почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Вегетативные органы растения»

1. Какие биологические особенности капусты надо учитывать при ее выращивании?

1) Капуста холодостойкая, влаголюбивая, светолюбивая.
2) Имеет высокие требования к плодородию почвы.
3) Капуста – двулетнее растение.

2. Как изменится транспирация у подсолнечника в жаркий ветреный день по сравнению с прохладным безветренным днем, если влаги в почве достаточно?

1) в жаркий день транспирация усиливается, так как чем выше температура, тем интенсивнее испарение;
2) ветер усиливает транспирацию, так как препятствует скоплению паров воды у поверхности листа

3. За счет каких морфологических и физиологических особенностей многолетним травянистым растениям средней полосы России удается выживать при низких температурах зимой? Ответ обоснуйте.

1) зимовка в виде подземных органов (луковица, корневище и др.);
2) сохранение почек возобновления под землёй (на уровне земли);
3) избавление растения от излишков воды в период наступления холодов;
4) в клетках зимующих органов накапливаются углеводы (сахара), предотвращающие замерзание воды

4. Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

1) Корневая система растений глубоко проникает в почву, достигая до грунтовых вод, или широко располагается в поверхностном слое почвы для максимального запасания в период дождей.
2) Вода может запасаться в листьях или стеблях.
3) Листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
4) Растения могут переживать засуху в виде подземных побегов (луковиц, корневищ, клубней).

5. В хлоропластах зерна крахмала мелкие, а в лейкопластах крупные. Объясните этот факт, исходя из функций этих органелл. В каких вегетативных органах растения находится наибольшее количество лейкопластов (приведите примеры)? Как в этих органах появляется крахмал?

1) основная функция хлоропластов – фотосинтез;
2) крахмал, синтезированный в хлоропластах, выводится в другие органы (не хранится), поэтому зерна крахмала мелкие;
3) основные функции лейкопластов – накопление и хранение крахмала, поэтому зерна в них крупные;
4) лейкопластов много в корнях;
5) лейкопластов много в видоизмененных побегах (клубнях, луковицах и т.д.);
6) крахмал синтезируется из глюкозы;
7) глюкоза транспортируется по ситовидным трубкам (лубу) от фотосинтезирующих клеток (листьев)

6. К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

1) Увеличится концентрация почвенного раствора, корням растений будет тяжелее поглощать воду.
2) Произойдет угнетение жизнедеятельность почвенных микроорганизмов (в пересоленом растворе они не смогут быстро размножаться).
3) Дождями избыток удобрений смоется в водоемы, водоемы «зацветут».

7. По годичным кольцам на спилах деревьев можно судить об их возрасте. Что такое годичные кольца, за счет какой исходной ткани они образуются? Какие особенности сезонного развития растений способствуют образованию колец? Почему в зоне экваториальных влажных лесов невозможно обнаружить годичные кольца у деревьев?

1) годичные кольца – прирост древесины стебля за один вегетационный период (за сезон, год);
2) кольца образуются благодаря делению клеток образовательной ткани (камбия, меристемы);
3) весной образуются крупные клетки (сосуды);
4) осенью образуются мелкие клетки (сосуды);
5) в экваториальной зоне не выражены времена года

8. В 1724 г. английский исследователь Стивен Гейлз провёл эксперимент, в котором использовал одинаковые ветки одного растения, сосуды с одинаковым количеством воды и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в эти сосуды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Гейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?

1) уровень воды изменился в зависимости от количества листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;
2) изменение уровня воды связано с процессами поглощения и испарения воды растением;
3) устьица обеспечивают испарение, а сосуды – поглощение и транспорт воды

почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Смотреть фото почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Смотреть картинку почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Картинка про почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Фото почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом

9. Рассмотрите предложенную схему классификации вегетативных органов цветкового растения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Смотреть фото почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Смотреть картинку почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Картинка про почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Фото почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом

10. Какие клетки листа растения обозначены на рисунке цифрой 1, какие функции они выполняют? В какой ткани листа располагаются эти клетки и чем они отличаются от других клеток этой ткани?

1. Цифрой 1 обозначены замыкающие клетки устьиц.
2. Они регулируют интенсивность испарения воды и газообмена.
3. Они располагаются в эпидермисе (кожице листа).
4. Они отличаются от других клеток эпидермиса тем, что имеют хлоропласты.

почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Смотреть фото почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Смотреть картинку почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Картинка про почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Фото почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом

11. Какие типы корневых систем изображены на рисунках А и Б? Как называются органы, обозначенные на рисунках цифрами 1 и 2? Что они собой представляют? Каковы их функции?

12. Поясните, почему при выращивании гороха посевного его высевают на полях совместно с овсом.

1) У гороха посевного в стебле плохо развита механическая ткань.
2) Своими видоизмененными листьями (усиками) горох цепляется за прямостоячие стебли злаковых растений и тем самым выносит листья к свету.

13. Укажите не менее 4 приспособлений в строении водных растений к обитанию в водоемах.

1) широкая листовая пластинка;
2) тонкий эпидермис;
3) большое количество устьиц на верхней стороне листа;
4) слабо развитые корни
5) хорошо развита аэренхима (ткань, проводящая воздух)

14. Яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми и безвкусными. Как объяснить это явление?

1) При долгом хранении разрушается межклеточное вещество. Связь между клетками нарушается и яблоки становятся рыхлыми.
2) Сахара окисляются при дыхании, поэтому сладкость плодов уменьшается.

15. Почему с освоением наземно-воздушной среды у растений развились органы и ткани? Ответ поясните.

1) В водной среде каждой клетке водоросли доступны все необходиме ей ресурсы (вода, углекислый газ, свет). В наземно-воздушной среде у подземной части растения нет света, а у надземной – воды и минеральных солей. Необходимость ими обмениваться привела к возникновению проводящих тканей.
2) Вода более плотная, поэтому она удерживает водоросль, в наземно-воздушной среде для поддержания устойчивости понадобилась механическая ткань.
3) В наземно-воздушной среде количество воды, доступной для растения, ограничено, поэтому понадобилась покровная ткань, чтобы не испарять воду.
4) Корни развились для поглощения воды и удержания растения в почве, листья – для фотосинтеза, стебли – для проведения и механического удержания.

16. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Луковица тюльпана». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Луковица тюльпана – это видоизмененный укороченный подземный побег. (2) У луковицы имеется плоский плотный стебель – донце. (3) На донце развиваются два типа видоизмененных листьев – чешуй. (4) Снаружи находятся сухие листья, образованные живыми специализированными клетками, защищающими луковицу от повреждений. (5) Мясистые сочные листья луковицы, находящиеся внутри, запасают воду и растворы органических веществ, а также особые вещества – фитонциды. (6) От донца отходят боковые корни, удерживающие луковицу в почве. (7) С помощью луковицы происходит половое размножение тюльпана.

4 – Наружные сухие листья образованы мертвыми клетками
6 – От донца отходят придаточные корни
7 – С помощью луковицы происходит бесполое (вегетативное) размножение

17. Соцветие подсолнуха – корзинка – постоянно обращено к солнцу. Объясните, какой растительный механизм обеспечивает этот поворот.

1) растительные гормоны вызывают увеличение размера клеток, находящихся в тени (вследствие повышения тургора в них);
2) разница в размере клеток изгибает стебель, подставляя соцветие солнцу.

18. Зачем рыхлят почву при выращивании растений?

1) в целях улучшения газообмена в почве и усиления дыхания корней
2) в целях сохранения влаги в почве

19. Объясните, почему семена мака, моркови высевают на глубину 1–2 см, а семена кукурузы и бобов – на глубину 6–7 см.

1) семена мака и моркови мелкие, содержат небольшой запас питательных веществ; если их посеять глубоко, то развившиеся из них проростки не смогут пробиться к свету из-за недостатка питательных веществ;
2) семена кукурузы и бобов крупные, содержат достаточное количество питательных веществ для появления проростков на поверхности почвы

20. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Луковица». Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) У растений встречаются различные видоизмененные органы: корневища, клубни, луковицы, корнеплоды. (2) В нижней части луковицы имеется донце – вегетативная почка. (3) Снаружи расположены сухие отмершие листья – чешуи, выполняющие защитную функцию. (4) Сочные чешуи луковицы запасают органические вещества. (5) В клетках сочных чешуй луковицы также синтезируются особые вещества – фитонциды, которые убивают микроорганизмы. (6) Цветоносные побеги растения развиваются из сочных чешуй луковицы. (7) Луковица – это видоизмененный корень, участвующий в вегетативном размножении.

