про какую премудрую рыбу написал рассказ салтыков щедрин
Про какую премудрую рыбу написал рассказ Салтыков-Щедрин?
Рассказ Салтыкова-Щедрина называется «Премудрый пескарь». Название казалось бы должно быть про какую-то умную рыбу, однако пескарь тот еще глупец. На самом деле Салтыков через этот рассказ высмеивает людей. Есть такие же «пескари» на белом свете,всего боятся, и проживают свою жизнь зря, ни к чему не стремясь даже.
Я даже парочку таких «пескарей» знаю. Живут и даже из дома не выходят. Не работают, ни семьи, ни детей, ни друзей. И для чего так жить? Смотреть в окно и видеть как жизнь мимо проходит.
Премудрый пескарь. Можно было просто погуглить.
Я начала свое с ним знакомство с «Чемодана». Но, если честно, на мой взгляд совершенно неважно, с чего Вы начнете. В него невозможно не влюбиться.
Можно начать с «Соло на ундервуде» и с «Соло на IBM». Это короткие байки, анекдоты, заметки, где знаковые для нас имена оказываются просто приятелями, друзьями, знакомыми и собутыльниками автора. Обычными как будто людьми. Столько в этом поэзии и очарования.
К рассказу Виктора Драгунского «Англичанин Павля» можно написать следующий отзыв:
Я прочитал рассказ «Англичанин Павля». В рассказе идет речь о том, как Дениска вместе с семьей кушают арбуз, и тут в гости к Денису приходит его друг Павлик. Мальчика угощают арбузом, а тот во время разговора хвастается тем, что 2 месяца изучал английский язык.
Дениске становится немного завидно и обидно, что он, в отличие от товарища, провел свои летние каникулы впустую. Тем временем родители Дениса начинают задавать Павлику вопросы, на которые тот не может ответить. И тогда выясняется, что за 2 месяца обучения иностранному языку Павля выучил лишь одно слово.
Мне очень понравился рассказ «Англичанин Павля», ведь он учит читателей адекватно оценивать свои достижения и не хвалиться ими на каждом шагу. Кроме того, рассказ показывает еще и важность целеустремленности, которой как раз не наблюдалось у Павлика: ведь при желании за 2 месяца учебы можно было выучить намного больше английских слов.
Потому что практически все произведения классической литературы действительно чему-то учат. Конкретно перечисленные Вами произведения Твардовского и Паустовского как раз и учат, как использовать могучий и прекрасный русский язык. Эти и другие действительно великие русские писатели создавали произведения, которые должны быть эталоном для современных писателей.
Но Мир сильно поменялся, поменялись приоритеты. В современной литературе появилось много не обучающих, а развлекательных жанров, «лёгоньких», ненавязчивых. Такая литература не для того чтобы думать. К таким развлекухам можно отнести жанр фентези, современные детективы, любовные романы. В таких книгах создается писателем какой-то выдуманный мирок, который позволяет уйти на время от современной реальности и не более того.
Другое современное направление- это поучение и обучение всему чему только можно. Вот только литературой это сложно назвать, ни силы слова, ни грамотности, они маркетинговые штучки и сплошная реклама.
Нарисовать иллюстрацию к рассказу Николая Носова «Леденец» можно изобразив одну из сценок рассказа.
Например, нарисовать маму и Мишу или Мишу в поисках леденцов или же мальчика, который рассказывает о своей вине.
Проще всего будет сделать иллюстрацию, просто нарисовав разбившуюся сахарницу.
Сахар, выпавший из нее рисуем кубическими кусочками, можно нарисовать и чайную ложку.
Фон обязательно нужно нарисовать темным, так и видно осколки будет лучше, и понятно будет, что это пол.
Чтобы осколки сахарницы смотрелись реалистично, нужно под каждым осколком нарисовать падающую тень.
Раскрасим картинку любым материалом в зависимости от их наличия и от качества бумаги.
Отзыв на рассказ Драгунского «Белые амадины»
И конечно Дениске понравилось пение канареек. Он пришел в такой восторг, что даже пытался про себя подпевать птицам.
Это очень добрый и сентиментальный рассказ, который учит нас с любовью относиться к нашим меньшим братьям, учит видеть красоту природы, учит ценить моменты общения с природой.
Мне понравился рассказ «Белые амадины» и я с удовольствием перечитаю его еще раз.
«Премудрый пискарь»: краткое содержание и анализ сказки Салтыкова-Щедрина
Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» – краткое изложение. Как правильно: пискарь или пескарь? Анализ: тема и проблематика. О чем писать в сочинении?
