правила составления меню на предприятиях общественного питания
Методические рекомендации по составлению меню на предприятиях общественного питания
Методические рекомендации по составлению меню на предприятиях общественного питания 23.09.2018 21:49
Методические рекомендации по составлению меню на предприятиях общественного питания.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» меню составляется компьютерным способом.
При разработке и оформлении меню в предприятиях общественного питания различных типов необходимо соблюдать правила расположения закусок и блюд с учетом последовательности их подачи (ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению»).
Порядок записи блюд в меню приведены в таблице № 1.
Обращаем Ваше внимание, что группы блюд в меню располагаются в соответствии со Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий.
В каждой группе блюд приведена очередность записи выпускаемой продукции.
При отсутствии какой-либо позиции внутри группы или целой группы блюд, они автоматически удаляются из списка (например, у Вас на предприятии не реализуются консервы рыбные или сыр порциями – удалите эти позиции при оформлении меню).
В рыбных (мясных) блюдах указывается наименование рыбы (мяса), из которых они приготовлены (например, судак по-русски; щука фаршированная; минтай, тушеный в томате с овощами, баранина тушеная; печень говяжья, тушеная в соусе и др. ).
В случае возможной замены сырья (рыбы или мяса) допускается запись блюда следующим образом: треска (или судак), запеченная с яйцом; говядина (или свинина) шпигованная и т.д.
В названии сладких блюд должно быть отражено сырье, из которых они приготовлены (например, компот из яблок; кисель из клюквы; желе из вишни и т.д.).
Меню должно быть утверждено руководителем предприятия и заверено печатью.
Блюда от шеф-повара*
Фирменные блюда и напитки**
1. Холодные блюда и закуски
Рыба малосольная, холодного, горячего копчения, отварная, заливная, фаршированная, под маринадом, майонезом, ассорти рыбное
Консервы рыбные, сельдь
Мясо отварное, заливное, фаршированное, шпигованное, жареное
Колбаса, ветчина, корейка, грудинка, бекон, шпик, ассорти мясное
Птица, дичь отварная, фаршированная, жареная, заливная
Салаты мясные, рыбные
Овощи фаршированные, маринованные, грибы
Овощи свежие (помидоры, огурцы, редис)
Сыры порциями (в Сборнике рецептур блюд рецептура № 42)
Масло порциями (сливочное, селедочное, сырное), в Сборнике рецептур блюд рецептура № 41
2. Горячие закуски: рыбные, мясные, из субпродуктов, птицы, грибов
3. Супы
Прозрачные (бульоны с гарнирами, пирожками, гренками)
Пюре (из овощей, круп, бобовых, птицы, печенки и др.)
Заправочные (щи, борщи, рассольники, картофельные и овощные, солянки)
Холодные (из овощей и других продуктов, сладкие)
4. Вторые горячие блюда
Рыбные (рыба отварная, припущенная и тушеная, жареная, запеченная)
Мясные (мясо отварное, тушеное, жареное, запеченное)
5. Сладкие блюда
Горячие (1.суфле, 2. пудинги, 3.блинчики, 4.бабка с яблоками и др.)
6. Напитки
Горячие
Холодные
Чай, кофе-гляссе, молочные
Напитки с вином горячие и холодные (пунши, гроги, глинтвейны, крюшоны)
7. Хлебобулочные и мучные кондитерские изделия
Булочки (с изюмом, маком, корицей)
Кексы, ромовая баба, сочники
* блюда от шеф-повара – авторская разработка блюд (рецептуры и технологии приготовления блюд созданы шеф-поваром предприятия общественного питания)
** фирменные блюда и напитки – индивидуальные разработки сотрудников предприятия общественного питания.
Блюда от шеф-повара и фирменные блюда и напитки не должны дублировать изделия из Сборника рецептур блюд.
Понятие Меню, правила составления и разработки меню
В наши дни общественное питание развивается по разным направлениям. Возникает крупное число ресторанов с национальной кухней, возникают новые виды предприятий общественного питания: пабы, суши-бары и т.д. и следственно положительно разработанное меню является одной из основной составляющей для результативной работы ресторана.
Зачастую именно меню является первой и исключительной рекламой, которая на 100% привлечет внимание посетителей.
Именно благополучно разработанное меню окажет значительное воздействие на управление ценами в ресторане, поможет получить прибыль и оптимизирует процесс работы в том либо другом заведении.
Слово «меню» происходит от французского «menu» и обозначает расписание блюд и напитков на завтрак, обед и ужин, а также рационы (трехразового питания), составленные для обслуживания совещаний, симпозиумов и др. Второе определение «меню» – это бланк, карта, лист бумаги, где печатается либо пишется наименование блюд. Ниже приведены и другие определения «меню» из разных источников.
Что такое меню?
Кто составляет меню в ресторане, кафе, столовой?
Меню составляет заведующий производством с участием метрдотеля, затем с помощью калькулятора рассчитываются продажные цены на блюда. После составления меню заведующий передает его директору для утверждения.
В ресторане меню составляет заведующий производством с участием метрдотеля, после этого калькулятор рассчитывает продажные цены на блюда и передает меню директору для утверждения.
При составлении меню следует руководствоваться ГОСТ Р 5076 – 95 «Общественное питание. Классификация предприятий».
На первом этапе составления меню разрабатывают ассортимент блюд и напитков, содержащие обычные, новые и фирменные блюда. При этом нужно непрерывно следить за изменяющимися предпочтениями покупателей, изучать потребность на блюда и вносить изменения в меню. На втором этапе нужно определить, какие блюда следует выделить в меню. Для привлечения внимания к блюду необходимо разместить его наименование с фотографией и рекламным текстом в самом выигрышном месте в меню. Хорошая реклама блюда увеличивает объем продаж. На третьем этапе производиться анализ блюд, включенных в меню, на популярность и прибыльность.
При составлении меню нужно рассматривать следующие факторы:
— приблизительный ассортимент блюд, напитков и изделий;
— присутствие сырья и продуктов на складе;
— наличие стандартов приготовления блюд (сборников рецептур, технико-технологических карт на новые и фирменные блюда);
— особенности обслуживаемого контингента (возрастные, национальные, высокопрофессиональные, религиозные);
— время обслуживания (завтрак, обед, ужин); формы сервиса, рекомендуемые для данного контингента покупателей (бизнес – ланч, шведский стол, семейный обед);
— трудоемкость блюд, кулинарных и кондитерских изделий;
— специализация кухни по отношению к кухням конкурентов;
— полагаемый уровень прибыли;
— расходы на приобретение продуктов, аренду помещения, заработную плату персонала;
— режим работы персонала.
Меню должно быть многообразным по видам сырья (рыбные, продукты моря, мясные, из птицы, дичи, овощные, крупяные, яичные, молочные, мучные) и методами кулинарной обработки (отварные, припущенные, жареные, тушеные, запеченные).
Специальное внимание при составлении меню следует уделять верному сочетанию гарнира и соусов с основными продуктами: картофель отварной – к судаку по-польски, картофель жареный – к бефстроганов, к цветной отварной капусте – соус сухарный и т.д.
При составлении меню учитываются вкусовые качества пищи, внешнее оформление блюд. Следует также иметь в виду, что в блюдах должна достигаться вкусовая гармония за счет положительно подобранных компонентов друг с другом. Скажем, клюква с дичью, яблоки со свининой, помидоры с телятиной, лимон с рыбой.
Блюда, включенные в меню, обязаны быть в наличии в течение всего времени работы зала. При составлении меню комплексного, семейного обеда либо бизнес – ланча нужно предусмотреть чередование блюд по дням недели.
Описание меню
Описание меню: как правильно и вкусно описывать комментарии к блюдам.
Используйте списки вкусных слов для красочного описания вкуса, текстуры и способа приготовления блюд. С ними вы легко составите вкусное описание салата, торта, стейка, пиццы и любого другого блюда в меню.
Описание блюд чрезвычайно важно в макетах без картинок. Такой прием сглаживает возможные недоработки официанта, а во многих ситуациях – не ставит гостя в неловкое положение. Такие пикантные ситуации случаются, как правило, в заведениях национальных кухонь.
Чем короче меню, тем проще посетителю сделать выбор, чем длиннее оно в количестве блюд, тем дольше будет занят ваш столик и сложнее будет вашим поварам.
На первой странице меню приводится специальное предложение блюд данного дня, после этого перечень фирменных блюд, потом перечень блюд в порядке очередности их подачи. Выбор блюд и закусок может быть расширен за счет включения в меню сезонных и фирменных блюд.
При разработке меню нужно соблюдать правила расположения закусок и блюд с учетом последовательности их подачи посетителям.
Порядок расположения закусок, блюд и изделий в меню должен соответствовать дальнейшим требованиям:
— наименование блюд и закусок ведется от менее острых, содержащих малое число экстрактивных веществ, к более острым, пряным;
— перечисление горячих блюд начинается от отварных, от припущенных идет к жаренным, тушенным, запеченным;
— супы перечисляются от прозрачных к заправочным, супам – пюре, молочным, холодным, сладким.
Последовательность расположения закусок и блюд в меню принята следующая:
— вначале в меню указывают фирменные блюда, их включают в обособленный раздел меню самостоятельно от того, к какой группе блюд они относятся. После этого в меню называются холодные блюда и закуски, молочные продукты.
После холодных блюд и закусок перечисляются салаты в очередности, зависящей от исходного сырья: рыбные салаты после рыбных холодных блюд, мясные салаты после мясных холодных блюд, горячие закуски, супы и вторые блюда, сладкие блюда, горячие и холодные напитки, мучные кулинарные и кондитерские изделия. Салаты могут быть выделены и в самостоятельную группу, тогда их перечисляют перед мясными холодными блюдами.
На специализированных предприятиях меню начинают с блюд и напитков, характерных для данного предприятия.
Коммерческая информация, содержащаяся в меню, включает в себя: адрес предприятия, номер его телефона, режим работы, особенности кухни, перечень дополнительных услуг, их стоимость, условия резервирования мест. Информация может быть дополнена интересной исторической справкой о предприятии или отдельных блюдах меню. В конце меню дается информация о порядке оплаты услуг.
Составление меню считается очень сложным делом, поскольку в ресторанном бизнесе необходимо учитывать многие факторы: вкусы и желания посетителей; квалификацию поваров; имеющееся оборудование и мощности; цены и ценовую стратегию (себестоимость и доходность); питательную ценность; валовую прибыль; точность формулировок; качественный анализ меню; внешнее оформление меню.
Основой для составления меню должно являться высокое качество блюд и быстрота обслуживания. При составлении меню необходимо учитывать вкусы и желания посетителей. Ресторан открывается после, нахождения нищи в рынке именно для ресторана такого профиля, и это значит, что меню должно соответствовать профилю и концепции ресторана.
Квалификация поваров тоже должна соответствовать концепции и профилю ресторана. Существует два главных фактора при ее определении: могут ли они справиться с потоком заказов в часы пик; отвечает ли их кулинарное мастерство ожиданиям гостей. То есть определяющими показателями квалификации является соответствие поваров условиям конкретного ресторана, имеющего меню с определенным числом блюд определенной сложности и определенное число посетителей.
Все виды меню подразделяют в зависимости от контингента потребителей, типа предприятия и принятых форм обслуживания меню. К основным видам меню, используемым в ресторанах, относятся: меню со свободным выбором; меню комплексного обеда; меню бизнес – ланча; меню воскресного бранча; меню дневного рациона; банкетное меню; вегетарианское, постное, сезонное меню; меню тематических мероприятий; цикличное меню.
На предприятиях общественного питания при отелях и гостиничных комплексах используются следующие виды меню.
Меню «a la carte» указывает порционные блюда с индивидуальной ценой на каждое. Используется в дорогих ресторанах, чаще всего расположенных в гостиничных комплексах высокой категории.
Меню «table d’hote» – меню общего стола, предлагает варианты сформированных комплексов закусок, блюд, десертов, напитков по единой фиксированной цене. Программа меню общего стола включает от пяти до семи наименований. Применение такого меню практикуется в ресторанах при гостиничных комплексах, так как обеспечивает быстрое и экономичное обслуживание.
Туристское меню строится так, чтобы привлечь внимание туристов, акцентируя дешевизну и питательные качества, – существенная информация для туристов. Могут быть подчеркнуты национальные блюда, интересные для туристов, либо возможность пообедать быстро и недорога.
В ресторанах практикуется составление экспресс-обедов (на отдельных бланках), причем блюда этого меню не должны повторяться в меню заказанных блюд. Меню обеденных блюд и экспресс-обедов применяют только в дневные часы работы ресторана.
В меню обеда дежурные блюда включают блюда несложного приготовления, которые удобны для отпуска. Этот вид меню удобно использовать в вокзальных ресторанах, аэропортах. В качестве дежурных блюд должны быть закуски трех-четырех наименований, первые блюда — двух, вторые — четырех-пяти, сладкие блюда, горячие и холодные напитки трех-четырех наименований, а также мучные кондитерские изделия. Меню обеденных блюд и экспресс-обедов печатаются ежедневно на машинке. Эти меню в дневное время вручаются посетителям при приеме заказа.
Правила составления меню на предприятиях общественного питания
После приема пищи в эко-ресторане «Алтика» у ребенка появились признаки аллергической реакции. Лишь быстрая реакция родителей и вовремя принятые лекарства спасли жизнь и сохранили здоровье ребенку. Однако созданная угроза здоровью и жизни потребителя побудила родителей обратиться в правоохранительные органы. Установлено, что в меню ресторана при обозначении блюд не указан их состав, что не позволяет сделать правильный выбор и в ряде случаев способствует созданию угрозы здоровью и жизни потребителей. Согласно требований Закона РФ «О защите прав потребителей» и «Правил оказания услуг общественного питания», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г. № 1036, потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о составе (входящих основных ингредиентов) предлагаемой продукции общественного питания. За выявленные нарушения на управляющего ресторана наложен штраф. Юридическому лицу выдано Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Необходимо отметить, что в процессе рассмотрения административного дела рестораном представлено новое меню, составленное в соответствии с требованиями Закона, с указанием полного состава предлагаемых посетителям блюд. Обращаем внимание потребителей, что отношения в области защиты прав потребителей при оказании услуг общественного питания регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей), Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036 (далее — Правила). На вывеске организации общественного питания должна размещаться следующая информация: фирменное наименование (наименование) организации; место ее нахождения (адрес); тип, класс и режим работы. Индивидуальный предприниматель также должен предоставить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию (розничная продажа алкогольной продукции), то он обязан довести до потребителя информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем, которая размещается в удобных для ознакомления потребителем местах (уголок потребителя). Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация должна содержать: Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей на русском языке посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. Причем, потребитель должен иметь возможность ознакомиться с информацией, как в зале, так и вне зала обслуживания. Оказать услугу исполнитель обязан любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением ее заказать, на условиях, согласованных сторонами. При этом исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей (запрет курения, запрет на нахождение в верхней одежде и другие правила, не противоречащие законодательству РФ). Зачастую, при входе в некоторые заведения общественного питания можно встретить объявление о праве охраны отказать в посещении без объяснения причин. Это в свою очередь ограничивает права потребителей, ведь заведение обязано предоставлять свои услуги любому обратившемуся потребителю, причем условия должны быть одинаковы для всех. К тому же посетитель имеет право на получение всей необходимой информации, в т.ч. и по условиям прохода в заведение. Таким образом, формулировка «без объяснения причин» противоречит нормам закона. Информация должна быть полной и не должна носить дискриминирующий характер. Во всех организациях общественного питания есть возможность осуществить предварительный заказ стола – Правила оказания услуг общественного питания позволяют это сделать. Он может быть оформлен письменно, либо посредством телефонной, электронной или иной связи. Если за «бронирование» взимают деньги – это не противоречит законодательству, но впоследствии эта сумма должна быть зачтена в счет заказа. Предварительный заказ оформляется документом, содержащим такие необходимые сведения, как: а) наименование исполнителя; б) ФИО потребителя; в) вид услуги, ее цена и условия оплаты; г) даты приема и исполнения заказа; д) условия выполнения услуги; е) ответственность сторон; ж) должность лица, ответственного за прием и оформление заказа; з) подпись лица, принявшего заказ; и) другие сведения. При оплате заказа, потребителю должны выдать документ, подтверждающий внесение денег (кассовый чек, счет или другие). Услуги непременно должны быть оказаны потребителю в сроки, согласованные с ним. Право потребителя на отказ от заказанной им услуги закреплено в ст. 32 Закона о защите прав потребителей и п. 27 Правил. При отказе от заказанной услуги потребитель обязан оплатить тому же ресторану фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. Таким образом, при заключении договора об оказании услуг по организации и проведению банкетов, предприятия общественного питания не вправе включать в его текст условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг, внесенная сумма предоплаты возврату не подлежит. Исполнитель имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора. Причем все расходы должны быть подтверждены документально. Если потребитель хочет взвесить блюдо, то исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции. Для проверки потребителем правильности меры и веса приобретенного блюда на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование (весы). Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию. При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору: а) назначить исполнителю новый срок; б) потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу; в) отказаться от исполнения договора об оказании услуги. Если потребитель обнаружит недостатки оказанной услуги, то он в силу п. 26 Правил вправе по своему выбору потребовать: а) безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общепита; б) уменьшения цены оказанной услуги, включая продукцию общепита; в) безвозмездного повторного изготовления продукции общепита надлежащего качества. Кроме того, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора. Претензии к исполнителю услуг лучше всего оформлять письменно, в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения). Специалисты Управления обращают внимание потребителей, что в случае обнаружения фактов нарушения потребительских прав при получении некачественной услуги общественного питания, можно обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический,173 с письменным заявлением, приложив к нему ответ исполнителя на вашу жалобу. За консультацией обращайтесь на телефон по телефону: (38822) 6-42-41 |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г. Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Сейчас 890 гостей онлайн |