почему нельзя спать после обеда по исламу
Почему нельзя спать после обеда по исламу
Можно ли спать после намаза Аср? (фото: freepik.com)
Сон – одно из самых загадочных и еще до конца неизведанных явлений жизнедеятельности человека. Сон – это милость Аллаха, время, когда человек отдыхает и набирается сил. В Священном Коране о сне говорится:
«Аллах – Тот, Кто сделал для вас ночь одеянием [временем для вашего отдыха, укрывающим вас темнотой], сон – покоем, а день – оживлением [для удовлетворения насущных потребностей]» (сура «Фуркан», аят 47),
«А ваш сон Мы сделали покоем» (сура «Наба», аят 9).
Из хадисов пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) нам известно, что полуденный намаз является сунной. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) очень трепетно относился к вопросу сна и бодрствования, оставив нам в наследство правила правильного сна.
Дневной сон очень благоприятно влияет на организм. Сон в обеденное время, протяженностью в тридцать минут, равноценен двум часам ночного сна. Наверняка и вы замечали, что после дневного сна работать и учиться намного легче, так как организм перенастраивается на другой темп работы.
Адабы сна: можно ли мусульманам спать на животе?
В некоторых книгах адабах говорится о нежелательности сна после аср (послеполуденного) намаза. Например, приводятся следующие хадисы:
«Сон в первой части дня – глупость, в середине дня – нравственность пророков, в конце дня – притупление» (Мухаммед ибн Абу Бакр, Шир’атуль-Ислам, 502).
«Кто спит после аср-намаза, и его разум подвергается притуплению, пусть винит в этом только себя» (Кешфуль-Хафа, Аджлуни, II, 284; Муснад Абу Я’ла, VIII, 316).
Однако эти риваяты слабые. Скорее всего, нежелательность сна после намаза аср связана с тем, что есть вероятность проспать вечерний намаз. Ряд ученых отмечают, что этот период времени является более продуктивным, поэтому лучше провести это время с пользой, а не тратить его на сон.
Мусульманин должен выстроить наиболее удобный для себя режим дня, с учетом времени намазов и своих повседневных дел. Верующий должен ценить каждый миг своей жизни, стараясь провести день с максимальной пользой для жизни земной и вечной.
3 дуа для тех, кто хочет видеть только хорошие сны
Почему нельзя спать после обеда по исламу
Cон является даром Всевышнего Аллаха. Сон – это отдых, востановление сил и приток свежей энергии.
Всевышний Аллах сказал: «По милости Своей Он сотворил для вас ночь и день, чтобы вы отдыхали во время нее и искали Его милость; быть может вы будете благодарны». (Коран (28:73)
Сон, также как и пища, является необходимым компонентом человеческой жизни. Как от качества пищи. во многом, зависят многие физиологические процессы в организме, так и от качества сна зависит величина коэфициента производительности рабочего дня. И сон является отдыхом для организма человека, подготовкой к его активности жеятельности.
Всевышний сказал: «И сделали ваш сон отдыхом, и сделали ночь покрывалом, и предоставили день для дел житейских». (Коран (78:9-11)
В Исламе существуют этические нормы, касающиеся сна, о которых мы хотели бы рассказать вам.
1. Следует рано ложиться спать, чтобы проснуться до утреннего азана. Такой же режим советует и современная медицина.
Всевышний Аллах сказал: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой…». (Коран (32:16)
2. Перед сном желательно совершить малое омовение и совершить ночную дополнительную молитву, завершив ее намазом уитр.
3. Перед сном следует потушить или выключить источники света и огня, закрыть и прикрыть посуду с едой и сосуды с водой и питьем.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда ложитесь спать, гасите светильники, закрывайте горлышки бурдюков и прикрывайте еду и питье».
4. Перед сном следует сделать себе отчет о том, что было совершено за прошедший день, покаяться перед Всевышним во всех своих грехах и простить всех тех, кто обидел вас.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто укладываясь в постель, трижды скажет: «Прошу прощения у Аллаха, Живого, Вечносущего, помимо Которого нет иного бога, и приношу Ему свое покаяние», Всевышний Аллах простит его грехи, даже если они будут подобно морской пене или песку в пустыне «Алидж», или если их будет столько же, сколько листьев на дереве, или столько же, сколько дней просуществует этот мир».
5. Перед сном так же следует прочитать аят «Аль-Курси» и суры «Аль-Ихляс», «Аль-Фалак» и «Ан-Нас».
Все это является сунной. Также можно прочитать другие молитвы, которые указаны в сунне.
6. Перед сном нужно встряхнуть покрывало, потому что на нем может оказаться какой-либо сор.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас захочет лечь в постель, то пусть отряхнет ее внтуренней стороной своего изара, ибо он не знает, что может оказаться на его постели после того, как он встал, а потом скажет: «С именем Твоим, Господь мой, я улегся на бок, и с именем Твоим я поднимусь. Если ты заберешь мою душу, то помилуй ее, а если отпустишь, то защити ее посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов!»
7. Ложиться следует на правый бог, подложив руку под правую щеку. При этом не следует вытягивать ноги в сторону Киблы.
8. Следует сторониться сна на животе, так как это вредно для здоровья.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), увидев человека, который лежал на животе, сказал: «Так ложатся обитатели огня».
9. Не стоит ложиться в постель раньше времени и искусственно нагонять на себя сон.
10. Не стоит уделять сну чрезмерно много времени, к примеру более восьми часов. Ибо тем самым человек тратит свою жизнь на сон.
11. Нельзя спать голым и раскрытым. Для этого, на время сна, желательно надевать удобную одежду.
12. Во время сна каждый их спящих должен укрываться отдельным одеялом.
13. Мальчики должны спать в отдельной комнате от девочек.
14. Каждый раз, при пробуждении ото сна, следует поминать Аллаха.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если человек проснется ночью и скажет: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть и Ему хвала.Он – Всемогущ. Хвала Аллаху! Слава Аллаху! Нет бога кроме Аллаха. Аллах – велик. Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха», а потом скажет: «О, Аллах, прости меня!» Или же обратится к Аллаху с какой-либо мольбой, то его мольба будет принята, и если он совершит омовение и помолится, то его молитва будет принята».
Если соблюдать этику сна, то сон будет бодрствованием. И в первый же час нового дня, когда разум ясен, интеллект пылок, а тело энергично, человеку следует спланировать свой день, думая о том, какое из благодеяний ему следует совершить, чтобы удостоиться довольства Всевышнего Аллаха
Адабы сна
Сон – это удивительное состояние человека и одно из великих знамений Аллаха. Есть пророческие сунны и адабы, наставляющие и направляющие нас к тому, что поможет нам понять, как отдохнуть в течение ночи для того, чтобы провести продуктивный день в поклонении Аллаху и совершении благих дел.
Не рекомендуется спать до ночной молитвы (салат аль-Иша).
Сообщается, что Абу Барза, да будет доволен им Аллах, сказал:
رسول الله صلى الله عليه وسلم كان يكره النوم قبل العشاء والحديث بعدها
«Посланник Аллаха (мир ему и благословление) не любил спать до ночной молитвы и вести разговоры после неё» (имамы аль-Бухари; Муслим).
Рекомендуется совершить желательный витр- намаз ( салат аль-витр ) перед сном.
Абу Айюб аль-Ансари сообщил: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
الوتر حق على كل مسلم فمن أحب أن يوتر بخمس فليفعل ومن أحب أن يوتر بثلاث فليفعل ومن أحب أن يوتر بواحدة فليفعل
«Молитва Витр — право каждого мусульманина. Кто хочет читать пять ракяатов, пусть читает. Кто — три ракяата, пусть читает. Кто — один ракяат, то пусть читает» (Сунан Абу Давуд).
Эта молитва может быть выполнена с нечётным числом ракаатов с тринадцати до одного.
Желательно совершить омовение перед сном. Поступая таким образом, мы получим прощение от Аллаха и защиту ангелов.
Ибн Умар сообщил, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
من بات طاهرا بات في شعاره ملك فلم يستيقظ إلا قال الملك اللهم اغفر لعبدك فلان فإنه بات طاهرا
«У головы того, кто проводит ночь в омовении, находится ангел, и когда человек просыпается, ангел обязательно говорит: «О Аллах, прости такого-то Твоего раба ибо он спал с омовением» (Сахих Ибн Хиббан).
Также желательно читать что-то из Корана перед сном, как это делал Пророк (мир ему и благословление).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
من قرأ بالآيتين من آخر سورة البقرة في ليلة كفتاه
«Любому, прочитавшему ночью два последних аята из суры « аль-Бакара», этого будет достаточно» (Сахих Бухари).
Пророк (мир ему и благословление) отдавал предпочтение правой стороне, правой руке – ложась отдыхать, он ложился на правый бок. Этому можно найти и медицинское объяснение: сердце и желудок находятся с левой стороны, и поскольку это жизненно важные органы, то зажимание их может нанести определённый вред организму. По этой причине врачи советуют ложиться на правый бок. Также Пророк (мир ему и благословление) говорил, что не следует спать на животе. Желательно проверить кровать, прежде чем лечь, лечь на правый бок и прочитать дополнительные молитвы.
Абу Хурайра сообщил: Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
إذا أوى أحدكم إلى فراشه فليأخذ داخلة إزاره فلينفض بها فراشه وليسم الله فإنه لا يعلم ما خلفه بعده على فراشه فإذا أراد أن يضطجع فليضطجع على شقه الأيمن وليقل سبحانك اللهم ربي بك وضعت جنبي وبك أرفعه إن أمسكت نفسي فاغفر لها وإن أرسلتها فاحفظها بما تحفظ به عبادك الصالحين
«Когда кто-то из вас обращается к своей постели, то пусть сначала возьмёт нутро своего изара и похлопает он им по постели своей и да произнесёт имя Аллаха. Ведь он не знает, что (за тварь) после него укрылась в ней. А когда станет ложиться, пусть ложится на свою правую половину и скажет: «Пречист Ты, Боже, Господь мой! С Тобою я положил бок свой и с Тобою я поднимаю его. Если Ты задержишь мою душу (если этой ночью я скончаюсь во сне ), то прости ей, а если ты отпустишь её (и тогда я смогу проснуться и выжить ), то сохрани её тем же, чем хранишь Ты рабов Твоих годных».
Если приснился плохой сон или кошмар, мы должны просить защиты у Всевышнего Аллаха через мольбы и повернуться на другую сторону.
Передают со слов Джабира, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إذا رأى أحدكم الرؤيا يكرهها فليبصق عن يساره ثلاثا وليستعذ بالله من الشيطان ثلاثا وليتحول عن جنبه الذي كان عليه
«Если кто-то из вас увидит неприятное сновидение, то пусть сплюнет налево от себя трижды и попросит убежища у Аллаха от шайтана три раза и пусть перевернётся с того бока, на котором он был» (Сахих Муслим).
Желательно просыпаться во время последней трети ночи на молитву тахаджуд, когда это возможно. Также желательно разбудить свою жену, чтобы выполнить ночную молитву. Супруги, которые делают это регулярно, будут записаны среди тех, кто часто поминает Аллаха.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
من استيقظ من الليل وأيقظ امرأته فصليا ركعتين جميعا كتبا من الذاكرين الله كثيرا والذاكرات
«Если кто-либо, проснувшись, разбудит супругу, и они вместе совершат двухракаатный намаз, имена их обоих Аллах запишет среди имён мужчин и женщин, часто поминающих Аллаха» (Сунан Абу Давуд).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) после пробуждения говорил:
الحمد لله الذي أحيانا بعد ما أماتنا وإليه النشور
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Мусульманский этикет сна
Всевышний даровал верующим сон, как средство для успокоения и избавления от усталости и дурных мыслей. Когда мы спим, наш организм восстанавливается и получает силы для того, чтобы успешно провести следующий день.
В Коране сказано: «Я сделал для вас сон успокоением и отдыхом и сделал ночь для вас покрывалом, и сделал день временем для занятия житейскими делами». Потому исламский этикет предписывает соблюдать правила отхода ко сну.
Что полагается делать перед сном
Вы можете немного задержаться, если разговариваете с гостем, читаете Коран или у вас есть дела, которые не терпят отлагательств. В остальных случаях этикет сна требует раннего укладывания в ночь. Польза этого доказана современными исследованиями. Самый глубокий сон длится до часа ночи, поэтому человек восстанавливает силы именно в это время.
Мусульманский этикет предписывает отходить ко сну, лежа на правом боку, положив руку под щеку. При этом необходимо повернуться лицом к кибле (направление в сторону Каабы).
Обязательно обратитесь к Всевышнему перед тем, как заснете. Скажите: «С именем Твоим, Господь мой, я улегся на бок, и по воле Твоей я поднимусь. Если Ты заберешь душу мою, то помилуй ее, а если отпустишь, то защити ее посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов».
Перед сном нельзя держать зла на кого бы то ни было. Отходите в ночь с чистым сердцем, прощая людей, даже если они заслужили ваше негодование. Говорил Пророк Мухаммад: «Кто из вас сможет быть подобным Абу Замзаму?» Сподвижники удивились: «А что Абу Замзам?» Он был обычным мусульманином, но когда ложился спать, он говорил: «О мой Господь! Кто причинил мне вред, делал за меня гибат (сплетни), говорил обо мне нехорошее – всех прощаю».
Исламский этикет предписывает также читать короткие суры и произносить «Субханаллах», «Альхамдуллилях» и «Аллаху акбар». Если же в течение дня вы совершили какой-либо неблаговидный поступок, покайтесь перед Аллахом. Сказано в хадисах: «Мусульманину следует каждую ночь перед сном размышлять над своими поступками, совершенными в течение дня. Если совершил хорошее, то следует благодарить Аллаха за наставление на истинный путь, а если совершил плохое – следует покаяться и просить Аллаха о прощении грехов».
После молитвы плюньте на ладони и проведите по телу. Можно это сделать для маленьких детей, что поможет сохранить их от несчастий.
Правильный сон по сунне
Не следует спать в комфорте, поскольку в таком случае вы не сможете проснуться для ночной молитвы. Этикет сна предписывает спать на боку, ноги согнуты в коленях. Эта поза считается самой полезной.
Запрещено лежать на животе, поскольку это вредно и не одобряется исламом. В хадисах описывают случай, когда Пророк застал верующего, который спал на животе. Он сказал: «Встань, такой сон вызывает гнев Аллаха».
Если вы не можете заснуть, почитайте Коран, чтобы успокоиться. Пророк Мухаммад советовал верующим при бессоннице произносить следующие слова: «О Аллах, звезды исчезли, глаза успокоились. Ты вечно существующий. О Вечно Существующий, усыпи мои глаза и сделай спокойной ночь мою».
Когда снится что-то хорошее, вознесите хвалу Всевышнему и расскажите близким о том, что видели во сне. Дурной сон лучше держать при себе. Мусульманский этикет одобряет непродолжительный дневной сон. Прилягте на полчаса до обеда, чтобы восстановить силы и без усилий встать для ночного намаза.
Чтобы сон был спокойным, проведите 1 – 2 часа в общении с близкими или читая Коран. Избегайте любых занятий, которые помешают настроиться на отдых. А после пробуждения не забудьте сказать: «Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил, и к Нему – возвращение».
Spread the Word of your God
The Religion of Islam
Можно ли спать после времен Аль-Фаджр и Аль-Аср?
Сон после времени Аль-Аср.
Вопрос: Является ли макрухом спать после времени Аль-Аср?
Ответ: Хвала Аллаху.
Передано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:»Тот, кто спит после времени Аср и сходит с ума, пусть винит никого, кроме себя». Этот хадис был оценен как даиф (слабый) по мнению Шейха Аль-Албанив Аль-Сильсиля Аль-Да’ифа, 39.
Шейх Аль-Албани сказал:
Я говорю, я поражен ответом Аль-Лейса, потому что это свидетельствует о понимании и знании, и не удивительно, ибо он был одним из имамов мусульман и хорошо известным фукаха. Я знаю, что многие из сегодняшних шейхов не позволяют себе спать после времени Аср, даже если им это нужно. Если им сказать, что хадис по этому поводу является даиф, они сразу же ответят, сказав: «Слабых хадисов следует придерживаться в отношении добродетельных поступков».
Подумайте о разнице между пониманием саляфов (предыдущего поколения) и знанием последующего поколения.
Аль-Сильсиля аль-Да’ифа (хадис №39).
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид
http://islamqa.com/en/ref/21647/sleeping
Хукм относительно сна после времени Аль-Аср.
Вопрос: Какой статус у хадиса: «Тот, кто спит после времени Аср и теряет свой разум, пусть винит только себя»?
Ответ: Хвала Аллаху.
Этот хадис даиф джиддан (очень слабый).
См. аль-Mакдуат Ибн аль-Джаузи, 3 / 69; Аль-Ля’али «Mаснуа от Аль-Суюти, 2 / 279; Тартиб аль-Маудуат от Аль-Захаби, 839
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид
Сон после времени Аль-Аср и Аль-Фаджр.
Вопрос: Ассаламу алейкум! Я хотел бы знать, есть ли какое-либо постановлениеотносительно сна после утреннего намаза (аль-фаджр)? ДжаззакумуЛлаху хайран!
Ответ: Хвала Аллаху.
Что касается сна человека после молитвы фаджр, то нет текста(из Корана или хадиса), которые говорили бы о запрещенности, так что здесь применяетсяобщий принцип (то есть, все разрешено, кроме того, что было категорическизапрещено).
Но практикой Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и егосподвижников после молитвы Фаджр было в сидении на месте, где они молились, довосхода солнца, как передается в Сахих Муслиме (1/463) в хадисе от Саммак ибнХарба, который сказал: «Я спросил Джабира ибн Самура:» Ты, бывало, сиделвместе с Посланником Аллаха?», Он сказал: «Да, часто. Он не вставал сместа, где он молился утреннюю молитву до восхода солнца. Когда солнце всходило,он вставал. Они обычно говорили о том, что случалось во времена джахилии, и онисмеялись и улыбались».
Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил Господаблагословить его умму по утрам, как сообщается в хадисе от Сахра Аль-Гамиди, которыйсказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «ОАллах, благослави мою умму по утрам». Всякий раз, когда он посылал войскаили армии, он направлял их в начале дня». «Сахр был торговцем, иобычно он отправлял свои караваны в начале дня, он был успешным и зарабатывалденьги». (Сообщил Абу Дауд, Ат-Тирмизи и Ибн Маджа, с иснадом, в котороместь некоторые джахаля (т.е. рассказчик неизвестен); подтверждающиедоказательства можно найти в хадисе от ‘Али, Ибн ‘Умара, Ибн’ Аббаса, Ибн Масудаи других, да будет доволен ими всеми Аллах)
По этой причине некоторые из саляфов не любили идею о снепосле фаджра. Ибн Аби Шайба сообщил в своем Мусаннафе (5/222, № 25442) с достовернымиснадом от Урвы ибн аль-Зубайра, который сказал:»Аз-Зубайр обычно запрещалсвоим детям спать утром». Урва сказал: «Если я слышал о человеке, которыйспит по утрам, я терял к нему интерес».
Таким образом, люди должны использовать большую часть этоговремени, так, чтобы оно принесло много пользы в этой и последней жизни, но есличеловек спит в это время, чтобы набраться сил, для совершения своей работы, то нетничего плохого в этом, особенно если у него не получается спать в любое другоевремя суток. Ибн Аби Шайба сообщил в своем Мусаннафе (5/223, №.25454) из хадисаот Абу Аль-Язид Мадини, который сказал: «Умар однажды утром приехал кСухайбу и обнаружил его спящим, и он присел, пока тот не проснулся. Сухайбсказал: «Амир Аль-Му’минин сидит на своем месте и Сухайб спит!», Умарсказал ему: «Я не хотел нарушать твой сон, который может быть полезным длятебя».
Что касается сна после Асра, это также разрешено, нет достоверногохадиса от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающего, что спать вэто время запрещено.
Что касается слов: «Тот, кто спит после времени Аср исходит с ума, в итоге не виноват никто, кроме него самого», которыеотносят к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), то это ложный хадис и нетникаких доказательств того, что эти слова были произнесены Пророком (мир ему иблагословение Аллаха). См.: Сильсилят Аль-Да’ифа, №39.