правописание плав плов в корне слова правило

Инструменты пользователя

Инструменты сайта

Боковая панель

Русский язык – орфография:

Контакты

Содержание

Корни с чередованием о — а

Корни с непроверяемыми гласными

Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

В корнях кос- — кас-, лож- — лаг- пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а-, например: кас-а́-ться ( но кос-ну́ться), кас-а́-тельная ( но прикос-нове́ние); излаг-а́-ть ( но излож-и́ть), слаг-а́-ть ( но слож-и́ть).

В корнях клон- — клан-, твор- — твар-, гор- — гар- без ударения пишется буква о, например: на клоня́ть, с клоне́ние, по клони́ться; творе́ц, творе́ние, со твори́ть; за горе́лый, за гора́ть, горе́ть, горе́ние.

зар — зор

В корне зар- — зор- ( заря́ — зо́ри — зо́рька) без ударения пишется а, например: заря́, зарни́ца, зарево́й, о заря́ть, о заре́ние.

плав — плов

Корень плав- — плов- пишется с буквой о только в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: с плавлять, плавник, по плавок, плавунец ( жук ), плавучий. (Запомните слово плывун — слои подпочвы, насыщенные водой.)

раст — рос

В корне раст- — рос- ( расти́ — росло́) без ударения перед ст и щ пишется а (вы́ растить, во́з раст, на раста́ние, взращённый, сраще́ние);
перед с без последующего т пишется о (вы́ рос, вы́ росший, во́до росль, не́до росль).

равн — ровн

Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с « равный» ( «одинаковый»): равномерный, равнозначный, с равнить, всё равно, а также в словах : равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина;
корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с « ровный» (« гладкий», «прямой»), например: ровнять ( дорожки ), под ровнять ( клумбы ) и т. п., уровень, ровня.

мак — мок — моч

Корень мак- пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью» : макать ( хлеб в молоко ), об макнуть ( перо в чернильницу );
корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным» : сапоги про мокают, вы мокнуть ( под дождём ), бумага про мокает, про мокательная бумага, про мокашка.

Перед ч (моч-) — всегда пишется буква о, например: мочить, на мочи, про мочу, вы моченный ( ср. под ударением: мочит, с моченный; о глаголах на -иватъ типа с мачивать, вы мачивать см.Корни с проверяемыми гласными).

скак — скоч

В корне скак- — скоч- без ударения перед ч обычно пишется о, перед к — буква а, например: в скочи́ть ( но скака́ть), на скочи́ть ( но на скаку́), за скочи́ть, вы́ скочка.

Источник

Когда пишется «плав», а когда «плов»? Правило русского языка позволяет проверить чередующиеся гласные в корне слова.

Важно запомнить, что написание чередующихся безударных гласных в указанных корнях не подчиняется общему правилу.

Контекст предложения и словосочетания с такими словами не влияют на написание гласной. Разберемся подробнее.

Правило написания буквы «а» в корне «плав»

Во всех случаях корень «плав» пишется правильно с буквой «а». Проверочное слово: плавать.

правописание плав плов в корне слова правило. Смотреть фото правописание плав плов в корне слова правило. Смотреть картинку правописание плав плов в корне слова правило. Картинка про правописание плав плов в корне слова правило. Фото правописание плав плов в корне слова правило

Примеры слов с корнем «плав»: поплавок, наплаву, плавник, жук плавунец, плавун.

«Дельфин при выполнении сложного упражнения осторожно прятал свой плавник».

Правописание корня «плов»

Примеры слов с корнем «плов»: пловец, пловчиха, пловцы. Только в них пишется в корне гласная «о».

правописание плав плов в корне слова правило. Смотреть фото правописание плав плов в корне слова правило. Смотреть картинку правописание плав плов в корне слова правило. Картинка про правописание плав плов в корне слова правило. Фото правописание плав плов в корне слова правило

«На соревнованиях пловец из Канады показал рекордное время на короткой дистанции».

