почему у меня детский голос в 14 лет
Мутация голоса у мальчиков: признаки ломки голоса и особенности процесса его обновления
О мутационных изменениях голоса у мальчиков написано немало научных трудов, хотя это явление вполне обычное. Изменение тембра голоса происходит в процессе роста голосового аппарата. Гортань сначала значительно увеличивается в размерах, при этом щитовидный хрящ наклоняется вперед. Голосовые складки удлиняются, а гортань опускается вниз. В связи с этим происходит анатомическое изменение органов голосообразования. Если говорить о мутации голоса у мальчиков, то в отличие от девочек, у них всё проходит более выражено.
Механизм ломки голоса у мальчиков
Как было сказано ранее, изменение голоса происходит посредством увеличения гортани в процессе роста. Однако в пубертатный период у юношей гортань увеличивается на 70%, в отличие от девушек, голосовая трубка, которых увеличивается лишь вдвое.
Процесс ломки голоса у мальчиков включает в себя три основных этапа:
Проявляется этот этап в качестве подготовки организма к перестройке голосового аппарата. Если говорить о разговорном голосе, то могут наблюдаться срывы голоса, хрипота, кашель, неприятное «першение». Певческий же голос более информативен в этом случае: срывы голоса при взятии предельных нот диапазона юноши, неприятные ощущения в гортани во время занятий вокалом, «грязная» интонация, случается и потеря голоса. При первых же звоночках стоит прекратить занятия, поскольку этот период требует отдыха голосового аппарата.
Данный этап характеризуется отеком гортани, а также чрезмерным или недостаточным выделение слизи. Эти факторы вызывают воспаление, тем самым поверхность связок приобретает характерный цвет. Перенапряжение может привести к хрипам, а в последствие к «несмыканию голосовых складок». Поэтому в этот период стоит внимательно отнестись к гигиене голоса, в том числе профилактике простудных и вирусных заболеваний. Наблюдается нестабильность голоса, искажение звука, а так же характерная хрипота. При пении наблюдается напряжение голосового аппарата, особенно при скачках на широкие интервалы. Поэтому в занятиях стоит склоняться к певческим упражнениям-распевкам, а не произведениям.
Как и любой другой процесс, мутация голоса у мальчиков не имеет четкой границы завершения. Несмотря на окончательное становление, могут наблюдаться переутомление и напряжение связок. В этот период происходит закрепление произошедших изменений. Голос приобретает фиксированный тембр и силу. Однако этап опасен своей нестабильностью.
Особенности мутации у мальчиков
Признаки ломки голоса у юношей происходит заметнее и связано это, в первую очередь, с тем, что мужской голос, по сути, намного ниже женского. Мутационный период протекает в короткие сроки. Встречаются случаи, когда происходит практически мгновенно. Однако в большинстве случаев перестройка организма затягивается на несколько месяцев. Еще вчера мальчишеский дискант способен перерасти в тенор, баритон или мощный бас. Все зависит от генетически заложенных показателей. У одних юношей происходят значительные изменения, у других – переход ко взрослому голосу не выражен ярким контрастом.
Мутация голоса у мальчиков чаще всего происходит в 12-14 лет. Впрочем, ориентироваться на этот возраст как на норму не стоит. Существует множество факторов, которые способны повлиять как на срок начала, так и на продолжительность процесса.
Во-первых, несомненно, влияет природный климат. Проводимые исследования доказали, что в различных климатических условиях процесс «взросления» голоса происходит по-разному, и возраст перестройки колеблется от 11 до 20 лет.
Во-вторых, генетический фактор. Изначально заложенные в организме установки изменить нельзя.
В-третьих, механический фактор. То есть перестройка может быть нарушена по каким-либо причинам. Ими могут стать, например, нарушения голосового аппарата, соматические заболевания.
Гигиена певческого голоса в период мутации у мальчиков
Мутация певческого голоса – процесс сложный, требующий большого внимания со стороны педагогов вокала или фониатров, сопровождающих учебный процесс. Мероприятия по охране и гигиене голоса должны проводиться комплексно, при этом их начало должно приходиться на предмутационный период. Это позволит избежать нарушения развития голоса, как на физическом, так и механическом уровне.
Занятия вокалом должны проводиться в щадящем режиме. Однако в этот период лучше отказаться от индивидуальных уроков, поскольку подобные занятия рассчитаны на всестороннее развитие голосовых данных. А в период ломки голоса у мальчиков любое перенапряжение связок запрещено. Однако существует альтернатива – это хоровые занятия и ансамбли. Как правило, юношам дают легкую партию, диапазон, которой не превышает квинты, чаще в малой октаве. Все эти условия не действительны в том случае, если процесс сопровождается периодическими срывами голоса, хрипом или нестабильностью унисонных произношений.
Мутация у юношей – процесс, несомненно, сложный, но при правильном подходе и соблюдении постулатов охраны и гигиены голоса можно «пережить» его без последствий и с пользой.
Нужно ли беспокоиться, если у 14-летнего мальчика не ломается голос? (2021-06-21 13:28:37)
Нужно ли беспокоиться, если у 14-летнего мальчика не ломается голос?
Наступление процесса мутации голоса зависит от нескольких факторов: климата, нации ребенка, индивидуальных физиологических особенностей. Подробнее об этом процессе в статье.
Как и почему происходит мутация голоса?
Вас не должно пугать слово «мутация», ибо это означает всего лишь «изменение», а в простонародье «ломка». Связано это изменение с половым созреванием и ростом органов, участвующих в голосообразовании. Процесс этот является естественным, неизбежным, поэтому опасаться его не стоит.
Наступление процесса мутации голоса зависит от нескольких факторов: климата, нации ребенка, индивидуальных физиологических особенностей. Так, например, южные дети гораздо раньше могут столкнуться с этим процессом.
Ломка голоса связана с изменениями гортани, которая в подростковом возрасте существенно увеличивается (в 1,5-2 раза у мальчиков, и на 30% у девочек). Увеличиваются также и голосовые связки, к тому же они начинают колебаться целиком, а не только краями, как это было раньше.
Стадии развития голоса
1. Младший домутационный период (7-10 лет)
Лучше в этом возрасте поддерживать фальцетность, когда ребенок не полностью напрягает голосовую мышцу, так как именно сейчас происходит ее обособление и развитие. Проявления индивидуальных тембров пока ожидать не стоит. Большинство детей пока не чувствуют разницы между разговором и пением, поэтому не тянут звуки, а проговаривают их. Поэтому репертуар стоит подбирать с простым построением, узким диапазоном, короткими фразами, тогда голос будет звучать естественно, а петь будет легко.
При правильном обучении вокалу в период 9-10 лет наступает так называемый расцвет голоса, когда он звучит особенно хорошо: у мальчиков –звонко, у девочек появляется тембровая окраска. Именно в этот момент можно добавлять сложности и разнообразия в песенный репертуар.
2. Старший домутационный период (10-13 лет)
К 11-ти годам у детей с низким голосом частично оформляется голосовая мышца. Связки колеблются не только краями, но и средней частью, дыхание становится более глубоким, звучание более полным, не только головным.
В голосе появляются насыщенность и индивидуальный тембр, расширяется диапазон, можно уже отделить сопрано (до1 – соль2) от альтов (ля малой октавы – ре2). В этом возрасте развивается музыкальная грамотность, гармонический слух, репертуар может быть усложнен.
Воодушевленные новыми тембральными возможностями, дети могут перенапрягать связки, так как сила голоса пока недостаточно развита, что может привести к «мозолям» на связках. Поэтому голосовой аппарат стоит особенно беречь в этот период, соблюдая щадящий режим, и тогда он окрепнет.
3. Мутационный период (13-15 лет)
В этом возрасте происходит половое созревание детей, которое протекает очень индивидуально, поэтому и мутация голоса может произойти как резко и ощутимо, так и медленно и менее заметно. Также индивидуальна и продолжительность этого периода. Она может составлять и несколько месяцев, а может длиться несколько лет. На продолжительность мутационного периода влияют занятия вокалом в предшествующие годы, если ребенок занимался, то мутация произойдет быстрее и без резких изменений голоса.
Опытный педагог должен заметить начало ломки голоса, чтобы вовремя среагировать и перейти к особым методикам. Как было отмечено выше, прерывать занятия вокалом не рекомендуется, нужно работать в пределах диапазона голоса ребенка, не перенапрягая его и не стараться увеличить диапазон во что бы то ни стало.
Характерные признаки наступления мутации:
— Сила голоса у мальчиков растет, но затем верхние ноты, которые раньше давались легко, берутся с трудом.
— Могут появиться сипота и скрипучесть.
— Проявляется фальшь в голосе
— Голос может неожиданно срываться
— Происходит понижение голоса: у девочек на 1-2 тона, на октаву у мальчиков.
— Покраснение гортани
— Повышенное выделение слизи.
4. Послемутационный период (16-18 лет)
В данный период происходит формирование голоса взрослого человека. Хотя рост и развитие гортани закончились, продолжается развитие дыхательного аппарата, рост мышечной силы, поэтому пока невозможно абсолютно точно определить будущий голос, он всё же продолжает меняться. Соответственно в этот период всё еще нужно отбирать репертуар, вокальную нагрузку и методики, которые не травмируют голос, не перенапрягают его.
Именно сейчас можно услышать индивидуальные тембры, голосовой диапазон расширяется и укрепляется окончательно, дыхание становится равномерным, петь становится легче и безболезненно, расширяются возможности грудного резонатора.
Образование кадыка при росте гортани у мальчиков существенно меняет высоту голоса и его певческие качества. Происходит формирование тембра – тенора или баритона.
У девушек период протекает несколько иначе, что связано с пропорциональным ростом гортани. Домутационные певческие свойства сохраняются. Диапазон меняется: сначала немного сужается, затем значительно расширяется, но бывает неустойчивым.
В этот период характерно перенапряжение голоса и злоупотребление новыми открывшимися голосовыми возможностями. Данное перенапряжение может привести к порче голоса. Задача педагога не только предостеречь молодых исполнителей, но и вовремя остановить их. Возможна потеря фальцета, который можно восстановить при правильной работе с голосом.
Развитие голоса должно происходить постепенно, с примарных звуков, расширяя диапазон от середины вверх и вниз, избегая крикливого пения.
Изменение голоса у подростков
Когда у мальчика начинается половая зрелость, его голос начинает меняться наряду с очевидными изменениями во внешности. Вчера ваш сын говорил, как мальчишка, а сегодня вы услышали надлом в его голосе. Какое-то время ему будет трудно контролировать его, и он будет издавать всевозможные странные звуки, когда говорит.
Изменение голоса происходит у всех по разному. Голос мальчика обычно начинает меняться в возрасте от 11 до 14½ лет, обычно сразу после основного скачка роста. Голоса некоторых мальчиков могут меняться постепенно, в то время как голоса других могут меняться быстро.
Изменение гортани
По мере того как тело проходит период полового созревания, гортань становится больше и толще. Это происходит как у мальчиков, так и у девочек, но изменения более заметны у мальчиков. Голоса девушек становятся глубже всего на пару тонов, и перемена едва заметна. Голоса мальчиков, однако, начинают становиться значительно ниже.
Почему голос становится хриплым или писклявым?
Гортань, расположенная в горле, играет главную роль в создании звука. Две мышцы, или голосовые связки, натянуты поперек гортани, похожи на резиновые ленты.
Когда человек говорит, воздух вырывается из легких и заставляет вибрировать голосовые связки, что, в свою очередь, производит звук голоса. Высота производимого звука контролируется тем, насколько сильно сокращаются мышцы голосовых связок, когда воздух из легких попадает в них. Если вы когда-нибудь дергали маленькую тонкую резинку, вы слышали, как она пронзительно звенит, когда ее растягивают. Более толстая резинка издает более глубокий звук. То же самое происходит и с голосовыми связками.
До того, как мальчик достигает половой зрелости, его гортань довольно маленькая, а голосовые связки маленькие и тонкие. Вот почему его голос выше, чем у взрослого. Но по мере того, как он проходит период полового созревания, гортань становится больше, а голосовые связки удлиняются и утолщаются, поэтому его голос становится ниже. Кроме того, начинают расти лицевые кости. Полости в носовых пазухах, носу и задней части горла увеличиваются, создавая больше пространства на лице, что дает голосу больше места для резонирования.
Когда тело мальчика приспосабливается к этому меняющемуся состоянию, его голос может «ломаться». Этот процесс длится всего несколько месяцев. Как только гортань перестанет расти, голос вашего сына не будет издавать этих непредсказуемых звуков.
Нормальная стадия роста
По мере того как продолжается половое созревание, его тело приспосабливается к новому размеру гортани, и хрипы и писки начинают уменьшаться. После этого новый, более глубокий голос становится гораздо более стабильным и его легче контролировать.
Наряду с другими очевидными изменениями в том, как выглядит ваш сын, есть значительные изменения в области горла. Когда его гортань становится больше, она наклоняется под другим углом внутри шеи, и часть ее торчит в передней части горла. Это и есть «Адамово яблоко». У девочек гортань также увеличивается, но не так сильно, как у мальчиков, поэтому у девочек нет выдающихся адамовых яблок.
Если ваш сын обеспокоен, напряжен или смущен звуком своего голоса, дайте ему знать, что это только временно и что каждый проходит через это. Через несколько месяцев у него, скорее всего, будет звучный, глубокий и полный голос, как у взрослого.
Университет
14-летнего Сашу к эндокринологу привел отец. Мальчик расстраивался из-за того, что имел детскую внешность, плохо рос, а голос его не ломался, хотя сверстники уже говорили басом.
В анамнезе у паренька значилось, что он родился от второй доношенной беременности массой 3 200 г и ростом
50 см; хронических заболеваний, оперативных вмешательств, черепно-мозговых травм не имел. С 6 лет занимался футболом, до 12 лет по физическому развитию от ровесников не отличался; а потом будто застыл в своем возрасте.
При осмотре врач увидел, что показатель роста (144,5 см) отстает от генетического на –2 сигмальных отклонения.
Стадия полового созревания по Таннеру — допубертатная (объем яичек — 3 мл; мошонка, половой член таких же размеров и пропорций, как в раннем детстве). Лобкового и аксиллярного оволосения нет. Диагноз — задержка полового развития (ЗПР).
Анжелика Солнцева, доцент 1-й кафедры детских болезней БГМУ, кандидат мед. наук, главный внештатный детский эндокринолог Минздрава
Отчего задержалось развитие. Половое
ЗПР — отсутствие вторичных половых признаков у детей, достигших верхнего возрастного предела нормального пубертата. У девочек не увеличиваются молочные железы к 13 годам и/или нет менструаций (менархе) к 15. Если половое развитие началось своевременно, но в течение 5 лет менструации не наступили, это считается изолированной задержкой менархе. Главные признаки ЗПР у мальчиков — объем яичек к 14 годам менее 4 мл (или длина < 2,4 см).
Вторичное оволосение (лобковое и аксиллярное) не следует считать достоверным критерием полового созревания у детей. Оно может быть результатом активности андрогенов надпочечников и наблюдаться у пациентов даже с выраженными формами гипогонадизма.
ЗПР встречается у 0,6–2,0% (по разным источникам) детей европейской популяции. Большинство имеют функциональные нарушения, связанные с конституциональным (семейным) поздним началом пубертата. У 0,1% из них в основе такой задержки лежит патология гипоталамо-гипофизарной системы (гипогонадотропный гипогонадизм) или половых желез (гипергонадотропный гипогонадизм).
Конституциональная форма составляет до 80% от всех случаев ЗПР и вызвана функциональным расстройством центральных механизмов, активирующих основное звено начала пубертата у детей — циркадный ритм секреции гонадолиберина. Этот вариант ЗПР преобладает у мальчиков (соотношение с девочками 9:1). В основном носит наследственный характер. В 70% случаев у родителей также была ЗПР (в 37% — у обоих, в 30% — у матери, в 33% — у отца). Встречаются и спорадические формы заболевания.
Отягощающие факторы — патология беременности и родов, низкие антропометрические показатели новорожденного, неблагоприятная социальная и семейная обстановка, алкоголизм и наркомания родителей.
Задержку роста и полового созревания могут давать и хронические системные заболевания: нарушение работы органов пищеварительной системы с синдромом мальабсорбции (целиакия, хронический панкреатит, гепатит), хроническая болезнь почек, пороки сердца, хронические бронхолегочные заболевания, эндокринопатии (гипотиреоз, сахарный диабет, гиперкортицизм, включая ятрогенный, и др.).
ЗПР возникает при дефиците массы тела (несбалансированное питание, низкая калорийность пищи, диета, голодание) или, наоборот, при алиментарном ожирении. Задержкой пубертата иногда сопровождаются усиленные занятия гимнастикой, балетом и т. д., когда идет нефизиологическое превышение энергозатрат.
Один из потенциальных факторов возникновения ЗПР у детей с нарушением питания — нейрогормональный медиатор (лептин). Он контролирует аппетит и потребление пищи. В определенных концентрациях при достаточном развитии жировой ткани лептин стимулирует секрецию гонадотропин-рилизинг гормона (Гн-РГ). Дефицит массы тела приводит к задержке полового созревания. Так, у детей с нервной анорексией уровень лептина резко снижен, концентрация лютеинизирующего и фолликулостимулирующего гормонов уменьшена. У большинства пациентов с ожирением, несмотря на высокие показатели этого нейрогормонального медиатора, отмечается феномен лептинорезистентности, когда тоже снижена гонадотропная функция.
В большинстве случаев ЗПР сочетается с замедлением роста. Задержка роста связана с отсутствием пубертатного ростового скачка, который происходит благодаря прямому влиянию половых гормонов на костную ткань и активации импульсной секреции гормона роста (ГР) и синтеза инсулиноподобного фактора роста-1 (ИФР-1). Предполагают, что конституциональная задержка полового созревания обусловлена первичными расстройствами в системе ГР — ИФР-1, а активация гонадотропной функции является вторичной.
ЗПР способствует полиморфизм форм лютеинизирующего гормона с измененной биологической активностью и высоким сродством к клеточным рецепторам. У таких детей пубертат начинается в нормальные сроки, но развитие вторичных половых признаков идет медленно. Ребята с мутантными формами лютеинизирующего гормона имеют более низкую скорость роста, уменьшенные концентрации ИФР-1 и связывающего его белка.
Клиническое «лицо» ЗПР
К дополнительным признакам ЗПР относят отсутствие: у девочек — распределения жира по женскому типу (в области бедер и ягодиц), у мальчиков — мутации голоса, развития оволосения на лице, формирования мужской архитектоники тела, а также недостаточную активность потовых и сальных желез. Лобковое и аксиллярное оволосение слабо выражено из-за поздней активации синтеза андрогенов надпочечниками.
Важный признак функциональной ЗПР — отставание в росте. Умеренное отмечается с первых лет жизни. В предшествующий пубертатному период (9–10 лет) темпы начинают прогрессивно снижаться до 3–4 см в год.
Костный возраст меньше паспортного на 2–3 года. Но показатели костного и ростового возраста (когда имеющийся рост соответствует 50-й перцентили) совпадают. Пропорции тела у детей с конституциональной ЗПР не нарушены. В некоторых случаях при длительной задержке полового созревания могут формироваться евнухоидные пропорции тела (длинные конечности, укороченное туловище). У мальчиков скелетная мускулатура слабо развита, отмечается распределение жировой массы по женскому типу, увеличение грудных желез, отсутствие оволосения на лобке, в подмышечных впадинах; высокий тембр голоса.
Есть и другие категории пациентов, которых надо обследовать, чтобы исключить серьезную патологию — гипогонадизм. При наличии стигм дизэмбриогенеза и/или клинической симптоматике врожденных генетических синдромов необходимо обследовать детей в допубертате (синдромы Шерешевского — Тернера, Прадера — Вилли, Клайнфельтера и др.); с непрогрессирующим половым развитием (своевременное появление вторичных половых признаков и отсутствие достижения 4–5-й стадии по Таннеру в течение 3,5–4,5 года). Диагностика наиболее результативна после 13 лет.+
Определить патологию: от анализа до МРТ
Клиническое исследование включает: измерение роста и массы, определение соотношения длины верхней и нижней частей тела, размаха рук к длине тела; выявление стигм дисморфогенеза; оценку полового развития (по Таннеру), интеллекта; исключение аносмии; осмотр офтальмологом (глазное дно, поле зрения); неврологом.
Необходимо сделать общий анализ крови и мочи; биохимический анализ крови (креатинин, мочевина, калий, натрий, кальций); гормональное обследование;
рентгенограмму левой кисти и запястья с оценкой костного возраста; ультразвуковое исследование органов малого таза у девочек/брюшной полости, яичек у мальчиков; КТ головного мозга или МРТ области гипофиза с обязательным контрастированием (оптимальный метод визуализации аденомы гипофиза), при необходимости — кариотипирование и специальные функциональные тесты.
Основа лечения конституциональной ЗПР — гормональная терапия. Она стимулирует развитие вторичных половых признаков, скорость роста; активизирует минерализацию костной ткани, созревание гипоталамо-гонадотропной системы. Важный довод для применения половых гормонов — наличие психологических проблем, эмоциональных нарушений, трудностей социальной адаптации у детей с ЗПР.
Основное требование к медикаментозной гормональной терапии — она не должна влиять на ускоренное костное созревание (может остановиться рост ребенка). Метод выбора такой терапии при конституциональной ЗПР — короткие курсы препаратов тестостерона пролонгированного действия (смесь сложных эфиров тестостерона внутримышечно по 50 мг 1 раз в 4 недели в течение 3–6 месяцев в зависимости от результатов). Такое лечение можно назначать пациенту с костным возрастом 12 лет.
Препараты хорионического гонадотропина (ХГ) менее предпочтительны для коррекции функциональной ЗПР, т. к. могут привести к быстрой и массивной андрогенизации, а она способствует интенсивному ускорению костного возраста и ухудшению роста. Особенно опасно назначать стимулирующие курсы ХГ, когда костный возраст менее 12 лет.
В подобном случае используют неароматизирующиеся анаболические стероиды, обладающие минимальной андрогенной активностью: оксандролон внутрь 0,1 мг/кг массы тела (но не более 2,5 мг в сутки) 1 раз в день в течение 3–6 месяцев; контроль костного возраста через 3 месяца). Эта группа препаратов не влияет на гонадотропную продукцию, не вызывает развития вторичных половых признаков и не ускоряет костного созревания.+
…Поскольку у Саши были трудности социальной адаптации, ему назначили курс пролонгированного препарата сложных эфиров тестостерона 50 мг 1 раз в 4 недели на протяжении 6 месяцев. Через полгода при осмотре врач отметил начало полового созревания, увеличение объема яичек до 8 мл; парень стал выше на 3 см. Еще через 3 месяца произошли дальнейшая самостоятельная прогрессия пубертата, скачок роста. Рост юноши составил 174,5 см (в рамках генетического ростового коридора).+
Цифирь
На начало 2013 года в Беларуси на диспансерном учете у эндокринологов состоял 91 пациент с задержкой полового развития (из них 48 девочек).
Медицинский вестник, 4 декабря 2013