2 – донце – видоизмененный стебель;
6 – из почек луковицы развиваются цветоносные побеги;
7 – луковица – это видоизмененный (укороченный) подземный побег

почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Смотреть фото почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Смотреть картинку почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Картинка про почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Фото почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом

21. Какой видоизмененный побег изображен на рисунке? Назовите его части, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, и функции, которые они выполняют.

1) Луковица
2) 1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются вода и питательные вещества.
3) 2 – почки, обеспечивающие рост побега.
4) 3 – донце, видоизмененный укороченный стебель, обеспечивает транспортную функцию, перемещая от корней к листьям воду и минеральные вещества, а обратно – органические вещества.
5) 4 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ из почвы.

почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Смотреть фото почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Смотреть картинку почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Картинка про почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Фото почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом

22. Рассмотрите рисунок и определите, какой тип листьев представлен на рисунке. Какие структуры обозначены цифрами 1, 2, 3, 4? Какую функцию выполняет структура под цифрой 1?

1) На рисунке изображен простой лист, так как у него одна листовая пластинка, черешковый лист, так как имеет черешок.
2) 1 – листовая пластинка, 2 – черешок, 3 – прилистники, 4 – основание листа.
3) Фотосинтез и транспирация (испарение воды).

23. Какие биологические особенности подсолнечника нужно учитывать при его выращивании?

1) Подсолнечник является светолюбивым и теплолюбивым растением.
2) Подсолнечник – крупное растение, нуждающееся в плодородных почвах с обилием минеральных веществ.

24. Докажите, что корневище растения является видоизмененным побегом. Приведите не менее трех доказательств.

1) На верхушке корневища имеется верхушечная почка, обеспечивающая рост побега в длину.
2) От корневища отходят придаточные корни.
3) Корневище имеет узлы, в которых находятся рудименты листьев и почек.
4) Внутреннее строение корневища сходно с анатомическим строением стебля.

25. Для улучшения роста растений (картофеля, томатов, капусты) и увеличения их продуктивности производится агротехнический прием – окучивание. Объясните, каким образом окучивание оказывает благоприятное влияние на рост и развитие растений.

1) При окучивании увеличивается рост придаточных корней, за счет этого улучшается минеральное питание растений, что стимулирует рост растений.
2) В процессе окучивания происходит рыхление почвы и уничтожение сорняков.
3) У картофеля присыпание почвы к стеблю увеличивает количество столонов, на которых образуются клубни.

26. Прежде чем засеять поле или засадить огород, почву вспахивают или перекапывают. Какое значение имеет вспашка и копка для жизни культурных растений?

1) Копка и вспашка уничтожают большинство сорняков, разрушая их корневые системы. Уничтожая сорняки, человек избавляет культурные растения от конкуренции с сорняками за воду, свет и минеральные вещества.
2) Копка и вспашка перемешивают почву и равномерно распределяют в ней перегной, поэтому корни культурных растений могут располагаться глубже.
3) Копка и вспашка разрыхляют почву и делают ее легко проницаемой для воздуха и воды.

27. Какие условия необходимы для прорастания семян? Дайте обоснованный ответ.

1) вода – необходима для растворения питательных веществ и протекания химических реакций в семени;
2) тепло (температура) – активизирует работу ферментов и реакции обмена;
3) кислород – нужен для дыхания, реакций окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для прорастания

28. Какие процессы обеспечивают транспорт минеральных веществ в растениях?

1) Минеральные вещества, растворенные в воде, передвигаются по ксилеме за счет корневого давления и транспирации.
2) Корневое давление возникает за счет того, что концентрация солей в клетках корня выше, чем в почве, и вода заходит в корень за счет осмоса.
3) Транспирация – испарение воды с поверхности листьев (на место испарившейся воды присасывается новая).

29. Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свеклы надо прореживать? Ответ поясните.

1) эти растения образуют корнеплоды, формирование которых требует значительного объема почвы;
2) прореживание растений ослабляет конкуренцию, способствует развитию корнеплода и приводит к повышению урожая

30. Для размножения белокочанной капусты высаживают в почву кочерыги (видоизмененные стебли) с сохраненными верхушечными почками и корневой системой. Объясните, с какой целью и почему используют такой способ размножения.