Исключение из правил

В словах с корнем «плав» / «плов» / «плыв» пишем букву «ы» только в тех случаях, когда слово образовано от глагола «плыть».

правописание плав плов в корне слова правило. Смотреть фото правописание плав плов в корне слова правило. Смотреть картинку правописание плав плов в корне слова правило. Картинка про правописание плав плов в корне слова правило. Фото правописание плав плов в корне слова правило

Например: плыву, плывун.

Можно составить предложения:

«Когда я плыву на спине, то ощущаю как меня покачивают волны».

«Профессиональные пловцы уплыли далеко, ты же плавай у берега».

Источник

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

VI. Неударяемые гласные в корнях слов

Орфография

VI. Неударяемые гласные в корнях слов

§ 13. Следует различать гласные а и о в корнях зар- – зор-, рас(т)- – рос(т)-, равн- – ровн-, гар- – гор-, плав- – плов-:

1. Корень зар- пишется в словах заря, зарница, озарять (под ударением з а рево, лучез а рный) и во всех образованных от них словах (озарение и др.); корень зор- пишется под ударением в отдельных словах и формах: з о рька, з о ренька, з о рюшка, з о ри, зорь, з о рю (бить, играть зорю)*.

2. Корень рас(т)- пишется в глаголах расти, растить, вырастать, наращать и т. п. и во всех образованных от них словах, например: растение, произрастание, ращение, сращение, возраст и т. п., а также в слове отрасль; корень рос(т)- пишется в прошедшем времени и в причастии прошедшего времени от расти, например: рос, росла, росло, росший, вырос, выросший и т. п., а также в словах заросль, поросль, водоросль, недоросль, росток и в образованных от них словах.

3. Корень равн- пишется преимущественно в словах, которые связываются по значению с равный («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, равнение, равнять(cя), поравняться, все равно; корень ровн- пишется преимущественно в словах, связанных по значению с ровный («гладкий», «прямой»), например: ровнять, сровнять и т. п., уровень; в слове равнина пишется а.

4. Корень гар- пишется под ударением, например: заг а р, наг а р, а также в словах и згарь, в ы гарки; корень гор- пишется в остальных случаях, например: загорелый, нагореть.

5. Корень плав- пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны.

Чередование а и о находим также в глаголах скакать выскочить, кланяться поклониться, касаться коснуться, предлагать предложить, излагать изложить и т. д., а также макать мочить и в образованных от них словах: скакун выскочка, касательство прикосновение, облагание обложение и др.

§ 14. Чередование и и е находим в следующих глаголах: сжигать сжечь, выжигать выжечь и т. п.; постилать постелю, расстилать расстелю и т. п.; раздирать раздеру, удирать удеру и т. п.; отпирать отпереть, запирать запереть и т. п.; стирать стереть, растирать растереть и т. п.; умирать умереть, помирать помереть, замирать замереть и т. п.; избирать изберу, прибирать приберу и т. п.; вычитать вычесть, прочитать прочесть и т. п.; сидеть сесть, а также блистать блестеть.

* Комментарий редакции портала

В «Орфографическом словаре русского языка» 1956 года были закреплены три слова с безударным корнем зор: зоревать, зорянка, зоревой. Они оказались исключениями. Позже в разное время нормативное написание этих трех слов было подведено под правило. «Орфографический словарь русского языка» с 1974 года (13-е издание) дает написание зарянка, с 1991 года (29-е издание) – заревой. С 1999 года новый академический словарь – «Русский орфографический словарь» – фиксирует форму заревать.

Источник

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Корни с чередующимися гласными

Правописание корней с чередующимися гласными

Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.

II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.

1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.

2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.

1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг _ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл _ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл _ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

4. Все мое вн _ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб _ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)

5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк _ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р _ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

7. Я почтительно кланяюсь и, оп _ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум _ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome’a». (Лев Толстой. Отрочество.)

8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз _ рило конец этого возр _ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)

9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм _ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)

10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар _ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз _ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее «да». (Александр Грин. Алые паруса.)

12. Мертвея, Лонгрен накл _ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)

13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств _ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р _ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап _ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)

16. Она была улыбка, оз _ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р _ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)

18. И здесь р _ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп _ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп _ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)

20. В противоположном углу г _ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)

21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром _ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)

22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р _ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)

23. Толпа опять разр _ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)

24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг _ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)

25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр _ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)

26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл _ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск _ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск _ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к _ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг _ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)

31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол _ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр _ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

33. Из зар _ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з _ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)

34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв _ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

35. Он не допускал даже возможности ср _ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал _ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)

37. З _ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут _ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)

39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр _ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик _ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск _ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг _ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)

43. Ее доверие к старой Лизе р _ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм _ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция «Динамо»!» (В. Пелевин. Омон Ра.)

45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск _ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол _ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

47. А то ли еще будет, когда великолепные р _ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

48. Черные лайковые перчатки к _ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

49. Сейчас ск _ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)

50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл _ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Источник

Правописание плав плов в корне слова правило

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

Слово с чередующейся гласной пловчиха подчиняется правилу правописания корней с чередованием плав/плов/плыв. Слова-исключения относятся в любом случае к этому корню.

При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.

ЗА­ДА­НИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗ­УДАР­НАЯ ГЛАС­НАЯ В КОРНЕ. ОБОБ­ЩЕ­НИЕ.

Общее по­ня­тие о корне как части слова

Ко­рень — это глав­ная зна­чи­мая часть слова, ко­то­рая вы­ра­жа­ет ос­нов­ное зна­че­ние дан­но­го слова и общее лек­си­че­ское зна­че­ние всех од­но­ко­рен­ных слов.

Имен­но общее зна­че­ние, а не внеш­ний вид корня (или его части) поз­во­ля­ет от­не­сти то или иное слово к род­ствен­ным (или од­но­ко­рен­ным) сло­вам. В рус­ском языке не­ма­ло кор­ней, ко­то­рые пи­шут­ся оди­на­ко­во, но имеют со­вер­шен­но раз­ные зна­че­ния. На­при­мер, бук­во­со­че­та­ние ГОР встре­ча­ет­ся в ты­ся­чах слов, яв­ля­ет­ся кор­нем в сло­вах ГО­РЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и од­но­ко­рен­ных к ним. Но это не один и тот же ко­рень, а раз­ные, ведь по смыс­лу слова ГО­РЕТЬ, ГО­РЕ­ВАТЬ, ГОРА не имеют ни­че­го об­ще­го. Этот факт иг­ра­ет огром­ную роль в на­пи­са­нии кор­ней с без­удар­ной глас­ной. Так, в при­ведённом ряду слов для каж­до­го слова свой от­дель­ный спо­соб про­вер­ки: гор еть (ко­рень с че­ре­до­ва­ни­ем), гор евать (про­ве­роч­ное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В за­да­нии 8 встре­ча­ют­ся:

Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо:

— уметь опре­де­лять тип корня;

— при­ме­нять пра­ви­ла, ре­гу­ли­ру­ю­щие на­пи­са­ния того или иного типа корня.

В за­ви­си­мо­сти от типа корня су­ще­ству­ют раз­лич­ные пра­ви­ла на­пи­са­ния без­удар­ных глас­ных в кор­нях слов.

8.1. Без­удар­ные глас­ные, про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии ПГ

В со­от­вет­ствии с общим пра­ви­лом на­пи­са­ние букв на месте без­удар­ных глас­ных в кор­нях уста­нав­ли­ва­ет­ся путем про­вер­ки сло­ва­ми и фор­ма­ми с тем же кор­нем, в ко­то­рых про­ве­ря­е­мый глас­ный на­хо­дит­ся под уда­ре­ни­ем, на­при­мер: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодиль­ник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это пра­ви­ло от­ра­ба­ты­ва­ет­ся на про­тя­же­нии всего школь­но­го курса рус­ско­го языка, а на­чи­на­лось изу­че­ние в на­чаль­ной школе. Все пом­нят пра­ви­ло:

Чтобы про­ве­рить без­удар­ную глас­ную в корне слова, нужно из­ме­нить слово или по­до­брать род­ствен­ное так, чтобы на эту глас­ную па­да­ло уда­ре­ние.

