почему ребенок не глотает еду
Как научить ребенка жевать
Умение жевать – очень важный навык. Ко второму дню рождения ребенок должен легко управляться с твёрдой пищей. Если малыш ленится, родителям придется включить педагогическую смекалку и запастись терпением.
Самая частая причина того, что ребенок отказывается жевать – несвоевременное, слишком позднее знакомство малыша с твёрдой пищей. Мамы нередко увлекаются перетиранием продуктов в пюре даже для подросшего крохи. Итог – ребенок не умеет прилагать усилия для приема пищи, глотает непрожёванные кусочки, давится ими. Либо и вовсе отказывается есть, капризничает и плачет, пока не получит привычную пюрешку.
Прививать навыки жевания нужно с того момента, как малыш начнет тянуть все предметы в рот. Зуд в деснах – первый признак скорого появления зубов. У кого-то он начинается в 4-5 месяцев, у кого-то в 7 и позже. Именно сейчас самое время начать знакомить малыша с твёрдой пищей. Очень важно успеть до первого зуба. Когда у малыша вылезут резцы, жевать деснами он уже не сможет.
На что влияет навык жевания (помимо подготовки к введению в детское меню «взрослой» пищи):
На формирование правильного прикуса и здоровье будущих зубов.
На работу пищеварительной системы и её развитие. Твердая пища, которую скоро ребенок начнет есть постоянно, обязательно должна обрабатываться слюной. Жевательные движения способствуют её образованию. Также они необходимы для выработки желудочного сока и ферментов. Если предлагать малышу только перетертую пищу, есть риск, что желудок станет «лениться» и позже не справится с перевариванием еды в виде кусочков.
На укрепление мышц, участвующих в артикуляции. Малышу нужно жевать, чтобы подготовится к речевому развитию. Если ребенок этого не делает, мышцы теряют тонус, и впоследствии могут возникнуть проблемы с произношением тех или иных звуков.
Если вы волнуетесь, что малыш может подавиться, или сам ребенок пугается твердой пищи во рту, используйте ниблер (он же сеточка для прикорма, фидер или фруттейкер). Это приспособление с держателем для детской руки. Кусочек пищи помещается в специальную сеточку (из ткани или из силикона), малыш может совершенно безопасно знакомится с новыми продуктами и совершенствовать свои жевательные навыки. Многие наши мамы и бабушки в своем время просто заворачивали ломтик яблока в марлю, принцип был тот же. Несмотря на то, что возможность поперхнуться пищей в этом случае сведена к минимуму, обязательно приглядывайте за малышом, жующим ниблер, и тщательно следите за чистотой сеточки, промывая её после каждого использования.
Что делать, если вовремя учиться жевать малыш не научился и даже в 2-3 года отказывается от твердой пищи? Запаситесь терпением и действуйте. В этом время малыши уже очень ловко умеют манипулировать взрослыми, не идите на поводу, а мягко настаивайте на своем.
Безусловно, нельзя морить ребенка голодом («проголодается – съест»). Вводите твердую пищу постепенно. Добавляйте в еду совсем маленькие кусочки фруктов и овощей, понемногу увеличивая их количество в тарелке и размер.
Показывайте пример. Маленький ребенок с удовольствием повторяет за взрослыми или сверстниками. Если все вокруг будут есть вкусные кусочки, он тоже заинтересуется.
Чаще ешьте не дома. Объясните малышу, что здесь нет привычной еды, предложите попробовать что-нибудь новое – детское любопытство в этой ситуации часто играет на руку родителям.
Привлекайте малыша к приготовлению пищи. Объясните, что блендер сломался, предложите размять овощи вилочкой (слишком мелко это сделать не получится).
Превращайте процесс приема пищи в игру. Будьте изобретательны – поиграйте в зайчика, который грызет морковку, выложите на тарелке яркую историю, которая привлечет внимание ребенка. Фантазируйте.
Имейте в виду и то, что нежелание жевать может быть связано с темпераментом ребенка – если малыш слишком ленив или, напротив, гиперактивен и не способен концентрироваться. В этом случае вы можете посоветоваться насчет своих действий с психологом. Также, если проблема не решается, советуем обратиться к детскому логопеду – специальные упражнения и тренировка лицевых мышц помогут не только развить речевые навыки, но и повлияют на умение и желание жевать.
Почему ребенок не глотает еду
Дисфагия у детей может быть вызвана целом рядом пищевых нарушений и/или нарушений глотания. Детальное обсуждение каждой возможной причины выходит за рамки этой главы, которая в первую очередь предоставляет читателю алгоритм диагностического поиска, основанный на понимании нормальной физиологии глотания, знании ключевых моментов анамнеза и осмотра, а также умении ориентироваться в том объеме патологических состояний, которые стать быть причиной дисфагии.
Акт глотания подразделяется на три фазы: ротовую, глоточную и пищеводную. Ротовая фаза включает в себя помещение пищи в рот, жевание и проталкивание пищевого комка в ротоглотку.
Глоточная фаза является рефлекторной, в ней принимают участие V, IX, X и XII пары черепных нервов, при помощи нее закрывается носоглотка, гортань поднимается, закрывая нижележащие дыхательные пути, и пищевой комок продвигается в гортаноглотку. Пищеводная фаза начинается с расслабления перстнеглоточной мышцы, после которого пищевой комок проникает в пищевод и затем, под действием перистальтического сокращения пищевода, продвигается в желудок.
а) Анамнез у детей при дисфагии. У новорожденных крайне важно собрать информацию о течении беременности и родов. Многоводие повышает риск наличия аномалий развития пищевода или неврологических нарушений. Интубация трахеи по поводу дыхательной недостаточности может быть причиной травм гортани и/или глотки, в то время как длительная гипоксия ведет к повреждению ЦНС.
Следует узнать о всех проводившихся оперативных вмешательствах, особенно имеющих риск повреждения черепных нервов (вентрикулоперитонеальное шунтирование, операции по поводу открытого боталлова протока). Семейный анамнез собирается для исключения генетических, неврологических, нейромышечных заболеваний.
У детей старшего возраста следует уточнять скорость развития симптомов (остро или постепенно), а также временные характеристики (присутствуют ли симптомы постоянно или периодически). Уточняется, какую именно пищу не может проглотить ребенок: жидкую, твердую, или любую. Внезапное развитие дисфагии характерно для инородного тела пищевода, в то время как ее постепенное прогрессирование с постепенно развивающейся невозможностью принятия жидкостей — для стеноза пищевода.
Боль при глотании характера для инфекционно-воспалительных заболеваний, инородных тел, химического ожога. Важным симптомом является рвота. Следует уточнять соотношение с актом приема пищи (во время, сразу после), а также характер рвотных масс (переваренная или непереваренная пища). Симптомы дыхательной недостаточности (стридор, цианоз во время питания) могут свидетельствовать о том, что причиной дисфагии является обструкция дыхательных путей, впрочем, аналогичные симптомы могут возникнуть и вследствие аспирации.
Детальный осмотр ребенка необходим для исключения иммунодефицитного состояния, аутоиммунных, эндокринных и неврологических заболеваний.
б) Осмотр ребенка с нарушеним глотания (дисфагии). Измеряются и сравниваются с возрастной нормой рост и вес пациента. Потеря веса или отставание в наборе весе (показатели веса ниже 30-го процентиля) являются грозными признаками, такие дети требуют повышенного внимания. У младенцев необходимо оценить прием пищи, проверить наличие корневого и сосательного рефлексов (их отсутствие может свидетельствовать о серьезных неврологических нарушениях).
Проводится полный осмотр головы и шеи. Отмечаются все аномалии строения черепа (расщепленные губа или небо, ретрогнатия, макроглоссия, глоссоптоз), у детей с характерным габитусом всегда следует подозревать наличие какого-либо генетического заболевания.
Важным инструментом в диагностике нарушений глотания является фиброларингоскопия, именно с целью ее проведения детей часто направляют к оториноларингологу. Следует исключить затрудненное носовое дыхание вследствие ринита, искривлений перегородки носа, атрезии хоан или гипертрофии глоточной миндалины. В гортаноглотке можно обнаружить скопление слюны или частицы пищи. Отмечаются любые отклонения со стороны гортани, как анатомические (гортанная щель, ларингомаляция), так и функциональные (паралич голосовых складок).
Наконец, проводится неврологический осмотр. Очевидно, наибольшее внимание следует уделять функции черепных нервов, но важен и периферический осмотр. Документируются любые отклонения от нормы (например, гипотония).
Варианты нарушения глотания (дисфагии):
а Слюнотечение. б Ощущение кома в горле.
в Аспирация в гортань. г Регургитация.
д Одинофагия. е Послеглотательная аспирация.
в) Диагностика. Для получения дополнительной информации с целью постановки диагноза возможно использовать различные лучевые методы диагностики. На рентгенограмме грудной клетки можно оценить наличие аномалий со стороны сердца, трахеобронхиального дерева или средостения. КТ или МРТ выполняются при наличии мягкотканных образований на шее. Для оценки ротовой и глоточной фаз глотания используется модифицированная флюороскопия с барием.
Оценивается наличие аспирации, для определения степени ее выраженности и безопасности глотания ребенка последовательно кормят пищей разной консистенции. Для исключения стриктур и нарушений подвижности пищевода модифицированная флюороскопия с барием часто сочетается с простой бариевой эзофагографией.
Функциональная эндоскопическая оценка глотания предоставляет информацию о чувствительности слизистой глотки и гортани, позволяет оценить подвижность гортани и наличие аспирации. Как и при флюороскопии с барием, используется пища разной консистенции.
Золотым стандартом диагностики рефлюкса является суточная pH-метрия. Датчики размещаются у проксимального и дистального концов пищевода (в случае пробы с тремя датчиками дополнительный размешается в глотке). Подвижность пищевода оценивается эзофагоманометрией. Эндоскопия позволяет проводить как диагностику заболеваний пищевода, так и использоваться в лечебных целях (для удаления инородных тел, бужирования пищевода при стриктурах).
г) Дифференциальная диагностика. Обследуя пациента с дисфагией, полезно разделить все множество возможных причинных заболеваний на несколько широких категорий. Важно понимать, что вызывать дисфагию может сразу несколько факторов.
д) Нарушения развития как причина нарушения глотания у детей. Недоношенным детям часто требуется и искусственная вентиляция и искусственное кормление. У подобных пациентов часто ослаблен сосательный рефлекс, нарушена координация дыхания и глотания. Первое время используется кормление через зонд или гастростому. К счастью, при отсутствии каких-либо серьезных неврологических заболеваний, через некоторое время становится возможным пероральный прием пищи.
е) Врожденные анатомические нарушения как причина дисфагии. Приводить к нарушениям глотания могут аномалии развития дыхательного и пищеварительного трактов от полости носа до дистальных отделов пищевода и трахеи. Обструкция дыхательных путей на уровне полости носа (атрезия хоан, атрезия грушевидных апертур, выраженное искривление перегородки носа вследствие родовой травмы) может приводить к нарушению координации дыхания и глотания.
Причиной дисфагии могут стать различные аномалии костей лица и черепа. Дети с расщеплением губы и/или неба неспособны эффективно ограничить полость рта во время сосания, поэтому для их кормления используются специальные бутылочки и сосочки. Также у детей с расщеплением неба часто отмечается попадание пищи в полость носа из-за прямого сообщения носа со ртом, а также вследствие небно-глоточной недостаточности.
Проблемы с кормлением также могут встречаться при самых разных генетических синдромах, при которых наблюдается нарушение размера и положения нижней челюсти и других костей лица. Типичными примерами являются синдромы Тричера Коллинза, Аперта, Голь-денхара и Крузона.
Особенно выраженной дисфагия бывает при сочетании аномалий лицевого скелета с расщеплением верхней губы и неба. Макроглоссия, встречающаяся при синдроме Дауна (трисомия 21 хромосомы) и синдроме Беквита-Видеманна, может препятствовать нормальному сосанию, продвижению болюса и защите гортани. Наконец, приводить к обструкции дыхательных путей и дисфагии могут аномалии расположения языка (макроглоссия или ретрогнатия), наблюдаемые при синдроме Пьера Робена.
Аномалии развития гортани (ларингомаляция, врожденная фиброэластическая мембрана гортани, расщелина гортани) могут приводить к вторичной дисфагии вследствие обструкции дыхательных путей, аспирации или их сочетания. Наличие стридора или охриплости должно насторожить врача в отношении гортанной причины дисфагии.
Различные пороки трахеи и пищевода могут стать причиной дисфагии. Возможными аномалиями со стороны пищевода являются: атрезия пищевода, дупликация пищевода, трахеопищеводная фистула, пищеводная мембрана, стриктуры пищевода. Трахеопищеводные фистулы часто сочетаются с другими пороками развития, в первую очередь сердечно-сосудистой и мочеполовой систем. Трахеопищеводные фистулы в зависимости от локализации и сочетания с атрезией пищевода подразделяются на четыре категории.
Обструкция дыхательных путей, аспирация, дыхательная недостаточность могут встречаться при любом варианте фистулы. Коррекция структурных аномалий пищевода и трахеи обычно проводится сразу после их обнаружения, в младенческом возрасте.
Возможно сдавление трахеи и пищевода сосудистым кольцом (аномалия развития аорты и/или ее ветвей), которое проявляется стридором с усилением выраженности при кормлении. Иногда в таких случаях дисфагия не проявляется до тех пор, пока ребенок не начнет принимать твердую пищу.
ж) Приобретенные нарушения как причина нарушения глотания у детей. Наиболее часто встречаются инородные тела пищевода. Употребление едких жидкостей может привести к дисфагии как в остром периоде, так и в отдаленным вследствие развития стриктур пищевода. Тщательный сбор анамнеза позволяет выявить ятрогенную причину дисфагии (интубация, предыдущие оперативные вмешательства на органах дыхания или пищеварения).
Операции на трахее, пищеводе или сердце могут повлечь за собой повреждение возвратного гортанного нерва, проявляющееся парезом голосовых связок, или верхнего гортанного нерва, проявляющегося снижением чувствительности гортани.
з) Инфекционно-воспалительные заболевания как причина дисфагии. Инфекции верхних дыхательных путей в детском возрасте часто проявляются болью при глотании (одинофагией) и дисфагией. Банальный бактериальный или вирусный фарингит обнаруживается при осмотре ротоглотки. При наличии выраженной интоксикации, боли при глотании и отказа от пищи необходимо заподозрить инфекцию глубоких фасциальных пространств шеи, заглоточный или паратонзиллярный абсцесс.
У пациентов с иммунодефицитом возможно поражение пищевода грибами рода Candida или другими грибами, микобактерией туберкулеза, цитомегаловирусом или вирусом герпеса. Болезнь Чагаса, или американский трипаносомоз, вызывается простейшими вида Trypanosoma cruzi. Данное заболевание наиболее распространено в Южной и Центральной Америке, проявляется выраженной атонией пищевода с формированием в дальнейшем мегапищевода.
Подобно взрослым, дети могут страдать от различных системных заболеваний соединительной ткани, некоторые из которых проявляются дисфагией. Системная склеродермия поражает гладкую мускулатуру, вызывая атонию пищевода; вследствие выраженного рефлюкса возможны стриктуры пищевода. Синдром Шегрена проявляется ксеростомией.
Ювенильный ревматоидный артрит (болезнь Стилла) может вызывать артрит перстнечерпаловидного сустава, проявляющийся болью при фонации и глотании, фиксация данного сустава может приводить к стенозу гортани.
и) Новообразования как причина нарушения глотания. Очевидно, что новообразования верхних отделов дыхательных путей и пищеварительного тракта могут мешать продвижению болюса, вызывая дисфагию. Также пищевод могут сдавливать извне опухоли средостения. Для данной причины дисфагии характерно постепенное нарастание симптомов: сначала пациент испытывает затруднения при глотании только твердой пищи, но через некоторое время оказывается неспособным проглотить даже жидкость.
к) Неврологические заболевания и дисфагия при них. Если не удается найти какую-либо анатомическую или функциональную причину дисфагии, в список заболеваний для дифференциального диагноза включаются неврологические расстройства. У детей с заболеваниями ЦНС часто отсутствуют или нарушены корневой и сосательный рефлексы, нередко они испытывают сложности со сглатыванием слюны, что ведет к ее накоплению и аспирации. Возможно присутствие других признаков поражения нервной системы, например, гипотонии.
Поражение ЦНС может развиться вследствие гипоксии, травмы, инфекции, врожденных аномалий (мальформация Киари), генетических заболеваний (миастения, мышечная дистрофия).
л) Психологические расстройства и расстройства поведения как причина нарушения глотания. Только после исключения всех остальных возможных причин рассматриваются психологические/поведенческие факторы. Подозрение должно возникнуть в том случае, если пациент нормально набирает вес, несмотря на наличие жалоб; а также если симптомы возникают только между приемами пищи.
м) Другие заболевания пищевода. В список заболеваний для дифференциального диагноза также необходимо включать первичные заболевания желудочно-кишечного тракта. Перстнеглоточная ахалазия, которая проявляется невозможностью расслабления верхнего сфинктера пищевода, может стать причиной регургитации пищи, аспирации, частых рвотных позывов.
Диффузный спазм пищевода («пищевод типа орехокола») проявляется одинофагией и болью за грудиной, для диагностики используется рентгенография с барием и эзофагоманометрия. Также причиной дисфагии может стать заброс в пищевод желудочного содержимого. Этой теме посвящена следующая статья на сайте.
Диффузный спазм пищевода.
При рентгенологическом исследовании проявляется, как периодическое отсутствие первичной перистальтики в грудном отделе пищевода.
Спиралевидная или четкообразная деформация просвета пищевода.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Дисфагия: симптомы, причины и лечение заболевания
Что такое дисфагия
Дисфагия – это нарушение сложного рефлекторного глотательного акта. Код по МКБ-10 – R13. Это вторичный патологический процесс, который развивается на фоне других заболеваний. Такое состояние проявляется невозможностью или затруднением глотания, болевыми ощущениями при глотании, попаданием жидкости или пищи в трахею, гортань и нос.
Дисфагию нужно отличать от одинофагии, которая определяется как ощущение боли при прохождении пищи по пищеводу. Также это состояния необходимо отличать от ощущения комка в горле, когда человек чувствует, что что-то застряло в задней части горла. В данном случае, дисфагия является симптомом, который появляется только при попытке проглатывания.
Основные причины
Проблемы с прохождением пищи через глотку и проксимальный отдел пищевода вызваны следующими причинами:
Дисфагия является одним из наиболее частых последствий инсульта и черепно-мозговых травм.
Общие симптомы дисфагии
На начальной стадии патологии пациенты жалуются на проблемы при глотании твердой пищи, которые сопровождаются дискомфортом в области гортани. Характерная симптоматика при этом расстройстве следующая:
По мере прогрессирования патологии у человека появляются проблемы с глотанием жидкостей. Возникает тревожность по поводу приема пищи, попадание еды в дыхательные органы. Если не предпринимать никаких способов коррекции, то у человека ухудшается общее состояние организма, а также значительно уменьшается масса тела.
Классификация и симптоматика
Патология различается в зависимости от места образования очагов поражения, причин и степени тяжести.
По месту образования | |
---|---|
Ротоглоточная (орофарингеальная) | Местом поражения становится зона ротоглотки. Пищевой ком с трудом двигается из глотки в пищевод. Во время сглатывания ребенок начинает давиться, вследствие чего пища попадает в трахею или носовую полость. Ротоглоточная дисфагия возникает в результате нарушения работы нервно-мышечной связи. Характерен сильный кашель, повышенное слюноотделение. Чтобы пища прошла по пищеводу, малышу приходится делать усилия. |
Пищеводная | Поражение приходится на нижнюю область пищевода, а сложности глотания появляются в зоне шейного отдела. Симптоматика пищеводной дисфагии схожа с ротоглоточной, поэтому точный диагноз может поставить врач в ходе обследования. Характерна частая отрыжка с кислым привкусом, сильная изжога, болевые ощущения грудной полости. |
Крикофарингеальная | Расстройство сокращений некоторых волокон, что является причиной расслабления перстневидно-глоточной мышцы. Это способствует выпиранию стенок пищевода и формированию патологий легких. |
По виду | |
---|---|
Парадоксальная | Ребенок с трудом глотает, но твердая пища проходит лучше, чем жидкая. Зачастую возникает на фоне заболеваний пищевода. При наличии опухолевых новообразований малыш может начать отказываться от твердой пищи, затем от полужидкой и от напитков. Бывают случаи, когда дисфагия пропадает. Но это мнимая ремиссия и нарушение в скором времени даст о себе знать. |
Нейрогенная | Поражена нервная система. Затруднено формирование пищевого комка в полости рта или комок просто не проходит по пищеводу. Причиной нейрогенной дисфагии может стать серьезная черепно-мозговая травма, а также инсульт. |
Сидеропеническая | Дистрофические изменения слизистых оболочек пищевода. Об этом может говорить дефицит железа и питательных элементов в организме, что приводит к патологическим изменениям глотательных мышц. Может быть как генетическим, так и приобретенным нарушением. |
Психогенная | Возникает из-за частых стрессов и нервных напряжений. Во время приема пищи малыш ощущает «ком» в горле и боль в зоне груди. Может возникать сильная изжога. |
По причине возникновения | |
---|---|
Функциональная (нервная) | Нарушение работы пищевода, возникшее вследствие нарушения нервной системы. Ребенок с трудом глотает пищу, может отказываться от еды, рвотные рефлексы, возникают нарушения дыхательного процесса и сна. |
Органическая | Как результат заболеваний, которые привели к нарушениям ротоглотки и пищевода. |
Диагностика
После поступления больного в отделение, проводится оценка качества глотания по специальной шкале оценки дисфагии.
По выраженности этой патологии выделяют 4 степени. При первой есть проблемы с проглатыванием твердых продуктов, при второй человек может проглатывать только жидкую пищу. При третьей степени есть сложности с проглатыванием и твердой, и жидкой пищи, а при четвертой человек не может глотать даже собственную слюну.
При сборе анамнеза необходимо уточнить:
Выявление проблем при глотании, как правило, не представляет особых трудностей по причине типичной клинической картины этого состояния. Но основным моментом является диагностика заболеваний, которые могли стать причиной этого нарушения.
Используются следующие способы диагностики:
Лечение дисфагии
Как будет проходить исправление дисфагии, зависит от разновидности нарушения:
Особенности логопедической работы
Выделим основные методы логопедической работы:
Упражнения для восстановления глотания
Для примера приведем ряд упражнений, которые помогают восстановить нормальный процесс глотания:
Упражнения для восстановления дыхания
Также нужно выполнять упражнения, которые направлены на отработку ритмизированного дыхания с чередованием вдоха и выдоха через нос и рот (корпус прямой, положение – либо на стуле, либо стоя). Через неделю после начала терапии добавляются упражнения для укрепления мышц шеи и гортани. Это поднимание, опускание плеч, повороты головы в разные стороны.
Помощь, которую оказывает логопед на ранних этапах заболевания, является основой успешной терапии на дальнейших этапах реабилитации.
Лечить дисфагию необходимо комплексно, т.е. важна совместная работа и поддержание контакта логопеда с другими специалистами для построения и согласования лечебного процесса. Важно налаживать контакт с пациентом, проводя восстановительные занятия, а также консультируя и поддерживая самого больного и его окружение.