносила собственные мотивы и чувства на мать. Распознав этот механизм, она перестала болезненно реагировать на поведение бабушки детей.
Опыт показывает, что часто в отношениях, которые клиент называет токсичными и деструктивными, он проецирует собственные теневые стороны. Признать такое положение дел в ходе терапии оказывается весьма непросто. В свою очередь, психологу приходится маневрировать на тонкой грани между ретравматизацией и способностью трезво взглянуть на отрицаемые стороны клиента.
2. Рациональная проекция
Рациональная проекция тоже очень распространена. В этом случае человек склонен видеть обстоятельства и других людей как совершенно не зависящие от него факторы. Достаточно послушать тех, кто, жалуется на «новые времена» или «потерянное поколение», перестройку, лихие 1990-е или пандемию.
В крайнем варианте этой проекции человек ощущает, что его судьба полностью зависит от обстоятельств, которые не оставляют ему выбора: одним только нам просто «не везет», а у других были «все условия».
Рациональные проекции часто становятся конвенциональными, то есть их разделяют большие группы людей. Например, огромный массив проекций можно наблюдать в горячих спорах противников и сторонников вакцинации. Представители обоих лагерей апеллируют исключительно к «объективным» данным, которые якобы игнорируют их противники — только объективность такого рода часто не выдерживает критики.
3. Аутистическая проекция
Аутистическую проекцию бывает довольно сложно распознать. Это восприятие других людей и внешних обстоятельств исключительно из собственных чувств и желаний. Как правило, мир воспринимается как несправедливый и агрессивный.
Такая проекция характерна для людей с нарциссическими чертами. Однако так или иначе большинство из нас время от времени склонны к таким проявлениям.
«Никому нет до меня дела. От меня все только что-то хотят: муж, дети, даже мамочки из родительского комитета. Чувствую себя дойной коровой. Как будто я всем всё должна. Если время от времени не буду устраивать скандалы, меня сожрут окончательно».
За альтруизмом и образом жертвы обстоятельств и хищного окружения женщины проглядывает стремление доказать свою значимость. Выйти из пресловутого треугольника Карпмана с жертвой, спасителем и преследователем в этом случае оказывается весьма непросто. Проективный материал словно непрестанно дробится.
В описанном случае клиентке было сложно осознать свои проекции. Позже выяснилось, что они были психологической защитой, связанной с проявлением весомой вторичной выгоды, отказаться от которой женщина не пожелала. Дело в том, что после рождения второго ребенка ей пришлось отказаться от выгодного карьерного предложения и представление о собственной ценности стало связываться исключительно с вопросами семьи. Поэтому, чтобы поддерживать ощущение своей значимости, клиентка выбрала позицию жертвы, время от времени заявляющей о себе проявлением агрессии.
4. Комплементарная проекция
Комплементарная проекция — это приписывание другим людям черт, свойственных нам самим. Мы уже немного затронули эту тему, когда речь шла об эмпатических переживаниях.
Принято считать, что мы «притягиваем» в свою жизнь похожих на нас людей. Они и правда могут обладать качествами, сходными с нашими. Но в то же время нередко мы просто приписываем им свойства, которыми обладаем сами.
Человек, попавший в группу по творческому саморазвитию, будет склонен обнаруживать у других участников креативные черты, присущие ему самому, — при этом сам он о своих способностях может не подозревать или только смутно догадываться об их существовании.
Комплементарная проекция, пожалуй, самый неустойчивый из всех видов проекции. Именно с ее динамикой связаны разочарования, обесценивание отношений, переосмысление своего опыта. С другой стороны, комплементарная проекция — важный элемент едва ли не любого обучения, ведь так человек может сопоставить себя с другими и развиваться в соревновании с ними.
Как распознать проявления проекции
Проекция в психотерапии
Многие смотрели фильмы и читали книги о сложных отношениях между клиентом и психотерапевтом: неудержимая страсть между ними — излюбленный прием сценаристов.
В процессе психотерапии механизм проекции обретает некоторые особенности. Нередко (но не всегда!) проекция принимает форму терапевтического переноса — это такая ситуация, когда клиент переносит свою любовь или любые другие чувства на специалиста. А контрперенос — это то же самое, но со стороны терапевта, когда он испытывает некие чувства к клиенту.
Если контролировать эти явления и использовать их в терапевтических целях, они вполне считаются нормальными и зачастую приводят к глубоким инсайтам клиента. Но если оставить перенос без осознанного внимания, он приведет к большим потрясениям и ретравматизации человека.
Опытный специалист может распознать перенос и сделать его частью терапевтического процесса, не травмируя клиента. Часто людям довольно трудно признаться в чувствах к терапевту и, столкнувшись с этим, они прекращают терапию. Однако если помогающему специалисту всё же удается распознать проекцию, то терапевтический процесс обретает особую силу.
В любом случае о терапевтических проекциях стоит помнить и, обнаружив сложные чувства по отношению к своему терапевту, непременно обсудить их. Опытный специалист отнесется к этому с пониманием.
А вот осуждение или иные реакции с его стороны могут быть сигналом, что вам пора расстаться.
Проекция с точки зрения юнгианского анализа
Юнгианское направление в психотерапии делает особый акцент на обнаружении и возвращении проекции. Одна из ключевых идей — представление о том, что энергия, вложенная в проекцию, становится как бы отрезанной от человека, и это вызывает дезинтеграцию личности.
Карл Густав Юнг считал большой проблемой слияние бессознательного человека с внешним миром в процессе проецирования. Тогда человеку становится сложно выделить себя из потока событий. Нередко за этим следуют тревожные сигналы, свидетельствующие о нарушении его адаптации к миру.
Как с этим работают юнгианские аналитики? Они направляют внимание клиента так, чтобы он смог признать ментальный образ внутренним явлением, а не внешним — тогда ценность или энергия, вложенная в образ, может вернуться к человеку.
Важно понимать, что существует большая разница между проекцией и ошибкой. Вот как об этом пишет юнгианский аналитик Мария фон Франц:
«Разница между проекцией и обычной ошибкой в том, что ошибка может быть легко исправлена через получение верной информации и впоследствии растворится, подобно утреннему туману в первых лучах солнца».
Как показывает опыт, избавление от проекций — процесс куда более сложный, чем коррекция ошибочных суждений.
Проективные методы в психодиагностике
В психодиагностике проективные методики занимают важное место. Их используют в ходе патопсихологического эксперимента и на их основании ставят диагноз.
Работа с проективными методиками сложна, а обучение занимает немало времени. Неграмотный специалист и самостоятельная интерпретация могут принести гораздо больше вреда, чем пользы. Мне часто приходится слышать примеры ошибочных интерпретаций, которые иногда вызывают улыбку, а иногда — негодование.
Человеку, предпочитающему оттенки красного, порой приписывают чрезмерную активность и демонстративность; мужчине, которые любит разводить цветы, — эротическую страсть; коллекционирующему ножи ребенку — скрытую агрессию. Парадоксально, но подобные интерпретации часто сами являются плодами проекции специалистов.
Умелое использование проективных методик открывает действительно впечатляющие перспективы. Статистические и количественные методы, стандартные тесты чаще всего неспособны проявить то личное и сокровенное, благодаря чему становится возможным исцеление клиента. А визуальное мышление, которое активируется в ходе применения проективных методик, позволяет избежать ловушек рациональности: чрезмерное влияние «разумных рассуждений» нередко ведет к очерствлению и потере сокровенных смыслов.
Как могут помочь метафорические карты
Метафорические ассоциативные карты (МАК) за два десятилетия стали очень популярны. Психологи самых разных направлений успешно используют их для диагностики и коррекции.
Существуют сотни колод метафорических карт: оракулы, ассоциативные карты, Таро, используемое в психологическом ключе… Обилие методик порой вызывает замешательство. Многие колоды имеют изначальную фокусировку: например, для работы с личными границами подойдут карты «Окна и двери», любимая мною колода «Архетипы и тени» позволит поработать с межличностными проблемами, а к детским травмам удобно применить карты «Из сундука прошлого». В своей практике я часто работаю с «Оракулом Симболон» — удивительными по глубине образов картами.
В отличие от стандартных психодиагностических методик, в проективных методиках нет разделения на «правильное» и «ошибочное». Акцент делается на уникальных свойствах клиента.
При этом стимульный материал и инструкции всегда неоднозначны, что дает возможность проявиться индивидуальным чертам.
Принципы, лежащие в основании проективного подхода, были описаны Виктором Франклом в 1939 году:
Чек-лист: что стоит запомнить о проекции
Как я намучился с подключением проектора и нашёл целых 7 способов
Пошаговая настройка: подключение проектора к компьютеру, смартфону, планшету. Подробные инструкции
Постарался изложить и аргументировать каждый раздел так, чтоб даже не профи разобрался в вопросе подключения и настройки проектора.
Ничего, кроме конкретики: как подключить проектор — 7 способов, которые осилит каждый
В инструкциях проекторов не всегда описывают все возможности оборудования. Особенно те, что касаются взаимодействия с другими устройствами. Стать более подкованным в этом вопросе помогут подсказки, которые даю, опираясь на свой опыт. И анализируя авторитетные источники, которым доверяю.
3 возможности подключить проектор с помощью кабеля
Ни для кого не секрет, что кабельное подключение — не единственный вариант передачи картинки на проектор. Недаром многие устройства продаются со встроенным модулем Wi-Fi. Однако вариант с кабелем — лучший с точки зрения качества трансляции изображения на экран. Если планируете настольную установку, и на потолок подвешивать проекционный аппарат не собираетесь, тогда оптимальным будет вариант подключения по HDMI, VGA или USB. Однако нужно учесть, что некоторые бюджетные модели не поддерживают USB. В инструкции для пользователя это четко прописывается [1].
Но как бы там ни было, можно подключить современный проектор с помощью трех интерфейсов.
Подключение по USB
Порт USB — универсальное решение для запитки устройств и передачи сигнала. На современных проекторах минимум 2 таких разъема: типа В и А. Для трансляции картинки нужен первый. Он квадратной формы со скошенными углами. Для ориентира: рядом с ними часто буквы PC, изображение компьютера и т.п. Перед передачей картинки может понадобиться установка драйвера. В этом случае сначала устанавливают ПО, потом подсоединять кабель. Можно соединить ПК и проектор, не выключая устройства.
Для передачи картинки все же больше подходят VGA и HDMI-кабели. Если транслировать видео по USB — возможны притормаживания, но для показа презентации такой порт станет удачным решением. При USB-соединении идет передача сигнала в 2 конца, можно управлять слайдами с помощью пульта проектора.
USB типа А я часто использую:
для считывания информации с флешки или внешнего жесткого диска,
подключения внешнего модуля Wi-Fi или другого USB-устройства.
Но это не панацея, можно попробовать еще несколько вариантов.
Включение по HDMI
Кабель HDMI дает картинку на экране Full HD качеством выше. Он нивелирует подвисания при передаче видео. Такой интерфейс позволяет соединить ПК с проектором, не выключая их, но лучше подстраховаться и запустить технику после соединения разъемов кабелем, поскольку сгоревший порт — это всегда неприятно. Поэтому нужно действовать по инструкции: сначала включаем проектор, потом — компьютер [2].
В некоторых ноутбуках и ультрабуках вместо полноразмерного HDMI присутствует мини- или даже микро-HDMI. В этом случае понадобится кабель с разъемами разной величины на концах.
Единственный минус HDMI — ограничение на длину шнурка. Производитель вряд ли укомплектует девайс кабелем длиннее 3 метров. Это означает, что ноутбук или стационарный ПК должен находиться где-то рядом, что не всегда удобно. В продаже есть кабели длиной до 15 метров, но они довольно дорогие. К тому же с увеличением длины растет вероятность потери качества при передаче видео.
Подключение по VGA
Технология VGA появилась намного раньше HDMI, она не подходит для трансляции высококачественной, по нынешним меркам, картинки. На HD качество можно рассчитывать, но вот выжать FHD уже не получится. Звук VGA-кабель не передает. Если нужно посмотреть видео — придется передавать аудио по другому каналу, например, используя кабель A/V [3]. На проекторе кроме входного может быть выходной VGA, передающий сигнал, получаемый от ПК, далее, на другое устройство. В этом случае проекционный аппарат выступает в роли разветвителя.
4 способа беспроводного подключения проектора
Большинство беспроводных вариантов строятся на использовании Wi-Fi. Проще обеспечить передачу сигнала, если в помещении работает беспроводной роутер. Хотя также есть варианты прямой передачи видеоконтента от телефона/ноутбука на проектор. Использование Wi-Fi-технологий актуально при трансляции слайдов. Смотреть фильмы с их помощью проблематично — качество картинки теряется, будут задержки передачи данных. А у трансляции «по воздуху» заметил два преимущества:
она актуальна при монтаже проецирующего устройства на потолке;
дает возможность проецировать информацию со смартфонов на экран нескольким людям.
Особняком среди рассматриваемых беспроводных решений держится технология WirelessHD. Она пытается сохранить качество передачи HDMI-кабеля, заменив его передатчиком и приемником.
Как подключиться с помощью Miracast
Miracast обеспечивает передачу Wi-Fi сигнала между устройствами без посредников. Для беспроводного подключения проектора не нужно иметь роутер или точку доступа. Источник и приемник должны быть сертифицированными. Передавать картинку можно со смартфона или другого устройства на Android, а также с девайсов под Windows. Приверженцы iOS могут пользоваться аналогичной технологией, которая называется AirPlay [4].
Если в проекторе отсутствует встроенная поддержка Miracast, можно воспользоваться адаптерами MiraScreen или AnyCast. Мираскрин похож на большую флешку. Этот гаджет я вставляю в порт HDMI проектора, перед этим к адаптеру подсоедив кабель питания и антенны. Для получения питания использую порт USB.
Хитрости включения по WiDi
В компании Intel придумали технологию, во многом схожую с Miracast, под названием Wi-Fi Direct (сокращенно WiDi). Ее тоже используют для подключения проекторов по WiFi. Она ориентирована на пользователей, предпочитающих ноутбуки и прочую технику с процессорами Intel. Чтобы воспользоваться технологией, на компьютер нужно установить интеловскую программу Wireless Displey. Также WiDi можно использовать для передачи сигнала с Андроид-устройств. Если в трансляции изображений участвует адаптер, то это тоже может быть MiraScreen или AnyCast.
Подключение по Wi-Fi
Картинка с телефона отобразится на беспроводном проекторе при наличии в помещении Wi-Fi. Проекционное устройство в этой связке будет играть роль точки доступа. Сигнал пойдет, например, через роутер. Подключение включает 2 этапа, нужно:
Перевести проектор в режим приема Wi-Fi.
Выбрать устройство в настройках смартфона. Будет пункт PlayTo (Беспроводное подключение к дисплею) или что-то вроде того (зависит от модели телефона).
Ноутбук настраивается по-другому. У большинства моделей за переключение на телевизор/ проектор/отдельный монитор отвечает функциональная клавиша, например, F1. В паре с Fn она активирует нужный режим. Подробнейшее руководство по этому вопросу хорошо описал Андрей Киреев в своей статье [5].
Коннект через WirelessHD
По окончанию HD в названии можно догадаться, что технология обеспечивает передачу видео высокого качества. В стандарте реализована поддержка 3D и 4К. Сигнал, в отличие от Wi-Fi, не проходит сквозь стены, а огибает препятствия — людей, вертикальные конструкции, стулья и т.п. Передача потока рассчитана на присутствие источника и получателя в одной комнате. Расстояние трансляции ограничено 5-30 метрами, то есть речь идет о замене HDMI-кабеля с сохранением качества трансфера видеосигнала. Для реализации технологии понадобится комплект оборудования, состоящий из передатчика и приемника.
Аргументы «за» и «против» WirelessHD я вывел в таблицу:
Чемпион по скорости среди беспроводных технологий
Не работает сквозь стену
Не сжимает информацию при передаче
Требует наличия достаточно громоздкого оборудования
2 алгоритма подключения проектора к ПК
По кабелю На компьютере должно быть два видеовыхода. Нужно соединить ПК и проектор кабелем, включить технику и перейти к настройке компьютера. Далее алгоритм зависит от ОС:
а) Настройки ПК для Windows 7: кликаем правой по Рабочему столу — открываем Разрешение экрана. В меню «Несколько экранов» выбираем способ трансляции: дублирование, только второй экран, растянуть Рабочий стол на два экрана. В Панели управления открываем настройки звука и в устройствах выбираем проектор в качестве источника звука по умолчанию.
б) У Windows 10 есть чудесная комбинация Win+P, которая открывает окно с выбором способа трансляции [6]. Чтобы настроить звук, кликаем правой по значку громкоговорителя в системном трее, открываем параметры звука и выбираем проецирующее устройство.
«По воздуху» Нужно перевести проектор в режим беспроводного подключения. Далее в Windows 10 кликаем Пуск → Параметры → Система → Дисплей → Несколько дисплеев → Подключиться к беспроводному дисплею. В правой части окна появятся обнаруженные устройства. Подробнейший гайд по этому вопросу подсмотрел здесь.[6]
Как происходит подключение к смартфонам и планшетам
Для проводного соединения желательно, чтобы проектор и смартфон поддерживали MHL. Оптимально, если оба устройства имеют порты miniHDMI, но такой вариант встречается редко. Чаще приходится использовать переходник, соединяющий mini- или microUSB с HDMI.
Как обеспечить коннект планшета или смартфона к проектору через Wi Fi — описано выше. Если планшетный компьютер или телефон работают под Windows, понадобится дополнительное ПО, например, вышеупомянутое Wireless Displey.
Основные настройки проектора для Wi-Fi
Приведу пример настройки одного из проекторов с адаптером для синхронизации со смартфоном. Для этого включаем проецирующее устройство и настраиваем его с помощью пульта, при этом меню отображаются на экране. Итак, алгоритм следующий:
В меню «Приложение» выбираем «Дисплей Wi-Fi». Попадаем в окно EZCast.
При первом использовании беспроводного соединения скачиваем и устанавливаем программу EZCast на смартфон, для этого можно отсканировать QR-код с экрана.
Включаем Wi-Fi на проекторе, подключаем его к доступной сети.
На смартфоне включаем Wi-Fi, коннектимся к этой же сети.
Подключаемся к адаптеру с помощью приложения EZCast.
Для проецирования презентаций по-прежнему актуальна программа Power Point. Она позволяет делать доклад, не показывая аудитории часть файла, используя «шпаргалку» [7].
В заключении отмечу еще одно проводное решение для подключения смартфона к проектору — кабель-конвертер Unnlink. С одной стороны аксессуара — HDMI и USB для подпитки переходника, с другой — концевик с возможностью подключения к Lightning, Micro USB или Type-C. Кабель-конвертер Unnlink поддерживает MHL, можно управлять передачей данных с помощью EZCast или другого приложения.
Видеомаппинг – это зрелищно! Компиляция интересных инсталляций и мысли о том, как сделать проектор средством заработка
То, что проектор можно использовать не только для демонстрации презентаций или просмотра кино – не новости. Равно как и то, что эффектная презентация товара или идеи – пусть не залог, но уж точно – не последняя нота в этюде успешного бизнеса, для которого важно показать товар «лицом».
Недавно, бороздя просторы сети в поисках свежих упоминаний Epson, наткнулся на несколько галерей компаний, которые занимаются созданием 3D- или AR-маппинга на самые разные объекты, начиная с «плоских» проекций с использованием 3D-анимации и спецэффектов и заканчивая куда более интересными проекциями на «объемные» товары и здания с эффектом дополненной реальности.
Но заинтересовали меня не столько сами видеопроекции, сколько то, что компании-то довольно скромных масштабов. Это же малый бизнес! Из прямых рук, недорогого мультимедийного проектора и компьютера.
И стало мне любопытно рассмотреть пару примеров и прикинуть, что может потребоваться, чтобы подобный бизнес создать и получать с него какую-никакую прибыль. А заодно самостоятельно разобраться, как подготовить маппинг для плоской и перекрестной AR-проекций на трехметровый свадебный торт «подручными средствами».
Бизнес из проектора и компьютера
Для начала рассмотрим пример Flashlines, которые специализируются на организации AR-проекций разных масштабов. Несмотря на спартанский сайт в пять с половиной страниц, FL есть что показать, что они и делают на своем инстаграме.
Показатели вовлеченности аудитории не самые высокие (в т.ч. и на YouTube), но, видимо, и их хватает, чтобы делать бизнес. Заодно даже кампанию на Indiegogo задумали для продвижения собственного ПО для iPad.
Но не суть. Главное, что можно пронаблюдать, изучая их работы – это то, что значительная часть инсталляций имеет малый-средний масштаб и выполняется ночью или в полутьме. И выясняется, что необязательно раскошеливаться на сверхъяркий дорогостоящий инсталляционный проектор, чтобы устраивать видеомаппинг, когда можно обойтись ярким универсальным. В частности, пары уже архивных Epson EB-1945W хватает для львиной доли проектов, включая даже маппинг на высокое здание.
Насколько мне стало известно после общения с ними, FL как раз с этим комплектом и «катаются» к заказчикам, чтобы, во-первых, сразу на месте показать несколько потенциальных вариантов проекции, а также «продать» свои услуги, ведь лучше один раз посмотреть на AR-проекцию вживую, чем сто раз услышать или смотреть мелкие картинки на Instagram.
Кроме зданий можно встретить более «модные» типы инсталляций, которые набирают популярность день ото дня – AR-проекции для POS (point of sales, иначе говоря – точек продаж).
Вот простая же идея – подвесить проектор под потолком (или хотя бы кое-как его расположить, где нужно – вариантов масса), нарисовать цветную маску из геометрических фигур и минимально анимировать смену цвета или их появление/гашение. Но ведь какой эффект! В частности, даже я, как неопытный VFX-хоббист, вижу, что в ролике нет ничего сверхъестественного. Если имеется доступ к любому инструменту для работы с видео – After Effects, Premiere, Vegas, Final Cut, – то из спичек и желудей масок и их анимации/базового скриптинга (того же wiggle из AE для плавного изменения интенсивности цвета фигур) можно получить то же, «рисуя» маски прямо поверх объекта, выведя копию окно композиции на второй монитор, в роли которого у нас и выступает проектор.
Сам я, к примеру, практики и интереса ради непосредственно работал над созданием мультимедийной презентации к 5-летию Фабрики печати Epson, где использовал Softimage и After Effects для визуализации отдельных «слайдов», а также позволил себе поиграть с симуляцией жидкости тут и там. Представьте себе, насколько было бы круче, если бы проекция в какой-то момент была не на стену, а на большую «картонную бутылку» из-под чернил для принтера. Так, чтобы в ней плескалась и переливалась всеми цветами жидкость, а то вообще какая-нибудь сцена происходила с плавающими бумажными лебедями… Столько возможностей! Жаль реализовать не удалось из-за нехватки времени (то был экспериментальный in-house-проект, который случайно вырос из прототипа, придуманного за пару месяцев до мероприятия).
К слову, проекторы для подвеса под потолок специально для POS и описанных выше небольших инсталляций-визуализаций товаров у Epson имеются. Это Epson LightScene EV-100/105, мы их величаем «лазерными проекторами для акцентированной подсветки».
Они лазерные (т.е. с максимально «живучим» источником света) и обладают регулируемой яркостью до 2000 люмен. Но они весьма недешевые. Поэтому в качестве «пробы пера» можно начать с чего-то попроще и дешевле, но с хорошим запасом яркости. Скажем, 3000 лм и более. Например, Epson EB-2042 имеет рекомендованную Epson цену менее 1000$ и обладает яркостью аж 4400 лм! Чем не кандидат в универсальный инструмент для организации малых и средних инсталляций «на месте»?
С железом более-менее понятно: компьютер и проектор. А как быть с программным обеспечением и различными вариантами AR-проекции?
Специализированные инструменты для создания маппинга
Существует богатое множество ПО, предназначенного специально для реализации видеомаппинга. Из самых известных – это, конечно же, Resolume и Madmapper. Есть и супернавороченный Shape, который использовался на ивенте Круг Света в инсталляции на площадке Царицыно. Все в них хорошо, кроме того факта, что это не самое простое в использовании профессиональное ПО, заточенное в первую очередь все же на проекцию с участием множества проекторов. Для небольшого бизнеса или любителя это однозначно «overkill».
К счастью, на них свет клином не сошелся, и найдется пара вариантов решения задачи:
Не пиара ради, а варианта первого для, хочу поделиться еще одной находкой:
Lightform предлагает программно-аппаратный комплекс для полуавтоматического сканирования объекта проекции, а также создания под него видеомаппинга при проецировании «в лоб», т.е. на не слишком изогнутую поверхность или барельеф. Вот такая 4K-камера ставится на проектор, а затем запускается процесс калибровки и построения 3D-модели с её помощью:
Фактически там целый компьютер в этой 4K-камере.
Подробнее можно узнать тут.
Такой вариант стоит денег, но будучи более дружественным к не слишком технически подкованному пользователю (художнику-аниматору, например), может оказаться тем самым решением, которое в принципе сделает возможным оперативную организацию плоского или «барельефного» маппинга в любом месте.
«Плоская», да не очень!
Когда я говорю «плоская проекция в лоб», это не означает, что подобный вариант не может быть зрелищным! Более того, он совмещает в себе сразу несколько преимуществ: готовить материал для такого маппинга относительно просто ввиду того, что проецирование выполняется перпендикулярно поверхности (или усредненной площади поверхности, если это барельеф) и материал для нее отрисовывается в ортографической проекции (в случае 3D-софта) или в «плоском» графическом или видеоредакторе. Остальное за нас сделает наш мозг, который дополнит готовый маппинг информацией «о глубине», полученной с двух глаз.
В качестве примера масштабной проекции подобного типа можно привести, конечно же, Круг Света 2018, в котором Epson принял участие впервые. Рассказывал об этом в блоге.
Спросите: откуда такая уверенность, что на КС2018 использовалась именно «плоская» ортографическая проекция? Очень просто: я принимал участие в подготовке и согласовании проморолика-проекции Epson, а также наблюдал часть процесса настройки проекторов и ПО для маппинга непосредственно в контрольной комнате.
И вот так выглядит кадр из заставки:
Собственно, все 30 проекторов Epson «на башнях» фактически настраивались так, чтобы «приладить» ортографически отрисованные видеоматериалы, полученные от участников из множества стран, на реальное здание в качестве одного непрерывного длинного «барельефа».
Плоскую проекцию разобрали. Но ведь мы не ищем легких путей?
Объемная AR-проекция
Рассмотрим другой пример: свадебный торт с AR-маппингом от Magic Innovations.
Как выполнить проекцию на барельеф – понятно уже чисто интуитивно, что мы и разобрали выше.
Куда интереснее, если объект объемный настолько, что плоскость освещаемой поверхности значительно изламывается и искажается, так что простой «подгонкой» уже не обойтись.
Попробуем воспроизвести в 3D-редакторе модель торта и взглянуть, что происходит с проекцией шахматной доски на плоском и объемном объекте. Для этого создадим «виртуальный проектор» в виде прожектора с текстурой и взглянем на проекцию, которую «видит» источник света:
Не считая того, что объемная модель в нижней части ближе к проектору и без изменения расстояния до модели проекция не охватывает ее целиком, кажется, что задача выполнить маппинг успешно завершена. Само собой, это не так:
Стоит лишь взглянуть на результат со стороны и сразу становится понятно, что «нахрапом» проблему не решить. Для того, чтобы понять, как именно должна выглядеть проекция, излучаемая источником света, наложим на «торт» текстуру и заставим его «светиться» самому безо всяких проекторов:
Беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что искажения слишком сложны, чтобы пытаться исправить дело какой-либо «подгонкой» в плоском пространстве текстуры.
Можно попытаться улучшить ситуацию, отодвинув проектор подальше от объекта. К примеру, на рисунках выше источник света располагается в 2-х метрах от торта. Попробуем отодвинуть его на 10 метров и сравним результат:
Намного лучше! Вот только для того, чтобы выполнить такую проекцию нужен проектор раза в три-четыре ярче (ибо интенсивность света убывает в квадратической зависимости, плюс следует учитывать потери в весьма длиннофокусном телеобъективе). Также проектор должен допускать установку сменных объективов в принципе.
Поэтому остановимся на нашем недорогом «универсальном» проекторе и расстоянии в 2 метра (в зависимости от модели, которую вы будете использовать, расстояние, скорее всего, придется рассчитать, чтобы проекция целиком покрыла объект). А далее поступим следующим образом:
Перекрестная AR-проекция
Добавим второй проектор!
Использование двух проекторов позволит «прокачать» оригинальный вариант MagicInnovations, обеспечив больше свободы для творческого простора создателя контента и зрителей (благодаря увеличению площади поверхности, на которую попадает свет).
Выполним «замеры» помещения и объекта и сразу определимся, где будем устанавливать реальные проекторы. Воспользуемся результатами и расположим источники света примерно на уровне глаз среднего посетителя. Взглянем на результат:
На данном этапе оба проектора все еще проецируют плоскую текстуру шахматной доски и разница лишь в том, что теперь проекция полностью покрывает видимую область объекта для каждого источника света.
Но мы же не планируем показывать нашим зрителям это безобразие, верно?
Благодаря тому, что мы заранее выполнили замеры и расположение источников света в сцене строго совпадает с тем, где мы будем устанавливать проекторы, сделаем «финт ушами»:
Выключим источники света и включим текстуру (или запустим анимацию) на самом объекте. Т.е. подготовим все для того, чтобы можно было «записать все это действо» на камеру. Соответственно, создадим две камеры – по одной на каждый из излучателей – и расположим и соориентируем их точно так же, как наши «виртуальные проекторы». И что мы получим. Правильно! Готовую видеопроекцию для каждой из них!
Эти рендеры и используем в качестве текстур света для наших проекторов. И вуаля – готовая перекрестная AR-проекция на объемный объект!
Благодаря тому, что у нашего торта нет особо сильно нависающих элементов, проекторы можно подвесить и выше, на потолочную рельсу, спустив на нужную высоту на штанге, чтобы не смущать зрителей башнями или треногами с проекторами, установленными посреди зала.
В данном варианте мы расположили проекторы примерно на высоте полутора метров. На рисунке выше видно, что взглянув на сцену из точки выше, чем наши проекторы, можно заметить тени, образовавшиеся на верхних цилиндрах. Однако ввиду того, что среднестатистический зритель все же ниже двух метров ростом, тени – не проблема, в чем можно убедиться, взглянув на результат «из глаз» нашего зрителя в сцене:
Кроме того, вспомним, что мы «прокачали» оригинальный AR-маппинг, выполнив проекцию из двух точек, а не одной. Благодаря этому т.н. «терминатор» (линия светораздела) на поверхности нашего объекта появится лишь в самой дальней его части. Это дает большую свободу перемещения зрителям в зале.
Конечно, можно пойти еще дальше и засветить и этот участок третьим проектором. Тогда у нас получится AR-проекция, на которую можно смотреть вообще с любой стороны. Однако в таком случае логичнее будет распределить проекторы под углом 120° к друг другу, чтобы обеспечить равномерные покрытие и освещенность поверхности. Конечная схема установки, разумеется, будет зависеть в том числе и от формы самого объекта, особенно если у него имеется множество смен углов плоскости поверхности или значительная площадь состоит из нависающих элементов.
Прямоугольный торт!? Какое кощунство! ヽ༼ ಠ益ಠ ༽ノ
Дальше – свобода творчества!
Анимируем координаты текстур (или вообще вращаем сами объекты, но не меняя их формы), а также выполняем переход из сцены в сцену в проекциях камер с помощью обычной маски (в оригинальном ролике MagicInnovations, кстати, можно увидеть сетку геометрических фигур, что наверняка и использовалась в софте для создания проекции). Ну и немного motion design’а тут и там, чтобы немного «разбавить» и добавить разнообразия, чтоб смотрелось «дороже».
Подобное можно реализовать в Blender или любом другом более-менее «взрослом» 3D-софте. В нем же можно в принципе создать подобный виртуальный прототип для демонстрации заказчику, не имея информации о габаритах будущего объекта проекции. А для экономии времени и сил анимацию частиц можно вообще сделать либо стандартными средствами After Effects, либо чем-то помощнее, наподобие Trapcode Particular, Form или Mir, воспользовавшись нашими рендерами «из глаз» проекторов в качестве масок. Клиенту не нужно знать, как делался его заказ, если его устраивает цена и оговорен желаемый конечный результат. Ну… Как минимум, в рамках создания визуализаций.
Конечно, сложность зависит от задач, но ведь и стоимость работ зависит от сложности.
Примечание по слиянию (blending) нескольких проекций
В данном случае нам повезло: в качестве объектов использовались сфера и цилиндры, что вкупе с проекторами, расположенными под углом 90° обеспечило естественный световой градиент в области, где свет двух проекторов пересекается (т.е. в передней части «торта»). Однако такая «халява» будет не всегда и потребуется специально «гасить» яркость в соответствующих участках наших видеозаписи для маппинга, чтобы такие области не были пересвеченными.
Профессиональные (они же – инсталляционные проекторы Epson) специально для этого имеют встроенную поддержку Edge blending и ПО Epson Projector Professional Tool, которое позволяет делать тонкую коррекцию результата и компенсировать, скажем, искажения зум-объектива.
Хитрый план: катить колесо
Вот такая «идея бизнеса» от диванного аналитика. Со слов наших коллег, занимающихся проекционной техникой, подобный видеомаппинг планомерно набирает популярность. И на него есть спрос.
Само собой, взгляд очень поверхностный и остаются вопросы поиска заказчиков. Благо в эпоху соцсетей, ютюба и инстаграма, которые с каждым днем становятся все популярнее, площадки для поиска клиентуры имеются, вопрос за бюджетом и набором опыта и портфолио (куда ж без этого).
А еще есть?
А теперь обращусь к вам, уважаемые хабравчане: знаете ли вы примеры эффектных инсталляций, реализованных небольшими компаниями, например, в России? Свои-то, особенно крупные, что мы делали с партнерами, мы и так знаем. Было бы интересно, так сказать, и на других посмотреть.
Ваши рекомендации? А, может, у вас есть опыт подобной AR-проекции?