На­при­мер: в корне слова пот. плело будет пи­сать­ся буква е, так как в од­но­ко­рен­ном слове тЁплый под уда­ре­ни­ем слы­шит­ся и пи­шет­ся ё (для про­вер­ки кор­ней е и ё рав­но­знач­ны); в корне слова прит. рм..зить будут пи­сать­ся две буквы о, так как в од­но­ко­рен­ных сло­вах тОр­моз и за­тор­мО­жен­ный под уда­ре­ни­ем слы­шит­ся и пи­шет­ся о

Но вот то ли уда­ре­ния ста­вить не умеем, то ли запас слов на­столь­ко мал, что не удаётся по­до­брать про­ве­роч­ное слово, то ли не по­ни­ма­ем, где слова род­ствен­ные, а где нет, но тра­ди­ци­он­но про­цент успеш­но­го вы­пол­не­ния этого за­да­ния низок. Самая рас­про­странённая ошиб­ка со­сто­ит в том, что про­ве­роч­ное слово под­би­ра­ет­ся ис­хо­дя толь­ко из внеш­не­го сход­ства кор­ней, без учёта зна­че­ния. Общее зна­че­ние — вот что важно. Имен­но по­это­му слова лилия и ли­ло­вый; бе­жать и бе­же­вый; кофта и каф­тан, ве­те­ран и ветер и мно­гие дру­гие не могут быть про­ве­роч­ны­ми друг для друга

8.2. Без­удар­ные глас­ные, не про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии НГ

На­ря­ду со сло­ва­ми, ко­то­рые можно про­ве­рить од­но­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми или путём из­ме­не­ния его формы, су­ще­ству­ет целый ряд слов, на­пи­са­ние ко­то­рых не под­чи­нят­ся ни­ка­ким пра­ви­лам с точки зре­ния со­вре­мен­но­го языка. Было бы за­ме­ча­тель­но, если бы су­ще­ство­вал еди­ный спи­сок слов, обя­за­тель­ных для за­по­ми­на­ния, и он пуб­ли­ко­вал­ся в учеб­ни­ках и по­со­би­ях для под­го­тов­ки к ЕГЭ. Но та­ко­го спис­ка нет, во вся­ком слу­чае, пока. В этом ряду есть и ис­кон­но рус­ские слова, и за­им­ство­ван­ные, и их ко­ли­че­ство про­дол­жа­ет расти за счёт слов ино­стран­но­го про­ис­хож­де­ния. Здесь совет толь­ко один: не пы­тай­тесь про­ве­рять не­про­ве­ря­е­мое. Как пра­ви­ло, в за­да­ни­ях ЕГЭ про­ве­ря­е­мые слова на­хо­дят­ся быст­ро, их про­ве­рить ЛЕГКО. На­пи­са­ние слов с не­про­ве­ря­е­мой глас­ной в корне про­ве­ря­ет­ся толь­ко по ор­фо­гра­фи­че­ско­му сло­ва­рю.

8.3. Без­удар­ные глас­ные в кор­нях с че­ре­до­ва­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии ЧГ

По­ми­мо кор­ней с без­удар­ны­ми глас­ны­ми, про­ве­ря­е­мы­ми уда­ре­ни­ем, и тех, ко­то­рые про­ве­рить нель­зя, су­ще­ству­ют корни с раз­лич­ны­ми че­ре­до­ва­ни­я­ми глас­ных. На­пи­са­ние букв на месте без­удар­ных глас­ных под­чи­ня­ет­ся тра­ди­ции. Про­ве­рять слова с че­ре­ду­ю­щей­ся глас­ной уда­ре­ни­ем (путём под­бо­ра род­ствен­ных слов) − гру­бая ошиб­ка.

Все че­ре­ду­ю­щи­е­ся корни сле­ду­ет вы­учить на­и­зусть.. По­де­лим их на типы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *