притча о любви к рыбе
Православная Жизнь
Проповедь епископа Сильвестра (Стойчева) в Неделю 16-ю по Пятидесятнице.
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.
Евангелие от Луки 5:1-11
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Прочтенный евангельский отрывок повествует, как вы слышали, о проповеди Господа Иисуса Христа большому количеству людей. И берег, где Он находился, так плотно был занят людьми, желающими послушать проповедь, что Господь должен был войти в одну из лодок и уже оттуда продолжать наставлять народ. Среди рыбаков, которые трудились на этих лодках, были и ученики Его: Симон, а также Иоанна и Иакова, сыновья Зеведеевы.
Очевидно, что Петр и другие бывшие с ним уже знали Христа, были Его слушателями и даже причисляли себя к Его последователям, однако не сопровождали постоянно Его. Таким образом, между знакомством с Христом и избранием в числе двенадцати апостолов проходит некоторое время. И вот это событие происходит именно в этот промежуток времени.
Вероятно, Христос во время проповеди заметил, что рыбацкие лодки пустые — в них нет улова. И тогда Он повелевает рыбакам забросить сети еще раз. Петр же отвечает Господу: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5:5). Труд рыбаков очень часто непредсказуем. Иногда улов бывает большим, а иногда, ожидание не исполняется, и вообще ничего не ловится. И Петр подтверждает, что они трудились всю ночь и ничего не поймали.
Итак, братья и сестры, о чем же этот евангельский рассказ? Неужели просто о том, как много рыбы было поймано? Разумеется, что евангелисты, сохранившие для нас эту историю, видят в ней больше, чем просто рассказ о рыбалке.
Обратим внимание на реакцию Петра, когда он увидел множество пойманных рыб: «Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5.8). Неужели это реакция на большой улов рыбы? Скорее, понятен был бы восторг, ликование, радость, что удалось поймать так много рыбы. Но Петр реагирует по-другому. Он падает на колени и просит Христа выйти из лодки. Петр считал себя недостойным быть в одном месте с Иисусом. Апостол Лука также уточняет «ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных» (Лк. 5:9). Этот страх объясняется тем, что Петр всё правильно осознал — большой улов рыбы имеет глубокое символическое значение. Прежде всего, это указание на силу Божьего благословения. Человек может трудиться и результата не будет, а с Божиим благословением возможно все. Петр как бы предчувствует, что происшедшее — не конец, что Господь сделает еще что-то. И действительно, Господь призывает Петра следовать за Ним: «Отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5:10). Таким образом, нынешнее евангельское чтение не просто о ловле рыбы, оно о призвании и условиях призвания.
Священное Писание Ветхого Завета передает немало историй о призвании к пророческому служению, которое происходит через чудеса и видения. Самый яркий пример — призвание пророка Моисея. И, конечно же, у всех нас есть склонность и желание получить откровение Божие, почувствовать Его посещение через какие-то явные чудеса и при помощи ярких и впечатляющих образов. Но призвание Петра, как и других апостолов, происходит не в шуме и яркости, а в среде их обычной жизни и труда. Бог открывается апостолам и всем верующим в Него в рамках повседневности. Нередко, как сейчас мы слышали, непосредственно во время работы.
Как часто, братья и сестры, всевозможные так называемые мудрецы и наставники каких-то якобы тайных и особых знаний или духовных практик, рассказывают о всяких там посвящениях и озарениях в далекой Индии или недоступном Тибете, таинственном Египте или высоких Гималаях. Но Церковь учит, что не мы поднимаемся до Бога — это Бог снисходит к нам. И если множество иных духовных практик построены на развитии своих сил, своих способностей, своих возможностях — выше, быстрее, сильнее — то христианская традиция всегда настаивает: Бог спускается, снисходит к нам, призывает, берет нас за руку и ведет за Собой. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Бог каждого привлекает через свойственное и сродное ему средство, например: рыбарей — посредством рыб». Апостолы просто ловили рыбу, делали свою каждодневную работу. Кто знает, о чем были их мысли во время рыбалки; может быть, в это время они молились, а может быть просто тоже слушали проповедь Спасителя, стоявшего в их лодке. И именно в этот раз они ничего не поймали. Так сказать, потерпели неудачу на рабочем месте. И тем не менее, в этой ситуации они в итоге получают несравненно больше ожидаемого. Не только громадный улов, но и призыв следовать за Господом.
Очень важные слова произносит перед Христом апостол Петр, видя совершившиеся: «Я человек грешный». Но, как же часто, дорогие братья и сестры, большинство людей не просто не любят подобных выражений — ненавидят! «С чего это вдруг я грешный?», «Не грешнее других». Как часто священнослужители слышат во время исповеди: «Особо ничем не согрешил». Признаться самому себе в своей грешности, осознать свою греховность —очень непросто. Однако, при посещении нас Богом именно такое ощущение, подобное Петровому, должно охватить нас. Это может быть где угодно и когда угодно: в храме за богослужением, в тишине домашней молитвы, в лодке во время ловли рыбы, в офисе во время работы. Вездесущий Бог в любой час и в любых условиях может коснуться сердце человека. И как важно распознать и принять «время посещения твоего» (Лк. 19:44).
Ощущение греховности — естественное состояние после встречи с Богом. Даже самый святой человек почувствует себя грешным. Когда Господь является ветхозаветному патриарху Аврааму, то последний говорит такие слова: «Я прах и земля» (Быт. 18:27). Каждый, кого посетит Господь, скажет о себе, что он грешник. И услышит, как Господь ему ответит: «Следуй за мной». Только тогда можно следовать за Господом и быть Его учеником, когда мы хотим избавиться от греха и быть в Его присутствии.
Петр не только говорит, что он грешен, но и просит Иисуса «выйди от меня, Господи!». Нам могут показаться странными такие слова. Создается впечатление, что Петр как бы выгоняет Христа. На самом же деле, Петр проявляет перед Христом величайшее почтение и благоговение. Петра в этот момент охватывает то духовное чувство, которое именуется страх Господень. Прп. Максим Исповедник, поясняя, какой это страх, говорит о нем как о благоговейном стыде или трепете, который испытывает верующий человек. Именно о таком страхе Священное Писание говорит: «начало мудрости — страх Господень» (Притч. 1.7). Конечно же, слова Петра, обращенные ко Христу, показывают на самом деле глубокое желание апостола быть со Христом, но при этом, не менее сильное осознание своей недостойности и грешности, которое вселяет в него трепет перед нахождением так близко с Воплотившимися Богом.
Дорогие братья и сестры! Бог сначала испытывает наше послушание в мелочах, так сказать, в маленьком масштабе. И когда мы покажем себя, проявим себя в малом, тогда дает нам большее: ибо кто верит в малом, сказано в Писании, тот будет верен и в великом (ср. Мф. 25:23). Когда Христос повелевает забросить сети, апостол Петр как бы выражает сомнение, что повеление Христа даст результат. Но тут же Петр показывает послушание и доверие Господу, и закидывает сети. И вытаскивает невод с огромным количеством рыбы. Явив веру и послушание Христу, апостол Петр призывается к несравненно большому — быть ловцом людей. В свете призыва Господом Петра и иных к следованию за Собой в качестве учеников обильный рыбный улов приобретает иное, символическое, значение и указывает на обширную паству, которая обратится ко Христу через проповедь апостольскую во всем мире. Неслучайно именно образ рыбы уже в самый ранний период церковной истории используется как один из символов христианства. А изображение лодки в христианском искусстве понимается как символ Церкви — ковчега Божьего, места спасения.
Братья и сестры! Обращает на себя внимание еще одна важная деталь данного евангельского чтения, в которой мы можем почерпнуть назидание. Господь своим благословением дает обильный улов апостолам, и, казалось бы, по-нашему человеческому рассуждению, апостолы должны были приковать свое внимание именно к этой многочисленной пойманной рыбе. Но в данной евангельской истории, мы видим совершенно иное — после получения большого улова, апостолы теряют к нему интерес. И, как уточняет евангелист, сразу же после того, как лодки приплыли к берегу, рыбаки-ученики «оставили все и последовали за Ним». Так и в жизни каждого из нас, Господь может даровать нам многие и изобильные блага, часто нами очень желаемые, но и тут же призвать нас к чему-то большому и высшему. И это становится для нас испытанием, которое Господь предлагает нам: вот тебе, человек, даю в изобилии то, чего ты хотел. Бери и владей. Но можешь оставить все это и следовать за Мной.
Епископ Кассиан (Безобразов), толкуя сегодняшний евангельский рассказ, пишет, что перед апостолами, по сути, поставлен выбор: «или бежать от Иисуса, остаться с миром, или бросить мир и пойти за Иисусом». Но Христос призывает святых апостолов и всех нас следовать за Ним для того, чтобы дать нам еще большее, чем то, что имели — спасение нашей души. Ведь «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36). Потому, хотя апостолам было явленно, что благословение Божие подает и материальные блага, однако тут же Господь показывает и призывает их стать на иной путь — путь всецелого послушания и служения Богу. Пусть же и всем нам, слушающим сегодняшнее евангельское чтение, Спаситель подаст мудрость и силы выбирать правильный путь, который приведет нас в жизнь вечную, в место «явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит.2:13), Которому слава во веки веков. Аминь!
7 жестоких истин о любви к Рыбам (написано одной из них)
Женщины, рождённые под знаком Рыбы — одни из самых чувственных и сексуальных из всех знаков Зодиака.
Это связано с природой этого знака, ведь наш символ — рыба, вода, постоянное движение и энергия. Мы не просто креативны и творческие — без этого не можем… Да, как рыбы без воды. Кроме того, представительницы этого знака очень эмпатичны. Они чувствуют, понимают, а главное — принимают тех, кого любят, такими, какие они есть.
Перечисленные характеристики — просто идеальный набор для партнёра по жизни. И это действительно так. Ну, за исключением нескольких довольно непростых (а иногда раздражающих) вещей.
Но не будем забегать вперёд.
Итак, если ваша девушка или жена родилась под знаком Рыбы, или вы сами принадлежите к прекрасным представительницам этого знака, следующие факты могут показаться до боли знакомыми.
Представляем вам 7 жестоких истин о том, каково это встречаться, любить и жить в браке с Рыбами. Да, они — великолепны и сексуальны, неповторимы и не похожи на других, а кроме того:
1. Они обладают потрясающей интуицией и доверяют ей больше, чем кому-либо другому.
Даже не пытайтесь обманывать рождённых под этим знаком — это вам очень дорого обойдётся. Да и шансов обвести вокруг пальца либо что-то утаить — ноль.
Как вы думаете, откуда мы знаем, что вы лжёте? Причём уже с первых слов и даже взгляда? Да потому что просто нутром чувствуем это, чёрт возьми! Не верите? Проверять не советую: выведем на чистую воду за считанные секунды.
Когда я была ребёнком, то интуиция однажды буквально спасла мне жизнь. Мы с бабушкой собирались ехать на машине за город, но у меня было какое-то странное предчувствие, что лучше остаться дома. Как мама меня не уговаривала, как не ругала, — я таки настояла на своём и никуда не поехала. Мы остались вдвоём с мамой дома, и уже через 30 минут нам позвонили и сообщили, что в автомобиль бабушки на полной скорости врезалась другая машина. Она получила лишь несколько незначительных травм, а вот пассажирское место, на котором всегда сидела я, было буквально смято. Страшно даже представить, что случилось бы со мной, если бы не прислушалась к своей интуиции.
Мораль истории: не сомневайтесь в интуиции Рыб. Она у них идеальная. Они ей доверяют и не сомневаются. Так что остаётся только смириться с этим и даже не пытаться их останавливать или, упаси Боже, обманывать.
2. Они очень эмоциональны.
Это действительно так. Глаза рождённых под этим знаком всегда горят. Они готовы в любую минуту броситься в океан любви или океан драмы. Они улавливают чувства и настроение других людей, словно радары.
Честно говоря, это и хорошо, и плохо. Например, мне достаточно увидеть, как кто-то плачет, чтобы также разрыдаться. Даже если вы меня обидели, смертельно обидели, но расплакались — разрыдаюсь за компанию. Буду ненавидеть вас, злиться, но плакать.
Однако не переусердствуйте, манипулируя этой нашей особенностью. Мы, рыбы, очень эмоциональны, но также очень умны.
3. Они склонны к лени.
Я — типичный представитель этого знака Зодиака. Обожаю по выходным валяться в постели до полудня и мечтать, мечтать, мечтать… Кого-то манят горы и приключения, работа в саду и огороде, но это не наш случай. Больше всего на свете Рыбы любят сесть вечерком перед телевизором с пачкой чипсов и пивом, и смотреть, смотреть, смотреть фильмы и сериалы.
В обнимку с любимым человеком, конечно же. Это круче любого клуба!
4. Они уж слишком заботливы.
Ну да, признаюсь, с этим у нас явный перебор. Но это просто потому, что рождённые под знаком Рыбы действительно обожают заботиться о тех, кого любят.
Иногда мне даже кажется, что каждый день играю со своим парнем в игру «20 вопросов».
А ты взял с собой ключи? Телефон? Он заряжен? А бумажник? А ты завтракал? А что тебе приготовить на обед?
Каюсь: ничего не могу с собой поделать. Я девушка-мама. Девушка-воспитатель. Да, это меня тоже раздражает, но желание заботиться о любимом превыше всего.
5. Они не боится уйти, если обидите или унизите.
Девушки-Рыбы не требуют от своего избранника быть идеальным принцем. Они знают, что все люди несовершенны, и принимают их такими, какие они есть. Однако, если представители этого знака попадают на токсичных и абьюзивных парней, уходят без раздумий.
Внешне мы цыпочки-рыбочки, но попробуйте обидеть — вмиг услышите о себе всё и исчезнете из нашей жизни.
Так что если рождённые под знаком Рыбы с кем-то встречаются или живут, то это означает одно: они действительно любят.
Новое видео:
Притча Бизнесмен и рыбак
Как-то раз один бизнесмен стоял на пирсе в маленькой деревушке и наблюдал за рыбаком, сидящим в утлой лодочке, как тот поймал огромного тунца. Бизнесмен поздравил рыбака с удачей и спросил, сколько времени требуется, чтобы поймать такую рыбу.
— Пару часов, не больше, — ответил рыбак.
— Почему же ты не остался в море дольше и не поймал ещё несколько таких рыбок? — удивился бизнесмен.
— Одной рыбы достаточно, чтобы моя семья прожила завтрашний день, — ответил тот.
— Но что же ты делаешь весь оставшийся день? — не унимался бизнесмен.
— Я сплю до обеда, затем иду на пару часов порыбачить, затем играю со своими детьми, после мы с моей женой устраиваем себе сиесту, затем я иду в деревеньку прогуляться, пью вечером вино и играю со своими друзьями на гитаре. Вы видите — я наслаждаюсь жизнью, — объяснил рыбак.
— Я — выпускник Гарварда, — сказал бизнесмен, — я помогу тебе, ты всё делаешь не так. Ты должен весь день рыбачить и потом купить себе большую лодку.
— И что потом? — спросил рыбак.
— Потом ты будешь ловить ещё больше рыбы и сможешь купить себе несколько лодок, даже кораблей, и в один прекрасный день у тебя будет целая флотилия.
— Потом, вместо того, чтобы продавать рыбу посреднику, ты будешь привозить рыбу прямо на фабрику и, увеличив прибыль, ты откроешь собственную фабрику.
— Потом ты оставишь эту богом забытую деревушку и переедешь в большой город и, быть может, однажды ты сможешь открыть огромный офис и быть там директором.
— И сколько всё это займёт времени?
— А потом, — рассмеялся бизнесмен, — потом наступит самое приятное. Ты сможешь продать свою фирму за несколько миллионов и стать очень богатым.
— Потом ты сможешь перестать работать, ты переедешь в маленькую деревушку на побережье, будешь спать до обеда, немного рыбачить, играть с детьми, устраивать сиесту с женой, прогуливаться по деревне, пить вино по вечерам и играть со своими друзьями на гитаре…
Евангелие о богатом улове рыб
Неделя восемнадцатая по Пятидесятнице
Каждым своим чудом Бог желает, во-первых, напомнить людям, что Он неусыпно бдит над миром, премудро управляя им по Своей всемогущей воле; и, во-вторых, что люди без Него не могут творить ничего доброго.
Никакой труд без Божией помощи не бывает успешным. Никакой посев без Божия благословения не приносит жатвы. Вся мудрость человеческая, направленная против Божия закона, не в состоянии сама по себе принести добра ни с зерно горчичное. Если же некоторое время и кажется, что она приносит добро, понятно, что добро приносит не она, но милость Божия, которая некоторое время не удаляется и от самых лютых противников Божиих. Ибо Бог человеколюбив и не казнит сразу, но долго терпит и ждет покаяния. Ибо Он хочет, чтобы все люди спаслись и пришли к познанию Истины.
Обольщенному привычкой к этому миру человеку иногда кажется, что он может сделать что-нибудь хорошее и без Бога, и даже вопреки Богу и Божию закону. Иногда в подобном увлечении он думает, что сам по себе может стать добрым, или богатым, или мудрым, или знаменитым. Но это увлечение или, быстро его разочаровав, умудряет его и возвращает к Богу отрезвленным, или же несет в мутном потоке мира, пока он совершенно не потеряет человеческое достоинство и полностью не предастся, как тень, в руки невидимых злых сил. А тот, кто смотрит на мир как на трепетное чудо Божие, а на себя – как на чудо из чудес, непрестанно исследует пути Промысла по излучинам сего необъятного и удивительного ряда чудес. Только такой человек может сказать, подобно апостолу Павлу: Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1Кор.3:6-7). Схожую мысль выражает и пословица, существующая у многих народов: Человек предполагает, а Бог располагает. Человек предполагает строя планы, а Бог эти планы принимает или отвергает. Человек предлагает на рассмотрение мысли, слова и труды, а Бог их утверждает или не утверждает. Что утверждает Бог? То, что Его, то, что от Него. Все, что не Его, что не от Него и что не подобно Ему, Бог отвергает. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Если зодчие созидают во имя Божие, они выстроят дворец, даже если их руки слабы и средства скудны. Если же зодчие созидают во имя свое, против воли Божией, дело их рассыплется, как рассыпалась башня Вавилонская.
Разрушилась на протяжении истории не одна башня Вавилонская, но многочисленные подобные ей башни, которые строили отдельные мировые завоеватели, желая собрать все народы под один кров – под свой – и под одну руку – под свою. Рассыпались в прах и бесчисленные башни богатства, славы и величия, которые строили отдельные люди, желая овладеть Божиими творениями – вещами или людьми и стать маленькими богами. Но не рассыпалось то, что созидали апостолы, святители и другие угодники Божии. Многочисленные царства человеческие, сотворенные человеческим тщеславием, развалились и исчезли, как тени, а Церковь Апостольская стоит и сегодня, и будет стоять несгибаемо и на могилах многих сегодняшних царств. Дворцы римских кесарей, боровшихся против Церкви, лежат в развалинах, в то время как пещеры и подземные катакомбы христианские существуют и до сего дня. Сотни царей и королей владели Сирией, Палестиной и Египтом: от их мраморных дворцов сохранились лишь отдельные расколотые плиты в музеях, в то время как монастыри и лавры, строившиеся молитвенниками и постниками Божиими в то же самое время, в скалах и песчаных пустынях, стоят и сегодня, и из них беспрерывно возносятся к Богу на протяжении пятнадцати или семнадцати столетий молитвы и благоухание ладана. Нет такой силы, которая смогла бы развалить Божие дело. Безбожные дворцы и города рушатся, а хижина Божия стоит. То, что поддерживает Бог Своим перстом, стоит прочнее, чем то, что подпирает своими спинами весь мир. Чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1Кор.1:29)! Ибо всякая плоть подобна траве, ожидающей, когда истекут ее дни и она превратится в прах. Да сохранит нас Всемогущий Господь и от помысла, будто мы можем достичь чего-либо благого и без Его помощи и Его благословения! Пусть и сегодняшнее Евангелие послужит нам вразумлением, чтобы подобный тщеславный помысел даже не зачался никогда в нашей душе. Ибо в сегодняшнем Евангельском чтении как раз и говорится о том, что все человеческие труды напрасны, если Бог не поможет. Пока люди, апостолы Христовы, сами ловили рыбу, они ничего не поймали; а когда Христос повелел им еще раз закинуть в море сети, то в них попало столько рыбы, что они чуть не прорвались. Но вот как звучит весь рассказ:
Во время оно, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда услышать слово Божие из Христовых уст собралась огромная толпа, Он, чтобы все Его видели и слышали не мог бы найти лучшего места, чем одна из рыбачьих лодок. А здесь, на берегу, стояли две лодки, и рыбаки были заняты вымыванием своих сетей. Лодки эти – самые обычные рыбацкие шлюпки с парусами, какие и сегодня используют на озере Геннисаретском. Лодка, в которую вошел Господь, принадлежала рыбаку Симону, будущему апостолу Петру. Итак, Господь попросил Симона отплыть несколько от берега, а когда Симон так и сделал, Спаситель сел и начал учить народ.
Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Входя в лодку, Господь заранее имел в виду несколько благих целей, которых хотел достичь. Во-первых, из лодки ему легче было учить народ и служить народу, питая его душу Своим сладчайшим учением. Во-вторых, зная, что рыбаки обеспокоены и огорчены тем, что в ту ночь ничего не поймали, Он хотел их утешить богатым уловом рыбы и, таким образом, удовлетворить их телесные и другие внешние потребности. Ибо Бог заботится о нашем теле, так же как и о душе нашей. Он есть Даяй пишу всякой плоти (Пс.135:25). В-третьих, хотел Господь напитать души Своих избранников верою в Себя, в Свое всемогущество и всеблагость. И наконец, самое главное, Господь хотел ясно показать ученикам Своим, а через них и всем нам то, что с ним и в Нем верным все возможно, также как и то, что все труды и усилия человеческие без Него пусты, как пусты были и сети рыбаков, которые ловили всю ночь и ничего не поймали. Как только Господь достигает одной цели, дав поучение народу, Он тут же стремится к другой. Для сего он повелевает Симону отплыть на глубину и снова закинуть сети.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Симон еще не знает, Кто такой Христос: он называет Его просто «Наставником» и обращается к нему с уважением, как поступали и многие другие. Но он пока далек от веры во Христа как в Сына Божия и Господа. Сначала он делится с Ним своим горем, что они трудились всю ночь и ничего не поймали. Но из почтения ко Христу как доброму и мудрому Учителю, он соглашается послушать его и снова закинуть сеть. Никогда Бог не награждает труд человеческий так, как награждает Он послушное сердце. Сердечное послушание Петра была тем больше, что он тут же исполнил слово Христово, хотя, очевидно, он сильно устал, не выспался, вымок и был в плохом настроении после напрасного труда, продолжавшегося всю ночь. Потому его послушание быстро было вознаграждено милостью Христа и послушанием рыб. Ибо Тот, Кто сотворил рыб, повелел им духом Своим собраться и наполнить сети. Рыбы безгласны, вот Господь вслух и не приказывает им заплыть в сети, как Он вслух приказывал шумному ветру прекратиться и бурному морю – утихнуть. Не гласом и словом, но силою Господней рыбы направлены в определенное им место. Собрав такое количество рыбы, Господь богато вознаградил рыбаков за их ночной труд, рассеял их заботу и удовлетворил их внешние нужды. Так Он достиг и второй Своей цели, поставленной в тот день. Увидев такое обилие рыбы, какое они, конечно, никогда в жизни не видели, Симон и бывшие с ним в лодке дали знак товарищам, чтобы те пришли помочь им со своей лодкой. И наполнилась не только лодка Симона, но еще и лодка Иакова и Иоанна, товарищей Симона, и наполнились они так, что по причине большого груза начинали тонуть. Вероятно, они бы и утонули, если бы здесь не присутствовал Господь.
Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. Устрашенный невиданным зрелищем, Симон падает пред Христом на колени. Он ни на мгновение не усомнился, что сей улов должно приписать присутствию в лодке Христа, а не его, Симона, трудам. Это событие настолько потрясло душу Симона, что Он теперь называет Христа не Наставником, но Господом. Ибо наставниками могут быть и люди, но един Господь. Услышав, как Христос из лодки, отплывшей от берега, говорил народу мудрые поучения, Симон не назвал Его Господом. Видите ли вы, насколько дело важнее слова? И нас, когда мы говорим людям самые сладкие речи, назовут учеными людьми, но только если мы делом подтвердим свои слова, нас назовут людьми Божиими. Вероятно, и Симон, слушая слова Христовы, помышлял в сердце своем: «Как Он прекрасно и мудро говорит!» Прозрел сие Прозирающий все сердца и вещи и позвал Симона на глубину, дабы показать ему, что Он и творит то, что говорит.
Ужас, однако, объял не только Петра, но и его товарищей: Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, и всех, бывших с ними. Все они, таким образом, начали со страха Господня, а закончили любовью Христовой. Как и написано: начало мудрости – страх Господень (Притч.1:7).
На страх, коленопреклонение и восклицание Петра Благий и Всеведущий Господь отвечает:
Не бойся; отныне будешь ловить человеков. То есть: мир сей есть море страстей, Церковь моя – лодья, а Евангелие мое есть сеть, коей ты будешь ловить человеков. Без Меня ты не сможешь сделать ничего, как и прошлою ночью ты ничего не смог поймать; но со Мною у тебя всегда будет такой улов, что лодья твоя будет переполнена. Будь только всегда послушен Мне, как был послушен сегодня, и ты не убоишься никакой глубины и никогда не вернешься с ловли с пустыми руками.
И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. Они оставили лодки, пусть другие делают с ними, что хотят. Кроме того, Петр оставил дом и жену, а Иаков и Иоанн – дом и отца своего. И последовали за Ним. О чем им беспокоиться? Разве они не беспокоились и не трудились целую ночь, но напрасно? Тот, Кто может все сотворить без труда, сможет пропитать их и их сродников. Тот, Кто одевает лилии полевые в одеяние, прекраснейшее одеяния царя Соломона, позаботится и об их одежде. Пища и одежда суть вещи наименьшие. Между тем Господь призывает их к величайшему, к Царствию Божию. А если Он может дать им величайшее, разве Он не снабдит их наименьшим? Тот же апостол Петр позднее напишет: Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1Пет.5:7). И, наконец, если Его слушаются глухие и безгласные рыбы в воде, как же людям, созданиям словесным, его не послушаться?
Таким образом, сей Евангельский рассказ исполнен поучений именно для нашего времени и нашего поколения. О, если бы люди нашего времени взяли из этого Евангельского чтения хотя бы поучение о послушании Богу! Чрез послушание все остальные поучения были бы выполнены сами собою. И все богатства, которых сердце человеческое может пожелать, были бы уловлены золотою сетью Евангельского послушания. Пред нами два примера послушания: послушание рыб и послушание апостолов. Трудно сказать, какой из них более умилителен. Рыбы выполняют повеление Господа и без промедления полагают свою жизнь к Его ногам. Их Господь и сотворил из-за телесной потребности человека. Но взгляните, как рыбы могут удовлетворить и одну из духовных потребностей людей! Отступившим от Бога, бунтующим и непослушным людям они показали пример послушания Творцу. Воистину, сии рыбы не могли бы больше прославиться, даже если бы еще тысячу лет жили и плавали в Геннисаретском озере! Свою жизнь они искупили великою честью послужить в домостроительстве Господа Искупителя как пример и укор непослушным людям. Очевидна в этом и несказанная милость Божия. Господь использует Свои творения, чтобы обратить человека с пути погибели, чтобы его пробудить, отрезвить и вознести на высоту его первоначального достоинства. Но умилителен и пример апостольского послушания. Люди простые обычно более привязаны к своему домашнему очагу и своим сродникам, чем люди светские. Ибо у последних в свете много разнообразных связей, и если они пренебрегут одними связями, другие останутся при них. Но сии простые рыбаки бросают все, отвергают свои малочисленные, но весьма крепкие связи с миром, домом и родней – и с самими собой – и следуют за Христом на великую и богатую духовную глубину. Время показало, что их послушание Господь Божественно вознаградил. Они стали столпами Церкви Божией на земле и великими светилами в Царствии Небесном. Поспешим же и мы все воспользоваться их примером послушания. Ночь нашего жития на земле быстро преходит, и все наши труды ночью сей остаются напрасными, и сети наши пусты, и сердце наше исполнено уныния, а душа наша и ум наш алчут – без Божией помощи. Господь же Благий стоит возле лодочки каждого из нас и просит. Он, Всевышний Творец и Вседержитель, просит каждого из нас пустить Его в нашу лодку и с Ним безбоязненно отчалить с мелководья, из грязной лужи жизни, на великие глубины моря духовного, где Он наполнит лодочки наши всякого вожделенного изобилия! Так послушаем же Его, пока Он просит, ибо, когда рассветет, мы увидим Его уже не как Просителя, но как Судию. Не отвергнем Его просьбу войти в наше сердце и душу, как не отверг Его и Петр; ибо Он желает войти не ради Себя, но ради нас. Знайте, что нелегко Пречистому войти под нечистый кров. Знайте, что сие есть жертва, Им приносимая. Но Он приносит эту жертву из любви к нам. Он не просит нас позволить ему войти и что-нибудь взять: Он хочет дать. Он просит нас, чтобы мы лишь позволили Ему сотворить услугу и жертву – и жертву! – для нас. Услышим, братия мои, глас Просителя, прежде чем мы услышим глас Судии.
Господу и Спасу нашему Иисусу Христу честь и слава, со Отцем и Святым Духом – Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.