почему я всех прощаю а меня нет
«Плохо, когда человек прощает все!» Виктория Токарева о том, почему прощение не всегда полезно
Умение прощать — одно из важных жизненных умений, помогающее жить в гармонии с собой. Но бывают ситуации, когда человек не может простить. Бывают ситуации, когда прощение воспринимается как слабость, как сигнал дальше портить прощающему жизнь. Вот что о непростой теме прощения говорит писательница Виктория Токарева…
Не простить — не значит нести груз — это значит сбросить его
«Женщины — всепрощающие существа. Мы буквально можем простить все, сами того не зная. Только не всегда это прощение от чистого сердца, иногда это прощение вынужденное, от бессилия и из-за внешних факторов. Многие думают, что если человек не умеет прощать — это плохо. Плохо, когда человек прощает все! — говорит Виктория Токарева. — Не все осознают, что иногда прощение — это груз. Да-да, груз. Словами можно выразить что угодно, можно даже заставить себя спрятать эмоции поглубже и вымучить прощение, но груз останется. Женщины, которые проходили это, понимают о чем я. Когда такие прощения копятся, они съедают, давят на человека».
«Иногда лучше груз сбросить, чтобы не вредить ни себе, ни окружающим. Не простить — не значит озлобиться, это значит отпустить ситуацию и человека, связанного с ней. Не простить — это значит признать, что простить с чистым сердцем не выходит, у каждого есть такое право — это право на честность и сердце без груза. Люди ошибаются и иногда, чтобы принять и простить их ошибки нужно время, но иногда ни времени, ни сил недостаточно — это и есть право на непрощение, возможность убрать груз, но не озлобиться. Злоба возникает тогда, когда простить хочется, но никак не выходит. Не прощайте то, чего простить не можете».
Не прощайте, когда не просят
«Мы ведь часто прощаем тогда, когда нас даже не просят. Просто потому, что хотим сохранить отношения или человека. Нахамил кто-то на работе, нам стало обидно, неприятно, но в какой-то момент мы решаем, что нужно простить человека. И так со всем: будь то муж обидел или подруга лишнего сказала — мы простили людей, а они и не просили об этом. Прощать нужно тех, кто за прощением приходит, кто осознает свои ошибки и хотя бы старается их не повторять. Когда мы «молча» прощаем людей или прощаем тех, кто не просил об этом — мы попросту делаем это зря. Иногда лучше плюнуть и растереть!».
«Почему дети у хороших, всепрощающих родителей часто вырастают эгоистами и забывают про родителей? Потому что родители все прощали. Ребенок не учится чувствовать других, считаться с чувствами других и не понимает, что доставил кому-то неприятности: мама все-равно будет улыбаться, как бы плохо ей не было. Ребенок вырастает менее чувствительным к другим и главное к вам, прощение достается ему всегда и всюду, а он об этом даже не знает. Со взрослыми людьми то же самое: когда мы прощаем их как детей, на хорошие отношения, в которых они бы понимали наши чувства и считались с ними, рассчитывать не стоит».
Не путайте прощение с утихшей болью
«Я люблю сравнивать прощение с раной: когда людям не больно, они легко прощают, забывая, почему это произошло. Представьте, что человек взял прутья и хлестнул вас по руке — больно, хлестко. Но со временем покраснения уходят, боль стихает, а со временем и вовсе нет никаких следов — складывается ощущение, что прощение пришло. Нет, всего лишь боль утихла, память затерлась, но причина осталась. Не путайте прощение с утихшей болью, иначе она будет повторяться из раза в раз. Прощение должно исходить не только из сердца, но и из головы, если это возможно. Иначе великодушное сердце будет страдать».
«Человеческие действия имеют тенденцию повторяются. Обидчик создает прецедент для обиды, а партнер со временем прощает обидчика. И так по кругу, пока этот самый круг кто-то не разорвет. Хуже, если такой круговорот входит в привычку и становится нормой. Всегда нужно помнить, что обидчик действует ровно настолько, насколько позволяет вторая сторона. Поэтому, если боль утихла — это не повод прощать, это повод задуматься, не является ли прощение свойство короткой памяти и не повторится ли это снова».
Новое видео:
Христос всех прощал. Почему мне нужно тоже?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Если мне или, что еще хуже, моим ближним делают какое-то зло, почему я должен прощать? Это, пожалуй, один из самых сложных вопросов, на которых спотыкается наш человеческий ум, пытаясь усвоить евангельский призыв к прощению врагов. И замешательство только растет, когда мы, подобно апостолу Петру, спрашиваем: но сколько же можно прощать такое, достаточно ли семи раз, например? И получаем от Христа ответ: Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф 18:21–22). Вот так: попытка положить хоть какой-то предел собственной «обязанности» прощать тут же пресекается Господом словами о том, что никаких пределов попросту нет. Но какой в этом смысл? Наш прагматический ум не может оставить этот вопрос без ответа, даже если этот ответ. мягко говоря, с христианством мало резонирует.
Вот, к примеру, я нередко сталкиваюсь с тем, что даже люди, считающие себя христианами, говорят: прощать надо, потому что непрощение будет разъедать тебя изнутри — вплоть до физических заболеваний. Но есть в этом какой-то эгоцентрический утилитаризм: мол, прощать нужно, чтобы ты был спокоен, чтобы не заболеть, а не прощать — себе дороже. То есть человек, которого ты прощаешь, как бы выводится за скобки вместе со своим поступком. А этого делать нельзя. Не случайно же Достоевскому была так важна мысль, что «согрешив, каждый человек уже против всех согрешил и каждый человек хоть чем-нибудь в чужом грехе виноват», что «все за всех виноваты» и в ответе за всех. Прощение здесь — не способ обезопасить себя, а нечто гораздо более важное и универсальное: твое движение вопреки вирусу зла, твоя ответственность за то, чтобы прервать цепочку зла на себе, не дать ему перекинуться на других, на остальное человечество вообще.
И все же есть в прощении и то, что важно именно для тебя лично. Любой христианин, произнося молитву «Отче наш», просит: «остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». Что мы этим хотим сказать? Что мы, безусловно, ежедневно согрешаем против Бога — и напрямую, и согрешая против других людей, и — против себя. И мы говорим: Господи, прости нас, пожалуйста, — в той мере, в которой мы сегодня способны простить других людей. Не то чтобы непрощение нами других людей не позволяет Богу нас простить, просто оно «консервирует» нас в нынешнем нашем состоянии, выше которого мы не можем подняться. То есть прощение до седмижды семидесяти раз — это не столько обязанность наша, сколько данная нам возможность. Возможность подняться хоть в чем-то до уровня Того, Кто две тысячи лет назад с креста на Голгофе сказал о своих мучителях: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23:34).
почему в своей жизни я всех прощаю? Сколько мне кто не делал зла, бил меня, материл я всегда прощал, а меня никто?
Вот я помню притчу о государе и слуге: Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Прощаете и ждете в замен, что вас будут прощать, в этом то «жду взамен» и вся проблема. Прощать заповедано чтобы человек развивал в себе бескорыстие, а ожидание в замен это корысть.
А с людьми нужно вести себя соответственно их поступкам, в том числе с друзьями нельзя их баловать и все сводить им с рук. Если мои друзья себя ведут не правильно я им об этом прямо говорю, могу на них поругаться если они начинают наглеть, это тоже дружба, забота о них.
Прощайте, и прощены будете
Возлюбим друг друга и будем возлюблены Богом. Будем долготерпеливы друг к другу, и Он будет долготерпелив к грехам нашим. Не будем воздавать злом за зло, и Он не воздаст нам по грехам нашим. Ибо прощение прегрешений наших обретем в прощении братиям. Милость Божия к нам сокрыта в сострадании нашем к ближним. Поэтому Господь и сказал: Прощайте, и прощены будете. И еще: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6:14). Опять: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5:7). И снова: Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7:2). Вот, Господь даровал нам способ спасения и дал нам власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12).