почему нельзя варить мясо в молоке
Тайны Библии: Не вари козленка в молоке матери его.
В 1928 году на сирийском побережье Средиземного моря местный крестьянин обнаружил подземный ход. Знал бы неграмотный пахарь, что его находка приведёт к одному из величайших археологических открытий в истории! Древний город Угарит поднимется из тьмы веков и поможет ученым объяснить многие библейские тайны, в том числе и загадочный запрет, содержащийся в Ветхом Завете: «Не вари козлёнка в молоке его матери».
Для исследователей Библии эта фраза стала настоящим камнем преткновения. Между тем, она повторяется в Библии трижды! Два раза в книге «Исход» и один раз в книге «Второзаконие». Крупнейший британский культуролог и историк религии ХХ века Джеймс Фрэзер отмечал: «Едва ли во всём ритуальном законодательстве найдётся другой закон, на котором бы Бог настаивал чаще». В чём же смысл этого табу? Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.
Комментарий эксперта:
Существовало немало различных гипотез. Одни утверждали, что запрет установлен для послушания и его нужно исполнять буквально, не задумываясь. Другие считали, что Господь запрещает вкушать вместе молоко и мясо, их нужно есть отдельно. Блаженный Августин подозревал здесь неточность перевода. Широкое распространение получила так называемая гуманистическая гипотеза. Вот что писал один из ее сторонников, профессор Лопухин: «Закон не воспрещает варить мясо в молоке. Он только воспрещает употреблять для этого молоко матери козленка, потому что естественное чувство может возмущаться употреблением материнского молока для наиболее вкусного изготовления ее детеныша».
Через год после того, как сирийский крестьянин обнаружил подземный ход, на этом месте начались археологические раскопки. Руководил ими французский археолог Клод Шеффер. Он обратил внимание на большой холм, находившийся неподалёку, и предположил, что поземный коридор ведет именно туда. И не ошибся. Здесь археологов ожидало сенсационное открытие. Оказалось, что под холмом скрывается УгарИт, торговый город-государство, существовавший на этом месте более четырех тысяч лет назад.
Исследования найденных руин помогли воссоздать облик древнего Угарита. Это было многонациональное государство. Здесь жили греки, хетты, амореи, хурриты, выходцы из Африки. Над городом возвышались храмы языческих богов Астарты и Ваала. Среди развалин дома, очевидно принадлежавшего верховному жрецу, археологи обнаружили огромную библиотеку глиняных табличек с различными надписями. Найденные тексты представляли собой хозяйственные документы, медицинские трактаты, литературные произведения. Но самое пристальное внимание ученых привлекла табличка, датированная XIII веком до Рождества Христова. Что же обнаружили на ней ученые?
Комментарий эксперта:
У каждого времени есть свой Вавилон, город греха и многоязычия. Когда-то эту роль на протяжении многих столетий играл Угарит. Конец этого города был печален. Сначала он попал под власть хеттов, а затем был до основания разрушен землетрясением чудовищной силы. Руины погибшего Угарита разграбили пришлые народы. Но глиняные таблички никто не тронул – чужеземцев не интересовали литературные памятники и деловая переписка. Время заботливо укрыло разграбленные руины землёй, чтобы через тысячи лет учёные нашли их и помогли нам лучше понять слова Ветхого Завета.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Исторические корни запрета смешивать молочное с мясным
Египетская сцена: «Мужчина доит корову, к ноге которой привязан теленок»
В книге Шемот (Исход) 23:18 существует постановление: «Не вари козлёнка в молоке матери его».
На основании этого предостережения, иудейские мудрецы запретили употреблять мясное вместе с молочным (Вавилонский Талмуд. Трактат Хуллин).
«Всякое мясо, кроме мяса рыбы, запрещается варить в молоке.
Запрещено также ставить всякое мясо, кроме мяса рыбы, на один стол с сыром.
На один стол с сыром можно ставить блюдо из мяса курицы. Но вместе есть и то и другое — нельзя.
Тому, кто дал обет не есть мяса, рыбу есть разрешается…».
Талмуд приступает к анализу первого пункта Мишны. И, прежде всего, уточняет: под выражением «всякое мясо» подразумевается мясо крупного и мелкого скота, мясо кошерных домашних и диких особей (к примеру, мясо оленя, который относится к разряду кошерных животных), а также птиц.
Почему же тогда разрешается варить в молоке рыбу? — спрашивают мудрецы Талмуда.
И отвечают: рыба к категории «мясо» не причисляется.
Если существует связь с размерами, тогда и курицу можно было бы варить в молоке. По размеру курица, скажем, с тем же быком не сравнима. А рыба… Иная особь подводного мира по величине вполне сравнима с бараном, а то и с быком.
Решающий фактор в данном случае — среда обитания, — подчеркивают раввины. Бык и курица ходят по земле и дышат воздухом. Поэтому на мясо курицы распространяется тот же закон, что и на мясо коровы или, допустим, овцы.
Следует отметить, что раби Акива (II в) несколько иначе смотрит на этот запрет. Он говорит, что Тора не запрещает варить мясо курицы в молоке, но запрет вынесен законоучителями, чтобы случайно не перепутать куриное мясо с другим мясом:
«Что касается смешения мяса с молоком, Тора курицу к быку или барану не приравнивает, — говорит он. — Постановление, запрещающее варить мясо курицы и любой другой кошерной птицы в молоке, вынесено раввинами. Чтобы оградить людей от возможных ошибок, чтобы никому и в голову не пришло, что мясо мелких животных употреблять вместе с молоком — можно».
Не распространяется запрет Торы варить мясо в молоке и на мясо диких
Врочем, раби Йоси а‑Галили (мишнаит, 2‑й век) категорически не согласен.
«Некошерное мясо, варить в молоке тоже запрещается».
Мы видим, что законоучителя первых веков н. э. не имели однозначного мнения в отношении запрета «не варить козлёнка в молоке его матери», поэтому нам следует обратиться к прямой логике.
Обратите внимание, что Тора повествует о конкретных вещах – «приготовлении козлёнка в молоке его матери», и не содержит никакого намёка на скрытую аллегорию: молоко матери – любая молочная продукция, а козлёнок – всякое мясо. Поэтому Рамбам был первым, кто предположил, что этот запрет связан с идолопоклонством (Море невухим 3:48), а не является диетическим предписанием, хотя и считал, что вкушать мясо, сваренное в молоке, вредно.
Археология помогла разобраться с этим загадочным местом Писания. В середине прошлого века при раскопках Рас-Шамры (12 км. от Латакии, Сирия) был найден повреждённый угаритский эпический текст, прославляющий богиню Анат в котором написано: « behem ’ ataba [ ] dbehalavAnanah …» «приго[товил коз]лё[нка] в молоке Ананах в сливках…».
Вероятно, в древнем Ханаане существовал жестокий обычай — варить козлёнка в молоке матери его, против которого выступает закон Моисея. Также возможно, что этот закон действительно связан с идолопоклонством, так как варение козлёнка в молоке матери являлось важной культовой церемонией хананеян, и поэтому, чтобы не уподобляться язычникам, Законодатель вводит это запрещение. Впоследствии, когда была забыта причина возникновения запрета, иудейские комментаторы Торы дали новое толкование этому правилу, правда, не без споров и разногласий, и отнесли его к разряду диетических предписаний, поэтому до сего дня, правоверные иудеи не смешивают молочное с мясным.
Можно также предположить, что запрет на приготовление козлёнка в молоке его матери носит этический характер — запрещается жестокое обращение с животными. Наподобие запрета приносить в жертву вола или агнца в течение первых дней жизни, когда они находятся со своей матерью: «Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой отдавай их Мне» (Исх. 22:30); а также запрета брать яйца или птенцов вместе с их матерью (Дварим; Втор. 22:6).
Не вари козленка в молоке матери его
В Библии есть много странных и до сих пор до конца не проясненных мест, к числу которых относится запрет «Не вари козленка в молоке матери». Люблю Библию, люблю толкования на библейские тексты. Очень увлекательное занятие, обогащающее больше, чем чтение любой другой книги.
Запрет употребляется в Ветхом Завете трижды: дважды в книге «Исход» и один раз во «Второзаконии». В еврейской традиции запрет понимается буквально как табу на одновременное употребление мясной и молочной пищи вплоть до разделения посуды для того и другого, полотенец, ножей и установления регламента, через какой промежуток времени можно употреблять в пищу молочное после мясного и наоборот.
В православной традиции такого запрета не существует и очень даже любимы мясные пельмени со сметаной, приготовленная предварительно вымоченная в молоке рыба и мясо в сметане. Оставим кулинарные традиции в стороне. Но как быть с духовной и иносказательной стороной, которая непременно присутствует в любом библейском выражении, в том числе и в этом.
Есть несколько точек зрения, ни одна из которых пока не принята безоговорочно специалистами, если не считать кошерного правила разделения мясного и молочного. Существует еврейский анекдот
Господь диктует Моисею Тору:- … не вари козленка в молоке матери его…
Моисей:- O, погоди, минуточку… А-а-а-а, я понял! Это означает — не ешь мясного с молочным?!
Господь:- Hе фантазируй. Пиши, что говорят — не вари козленка в моло…
Моисей:- Aааа, сейчас, ага, все — понял: надо иметь отдельную посуду для мяса и молока!
Господь (раздраженно):- Послушай, что ты несешь? Я же тебе ясно сказал! Не выдумывай, пиши, что диктуют: не вари козлен…
Моисей:- Bсе, все, вот теперь — понял: после мясного надо подождать шесть часов, прежде чем есть молочное, а после молочного…
Господь (устало, махнув рукой):- Э, делайте, что хотите…
Но если серьезно, то, прежде всего, бросается в глаза сюрреалистичность запрета, красота и метафоричность выражения, сродни нашему «не тяни кота за хвост».
Можно, конечно, последнее понимать буквально и устанавливать правила, как себя вести с хвостом кота, но русскому человеку понятно, что речь здесь идет совсем о другом. Это значит делать или говорить что-то быстро, не растягивая слова и время, а приступать сразу к главному.
Талмудисты утверждают, что есть три типа библейских табу: исторические, связанные с библейскими событиями, например, храните день субботний; есть табу нравственные и ритуальные, которые понятны каждому – «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй» и так далее. А есть табу, установленные для послушания, выполнение которых никак необъяснимо с логической точки зрения.
Просто не делай и все, тем самым проявишь послушание Господу, поскольку послушание лучше жертвы. Это аналогично тому, как Мастер или Духовный отец может приказать ученику или послушнику тащить верблюда одной рукой через забор или сажать ростки капусты корешками вверх.
Не варить козленка в молоке матери его – один из таких запретов. Но все-таки многие хотят докопаться до потайного смысла выражения и видят в нем не только бессмыслицу, не поддающуюся толкованию, а нечто вполне разумное или мистическое, но вполне объяснимое. Некоторые считают, что здесь вопрос в точности перевода.
Например, очень интересный перевод темного выражения дал в свое время Августин Блаженный. Его воспринял Мартин Лютер и использовал в своем переводе Библии в 1534 году. Оба священника концовку выражения отнесли не к слову «варить», а к слову «козленок», в результате чего выражение получило вполне понятный смысл: «не вари козленка, который в молоке своей матери», то есть который еще питается молоком матери.
Но все равно остается неясным, почему нельзя? В той же Библии разрешается приносить козленка или теленка в жертву уже на восьмой день. Есть запрет на жертвоприношение молодняка и первенца только в первые семь дней.
Существуют другие объяснения этого запрета, тоже не менее интересные и обоснованные. Так некоторые библеисты связывают запрет с идеей «нитей плодородия». Суть ее заключается в том, что нитями плодородия считалась смена поколений и если нити от поколения к поколению связывать правильно священным браком, то община и род будут развиваться и богатеть.
Если хотя бы одну из нитей замкнуть браком на кровнородственную, гомосексуальную или инокультурную связь, то род будет постепенно разрушаться и сойдет на нет. В данном случае линия плодородия козленка смешивается с линией плодородия матери, порождая кровосмешение.
Такое объяснение похоже на объяснение мистической Каббалы, утверждающей, что употребляя вместе мясное и молочное, человек смешивает правое и левое. Молоко – правая сторона, альтруистическая, ориентированная на отдачу.
Мясо олицетворяет левую сторону, жесткую, ориентированную на эгоизм и потребление. Две линии нельзя замыкать бездумно, это равнозначно кровосмешению. Для формирования среднего, царского, пути существуют особые правила, согласно которым от левой стороны можно брать только столько, сколько может вместить правая, альтруистическая.
Оба последних толкования мне кажутся наиболее интересными и плодотворными, если учитывать жесткий запрет в иудейской культуре, в том числе и в Библии, на любое кровосмешение, как в прямом, так и в переносном смысле. Эти табу, хоть и ограниченно, перешли и в христианство.
Лопухин в толковании на Библию придерживается гуманистической точки зрения, согласно которой даже к животным надо относиться гуманно и «не закрывать рта волу, когда он пашет». Многие связывают этот запрет с запретом на языческие ритуалы. Но достоверных источников, указывающих на подобные ритуалы в среде язычников, не найдено.
Есть еще одно толкование, которое тоже интересно. Оно объясняет это выражение как аналог нашей пословицы «Куй железо пока горячо» или действуй, «пока поезд не ушел». Слово «варить» в еврейском языке имеет еще один смысл «поспевать».
И если идти по филологической линии, то это означает только одно: маленького козленка следует вовремя отрывать от матери, чтобы он не перезрел, отсюда и соседство запрета на варение молодого козленка с принесением первых плодов Богу в Исходе и Второзаконии. Надо вовремя собрать первые плоды, чтобы они не переспели и были угодны Господу.
Запрет варить мясо в молоке
Нет сомнений, что разделение между мясом и молоком является самым характерным признаком еврейской кухни. Поэтому зачастую первое, что можно посоветовать тому, кто хочет сделать свою кухню кошерной, – разделить весь комплекс готовки на две непересекающихся группы, мясную и молочную. Именно рецептурная сторона и вопросы разделения посуды требуют новых навыков, и поэтому с самого начала надо постараться приобрести привычку не путать посуду и готовить по рецептам, не содержащим сочетания мясного с молочным.
Основа запрета
1. Варить мясо животного в молоке.
2. Есть мясо животного вместе с молоком.
3. Получать выгоду от мяса, сваренного с молоком.
Мясо животного, сваренное с молоком, так как оно запрещено Торой, надо выбросить. Запрещено использовать его для чего-либо, кому-либо отдавать или скармливать животному. А если молока во время варки было больше, чем мяса, в 60 раз, надо вынуть из него мясо, а молоко можно пить.
Варить в молоке птицу или животное, кроме коровы, козы и овцы, можно лишь при следующих двух условиях:
а) заметно, что это не мясо коровы, козы и овцы;
б) видно, что еврей варит не для своих нужд.
Птицу (или мясо любого животного, кроме коровы, козы или овцы), сваренную в молоке, или мясо, которое солилось вместе с сыром, можно продать нееврею или отдать в пищу животным.
Мудрецы к запретам Торы добавили запрет есть мясо животного или птицы, смешанное с молоком, даже если оно в молоке не варилось. Кроме того, запрещено ставить молоко на один стол с мясом и есть их одно вслед за другим без перерыва.
Запрещено давать мясо с молоком нееврею и говорить ему, чтобы он их сварил, даже для самого себя.
Сюда также входит запрет давать мясо нееврею, чтобы он сварил его в своей посуде, использовавшейся в последние сутки для варки молока.
Еврей, работающий на некошерной кухне
Если еврею трудно было найти работу и ему не оставалось ничего другого, как устроиться в нееврейскую кухню, ему запрещено варить мясо в кастрюле, в которой варили молоко, и наоборот, если в этой кастрюле готовили в последние сутки. Но нет необходимости специально выяснять, пользовались ли этой кастрюлей последние сутки, поскольку по умолчанию про такие кастрюли мы считаем, что сутки после их последнего использования уже прошли, и поэтому данный запрет к ним не относится. Когда запрещено варить, то запрещено и зажигать огонь под кастрюлей, начиная этим варку.
Но если есть вероятность, что сваренное в этой кухне по ошибке могут съесть евреи, еврею запрещено в этой кухне готовить.
Почему нельзя варить мясо в молоке
Наверное, многие слышали о том, что правоверные иудеи не готовят и не едят одновременно мясные и молочные продукты. Но с чем связан такой запрет? На этот счет есть разные мнения.
Как соблюдается табу
В Торе сказано: «Не вари козленка в молоке матери его». Причем запрет этот повторяется троекратно. Иудейские богословы говорят, что это означает: нельзя готовить на огне мясную пищу вместе с молочной; нельзя употреблять такую смешанную пищу; и, наконец, нельзя даже использовать ее в любых иных целях.
Иудеям положено иметь два отдельных комплекта посуды – для мясной и молочной пищи. Причем это касается и кастрюль, и тарелок, и столовых приборов. И скатерти и полотенца для двух этих видов пищи должны быть разного цвета. Правда, стеклянная посуда, к примеру, считается «нейтральной», пригодной для любых продуктов, так как не впитывает в себя частиц пищи, что в ней находилась.
Если человек ел мясо, то употреблять молочные продукты можно только после того, как мясо переварится. Древние иудейские мудрецы определяли этот срок в шесть часов, однако мудрецы-ашкеназы (из Франции и Германии) разрешают сокращать это время до трех часов. В то же время молочная пища переваривается гораздо быстрее, и поэтому после нее можно есть мясо через час (по другим источникам – всего через полчаса). Исключением является твердый сыр: он долго переваривается, и если вы его отведали, то следует подождать три часа, прежде чем вкусить мяса. Между приемами этих видов пищи также принято прополаскивать рот.
Интересно, что смесь мясной и молочной пищи нельзя не только есть, но и скармливать животным или давать людям, не исповедующим иудейскую веру.
Толкования запрета
Раввин Якоб Шуб комментирует: «Безусловно, этот запрет кардинально отличается от обычных законов запрещенной пищи. Основное отличие состоит в том, что сами по себе и мясо, и молоко разрешены в пищу и только их смесь считается запрещенной».
Существует сразу несколько объяснений такого табу. Одно из них состоит в том, что жестоко и бессердечно употреблять мясо детеныша, сваренного в молоке его матери или даже сородичей.
Но если Тора говорит о козленке, то почему нельзя, например, есть молочные продукты вместе с курицей, ведь она не млекопитающее? Одни считают, что запрет касается только мяса млекопитающих, другие – что он подразумевает и кошерную птицу. Сторонники полного табу указывают на то, что запрет на употребление мясного с молочным в Торе соседствует с запретом на употребление невела – мяса животных, зарезанных некошерным способом.
Еще одно объяснение можно отыскать в каббалистических источниках (Зоар, Мишпатим): мясо обладает качествами гевура (суда и справедливости), а молоко — хесед (качеством милосердия). Поскольку эти качества противоположны по сути, их не стоит смешивать.
Божественный закон разделения
Но на самом деле догма, которая табуирует смешение мясного и молочного, является хок, то есть заповедью Бога, которую необходимо выполнять, даже если не понимаешь ее смысла. В трактате Ган Эден сказано, что истинную причину запрета мы узнаем только после прихода Машиаха (иудейского Мессии).
По мнению Элиягу Эссаса, мясо и молоко символизируют разные, не совместимые друг с другом энергии (говоря современным языком): «В духовных мирах и вообще в мире, есть, условно говоря, правая (дающая) и левая (сдерживающая) стороны. Дающую, правую сторону символизирует белый цвет. Сдерживающую, ограничивающую левую — красный… Точно так же, та же концепция заложена и в суть разделения мясного (очевидный символ — красный цвет, то есть — сдерживание) и молочного (очевидный символ — белый цвет, дающая сторона). При этом… все существующие разделения — выражение Воли Творца. И мы сами не можем и не должны придумывать что-либо подобное».