«Премудрый пискарь» — сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина, высмеивающая трусливых обывателей. Главный герой — пискарь, который всю жизнь только и делал, что прятался от опасностей. Пискарь считал себя очень умным, но в итоге прожил несчастливую и бесполезную жизнь в постоянном страхе.
Произведение входит в цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Впервые опубликовано в 1883 году за границей.
Пескарь или пискарь?
Персонаж Салтыкова-Щедрина — пискарь, через букву «и». В сочинении лучше использовать именно этот авторский вариант, чтобы показать знакомство с текстом.
Название рыбы — пескарь, пишется через «е». Поэтому нередко и название щедринской сказки искажают, пишут «Премудрый пескарь». В некоторых изданиях для детей используется именно такое написание.
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсию можно послушать на YouTube.
Краткое изложение
Отец пискаря однажды чуть не угодил в уху и завещал сыну: хочешь жить, всегда гляди в оба! Пискарь этот был «просвещенный, умеренно-либеральный». Он хорошо понимал, что кругом опасности. Жить нужно так, чтоб никто тебя не заметил, и умереть своей смертью, размышлял пискарь.
За год он выдолбил себе носом норку, куда мог поместиться только он сам. Весь день пискарь прятался в норе и дрожал от страха. За пропитанием он ненадолго выплывал лишь около полудня, когда вся рыба уже сыта, а при любой опасности пискарь прятался обратно. Лучше голодать, чем погибнуть, признавал он.
Каждый день пискарь недосыпал, недоедал и все время беспокоился, будет ли жив завтра. Иногда ему снилось, как он выигрывает в лотерею двести тысяч.
У норы пискаря поджидали то рак, то щука, но он не вылезал, дрожа от страха. Тем и спасался. И каждый раз после очередной победы восклицал: слава богу, жив!
Пискарь не женился, не завел детей. Это ведь в отцовские времена легко было прожить, «щуки были добрее», размышлял он. А сейчас-то уж не до семьи! Так и прожил пискарь сто с лишним лет: без друзей и родных, в вечном страхе.
Под конец жизни даже щуки хвалили его за упорство: если бы все так жили, кругом была бы тишь да благодать! На самом деле, щуки надеялись с помощью этой лести выманить пискаря из норки. Но он на такие хитрости не поддался.
Наконец пришла пискарю пора помирать. Радовался он, что своей смертью умирает. Но думал о щучьих словах: а если бы и правда все жили точно так же? И понял речной житель, что в этом случае никаких пискарей бы не осталось.
Думал пискарь напоследок вылезти из норы да гордо проплыть по всей реке, но снова испугался. «Жил — дрожал, и умирал — дрожал». Да и премудрым его на самом деле никто не называл. Считали пискаря остолопом, который настоящую жизнь променял на сидение в норе.
Иллюстрация Е. Рачева
С этими грустными мыслями пискарь заснул и снова видел сон про выигрышный билет на двести тысяч. И покуда спал, рыло его из норки высунулось. А после пискарь исчез без следа. То ли щука его схватила, то ли рак — непонятно. Вероятнее всего, он умер своей смертью. Потому что кому захочется есть старого и больного пискаря, да вдобавок еще и премудрого?
Анализ: о чем писать в сочинении
Тема сказки — страх, который делает жизнь бессмысленной и бесцельной. В сочинении можно написать о том, что автор сказки критикует своих трусливых современников и в то же время поднимает вечную проблему: зачем жить, если нет ничего, ради чего человек был бы готов рискнуть собой?
Произведение Салтыкова-Щедрина принято связывать с исторической ситуацией в России 1880-х годов. После того, как революционеры-народовольцы убили царя Александра II, власть унаследовал его сын Александр III. При новом императоре революционное подполье было разгромлено, ужесточена цензура, за любые проявления инакомыслия стали сурово наказывать. В те годы многие свободолюбивые интеллигенты решили, что лучше затаиться и не рисковать своим благополучием.
Именно таких людей Салтыков-Щедрин критикует эзоповым языком, изображая в виде «премудрой» рыбки, всю жизнь дрожащей в норе. А поскольку автор пишет, что пискарь был «умеренно-либеральный», сказку рассматривают в первую очередь как критику русских либералов: на словах они поддерживают свободу, но все время боятся и ничего не делают.
Однако нельзя сказать, что щедринская сказка — исключительно злободневные размышления о трусости русской интеллигенции. Писатель и спустя 150 лет заставляет задуматься о смысле жизни. Если жизнь — это лишь бесконечные попытки избежать смерти, то зачем жить? Умирать рано или поздно все равно придется. И тогда о каждом человеке будут судить по делам:
Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?
Именно об этом Салтыков-Щедрин призывает читателя помнить, чтобы не прожить жизнь премудрого пискаря.
Рыбный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина
Рубрика: Филология, лингвистика
Дата публикации: 11.11.2015 2015-11-11
Статья просмотрена: 2072 раза
Библиографическое описание:
Агафонова, А. А. Рыбный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина / А. А. Агафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 956-958. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23294/ (дата обращения: 20.11.2021).
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» ещё в самом начале дается отсылка к миру волшебной сказки — «Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове» [6, с.3]. В первых же нескольких строках возникает условная ссылка на уже рассматриваемый нами образ — образ Щуки из сказки «Емеля-дурак», однако между ними есть определенные различия. Если в сказке о Емеле-дураке Щука является героем-помощником, помогает главному герою преодолеть социальную несправедливость, выступает субъектом волшебства, то в «Повести…» образ щуки представляет собой нечто иное, — средство создания сатирического произведения. Если говорить более конкретно, то образ щуки изначально настраивает читателя на последующую абсурдность происходящего в произведении: в названии данной авторской сказки явно прослеживаются глубокая социальная тематика — тематика угнетенного крепостничества. Читатель настраивается на «серьезность» произведения, определенный стиль повествования, и возможно, на некоторое сходство сказки с бытовой, однако начало произведения заставляет его в корне переосмыслить первое суждение. Два человека большого звания, генералы оказываются на необитаемом острове по одному желанию рассказчика? Да, а рассказчик при этом, прибегая к образу щуки, открыто заявляет, что это желание далось ему довольно легко. Такое «заявление» привносит в сатирическую сказку фантастическое зерно, которое развивается в фантастические условия существования генералов, на фоне которых и показано их несостоятельность вне светского общества, беспомощность без мужика.
В другой сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» поднимается тема малодушия и трусости интеллигенции перед лицом свыше поставленных лиц и самодержавия. Мир людей переносится в мир рыб, реальность «переворачивается», что создает пародийность произведения. Исторически появление трусости и малодушия интеллигенции объясняется разгромом народовольцев, принуждавших правительство к демократическим реформам, после которого начались казни, аресты и политические преследования интеллигенции. Страхом живет и главным героем сатирической сказки. Премудрый пескарь — это дитя надломленной среды интеллигенции. Его родители «помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. «Смотри, сынок, — говорил старый пескарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!» [6, с.18]. Отсюда можно сделать вывод, что пескарь с детства воспитывался в атмосфере страха перед будущим и «вершителями» этого будущего, поэтому исход его жизни вполне закономерен. После смерти родителей молодой, но «премудрый» пескарь, начинает «раскидываться своим умом» и анализировать ситуацию вокруг (политическое положении интеллигенции, состояние страны и её структур) и, напугавшись увиденного до смерти, ищет себе тихое пристанище, где его никто не сможет найти и проглотить живьем. Персонаж сказки роет себе нору дрожит в ней целыми днями, а ночью делает моцион, что делает его существование попросту абсурдным: заниматься прогулками для здорового образа жизни, чтобы умереть жалкой, но собственной смертью. Жалок он и в своих суждениях: высшее счастье для него — это прожить ещё один никчёмный день. Но, а где же высокие цели, интеллектуальный, присущий интеллигенции, труд? Всего этого нет. Герой типизирован, а через его трусость и социальную несостоятельность, очевидно, показано реальное состояние класса интеллигенции того времени, что и составляет пародийную сторону произведения.
Обратимся к природе самой рыбы, как основе ихтиологического образа. Пескарь обыкновенно на протяжении всего года держится на местах с песчаным дном, а зимой и вовсе может зарыться в ил, отсюда и происходит его название. Следовательно, данным ихтиологический образ не является случайным, он важен для раскрытия и понимания сущности персонажа и произведения в целом. Важно отметить, что в природе пескарь ведет дневной образ жизни и никогда не плавает ночью, а лежит неподвижно на дне. В сказке же природа рыбы «перевернута» с ног на голову, по средствам чего так же создается определенный комический эффект.
Рассмотрим другие ихтиологические образы сказки. В каждой упомянутой в произведении рыбе пескарь видит явную или потенциальную опасность. Рак (которого согласно традиции, продолжаемой от «Повести о Ерше Ершовиче» можно рассматривать как старосту) — может «клешнёй пополам перерезать», а водяная блоха (которую можно рассматривать как представителя низшего чина на государственной службе) — «в хребет впиться и до смерти замучить», даже в собственных собратьях, пескарях, герой видит потенциальных врагов, которые в драку затянут и последнее, после рака и водяной блохи, отнимут. Но более всего герой боится щук. Щуки в сказке олицетворяют представителей высшего чиновничьего класса, которые только и желают что-нибудь проглотить. Они тоже так и норовят напасть на пескаря и даже караулят его у норы. Однако, к концу сказки, начинают понимать, что невозможно, и даже хвалят его следующим образом: «Вот, кабы все так жили — то-то бы в реке тихо было!»
Однако далеко не все рыбы считают существование пескаря жизнью, а его мудрецом. Некоторые говорят о нем так: «Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет?», а другие и попросту называют его дураком и «срамцом», «и удивляются, как таких идолов вода терпит».
В сказке «Вяленая вобла» так же поднимается проблема, связанная с интеллигенцией — проблема ложных жизненных ценностей и убеждений. Еще из названия можно отметить, что центральным образом произведения является ихтиологический образ воблы. Особенность данной рыбы, как биологического вида состоит в том, что осенью и зимой она обитает в море, а к весне перебирается в реки — иными словами путешествует. Так и в нашей сказке рыба «путешествует». Из привычной ей среды, она попадает в человеческие руки, которые вычистили ей внутренности и повесили вялиться (в процессе чего у нее выветрился мозг). Однако вобла этому только рада: теперь никаких лишних мыслей, чувств, а главное — совести. Если задуматься, то такое «путешествие» можно сопоставить с реальными путешествиями интеллигенции за рубеж, которые были обычным явлением для второй половины 19 века. Там же некоторые представители интеллигенции недалекого ума нахватывались «гениальных» идей, теорий, ехали на родину и пытались применить их на русской почве, что было невозможно, исходя только из одних различий в менталитете, культуре и политическом устройстве России и стран зарубежья. Так и вобла, приехав из «дальних стран», придумав свою философию — «Потихоньку да полегоньку, двух смертей не бывает, одной не миновать…», делает все, что ей угодно, лишь бы быть в жизни счастливой, и учит тому других. Более того, рыба на каждом шагу хвастает о своём «путешествии», своей философии, убеждая в своей правоте других. У нее даже появляются последователи, но все её идеи и убеждение — утопия, поэтому со временем из «торжествующей она превратилась в заподозренную, из благонамеренной — в либералку». Стала опасной и была ликвидирована: «…Один из самых рьяных клеветников ухватил вяленую воблу под жабры, откусил у нее голову, содрал шкуру и у всех на виду слопал…» [6, с. 46].
Таким образом, равенство в данной сказке на самом деле не нужно никому: ни ершу, ни щуке, ни другим жителям водоема, ни самому карасю.
«Премудрый пескарь» кратко: содержание и анализ
Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/ЛитКлуб
За что читатели так высоко ценят творчество писателя Михаила Салтыкова-Щедрина? Он обладал уникальным талантом — просто и по-детски рассуждал о сложных философских, политических, социальных проблемах. Наглядный пример — сказка «Премудрый пескарь». Кратко о сюжете произведения и его скрытом смысле расскажем далее.
«Премудрый пескарь»: краткое содержание
Общественная деятельность и политическая жизнь страны были глубоко интегрированы в судьбу писателя Салтыкова-Щедрина. Исторические события и процессы в обществе были главными мотивами его творчества. Может показаться, что в сказке «Премудрый пескарь» автор решил изменить себе и написал обычный детский рассказ.
Однако Салтыков-Щедрин мог похвастаться тонким чувством юмора и в то же время обостренным чувством справедливости. Он никогда не оставался в стороне от главных политических событий. И если копнуть глубже, становится очевидно: писатель сменил вовсе не тематику, а лишь форму повествования. Но прежде чем анализировать тайный смысл «Премудрого пескаря», предлагаем ознакомиться с кратким пересказом произведения:
Салтыков-Щедрин: «Премудрый пескарь» вкратце
Жил в реке мудрый пескарь. Его родители тоже были умны и умудрились дожить до старых лет. Перед смертью отец учил сына быть осторожным: избегать крупной рыбы и раков, а главное — людей. Старик было сам чуть не попался и не стал для них обедом. И решил мудрый пескарь: выдолбить себе крошечную нору, в которую мог бы попасть он один, и спрятаться там от всяких опасностей.
Однажды пескарю привиделся сон, будто он выиграл в лотерею. От сладких фантазий полголовы его вылезло наружу. А там то и дело подстерегала угроза — то щука, то рак. Проживая каждый новый день, пескарь премудрый радовался, что не был съеден.
Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/ЛитКлуб
Краткое содержание: премудрый пескарь и его сожаления
Живя в постоянном страхе, пескарь не завел ни семьи, ни друзей. Он вспоминал, как все было в его детстве: тогда хищники совсем мелкую рыбу не трогали, поэтому его отец еще мог позволить себе семью. А сейчас — совсем другое время.
Так пескарь прожил больше столетия:
Почувствовав себя бесполезным, старик уж было решил выйти из норы и проплыть по реке, но страх снова взял верх.
«Премудрый пескарь»: развязка истории
Рыбам, проплывающим мимо норы старика, не было до него дела. Никто не поинтересовался, как он так долго прожил, да и умным его не считали. Перед смертью пескарь снова увидел счастливый сон о лотерее. Но теперь он еще и стал больше, сам щук гоняет!
Во сне старик выпал из норы и пропал. Кто знает, что с ним произошло. Может, стал обедом для щуки. Но это вряд ли: кто захочет лакомиться стариком. Скорее всего, умер пескарь и всплыл на поверхность.
Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/Советские мультфильмы
«Премудрый пескарь»: анализ произведения
На первый взгляд, Салтыков-Щедрин создал понятную и поучительную сказку для детей. Но это не совсем так. Автор спрятал в тексте глубокий посыл для взрослых и даже намекнул на политическую ситуацию в стране.
Подтекст произведения поможет раскрыть анализ. «Премудрый пескарь» — попытка писателя высказаться на запрещенные темы. Какие именно — рассмотрим далее:
История написания
Сказка «Премудрый пескарь» была написана зимой 1882–1883 гг. Она стала реакцией автора на происходящие в то время политические события:
Михаил Салтыков-Щедрин не разделял такой позиции, но и открыто осуждать «Народную волю» не мог. Свое мнение автор завуалированно высказал в новом произведении «Премудрый пескарь».
Учитывая остросоциальный сюжет сказки, ее не сразу пустили в печать:
Портрет Салтыкова-Щедрина: Wikipedia/Н. Н. Ге
«Премудрый пескарь»: смысл
Несмотря на политический подтекст, который поймут те, кто знаком с историей России конца девятнадцатого века, сказка проста для восприятия и вполне может понравиться ребенку. Автор создал произведение таким образом, чтобы его могли по-своему интерпретировать и дети, и взрослые.
Вот какие поучительные идеи изложил писатель:
Жить — значит рисковать
В первую очередь «Премудрый пескарь» — это рассказ о жителях подводного мира. С помощью такой аллегории автор стремился донести младшему поколению мысль, что жизнь без риска и приключений скучна, и нужно смело преодолевать все препятствия, чтобы ею наслаждаться в полной мере.
Риск — форма самореализации личности
Более глубоко эта идея раскрывается в восприятии взрослого человека: отказ от полноценной жизни, своих идей и принципов из-за страха неудачи или боязни за свою безопасность может сделать человека еще более несчастным.
Вред чрезмерной родительской опеки
Помимо этого, автор раскрывает проблему отцов и детей. Небольшой эпизод, повествующий о родителях пескаря, показывает, как пагубно родительское воспитание может сказаться на будущем ребенка. Чрезмерная опека, попытки «загрузить» свой опыт в сознание нового поколения приводят не только к тому, что молодежь начинает страшиться реальной жизни, испытаний, но отказывается от полноты бытия и наслаждений.
Так, Салтыков-Щедрин коснулся философского вопроса о счастье и смысле жизни. Автор считает, что их суть не в количестве прожитых лет, а в простых человеческих вещах: дружбе, близких людях, развлечениях, любви.
Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/Советские мультфильмы
«Премудрый пескарь»: жанр и композиция
Чтобы емко выразить свои идеи, Салтыков-Щедрин выбрал для «Премудрого пескаря» необычный жанр — сатирическая сказка. На это указывают особенности произведения:
Особенности композиции «Премудрого пескаря» автор подсмотрел в народных сказках. Он ведет повествование логично и последовательно:
Произведение заканчивается своеобразной моралью: пескарь, который более столетия вел трусливый, затворнический образ жизни, на старости лет никому не нужен, даже хищникам, которые так долго за ним охотились.
Рассказ не зря внесен в школьную программу: он поможет юным читателям задуматься о смысле жизни и выборе. Однако взрослым также удастся почерпнуть в нем мудрость. И, пожалуй, именно в этом и состоит уникальность творчества Михаила Салтыкова-Щедрина.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора