почему трудно удержать в руках живую рыбу
Почему живую рыбу трудно удержать в руках?
Самостоятельная работа №14. СИЛА ТРЕНИЯ.
Начальный уровень
1. Приведите примеры, когда трение вредно и когда полезно.
2. Назовите известные вам способы уменьшения трения.
3. Назовите известные вам способы увеличения трения.
4. Зачем в гололедицу тротуары посыпают песком?
5. Почему трудно удержать в руках живую рыбу?
6. Почему шелковый шнурок развязывается быстрее, чем шерстяной?
Средний уровень
1. Если автобус равномерно движется по горизонтальному пути, чему равна сила трения?
2. Тело лежит на поверхности стола. Чему равна сила трения покоя, действующая на тело, если поверхность горизонтальна? А если она наклонена под углом к горизонту?
3. На ленте транспортера лежит груз. Изобразите силы, действующие на груз со стороны ленты, когда он движется наклонно вверх. Назовите эти силы.
4. Зубья пилы разводят в разные стороны от плоскости пилы. Какой пилой труднее пилить — разведенной или неразведенной? Почему?
5. Может ли сила трения, действующая на тело, находящееся на наклонной плоскости, быть направлена вдоль склона вниз?
6. Парашютист, масса которого 80 кг, равномерно движется вниз. Чему равна сила сопротивление воздуха, действующая на парашют?
Достаточный уровень
1. а) На рисунке изображено тело, движущееся по поверхности. Вектор скорости тела указан рядом с ним. Укажите направление силы трения, действующей на каждое тело.
б) Вагонетка с грузом весит 3 кН. Какая сила необходима для равномерного движения вагонетки, если сила трения составляет 0,005 веса вагонетки с грузом?
2. а) Какая сила разгоняет автомобиль, когда водитель нажимает педаль газа?
б) Для равномерного перемещения саней по снегу прилагается сила 25 Н. Определить вес саней, если сила трения составляет 0,05 веса саней.
3. а) На рисунке изображено тело, движущееся по наклонной плоскости. Вектор скорости тела указан рядом с ним. Укажите направление силы трения, действующей на каждое тело.
б) Какая сила нужна для равномерного перемещения саней по льду, если вес саней 4 кН и сила трения составляет 0,03 веса саней?
4. а) Какая сила тормозит автомобиль, когда водитель нажимает педаль тормоза?
б) Когда ящик перемещается по горизонтальному полу, возникает сила трения 40 Н. Определите вес ящика, если сила трения составляет 0,5 его веса.
5. а) Лестница у стены занимает положение, изображенное на рисунке. Изобразите схематически все силы, действующие на лестницу.
б) Как велика общая сила трения, которую преодолевает тепловоз, когда он тянет поезд по горизонтальному участку пути со скоростью 60 км/ч и развивает при этом силу тяги 200 кН?
6. а) Чтобы сдвинуть тяжелое тело, к нему приложили силу, направленную горизонтально вдоль стола. Сила в 50 Н оказалось недостаточной, а под действием силы 80 Н тело стало двигаться равномерно. Изобразите эти силы в масштабе и определите численное значение силы трения. б) Ящик с деталями весит 500 Н. Какая сила требуется для равномерного перемещения этого ящика по горизонтальному полу, если сила трения составляет 0,05 веса ящика?
Высокий уровень
7. а) На столе лежит стопка книг. Что легче: вытянуть нижнюю книгу, придерживая (но не приподнимая! ) остальные, или привести в движение всю стопку, потянув за нижнюю книжку? б) Сани сдвигаются с места, если к ним приложить горизонтальную силу 90 Н. Какова масса саней, если сила трения составляет 0,045 их веса?
8. а) На столе лежит стопка из 10 одинаковых книг. Что легче: сдвинуть пять верхних или вытянуть из стопки четвертую сверху книгу? Ответ объяснить. б) К вертикальной стене прижали деревянный брусок массой 1,5 кг. Коэффициент трения бруска о стену составляет 0,3. С какой наименьшей силой необходимо прижимать брусок, чтобы он не скользил вниз?
9. а) К стенке дома прислонена лестница. Человек поднимается по лестнице. В некоторый момент времени концы
Почему трудно удержать в руках живую рыбу
При «разведенной» пиле пропил имеет ширину, большую толщины полотна пилы. Этим уменьшается трение движущейся пилы о стенки пропила.
При разрезании ниткой возникает значительно меньшая сила трения, чем при разрезании ножом.
При вращении ведущей оси между колесами и грунтом возникает сила трения покоя, толкающая автомобиль. Чем больше ведущих осей, тем больше сила тяги, действующая на автомашину.
Кроме требований гигиены инструмента, существенным является уменьшение силы трения иглы о кожу при уколе.
Шелковый шнур имеет более гладкую поверхность, значит, возникает меньшая сила трения.
Роса увеличивает массу стебля. Поэтому при ударе косой он в меньшей степени изгибается, и коса сразу срезает его. Роса служит смазкой, что уменьшает силу трения, когда при обратном движении коса скользит по траве.
Тело рыбы покрыто слизью. Эта смазка уменьшает силу трения, и рыба выскальзывает из рук.
Чтобы не увеличивать трение поручней о направляющие пластины, по которым они скользят.
Уменьшать вес электровоза невыгодно, так как это уменьшит силу давления на рельсы, а следовательно, и силу трения между ведущими колесами и рельсами, что уменьшит силу тяги электровоза.
В кузов автомашины. Это увеличит силу давления на задние (ведущие) колеса машины, а значит, увеличит сцепление с полотном дороги. Если поместить груз на прицеп, возможна пробуксовка машины на мокрой скользкой дороге и на подъеме.
Так как возрастает сила давления ремня на шкив.
Сила трения между тетрадями вверху меньше, чем внизу, так как меньше сила давления. Поэтому тетради, лежащие выше той, за которую потянули, сдвинутся вместе с ней, а лежащие ниже останутся неподвижными.
Чтобы увеличить силу трения.
Потому что лист на рельсах уменьшает трение и может помешать торможению.
Сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле. Во столько же раз там меньше (при прочих равных условиях) и сила трения, а сила мышц такая же, как и на Земле. Это все равно, что на Земле стать в шесть раз сильнее. Ходьба сразу превратится в прыжки, и устойчивость потеряется.
Сила упругости есть сила отталкивания молекул вещества, из которого изготовлен стул.
Вода смачивает поверхность стеклянной палочки и по ней вытекает из чашки. Без упомянутой предосторожности значительная часть жидкости потечет по внешней поверхности чашки.
Покрыть его пленкой, которую вода не смачивает.
Клей смачивает соединяемые поверхности, и этим обеспечивается прочность соединения.
Нет, так как будет происходить спаивание металла и материала формы.
Крупинки золота, покрываясь жиром овчины, прилипают к ворсу, который также покрыт жиром.
Урок по физике для 7 класса «Сила трения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ сила трения.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок на тему «Сила трения» Физика 7 класс Подготовила учитель физики МБОУ СОШ №1 г. Рудни Романенкова В.С.
Сформулируйте цель нашего урока, используя ключевые слова: Изучить Установить Выяснить Тема урока «Сила трения»
Сила трения – сила возникающая, при соприкосновении тел, направленная вдоль этой поверхности соприкосновения. Сила трения направлена против скорости движения. V Fтр Определение силы трения
Какой вид трения имеет место при катании на велосипеде? При перевозке груза на санках? При катании на лыжах? При движении вагонетки? Какова роль силы трения при ходьбе? Почему санки, скатившись с горы, останавливаются? Почему трудно удержать в руках живую рыбу? Где течение реки быстрее на поверхности или на дне? У берегов или на середине? Почему? Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами? Зачем в двигатель автомобиля наливают масло? Зачем шины автомобилей делают ребристыми? Решение качественных задач
Как называется сила, характеризующая взаимодействие тел, препятствующее их относительному движению? а) сила тяжести; б) сила трения; в) сила инерции; г) сила упругости. От чего не зависит сила трения? а) рода поверхности; б) площади поверхности; в) силы давления; г) наличия смазки. Как смазка влияет на силу трения? а) уменьшает; б) не влияет; в) увеличивает; г) сводит к нулю. Какая сила удерживает тело на наклонной плоскости? а) сила тяжести; б) сила инерции; в) трение покоя; г) трение качения. В каком направлении действует сила трения скольжения при движении тела по шероховатой поверхности? а) противоположно движению; б) перпендикулярно движению; в) в направлении движения; г) под углом 300 к движению. Проверка 1б; 2б; 3а; 4в; 5а Экспресс-диагностика
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… у меня получилось … меня удивило…
Выбранный для просмотра документ урок сила трения.docx
Урок по физике в 7 классе на тему:
изучить три вида сил трения (трение покоя, скольжения, качения);
выяснить причины возникновения сил трения;
установить от чего зависит сила трения;
формировать умение делать логические заключения на основе анализа, сравнивать явления, делать выводы, обобщать;
воспитание убежденности в возможности познания природы;
развитие умения работать самостоятельно и в парах.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, набор грузов, динамометры, бруски лабораторные
Изучение нового материала.
Рефлексия. Итог урока.
Основные тезисы урока
Психологический настрой учащихся на работу.
Давайте вспомним, о чем мы говорили на последних уроках физики
Отвечают на вопросы (фронтальная работа с классом)
Актуализация знаний (вызов)
От чего зависит результат действия силы?
Какие силы вы знаете?
Назовите особенности всех изученных нами сил.
Можно ли силу измерить? Как это сделать?
Сегодня мы продолжим работать по теме силы. Какую силу мы с вами еще не изучили?
Тема урока «Сила трения»
Сформулируйте цель нашего урока, используя ключевые слова:
Изучить (силу трения и ее виды)
Установить (от чего зависит сила)
Выяснить (причины возникновения силы трения)
Отвечают на вопросы (фронтальная работа с классом)
Записывают тему урока
Изучение нового материала (осмысление)
Положите деревянный брусок на линейку. Осторожно толкните его.
Что произошло с бруском?
Почему изменилась скорость тела?
Какие силы действуют на брусок?
Как они направлены?
Дайте определение силы трения
Сила трения – сила возникающая, при соприкосновении тел, направленная вдоль этой поверхности соприкосновения
В чем состоит отличительная особенность силы трения?
Сегодня мы познакомимся с вами с силой трения покоя, силой трение скольжения и силой трение качения
Задание 1 Измерить максимальную силу трения покоя бруска
Что же это за сила – сила трения покоя?
Вывод: между покоящимися друг относительно друга телами существует сила трения – трения покоя
Когда возникает сила трения скольжения?
Когда возникает сила трения качения?
Как вы думаете, эти силы будут одинаковые или разные?
Задание 2 Сравнить силу трения скольжения и силу трения качения
Вывод: сила трения скольжения больше силы трения качения
Кто пришел к другому выводу?
Именно по этой причине люди еще в древности применяли катки для перетаскивания больших грузов, а позднее стали использовать колесо.
Как вы думаете, зависит ли сила трения от рода поверхности по которой движется тело? Пример
Задание 3 Установить зависимость силы трения от рода соприкасающихся поверхностей
Вывод: Чем больше шероховатость поверхности, тем больше сила трения.
Кто пришел к другому выводу?
Где мы это используем в жизни?
А для уменьшения трения вводят смазку между поверхностями (детали машин и механизмов)
Отчего еще может зависеть сила трения?
Задание 4 Изучение зависимости силы трения скольжения от давления и независимости от площади соприкасающихся поверхностей
Вывод: Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше возникающая сила трения.
Сила трения не зависит от площади поверхности.
Кто пришел к другому выводу?
В чем же причины возникновения сил трения?
Взаимное притяжение молекул
Трение вредно или полезно?
(на эту тему вы порассуждаете дома, написав небольшое сочинение)
Проводят опыт. Отвечают на вопросы.
Учащиеся проводит опыт; делают вывод и записывают в тетрадь (работа в парах)
Отвечают на вопросы
Выдвигают гипотезу, проводят опыт, делают вывод, записывают в тетрадь (работа в парах)
Отвечают на вопрос, приводят пример
Проводят опыт, делают вывод, записывают в тетрадь (работа в группах по 4 человека)
Проводят опыт, делают вывод, записывают в тетрадь (работа в парах)
Выдвигают предположения на основе проведенных опытов
Записывают в тетрадь причины возникновения трения
Решение качественных задач
Какой вид трения имеет место при катании на велосипеде? При перевозке груза на санках? При катании на лыжах? При движении вагонетки?
Какова роль силы трения при ходьбе?
Почему санки, скатившись с горы, останавливаются?
Почему трудно удержать в руках живую рыбу?
Где течение реки быстрее на поверхности или на дне? У берегов или на середине? Почему?
Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?
Зачем в двигатель автомобиля наливают масло?
Зачем шины автомобилей делают ребристыми?
Как называется сила, характеризующая взаимодействие тел, препятствующее их относительному движению?
а) сила тяжести; б) сила трения; в) сила инерции; г) сила упругости.
От чего не зависит сила трения силы трения?
а) рода поверхности; б) площади поверхности; в) силы давления; г) наличия смазки.
Как смазка влияет на силу трения?
а) уменьшает; б) не влияет; в) увеличивает; г) водит к нулю.
Какая сила удерживает тело на наклонной плоскости?
а) сила тяжести; б) сила инерции; в) трение покоя; г) трение качения.
В каком направлении действует сила трения скольжения при движении тела по шероховатой поверхности?
а) противоположно движению; б) перпендикулярно движению; в) в направлении движения; г) под углом 30 0 к движению.
Отвечают на вопросы
Отвечают письменно с последующей взаимопроверкой
Рефлексия. Итог урока
Что сегодня на уроке мы изучили, выяснили, установили?
Насколько успешной была ваша работа, оцените, используя для начала предложения фразы:
Учащиеся подводят итог урока
§30- 31. Написать сочинение на тему «Если трение вдруг исчезнет» (по желанию)
Задание 1. Измерить максимальную силу трения покоя бруска по деревянной линейке
Измерьте вес бруска с двумя грузами с помощью динамометра _____________
Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по деревянной линейке. Для этого положите брусок на стол, на брусок два груза. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показания динамометра, соответствующее началу движения бруска. ___________
Задание 2. Сравнить силу трения скольжения и силу трения качения
Измерьте вес бруска с двумя грузами с помощью динамометра _____________
Измерьте силу трения скольжения бруска по деревянной линейке. Для этого положите брусок с двумя грузами на стол. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показания динамометра, соответствующее равномерному движению бруска. ___________
Измерьте силу трения качения бруска по деревянной линейке. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и равномерно перемещайте брусок по линейке при помощи динамометра. Запишите показания динамометра. ___________
Сравните силу трения скольжения и силу трения качения.
Задание 3.Установить зависимость силы трения от рода соприкасающихся поверхностей
Измерьте вес бруска с двумя грузами с помощью динамометра _____________
Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами по деревянной линейке. Запишите показания динамометра, соответствующее равномерному движению бруска. ___________
Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами по наждачной бумаге. Запишите показания динамометра. ___________
Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами по листу гладкой бумаги. Запишите показания динамометра. ___________
Сравните силы трения.
Задание 4.Установить зависимость силы трения скольжения от давления и независимости от площади соприкасающихся поверхностей
Положите на линейку брусок большой гранью, на него груз. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузом по деревянной линейке. Запишите показания динамометра, соответствующее равномерному движению бруска. ___________
Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения. Запишите показания динамометра. ___________
Положите на линейку брусок меньшей гранью, на него два груза. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по деревянной линейке. Запишите показания динамометра, соответствующее равномерному движению бруска. ___________
Сравните силу трения в 1 и 2 случае; 2 и 3 случае
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
» «Описание материала:
«Урок изучения нового материала, разработанный на основе системно-деятельностного подхода. Отличительной особенностью урока является организация самостоятельной деятельности обучающихся по выполнению практических исследований.
«Предусматривается творческое домашнее задание.
Номер материала: 27613012656
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.