приемный ребенок и еда
Приемный ребенок и… еда
Команда «Я — Родитель» провела опрос среди приемных родителей, дети которых пока пребывают на стадии адаптации. Мы спрашивали, какая проблема в этот непростой период является основным камнем преткновения. Оказалось, что практически все семьи сталкиваются и с трудностями, которые так или иначе касаются приема пищи. Как накормить ребенка? Или, напротив, как систематизировать прием пищи, не допуская переедания? Разберем реальные ситуации, обратившись к эксперту портала «Я — Родитель», психологу Павлу Потапову.
Почему вообще возникают проблемы с едой у приемных детей?
Давайте сравним, как развиваются «отношения» с едой и как протекает процесс принятия пищи у ребенка, который растет в обычной семье и у ребенка, который рос в семье неблагополучной и попал в результате в детский дом или вообще с самого начала являлся отказником.
Потребность в пище — одна из немногих потребностей малыша в первые месяцы после рождения. Ребенок хочет есть — он плачет, мама бежит к нему. Дети в обычных семьях приучены с самого рождения именно к такой схеме. Кто-то хочет есть чаще, кто-то — реже, любящая мама чувствует малыша и удовлетворяет его потребности. А что происходит с ребенком-отказником? Он не единственный в учреждении, кормить его положено по часам. Ребенок может плакать от голода, но это не значит, что его тут же бросятся кормить. Малыш не получает должного удовлетворения от пищи. Никто не будет следить, приятна ли ему конкретно эта температура продукта или нет. Он просто один из многих. На кормление отводится определенное количество времени. Все эти факты еще раз подтверждают — изначально процесс принятия пищи ребенка-отказника никак не связан с удовольствием. Как следствие — мышцы рта у малыша развиваются плохо.
Как только он чуть-чуть подрастет — пора привыкать к кормлению с ложки. И снова та же ситуация. У работников госучреждения есть задача — накормить всех подопечных. Нет ни времени, ни возможности подстраиваться под ритм каждого. Поэтому чаще всего ребенок просто не успевает распробовать пищу или отказаться от нее, потому что ему не нравится то или иное блюдо.
Возьмем другую возрастную категорию — ребенок от трех лет и старше. Его кормят в общей столовой, согласно четкому распорядку. То есть малыш не понимает, откуда берется еда, как ее готовят, всегда ли она будет. Снова никто не подстраивается под его жизненные ритмы: если малышу захочется перекусить через пару часов после обеда, никого это желание интересовать не будет.
После такого «знакомства» с миром еды ребенок попадает в обычную среднестатистическую семью. Где вряд ли есть четкий распорядок (мама сварила суп — садитесь есть, четко к часам процесс не привязан), где можно съесть печенье просто так, где еда не ограничивается стандартным набором из трех блюд. Разумеется, в период адаптации к новым условиям жизни у ребенка может возникнуть «зацикленность» на еде, неприятие такого количества разной пищи, желание «прожить» все те моменты, которых он был лишен с детства. Если говорить о последней проблеме — речь идет о регрессии, которая часто наблюдается в первые месяцы приемного ребенка в замещающей семье: шести- или семилетний ребенок начинает просить, чтобы его покормили с ложки, дали ему попить из бутылочки и т. д.
Более опытные родители говорят, что после прохождения периода адаптации трудности, связанные с едой, сходят на нет.
Теперь, когда понятно, почему проблемы с едой практически неизбежны, давайте обратимся к историям приемных семей.
История первая
«Леша постоянно ест. Такое ощущение, что у него, как у кошки, нет чувства насыщения. Он прячет колбасу под подушку. Даже если только что плотно пообедал, все равно тянется взять что-то еще. Если сыт, может облизать печенье и спрятать. Тоже под подушку, например. Нам не жалко его накормить, но должен же быть какой-то порядок в питании» (Анжелика, 28 лет, приемный ребенок в семью взят 4 месяца назад).
Комментарий психолога:
У каждого из нас есть индивидуальный пищевой опыт. Говорят, что люди, пережившие времена блокадного Ленинграда, голод испытывали постоянно. Скорее всего, у мальчика был опыт длительного голодания. В данной ситуации нужно исключить вариант с булимией. Булимия встречается при некоторых заболеваниях центральной нервной системы, эндокринной системы, психических расстройствах. Определить диагноз можно только на очной консультации со специалистом. Другой вариант — ребенок пытается что-то компенсировать едой. Недостаток любви или внимания. Свою растерянность. В таком случае проблемы с питанием уйдут при благоприятно проходящей адаптации.
История вторая
«Вике шесть лет. Согласно медицинским документам, она практически здорова. У нее нет гастрита, колита, язвенной болезни, или чего-то еще. Но она практически не ест. Каждое кормление — это мое выступление. Танцую, пою, отвлекаю на телевизор. Как с маленьким ребенком. Ложку за бабушку, за папу».
Комментарий психолога:
Все дети периодически с опаской относятся к некоторым продуктам. Возможно, вы пытаетесь накормить ребенка непривычной пищей. Выясните, что девочка любила, когда жила в детском доме. Спросите лично у нее, что ей нравится. А еще подумайте — действительно ли ребенок отказывается от любой еды? Или просто не может позавтракать и пообедать, потому что перед приемом «нормальной» пищи поел печенье, чипсы или конфеты? В таком случае нужна постепенность в подходе к организации питания. Стоит исключить «перекусы», приучать ребенка к полезным продуктам.
История третья
«Мише восемь. Он живет с нами с августа. Дома он совершенно нормально питался. Что положили в тарелку — то и поест. Как все дети, любит сладости, пиццу, чипсы. В сентябре он пошел в школу, и мы столкнулись с совершенно неожиданной проблемой. Он не ест завтраки, которые я собираю ему в школу, зато может выхватить из мусорного ведра чужой огрызок и доесть его. Или взять с подноса в школьной столовой недоеденный пирожок и быстро запихнуть в рот. Одноклассники его обзывают «помойкой». Что это вообще такое?» (Виктория, 38 лет, приемный ребенок в семье 5 месяцев)
Комментарий психолога:
По всей видимости, завтрак и обед «объедками» — часть поведения ребенка в детском доме или биологической семье. Такое поведение могло сформироваться в ситуации голодания. Для ребенка съесть то, что кто-то выбросил, то, что уже гарантировано никто не возьмет, кроме него, — это ситуация комфорта. Таким образом, школьник пытается минимизировать свой стресс, неминуемо возникающий при смене жительства, смене коллектива. Приемным родителям важно не замалчивать такие ситуации. Задавайте простые вопросы. Почему он достал еду из мусорного ведра? Понимает ли, что на ней много микробов? Что так нельзя делать? И, конечно, такие проблемы лучше обсуждать со специалистом.
Специалисты в один голос советуют: при проблемах с приемом пищи в первую очередь необходимо исключить заболевания органического характера. И если терапевты, эндокринологи, гастроэнтерологи и другие врачи утверждают, что на физиологическом уровне все в порядке, необходимо обязательно обратиться к психологу.
Приемничество и питание
Медицина. Форум приёмных родителей `В семью!`
Приемничество и питание
Модератор: hippo
Сообщение Futurmama » 30 янв 2017, 20:31
Сообщение Тамила » 30 янв 2017, 20:36
Сообщение МамаНики » 30 янв 2017, 20:38
Сообщение Анатольевна » 30 янв 2017, 20:43
Сообщение aliya » 30 янв 2017, 20:57
Сообщение liliya » 30 янв 2017, 21:21
Сообщение IceFloe » 30 янв 2017, 21:25
Сообщение Les » 30 янв 2017, 21:39
Сообщение Nira » 31 янв 2017, 12:26
Если ребенок будет здоров и Вы умолчите о своих убеждениях, то никто никогда не узнает чем и как Вы его кормите.
Особенности усыновленных детей | ЕДА
Я планировала совершенно другой пост, но у нас опять обострилась ситуация с едой.
Вчера соседи, пока я не видела, угостили Макара какими-то пряниками. Во-первых, он их не донес – рассыпал по земле, а потом полчаса бился в истерике (и Андрей с ним за компанию). Во-вторых, повезло, что не стал сразу есть, ведь всё могло закончиться гораздо печальнее.
АНДРЕЙ
(взяли в 2 года 8 месяцев)
С тех пор, как у нас появился Андрей, мы безуспешно пытаемся объяснить окружающим, что детдомовские дети не могут есть так, как домашние дети.
Ест сам?
Когда мы забирали Андрея, нам сказали, что есть ему можно только перетертое (якобы из-за дырочки в нёбе) и что ест он самостоятельно. В первый же день мы поняли, что сам он есть не может. Он нагребал ложки с огромной горкой. Пытался затолкнуть это в рот. Естественно не мог. И за два-три подхода вся еда оказывалась под столом. В рот почти ничего не попадало. При этом у него “падало забрало” и он не слышал, что мы говорим или показываем. Попытки помочь ему вызывали рыдания, потому что он думал, что мы отберем сейчас всё.
