почему яйцо всплывает в соленой воде
Яйцо в стакане
Это один из самых простых и наглядных опытов, который можно сделать дома. Нам потребуется всего лишь сырое яйцо, стакан и немного соли. Для наглядности мы взяли два стакана и два сырых яйца.
Начнем наш опыт. Налейте в один из стаканов обычной водопроводной воды. Опустите яйцо в стакан. Что произошло? Яйцо утонуло и опустилось на дно стакана. На фотографии ниже из-за кривизны стакана яйцо забавно исказилось.
Налейте во второй стакан теплой воды. Добавьте в этот стакан 6 столовых ложек соли. И очень хорошо размешайте соль, чтобы она полностью растворилась в воде.
Теперь самое интересное. Аккуратно опустите второе яйцо в стакан, в котором вы только что растворили соль. Яйцо плавает на поверхности!
Объяснение опыта
Средняя плотность яйца намного выше, чем плотность водопроводной воды. Когда мы растворяем соль в воде, ее плотность повышается, и яйцо уже не тонет в ней. Таким образом, можно сделать простой вывод: объекты тонут в жидкости, если их плотность выше, чем плотность жидкости.
Это интересно
Аналогичный эффект мы можем наблюдать на море. Морская вода очень соленая, у нее высокая плотность. Она словно выталкивает нас из воды. Держаться на плаву в такой воде намного легче, чем плавать в пресном водоеме, конечно, если не мешают морские волны.
Плотность и вес
Попытаюсь «на пальцах» объяснить, что такое плотность. Плотность можно определить, как количество вещества, содержащегося в данном пространстве или объеме. Если количество вещества (количество материи) в данном пространстве или объеме больше, то считается, что объект плотнее и тяжелее в то же самое время. Но плотность и вес не одно и то же, это не взаимозаменяемые понятия.
Вес определяется действием на объект силы тяжести. В отличии от плотности, вес зависит от величины притяжения в определенном месте. Для примера рассмотрим обычное яйцо. Его плотность остается неизменной, независимо от того, где оно находится. Даже если вы поместите его в космос в условия невесомости, его плотность не изменится. Но яйцо в космосе потеряет свой вес!
Почему яйцо тонет или всплывает
Как уже было сказано, если опустить объект, который плотнее, чем пресная вода, то объект тонет. Так и произошло, когда мы опустили яйцо в пресную водопроводную воду — яйцо плотнее, оно отталкивает частицы воды и освобождает для себя место, опускаясь на дно. Но когда мы опускаем яйцо в соленую воду, соленая вода тяжелее пресной, у нее больше возможностей удержать яйцо на плаву.
Почему соль делает воду плотнее
Но почему же соль, когда растворяется в воде, делает воду более плотной? Когда соль растворяется в воде, она распадается на ионы, которые затем притягиваются к молекулам воды. За счет этого притяжения увеличивается количество вещества на единицу объема — плотность. Вода теперь состоит не только из молекул водорода и кислорода, к ним присоединились натрий и хлор (так как соль состоит из натрия и хлора). Таким образом в соленой воде больше частиц по сравнению с пресной водой.
Почему яйцо всплывает в соленой воде
Наверняка любители порезвиться в водоеме замечали, что держать тело на плаву легче в море, и гораздо труднее в озере или пруду. Море как бы выталкивает на поверхность благодаря своему составу. Секрета в таком положении вещей никакого нет. Просто морская вода содержит соль, в то время как в озере или пруду жидкость пресная, то есть не соленая.
Чтоб разобраться в этом вопросе, можно провести простой эксперимент. Для опыта нужно налить в любую емкость воды из-под крана и опустить в нее яйцо. Яйцо опуститься на дно сосуда и будет там лежать, не всплывая на поверхность.
На втором этапе опыта нужно достать утонувшее яйцо и добавить в жидкость две ложки обычной соли. Соль необходимо размешать, чтоб она полностью растворилась. Опустите в соленую воду яйцо. Что же произойдет? Оно будет плавать на поверхности. И все это благодаря наличию двух ложек соли. Соль увеличила показатель плотности воды, в то время как плотность яйца осталась прежней, то есть меньше солевого раствора.
Согласно закону Архимеда, на тело, которое помещено в воду, действует выталкивающая сила. Она напрямую зависит от веса вытесненной жидкости. То есть, чем выше плотность воды, тем больше у нее выталкивающая сила. Давление жидкости снизу вверх как раз и помогает держаться предметам на плаву. Действие закона Архимеда наглядно видно в эксперименте с яйцом и соленой водой.
Благодаря повышенной плотности соленой воды, плавать в море намного легче, чем в озере или реке. Чем больше соли содержится в жидкости, тем проще телу держаться на плаву.
Сила Архимеда. Условия плавания тел.
Опыт 1. Яйцо в пресной и соленой воде
Материалы и оборудование:
Правила техники безопасности:
Цель проведения опыта: установление влияния плотности жидкости на поведение погруженного в неё тела.
Гипотеза: яйцо будет тонуть в пресной воде, но плавать в соленой, потому что пресная и соленая вода имеют разные плотности.
Ход проведения опыта и анализ результатов
Выводы
Из условия плавания тел:
Так как я использовала одно и тоже яйцо
где ρ – это плотность жидкости, g-ускорение свободного падения, v – объем яйца.
По наблюдаемому результату, Fa, действующая на яйцо в соленой и пресной воде будет разная. Так как v1 = v2, Fa может быть разной только из-за плотности жидкости. Поэтому Fa1(прес) Fm2, поэтому в соленой яйцо плавает, а в пресной – тонет.
Практика, природа, интересные факты:
Опыт 2. Ареометр в жидкостях с разной плотностью
Материалы и оборудование:
Правила техники безопасности:
Цель проведения опыта: градуирование ареометра и определение плотности исследуемых жидкостей.
Гипотеза: ареометр будет по разному погружаться в жидкости с разной плотностью.
Ход проведения опыта и анализ результатов
Так как во всех опытах использовался один и тот же ареометр (вес не менялся), значит, на глубину его погружения влияла только сила Архимеда. Используя то, что плотность воды известна (1000 кг/м 3 ), можно считать линию погружения в пресной воде ареометра за нулевую отметку.
Практика, природа, интересные факты:
Опыт 3. Лед в жидкостях с различной плотностью
Материалы и оборудование:
Правила техники безопасности:
Цель проведения опыта: установление влияния плотности жидкости на поведение погруженного в неё тела.
Гипотеза: кубики льда будут по разному располагаться в стаканах в зависимости от плотности налитой жидкости.
Ход проведения опыта и анализ результатов
Выводы
Из условия плавания тел:
Так как я использовала кубики льда одинакового объема, значить их вес везде будет одинаковый.
где ρ – это плотность жидкости, g – ускорение свободного падения, v – объем яйца.
По наблюдаемому результату, Fa, действующая на кубик льда, будет почти одинаковая в подсолнечном масле и мыльном растворе, но другая в глицерине. Та как в подсолнечном масле и мыльном растворе лед плавает внутри, значит, их плотность почти равна плотности льда. Всплывший на поверхность глицерина кубик льда, указывает на то, что плотность глицерина больше, чем плотность льда.
Практика, природа, интересные факты:
Что это значит если яйцо всплывает в холодной воде, плавает или тонет
Здравствуйте, дорогие друзья! Вы, наверное, замечали, что когда кладешь яйца в холодную не соленую воду, некоторые всплывают. Многие задумывались, как проверить их на свежесть, не пробуя на вкус. Ведь не всегда чувствуется неприятный запах. Чаще всего понимаешь, что протухло, только приготовив его. Как определить свежесть продукта? Если яйцо всплывает в холодной воде, что это значит? Об этом я расскажу вам сегодня.
Определяем свежесть при помощи воды
Для тестирования нам понадобится:
Этот способ помогает легко установить, можно ли употребить яйца в пищу или лучше выбросить. Им пользовались еще наши бабушки.
С яйцами водой и солью проводятся детские опыты для объяснения ребенку физических свойств воды. Эти знания применяются, как вы заметили, для определения свежести продукта. https://www.youtube.com/watch?v=2uEH23Vn6_U
Почему всплывают сырые яйца
Под скорлупкой имеется подскорлупная пленочка, через нее проходит влага и воздух, но не проходит белок. В тупом конце яичного овала, оболочка отслаивается, образуя воздушный мешок. Со временем из продукта испаряется немного влаги и углекислого газа, поэтому происходит сжатие содержимого и увеличение части воздуха под скорлупой. Чем дольше лежит яйцо, тем больше в нем скапливается воздуха.
Эта трансформация заставляет не свежие яйца всплывать.
Неприятный запах образуется при разложении белка. Под действием микроорганизмов происходит выделение газа сероводорода. Он дает запах тухлых яиц. Употребление в пищу тухлых яиц может привести к тошноте, рвоте, диарее. Признаки отравления проявятся в период от 6 до 72 часов после употребления их в пищу.
Почему плавают на поверхности вареное яйцо
Все сваренные яйца лежат на дне миски и только одно почему-то плавает. В чем причина? Я думаю, многие из вас сталкивались с таким феноменом, как вареное вкрутую, всплывающее в холодной воде. Здесь нет ни какой загадки. Как сказано выше, чем дольше оно хранится, тем больше в нем образуется воздуха. В сваренном виде этот воздух никуда не девается, а собирается в одном месте под скорлупой. Чаще всего с его тупой стороны. Вы можете разбить и убедиться, что воздушный мешок в плавающем больше чем в остальных. Это свидетельствует о не первой свежести продукта. Его хранили длительное время и белок начал испаряться.
Перепелиные яйца
Перепелиные яйца гораздо полезнее куриных, хотя размерами намного меньше. Их можно купить в супермаркетах, но будут ли они свежими? Как это проверить сейчас расскажу. Чтобы проверить свежесть такого продукта, нужно разбить на тарелку. У свежих белок густой, если он жидкий, водной консистенции, то яйцо плохое. Уваренного вкрутую яйца желток имеет ярко желтый цвет в разрезе. Если он бледно желтого цвета, значит, оно уже утратило свои пищевые качества. Вес хорошего перепелиного яйца от 10 до 12 граммов. Если вам показалось очень легким яичко, значит, оно уже начало усыхать.
В отличие от куриного яйца перепелиное не протухает из-за содержания в нем лизоцима – антибактериального вещества. Потому при истекшем сроке годности оно имеет свойство усыхать. Скорлупа у настоящего качественного яичка, должна быть камуфляжного окраса. Если она белая или мягкая, то такой продукт не качественный. Также о свежести можно узнать по расположению желтка. Разбив его на тарелку.
Желток должен находиться практически посередине белка, если он находится ближе к краю, значит, яйцо не первой свежести. Друзья, думаю, вы узнали для себя полезные и интересные факты и примените их на практике. На том я с вами прощаюсь до новых встреч на страницах нашего блога. Подписывайтесь на новости, ставьте классы, делитесь информацией с друзьями в соцсетях. До свидания.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Яйцо в соленой воде»
Расима Юзбашева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Яйцо в соленой воде»
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
на тему: «Яйцо в соленой воде».
Наш девиз: Не унывать!
Все пройти и все узнать!
— Расширить и способствовать накоплению знаний у детей о некоторых свойствах воды;
— Объяснить, что такое соль и как она добывается;
— Просмотр видеоматериалов о соли.
— Ознакомить детей с видами соли.
— Рассказать о пользе и вреде соли.
— Рассказать о таких понятиях, как соленая вода, плотность, объем, масса;
— Развивать любознательность и желание экспериментировать, умение делать выводы;
— Продолжать учить детей самостоятельно проводить опыты;
— Закреплять бережное отношение к окружающей среде, к природным ресурсам.
— Продолжать развивать собранность, внимательность и умение доводить начатое дело до конца.
-Заучивание пословиц и поговорок о соли.
— Обогащать словарный запас, активизировать словарь у детей.
игрушка курица, мешочки с разными видами соли, музыкальное сопровождение «Звуки природы. Шум воды» «Запись кудахтанья курицы», видеоматериалы о добыче соли.
раздаточное: банки с водой, солонки с солью, ложки, салфетки, яйца, огурцы.
Технология: игровой заинтересовывающий момент, эксперимент, беседа, диалог с детьми, слушание музыки, просмотр видео, физкультурная пауза, подвижная игра.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением зимы, льда, моря, чтение и придумывание загадок о всех состояниях воды в природе, наблюдения на прогулках, эксперимент с замораживанием и раскрашиванием воды. Заучивание пословиц и поговорок о воде.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми собираются в группе.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, скажите, а вы любите путешествовать? (Да)
Воспитатель: Тогда сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебный Мир Науки. Но, хочу вас предупредить, что в любом путешествии очень важно быть внимательными, дружными и уметь приходить на помощь друг к другу, т. е. важен командный дух, вы согласны со мной? (Да).
Воспитатель: Тогда давайте произнесем наш девиз.
Все встают в круг и кладут руки на руки друг другу и произносят девиз:
Наш девиз: Не унывать!
Все пройти и все узнать!
Молодцы ребята, давайте отправимся в путь!
Путешествие начинается с конца группы, воспитатель с детьми двигаются к центру группы, но по пути слышат шум воды и останавливаются.
Воспитатель: ребята, что это за звук?
Дети: Это льется вода.
Воспитатель: А что мы с вами уже знаем про воду? Что это такое? В каком виде бывает вода?
Ответы детей: Вода это жидкость, не имеющая ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Она бывает в виде пара, твердая в виде льда и жидкая в виде капли, в море, реке, озере, в кране и т. д.
Воспитатель: Как вы думаете, нужно беречь воду? (Да) А почему? (Без воды всё живое на земле погибнет.)
Молодцы, вы правы, на свете нет ничего драгоценней, чем чудесная и вместе с тем самая обыкновенная вода. Беречь воду – значит беречь жизнь и здоровье, красоту и богатство окружающей природы.
Давайте продолжим наше путешествие.
Воспитатель с детьми доходит до середины группы. На столе лежат закрытые мешочки.
Воспитатель: как вы думаете, что в этих мешочках? (Дети не знают)
Воспитатель: Давайте я загадаю вам загадку,а вы попробуете отгадать:
*В воде родилась
В воду пала и пропала
А без меня мало едят
В воде родиться
Воспитатель: Ну, давайте теперь проверим, правильно ли вы отгадали. Воспитатель открывает мешочки, внутри разные виды соли.
Воспитатель: Ребята, вы правильно разгадали загадки, молодцы, в наших мешочках соль. А теперь давайте сядем на ковер и посмотрим видео о соли. (просмотр видео о разных способах добычи соли и свойствах соли)
Воспитатель: Вам понравилось видео? (Да) – Тогда давайте посмотрим, что вам запомнилось.
— Что такое соль? (Минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу)
— А вы знаете, какая бывает соль? (каменная (неочищенная, поваренная, морская.)
— Откуда берется соль? (морскую соль получают из моря, выпаривая воду на солнце, а поваренную соль добывают либо в шахтах, либо в соленых озерах.)
Молодцы ребята, а вы знаете, что в глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Соль была дороже золота, ею расплачивались за товар вместо денег. Из-за соли даже происходили войны. Поэтому люди сложили очень много пословиц и поговорок про соль. Давайте познакомимся с ними:
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
В пословицах нет лжи, в дождевой воде нет соли.
Воспитатель: Ребята, а вы запомнили, как называется профессия того, кто добывает соль в шахтах? (Шахтеры)
А что они берут с собой под землю? (Каску, фонарик, самоспасатель, с ним можно дышать 2 часа под землей, если будет завал). Правильно, ребята, как вы видите, во всяком деле важно соблюдать безопасность. Кстати, быть шахтером, добывающим соль, не только почетно, но и полезно для здоровья, поскольку шахтеры дышат солью и это помогает улучшить вентиляцию лёгких, нормализует все процессы в организме, укрепляет организм)
Ребята, мы с вами уже выяснили, что очень полезно дышать солью и знаем, что соль употребляют в еду, также соль используют в медицине, а как ещё используют соль? (Консервируют продукты, посыпают дороги, чтобы не было скользко).
А как называется самое соленое в мире озеро и где оно находится? (Озеро Баскунчак, находится в России, в Астраханской области, оно намного соленей Красного моря)
А при помощи чего, добывают соль из Баскунчака? (При помощи соледобывающего комбайна, который похож на двухэтажный вагон, он всасывает смешанную с водой соль, потом в специальной камере соль отделяется от воды и измельчается внутри комбайна и т. д.)
Воспитатель: Ребята, вам интересно? (Да) А вы бы хотели самостоятельно исследовать свойства соли? (Да) Хорошо, но сначала я предлагаю вам немножко размяться.
«Капля первая упала и вторая побежала, (пальцы по очереди ударяют по ладошке).
(в разные стороны поворот головы).
Намочили лица (рядом с лицом движения ладошками).
Туфли посмотрите мокренькими стали (выставление ноги на пятку).
Плечами дружно поведём, и все капельки стряхнём (круговые движения плечами).
От дождя мы убежим, под кусточком посидим (делают пару шагов и приседают)
Молодцы ребята, а теперь подойдите поближе и рассмотрите разные виды соли, чем они отличаются? Какой у соли цвет, запах, вкус? (Морская соль крупная, поваренная мелкая; соль соленая; белая; без запаха.)
Воспитатель: Молодцы. (Раздается кудахтанье курицы) Ребята, посмотрите правее, кто у нас там притаился? (Курочка) Давайте подойдем к ней поближе, посмотрим, что она охраняет.
Воспитатель с детьми подходят к курочке, рядом с ней и под ней лежат яйца.
Воспитатель: ребята, всё что мы с вами сегодня встретили на своем пути это неспроста, мы же с вами путешествуем по Миру Науки, а в науке принято проводить эксперименты и опыты, вот и мы с вами сейчас проведем интересные опыты, и всё что мы встретили сегодня, нам пригодится для них. А теперь я вас приглашаю в нашу волшебную лабораторию, для проведения опытов.
Рассаживайтесь ребята, для начала я предлагаю вам провести свой собственный опыт, перед каждым из вас стоит стакан с водой и солонка, давайте посмотрим, что будет если смешать соль с водой, возьмите ложку соли, добавьте её в воду и размешайте. Что произошло? (соль растворилась). А что случилось с цветом воды? (он не изменился). А со вкусом? (вода стала соленая).
А теперь я хочу с вами провести интересный опыт, вы знаете, что будет с яйцом если его опустить в соленую воду? А если в пресную? (Нет)
Сейчас мы с вами это узнаем, подойдите ко мне поближе, вы все будете мне помогать.
Перед вами 3 банки, 2 с обычной водой и одна пустая. Давайте опустим в первую банку с обычной водой яйцо, смотрите ребята, оно сразу же пошло на дно.
А теперь давайте во вторую банку добавим соль, чтобы вода стала соленой, кто мне хочет с этим помочь? (вызывается ребенок и добавляет соль в банку и перемешивает её). Другой ребенок опускает яйцо в банку с соленой водой.Воспитатель: Смотрите ребята, что произошло? (яйцо сразу же всплыло вверх.)
А теперь давайте перельем в пустую банку воду из обеих банок, кто хочет это сделать? (вызываются двое детей и по очереди наливают воду). Спасибо ребята, а что теперь произошло? (яйцо плавает точно посередине.)
Воспитатель: Ребята, какие мы можем сделать выводы из нашего опыта?
Ответы детей: Яйцо тонет в чистой воде, а в соленой всплывает.
Воспитатель: Молодцы, это происходит из-за того, что любые предметы тонут или плавают в зависимости от плотности вещества из которого они состоят.
Плотность – позволяет сравнить два вещества, которые занимая одинаковый объем, будут отличаться по массе.
Яйцо плавает в соленой воде, потому что плотность яйца ниже, чем плотность соленой воды.
Кстати, вы можете испытать свойства плотности на себе, если вы будете купаться в море, плавать в соленой морской воде легче, чем в бассейне, реке или озере с пресной водой.
Ребята, вам понравился опыт? (да) Тогда вы можете вместе с родителями провести такой же опыт дома.
Но это ещё не всё, я хочу вам предложить ещё один полезный эксперимент. Подойдите все к своим столам. Воспитатель раздает каждому ребенку блюдечко с двумя кусочками огурца.
Ребята, я вам предлагаю один кусочек огурца посолить чуть-чуть, а второй не солить вообще. А теперь давайте их попробуем. Какой мы можем сделать вывод из этого эксперимента? (Соль делает блюдо вкуснее). Правильно ребята, а как вы думаете, если очень сильно посолить огурец, то он будет вкусным? (Нет). Правильно, в больших количествах соль не только не вкусна, но и вредна. Она задерживает жидкость в организме, а это мешает работе нашего сердца и почек. Могут начаться головные боли. Соль накапливается в костях и из-за этого начинают болеть ноги.
Это был последний эксперимент на сегодня, вам понравилось? (Да) Перед тем, как покинуть гостеприимный мир науки, я предлагаю вам сыграть в подвижную игру.
Игра «Без соли – соль»:
Для этой игры выбираются двое водящих, которые садятся на землю друг напротив друга, так чтобы подошвы их ног соприкасались между собой. Водящим завязывают глаза плотной матерчатой повязкой. Руки водящих находятся за их спинами. Все остальные – игроки в поле. Полевые игроки, подойдя поочередно с одной из сторон к водящим, кричат «Без соли» и беспрепятственно перепрыгивают через их ноги. На обратном пути необходимо кричать «Соль» и постараться снова перепрыгнуть через ноги водящих. Отличие лишь в том, что водящие стараются руками поймать прыгунов. Если это им удается, то происходит смена водящего. Тот, кого поймали, садится на место того, кто его поймал, и уже ему завязываются глаза.
Вам понравилась игра? (Да)
Вот наше путешествие и закончилось, я хочу вам сказать, что вы сегодня вели себя как настоящие ученые, проявляли выдержку, внимание, смекалку, ум и любознательность и заслужили звание «юный экспериментатор» и свои награды. (воспитатель награждает детей медалями)
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история» Цель: Способствовать развитию.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Чудесная ягода» Цель: развитие самостоятельности и исследовательских умений детей в процессе экспериментальной деятельности. Задачи: • Учить детей делать.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебница бумага» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебница бумага» Цель занятия: создание.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Мы — учёные» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 56» Конспект ОД по опытно- экспериментальной деятельности в ОО «Познавательное развитие» на.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Где прячется крахмал?» Цель : способствовать расширению знаний детей о происхождении картофеля и его использования в жизни человека. Программное содержание: Образовательные.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема НОД: «Волшебница вода»Основная образовательная область:.
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Секреты лимона» Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в Подготовительной группе. «Секреты лимона» Цель: Познакомиться с ролью.
«Воздух-волшебник». Конспект занимательной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух-волшебник». Цели: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования Задачи: • расширять представления детей.