праздничные блюда у евреев
Праздничные блюда у евреев
Еврейская кухня в отличие от иных мировых кулинарий подчиняется довольно строгому своду религиозных законов. Ее блюда часто готовятся согласно кашрута, то есть дозволенности либо пригодности продуктов с точки зрения Галахи. Традиционно еврейская кухня разделяется на сефардскую и ашкеназскую. Традициям первой следуют в основном евреи, живущие на Ближнем Востоке, второй – в европейских странах.
Древняя гастрономическая культура, обладающая собственными правилами, традициями, помогает удерживать еврейский народ, рассеянный по миру, в определенной целостности. Израильская кухня отличается разнообразием и особыми вкусовыми качествами.
Хумус
Хумусом называют закуску из нутового пюре с кунжутной пастой, паприкой, соком лимона, оливковым маслом. Впервые блюдо упоминается в арабских поваренных книгах XIII ст. Это довольно легкая пища, обладающая большой пользой для здоровья. Вещества, содержащиеся в нуте, защищают клетки, улучшают состояние кожного покрова, мышц, костей. Высокая насыщенность белками помогает бороться с голодом, уберегая человека от лишних перекусов, наличие железа – ощущать себя в динамичном состоянии. Кроме того, хумус известен как афродизиак. Ведь в нуте много аргинина – аминокислоты, улучшающей циркуляцию крови. Блюдо настолько популярно, что его поклонники 13 мая празднуют Международный день Хумуса.
Фалафель
Фалафель представляет собой шарики, изготовленные из измельченного нута либо других бобовых культур с пряностями, которые жарятся во фритюре. Согласно одной из гипотез это блюдо пришло из Египта, где копты заменяли им мясо в период Великого поста, а затем распространилось на другие ближневосточные страны. А вот в Израиле жареные шарики, политые соусом, вместе с салатами поместили в питу (хлебную лепешку в виде кармашка), превратив их в сочный и вкусный стритфуд. Белка в такой еде не меньше, чем в мясе, однако усвоение его организмом происходит гораздо легче. Следует добавить, что фалафель является не только излюбленным лакомством израильтян, но и своего рода символом страны, именуемым «еврейским гамбургером».
Шакшука
Шакшукой называют блюдо, состоящее из яиц, которые жарятся на оливковом масле вместе с помидорами, чесноком, перцем и приправами. Одни его родиной считают Тунис, другие – Ливию. Однако именно в Земле Обетованной шакшука не только укоренилась, но и обросла многочисленными вариациями с различными добавками на любой вкус: сыром, колбасой, луком и т.д.
Форшмак
Форшмак готовится из рубленого или пропущенного через мясорубку филе сельди с добавлением яиц, белого хлеба, яблок, сливочного масла. Готовую смесь подают с черным, жареным хлебом. Эта холодная закуска относится к классическим блюдам еврейской кухни. Она считается изобретением ашкеназов – евреев, обосновавшихся в долине Рейна и готовивших для себя еду из доступных в той местности продуктов. Кстати, само слово в переводе означает «предвкушение». Нежный и слегка островатый форшмак благодаря простоте приготовления и доступности продуктов был популярной закуской советской эпохи.
Цимес
Цимес представляет собой сладкое рагу из различных овощей, произрастающих в той или иной местности. Существуют различные вариации этого десертного блюда: нутовое, фасолевое, морковное и т.д. Классическим рецептом считается цимес из моркови, сухофруктов с добавлением меда. В давние времена он подавался в качестве праздничного десерта. Согласно ашкеназской традиции цимес – обязательный компонент меню Рош ха-Шана, еврейского Нового года. Интересно, что это слово в русском переводе обозначает «вкус», «особенность», а сами евреи нередко употребляют его для подчеркивания характерного качества предмета.
Латкес
Латкес считается классическим ханукальным блюдом, приготовленным из натертого сырого картофеля. По традиции такие картофельные лепешки жарятся в большом количестве масла. Когда-то в древности латкес готовился из луковых перьев либо натертого сыра. После появления в Европе картофеля ашкеназы стали печь такие оладьи из данного корнеплода.
Маца, пожалуй, является самой известной еврейской едой, которую разрешено употреблять в главный иудейский праздник Песах в память об Исходе из Египта. Это лепешки, приготовленные из бездрожжевого теста. В Торе маца именуется «лехем они», то есть «бедным хлебом». Она является важным компонентом пасхального Седера. Эта быстро выпекаемая, практически невесомая и безвкусная пресная лепешка, состоящая из муки и воды, считается истинным чудом еврейской кухни, имеющим сакральный смысл. Ведь маца символизирует точку отсчета, вечное начало, переживаемое вновь и вновь мгновение еврейской истории. Именно эта простейшая пища помогла иудеям выжить в период Исхода. Правда, в современном мире появилась повседневная маца. Она изменилась, становясь часто «богатым хлебом», в который добавляют яйца, масло, вино, сок. Традиционным блюдом, своего рода пирогом, приготовленным из пресных лепешек с яйцами, молоком, является мацебрай, который может быть посыпан сахарной пудрой, корицей, обмазан медом.
Суфгания
Суфгания, представляющая собой пончик с вареньем внутри, считается традиционным ханукальным кушаньем. Ивритский корень этого названия «сфог» («губка») сообщает, что тесто этой выпечки пористое и мягкое. Во время празднования Хануки («освещения») в Израиле это сладкое лакомство пользуется огромной популярностью. Оно готовится быстро из доступных продуктов, и при этом отличается отменным вкусом. Большое количество масла, в котором жарятся пончики, имеет символическое значение. Ведь Ханука посвящается чуду, когда светильник с однодневным запасом неоскверненного оливкового масла горел, очищая храм, 8 дней, пока не было изготовлено новое масло.
Хала является традиционным еврейским плетеным хлебом, который выпекается для субботнего или праздничного стола. Его главным ингредиентом является белая пшеничная мука, хотя сейчас халу изготавливают и из ржаной, и из «цельной» муки. Название этого хлеба восходит к XV ст. Так его назвали ашкеназские евреи, жившие в то время в Австрии. Хала является символом манны небесной, поэтому ее по традиции посыпают кунжутом или маком и покрывают белой тканью, обозначающей росу, покрывшей манну. Еще одно еврейское хлебобулочное изделие в виде плоской пресной лепешки с полостью внутри именуется питой. Она появилась в стране лишь в 1950-е годы, и с тех пор пользуется популярностью. Правда, воспринимается такая лепешка больше как съедобная упаковка для фалафеля, салатов, шуармы и других наполнителей.
Восточные сладости
Еврейские десерты оригинально объединили в себе восточные и средиземноморские кулинарные традиции. Кнафе готовится из очень тонкой кадаифской вермишели, козьего сыра. Удивительное изделие поливают миндальным сиропом, напоминающим по виду жидкое золото. Его неповторимый сладко-соленый вкус способен покорить даже искушенных гурманов. Наиболее востребованное лакомство взрослых и юных израильтян – бамба, представляющее собой кукурузные палочки с арахисовым маслом. Этот маслянистый солоноватый десерт, буквально таящий во рту, не только вкусен, но и питателен. Крембо – это небольшой круглый бисквит со взбитым воздушным кремом, покрытый тонюсенькой шоколадной корочкой. Он так нежен, что упаковывается только ручным способом. Десятки сортов халвы и казинак. И многие многие Восточные сладости стали традиционными в еврейской кухне.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Еврейская гастрономия, в отличие от многих других кухонь мира, подчинена строгому своду религиозных правил. Все блюда готовятся в соответствии с кашрутом — требованиям Галахи, еврейского Закона. Так, по закону строго запрещено сочетать мясные и молочные продукты, употреблять свинину, верблюжатину, мясо дамана и зайца, а также насекомых, земноводных и пресмыкающихся. Кошерными считаются только одновременно жвачные и парнокопытные — коровы, козы, овцы, жирафы, лоси. Разрешается употреблять мясо птиц — гусей, кур, индеек, перепел, уток. Забой животных осуществляется также по особым правилам. Что касается рыбы, она мясом не считается; кошерная рыба должна иметь чешую и плавники.
Перед приготовлением продукты тщательно осматриваются и моются. Они не должны иметь никаких дефектов.
Стоит также отметить, что традиционная еврейская кухня делится на ашкеназскую и сефардскую. Евреи, проживающие в Европе, придерживаются традиций первой, в то время как евреи ближнего востока — второй.
Давайте посмотрим на нее немного поближе …
Древняя культура со своими традициями и правилами удерживает этот рассеянный по всему миру народ в единой целостности сильнее любых границ. Давно бы стерлась с лица земли гонимая нация, если бы голоса предков, звучащие в каждодневном укладе жизни, рецептах блюд, благословениях перед едой, священных праздниках и обычаях, не рассказывали об истории и нравах родного народа, не заботились о единстве и здоровье своих детей. Крепости и живучести традиций этого удивительного народа нам, детям современной цивилизации с ее хаотичным укладом и ритмом, остается только удивляться, проникаясь чувством глубокого уважения к рациональной и жизнелюбивой культуре.
Духовное содержание трапезы определяется не тем, насколько она разнообразна и обильна, а в какое время, из каких продуктов, для какого случая приготовлена. Ведь согласно Торе – священной книге еврейского народа, еда – это первая ступень процесса облагораживания человека. Питаться только ради насыщения или наслаждения считается низшим уровнем поведения, ведь пища в первую очередь несет духовную силу, принимать ее нужно правильно, не забывая благословлять и благодарить Бога. Поэтому и приготовление еды приравнивается к обряду священнодействия.
Вот, например, обычное повседневное занятие – выпечка кошерного хлеба. От приготовленного по еще бабушкиному рецепту теста отделяют маленький кусочек и бросают в огонь. Этот «хлебный дар» – халу – в далекие времена вместо огня относили священникам в качестве приношения, а впоследствии обычай трансформировался в жертвоприношение хлеба огню. Отделение халы считается почетной обязанностью хозяйки. И по сей день в Израиле и за его пределами еврейские женщины, следующие традициям национальной кухни, неукоснительно исполняют эту древнюю заповедь.
В традициях приготовления пищи еврейского народа сформировались свои излюбленные приемы и особенности, иногда диктуемые условиями местности проживания, иногда религиозными правилами и обычаями. Для еврейской кухни характерна несложная, но длительная тепловая обработка: отваривание, тушение с водой и под крышкой, реже используется запекание в духовке. В результате многочасовой тепловой обработки получаются традиционные цимесы, чолнты, густые наваристые бульоны, обязательно с огромными клецками из мацы – кнейдлах, тушеное кисло-сладкое мясо – это все блюда, в которых составляющие ингредиенты долго томятся и вывариваются, пропитываясь ароматом специй и превращаясь в однородную, нежную массу с новым вкусом.
Очень популярны в еврейской кухне блюда из яиц: вареных, сырых, жареных. Взбитые яичные заливки используются для приготовления кугелей из мацы, рыбы, овощей. В пресное тесто добавляют желтки, а из сваренных вкрутую и рубленых яиц готовят закуски и салаты.
Блюда из рыбы – это целая отдельная область кулинарного искусства еврейского народа. Фаршированная целиком или кусочками, варенная в бульоне или запеченная, рыбные котлетки, студень, форшмак – самые любимые и распространенные блюда национальной кухни, известные во всем мире. На праздничном столе рыба приобретает дополнительное символическое значение – выложенная целиком с головой на блюдо, она символизирует мудрость и цельность жизни.
Обязательными компонентами почти всех блюд, но только в ограниченном количестве, являются пряности: анис, мускатный орех, укроп, черный перец. Их добавляют для вкуса, аппетита, хорошего пищеварения, с целью более долгой сохранности пищи. Старая еврейская поговорка гласит: «В пище без пряностей нет ни пользы, ни радости». Также для повышения вкусовых качеств супов, бульонов, рыбных и мясных блюд используют пряные овощи: корень сельдерея и петрушки, лук, чеснок и т. д.
Самая главная особенность, без чего и всей еврейской кухни просто бы не было,– это соблюдение основных религиозных правил подбора и приготовления продуктов – правил Кашрута. В каком бы месте не оказывались представители этого народа, основой ведения домашнего хозяйства и приготовления пищи для них всегда оставались религиозные законы питания. Евреи питаются только «подходящей», кошерной пищей, т. е. той, которую готовят в соответствии с законами Кашрута.
Правила Кашрута
Вопреки распространенному заблуждению, раввины и другие еврейские религиозные деятели не принимают участия в приготовлении кошерной пищи, вернее, они могут участвовать, но это не является определяющим фактором. Блюдо будет считаться кошерным, если при его приготовлении соблюдались следующие простые, но обязательные к исполнению правила:
А вот вам еще несколько примеров традиционных кухонь мира: вот например Вьетнамская кухня, а вот Виды пасты, про которые должен знать каждый любитель итальянской кухни. Вспомним еще что такое Итальянская кухня или например Бразильская кухня плюс Бельгийская кухня.
Праздничный стол на еврейский Новый год: традиции и рецепты
Сегодня евреи всего мира отмечают Новый 5777 год! На иврите он называется Рош а-Шана (голова / начало года). Вообще у евреев несколько раз в году принято отмечать Новый год, но этот самый главный. Ортодоксальные евреи празднуют его в течение двух дней. На Рош а-Шана принято желать друг другу хорошего и сладкого года (Shana tova v metuka). Пожелаем и мы, чтобы следующий год стал сладким и вкусным. А что же едят евреи за праздничным столом?
В иудаизме праздники и еда так тесно переплетены, что уже давно выведена чёткая формула меню. Причём стоит заметить, что у ашкеназов (европейских евреев) и сефардов (евреев восточных) формулы эти отличаются. Но это и неудивительно, ведь евреи были бы не евреями, если бы не имели на всё своё собственное мнение. Хотя нет, я вас немного обманываю, едят все практически одно и то же, но вот способ приготовления. Тут уж они непримиримы!
И если вам встретится марокканский юноша, за обе щёки уплетающий гефилте-фиш на обеде у своей ашкеназской тёщи, то знайте — вот она настоящая любовь! Потому что только она способна смыкать его челюсти и тщательно пережевывать этот гефильте, будь он не ладен, фиш. Ведь ни одной еврейской маме, родившейся в странах Магриба, не придёт в голову готовить для своих домашних блюдо из вязкого рыбного фарша, где из всех специй только соль и немного перца, когда есть чудесный рецепт рыбы по-мароккански со жгучим перцем, ароматным шафраном и ярко-оранжевой куркумой. Хотя на Рош а-Шана нельзя употреблять в пищу острые приправы, иначе можно отпугнуть сладость нового года, поэтому ради праздника восточные хозяйки вынуждены себя сдерживать.
Но мы отвлеклись. Итак, что обязательно стоит на столе в каждом доме?
Тут надо сказать, что все праздничные еврейские трапезы наполнены глубоким смыслом и каждый из продуктов имеет свою историю. И, конечно же, Рош а-Шана, как один из главных еврейских праздников, не стал исключением. Все блюда, подаваемые на праздничный стол, символизируют пожелания о том, чтобы грядущий год был хорошим. Горькие, кислые и солёные блюда в этот день убирают подальше.
Давайте посмотрим на наш воображаемый праздничный стол, где уже до прихода гостей сервируют блюда-символы («симаним»), которые обязательно нужно попробовать в течение праздничного застолья, произнеся над ними короткую молитву-пожелание.
Сладкая круглая хала с изюмом. Она должна быть обязательно круглой, потому что символизирует цикличность времён года, а с изюмом, потому что это придаёт дополнительную сладость.
Фото: © flickr.com/Matt Feifarek
Мёд. Он — символ достатка и сладкой жизни, о которой мы так мечтаем и к которой так стремимся.
Яблоки. Это плоды древ Создателя. Дольку яблока обмакивают в мёд и едят до начала трапезы, произнося хвалу ко Всевышнему и просьбу о сладком хорошем годе. Яблоки в меду являются традиционной едой для этого праздника.
Гранат. Ещё один фрукт на праздничном столе и один из символов Израиля. Евреи считают, что гранат содержит 613 зёрнышек. Именно столько заповедей должен соблюдать богопослушный иудей.
Фото: © flickr.com/Sidney San Martín
Цимес. Сладкая морковь, сахар учений Создателя.
Рыба. А вернее голова рыбы. Её присутствие на столе обязательно. Она символизирует мудрость. Глава семьи ест голову рыбы и произносит слова: «Пусть будем мы в голове (в ведущих), а не в хвосте (не в ведомых)».
В качестве рыбного блюда для праздничного стола у сефардов принято готовить целую рыбу, у ашкеназов — гефилте-фиш («фаршированная рыба»). Вообще рыба в еврейской кухне символизирует так много, что не съесть её в праздник — просто преступление!
Кстати, большинство сефардов для исполнения заповеди используют не рыбью голову, а голову зарезанного накануне барана. Сам баран при этом готовится со сладким соусом, сухофруктами и прочими сладостями, чтобы основное праздничное блюдо уже наверняка привлекло бы в дом всё только самое хорошее, что может дать Всевышний в новом году.
Фото: © flickr.com/SharonaGott
Финики, или тамар — по своему звучанию напоминает ивритское слово «там», что в переводе значит «финиш, конец». Этот продукт символизирует пожелание сделать так, чтобы нашим завистникам и врагам пришёл конец. В некоторых общинах финики заменяют чесноком (по-арабски — «тум»). Кстати, финики относятся к семи плодам Израиля, упоминающимся в Торе: пшеница, ячмень, виноградная лоза, инжир (смоковница), гранат, оливковое дерево и финиковая пальма (потому что именно финиковый, а не пчелиный мёд имеется в виду в приведённом ниже отрывке). «Ибо Господь, Бог твой, ведёт тебя в землю добрую, землю потоков водных, родников и источников, выходящих в долине и на горе; землю пшеницы и ячменя, и винограда, и смоковницы, и гранатов, землю масличных деревьев и мёда; землю, где не в скудости есть будешь хлеб, не будешь иметь недостатка ни в чём» (книга «Дварим», 8, 7—9).
Фото: © flickr.com/Personal Creations
Блюда из моркови, свёклы и других плодов и овощей, названия которых на иврите, идише или других языках ассоциируются с добрыми событиями.
Найдутся многие, которые добавят в этот список ещё массу продуктов-символов Нового года и будут правы. Мы же выделили основные. Главное, чтобы у всех, независимо от вероисповедания, этот год был хорошим!
Цимес
Фото: © flickr.com/Jen R
Одним из традиционных еврейских блюд является цимес. Изначально, как и многие популярные сейчас блюда еврейской кухни, он был придуман бедняками как единственный доступный вариант сладостей. За столетия цимес сильно изменился, в него стали добавлять и сухофрукты, и экзотические фрукты. И даже мясо в сладком соусе с фруктами тоже теперь называют цимесом.
Мы возьмём классический вариант современной кухни. Обратите внимание, что цимес может быть как десертным блюдом, так и прекрасным гарниром к мясным блюдам.
Отварите морковь на водяной бане до состояния мягкости (не разваривайте!). В сотейнике растопите мёд с сахаром, добавьте туда морковь и тушите на маленьком огне минут 5—7. Добавьте предварительно замоченные в кипятке сухофрукты и палочку корицы. Протушите ещё минут 10, периодически помешивая, чтобы фрукты пропитались ароматом. Подавать к столу тёплым.
Праздничная баранина
Одно из самых простых в приготовлении, но очень красивое при подаче блюдо.
Фото © Елизавета Фрайман
Лук режем некрупно, примерно как на салат. Сухофрукты можно предварительно не замачивать. В толстостенный казан начинаем выкладывать слоями лук, фрукты и мясо. Внимание! Никакую жидкость добавлять не нужно. Плотно закрываем казан и ставим в разогретую до 180 градусов духовку примерно на час. Затем уменьшаем температуру до 140 градусов, забываем про мясо минимум на пять часов. Подавать с рассыпчатым рисом, в который можно добавить обжаренные на сухой сковородке кедровые орешки.
Еврейская кухня
Еврейская кухня полна запретов и символов. А блюда еврейского стола не только потрясающе вкусны, но и назидательны.
Блюда еврейской кухни готовят по законам кашрута. На иврите «кашрут» («пригодный») – это определенный свод правил, которым нужно следовать при приготовлении не только праздничной, но и повседневной еды. Например, запрещено смешивать молочную и мясную пищу, употреблять мясо животных, не жующих жвачку и не имеющих раздвоенного копыта, а также мясо хищных животных и птиц. Но даже разрешенное мясо перед употреблением в пищу нужно сделать кошерным – удалить кровь и специальным образом разделать. Любопытно, что рыба считается кошерной сразу – как только ее вынули из воды.
Табу накладывается на пресмыкающихся и рыб, у которых нет плавников и чешуи (в том числе моллюсков), а также на все производные из них продукты. А вот фрукты, овощи, орехи и зерновые культуры разрешены без всяких ограничений.
Еврейская традиция гуманно предписывает недолгое (не более одного дня) воздержание от пищи в «скорбные» дни: в эти дни нельзя ни есть, ни пить. Праздник Йом-Кипур (Судный день) подразумевает отказ от пищи до появления на небе первой звезды.
Также важен и запрет на выполнение какой-либо работы – даже на приготовление пищи – в субботу. Чтобы было чем подкрепиться во время шабата («суббота» на иврите), евреи придумали специальное блюдо чолнт, которое готовят без особых ухищрений на медленном огне из фасоли, картофеля и жирной говядины.
Из-за того, что много веков назад евреи, спасая жизнь себе и потомкам, рассеялись по всему миру, еврейская кухня впитала кулинарные традиции других народов, но осмыслила их по-своему. Так в еврейском меню появились фаршированная рыба и куриные шейки, традиционные субботние супы чолнт и хамим, разнообразные цимесы, кугели и штрудели, тающие во рту нежные слоеные пирожки с начинкой из мяса и толченых грецких орехов, утопающие в сметане румяные драники, бухарский и персидский плов, блюда марокканских евреев, в которых острота перца соседствует со сладостью меда…
Ашкенази – евреи Западной Европы – ели говядину и корнеплоды, приправленные животным жиром, сахаром, луком и чесноком: их кухня многое позаимствовала у итальянцев, немцев, французов и славян. Сефареды – евреи Северной Африки и Ближнего Востока – долгое время оставались верны пище, упомянутой в Ветхом Завете, – бобам, чечевице, дробленой пшенице и баранине, но при этом с удовольствием пользовались рецептами турецкой и персидской кухонь.
При всем ее разнообразии еврейскую кухню объединяют некоторые устойчивые черты. Прежде всего это излюбленные способы приготовления: варка, запекание, припускание, тушение с добавлением воды. Специи используются очень осторожно, они призваны лишь оттенять и раскрывать вкус того или иного продукта. А традиционные еврейские блюда готовятся из субпродуктов: говяжьего мозга, языка, печени и потрохов.
Цимес – обязательное блюдо на праздновании еврейского Нового года (Рош Ха-Шана). Цимес готовят из моркови и фруктов, припущенных на очень слабом огне под соусом. Существует множество рецептов этого блюда, с самыми разными ингредиентами: фасолью, нутом, мясом, птицей. Но чаще всего его подают как десертное блюдо – густое и сладкое, с большим количеством фруктов и ягод.