притча о закваске и трех мерах муки толкование
Толкование Евангелия на каждый день года.
Среда 6-й седмицы по Пятидесятнице
Сказал Господь такую притчу: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом.
«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».
Одно зерно горчичное взял человек и посеял на поле своем. Какая странная картина! Одно зерно, которое меньше всех семян, почти невидимое на ладони. Но вот оно прорастает, дает зеленый побег, затем колосится – если есть у нас терпение ждать и заботиться о растении. Таково Царство Небесное. Почему, Господи, мир кажется бесконечно далеким от Твоего Царства? Почему так мало людей следуют Твоему Евангелию до конца? Родители, супруги, служители Христовы, все христиане – смотрите, какие всходы пробиваются в мире! Не внешняя видимость имеет значение. Перед очами воскресшего Христа – большое дерево. Не оставайся никто со своим крошечным горчичным зерном! Помни о птицах, которые будут петь в ветвях расцветшего дерева. И бросай его в землю, твое единственное, крошечное зерно.
«Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все». И снова – такое же соотношение между началом и концом, причиной и следствием. Малая горсть закваски, соединенная с тремя мерами – с сорока килограммами муки. То же явление сокрытой силы жизни! Служение Христово было ограничено для внешнего взора малой деятельностью – в неприметной провинции Римской империи. Но Господь видел далеко. Его взгляд простирался до конца времен, когда Бог будет «всяческая во всем», когда тесто всего человечества вскиснет от закваски Его благовестия. А мы, христиане, что должны мы делать сегодня, в чем заключается наш духовный труд на том месте, где мы поставлены Богом. Как стать нам Христовой закваской, как раствориться в жертвенной самоотдаче среди людей, стать силой жизни, невидимой, отдающей себя до конца тем, кто рядом с нами? Любовь, когда она по дару Христа вселяется в нас, вера, когда она делает осмысленной жизнь, надежда, когда она прогоняет отчаяние, – это и есть закваска, от которой неприметно, медленно вскисает все тесто. Христианин, – те, кто рядом с тобой, нуждаются в твоем христианстве. Им жизненно необходима твоя вера, твоя надежда, твоя чистота, твое мужество, твое истинное видение всех событий.
Притчи о зерне горчичном и о закваске. (Мф. 13:31–36)
Из притчи о сеятеле ученики Господа узнали, что из семян, посеянных на ниве сердец человеческих, три четверти погибает и всходит только четвертая, а притча о плевелах открыла им то, что и этой четвертой части семян грозит опасность от плевел. Эти истины могли смутить будущих сеятелей слова Божия, и вот, чтобы они не впали в малодушие, Господь ободряет их новыми притчами о зерне горчичном и о закваске. Первая изображает постепенное возрастание Церкви, распространение ее по всей земле; вторая – внутреннее действие учения Христова на весь мир и на каждого человека.
Преподобный Исидор Пелусиот говорит: «Под именем закваски разумеется безсеменное воплощение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и соединение Его с единосущным нашему телом, заимствованным от Богородицы Марии, посредством которого все люди возрождены к новой жизни». Утешительно замечание святителя Афанасия Александрийского на ту же притчу Христову: «Человек, приобретший и малую закваску добродетели, который хотя и не успел охлеботворить оной, однако же имел такое намерение, но не смог исполнить его, не останется в забвении у праведного Судии, когда он будет нечаянно застигнут и пожат; напротив, Бог, по смерти такового, возбудит ближних его, направит мысли их, привлечет сердца, преклонит души, и, подвигнутые этим, поспешат они подать ему помощь и пособие. И поелику Владыка коснулся сердец их, восполнят они недостатки отшедшего». ВСЕ СИЕ ИИСУС ГОВОРИЛ НАРОДУ ПРИТЧАМИ, И БЕЗ ПРИТЧИ на этот раз НЕ ГОВОРИЛ ИМ, – говорит святой евангелист, и приводит в свидетельство пророка, дабы показать, что проповедовать в притчах – дело не новое, что еще пророк предсказал такой образ учения: ДА СБУДЕТСЯ РЕЧЕННОЕ ЧЕРЕЗ ПРОРОКА, КОТОРЫЙ ГОВОРИТ: ОТВЕРЗУ В ПРИТЧАХ УСТА МОИ; ИЗРЕКУ СОКРОВЕННОЕ ОТ СОЗДАНИЯ МИРА ( Пс. 77:2 ), открою то, что оставалось сокрытым, от создания мира, такие тайны, которые сокрыты и от Ангелов, и ведомы единому Мне, как Ипостасной Божией Премудрости. «Господь хотел увлечь слушателей притчами, хотел, чтобы они задавали Ему вопросы, – замечает святитель Златоуст, – но никто не вопрошал Его, хотя притчи угрожали даже наказанием; поэтому, отпустив их, Он ушел»: ТОГДА ИИСУС, ОТПУСТИВ НАРОД, ВОШЕЛ В ДОМ.
«Притча о закваске», или, точнее, просто рассказ о дрожжах
«Притча о закваске», или, точнее, просто рассказ о дрожжах
Закваска, или дрожжи, – вещь, известная не только домохозяйкам и поварам, но и богословам, даже скажу более, всякому человеку, читавшему Священное Писание. А все потому, что слово это нередко употребляют и Христос, и Апостолы. Слово это имеет богатую палитру смыслов; давайте чуть-чуть поговорим об этом.
Сначала – что такое закваска? Это кусочек теста, оставшийся от предыдущей выпечки хлеба.
Такой забродивший кусочек теста клали в горшок, в воду, и оставляли до следующего дня. На следующий день его растворяли в воде и добавляли это в квашню, к новому тесту. Эта закваска заквашивала все тесто. От теста отделяли опять небольшой кусочек и клали в воду, а из остального теста пекли хлеб.
Несмотря на необходимость иметь в каждом доме свою закваску (а ее сохраняли день ото дня многие годы и никому без серьезной нужды не давали), закваска была символом порчи, разложения. У евреев вообще все, находившееся в состоянии гниения, какого-то изменения, считалось нечистым.
Так, например, закон Моисея запрещал использование закваски в хлебе в дни Пасхи и в праздник Опресноков. В эти дни использовался не кислый, а пресный хлеб. Эта заповедь была дана евреям, чтобы те помнили свое поспешное бегство из Египетского плена. Тогда, в поспешности, они не смогли приготовить, как полагалось, тесто и питались пресными лепешками.
Книга Левит (10, 12) указывает, что для приношения на жертвенник хлеба в Храм также нужно брать пресный хлеб (мацу)[1].
Поэтому, когда в устах Христа закваска будет употребляться с негативным значением, это будет совершенно в русле общих представлений той культуры. Господь Иисус Христос предостерегает от закваски Иродовой, саддукейской и фарисейской (Мф. 16:6); (Мк. 8:15), подразумевая под ней развращающие мысли, пагубное влияние на простых людей этих лжецов и лицемеров. Мы знаем, что даже небольшое количество дурного влияния может развратить, в общем, неплохого человека. Именно поэтому Спаситель боялся, как бы влияние этих обманщиков Его времени не соблазнило и не отвратило от Спасения простой доверчивый народ.
Потом, например, о «закваске порока и лукавствия» будет говорить Ап. Павел, предупреждая христиан, что, если те будут слушать разных еретиков, грешников и прочих обманщиков, они могут сбиться с истинного духовного курса, ибо «малая закваска заквашивает все тесто» (Гал. 5:9).
Однако однажды Христос шокирует слушателей, придавая закваске другое значение. Он сравнивает закваску с действием Духа Святого, преображающего мир и нашу жизнь. Помните этот отрывок? «Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Лк. 13:20-21). Думается, что Спаситель специально использует этот невероятный для евреев пример, чтобы показать: то Царство Божие, которое неприметно приходит на землю и уже сейчас приоткрывается в деятельности Иисуса, абсолютно не похоже на все то, чего ожидали евреи. Это нечто настолько головокружительно новое, что даже терминологию нужно подобрать неожиданную.
Директор комбината – наш прихожанин и мой старый знакомый. Но не это побудило меня без рассуждений принять его приглашение и приехать на комбинат, а то, что культура, которая выращивается на этом заводе, имеет самое непосредственное отношение к притчам Христа, к библейским реалиям и, собственно говоря, к нынешней церковной жизни и жизни простых людей. Ни один стол не обходится без хлеба, ни одна Литургия не обходится без просфор. Из просфоры, приготовленной с использованием дрожжей, вырезается Агнец, который становится Телом Христовым.
Однако не скажу, что мое отношение к дрожжам однозначно положительное. Те живые дрожжи, что выращиваются на заводе, который мы освящали, являются самыми безопасными и приемлемыми; гораздо хуже, что последние лет 15 на российский рынок активно продвигают заграничные сухие дрожжи, а это более агрессивная и сложная культура.
Попав в организм человека, дрожжи (а это, не забывайте, одноклеточный гриб) начинают взаимодействовать с пищей, находящейся в желудочно-кишечном тракте, начинают мутировать и меняться. Питательной средой для них является сахар, а в последние 100 лет количество потребляемого человеком сахара выросло во много раз. Кроме того, грибная культура вступает во взаимодействие с разными консервантами, пищевыми добавками и прочей химией и мутирует.
Есть много других опасных моментов, сказывающихся на здоровье человека, однако это не моя тема и говорить об этом я не буду.
…Во всяком случае, все как будто точно по Библии: и нужны нам дрожжи, и таят они в себе некую угрозу.
Во всяком случае, помолиться над чанами, в которых выращиваются дрожжи, благословить эту грибковую культуру, чтобы служила она на пользу человеку и поменьше приносила вреда, мне показалось нужным. Поэтому приглашение я принял и отправился на завод. (Кстати, о том, для чего нужно освящение жилища или такого предприятия, на которое отправились мы, можно почитать: https://azbyka.ru/parkhomenko/otvety_svyaschennika_na_voprosy_10-all.shtml)
Со мною был мой друг Дмитрий Терентьев, который, несмотря на то, что не является профессионалом, а лишь фотолюбителем, делает прекрасные, живые снимки.
По ходу фоторассказа, сообщу некоторые интересные факты, которые мы узнали на предприятии от специалистов.
По прекрасному утреннему Питеру (9 утра) мы направляемся на комбинат.
Приготовление к обряду освящения предприятия. Я разжигаю кадило.
Конечно, небольшая беседа с сотрудниками о том, что сейчас мы будем делать и о чем молиться.
. и мы начинаем службу. Отмечу, что, когда меня приглашают что-то освятить, или послужить молебен, я прошу администрацию пригласить всех свободных сотрудников. Я считаю важным, чтобы участие приняли все, кто могут, а для меня это возможность еще раз обратиться к светским людям со словом о Боге и вере.
Мы освящаем недавно установленное швейцарское оборудование. Теперь здесь будут изготавливать дрожжи, как в Швейцарии. Специально для этого приехали специалисты, которые монтировали и налаживали оборудование.
Цистерны, каждая из которых.
«Дрожжи, ведь они живые, – говорит нам специалист, который наблюдает за состоянием дрожжей. – Они могут плохо себя чувствовать, нервничать… И это сразу заметно на их состоянии».
Я спросил: «А отзываются ли как-то события, которые происходят в мире на их состоянии?» «Конечно, все они чувствуют. Еще в новостях не сообщили о каком-то катаклизме, а я по их состоянию вижу…»
Про себя я подумал: «Интересно потом спросить, как-то отреагировали они на освящение. »
О темпах роста дрожжей: одна пробирка за сутки вырастает в 200 килограммов дрожжей. За 20 последующих часов эти 200 килограммов вырастают в 20 тонн.
Некоторые сотрудники не являются верующими и отнеслись к освящению комбината скептически. Однако наше с Дмитрием Терентьевым приветливое поведение расположило и их. Некоторые спросили, как можно прийти первый раз в храм, исповедаться и причаститься.
Иногда нам приходилось куда-то карабкаться или протискиваться.
У входа на комбинат.
Сегодня ОАО КОМБИНАТ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, который мы освящали, является самым большим и чуть ли не единственным в России комбинатом подобного рода. Действует с глубокого советского времени. Сегодня производства дрожжей в России практически свернулись, потому что идет экспансия западных фирм, поставляющих сухие дрожжи. Они по качеству хуже и опасней для человека, но чуть дешевле. Поэтому многие хлебные заводы переходят на них. В Петербурге осталось несколько крупных хлебных комбинатов, которые используют, по старинке, живые дрожжи. И эти дрожжи изготавливаются именно здесь.
.
[1] Хотя было и два исключения из этого правила: (Лев. 7:13); (Ам. 4:5).
Притча о закваске
Причта о закваске, как и предыдущая притча о зерне горчичном, сохранились у трёх евангелистов-синоптиков (т.е. первых трёх евангелистов, повествования которых весьма схожи): Матфея (13: 33–35), Марка (4: 33–34) и Луки (13: 20–21). У евангелиста Матфея эта краткая притча изложена так:
«Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё».
Нужно учесть, что в данной притче, как и в предыдущей (о зерне горчичном), Христос сравнивает Царство Небесное не с самой закваской, а с конечным процессом её воздействия на муку и тесто. Господь избирает для притчи то, что бывает в природе для того, чтобы показать, что Его слово так же неизменно, как неизменны законы природы. Христос напоминает нам, что ничтожное количество закваски (дрожжей), положенное в большой объём муки, сообщает ей свои свойства и возбуждает в ней брожение.
Величественная по своей исторической широте и психологической глубине притча о закваске изображает внутреннее, сокровенное действие евангельской проповеди не только на весь мир, но и на отдельные личности. Господь развивает мысль, высказанную Им в притче о зерне горчичном, о будущности основанного Им Царства Божия на земле, Церкви. «Как закваска, – говорит св. Иоанн Златоуст, – над большим количеством муки производит то, что муке усвояется сила закваски, так и вы (апостолы, как бы говорит им Господь – В.П.) преобразите целый мир», – читаем мы у Златоуста.
При жизни Иисуса Христа Церковь – Царство Божие на земле – состояла из горстки неграмотных учеников. Кто из современников Христа мог думать, что Церковь при таком её жалком составе распространится по всему миру? Но тем не менее это случилось. Новая вера, проповеданная Христом и Его апостолами, произвела нечто подобное тому, что производят в тесте дрожжи. Ап. Павел пишет: «Разве вы не знаете, что малая закваска квасит всё тесто?» ( 1Кор. 5: 6 ). Действительно, закваска, как бы ни была мала, сообщает своё свойство – кислоту – всему раствору муки. Так и новая вера, казавшаяся сначала весьма ограниченной в своих действиях, как брожение от дрожжей, произвела переворот в умах и сердцах миллионов людей.
Смысл образного сравнения Царства Божия с тестом, поднимаемым действием дрожжей, состоит в том, что в обоих случаях действует живое творческое начало. Небесная закваска – благодать Божественного Духа, вложенная Спасителем в человеческие души, составляющие Его Церковь – Царства Божия на земле, определяет возрастание их внутренней, духовной жизни. И как заквашенное тесто поднимается до тех пор, пока закваска не смешивается с ним вполне, так и процесс устроения Царства Божия будет продолжаться до тех пор, пока не войдут в него все истинные чада его.
В историческом плане устроения Царства Божия «три меры» притчи означают, по объяснению сербского епископа Николая Охридского, три ветви рода человеческого: семитов, иафитов и хамитов – и указывают на принесение Спасителем на землю небесной закваски – благодати – всему человечеству без всякого ограничения. В плане индивидуальном Христова вера, подобно закваске, способна преобразить всю человеческую природу, вводя в нее новую, Божественную жизнь. По толкованию блаженного Августина, «три меры» муки означают три главные силы человеческой души: разум, сердце и волю, то есть силу мыслительную, силу чувства и силу деятельную, постепенно освящаемые благодатью Святого Духа. Благодать Божия, проникая, освящает еще и дух, душу и тело человека. Вооруженный благодатной силой, человек вступает в жизнь, совершенно отличную от обычной. Ум такого человека становится умом Христовым, то есть разум преображенного человека находится в полном послушании веры; он способен постигнуть тайны спасения. Желаниея и деяния заквашенного благодатью Божией человека возвышаются до полного согласия с волей Господней. В сердцах людей возрожденных, очищенных благодатью, царствует мир Божий. Само тело возрожденного человека становится чистым сосудом чистой веры. Таким образом, животворящая закваска проникает во всё существо человека, пока не вскиснет всё, т.е. пока не достигнет он совершенства во Христе и не станет новой тварью.
Отцы Церкви подчеркивают чрезвычайно важную подробность, необходимую для правильного понимания притчи: небесная закваска, Благодать Божия, действует на тесто, сделанное из неиспорченной муки. Залежавшаяся, испорченная мука не вскиснет, не поднимется, не поддастся воздействию дрожжей. Благодать Божия не действует в нерадивой душе. Для того чтобы Божия закваска сделала своё дело, мы должны в терпении покаянием и духовной борьбой со всеми пороками приготовить тесто своей души и тела. Успех в борьбе со своим греховным «я», со своим «ветхим человеком» не достигается легко и быстро. И дрожжи не вдруг заквашивают тесто, а постепенно. Нельзя сразу утвердиться в подвигах благочестия и добродетели. Нужно ежеминутно, ежедневно, постоянно в них упражняться, постоянно бороться с искушениями и слабостями, чтобы утвердиться в истинно духовной жизни – попробовать жить так, как Господь этого хочет.
Всякая проба начинается всегда с малого. В этом вся наука христианской жизни: пробовать жить согласно воле Христовой, начиная всегда с малого. Малая закваска квасит всё тесто. Малое горчичное зерно становится со временем большим деревом.
Для того чтобы начать это малое дело, нам нужны силы, которые помогут нам исполнить заповеди Христовы. Эти силы мы получаем в Церкви Христовой. Чем ближе и искреннее мы будем соединяться со Христом в этом таинстве, тем больше духовных сил получим, чтобы исполнять Его заповеди.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 13:33
Свт. Иоанн Златоуст
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все
Беседы на Евангелие от Матфея.
Потому Он назвал тебя и закваскою: закваска не себя заквашивает, но прочее смешение, великое и безмерное, хотя сама она мала и незначительна. Так точно и вы: хотя вы и малы числом, но будьте велики и сильны верою и усердием по Богу. Как закваска, не смотря на свою малость, не бывает бессильною, но действует по причине заключающейся в ней теплоты и свойственной ей силы, так точно и вы можете гораздо больших возбудить к одинаковой с вами ревности, если захотите.
Беседа против непришедших в собрание.
Свт. Иларий Пиктавийский
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все
Комментарий на Евангелие от Матфея.
Свт. Лука Крымский
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все
Прп. Антоний Великий
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все
Вопрос. Мы молим узнать, как нужно понимать притчу о закваске? У нас был вчера изрядный спор об этом.
Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 202.
Прп. Исидор Пелусиот
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все
Царство небесное уподобляется квасу в безгрешном воплощении Бога и Спасителя нашего, Которым растворен весь мир. И составом единого Тела, воспринятого от нашей сущности и от Богородицы Марии, все от века человечество обновлено в возрождении.
Письма. Книга I.
Прп. Макарий Великий
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все
Без небесной же закваски, то есть силы Божественного Духа, душе невозможно приобщиться Господней благости и достигнуть жизни; как и Адамову роду невозможно было бы до такой степени совратиться в порок и лукавство, если бы не вошла в него предварительно закваска порока, то есть грех, — эта какая-то умная и мысленная сила сатаны.
Как, если кто растворит муку, но не положит закваски, то сколько, по-видимому, ни будет стараться месить и трудиться над тестом, останется оно невскисшим и непригодным в пищу; а когда положена закваска, привлекает она к себе все смешение муки, и все делает квасным; чему и Господь уподобил царствие, сказав: «подобно есть царствие небесное квасу, его же вземши жена скры в сатех трех муки, дондеже вскисоша вся»; или как мясо, если кто приложит о нем все попечение, но не осолит солию, истребляющею червей и уничтожающею смрад, делается зловонным, загнивает и бывает негодно для людского употребления: так, подобно сему, и все человечество представь себе как бы мясом и незаквашенным тестом, а под солию и закваскою из иного века разумей божественное естество Святого Духа. Посему, если в униженное естество человеческое не будут вложены и примешаны из оного века и из оного отечества небесная закваска Духа, также добрая и святая соль Божества, то душа не освободится от зловония порока и не вскиснет по тяжести и безквасию лукавства.
Собрание рукописей типа II. Беседа 24.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все
Царство Небесное подобно закваске, которая способна ничтожным количеством своим заквасить множество растворенной муки. Так и было, и есть. Двенадцать апостолов (очень незначительная закваска для такого количества людей, как весь мир) обратили к Царству Христову весь мир.
Дневник. Том I. 1856.
Как воспринимаем мы высочайшее таинство Божественной к нам любви — таинство христианской веры — умом, сердцем и житием, или свободною нашею волею? Все ли три силы нашей души проникнуты святою верою, как души святых. Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки (три силы души), доколе не вскисло все.
Дневник. Том XVI. Апрель.
Блж. Иероним Стридонский
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Феофилакт Болгарский
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры (сата) муки, доколе не вскисло все
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Ину притчу глагола им: подобно есть Царствие небесное квасу, егоже вземши жена скры в сатех триех муки, дондеже вскисоша вся
Ину притчу глагола им: подобно есть Царствие Небесное квасу
Притчею о зерне горчичном предсказал возрастание веры чрез ежедневное присоединение верующих, а притчею о закваске возвестил ее силу. Под Царством Небесным нужно разуметь опять учение веры.
егоже вземши жена скры в сатех триех муки
Сат – это род меры у евреев. Три сказал здесь вместо много, так как часто числом три обозначают много. Женщина здесь означает мудрость, или Самого Христа, потому что и Он рождает и питает: рождает верующих чрез Таинство Крещения и питает учением Своей веры. Учение веры уподобляется закваске. Подобно тому как закваска, хотя по объему не велика, но когда скрывается в большом количестве муки, то этим смешением всю муку соединяет в одно целое и приводит в другой вид, отличный от прежнего; хотя мука есть нечто безжизненное, но закваска некоторым образом оживляет ее и, заключая в себе деятельную силу, заставляет ее подниматься вверх; – так и учение веры, хотя оно высказывается и не во многих словах, но когда скрывается в души многих людей путем проповеди, то всех их соединяет в одно тело Церкви, приводит к другому образу жизни и, хотя они были мертвы для добродетели, оживляет их к исполнению ее, заставляет их подниматься на небо и делает все это, имея в себе несказанно великую силу.
дондеже вскисоша вся
Учение веры, скрытое в душах людей, не успокоится до тех пор, пока не соединит всех, которых по своему предвидению предопределила мудрость. Три меры, хотя и обозначают множество, но все-таки же они ограничены числом. Итак, велика сила проповеди: однажды вскисшее становится закваской для остальной части. Некоторые под мукою разумеют людей, а под тремя сатами, или мерами, иудеев, самарян и эллинов.
Толкование Евангелия от Матфея.
Прот. Иоанн Бухарев
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все
Притча о закваске означает то же самое, что и притча о горчичном зерне, т. е. распространение церкви Христовой по земле и действие веры и благодати Божией в душе истинного христианина. Три меры муки в этой притче, по объяснению некоторых толкователей, означают род человеческий, происшедший от трех сыновей Ноевых, три основные силы человека: познавательную, чувствительную и желательную, и тричастный состав человека: дух, душу и тело. Обе эти притчи, – о зерне горчичном и закваске, по изъяснению св. Златоуста, еще указывают на то, что апостолы Христовы хотя были и бессильнее и уничиженнее всех; но велика была сила Божия в них, которая помогла им распространить веру по всей вселенной и преобразить весь мир. И сими притчами Господь ободрял Своих учеников в их проповеднических трудах. По-видимому, их труды малоуспешны; нет, они только малозаметны, но успешны: св. апостолы распространят учение Христово по всей вселенной и переродят души человеческие.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё
(Лк. 13:20-21). Обыкновенно думают, — и это мнение правильно, — что в предыдущих притчах изображается внешний рост Царства Небесного — под образами семени, и препятствия на пути к его распространению — под образом плевел. В притче же 33 стиха и дальнейших изображаются внутренняя сила и влияние на людей царства, его внутренний рост. Прежде всего, это изображается под видом закваски, которую женщина, чтобы испечь хлебы, положила в три меры муки. Образ настолько обычный и всем знакомый, что не нуждается в объяснении. “Три меры” = три саты (σάτα τρία). Сата — это еврейская мера (иначе сеа), составляющая одну еврейскую эфу, равняющуюся полутора римским модиям = четверик, по старинному талмудическому определению такая мера, в которую можно было положить 432 яйца.
Троицкие листки
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё