почему яйца дорожают 2021
Правительство уведомили о повышении оптовых цен на мясо птицы и яйца
Торговые сети уведомили Минпромторг о планах поставщиков повысить цены на куриное мясо и яйца. Этот вопрос обсуждался на совещании в ведомстве 16 сентября, рассказали «Ведомостям» три его участника.
Рост стоимости некоторых продуктов из мяса птицы подтвердил руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Например, оптовая цена филе куриной грудки на электронных торгах в европейской части России недавно установила годовой рекорд в 250–260 руб./кг, а цена тушки бройлера достигла 140–150 руб./кг.
Похожие данные и у Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка: стоимость тушки в Центральном федеральном округе достигла 153 руб./кг, хотя год назад она была ниже 100 руб. А цена филе превышает 250 руб./кг (ранее стоило 150 руб.). Повышение стоимости отмечают и торговые сети. Только за последнюю неделю тушка бройлера в закупке подорожала на 8%, говорит представитель сети «Верный». Что касается яиц, то в августе закупочная цена на них была на уровне 27–32 руб. за десяток, говорит гендиректор птицефабрики «Синявинская» Артур Холдоенко. Новые контракты на следующие полгода (сентябрь – февраль), по его словам, заключены уже по цене 65 руб. В «Верном» за последние две недели отмечают подорожание яйца (в закупке) категории С2 – на 47%, С1 – на 37%, С0 – на 21%.
Минпромторг обеспокоен ситуацией с ценами и планирует обратиться с этой информацией в правительство, говорят участники совещания. Представитель самого ведомства отметил лишь, что торговые сети периодически получают уведомления о возможном увеличении закупочной цены от поставщиков по различным товарам. Как правило, это объясняется ростом издержек и себестоимости.
Для повышения цен, по словам Юшина, есть несколько объективных причин. Он говорит, что производство мяса птицы после падения в начале года (тогда оно сократилось из-за дефицита инкубационного яйца и низкой стоимости) пока так и не восстановилось. Это подтверждают данные Росстата: за восемь месяцев 2021 г. произведено 4,05 млн т птицы в живом весе, что на 1,7% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. При этом спрос на этот товар высокий, поскольку курица сейчас является самым доступным с точки зрения цены белковым продуктом, продолжает Юшин. На фоне подорожания других продуктов питания – например, некоторых видов овощей и рыбы – потребители все чаще выбирают мясные продукты, как более дешевые, питательные и удобные в приготовлении, говорит эксперт.
Также, по его словам, сейчас ряд крупных компаний инвестировали в новые мощности по производству готовых мясопродуктов и между мясокомбинатами идет конкурентная борьба за сырье. А поскольку оптовая цена на свинину остается высокой в связи с регулярными вспышками африканской чумы, переработчики отдают предпочтение именно куриному мясу.
Есть и сезонный фактор – начало учебного года. В школах действует программа бесплатных горячих обедов, говорит Юшин. Он напоминает, что при этом Роспотребнадзор недавно исключил из рекомендованного рациона в школьных столовых колбасные изделия, включая сосиски, следовательно, учебные заведения также закупают больше куриного мяса. Также Юшин говорит и о продолжающемся росте себестоимости производства скота и птицы. Цены на упаковку (картон, пленка) выросли на 50%, дорожают корма, кормовые добавки, витамины, ветеринарные препараты, стоимость транспортных услуг увеличилась на 10–30% и т. д. Представители «Черкизово», группы «Ресурс», «Приосколья» и «Продо» на вопросы «Ведомостей» не ответили.
А вот производители яиц объясняют увеличение цены исключительно сезонностью. Она растет из-за восстановления спроса, отмечает Холдоенко. Холдоенко напоминает, что летом произошел традиционный провал из-за спада потребления. В итоге, по его словам, закупочная цена была в 2 раза меньше себестоимости. Текущую стоимость в 65 руб. за десяток он называет более справедливой. О сезонности говорит и генеральный директор Росптицесоюза Галина Бобылева. По ее словам, дефицита продукции нет и в целом ситуация на рынке стабильна. По данным Росстата, в январе – августе 2021 г. произведено почти 24 млрд яиц, что на 0,4% выше аналогичного периода прошлого года.
Повышение оптовых цен далеко не всегда принимают торговые сети (они могут отказаться от повышения. – «Ведомости»), а даже если принимают, то не всегда перекладывают его в стоимость на полке, говорит представитель Минпромторга. По данным Росстата, последнее заметное повышение розничных цен на эту группу товаров было в марте 2021 г.: средняя стоимость охлажденных и мороженых кур увеличилась на 7% до 165 руб./кг. И с тех пор она находится примерно на таком уровне. Впрочем, по сравнению с августом 2020 г. цены росли более значительно – на 18,8%. Десяток яиц в рознице в августе стоил в среднем 66,3 руб., что на 14% выше год к году. Представители X5 Group, «Магнита», «Ленты», «Азбуки вкуса», «Ашана» на вопросы «Ведомостей» не ответили. Представитель Ассоциации компаний розничной торговли отказался от комментариев.
Решить проблему с ростом стоимости куриного мяса, по мнению Юшина, можно, только заметно увеличив объемы производства. Но пока это сложно, поскольку доходность этого бизнеса из-за растущих затрат остается невысокой, а кто-то даже работает в убыток. Минсельхоз, в свою очередь, оценивает ситуацию на рынке мяса птицы и яиц как стабильную, говорит его представитель. Министерство ожидает, что по итогам года показатели производства мяса птицы и яиц будут сопоставимы с результатами 2020 г.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров сомневается, что сети пойдут на существенное повышение цен на курицу и яйца. Это социально значимые продукты, потребители чувствительны к их стоимости. Повышением цен они могут отпугнуть их в условиях, когда те получили выплаты от государства и начинают их тратить – преимущественно на продукты питания и сопутствующие товары, резюмирует эксперт.
Не простое, а золотое: почему дорожает куриное яйцо и снижается на него спрос
Руководитель птицефабрики в Новоивановке — о причинах роста цен и увеличении производительности
«Наше мясо стоит дешевле, чем картошка в магазине. А яйцо с фабрики на прилавок попадает практически ежедневно. Но крупные торговые сети сотрудничать с нами не желают», — делится парадоксальным выводом директор птицефабрики в Новоивановке Свободненского района Заза Фетелава. Вот уже девять лет он возглавляет предприятие, которое поставляет свежую продукцию в торговые точки и бюджетные учреждения региона. Нынешний год для производства выдался непростым — рост цен на корма для птицы и энергоносители потянул вверх и цены на готовую продукцию. В летнее время объем производства на Новоивановской птицефабрике снижается до 80 тысяч яиц в день. Однако к осени, когда поголовье птицы достигнет максимального значения, на фабрике будут собирать до 100 тысяч яиц ежедневно.
Выручает собственная кормовая база
Рост отпускных цен на куриные яйца в Приамурье начался с приходом весны. Только за первые две недели марта цены на этот продукт выросли, согласно данным Амурстата, на 11,6 процента. В течение апреля яйцо подорожало еще на 8,8 процента. Если на конец января средняя цена на десяток яиц в магазинах составляла 73 рубля, то к началу апреля выросла до 88. К Пасхе в розничных торговых точках стоимость главного праздничного продукта достигала почти ста рублей за десяток, в зависимости от категории. При этом объем производства яиц, по данным Амурского минсельхоза, последние три года сокращается. Если в 2018 году амурские куры на местных птицефабриках снесли 201,4 миллиона яиц, в 2019-м —192,3 миллиона, то в прошлом году этот показатель составил 191,6 миллиона.
тонн в месяц кукурузы, пшеницы и соевого шрота съедают несушки на Новоивановской птицефабрике
— Цены на сырье для производства корма за последний год выросли на рынке почти вдвое. Если в прошлом году пшеницу можно было купить по 6—7 рублей за килограмм, то сейчас меньше чем за 12, не найти. Соевый шрот стоил порядка 28—30 рублей, сейчас 53 рубля. Нас выручает собственная кормовая база агропредприятия «Красная звезда», в состав которого входит птицефабрика. Однако часть сырья для производства кормов весной и летом нам все же приходится закупать, — объясняет Заза Шалвович. — Цены на топливо, которым мы обогреваем птичники, тоже не отстают. Если еще год назад тонна угля стоила 1 200 рублей, то теперь вдвое дороже. В период выведения поголовья, а также в жару, когда нужно непрерывно вентилировать помещения, увеличиваются затраты на электроэнергию. Стоимость упаковки также выросла. В начале года коробку ячеек для яиц мы покупали за 38 рублей, в мае цена подскочила до 62-х.
Максимальное поголовье на птицефабрике выращивают обычно к сентябрю. Взрослых кур заменяют молодняком дважды в год. Инкубационное яйцо, из которого выводятся молодые несушки, заказывают из Екатеринбурга и Новосибирска. Яйца после осмотра и обработки помещают в инкубационные шкафы — по 19 тысяч штук в каждом. Для вывода здорового и жизнеспособного потомства необходимо постоянно поддерживать оптимальные условия. Процесс «высиживания» цыплят регулирует автоматика. Инкубаторы оснащены датчиками тепла, влажности и механизмом переворачивания яиц.
Новоивановская птицефабрика производит диетическое яйцо, которое поставляется в детские сады, больницы и другие бюджетные учреждения. Машины со свежим яйцом с фабрики выезжают практически ежедневно.
— Человеческий фактор при работе оборудования практически исключен. Но у нас в селе за последнюю неделю электричество несколько раз отключалось, поэтому без постоянного контроля никак нельзя. Для непредвиденных ситуаций у нас наготове дизельный генератор. Если электроэнергия не будет подаваться к инкубаторам в течение трех часов, весь будущий выводок погибнет, — объясняет директор предприятия.
Фото: Владимир Воропаев
Летом спрос ниже
В ближайшие дни на фабрике ожидают очередного вывода цыплят из партии в 134 тысячи 600 яиц. Сколько цыплят в итоге вылупится — покажет время: вывод обычно составляет порядка 87 процентов.
— Забота молодняку нужна, как детям. Каждого вылупившегося цыпленка мы вакцинируем, согласно графику. Самый опасный период для птенцов — первые две недели жизни. В это время им требуется особое внимание и уход. Температуру в помещении нужно постоянно контролировать, чтобы она не опускалась ниже 36 градусов, — говорят сотрудницы фабрики, работающие на одном из четырех птичников, куда на три месяца переедет новое поколение несушек.
К осени, когда поголовье птицы достигнет максимального значения, на фабрике будут собирать до 100 тысяч яиц ежедневно.
Сейчас помещение готовят к приему малышей — моют, проводят дезинфекцию специальными растворами, белят, чтобы чисто стало, «как в реанимации». Посторонним вход в птичьи ясли после обработки будет запрещен. Молодые несушки породы Хайсекс Браун проведут в «детском саду» первые три месяца, а потом их переведут в помещение для взрослых птиц. «Золотые» яйца с коричневой скорлупой подросшие куры начнут нести в четырехмесячном возрасте. Сначала примерно 90 процентов яиц от молодняка будут первой категории. По мере взросления птицы начнет увеличиваться и размер яиц. У годовалой несушки примерно 30 процентов яиц — отборные. За год одна курица на Новоивановской птицефабрике производит около 320 штук. С птичника яйца попадают в яйцесборный цех, где с помощью автоматики подсчитываются и сортируются на категории.
человек работает на птицефабрике в селе Новоивановка Свободненского района
— Цвет скорлупы зависит только от породы курицы и на вкус яйца не влияет. Но многие люди предпочитают именно коричневые яйца, потому что они напоминают домашние, — говорит Заза Фетелава. — Летом спрос на яйцо обычно снижается. В это время мы стараемся заменить поголовье, чтобы ближе к холодам выйти на максимальную производительность. К сожалению, нам не удается наладить сотрудничество с крупными торговыми сетями, которые предпочитают работать с производителями из других регионов, делая выбор в пользу цены, а не свежести.
Новоивановская птицефабрика производит диетическое яйцо, которое поставляется в детские сады, больницы и другие бюджетные учреждения. Машины со свежим яйцом с фабрики выезжают практически ежедневно.
За год одна курица на Новоивановской птицефабрике производит около 320 штук яиц. С птичника яйца попадают в яйцесборный цех, где с помощью автоматики подсчитываются и сортируются на категории.
— Мы делали попытки выйти на предприятия, которые заняты в строительстве Амурского ГПЗ, но, как оказалось, им продукты выгоднее привезти с запада, чем купить у местного производителя, — констатирует руководитель предприятия. — В летнее время, когда на фабрике меняется поголовье, мясо кур мы предлагаем по 75 рублей за килограмм — это дешевле, чем картофель. Наше яйцо любят в Якутии. Что касается местных сетей, то птицефабрика сотрудничает в основном с небольшими торговыми точками.
На фабрику зовут молодых специалистов
— Самой большой трудностью для нас остается нехватка кадров, — продолжает Заза Шалвович. — Мы даже мигрантов вынуждены привлекать, поскольку местное население работать на фабрику не идет. Кто-то на вахты предпочитает ездить, кто-то на объекты строящегося ГПЗ трудоустроился, а кто-то вовсе сидит дома. У нас и специалистов не хватает, и просто рабочих рук. В случае какой-то аварийной ситуации или поломки оборудования нужно ехать в Свободный, чтобы нужного профессионала позвать. В округе даже сварщика не найти. Многие из тех, кто занят у нас на производстве — люди пенсионного возраста. Нашему зоотехнику, к примеру, 67 лет. В поиске выхода из ситуации кадрового голода мы и в местную школу обращались, и в аграрный вуз в Благовещенске. Хотим сами вырастить кадры для предприятия. Готовы оплатить учебу выпускнику школы и по окончании вуза предоставить жилье молодому специалисту. Главное — чтобы нашлись люди, желающие не просто получить диплом, а применять свои знания на практике.
Россиян предупредили о росте цен на яйца и мясо птицы
Ретейлеры готовы повысить цены на яйца и мясо птицы. Они уже уведомили Минпромторг о том, что производители этой продукции запросили повышение отпускных цен на величину до 10%, пишут «Известия» со ссылкой на источник на рынке. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) подтвердили изданию, что направили соответствующее уведомление в Минпромторг.
По словам источника газеты, ситуация наблюдается серьезная. Производители, как отметил он, представили такое экономическое обоснование повышения, с которым торговые сети согласились, поэтому цены на эти продукты на полках магазинов будут меняться. Собеседник уточнил, что в подобных ситуациях, когда запросы производителей объективны и обоснованны, ретейлеры стараются постепенно повышать стоимость товаров, растягивая этот процесс во времени.
Председатель президиума АКОРТ Сергей Беляков сообщил изданию, что торговые сети уведомили Минпромторг о ценовых предложениях производителей яиц и мяса птицы. По его словам, оперативные совещания в министерстве проходят два раза в неделю, на них присутствуют и представители Минсельхоза.
Как отметил Беляков, объемы продукции на рынке сокращаются из-за сезонного фактора и массового распространения птичьего гриппа, вспышки которого были зафиксированы на юге страны, в частности в Краснодарском и Ставропольском краях, а также Ростовской области, после чего болезнь появилась и в других регионах.
Кроме того, как сообщил он, производители ссылаются на рост стоимости кормовой базы, а также на существенное сокращение поголовья. Все это увеличивает внутренние издержки, а также вынуждает изготовителей заявлять о повышении закупочной стоимости, пояснил Беляков, добавив, что пока торговые сети, учитывая сокращение платежеспособного спроса, не принимали столь высокого повышения в 10%.
В пресс-службе Минсельхоза сообщили изданию, что ведомство не располагает информацией о повышении отпускных цен со стороны основных поставщиков птицеводческой продукции. Вместе с тем в министерстве признали, что предпосылки для некоторого повышения отпускных цен в ближайшее время могут создать увеличение затрат на корма и импортные составляющие, ухудшение ситуации с распространением заболеваний среди животных в некоторых регионах, а также повышение потребительского спроса на мясо птицы и яйца.
Заместитель генерального директора Росптицесоюза Елена Степанова в беседе с «Известиями» сказала, что цены производителей яиц и мяса птицы повысились в среднем на 6% за февраль к январю. По ее словам, в прошлом году себестоимость продукции увеличилась на 20–25%, однако изготовители «держали» отпускную цену практически без изменений, но теперь запас прочности иссяк.
Минсельхоз назвал причину изменения цен на яйца и птицу
Изменение цен на рынке птицеводческой продукции остается в пределах сезонных тенденций, а сама ситуация на нем стабильная. Таким образом информацию о резком росте цен на яйца и птицу прокомментировали в Минсельхозе, сообщает «Интерфакс».
В пресс-службе ведомства подчеркнули, что производство приблизилось к уровню прошлого года и полностью восстановилось в соотношении август к августу. Предложение яиц в последние три месяца превышает показатели 2020 года.
По итогам года, считают в Минсельхозе, показатели по мясу птицы и яйцам будут сопоставимы с результатами 2020 года, потому что для этого созданы все условия. В том числе увеличен в полтора раза размер льготного краткосрочного кредита для предприятий птицеводческой отрасли, и принято решение о пролонгации льготных инвесткредитов.
Материалы по теме
Телки — на выход.
Советский подход
Ранее «Ведомости» сообщили, что торговые сети уведомили Минпромторг о планах повысить цены на куриные мясо и яйца. Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин объяснил ситуацию ростом закупочных цен на продукт. В свою очередь гендиректор птицефабрики «Синявинская» Артур Холдоенко указал, что в августе закупочная цена на яйца была на уровне 27-32 рубля за десяток, а контракты на сентябрь-февраль заключены по 65 рублей.
В Минсельхозе уверены, что желание поставщиков повысить цены не всегда принимаются продавцами, а если и принимаются, то не всегда отражается на стоимости на полках в магазинах.
Ранее сегодня глава Центробанка Эльвира Набиуллина выразила надежду, что на пик инфляции Россия выйдет уже в сентябре, после чего начнется спад. По ее мнению, рост цен может достигнуть 7 процентов в сентябре. По состоянию на 13 сентября, по данным Росстата, инфляция составляет 6,84-6,85 процента.
Пасха ни при чем? Почему на самом деле подорожали яйца
Цены за год выросли на треть
До Пасхи яйца могут подорожать еще на 20%
Фото: Елена Альтман / Сеть городских порталов
Чем ближе Пасха, тем больше волнуют всех, кто ее отмечает, цены на куриные яйца. В этом году сильное подорожание яиц начали замечать задолго до праздника, который состоится только 2 мая. А десяток яиц тем временем еще в марте, по данным Росстата, стоил 81 рубль — на 20 рублей дороже, чем годом ранее. Это в среднем по стране, а в отдельных регионах цены еще выше — в новосибирских магазинах могут запросить и больше сотни рублей за десяток. Мы изучили статистику и поговорили с экспертами, чтобы разобраться — что происходит и будут ли цены расти дальше.
Пасха на цены на яйцо действительно влияет. По словам бывшего директора птицефабрики Сергея Дерендяева, яйца — продукт сезонный, а пиковые цены приходятся на Пасху и Новый год. Летом потребление яиц падает — соответственно, снижается цена. В прошлом году, судя по данным Росстата, именно так и было: в апреле десяток стоил 66 рублей, в июне — 58.
За год куриные яйца подорожали в среднем на 20 рублей
Инфографика: Виталий Калистратов / Сеть городских порталов
Помимо сезона стоимость яиц зависит от множества цен на ресурсы и расходные материалы, которые требуются для их производства.
— Первый момент — племенные яйца, из которых вылупляются курицы-несушки. Племенные яйца в основном покупаются за границей, — объясняет Дерендяев. — Второй момент — это коммунальные услуги. Производство яйца — это достаточно энергоемкий процесс, оборудование потребляет много электроэнергии. Сортировочные линии преимущественно импортные, потому что мы пока не умеем делать такие хорошие, так что и тут стоимость комплектующих тоже может зависеть от курса валют. Стоимость ГСМ впрямую влияет на стоимость яиц, потому что продукт нужно перевезти.
И, наконец, существенная часть затрат на производство идет на покупку кормов.
— Корма мы производим сами, почти ничего не покупаем [за рубежом], — говорит экономист Василий Узун. — Комбикорма делаются из зерна с использованием соевого шрота и так далее. То есть основные компоненты у нас производятся, мы их не завозим. Есть завоз биологических добавок, которые занимают в комбикорме маленькую долю, но их роль очень важна, потому что они стимулируют быстрый рост.
Василий Узун — доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС.
Цены на зерно на мировых рынках стали расти с августа прошлого года. Тогда эксперты объясняли это тем, что участники рынка опасаются засушливой погоды и неурожая в России и США в следующем году. Василий Узун говорит, что следом за мировым рынком потянулся и российский.
— Сейчас дефицита зерна нет, но так реагирует биржа, — говорит экономист Георгий Остапкович. — Пшеница придет в норму, когда люди отладят реакцию на пандемическую атаку. Сейчас большая неопределенность: никто не знает, как, что, во что вкладываться. Поэтому на всякий случай всё дорожает.
Георгий Остапкович — директор Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Из-за роста цен на зерно подорожали не только яйца, но и курица — по данным Росстата, в прошлом марте килограмм стоил 140 рублей, в этом — уже 165.
— Факты роста цены на куриную продукцию связаны с тем, что в этом году стало тяжело прокармливать куриц, увеличился в цене комбикорм, — рассказала порталу E1.RU коммерческий директор сети магазинов «Жизньмарт» Эля Халили. — Плюс зима в этом году в России была морозной, в отличие от прошлых лет, и больше денег стало уходить на отопление курятников. В среднем повышение цен на курицу за последние два месяца составило около 15–20%.
Остапкович отмечает, что цены растут не только на куриную продукцию, но и на другие продукты. Но в меньшей степени, поэтому не так заметны.
— Продолжаться это будет где-то до конца года, пока производители и потребители не найдут равновесие спроса и предложения, эти колебания в продовольственной инфляции будут достаточно заметны, — считает Остапкович. — Общая продовольственная инфляция, наверное, составит в пределах 6%, а может и 7%. Но обязательно какие-то продукты вылетят в 15–20%. Имеют значение урожайность и курс рубля.
Пока же он прогнозирует еще большее увеличение цен на яйца — до Пасхи они могут подорожать еще на 20%. Но еще остается надежда, что сработает сезонность и в мае они действительно пойдут на спад.
В прошлом году сильней всего дорожали другие продукты — сахар и подсолнечное масло. В конце концов правительство разработало комплекс мер по снижению цен на продовольствие, среди которых — соглашения с участниками рынка о стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло. По закону правительство может «заморозить» цены и на некоторые другие продукты, но экономисты считают, что длительно продолжать регулировать цены в текущих условиях неэффективно. В этом материале мы разбираемся почему.