1) капусту высаживают таким образом для получения семян;
2) капуста – двулетнее растение, цветет и плодоносит на второй год;
3) в первый год жизни образуются только вегетативные органы (кочан)

31. При выращивании овощных культур в средней полосе России одни растения (свекла, морковь и др.) высеивают семенами ранней весной, а другие растения (томаты, баклажаны и др.) высаживают рассадой при наступлении устойчивого тепла. Объясните почему.

1) морковь и свекла – холодостойкие культуры (развиваются при низких температурах);
2) их семена прорастают ранней весной и могут дать урожай за вегетационный период;
3) томаты и баклажаны – теплолюбивые растения (развиваются при высоких температурах);
4) их высаживают рассадой, т.к. при высеивании семян после наступления тепла они не успеют дать урожай за вегетационный период

почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Смотреть фото почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Смотреть картинку почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Картинка про почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом. Фото почему посевной горох высеивают на полях совместно с овсом

32. Какие структуры листа обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3? Какими тканями они образованы и какие функции они выполняют?

Источник

Смешанные посевы гороха

Полегающий стебель гороха до недавнего времени считался непреодолимым препятствием для механизированной уборки.

Преимущество смешанных посевов усматривали в том, что растения гороха, цепляясь усиками за устойчивый к полеганию компонент, принимали более вертикальное положение. Но использование поддерживающей культуры для облегчения механизированной уборки потеряло значение: в настоящее время приспособленные косилки и специальные бобовые жатки вполне удовлетворительно (справляются с косьбой гороха любой степени полеглости.

Опыты 30—40-х годов показали, кроме того, что смешанные посевы способствуют меньшему засорению площадей сорняками за счет большего их затенения, предохраняют от сильного развития болезней, снижения качества урожая семян и вегетативной массы, а в ряде районов позволяют получать высокий урожай гороха или больший суммарный сбор продукции бобовой и поддерживающей культуры (В. С. Федотов, 1930; С. П. Кулжинский, 1944 и др.).

В качестве поддерживающей культуры больше всех изучали овес, но он во многих случаях не оправдал надежд. Предлагали компонентом для смеси рожь, пшеницу, бобы, рыжик, горчицу (П. Р. Слезкин, 1915; П. В. Будрин, 1919; С. Д. Умников, 1935 и др.). Встречаются в литературе сообщения об опытах с подсевом конопли, которая якобы одновременно защищает горох от вредителей. В послевоенные годы было проведено много опытов с посевами гороха в смеси с горчицей (за границей такая смесь практиковалась и раньше).

На Носовской сельскохозяйственной опытной станции изучали этот вопрос в 1914—1919 гг. (С. П. Кулжинский, И. Д. Гроза, 1929), на Рамонской государственной селекционной станции в 1925—1926 гг. (М. А. Плетнева, 1927), Восточно-Сибирской государственной сельскохозяйственной опытной станции в 1920 г., Московской селекционной станции Всесоюзного н.-и. института кормов в 1943 г. (С. Н. Давыдовская, 1945), Красноуфимской селекционной станции Уральского н.-и. института сельского хозяйства в 1940—1941 гг. (М. П. Козак, 1946).

Обобщив результаты этих исследований, С. П. Кулжинский (1944) ставил успешность применения смешанных посевов гороха с овсом в зависимость от следующих условий: горох и овес в смешанном посеве должны расти, не мешая и не угнетая один другого (это наблюдается там, где в чистых посевах урожаи гороха и овса равны); для смешанных посевов совсем непригодны скороспелые низкорослые сорта гороха; нужны неплодородные почвы, ибо на плодородных почвах овес угнетает горох; необходимо установить правильное соотношение культур и т. д.

В Н.-и. институте сельского хозяйства центральных районов нечерноземной полосы опыты (1943, 1946—1949 гг.) по подбору компонента к гороху в качестве поддерживающего растения показали преимущество подсева горчицы, несколько хуже была пшеница, далее овес и бобы (Б. А. Воронюк, 1952). В 1953—1954 гг. хорошие результаты получены также при совместном посеве овса Немчиновский или яровой пшеницы Московка с горохом Московский 572, которым заменили только 25% нормы высева зерновых. При таком посеве суммарный урожай овса и гороха составил 20,5 ц, в том числе овса 17,4 ц, гороха 3,1 ц с 1 га, при урожае овса в чистом посеве 19,1 ц с 1 га. На менее окультуренной почве урожай овса в чистом посеве составил 17,2 ц, а при совместном — 17,6 ц, в том числе гороха 3,6 ц с 1 га (А. Г. Быковец, 1955).

В смешанных посевах (100 кг гороха+ 60 кг овса или 120 кг пшеницы) в Пермской области в среднем за 4 года урожай зерносмеси на 5—6 ц был выше, чем при посеве в чистом виде. Смешанные посевы значительно повысили валовой сбор зерна, способствовали лучшему сохранению гороховины (Г. Горбунов, 1958).

Горох в чистом посеве в Эстонской ССР из-за влажного климата полегает уже в период цветения. В опытах Эстонской академии наук и различных хозяйств республики лучшей поддерживающей культурой оказалась белая горчица. Семена ее мелкие (вес 1000 семян в среднем 5,5 г) и для посева их требуется немного. Горчица малотребовательна к теплу и плодородию почвы, она хорошо усваивает питательные вещества из труднорастворимых соединений. Так же как и горох, не переносит кислой, переувлажненной и очень сухой почвы. Всходы ее появляются на 3—5-й день после посева; через 25— 30 дней растения, разрастаясь, хорошо подавляют сорняки.

В среднем за 2 года при всех изучаемых нормах высева общий урожай семян в смешанных посевах был на 25—50% выше, чем с чистых посевов гороха. Наивысший урожай зерна гороха — 15,5 ц с 1 га и урожай семян смеси гороха с горчицей — 19,5 ц с 1 га был получен при высеве семян гороха 1,25 млн. на 1 га и горчицы 1 млн. Горчицу необходимо высевать одновременно с горохом или немедленно после него. При более позднем высеве семена белой горчицы из-за недостатка влаги в верхнем слое почина прорастают плохо, всходы изреживаются, и растения горчицы не в состоянии поддерживать горох (Э. Реиметс, 1964).

На северо-востоке Белоруссии (М. С. Савицкий, Б. Г. Шныр икав, 1968) при узкорядном и рядовом способах посева оптимальной нормой высева семян оказалась 1 млн. гороха+1,8 млн. овса.

Иные результаты получены при исследованиях в менее увлажненных зонах. На Мордовской республиканской государственной сельскохозяйственной опытной станции М. И. Сорокин, Б. И. Шуркин и К. А. Костров (1962) пришли к выводу, что при смешанных посевах с овсом, ячменем, пшеницей и другими культурами, как правило, значительно снижаются урожаи зерна гороха.

В опытах, проведенных в Уфимском опытном хозяйстве в 1960—1961 гг. (Н. Р. Бахтизин, 1964), выявилось, что в смешанных посевах при сравнительно высоком суммарном сборе зерна удельный вес урожая гороха снижается в 3—4 раза, увеличивается содержание поврежденных зерен. Сроки уборки смешанных посевов затягиваются на 7—8 дней, что является совершенно неприемлемым при возделывании гороха в занятых парах. В этом случае из-под смешанных посевов почва выходит более иссушенной и уплотненной, что приводит к снижению урожаев озимой ржи.

В то же время опыты Н. Р. Бахтизина показали, что посев гороха в смеси с овсом, подсолнечником, горчицей вполне оправдывается при возделывании его на силос. В Караидельском и Урмиязовском совхозах Караидельского производственного управления (северная лесостепь, серые лесные и дерново-подзолистые почвы) наиболее высокие урожаи силосной массы получены при посеве смеси в соотношении по весу гороха и овса 3:1. При таком соотношении горох не полегает, в зеленой массе количество его по весу составляет не менее 50— 60%, и силос получается высокого качества с большим содержанием белка.

Смешанные посевы снизили урожай гороха на Балашовской сельскохозяйственной опытной станции Н.-и. института сельского хозяйства Юго-Востока (Н. Гриценко, 1963; В. Г. Ермолов, 1963).

На Бугульминском опытном поле (Татарская АССР) в 1936—J937 гг. испытывали смесь гороха с овсом и коноплей (горох 100 кг + по 10 и 25 кг конопли и овса). Урожайность гороха в чистом посеве составила в среднем за 2 года 12 ц с 1 га, в смешанных посевах — соответственно 10,4, 10,1, 10,6 и 10,1 ц с 1 га.

На Пестречинском опытном поле Татарской АССР в 1945—1947 гг. изучали смешанные посевы гороха с овсом, пшеницей, ячменем, коноплей. Во всех вариантах опыта гороха было взято по 130 кг, овса (сорт Победа) прибавляли по 30 и 20 кг, кроме того, 20 кг овса высевали поперек рядков гороха; яровой пшеницы Лютесценс 62 прибавляли в количестве 40 кг на 1 га, ячменя местного — 20 кг, конопли — 5 и 10 кг. Смешанные посевы дали снижение урожая по сравнению с чистым на 0,5—1 ц, а посев овса поперек рядков гороха понизил урожай на 4,3 ц с 1 га (X. Бикжанов).

Чем выше был уровень урожайности в чистых посевах, тем большее снижение сборов дали смешанные посевы. На смешанных посевах механизированная уборка оказалась невозможной не только потому, что горох полегал так же, как и на чистых посевах, но еще ввиду и разновременности созревания смешиваемых культур.

В опытах Татарского НИИСХ 4 года изучали чистые и смешанные посевы гороха (в 1946—1948 гг. — сорт Капитал, в 1963 г. — сорт Торсдаг). Из 2 поддерживающих культур, изучавшихся в полевых опытах, лучшей оказалась белая горчица, созревающая одновременно с горохом. Тем не менее, урожай гороха и здесь снижался. Разница компенсировалась урожаем горчицы, но ввиду отсутствия надобности в больших сборах ее такая смесь может иметь лишь ограниченное значение. Она представляет интерес для получения раннего зеленого корма, ибо через месяц после всходов накапливает зеленой массы 200—250 ц с 1 га. Овес (сорт Советский) созревает на 2—3 недели позже гороха, поэтому для смешанного посева негоден.

Кроме того, проводили мелкоделяночные опыты с включением в смеси яровой пшеницы, ячменя, яровой ржи, конопли, кориандра. Однако никаких преимуществ эти смеси не показали, и изучение их было прекращено.

В опытах Казанского СХИ (1953—1962 гг.) лучшей поддерживающей культурой была также белая горчица. Ячмень поддерживал горох очень плохо. Яровая пшеница Лютесцеис 62 при средней вегетативной массе гороха полегала вместе с горохом; пшеница Лютесценс 758 несколько лучше, чем предыдущий сорт, предотвращала полегание. Овес обычно поддерживал горох хуже, чем белая горчица и ячмень. Он лучше выполнял эту роль при более позднем созревании гороха, потому что в этом случае продолжительность периода вегетации овса и гороха почти совпадает. Кориандр не мог служить поддерживающим растением для гороха, так как из-за продолжительного периода образования розеточных листьев рост стебля у него сильно задерживался и усикам гороха не за что было зацепляться. Бобы имели сочные мясистые стебли, и усики «гороха за них не зацеплялись, а черешки листьев, вокруг которых вьются усики, ввиду их нежности не могли удерживать горох. Смешанные посевы показали значительное снижение урожая, особенно в засушливые годы (Э. М. Шалыгина, 1957, 1960, 1961, 1963, 1964).

В 1959 г. в опыте с посевом гороха в смеси с пшеницей, овсом и масличным льном на полях учебно-опытного хозяйства № 1 Омского СХИ им. С. М. Кирова преимущество было за чистым посевом (урожай 26 ц с 1 га). Даже при сниженной норме высева (80 кг на 1 га) урожай гороха в чистом виде был значительно выше (21 ц), чем суммарный урожай на посеве в смеси с другими культурами: со льном 13,8 ц, овсом 17,8 ц, пшеницей 19,2 ц с 1 га (М. А. Михайленко, 1971). Следовательно, горох на зерно в зонах недостаточного и неустойчивого увлажнения следует высевать в чистом виде. Смешанные посевы этой культуры могут иметь лишь кормовое значение наравне с вико-овсяной смесью и др.

В Прибалтике, на Северо-Западе и в других увлажненных районах посевы гороха с поддерживающими культурами увеличивают сборы зерна, позволяют лучше сохранить качество урожая, уменьшают заболеваемость гороха.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *