почему ты не ешь спросил его коля завтрак потерял
Рассказ «Три товарища»
Коротенький, но емкий по смыслу рассказ Валентины Осеевой «Три товарища» учит своих читателей ценить и беречь настоящую дружбу. Эта поучительная история показывает, что настоящий друг познается по поступкам, а не по красивым словам. Забыл мальчик Коля завтрак дома. До обеда далеко, а кушать очень хочется. Коля повздыхал, посочувствовал Вите, но не поделился с другом. А Володя молча разломил бутерброд и половину отдал другу.
Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
– Почему ты нe ешь? – спросил его Коля.
– Завтрак потерял…
– Плохо, – сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко ещё!
– А ты где его потерял? – спросил Миша.
– Не знаю… – тихо сказал Витя и отвернулся.
– Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, – сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
– Бери, ешь.
Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие рассказы.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Синие листья
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Солнце – в оконце, Я – на порог. Сколько тропинок, Сколько дорог! Сколько деревьев, Сколько кустов, Пташек, букашек, Трав и цветов! Сколько цветущих, Пышных полей, Бабочек пёстрых, Мух и шмелей! Солнце – в оконце, Я – на порог. Сколько работы Для рук и для ног!
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:
– С тобой что-то случилось?
– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.
– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.
– Убегу! Из-за одной Ленки убегу, – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько.
– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает – другой пожалеет.
– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
– Что же, не берёт тебя брат?
– А почему вы всё спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду:
– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
– Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую.
Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймёт волшебное слово!»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
– Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
– Мне синюю, – робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь на кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…
– Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щёки.
«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы.
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся.
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Нет, – отвечал мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.
Юра вошёл в автобус и сел на детское место. Вслед за Юрой вошёл военный. Юра вскочил:
– Сиди, сиди! Я вот здесь сяду.
Военный сел сзади Юры. По ступенькам поднялась старушка.
Юра хотел предложить ей место, но другой мальчик опередил его.
«Некрасиво получилось», – подумал Юра и стал зорко смотреть на дверь.
С передней площадки вошла девочка. Она прижимала к себе туго свернутое байковое одеяльце, из которого торчал кружевной чепчик.
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
Конспект урока по произведению В.Осеевой «Три товарища»
Цели урока:
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент
Мы будем учиться.
Не будем лениться.
Мы будем читать, размышлять,
О многом из книг узнавать.
У меня на доске записана пословица. Она сегодня на уроке будет служить нам девизом. Прочитаем её.
Давайте подумаем, о чем будет наш сегодняшний разговор? (о добре и добрых делах, поступках).
— Ребята, а какие поступки вы считаете добрыми? (Добрые это те, которые приносят пользу, помогают кому-то в сложной ситуации, приносят радость и счастье).
— А вы часто совершаете добрые поступки? (выслушиваем ответы детей).
Наш урок мы начнем с такого задания. Каждый ряд получает конверт. В нем лежат карточки со словами. Вам надо подумать, что их объединяет.
Задания для групп:
Дети:
— А как связаны между собой эти рассказы?
Дети. Эти рассказы написала Валентина Осеева.
Знакомство с произведением В.Осеевой «Три товарища»
— О чем пишет свои произведения Валентина Осеева? (о дружбе и добре)
— Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении «Три товарища»? (о трех товарищах).
— Ребята, а кто такие товарищи? (товарищ – это друг).
— Значит, речь пойдет о трех друзьях? (да).
— Что вам помогло предположить содержание рассказа? (Иллюстрация, заголовок.)
— Давайте же познакомимся с этим произведением и узнаем, верно ли наше предположение.
Первично чтение текста учителем
— Как вы думаете, ребята, а что произошло дальше?
(выслушиваем предположения детей – мальчики поделились завтраком, Витя нашёл свой завтрак)
Рассказ прочитывается до конца.
Беседа по первичному восприятию
— Оправдались ваши предположения?
Дети: Удивило то, что только один мальчик поделился завтраком с Витей.
— Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?
— А сколько на самом деле оказалось товарищей у Вити?
— Почему автор назвал текст «Три товарища» (Заставляет нас задуматься над тем, каким должен быть настоящий друг.)
Вторичное чтение (чтение по частям + анализ отрывков текста)
— Ребята, сейчас мы прочитаем рассказ вместе! Сначала найдем в тексте, что произошло с Витей?
Дети: «Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.» Витя потерял свой завтрак.
— (ребенок читает и отвечает на вопрос):
Коля, сказал, что терять завтрак плохо и до обеда еще далеко, сам при этом ел.
— (ребенок читает и отвечает на вопрос):
Миша дал совет, как правильно нести завтрак, чтобы не потерять его.
— А как поступил Володя?
— (ребенок читает и отвечает на вопрос):
«А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
Володя поделился завтраком с Витей без лишних вопросов и советов.
Анализ героев, сюжета
— Как вы считаете, Коля и Миша поступили хорошо или плохо? (плохо).
— Почему? Ведь Витя же сам потерял свой завтрак, а Коля и Миша дали ему советы, как этого не допустить впредь? (Плохо, потому что на самом деле они не помогли Вите. Он так и остался голодным.)
— Нужны были Вите советы ребят или он сам все понял, как вы думаете? (Не нужны, он все понял, ведь мальчик не выпрашивал еду у других, а стоял в сторонке и ждал конца завтрака).
— А как поступил Володя? (Он не давал советов, а помог Вите, поделившись с ним едой)
— Каким был Володя? (добрым и щедрым, готовым прийти на помощь в трудную минуту, а не размышлять о том, как не надо делать)
— Почему? Другие ребята не были равнодушными, давали советы? Разве это плохо? (Витя хотел кушать и только Володя ему помог. Советами сыт не будешь).
— А как бы вы поступили в данной ситуации? (помогли бы товарищу, поделились бы, как Володя).
— Хорошо иметь таких друзей, которые не останутся равнодушными к вашей беде и всегда придут на помощь.
— Как по-вашему, кто такой настоящий друг? (Выслушиваем ответы детей, затем обобщенные ответы прочитываем на слайде презентации)
Рефлексия
Предлагаю всем составить синквейн по рассказу Валентины Осеевой.
Давайте вспомним, как его составлять.
Синквейн
Составим синквейн своего понимания слова «друг».
1 строка. 1 слово – заголовок. Слово-предмет. (Кто? Что?)
2 строка. 2 слова Слова-признаки. (Какой? Какая? Какое? Какие?)
3 строка. 3 слова Слова-действия. (Что делает? Что делают?)
4 строка. 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.
5 строка. 1 слово Вывод, итог. Слово-предмет. (Кто? Что?)
Друг.
Верный, надёжный.
Поможет, поддержит, подскажет.
Друг не бросит в беде одного.
Товарищ.
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Давайте вернемся к словам пословицы, которая была девизом нашего урока.
На ваш взгляд, какое слово в этой пословице будет наиболее важным? (добрые дела)
Мне очень хочется, чтобы вы были добрыми, отзывчивыми. Берегите своих близких и друзей. Совершайте ради них добрые поступки.
«Лесенка успеха»
Предлагаю каждому оценить свою работу на уроке.
Дети крепят на лесенке кружочки, в зависимости от того, как оценили свою работу.
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение по ролям рассказа В.Осеевой «Три товарища».