С этой проблемой мы справились довольно быстро. Сразу начинали кормить его сами, а когда в тарелке оставалось поменьше, отдавали ложку ему. Довольно быстро он сообразил, что набирать в ложку меньше выгоднее.
Истерики на кухне
Второй проблемой стали истерики перед едой. Где-то на второй день пребывания дома Андрей понял, что такое кухня. И начался ад. Каждый раз, когда кто-то заходил на кухню, он воодушевлялся не на шутку и ждал раздачи, но как только понимал, что еды прямо сейчас не будет, закатывал жуткую истерику. Причем истерики были серьезными, буквально до крови из носа и соответственно изо рта (дырочка в нёбе). Готовить, когда ребенок захлебывается кровью, было невозможно. Успокаивать его было бесполезно, – всё становилось только хуже. Игнорировать не получалось. Не помню, как долго это продолжалось, пока мы не нашли решение.
Однажды я решила попробовать выставлять его из кухни. Мы с Виталиком стали объяснять Андрею, что из-за еды в нашем доме не истерят и он может сколько угодно плакать в своей комнате, а на кухню заходить, только когда успокоится. Как ни странно это сработало. И работает до сих пор. При этом успокаиваться он стал очень быстро. Иногда выбегает из кухни с криком и в слезах, а через тридцать секунд уже возвращается вменяемым ребенком, готовым к диалогу.
Зрители
Проблема возникает только тогда, когда в гостях у нас слишком впечатлительные друзья или бабушки. Замечая, что ему сочувствуют, Андрей истерит гораздо дольше и активнее, а иногда отказывается уходить в комнату. Неприятный инцидент произошел, когда в гостях была мама мужа. Они с Андреем пришли на кухню, когда еда еще не была готова. Я заметила, что Андрей уже начинает изображать несчастного ребенка. Я попросила Андрея выйти в другую комнату и успокоиться, а свекровь попросила остаться (до этого и я и Виталик уже объясняли ей, почему мы так поступаем). Но не тут-то было. Свекровь начала кричать “Я пойду с ним!”, Андрей начал вопить пуще прежнего напоказ. Пришлось растолкать их по разным комнатам. Из одной доносились вопли Андрея, из другой – громкий шопот: “Ребенок мучался в детдоме, а потом еще к ТАКОЙ попал!” С тех пор я старалась не пытаться воспитывать ребенка при свидетелях, когда это возможно. Правда потом приходилось заново устанавливать порядки после отъезда гостей. Но лучше уж несколько тяжелых дней, чем такие скандалы.
Опасность для жизни
Еще одна особенность – нежелание жевать. Именно нежелание, потому что Андрей умел и умеет жевать, но давать ему твердую еду до сих пор опасно. Такое ощущение, что жует он только для нас, чтобы мы от него отстали. Стоит нам отвернуться он заглатывает все как есть.
Сначала мы начали давать Андрею печенье, и он его неплохо жевал. Потом я решила попробовать дать ему кусочек хлеба. Так он впервые у нас подавился. Он схватил кусочек, засунул в рот, вроде бы начал жевать, потом убежал в коридор. Я пошла за ним, а он весь красный и не дышит. Мы с Виталиком перевернули его и кое-как выбили этот кусок. Андрей начал рыдать и никак не успокаивался. Мы не сразу поняли, что плачет он не из-за того, что испугался, а потому что кусок отняли и он хочет его обратно.
Потом он очень сильно подавился яблоком. Я отрезала ему большой кусок, который он не мог бы затолкнуть сразу в рот, но он смог. Я сразу кинулась к нему, но не успела – он попытался его проглосить. Четверть яблока. Целиком. В этот раз мы долго его трясли и переворачивали, но ничего не помогало. Малыш уже начал синеть. Потом его несколько раз стошнило, пока кусок не вылетел. С тех пор мы давали ему жевать только печенье, пока он и им однажды сильно не подавился, когда мы отвернулись. Теперь даем только очень маленькие кусочки и разрешаем есть только под присмотром.
Теперь понятно, почему соседи, без разрешения угощающие детей пряниками, – это проблема? Я понимаю, что люди не понимают, что означает “ребенок подавился”, если не видели, как это происходит. Я спрашиваю у всех, у кого есть дети, давятся ли они так. В большинстве случаев – нет, или был один раз и всё. Приемные же дети не делают выводов. Он только что чуть не умер из-за куска, но сразу же хочет попытаться проглотить его снова. Они (и Макар тоже) полностью теряют самообладание, когда видят еду. Они ничего не слышат и не понимают.
Больше всего меня вывело из себя, когда одна старуха угостила Андрея… карамельками. Это после того, как мы ей сказали, что он ест только измельченное и не жует. “Ну так её ж не надо жевать!” Нет слов. Я в постоянном страхе, что кто-то что-то даст моим детям, пока я не смотрю, а я потом не успею их откачать.
Они не остановятся
И Макар и Андрей будут есть, пока не закончится еда. Едят они очень быстро, а потом пытаются выпросить то, что у нас в тарелках. Особенно Андрей. Он так правдоподобно изображает голодного ребенка, что многие верят. Я постоянно борюсь с гостями, чтобы ни в коем случае не давали им ничего из своих тарелок. С моей мамой было особенно сложно, она соглашалась, но все равно давала. Когда у нас в гостях бабушки, Андрей почти каждый день блюет от переедания, но есть не перестает. Он даже блевотину свою поначалу отказывался выплевывать.
Один плюс – накормить их можно, чем угодно. Да и лекарства давать легко. Они обожают любые даже самые горькие таблетки.
Помню Андрей как-то истерил по своему обыкновению, пока я готовила. И я дала ему целый цукини в толстой кожуре. Говорю: “Ешь так, раз не можешь ждать, пока я приготовлю!” И он ел. И с удовольствием. И рыдал, когда я забрала.
МАКАР
(взяли в 3 года)
Истерики
Макар сначала не истерил из-за еды (зато истерил из-за всего остального и просто так), хотя понимал, что такое кухня, и активно комментировал процесс готовки. Истерить начал позже, возможно с подачи Андрея. А может и сам пытается прощупать почву. Уходить в другую комнату не хочет. Убегает или уползает с криком, но постоянно с воплями вбегает обратно и снова убегает. Но вот уже спустя 2 месяца дома иногда все же успокаивается, хотя очевидно, что этот метод ему подходит хуже, чем Андрею. Зато Макара можно отвлечь и заговорить. Он вообще любит поговорить.
Умеет есть?
И снова нет. Чуть лучше, чем Андрей вначале, но все равно довольно плохо. И тоже “падает забрало” – ничего не видит, не слышит, не понимает во время еды. Но учится быстро. И уже немного успокаивается. В целом, он спокойнее относится к еде, чем Андрей, но до домашнего ребенка все равно ещё далеко.
Давится?
Я захотела съесть банан. Подбежал Макар, начал выпрашивать. Хотела дать ему немного откусить. Опыт своевременного отдергивания руки у меня есть, но в этот раз не успела. Я только начала говорить: “Откуси чуть…” А Макар как собака кинулся на банан, откусил треть и сразу же ее заглотил. Мы с Виталиком уже приготовились откачивать малыша, но он умудрился его проглотить. Выглядело это жутко.
Я запекала картошку в духовке и достала одно колечко попробовать. Мы с Виталиком откусили понемногу. Прибежал Макар и я дала ему откусить. Он выхватил весь оставшийся кусочек и… сразу же им подавился. Так мы окончательно убедились, что хоть Макар и быстрее адаптируется, но с едой у него такие же проблемы, как и у Андрея. Два из двух.
Операция
Сейчас ситуация с едой особенно напряженная из-за операции Андрея на нёбе. Андрею нельзя ничего твердого, пока не рассосутся швы, и он страдает “по печенькам”. Если не давать Макару печенье, он будет каждый раз скандалить после еды, потому что печенье – это часть ритуала, а Макар не любит, когда нарушают рутину. Если давать Макару печенье, то страдать будет Андрей.
Кроме того, кто-то должен кормить Андрея, а значит все вместе мы есть не можем. Сначала мы кормили первыми детей, но потом они бились в истерике, заглядывая нам в рот и не давая нормально поесть. Теперь мы сначала едим сами. Тоже под стоны, но так мы хотя бы не голодные и легче это переносим. А иногда они даже отвлекаются и начинают играть. Но все равно каждый прием пищи дается нам с большим трудом.
На сегодня всё. Всег благ! И, пожалуйста, не кормите чужих детей без разрешения их родителей.
Тревога, истерики, расстройство пищевого поведения и энурез. Как родителям решить проблемы приемного ребенка?
Что делать, если у ребенка случаются плохо контролируемые истерики, как быть, если он не справляется со школьной программой, отказывается от пищи или, наоборот, не чувствует насыщения, когда ест, — рассказали «Таким делам» специалисты курса.
Сенсорная депривация
Как объясняет психолог и специалист по сенсорной интеграции Мария Шапиро, в первое время после рождения ребенок не очень понимает, что именно ему нравится или не нравится, как ему комфортно, а как некомфортно. Это понимание приходит при взаимодействии с мамой, когда она реагирует на его сигналы. По словам специалиста, до трех лет дети взаимодействуют с миром через физические действия: ползают, ходят, открывают и закрывают шкафы, достают или убирают предметы, выясняют, как эти предметы расположены в пространстве и какие они дают ощущения. Чем больше у ребенка сенсорный опыт, тем более подробная у него внутри шкала различения ощущений — он лучше понимает, что ему нравится, а что нет, какие эмоции он испытывает при взаимодействии с тем или иным предметом.
Как проявляется
По словам Марии, из-за сенсорной депривации детям с опытом сиротства бывает очень трудно разобраться со своими ощущениями. Ребенок может не до конца понимать, холодно ему или жарко, голоден он или нет, опасное или безопасное дело он сейчас затеял и к каким оно приведет последствиям. Как правило, приемные дети могут испытывать сложности в самых простых бытовых вещах: решить, что надеть, или оценить, достаточно ли грязная одежда, чтобы ее постирать, самостоятельно придумать для себя занятие.
«Ребенку может быть сложно разбираться с эмоциями. Он плохо разбирается в том, какие чувства вообще человек испытывает. Тогда эмоции очень быстро могут стать аффектом — когда небольшое изменение вызывает сильную эмоциональную реакцию. Но следует заметить, что каждый ребенок индивидуален: бывают очень яркие сложные поведенческие реакции, а бывает, что ребенок очень легко адаптируется. Это трудно предсказать», — отмечает Шапиро.
Что делать родителям
Когда ребенок попадает в семью, одна из важных задач — помочь пройти часть сенсорного опыта заново, говорит Мария. Для этого есть несколько возможных стратегий.
Сделать в квартире понятное для ребенка зонирование пространства и четче обозначить взаимосвязи «предмет — активность», «предмет — действие». Например, гостиная — это телевизор, кресло, диван, а детская комната — это игрушки, книжки. При этом важно не просто наличие предметов в каждой комнате, а еще и объяснение, зачем и для чего они нужны и как с ними взаимодействовать. Для этого можно подключать ребенка к повседневным рутинам: что-то смастерить вместе, заняться спортом или сходить в магазин за продуктами и приготовить из них ужин.
Чтобы помочь ребенку разобраться в том, что он чувствует, можно применять карты саморегуляции, рекомендует Шапиро. В качестве метафоры использовать, например, мотор или термометр, а возможные состояния разбить на сектора: зеленый — «все в порядке», желтый — «что-то не так» и красный — «совсем все плохо». Под каждый сектор совместно с ребенком подбираются виды активности: что он может делать самостоятельно, когда у него хорошее настроение и он полон сил, а что — когда ресурс заканчивается. «Все это важно сопровождать обсуждениями того, как можно влиять на свое состояние. “Тебе было тяжело, ты устал, а потом сходил в душ — и стало полегче”. Так постепенно ребенок научится саморегуляции», — уточняет специалист.
Тревожность
Как проявляется
Когда ребенок только покидает детский дом, у него сохраняется очень высокий уровень тревоги, рассказывает психолог Инна Пасечник. Это может проявляться в ковырянии пальцев, невозможности сидеть на месте, желании что-то перебирать в руках, теребить или бегать туда-сюда.
Что делать родителям
Чтобы помочь ребенку справиться с тревожностью или хотя бы снизить ее уровень, Пасечник рекомендует родителям сделать всю жизнь очень предсказуемой : ввести расписание, не делать ничего внезапно, жить в очень последовательном мире, озвучивать каждое свое действие.
«Часто дети в детских домах встречаются только с женщинами, но не встречаются с мужчинами. Мужчины для них — существа непонятные и очень страшные, поэтому пап часто просят, чтобы они жили как радио: все время озвучивали, что они делают, зачем они зашли в комнату или взяли какую-то вещь. Таким образом ребенок постепенно присматривается к родителям, понимает, что они за люди, начинает им доверять», — объясняет Инна.
Плохо контролируемые истерики
Что делать родителям
Если ребенок какое-то время провел в детском доме, у него уже есть способ справляться с истериками. Этот способ может выглядеть неэффективным или недостаточно социальным, говорит Шапиро. «Мы можем, наблюдая за тем, что делает ребенок, подключать свои стратегии. Самое главное — это не оставлять его одного во время истерики. Следует комментировать состояние ребенка, проговаривать понимание, что ему трудно, что он рассержен или растерян. Так мы потихоньку помогаем ему разбираться с тем, какие чувства он испытывает, помогаем принять их и найти способы справиться с этим состоянием», — объясняет эксперт.
Она добавляет: во время истерики ребенок может не давать себя обнять, но иногда он бывает готов, чтобы взрослый просто посидел рядом или во что-то завернуться, например в одеяло, которое создаст ему кокон безопасности. Для каждого ребенка полезным будет свой ритуал.
Трудности в общении с окружающими
Что делать родителям
Если ребенку сложно коммуницировать со сверстниками, приемные родители могут подсказывать ему какие-то коммуникативные стратегии и шаблоны, говорит Шапиро. Например, как поздороваться с другим ребенком, как начать разговор, как поинтересоваться, во что он играет и можно ли к нему присоединиться, как договориться и выбрать из нескольких игр одну. Взрослые также могут обращать внимание на состояние как своего, так и другого ребенка, чтобы научить ребенка распознавать эмоции.
Не справляется со школьной программой
Что делать родителям
Разобраться, что именно вызывает трудности: это могут быть проблемы с планированием или с тем, что ребенок очень устает, проблемы с вниманием, с мотивацией. Также для ребенка может быть очень большим стрессом уходить от родителей и снова оставаться в небезопасной среде.
«Когда ребенок попадает в семью, ему нужно довольно много времени, чтобы адаптироваться. Часто оказывается, что ему сложно параллельно адаптироваться и к семье, и к школе. Это дополнительный стресс, и на него не всегда есть дополнительный ресурс. Это разрушает активность ребенка, что выражается в разном поведении — он может хулиганить, а может засыпать на уроке», — объясняет Шапиро. Если у ребенка не хватает ресурса, родители могут попробовать брать дополнительные выходные от школы или при возможности перейти на домашнее обучение, рекомендует она.
Проблемы с питанием
Как проявляется
Трудности с питанием, в том числе и расстройства пищевого поведения у детей с опытом сиротства, говорит она, могут быть связаны с разными факторами, например с ранней эмоциональной депривацией, особенностями нервной системы ребенка или физиологическими проблемами. К примеру, отказ от еды может быть вызван тем, что у ребенка нарушена жевательная функция или ему тяжело глотать. Не принимать пищу он может еще и из-за травматичного опыта, связанного с едой. Допустим, если ребенок один или несколько раз давился едой, говорит Грузинова.
Дети из сиротских учреждений также могут отказываться от определенных продуктов просто потому, что в детском доме их не было или ребенка не научили их есть, для него это что-то новое и непонятное.
«Для большинства детей в семье предоставление новой пищи происходит не за один раз и в любящей атмосфере. Есть ситуации, когда ребенку нужно предоставить продукт не 5, а 25 раз, чтобы он распробовал. Если же мы имеем дело с ребенком с опытом депривации, плюс каких-то продуктов он просто не видел [в сиротском учреждении], то могут возникнуть трудности — он может уйти в очень большие отказы. Это связано с его ощущением небезопасности того, что предоставляет внешний мир», — объясняет Татьяна.
Противоположная проблема, с которой могут столкнуться приемные родители, — это переедание, продолжает специалист. В таких случаях ребенок не чувствует насыщения и наедается до рвоты.
«В детских домах не то чтобы хорошо и вкусно кормят. Ребенок мог элементарно не наедаться. Вместе с тем у него не было возможности научиться самостоятельно регулировать объемы потребляемой пищи, никто не учил его регулировать процессы, связанные с его телом. В семье родители делают это инстинктивно: они смотрят на ребенка и могут определить, когда ему достаточно [еды], когда он капризничает или хочет спать. Таким образом они его обучают. Если же у ребенка нет опыта, когда кто-то любящий помогал ему регулировать процессы, связанные с телом [то появляются проблемы]», — говорит Грузинова.
Что делать родителям
Грузинова предупреждает, что налаживание питания — процесс небыстрый. Работа должна быть последовательной.
«Когда он переедает, сразу возникает ряд вопросов: переедает он любую пищу или только конкретную? что он вообще ест и насколько это физиологично? Например, он совсем не ест овощи и не получает клетчатку, но зато “подсажен” на быстрые рафинированные углеводы. Это сразу вопрос к гастроэнтерологу. Вообще, если есть какие-то проблемы с питанием, то совсем без специалиста здесь не обойтись. Да, это поведение, но оно сильно завязано на физиологии», — заключает Татьяна.
Урологические проблемы
Как проявляется
Дети с анатомическими особенностями и некоторыми неврологическими заболеваниями, в том числе со spina bifida, не могут правильно накапливать и безопасно выделять мочу, объясняет нейроуролог Галина Тищенко. По ее словам, это может привести к тому, что помимо «нижних этажей страдают верхние этажи — почки».
«У детей очень быстро развивается заброс содержимого мочевого пузыря в верхние отделы, так называемый пузырно-мочеточниковый рефлюкс. Это состояние, когда моча из мочевого пузыря забрасывается обратно в почки. В итоге мы видим детей в детских домах, у которых уже в 6-7 лет нарушена функция почек или одна почка удалена, потому что проблема безопасного отведения мочи неправильно компенсировалась», — рассказывает Тищенко.
Что делать родителям
«До той поры когда начнутся грозные осложнения, это незаметно. Родители могут подумать: “Ну да, ребенку семь лет, он в подгузнике, их там [в детском доме] не особо приучали к горшку, скоро пройдет”. В итоге это “скоро” не проходит — опоздали с коррекцией уже на семь лет», — говорит нейроуролог.
Если же в официальных документах ребенка не заявлено никаких медицинских проблем и приемные родители не замечают необычного в его состоянии, то некоторое время можно просто понаблюдать, отмечает Галина.
«Физиологически наша нервная система должна созреть, чтобы контролировать функции тазовых органов. Постепенно в головном мозге формируются специальные центры, которые осуществляют контроль за тазовыми функциями. К 4-5 годам формируется дневной контроль, к 6-7 — ночной. В норме, если у ребенка нет неврологических диагнозов и анатомических особенностей, родители могут ждать до 12-14 лет и помогать по мере того, насколько проблема выражена. Ребенок просто перерастет [проблему мочеиспускания] без вмешательства», — объясняет Тищенко.
Для полного спокойствия специалист все же рекомендует пройти ряд простых обследований:
Но если нет ни анатомических, ни неврологических особенностей, ни инфекций, а у ребенка все равно энурез, то у проблемы может быть психологическая природа.
Как проявляется
Первая и самая частая причина — это то, что поход в туалет в детском доме вызывал у ребенка сильный стресс, отмечает Пасечник. «Обычно в учреждениях все делается дико небережно: детей заводят в холодный туалет, сажают на горшки, торопят. Никакой интимности. В детском доме ребенок понимал, что надо выживать и если он описается, то ему голову с плеч снимут. Когда он попадает домой, в нем начинают “размораживаться” ранние травмы. Стресс спадает и начинается чистое посттравматическое расстройство. В момент, когда надо идти в туалет, он начинает дико нервничать и спасаться от этого, как только может. В результате ребенок все время терпит, не ходит в туалет, из-за чего могут происходить подтекания», — рассказывает Пасечник.
Тревогу может вызывать и конкретный человек или ситуация, продолжает эксперт. Например, если в детском доме ребенка наказывали, сажая в туалет. Иногда энурез или энкопрез — это способ ребенка что-то сообщить родителям, отмечает Инна. Он может делать это специально, чтобы показать свою злость или недоверие по отношению к приемной семье.
Что делать родителям
Пасечник отмечает: так как ребенку бывает сложно контролировать свои тазовые функции из-за тревожности, сначала имеет смысл дать ему время, чтобы просто успокоиться. «Нужно показать ему, где туалет, понять, насколько ему удобно им пользоваться. Мы помогаем ребенку, но если случается “авария”, не ругаем его за это. Если приемные родители будут с ходу бороться за правильное мочеиспускание, еду, порядок, они не смогут выстроить с ребенком доверительные отношения», — уточняет Инна.
Чтобы снизить тревогу ребенка, начать можно с простых действий. Например, на некоторое время сменить место, где ребенок может ходить в туалет, — разрешить это делать не в туалете, а в ванной или поставить в комнате специальную ширмочку. Главное, чтобы все было максимально интимно, советует психолог.
«Очень часто родители думают, что если ребенок маленький, то можно просто поставить горшок — и он пописает. Но важно показать, что это те процессы, которые должны происходить в уединенном пространстве. Даже если родители должны участвовать в процессе опорожнения, они все равно должны стремиться к созданию интимности. Потому что у детей из детских домов и без нашего участия очень плохо с понятием личных границ», — объясняет Пасечник.
Если такие простые методы не работают, приемные родители могут попробовать выяснить причины проблемы через игру: дать ребенку роль воспитателя, а самим сыграть за куклу, которую нужно отвести в туалет. По словам Пасечник, в игре ребенок начнет воспроизводить все, что с ним делал воспитатель. «Задача родителя — защитить эту куклу от воспитателя, говорить, что они больше не дадут малыша в обиду, что с ним так нельзя обращаться. На игрушках родитель дает понять приемному ребенку, что в этом конкретном месте, дома, в семье все будет очень бережно. Затем нужно дать возможность ребенку взять какого-нибудь дракончика, который “накажет” воспитателя», — подытоживает эксперт.
В случаях, когда через энурез ребенок выражает свое недовольство или агрессию, Пасечник советует приемным родителям обозначить, что они признают эти эмоции, и дать ребенку их выразить социально приемлемым способом. Например, позволить побить подушку, смять или порвать бумагу, разрешить побросать какие-то безопасные предметы. Можно завести коробку гнева, где будут лежать игрушки и вещи, с которыми можно злиться. Эту коробку можно выдавать ребенку при первых признаках злости.
«Мы также должны помнить, что иногда злость ребенка, направленная на приемную маму, не означает, что ребенок злится именно на нее. С большой вероятностью это смещенная агрессия: ребенок может злиться на кровную маму, которая не смогла его воспитывать, или тревожиться, что его снова отдадут в детский дом. Но в его голове “склеиваются” две мамы — и достается именно той маме, которая рядом. И тогда надо работать с историей жизни ребенка: рассказывать ему, где он родился и кто его родил, объяснять, что кровная мама не смогла его воспитывать, а потом ребенок попал в детский дом, из которого его уже взяла приемная мама. Важно напоминать ребенку, что теперь он живет в семье и в детский дом больше не попадет», — объясняет Инна.
Кроме того, продолжает специалист, важно концентрировать внимание не на проблеме мочеиспускания, а на чем-то смежном. «Говорить ребенку, что дети в его возрасте справляются с туалетом, но при этом замечать, что, когда он в мокрых штанишках, родители не могут с ним поиграть или куда-то пойти», — добавляет она.
Нейроуролог замечает, что в решении урологических особенностей приемного ребенка «нет безумной головной боли» — практически любую проблему с мочеиспусканием можно решить за первый год.
«Все остальное — как с любым ребенком. Любой ребенок может заболеть чем угодно. В принципе, если ты решился взять приемного ребенка, ты должен быть готов, что в первое время будет куча проблем, потому что это травмированный человек», — комментирует Пасечник.
Шапиро в свою очередь подчеркивает, что при возникновении любой трудности с приемным ребенком родители не должны бояться обращаться за помощью. Более того, помощь часто нужна не только детям, но и взрослым, потому что ситуация требует от них большого ресурса.
Куда приемные родители могут обратиться за сопровождением и помощью
Фонд « Измени одну жизнь »: +7 (499) 277-0729, +7 (925) 314-8419
Фонд «Найди семью» : +7 (903) 968-7995
Фонд « Дети наши» : +7 (495) 787-9970
Фонд « Аистенок »: +7 (343) 367-4735
Фонд «Константа »: +7 (4822) 79-6615, +7 (495) 532-8823, +7 (925) 030-9714
Помочь
Оформить пожертвование без комиссии в пользу благотворительной организации
Ежемесячное пожертвование раз в месяц списывается с банковской карты или PayPal. В любой момент вы сможете отключить его.
Вы поможете нашему фонду, если добавите процент от пожертвования на развитие «Нужна помощь». Мы не берем комиссий с платежей, существуя только на ваши пожертвования.
Общая сумма пожертвования: 1 250 ₽
Скачайте и распечатайте квитанцию, заполните необходимые поля и оплатите ее в любом банке.
Пожертвование осуществляется на условиях публичной оферты
Введите ваш телефон
Введите вашу фамилию
Введите ваш телефон
Номер вашего телефона нужен, чтобы мы могли дополнительно подтвердить вашу личность и упростить вам доступ к личному кабинету. Мы не передаем ваши контактные данные сторонним организациям и не отправляем нежелательные рассылки.
Возможно, вы имели ввиду @gmail.com?
Возможно, вы имели ввиду @gmail.com?
Пожалуйста, подтвердите согласие
Пожалуйста, подтвердите согласие
Пожертвования на сумму менее 50 ₽ вы можете оформить с помощью смс или банковского перевода, тогда фонд меньше потратит на комиссию платежной системы.
Вы указали новые персональные данные. Хотите чтобы мы сохранили их в личном кабинете?
На вашем счете недостаточно средств для полной оплаты пожертвования. Выберите другой способ оплаты.
Выбрать способ оплаты
Произошла техническая ошибка на нашей стороне, мы уже работаем над ее устранением, попробуйте еще раз позже.
Новости
На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.
Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных