про рыбу в библии
Что значит рыба в Писании?
Очень часто, верующими людьми, употребляется знак рыбы, то есть, рисуют рыбу, и, при этом, считается, что этот рисунок является обозначением верующего христианина. Чтоб узнать истинное значение рабы, мы, обратимся к Библии. Первое место из Писания можно найти в самом начале Библии, то есть в первой главе первой книге Моисея Бытие:
20. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
21. И СОТВОРИЛ БОГ РЫБ БОЛЬШИХ и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
22. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23. И был вечер, и было утро: день пятый. (Книга Бытие 1:20-23)
Итак, согласно буквальному тексту Писания, написанному Моисеем, Бог сотворил больших рыб, так же как и всякую душу животных пресмыкающихся, и всякую птицу пернатую, которых произвела вода. Вода, в Писании, имеет значение мыслей, которые и исходят от Писания. Есть мысли человеческие, что является заблуждением и водами потопа, которые суть дух заблуждения, и проклятие Божие, а есть мысли истинные, что является реками воды живой и Святым Духом, то есть духом истины, который суть благословение Божие. Эта вода и производит разного рода рыб, птиц и зверей. Если мы будем проводит наше исследование, взяв за основу сказанное о рыбах, то, нам, необходимо обратить наше внимание и на слово «больших», так как написано, что Бог сотворил именно больших рыб, а не всяких. Три дня означает вчера, сегодня и завтра, то есть три времени, прошедшее(вчера), настоящее(сегодня) и завтра(будущее). А самой большой рыбой, как все мы знаем, является рыба кит. А это значит, что, нам надо найти в Писаниях и сказанное о китах. А написанное о китах есть как в ветхом завете, так и в новом завете. Вот место Писания о ките из ветхого завета, а именно, книга пророка Ионы:
1. И ПОВЕЛЕЛ ГОСПОДЬ БОЛЬШОМУ КИТУ поглотить Иону; И БЫЛ Иона ВО ЧРЕВЕ ЭТОГО КИТА ТРИ ДНЯ И ТРИ НОЧИ.
2. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита
3. и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой.
4. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною.
5. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святой храм Твой.
6. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя.
7. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада.
8. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего.
9. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердого своего,
10. а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!
11. И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ КИТУ, И ОН ИЗВЕРГ Иону НА СУШУ. (Иона 2:1-11)
Итак, как оказалось, наши предположения о ките, являются для нас, верным путём, так как, мы имеем тексты Писания, говорящие о повиновении большого кита Господу. Следовательно, Большая рыба, сотворённая Богом, есть рыба кит, которая и повинуется Господу, а те, кто рисует обычных рыб, они не знают, что рыба должна быть именно китом, а не какой либо другой рыбой, а это значит, что, происходит обман народа верующих, путём подмены истины.
Теперь, рассмотрим что означает само слово рыба, которой является рыба кит. Как я и писал выше, о большой рыбе, то есть о ките, есть тексты и в новом завете, а именно, в Евангелии от Матфея:
38. Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
39. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
40. ибо как ИОНА БЫЛ ВО ЧРЕВЕ КИТА ТРИ ДНЯ И ТРИ НОЧИ, ТАК И Сын Человеческий БУДЕТ В СЕРДЦЕ ЗЕМЛИ ТРИ ДНЯ И ТРИ НОЧИ. (Св. Евангелие от Матфея 12:38-40)
Согласно этому тексту из Евангелия от Матфея, как Иона был во чреве кита, так и Сын Человеческий, которым является Сам Христос, который и есть Иона, то есть голубь, а значит Дух Святой, Он и будет в сердце земли три дня и три ночи, то есть три дня, что означает, в настоящем, прошедшем и будущем, так и три ночи. В чём разница между днями и ночами? Разница в том, что день это свет, а свет это Христос, а Христос есть учение Бога, а ночь это есть власть тьмы, следовательно, три дня это время учения истины, а три ночи есть время учения заблуждения, что означает, что, три дня и три ночи, это значит, что, Дух Святой, находящийся во чреве кита, то есть в сердце человека, а значит в Духовном завете, в прошедшем, настоящем и будущем, то есть, как до нас, так и при нас, и, так и после нас, он, то есть Дух Истины, который, есть Дух Святой и Дух Христов, он же и Иона, при учении истины, то есть во время власти дня, это значит днём, или при лжеучении, то есть во время власти ночи, то есть ночами, Дух Святой, то есть Иона, которым и является Сам Христос, находится в Писании, то есть, во чреве кита, то есть, в сердце земли. В данном тексте Писания применена аллегория, а именно, кит и сердце земли, и, Иона и Сын Человеческий. Само имя Иона переводится как голубь, а голубь, духовно, есть Дух Святой. А если брать слово Сын, то, Апостол Павел, в послании к Галатам, повествуя о сынах Авраама, называет их заветами(Послание к Галатам 4:22-24), что говорит нам, что, и слово сын, имеет значение завета, который указывает нам, подтверждая нашу правильную мысль, на Христа и Дух с небес. А Сын Человеческий есть завет человеческий, но так как, в Писании, написано с большой буквы, то это означает, что, Сын Человеческий есть истинный завет Бога с человеком, по этому, и надо читать, эти два слова, Сын Человеческий, как завет Бога с людьми, то есть Новый завет, который был издревле у народа Божьего, вот и теперь заново дан народу Божьему и всё будет так же и после нас. А Сыном Человеческим является Новый завет, так как, и Христос, являясь Новым заветом, является Сыном Человеческим, как и Сыном Божьим. А так-же, Христос, является и Господом с небес и духом с неба(Первое послание к Коринфянам 15:45-47). Следовательно, Иона, являясь голубем, является Духом Святым, как и Христос, являясь Новым заветом, является Духом Божьим, а дух Божий находится в духовном тексте Писаний, который может войти и в разум человека, а значит, рыба кит есть текст Библии, где и скрыт Иона, то есть Дух Святой, который, китом, то есть Духом Святым, из буквального текста Писания, извергается на грешного человека, то есть, Духом Святым извергается на сушу, то есть, открывается Духом Святым, не имеющему знания человеку, что и означают слова, извержение Ионы на иссохшее, то есть, на сушу, а значит на сухую землю, которая, то есть земля, она есть человек, который жаждет, то есть, он, ищет истину, и, именно на такого человека извергается Дух Святой, чтоб напоить иссохшее, и наполнить разум человека знанием о Боге. А сердце земли, то есть сердце человека находится там, где находится сокровище человека, то есть, в буквальных и духовных текстах Писаниях, так как написано:
19. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20. но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21. ибо ГДЕ СОКРОВИЩЕ ВАШЕ, ТАМ БУДЕТ И СЕРДЦЕ ВАШЕ.
(Св. Евангелие от Матфея 6:19-21)
Итак, сердце человека находится там, где находится сокровище человека. А для верующих, сокровище находится на небесах, то есть там где находится Бог, Отец, Сын и Дух Святой, а это значит в Писании. Следовательно, рыба кит, есть сердце земли, то есть то место где находится сокровище человека и Дух Святой, это и есть Писание, написанное буквально, но прочитанное в духовном смысле, а не буквально. А знамение для рода лукавого, то есть для грешников, которые ищут знамений, оно, то есть знамение, для них, для грешных, не дастся, то есть, знамений для них не будет, кроме одного, которым, то есть, знамением, являются знания, которые, то есть знания, примет человек из духовного текста Библии. Другими словами говоря, истинно верующий человек, имеет духовное знание Библии, и, именно этот нюанс и является знамением для неверующих, которые, видят человека говорящего о Писаниях, но не принимают, и не понимают того, что говорит этот духовно знающий человек, так как, они не принимают да и не могут принять того, что от Духа Святого, то есть того, что от Бога. По этому, рыба кит и поглотила Иону, то есть Духа Святого и не выпускала три дня и три ночи, что означает, для не имеющих духовного знания людей, не образ Писания и Духа Святого, как должно бы быть по истине, а обычного кита, то есть рыбу и человека по имени Иона. Для истинно верующего же человека, рыба кит означает Христа, то есть Духовно прочитанное Писание, которое и посылает нам духа истины, то есть, Христос, являясь после Его распятия, посылает нам, Самого Себя, как и Сам Христос сказал об этом:
15. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
16. И Я УМОЛЮ Отца, И ДАСТ ВАМ другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17. ДУХА ИСТИНЫ, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а ВЫ ЗНАЕТЕ Его, ибо ОН С ВАМИ ПРЕБЫВАЕТ И В ВАС БУДЕТ.
18. НЕ ОСТАВЛЮ ВАС сиротами; ПРИДУ К ВАМ.
19. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
20. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
21. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я ВОЗЛЮБЛЮ ЕГО И ЯВЛЮСЬ ЕМУ САМ.
(Св. Евангелие от Иоанна 14:15-21)
Итак, кит, который, является большой рыбой, он есть Христос, то есть духовное Писание, оно же и завет, который в себе имеет Духа Святого, то есть дух Христа, который и есть дух истины, и, образно, Иона.
Про рыбу в библии
Почему рыба является символом Иисуса Христа?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
В греческом слове ICHTHYS (рыба) христиане древней Церкви увидели таинственный акростих, составленный из первых букв предложения, выражающего исповедание христианской веры: Jesous Christos Theou Yios Soter – Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. «Если первые буквы этих греческих слов соединить вместе, то получится слово ICHTHYS, то есть «рыба». Под именем рыбы таинственно разумеется Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть. безгрешным» (Блаженный Августин. О Граде Божьем. XVIII. 23.1).
Профессор А.П. Голубцов высказывал предположение: «Это буквенное значение слова ICHTHYS было рано подмечено христианскими экзегетами, и, вероятно, в Александрии – этом центре аллегорического толкования – впервые был и поставлен на вид таинственный смысл этого знаменитого слова» (Из чтений по церковной археологии и литургике. Спб., 1995. С. 156). Однако надо определенно сказать: не одно только наблюдение над буквенным совпадением привело к тому, что у христиан первенствующей Церкви рыба стала символом Иисуса Христа. Сознание древних учеников Божественного Спасителя, несомненно, находило опору для такого понимания в святом Евангелии. Господь говорит: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7: 9–11). Символика ясна и выразительна: рыба указывает на Христа, а змия – на диавола. При насыщении более четырех тысяч человек Господь творит чудо умножения хлеба и рыбы: И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились (Мф. 15: 36–37). При другом чуде насыщения народа было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф. 14: 17–21). Об евхаристическом понимании первого и второго насыщения свидетельствует изображение, сделанное на стене одной из римских катакомб святого Каллиста: плывущая рыба держит на спине плетеную корзину с пятью хлебами и стеклянным сосудом с красным вином под ними.
Древние христианские писатели не ограничивались символическим сравнением Иисуса Христа с рыбой. Они распространяли это сравнение и на последователей Спасителя. Так, Тертуллиан писал: «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» (ICHTHYS) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» (О крещении. 1.1). Климент Александрийский в «Гимне Христу Спасителю» также сравнивает последователей Иисуса Христа с рыбками:
Жизни Радость вечная,
Смертного рода
Спаситель, Иисусе,
Пастырь, Пахарь,
Кормило, Узда,
Крыло небесное святого стада!
Ловец человеков,
Спасаемых
Из моря нечестия!
Рыб чистых
Из волны враждебной
к сладостной жизни уловляющий!
Веди нас, овец
Пастырь разумных!»
Евангелие о богатом улове рыб
Неделя восемнадцатая по Пятидесятнице
Каждым своим чудом Бог желает, во-первых, напомнить людям, что Он неусыпно бдит над миром, премудро управляя им по Своей всемогущей воле; и, во-вторых, что люди без Него не могут творить ничего доброго.
Никакой труд без Божией помощи не бывает успешным. Никакой посев без Божия благословения не приносит жатвы. Вся мудрость человеческая, направленная против Божия закона, не в состоянии сама по себе принести добра ни с зерно горчичное. Если же некоторое время и кажется, что она приносит добро, понятно, что добро приносит не она, но милость Божия, которая некоторое время не удаляется и от самых лютых противников Божиих. Ибо Бог человеколюбив и не казнит сразу, но долго терпит и ждет покаяния. Ибо Он хочет, чтобы все люди спаслись и пришли к познанию Истины.
Обольщенному привычкой к этому миру человеку иногда кажется, что он может сделать что-нибудь хорошее и без Бога, и даже вопреки Богу и Божию закону. Иногда в подобном увлечении он думает, что сам по себе может стать добрым, или богатым, или мудрым, или знаменитым. Но это увлечение или, быстро его разочаровав, умудряет его и возвращает к Богу отрезвленным, или же несет в мутном потоке мира, пока он совершенно не потеряет человеческое достоинство и полностью не предастся, как тень, в руки невидимых злых сил. А тот, кто смотрит на мир как на трепетное чудо Божие, а на себя – как на чудо из чудес, непрестанно исследует пути Промысла по излучинам сего необъятного и удивительного ряда чудес. Только такой человек может сказать, подобно апостолу Павлу: Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1Кор.3:6-7). Схожую мысль выражает и пословица, существующая у многих народов: Человек предполагает, а Бог располагает. Человек предполагает строя планы, а Бог эти планы принимает или отвергает. Человек предлагает на рассмотрение мысли, слова и труды, а Бог их утверждает или не утверждает. Что утверждает Бог? То, что Его, то, что от Него. Все, что не Его, что не от Него и что не подобно Ему, Бог отвергает. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Если зодчие созидают во имя Божие, они выстроят дворец, даже если их руки слабы и средства скудны. Если же зодчие созидают во имя свое, против воли Божией, дело их рассыплется, как рассыпалась башня Вавилонская.
Разрушилась на протяжении истории не одна башня Вавилонская, но многочисленные подобные ей башни, которые строили отдельные мировые завоеватели, желая собрать все народы под один кров – под свой – и под одну руку – под свою. Рассыпались в прах и бесчисленные башни богатства, славы и величия, которые строили отдельные люди, желая овладеть Божиими творениями – вещами или людьми и стать маленькими богами. Но не рассыпалось то, что созидали апостолы, святители и другие угодники Божии. Многочисленные царства человеческие, сотворенные человеческим тщеславием, развалились и исчезли, как тени, а Церковь Апостольская стоит и сегодня, и будет стоять несгибаемо и на могилах многих сегодняшних царств. Дворцы римских кесарей, боровшихся против Церкви, лежат в развалинах, в то время как пещеры и подземные катакомбы христианские существуют и до сего дня. Сотни царей и королей владели Сирией, Палестиной и Египтом: от их мраморных дворцов сохранились лишь отдельные расколотые плиты в музеях, в то время как монастыри и лавры, строившиеся молитвенниками и постниками Божиими в то же самое время, в скалах и песчаных пустынях, стоят и сегодня, и из них беспрерывно возносятся к Богу на протяжении пятнадцати или семнадцати столетий молитвы и благоухание ладана. Нет такой силы, которая смогла бы развалить Божие дело. Безбожные дворцы и города рушатся, а хижина Божия стоит. То, что поддерживает Бог Своим перстом, стоит прочнее, чем то, что подпирает своими спинами весь мир. Чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1Кор.1:29)! Ибо всякая плоть подобна траве, ожидающей, когда истекут ее дни и она превратится в прах. Да сохранит нас Всемогущий Господь и от помысла, будто мы можем достичь чего-либо благого и без Его помощи и Его благословения! Пусть и сегодняшнее Евангелие послужит нам вразумлением, чтобы подобный тщеславный помысел даже не зачался никогда в нашей душе. Ибо в сегодняшнем Евангельском чтении как раз и говорится о том, что все человеческие труды напрасны, если Бог не поможет. Пока люди, апостолы Христовы, сами ловили рыбу, они ничего не поймали; а когда Христос повелел им еще раз закинуть в море сети, то в них попало столько рыбы, что они чуть не прорвались. Но вот как звучит весь рассказ:
Во время оно, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда услышать слово Божие из Христовых уст собралась огромная толпа, Он, чтобы все Его видели и слышали не мог бы найти лучшего места, чем одна из рыбачьих лодок. А здесь, на берегу, стояли две лодки, и рыбаки были заняты вымыванием своих сетей. Лодки эти – самые обычные рыбацкие шлюпки с парусами, какие и сегодня используют на озере Геннисаретском. Лодка, в которую вошел Господь, принадлежала рыбаку Симону, будущему апостолу Петру. Итак, Господь попросил Симона отплыть несколько от берега, а когда Симон так и сделал, Спаситель сел и начал учить народ.
Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Входя в лодку, Господь заранее имел в виду несколько благих целей, которых хотел достичь. Во-первых, из лодки ему легче было учить народ и служить народу, питая его душу Своим сладчайшим учением. Во-вторых, зная, что рыбаки обеспокоены и огорчены тем, что в ту ночь ничего не поймали, Он хотел их утешить богатым уловом рыбы и, таким образом, удовлетворить их телесные и другие внешние потребности. Ибо Бог заботится о нашем теле, так же как и о душе нашей. Он есть Даяй пишу всякой плоти (Пс.135:25). В-третьих, хотел Господь напитать души Своих избранников верою в Себя, в Свое всемогущество и всеблагость. И наконец, самое главное, Господь хотел ясно показать ученикам Своим, а через них и всем нам то, что с ним и в Нем верным все возможно, также как и то, что все труды и усилия человеческие без Него пусты, как пусты были и сети рыбаков, которые ловили всю ночь и ничего не поймали. Как только Господь достигает одной цели, дав поучение народу, Он тут же стремится к другой. Для сего он повелевает Симону отплыть на глубину и снова закинуть сети.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Симон еще не знает, Кто такой Христос: он называет Его просто «Наставником» и обращается к нему с уважением, как поступали и многие другие. Но он пока далек от веры во Христа как в Сына Божия и Господа. Сначала он делится с Ним своим горем, что они трудились всю ночь и ничего не поймали. Но из почтения ко Христу как доброму и мудрому Учителю, он соглашается послушать его и снова закинуть сеть. Никогда Бог не награждает труд человеческий так, как награждает Он послушное сердце. Сердечное послушание Петра была тем больше, что он тут же исполнил слово Христово, хотя, очевидно, он сильно устал, не выспался, вымок и был в плохом настроении после напрасного труда, продолжавшегося всю ночь. Потому его послушание быстро было вознаграждено милостью Христа и послушанием рыб. Ибо Тот, Кто сотворил рыб, повелел им духом Своим собраться и наполнить сети. Рыбы безгласны, вот Господь вслух и не приказывает им заплыть в сети, как Он вслух приказывал шумному ветру прекратиться и бурному морю – утихнуть. Не гласом и словом, но силою Господней рыбы направлены в определенное им место. Собрав такое количество рыбы, Господь богато вознаградил рыбаков за их ночной труд, рассеял их заботу и удовлетворил их внешние нужды. Так Он достиг и второй Своей цели, поставленной в тот день. Увидев такое обилие рыбы, какое они, конечно, никогда в жизни не видели, Симон и бывшие с ним в лодке дали знак товарищам, чтобы те пришли помочь им со своей лодкой. И наполнилась не только лодка Симона, но еще и лодка Иакова и Иоанна, товарищей Симона, и наполнились они так, что по причине большого груза начинали тонуть. Вероятно, они бы и утонули, если бы здесь не присутствовал Господь.
Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. Устрашенный невиданным зрелищем, Симон падает пред Христом на колени. Он ни на мгновение не усомнился, что сей улов должно приписать присутствию в лодке Христа, а не его, Симона, трудам. Это событие настолько потрясло душу Симона, что Он теперь называет Христа не Наставником, но Господом. Ибо наставниками могут быть и люди, но един Господь. Услышав, как Христос из лодки, отплывшей от берега, говорил народу мудрые поучения, Симон не назвал Его Господом. Видите ли вы, насколько дело важнее слова? И нас, когда мы говорим людям самые сладкие речи, назовут учеными людьми, но только если мы делом подтвердим свои слова, нас назовут людьми Божиими. Вероятно, и Симон, слушая слова Христовы, помышлял в сердце своем: «Как Он прекрасно и мудро говорит!» Прозрел сие Прозирающий все сердца и вещи и позвал Симона на глубину, дабы показать ему, что Он и творит то, что говорит.
Ужас, однако, объял не только Петра, но и его товарищей: Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, и всех, бывших с ними. Все они, таким образом, начали со страха Господня, а закончили любовью Христовой. Как и написано: начало мудрости – страх Господень (Притч.1:7).
На страх, коленопреклонение и восклицание Петра Благий и Всеведущий Господь отвечает:
Не бойся; отныне будешь ловить человеков. То есть: мир сей есть море страстей, Церковь моя – лодья, а Евангелие мое есть сеть, коей ты будешь ловить человеков. Без Меня ты не сможешь сделать ничего, как и прошлою ночью ты ничего не смог поймать; но со Мною у тебя всегда будет такой улов, что лодья твоя будет переполнена. Будь только всегда послушен Мне, как был послушен сегодня, и ты не убоишься никакой глубины и никогда не вернешься с ловли с пустыми руками.
И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. Они оставили лодки, пусть другие делают с ними, что хотят. Кроме того, Петр оставил дом и жену, а Иаков и Иоанн – дом и отца своего. И последовали за Ним. О чем им беспокоиться? Разве они не беспокоились и не трудились целую ночь, но напрасно? Тот, Кто может все сотворить без труда, сможет пропитать их и их сродников. Тот, Кто одевает лилии полевые в одеяние, прекраснейшее одеяния царя Соломона, позаботится и об их одежде. Пища и одежда суть вещи наименьшие. Между тем Господь призывает их к величайшему, к Царствию Божию. А если Он может дать им величайшее, разве Он не снабдит их наименьшим? Тот же апостол Петр позднее напишет: Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1Пет.5:7). И, наконец, если Его слушаются глухие и безгласные рыбы в воде, как же людям, созданиям словесным, его не послушаться?
Таким образом, сей Евангельский рассказ исполнен поучений именно для нашего времени и нашего поколения. О, если бы люди нашего времени взяли из этого Евангельского чтения хотя бы поучение о послушании Богу! Чрез послушание все остальные поучения были бы выполнены сами собою. И все богатства, которых сердце человеческое может пожелать, были бы уловлены золотою сетью Евангельского послушания. Пред нами два примера послушания: послушание рыб и послушание апостолов. Трудно сказать, какой из них более умилителен. Рыбы выполняют повеление Господа и без промедления полагают свою жизнь к Его ногам. Их Господь и сотворил из-за телесной потребности человека. Но взгляните, как рыбы могут удовлетворить и одну из духовных потребностей людей! Отступившим от Бога, бунтующим и непослушным людям они показали пример послушания Творцу. Воистину, сии рыбы не могли бы больше прославиться, даже если бы еще тысячу лет жили и плавали в Геннисаретском озере! Свою жизнь они искупили великою честью послужить в домостроительстве Господа Искупителя как пример и укор непослушным людям. Очевидна в этом и несказанная милость Божия. Господь использует Свои творения, чтобы обратить человека с пути погибели, чтобы его пробудить, отрезвить и вознести на высоту его первоначального достоинства. Но умилителен и пример апостольского послушания. Люди простые обычно более привязаны к своему домашнему очагу и своим сродникам, чем люди светские. Ибо у последних в свете много разнообразных связей, и если они пренебрегут одними связями, другие останутся при них. Но сии простые рыбаки бросают все, отвергают свои малочисленные, но весьма крепкие связи с миром, домом и родней – и с самими собой – и следуют за Христом на великую и богатую духовную глубину. Время показало, что их послушание Господь Божественно вознаградил. Они стали столпами Церкви Божией на земле и великими светилами в Царствии Небесном. Поспешим же и мы все воспользоваться их примером послушания. Ночь нашего жития на земле быстро преходит, и все наши труды ночью сей остаются напрасными, и сети наши пусты, и сердце наше исполнено уныния, а душа наша и ум наш алчут – без Божией помощи. Господь же Благий стоит возле лодочки каждого из нас и просит. Он, Всевышний Творец и Вседержитель, просит каждого из нас пустить Его в нашу лодку и с Ним безбоязненно отчалить с мелководья, из грязной лужи жизни, на великие глубины моря духовного, где Он наполнит лодочки наши всякого вожделенного изобилия! Так послушаем же Его, пока Он просит, ибо, когда рассветет, мы увидим Его уже не как Просителя, но как Судию. Не отвергнем Его просьбу войти в наше сердце и душу, как не отверг Его и Петр; ибо Он желает войти не ради Себя, но ради нас. Знайте, что нелегко Пречистому войти под нечистый кров. Знайте, что сие есть жертва, Им приносимая. Но Он приносит эту жертву из любви к нам. Он не просит нас позволить ему войти и что-нибудь взять: Он хочет дать. Он просит нас, чтобы мы лишь позволили Ему сотворить услугу и жертву – и жертву! – для нас. Услышим, братия мои, глас Просителя, прежде чем мы услышим глас Судии.
Господу и Спасу нашему Иисусу Христу честь и слава, со Отцем и Святым Духом – Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.