почему ною разрешили есть мясо
Почему ною разрешили есть мясо
Алексей Белугин
«Господа, критика становится все нископробней»
«2да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;
3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;
4 ТОЛЬКО ПЛОТИ С ДУШЕЮ ЕЕ, С КРОВЬЮ ЕЕ, НЕ ЕШЬТЕ;»
Возьмём Новый Завет. Например, послания ап. Павла (хотя у меня лично к нему неоднозначное отношение). Можно найти как апостол даёт регулирующие принципы, такие же как у вайшнавов.
«Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».
К Римлянам 14:21
У вайшнавов же есть 4 регулирующих принципа:
1. Вегетарианство
2. Отказ от интоксикаций.
3. Отказ от секса вне брака.
4. Отказ от азартных игр.
Разве не походит наставление Павла на это?
Идём дальше. Берём Церковное Придание.
Жития святых всегда обычно отличаются вегетарианством. Некоторые из них не ели мясо ещё с утробы матери.
Например, Сергий Радонежский.
«Однажды когда мать его пребывала в церкви за литургией, он трижды прокричал во чреве её. Испуганная мать едва не упала на землю, обливаясь слезами. В остальное время беременности она не употребляла ни мяса, ни молока, ни РЫБЫ, а питалась только хлебом и семенами и пила одну воду. Когда младенец родился, вскоре заметили, что он не брал грудь матери, если она питалась мясом, а также ничего не ел в среду и пятницу».
По книге митр. Макария (Булгакова) «История Русской Церкви» (Книга 3-я)
Недавно смотрела интересное выступление ХРИСТИАНСКОГО ПРОПОВЕДНИКА о здоровом образе жизни, как раз там он эту тему затрагивает, опираясь на священные писания.
Особо никогда раньше не слушала христианские проповеди, но эта привлекла меня из-за темы здоровья (и не только) и очень понравилась.
Могу выложить в видеозаписи группы с разрешения модераторов.
Алексей
А к чему были сказаны слова:»да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они»,?
3 ВСЕ ДВИЖУЩЕЕ, что живет, БУДЕТ ВАМ В ПИЩУ; как зелень травную даю вам все;
4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте.
Таисия Лушникова,
«А к чему были сказаны слова:»да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они»,?»
К тому и сказаны, что человек о них должен заботиться, а не жрать.
«3 ВСЕ ДВИЖУЩЕЕ, что живет, БУДЕТ ВАМ В ПИЩУ; как зелень травную даю вам все;
4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте.»
Что касается традиции употребления животных, в т.ч. на Пасху, то надо помнить, что в Ветхом Завете ещё не такие жуткие традиции встречаются. Например, око за око, зуб за зуб.
Однако приходит Христос, и хотя говорит «не нарушить закон пришёл, но исполнить», тем не менее дальше поправляет несколько раз закон. Т.е. это однозначно указывает, что там что-то было не так.
Насчёт жертвоприношений животных, на то пошло, и в Ведической культуре это практиковалось, но давно, до Кали-юги. Там был такой смысл, если я правильно помню, что принесённое в жертву животное получало особую благодать.
Ведь правда, что есть животных не запрещено, потому как Бог сам разрешил есть мясо людям после потопа?
Мне одна женщина в переписке сказала, что мол это является грехом, но Бог ясно сказал через библию, что разрешил есть мясо, а мне эта женщина http://otvet.mail.ru/mail/oksana.veys/ вон что наговорила в переписке:
Четверг, 6 июня 2013, 14:13 +04:00 от Оксана Вейс :
. Дорогой Макс, добрый день!
И вон, чт оя ей на это ответил в переписке:
Четверг, 6 июня 2013, 19:35 +04:00 от Макс Веккерле :
Нет, вы неправы. Животных есть не запрещено, потому как Бог разрешил есть животных после потопа. И никакой ответственности я нести за это не буду. Не порите чушь! Вы очень неправы. и вы очень фанатичны, рах такое утверждаете. Это бред сивой кобылы! Нет, Бог имел в виду людей, а животных нет. Не порите чушь!
Это всё то, что я ей ответил на это. Ведь правла, что это всё бред, потому что Бог имел в виду сказав «не убей» то он име лв виду людей, а убийство животных не грех в отличии от убийства человека, либо это сколько продуктов бы иначе я оставил, что полная чушь, а молоко тоже от животных, и мы их него делаем окрошку. Это что, получается не есть также шашлык на даже с окрошкой? Да она сильно перегнула палку, сказав, что это запрещено.
А еще Христос сказал, что еретики
Царства Бога не наследуют. Поэтому,
если в том числе и мясопротивники
не оставят свои заблуждения, то они
попадут в ад. Это относится ко всем,
и к нам тоже, потому что любой грех есть грех.
Но это не значит, что мясо обязательно влияет на порведение человека, либо это зависит от самого человека. Думаете, что вегетарианцы безгрешные люди? Нет, они тоже грешные люди, и это не значит, что милосердные люди не могут есть мясо. Человек как и животное тоже хищник по природе. Такова человеческая природа. Я сам против зла, но поедание мяса не противоречит доброте человека, и речь идёт о воле Бога, а Бог сам разрешил есть мясо. И как мне сказали выше:
«Конечно, всё, что сказано в Слове Бога Библии истинно. Поэтому не позволяйте людям, чтобы их домыслы влияли на вас.»
Да, всё правильно, и поэтому я не буду позволять людям этими домыслами влиять на меня, и пугать меня Божьим судом за поедание мяса, потому как Бог сам разрешил есть людям мясо, и сказал это через библию.
Христос сказал, что «Мф. 15:11 не то, что входит в уста, оскверняет
человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. » Поэтому,
это учение является лжеучением, про то, что есть мясо грех, и про то,
что якобы мясная пища оскверняет человека. Оскверняет не то, что
входит в уста, а то, что выходит из, поэтому, вы тогда были не правы.
П.Олексенко. Мясо и вегетарианство. История глобального обмана. Часть 1. Вегетарианство в мировых религиях
Мясо, холод и сыроедение
Что заставило людей на определенном этапе своей «эволюции» употреблять мясо?
Почему мы не едим сырое мясо, ведь все плотоядные животные, хищники едят его сырым. Зачем же мы это мясо варим, жарим, чтобы его съесть? Для чего мы используем огонь для его приготовления? Как оказывается, вопрос о мясе гораздо сложнее, чем мы это представляем.
Люди едят мясо животных, по крайней мере, начиная с ледникового периода, когда стало не комфортно, холодно и, как считают некоторые антропологи, наши далёкие предки сменили растительную диету на преимущественно мясной рацион. Но возможен и другой вариант. Может быть, это «новых» людей по образу и подобию боги создали с красной кровью на основе гемоглобина, взамен «старых» с голубой кровью на основе гемоцианина? Так или иначе, эти «новые» люди стали есть мясо, и вроде как для красной крови полезно. Но вопрос остается открытым: так получилось случайно или так было задумано?
Мало кто знает о том, что многие диетологи, биологи и физиологи убедительно доказывают, что на самом деле человеческий организм не приспособлен к мясной пище. Учёные убедительно показали, что, например, зубы при такой челюсти, как у нас, а также длинный, извилистый кишечник человека изначально не приспособлены для мясной диеты. Физиологически человек более близок к травоядным жвачным и грызунам, таким, как обезьяны, слоны и коровы, чем к хищникам вроде собак, тигров и леопардов. К примеру, хищники не потеют, температура их тела поддерживается в равновесии частым дыханием и высовыванием языка. Растительноядные животные, напротив, имеют потовые железы, которые контролируют температуру тела и выводят из организма нечистоты. Хищники обладают длинными зубами и клыками для убийства и переноски добычи; у растительноядных животных короткие зубы и нет клыков. Слюна хищников не содержит птиалина и не может расщеплять крахмалы, слюна животных-вегетарианцев содержит птиалин для предварительного расщепления крахмалов. В организме плотоядных животных в большом количестве выделяются гидрохлориды для растворения костной ткани; организм растительноядных почти не выделяет гидрохлоридов. Челюсти хищников движутся только вверх и вниз; челюсти травоядных движутся также из стороны в сторону для лучшего пережевывания пищи. Хищники могут только лакать жидкости (как кошки); животные-вегетарианцы втягивают жидкость сквозь зубы. Хищники съедают сырое мясо или падаль и при этом не заболевают, поскольку в их слюне и желудочном соке большое количество бактерицидных веществ. Почему у человека, более совершенного создания, такого механизма нет? Хотя, еще совсем недавно наши предки и неандертальцы поедали и сырое мясо и падаль.
Таких сравнений можно привести много, и в каждом случае человек окажется ближе к физиогномике растительноядных. Таким образом, с точки зрения чистой физиологии имеются убедительные свидетельства того, что наш организм изначально не был приспособлен к мясной диете.
Сообщение из одного научного зарубежного журнала от 1987г.: «Дебаты вокруг новой идеи американского антрополога Льюиса Бинфорда разгораются и приводят к нему все больше сторонников: по его мнению, неандерталец был скорее падальщиком, чем охотником». А вот в бывшем СССР блестяще аргументированная глава о трупоедении у неандертальцев была целиком изъята из книги профессора Поршнева еще в 1962году.
Многие из нас наверняка слышали о сыроеедении. Оно тоже очень полезно. И сырое мясо также используется для копчений и солений. Оно, конечно, полезнее жареного, в том очень много вредных веществ. Но при сыроедении страдает поджелудочная железа, т.к. она не может вырабатывать соответствующих ферментов в достаточном количестве.
Мясо и медицина
В последние пятьдесят лет признанные специалисты в области медицины, диетологии и биохимии установили, что мясная пища не является необходимой для хорошего самочувствия и, напротив, разрушает человеческий организм. Исследования доказывают, что мясо – очень неэффективное для нас топливо, вызывающее стремительное изнашивание механизма. Например, эскимосы, которые питаются преимущественно мясом и рыбой, очень быстро стареют.
Медицинские исследования говорят о том, что жиры, содержащиеся в мясе, вредны для нашего здоровья. Современная медицина располагает убедительными свидетельствами того, что есть мясо опасно. Рак и сердечная недостаточность достигают масштаба эпидемии в странах с традиционно обильным потреблением мясных продуктов и сравнительно редко встречаются у народов, избегающих мяса. Накопленные наукой доказательства того, что исключение мяса из рациона улучшает здоровье, а его поедание сокращает срок жизни, наводит на мысль о том, что все-таки у Хомо Сапиенса изначально не было потребности есть мясо, он ел хлеб насущный.
Протеиновый миф
Все мы знаем, что белок, или протеин биологически необходим для того, чтобы жить, каждый организм должен потреблять какое-то его количество. Смотрите, что получается: растения могут вырабатывать аминокислоты из воздуха, почвы и воды, но животные могут получать белок только от растений, поедая их, либо поедая других животных, которые поглощают и усваивают растительную пищу. Только царство растений способно производить белок. Следовательно, у человека есть выбор: получать протеин напрямую или получать его опосредованно с большими затратами (финансов и природных богатств) из плоти животных. (Одна из причин высоких цен на мясо заключается в том, что для достижения необходимого веса животное заставляют поглощать невероятное количество растительных белков).
Самое удивительное в том, что ученые уже определили, что в мясе животных нет таких аминокислот, которые не были бы получены из растений и который человек не смог бы извлечь из растений сам. Более того, у растительной диеты есть дополнительное преимущество: вместе с аминокислотами поглощаются вещества, необходимые для правильного усвоения протеина – карбогидраты, витамины, минералы, ферменты, гормоны, хлорофилл и другие элементы, содержащиеся только в растениях.
Известно 22 (23) вида аминокислот. 14 из них «необязательны», 8 «обязательны», т.е наш организм не вырабатывает этих кислот, и мы должны получать их из пищи. До середины 1950-х годов мясо считалось прекрасным источником белка: в нём содержатся все 8 необходимых аминокислот как раз в нужных соотношениях. Тем не менее, в наши дни диетологи пришли к выводу, что многие растительные продукты по содержанию белков равноценны мясу, а может быть, даже более ценны, поскольку они тоже содержат все 8 аминокислот. Кроме того, обнаружено, что во многих видах листовой зелени и даже в картофеле содержится значительное количество полноценного протеина. Например, стакан морковного сока по количеству и качеству содержимого белка равен одному яйцу.
Мясная пища в христианстве
Оглавление
«Пища должна укреплять тело,
а не вызывать болезнь»
Бесспорно то, что для младенца голос матери важнее даже самого звонкого голоса раскрасивой погремушки. Так и мы, в поисках ответа на наши вопросы, минуя неглубокие полуправды, будем припадать своим младенческим сердцем к самому родному и близкому нам родительскому Божиему голосу.
Триединый Господь поставил Церковь на земле и, освятив Её личным присутствием, сохраняет и направляет Её Своей безграничной любовью.
Православие – это горная тропа, восходящая над пропастью в Небесный Иерусалим. По тропе этой следовать можно только твёрдым шагом, на двух ногах – двумя заповедями: любовью к Богу и любовью к ближнему. Ступени же, от которых отталкиваются эти ноги есть Священное Предание и Священное Писание, где немало внимания уделено тому, что мы вкушаем.
Когда мы говорим о мясе, то это может означать следующее:
Понятно, что мы будем обсуждать отношение Православия к животному мясу. Такое мясо делится обычно на говядину, свинину, баранину, конину, курятину и др.
^ Грех ли убивать животных ради еды?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к Священному Писанию, выше которого Святая Церковь никогда не превозносится.
В книге Бытия ( Быт.1:29 ) написано, что Господь дает нам “всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя”, и говорит, что нам “сие будет в пищу”. Здесь для первых людей отчетливо сказано, что только растительная пища предназначена для человека.
Однако, после всемирного потопа, когда восемь человек вышли из ковчега на голую землю, несомненен тот факт, что такая бесплодная почва не могла накормить их ещё долгое время. Тогда Господь и разрешил им вкушение мяса. То есть Сам Вседержитель, Творец всей вселенной, благословляет вкушение мясной пищи по сложившимся обстоятельствам. Но и тут Он не говорит: “разрешаю вам на время”. Он просто благословил.
«Ошибается тот, кто считает,
что пост лишь в воздержании от пищи.
Истинный пост есть удаление от зла…»
^ Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?
Некоторые люди ошибочно считают, что полное воздержание от мясной пищи приведёт человечество к высшей нравственной точке своего развития и, как следствие этого, мир будет спасен. Однако, страницы Священного Писания говорят, что такой закон не работает. Господь уничтожил потопом всё вегетерианское население земли. Да-да, до Ноя всё человечество питалось только лишь растительной пищей и, несмотря на это, всё равно на земле воцарилось полное растление нравов, растление такой низости, что Господу пришлось пойти на такой решительный крайний шаг.
«Берегись измерять пост простым
воздержанием от пищи.
Те, кто воздерживается от пищи,
а ведет себя неподобающе,
уподобляются дьяволу,
который хотя ничего не ест,
однако ж не перестает грешить».
^ Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?
Есть одна важная оговорка, которую сделал Господь при благословении мясной пищи. Он разделил всех животных на чистых и нечистых (Ветхий Завет).
Также к нечистой пище относится идоложертвенное мясо, то есть туша, оставшаяся от животного, после принесения его в жертву идолу.
Вопрос читателя: «Помогите разрешить спор внутри нашей семьи! Наша тётя говорит, что у православного человека должно быть много запретов касательно еды и эти запреты не должны ограничиваться только постом. Она говорит, что православный человек должен готовить мясную пищу только по праздникам, а пищу других народов, узбекскую, японскую, корейскую, татарскую, нам нельзя. А моя мама ей отвечает, что, помолившись, можно вкушать любую пищу. Кто же прав?!»
В этом споре интересно то, что здесь при определённых условиях оказаться правыми могут обе женщины. Всё зависит оттого, куда направлен духовный взгляд каждой из них. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную», говорит апостол Иоанн. И если эти женщины смотрят именно так на ту еду, как на подкрепление сил для освоения пищи духовной, то это попросту разговор двух ангелов, призывающих друг друга вступить на радость своего пути.
Для первой, видимо, воздержание необходимо от опасения потерять дарованное ей некогда драгоценнейшее чувство Бога. Пытаясь его сберечь, она неумело, возможно, переживает за всех своих близких, которые, по ее взгляду, это чувство не берегут.
А для второй – вполне возможно, что на духовной высоте её сердца пища нужна лишь для того, чтобы хотя бы ещё один день созерцать светотканное лицо Господа нашего Иисуса Христа. Так некогда Сам Господь по голодной человеческой необходимости благословляет апостолу вкушение нечистой пищи во время его молитвенного делания ( Деян.10:9–15 ).
Первому типу людей для спокойствия их совести необходимо определиться, что’ по ветхозаветным законам разрешается употреблять христианину, а что нет. Это также полезно и для людей, нечаянно свернувших с богоспасаемого пути для поклонения своему животу или самой пище, о которых, как говорит апостол Павел, «написано: народ сел есть и пить, и встал играть» ( 1Кор 10:7 ), а точнее, поправляет Лопухин «плясать», то есть блудодействовать.
«Возобладай над чревом,
пока чрево не возобладало над тобой».
Свт. Василий Великий.
В продолжение вопроса от нашего читателя давайте коротко определимся в различиях пищевых ограничений православного человека и представителей других религий, близких и неблизких нам по отношению к Священному Писанию Ветхого Завета. Для этого необходимо коротко упомянуть о наших общих запрещающих понятиях в области питания.
^ Исламская пища – разрешается условно
«Халяль» – это понятие разрешенного и дозволенного в исламе. Противоположное по смыслу понятие – это «харам». Обычно, этими словами обозначают допустимую и недопустимую пищу.
К харамной у мусульман относиться:
*Мусульманам разрешается есть мясо, которое
было приготовлено только «людьми Писания».
К ним относятся христиане, иудеи и сами мусульмане.
^ Иудейская пища – разрешается
«Кашрут» – это свод иудейских законов о запретах в области потребляемой пищи. Пища по этим законам может быть кошерной и некошерной или пригодной и непригодной для потребления.
*«Духовная чувствительность человека,
употребляющего некошерные продукты,
понижается, его сердце «закрывается»
для восприятия духовных идей».
Иудейская мудрость.
Различие чистых и нечистых животных и запрещение в Ветхом Завете употреблять нечистых животных в пищу имело специальное и временное значение: научить евреев чистоте жизни и сердца, и было внешним средством отличия и отделения евреев от других народов. С пришествием Мессии такое отделение сделалось излишним: все народы, принявшие Евангелие, освящены и очищены кровию Христа; посему в царстве благодати нест Еллин ни Иудей, обрезание и необрезание, но всяческая и во всех Христос ( Кол. 3:11 ).
«Мясо можно есть только то, которое заколото,
а не убито электрическим током или задушено.
Определить это можно по цвету:
светлое мясо – с выпущенной кровью;
тёмное мясо – с невыпущенной (мертвечина);
^ Вьетнамская пища – не рекомендуется
*«Христианам лучше бы вообще создать
свои скотобойни и магазины,
где заведомо продавалось
бы ритуально чистое мясо...».
Священник Олег Стеняев
^ Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?
В книге Бытия мы читаем наставление Божие: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» ( Быт.9:4 ). Эти наставления Вседержитель делает для Ноя и его семьи после потопа. То есть, благославляет есть плоть, но запрещает есть душу. По слову Божиему, кровь соединена с душою того, кого окормляет: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» ( Лев 17:10 ). Слово “душа” в данном случае обозначает жизнь. Здесь Господь говорит о том, что всякая кровь должна быть использована либо для жертвоприношения Ему, либо пролита на землю. Отсюда древняя традиция у «людей Писания», то есть у иудеев, мусульман и христиан, выпускать кровь у животного перед потреблением его мяса в пищу.
А далее, в книге Левит мы находим результат отступления от этой заповеди: «обращу лице Мое на душу того и истреблю ее из народа ее» ( Лев.17:11 ), говорит Господь. Люди Ветхого Завета ревностно исполняли обрядовые правила. Собором апостолов, который состоялся около 50 года в Иерусалиме, было утверждено положение, по которому на христиан из язычников непосильные иудейские правила не накладывались. В то же время было указано о необходимости воздержания от удавленины и крови ( Деян.15:20 ). Подробнее в разделе “Кровь”.
*«Гематоген хоть и является
производным крови крупного рогатого скота,
однако, приём его в лечебных целях
возбраняться не может».
^ Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?
В указаниях на то, что «кровь сия душу очищает», говорится об окроплении Божиего жертвенника в качестве залога за содеянный грех (подробно в книге Левит).
Этот кровавый акт при поверхностном взгляде на историю Священного Писания кажется бессмысленным и жестоким. Однако, всё остаётся труднообъяснимым до тех пор, пока на свет ни появляется Господь Иисус Христос. Спаситель Сам стал «тельцом» для жертвенника и окропил Кровью Своею Жертвенник-Крест, чтобы раз и навсегда очистить души наши от пропасти богоотчуждённости. Это Божие указание есть прообраз Великой будущей Жертвы за наши грехи. «Христос со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:11,12 ), говорит апостол Павел в письме к иудеям.
Вот так Богочеловек примирил человека через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вкушение Крови и Плоти Божией, шагом минуя непреодолимую пропасть, становимся причастными Царству Небесному.
^ Почему установлены запреты на пищу?
В Апостольских правилах есть особые указания на отношение христиан к Ветхому и Новому Заветам. Там сказано: «Книги же яко подобает почитати Ветхого и Нового Завета суть». Поэтому Православная Церковь анафематствовала, то есть отлучила от Себя, всех тех, кто усомнился в святости и богодухновенности книг Ветхого и Нового Заветов.
Святитель Амвросий Медиоланский называл оба Завета «чашами премудрости» в наших руках, потому что, говорил он, из «обеих пьете Христа».
Договор Бога с людьми
Слово «завет» означает договор. Под «Ветхим Заветом» подразумевается договор с древними праведными патриархами, то есть отцами и представителями народов земли, – Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Их можно представить драгоценными семенами, упавшими сеятелю в руку в период всемирной засухи. Цель Господа – уберечь от болезней и смерти жизнь в этих семенах, то есть сохранить чистоту веры и рода, в котором должен появиться на свет Христос, Спаситель мира. Поэтому Он выдвигает строгие требования в вере, преданности и послушании. Взамен же даёт Своё благословение и обещает даровать спасение народу Божиему.
Забота Всевышняго о людях Своих заключалась в Его заповедях, некоторыми из которых были заповеди о внимательном отношении к пище. Однако, необходимо понимать, что теперь, когда Христос уже родился, жил между нами, был распят, воскрес и восседает одесную Бога Отца, это ветхозаветный договор, строгий по понятным уже причинам, приведен в исполнение. А ныне для нас тянется время Нового Завета, договора между всему людьми без выделений и разграничений, договора «покаяния-прощения», главным критерием которого является наша личная совесть.
^ Критерий воздержания от пищи – наша совесть?
Из чего исходил Господь, устанавливая такие разделения, сказать трудно. Быть может, здесь отражаются некие санитарные соображения, но скорее всего то, о чём знает только Бог, а мы можем только догадываться. Одно ясно, если заповедь – это тропа, то нарушение заповеди – это болото в стороне от неё, – можно завязнуть и никогда не выбраться. Так, невидимые границы этой спасительной тропы – Божиего «договора», ныне пришедшего в исполнение – инерционно, подобно раскрученному велосипедному колесу, тянутся и до нашего времени. Так, к примеру, апостол Лука рекомендует «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда», но тут же ставит на этом грубом пьедестале заповедь новой высоты, Нового Завета, заповедь суда собственной совести: «не делать другим того, чего себе не хотите» ( Деян.15:29 ).
А апостол Павел, подтверждая отмену Христом необходимости ветхозаветного закона, говорит, что закон этот не может «сделать в совести совершенным» исполняющего его, ибо доходит только «до плоти». Эти заповеди были установлены, говорит он «только до времени исправления». Только Христос, пишет апостол Павел, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» ( Евр. 9, 9–14 ).
О благословении на нарушение по необходимости этой заповеди говорит и апостол Пётр. Ему было видение, в котором к нему во время голода и молитвы спустился с отверстого неба «некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю». В этом полотне находились «всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные». Господь призвал Петра поесть, однако Петр, испугавашись, ответил, что он «никогда не ел ничего скверного или нечистого». И Господь ответил ему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян. 10, 9–15 ).
Так, на «Апостольском» соборе было принято и ограничить эту заповедь постановлением воздерживаться от крови, удавленины и идоложертвенного мяса ( Деян. 9:12 ), то есть приносимого на поклонение идолам. Но всё же, на высоте своей боголюбивого сердца апостол Павел разрешает вкушение всего, «что продаётся на торгу, без всякого исследования, для спокойствия совести» христианского сердца. При этом он находится уже на такой высоте, что личность его растворяется в подвиге бесконечной любви. «Для слабых я был слаб, чтобы приобрести слабых, для всех я стал всем, чтобы спасти, кого можно» ( 1 Кор.9:22 ), говорит христоподобный апостол Павел.
Для той любви, которой любил апостол Павел, нет никакого ограничения, ничего чистого и нечистого, никакого закона, ибо он стал выше закона. Так и для нас закон этот нужет только с целью приобретения такой безграничной и жертвенной любви к Господу и ближнему своему. Нам, кто всё ещё страстные желания чрева своего путает с жизненнонеобходимой истиной.
Автор: Диакон Владимир Рождественский,
физиотерапевт НИДОИ им. Г.И. Турнера