почему у меня не получается рисовать
Не получается рисовать, а очень хочется, что делать?
“Не получается рисовать!” — с такого заявления недавно началась наша беседа с одной из моих знакомых. “Что именно ты имеешь в виду, почему решила, что не получается?” — задал я наводящие вопросы.
“В детстве я рисовала хорошо, по крайней мере, мне так казалось. Я даже училась в художественной школе, правда, недолго — мне тяжело давались скучные уроки, и я бросила.
Рисовала я всегда просто так, под настроение, пока учёба, работа, семья не затянули, потом не до этого стало.
Совсем недавно решила вновь открыть для себя живопись (раньше же получалось), да и вообще хочу себя занять чем-то отвлекающим от бытовухи, благо время сейчас свободное появилось.
Не знаю почему, но будто бы раньше у меня лучше рисунки были, сейчас как-то скованно, боюсь я что ли рисовать или разучилась, не знаю”, — примерно так она изложила свои неудачи на творческом пути.
Согласитесь, что это за увлечение, если страшно, не получается, не знаешь как? В то же время есть потребность, желание выражать свои чувства на бумаге, на холсте.
Ответ прост, он более чем очевиден. Конечно, учиться, постараться понять, как же перейти от страхов к удовольствию рисовать, писать красками.
Начинающему художнику (а любителю тем более) трудно осознать, что творчество может рождаться из логики, из последовательности действий, из понимания процесса от замысла до реализации.
Любители действуют спонтанно, просто “хочу и всё!” Так они объясняют свою мотивацию творить, и это нормально, потому что без “хочу” вообще ничего не имеет начала.
Сначала ты удивляешь сам себя, затем близких и так далее. Пример — одно из сообщений, присланное мне: “Пока нахожусь на этапе «нарциссизма» — нарисовала, жду, кто похвалит меня лучше всех.”
Нам необходима зрительская оценка, это наш способ заявить о себе, выразить себя, быть услышанным.
Согласитесь, руки опускаются, нет желания творить, если не получается так, как хотелось бы. С каждым разом растёт потребность удивлять себя снова и снова и, конечно же, удивлять своего зрителя.
Оказавшись в тупике, все ведут себя по-разному: кто-то бежит с корабля, попросту всё бросает, разочаровавшись в рисовании, кто-то начинает заниматься новым увлечением и так повторяет бесконечное количество раз, ни в чём не достигая результатов.
Как быть, как вернуть себе чувство полёта после неудачных попыток, как научиться изображать на бумаге или холсте то, что было задумано? Есть два ответа на этот вопрос, первый в сообщении ниже.
“Давно слежу за Вашим блогом, мучает вопрос: как можно научиться создавать свои картины, не умея повторять чужие?
Поясню: только после 10 лет плотной каждодневной практики (с натуры, по фото, по чужим работам) у меня начали получаться некоторые (не все) объекты, а также люди (после 2000 портретов) «из головы», по памяти и т.д., причем стали получаться достоверно, и я начал действительно творить, то есть создавать достойные вещи с нуля.
Когда у меня не было этой базы, мои потуги были скорее детской мазней..) Дак как же в обход всего этого можно научиться создавать своё?”
О чём здесь говорит автор? “Я много копировал, и у меня начали получаться некоторые объекты”.
Вне всяких сомнений, путём копирования Вы рано или поздно приблизитесь к тому, что вытворяет современный принтер, впрочем, всё равно будете ему уступать. Вопрос, зачем? Купите принтер!
Думаю, не все до конца понимают, что значит копировать. Кто-то скажет, мол, я писал с натуры, в поле, в мастерской, мне позировали. Если при этом Вы бездумно пытались повторить то, что видите, Вы копировали или попросту срисовывали.
Возникает вопрос, как же иначе, если даже с натуры мы срисовываем?
Второй способ обрести радость творчества и свободу созидать без копирования — это конструирование сюжета. Вам не достаточно просто видеть, Вам нужно знать, как устроен предмет, объект, натура.
Простыми словами, отвечаю на вопрос: “как можно научиться создавать свои картины, не умея повторять чужие?” Конструировать их, от простого к сложному. Мне вообще интересно, как можно что-то копировать, не понимая, чем руководствовался автор оригинала, как он мыслил, как конструировал своё произведение.
Если Вы понятия не имеете о конструкции картины, всё Ваше копирование — не что иное, как срисовывание внешних контуров с последующим раскрашиванием. Что в результате? Мёртвые, сухие, безжизненные картинки. Думаю, Вы не такого результата ожидали.
Сейчас популярно красить широко, мазисто, лучше мастихином — а-ля импрессионизм, но вот что интересно. Когда подобная мазня не содержит в себе конструктива, она мазнёй и остаётся в отличие от примеров, оставленных нам большими мастерами.
Стожаров Владимир Федорович
Завершая разговор со своей знакомой, объясняя, почему у неё не получается рисовать, я посоветовал ей перестать копировать и начать конструировать. Я дал ей простое задание, суть которого заключается в том, что нужно работать, прежде всего, с натурой и начать с изображения простых предметов.
Думаю, Вам тоже пригодится мой совет. Поставьте у себя дома небольшой натюрморт из трёх предметов и драпировки, осветите боковым светом, сконструируйте его на бумаге или холсте, не срисовывайте, постарайтесь понять форму каждого из “героев” Вашей картины.
Проделав данное упражнение с различными предметами и освещением, Вы будете лучше понимать, как передавать пространство, моделировать форму, компоновать с натуры, брать верный цвет, тон и т.д.
Важно: не ищите, где бы подсмотреть, как применить те или иные приёмы в живописи — создавайте их сами. Вам нужно учиться только конструктивному мышлению, а не приёмчикам и эффектным штучкам.
Творческий язык, узнаваемый стиль, почерк автора — всё это создаётся в процессе само собой, Ваша задача думать, как получить результат, как сконструировать. Вы же не хотите быть чьим-нибудь клоном? Вас радуют личные победы, Вы хотите быть узнаваемым, самодостаточным, свободным в творчестве.
Согласен, что все желают быстрых результатов, картину за одно занятие (один день), стать художником за месяц или два. Экспресс-обучение часто равно нулю, потому что Вы не учитесь, а быстро стряпаете картинку по заданному алгоритму.
Итог: подсматривать за тем, как мастера создают свои произведения — абсолютно бесполезное занятие, по крайней мере, на этапе первых шагов, и если у Вас не получается рисовать самостоятельно, перестаньте срисовывать, начните конструировать.
Я периодически получаю сообщения от участников своих курсов, в которых они благодарят за то, что я открыл им увлекательный мир изобразительного творчества. Как говорится, аппетит пришёл во время еды, и те, кто был против работы с натюрмортом, с натурой, сейчас увлечены ею.
Пока Вы думаете, что рисунок и живопись — это искусство верно срисовывать контуры предметов, Вам сложно войти во вкус и по-настоящему полюбить изобразительное творчество.
Две тысячи бездумно скопированных с фотографий и репродукций портретов ничему Вас не научат, не обманывайтесь. У Вас не получается рисовать только в одном случае — если Вы не умеете конструктивно мыслить. Не умеете — учитесь!
Скажите, а Вам близко подобное утверждение:“нарисовала, жду, кто похвалит меня лучше всех?” Возможно, Вы так не считаете или у Вас есть иное мнение, напишите в комментариях.
Этот блог читают 3875 начинающих (и не только) художников, пока пьют кофе у мольберта. Читай и ты.
В народе говорят — если не пережил тоже самое, не поймешь…
Вот и я, пока не пропущу через себя все сказанное и не попробую мыслить констрктивно — трудно что-то утверждать. Но я обязательно это сделаю.
Мои занятия творчеством начались с коллекционных кукол. И весьма успешно. Всем нравилось, все хвалили, на выставках мои работы никого не оставляли равнодушными, они мгновенно раскупались. И знаете что? Я все время искала конструктивную критику, без нее невозможен никакой дальнейший творческий и профессиональный рост. Мне катастрофически не хватало ее. Кто в нас ждет похвалы? Наша гордыня. Что она нам может дать? Деградацию. Закрытость. Изоляцию. Конструктивная критика помогает идти вперед, а признание зрителей — это бонус на этом пути.
А куклами я занялась не потому, что «хочется». А потому, что без этого я жизнь равносильна смерти. Все равно, что перестать дышать.
Не буду лукавить. Конечно приятно когда твоя работа нравится. Я рисую уже полтора года. Начала практически с ноля. Сегодня могу точно сказать: рисовать интуитивно или уже на основе багажа знаний — две большие разницы. Моделировать, анализировать, компоновать, создавать сюжет, осознанно экспериментировать с цветом, лепить формы и т.д. и т.п. гораздо круче! И в итоге получаешь неоспоримо большее удовольствия как от самого процесса, так и от законченной работы. Хотя тернии при достижении результата довольно ощутимы. Порой накатывает отчаяние, и голова болит от переизбытка информации, а также необходимости эту информацию применять на практике. И закрадывается мысль — «да брось ты это все, это не для тебя». Но новый завершенный результат, новые аплодисменты и снова растут крылья за спиной. И так шажок за шажком. Думаю лет через 15 у меня все будет получаться легко и непринужденно)).
Благодарю за советы!
Я понимаю то, что Вы хотите донести до каждого Вашего ученика, просто слушателя: процесс создания рисунка, картины- это творчество, когда художник чувствует натуру, предмет как что то живое и находится в состоянии вдохновения или поиска интересного. Я немного училась в вечерней школе и там я познакомились с замечательным художником-графиком Поликарповым Виктор Фёдоровичем. Он умел вовлекать в процесс рисования.
Я училась на курсе у Александра, «как самому находить сюжеты», хорошая тренировка для мозга, но при создании картины с сюжетом и в цвете, натыкаешься на кучу вопросов и про конструктив и про композицию и особенно про цвет.
В карандаше еще как то смотрится, а начинаешь работать с цветом и знаний не хватает, поэтому приостановила работу над сюжетной картиной и изучаю эти дисциплины отдельно, все таки без них результата не будет)))
Здравствуйте, Марина! Курс, о котором Вы говорите, полностью посвящён поиску сюжета и работе, прежде всего, с рисунком. Вся информация о цвете будет в курсе «Арсенал Знаний для начинающего художника». Знания, полученные Вами ранее, будут необходимы для понимания целого, каждый из моих курсов отвечает на один вопрос, но максимально подробно. Спасибо за комментарий!
Слово «конструкция» раньше вызывало в моей голове представление о каких-то строительных «лесах», опорах, и даже молекулах (вспомнила урок химии в школе). Теперь, имея за плечами некий опыт, мне видится устройство практически любого предмета, объекта, живого существа — изнутри, и я понимаю, что это — конструктивное мышление. Мне нужно еще много-много работать, чтобы стать настоящим художником. Поэтому я учусь у Вас, Александр)))
А меня например совершенно не стимулирует к творчеству ни похвальба, ни критика. Ни конструктивные, ни уж тем более деструктивные. Я это все воспринимаю, как часть нормального учебного процесса. Не ошибается только тот кто ни чего не делает, и «почивает на лаврах» тот кто не хочет далее что-то делать.Наставник всегда скажет где плюсы, где минусы. А что касается творческих работ. Так там на мой взгляд вообще не может быть определения «нравиться-ненравиться». Там либо тебя поняли и разделили, либо нет. Как сказал один мой знакомый:»а че там понимать в художествах? Я либо повешу картину у себя дома, либо нет.» И вот после этого мещанского употребленчества прямо сразу так и глубоко пришло понимание, что только сам творец в состоянии определить выполнил он поставленную задачу или нет. Потому как «интерьерная» живопись имеет задачу вписаться в интерьер, а творческая выразить мысль. И каждый сам вправе выбрать нишу в которой он будет существовать.Но и для той и для другой надо знать основную базу…Хоть даже для того чтобы ее нарушать ))) Рано или поздно все у всех получиться, если стремиться…Дорогу осилит идущий, а не сомневающийся так он сделал или не так…)))
Дорогие мои, все Ваши комментарии от опытных художников (больше или меньше, но с опытом). У кого-то врожденные данные, кто-то ходил в художественную школу, кто-то серьезно учился. Я никогда раньше не рисовала, нигде не училась. В 35 лет появилось внутри меня «хочу рисовать». Несколько лет мыкалась по художественным студиям, начинала, бросала, никакого удовольствия от процесса, результата мало. При этом постоянно искала в интернете любую информацию про уроки рисования и акварели в частности.
Наконец-то, во многом благодаря Александру, пройдя курс «Как самому находить сюжеты», используя всю накопленную за 7 лет поисков информацию, я для себя сформировала программу обучения и творчества. Особенность в том, что у меня катастрофически мало времени. Делюсь со всеми заинтересовавшимися:
1. Ежедневные 10 — 15 минутные наброски карандашом с натуры — это для того, чтобы система «мозг — рука» действовала, чтобы не надо было задумываться, как воспроизвести то, что хочешь.
2. «Игры с красками» — маленькие натюрморты из головы, в разных колористических решениях, чтобы накопить опыт живописной работы. Суть — не создать шедевр, а не бояться малевать и сочетать цвета. Минимум 1 раз в неделю.
3. Регулярно (раз в 2 недели) воплощать свои творческие замыслы, так как получается. Если замыслов нет, то значит нет желания рисовать (можешь не рисовать — не рисуй:) ).
4. Один натюрморт в месяц с натуры, в хорошем качестве, максимально приближаясь к академическому рисунку — это необходимо, чтобы научиться «лепить» форму. Необходимо выполнять в разных техниках (графика, гризайль, цвет).
5. Обязательно нужен наставник, чтобы оценивать все, что создается по первым трем пунктам и направлять Вас в нужное русло.
6. Обязательно читать учебники по рисунку, цвету и т.п. Не современные мастер — классы, а советские учебники.
7. При выполнении работ всегда помнить о том, что живопись это результат анализа существующей действительности сквозь призму всех полученных знаний (об этом всегда говорит Александр). Для достижения результата соблюдать план обучения, не рисовать «когда получиться, будет свободное время», а подчинить свою жизнь любимому занятию.
Дарья, огромная благодарность за данные Вами советы! Для меня они очень ценны!)..
Дарья! Вы молодец. Спасибо за такой полезный совет!
Порекомендуйте хорошие серьезные и понятные учеьники по рисунку и перспективе, пожалуйста!
Я жду, кто похвалит меня лучше всех!)) Поэтому все свои картинки, пока, в основном, учебные, вывешиваю в сетях. Но это просто потому, что мне приятно слышать подтверждения. Мне и о стихах было так же приятно слышать комплименты, не все, конечно. )) Но это, думаю, не вредит моей способности оценивать. Это параллельный взгляд, а не подмена. Свой взгляд у меня есть, и я его слышу.)) А проявление внимания артисту и художнику нужны, как воздух. я так думаю.)))
Первый раз я испытала гордость когда сама поставила задачу и с окна своей кухни написала ночной вид из окна. Да с ошибками, потому что ещё не знала законов композиции. Но оценка Александра: Честная картина начинающего художника.» — мне особо дорога. Теперь я знаю, что будут и другие картины. Потому, что я поняла вкус творчества. Хочется теперь написать вкусный натюрморт. Пробую, ошибаюсь, но пишу исправляя свои ошибки с помощью критики. Теперь я правильно её воспринимаю. Всем желаю успехов на вашем творческом пути!
Как здорово! Этот комментарий, на мой взгляд, настоящего художника! И не думаю, что художник, должен учится по каким то правилам. Главное хотеть рисовать! Петь! Танцевать! А если мы рисуем и тем более учимся рисовать для того чтобы нас похвалили, то что-то тут не то… Скорее всего это какая то психологическая проблемма, которую мы хотим решить за счет признания нас. Это конечно же я по себе сужу. Просто ищу по интернету решения данной проблемы… Мне кажется что я очень хочу рисовать, эта мысль у меня постоянно в голове… я начинаю, бросаю… малейшая неудача и я опускаю руки и остается только желание и никаких действий.. Останавливает так же то, что я не вижу смысла, для чего рисовать, кому это нужно? В тот момент как я начала работать, я перестала рисовать, потому что перестала видеть смысл для чего это… Но желание остается и даже печаль… Ищу смысл… Для чего, кому нужны все эти художества?
Вы не можете рисовать, вы делаете это неправильно.
Если вы хотите научиться рисовать, то прочитайте эту статью. До конца. Ну или можете как обычно, найти видео с процессом рисования какой-нибудь классной иллюстрации на Ютуб, затем попытаться его повторить, облажаться, начать смотреть какой-нибудь сериал и застрять в этом чёртовом болоте до конца своей жизни, потому что вы не понимаете, что такое рисование.
Если вы прочитали эту статью до конца, то дайте мне знать. Если у вас есть вопросы, то не стесняйтесь задать их мне. Если же вам кажется всё это глупым, как и мне 25 лет тому назад, то можете просто проигнорировать всё это и надеяться, что возникшие у вас вопросы исчезнут как-нибудь сами собой. И может быть через четверть века боли, страданий и поражений, вы сможете разобраться для себя в этом вопросе.
Эта статья не о том, как я рисую – она о том, как ВЫ СМОТРИТЕ на вещи, о том, как все мы интерпретируем трёхмерную реальность, изображённую на плоском листе.
В этой статье будет много букв и мало картинок. Никаких уроков, которые показывают, как надо рисовать. Все эти резкие слова нужны, чтобы избавить вас от неправильных представлений о том, чем является рисунок. Можете злиться на меня, если хотите. Мне всё равно, что вы там думаете обо мне – меня лишь заботит, что вы думаете о рисовании.
Вы думаете, что рисование это – взять и идеально передать форму носа модели в портрете или сделать невероятно мягкий «шейдинг», чтобы портрет выглядел классно. Но у вас ничего не получается, но вы пытаетесь повторить это снова и снова. Может это и выглядит классно, а может и нет. Но вы не сможете этого сказать, потому что не понимаете, что такое рисование.
Рисование, а именно то как я представляю это определение в данной статье, это мощный инструмент создания иллюзии формы и пространства в 2д арте. Изобразительные средства не имеют значения – если ваша картина обладает устойчивой формой, то только благодаря изначально крепкому рисунку. Если же у неё есть «проблемы с рисунком», то пострадает и иллюзия формы. Это то, что подразумевается под «рисунком» в плане технической стороны вопроса о рисовании.
Можете ли вы создавать великолепный, прекрасный арт без хорошего рисунка? Безусловно, ДА! Конечно вы можете сделать его, если захотите. Если не…
УРОК 1: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ
Вы возможно захотите встать на свою голову ради этого…
В отличие от скульпторов, мы художники, не РАЗРАБАТЫВАЕМ форму, мы СОЗДАЁМ ИЛЛЮЗИЮ формы. Разница огромна: форма в картине не может появится из ниоткуда, она может возникнуть лишь из рисунка, что очевидно не так ли?Вы изображаете реальный трёхмерный объект, но рисунок сам по себе двумерный и зрители могут видеть лишь то, что нарисовали вы.
Вы учитесь владеть языком, слушая других рассказчиков: анализируя их речь и изучая то, как язык работает. Вы общаетесь на языке, а не просто созерцаете реальность. Вы можете таращиться на дерево сутки напролёт и никогда так и не узнаете, как сказать «дерево» на суахили. Если же вы можете сказать «дерево» на суахили, то красивая девушка, говорящая на этом языке не подумает, что «Этот парень говорит на суахили», она подумает о дереве, потому что вы создадите внутри её головы образ дерева используя речь.
Если вы бегло говорите на каком-либо языке, то вы и думаете на нём. Бегло означает – естественно. Это конечно не значит, что вы выражаетесь как Шекспир. Это даже не значит, что у вас огромный словарный запас или вы интересный собеседник. Это просто-напросто значит, что вы даже не размышляете о том, как что-то сказать – вместо этого вы ДУМАЕТЕ на этом языке.
Даже если вы, поразмышляли минутку, чтобы понять, как вам лучше что то сказать, то это НЕ ЗНАЧИТ, что у вас проблемы с языком, вы ведь даже не задумываетесь о построении предложения или прочих лингвистических изысках. Для вас этот язык естественен.
Как только вы доходите до такого уровня, то вы смотрите и слышите мир (и/или ваших внутренних бесов) и используете язык, чтобы выражать своё личное мнение о разных событиях.
Но изучение нового языка, чертовски трудное дело. В начале вы не можете правильно выразиться на нём. У вас куча мыслей в голове, но они не могут выйти наружу. Это настолько вас смущает, что вы решаете запереться в уютной раковине своего родного языка, даже если это означает, что эта красивая девушка вас не поймёт. Вы будете думать, что, когда в первый раз пробовали говорить на суахили, то это было не так глупо, а сейчас вас бесит, что из-за своей сбивчивой речи она с трудом понимает вас. Звучит знакомо, не так ли?
Ладно, не расстраивайтесь, потому что…
УРОК 3: МЫ ВСЕ ПЛОХИ В РИСОВАНИИ
Люди связаны языками, на которых они говорят, но мы плохи в рисовании потому что, умеем лишь хорошо смотреть. Я же говорила вам, что мы в Зазеркалье.
Вот как это работает: визуальный аппарат нашего мозга целиком предназначен для интерпретации форм объектов, без какого-либо знания почему, как или даже ЧТО этот объект делает. Вы уверенны, что это вы сами видите формы, но на самом деле нет! Двумерная картинка с вашей сетчатки глаза переносится в мозг, а он её уже обрабатывает.
Вы знаете, как вы ходите? Вы знаете, как вы думаете? Да вы даже не знаете, как вы видите. Вы не знаете, как вы видите, потому что для вас это естественно. Проблема в том, что вы строите свои представления о том, как работает рисунок на своём непонимании того, как работает зрительный процесс.
А можем ли мы разобрать этот процесс на винтики? Ещё бы! Ведь мы им так хорошо владеем! Если вам кажется, что это противоречит, тому что я сказала ранее, то это потому что вы смотрите не туда…
УРОК 4: НЕ РИСУЙТЕ С НАТУРЫ
Перехватило дыхание от неслыханной ереси? Как такое вообще возможно? Да, рисование с натуры неотъемлемая часть любого хорошего художника. Но оно не учит тому, как рисовать. Есть разница, между тем как работает рисунок и между собственно самим рисованием каких-либо объектов.
Обучение рисованию в классе по рисованию с натуры, состоит из двух частей – сначала вы используете свои (мизерные) познания в рисовании, чтобы понимать форму человеческого тела, а затем, сама форма человеческого тела учит вас рисунку! Рисование с натуры/наблюдение сосредоточено на изучении одного определённого объекта, но оно не учит вас как рисовать.
УРОК 5: КАК (УЧИМСЯ, ТОМУ КАК) РИСОВАТЬ
Не сводите глаз с рисунка.Когда мы смотрим на свои или чужие рисунки, то мы учимся языку рисования. И любой плохой и неудачный рисунок (к счастью этого добра у каждого из нас навалом) будет в этом деле настолько же полезен, как и любой хороший.
ВЫГОДА
Из-за того, что вы ранее не тренировали свои мозги подобным образом, то перед вами широко распахнутся двери новых возможностей.
Вы удивитесь своей способности понимать сложные органические формы.
Вы будете развивать свой собственный словарь форм.Как только вы потратите достаточное количество времени на работу с абстрактными формами, то обнаружите, что вы словно парите, окруженные любовью к рисованию. Без какого-либо принуждения эти формы будут врываться в ваши рисунки прямо из вашего воображения и из опыта наблюдений.Это самым естественным путём приведёт вас к вашему уникальному стилю. Любой ваш рисунок будет иметь силу, цельность, достоверность и уникальность.
Как только вы станете высококлассным виртуозом в рисовании, то обнаружите что когда вы к примеру, хотите нарисовать фигуру человека, то такие вещи как пропорции, точность практически ничего не значат в общем замысле картины. Реальную значимость имеет то, как формы соединяются друг с другом – потому что, нет «правильных» человеческих пропорций, особенно в искусстве.
Когда вы поймёте, что форма никак не связана с точностью, то вы сразу получите бездонный колодец вдохновения и воображения для своего арта. Вы сможете, просто взглянув на нос человека, нарисовать по нему миллион разных других носов, у которых будет одна базовая форма в основе, но каждый из них при этом будет отражать ваш собственный стиль.
Когда вы посмотрите на модель или на референс, то вы будете стараться понять их форму, а не пытаться нарисовать все детали. Вы станете смотреть на жизнь как на рисунок, а не как раньше, когда вы смотрели на свои рисунки как на неправильную версию реальности.
Вам нужно понять это, потому что эти принципы руководят вашим 2д артом, неважно, осознаёте вы это или нет. Даже если ваш рисунок, не шедевр масляной живописи, эти принципы работают, потому что люди всегда стараются увидеть форму во всём. Даже в такой маловажной вещи как линии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И СОВЕТЫ
Вам нужно понимать, как формы работают! Они являются словами языка рисования. Повторю ещё раз: рисование заключается не в точном копирование форм – а в понимании того, как формы работают. Когда вы делает свои собственные формы, это в тысячу раз лучше копирования и зрители будут видеть в них «точность».
Вот простой способ чтобы увидеть это: из-за чего одна форма выглядит так словно она перекрывает другую?Из-за чего вы знаете, что вы видите одну форму поверх второй, тогда как на самом это просто 2 или три отдельных формы на плоской поверхности листа? Это начало зрительного процесса, который поможет вам увидеть грамматику языка рисования. Если вы попробуете этот подход, то у вас случится этот момент «Ага!», когда вы увидите, чем является рисунок. Это и есть «учимся с умом, а не через силу», как бывает, когда пытаешься нарисовать обнажённую модель или занимаешься лепкой в классе. Это настоящее приключение полное исследований и открытий!
(Поклон, аплодисменты)
А теперь вперёд, к новым формам!