почему народ разгневался на меня
Иисус Навин 9 глава
Книга Иисуса Навина
Cовременный перевод WBTC → Толковая Библия Лопухина
1. Стремление Ханаанских царей и народов к соединению для борьбы с израильским народом. 3. Гаваонитяне посредством хитростей добиваются союза с ним. 16. Верность израильского народа данной клятве. 23. Осуждение Гаваонитян на вечное рабство.
Нав.9:1. Услышав сие, все цари [Аморрейские], которые за Иорданом, на горе и на равнине и по всему берегу великого моря, [и которые] близ Ливана, Хеттеи, Аморреи, [Гергесеи,] Хананеи, Ферезеи, Евеи и Иевусеи,
Нав.9:2. собрались вместе, дабы единодушно сразиться с Иисусом и Израилем.
Нав.9:1-2 составляют общее введение к трем следущим главам (Нав.9-11). В них намечается новое, начавшееся в то время в населении всей Ханаанской земли, движение — соединить свои силы для общей борьбы с израильским народом. Изображая всеобщность этого движения, библейский писатель указывает, как на сочувствовавших этому стремлению всех царей, владеющих важнейшими областями западно-иорданской страны (горами, долинами и берегом Средиземного моря до Ливана) и вместе с тем перечисляет жившие в ней сильнейшие племена, согласно с Нав 3.10.
Нав.9:3. Но жители Гаваона, услышав, что Иисус сделал с Иерихоном и Гаем,
Нав.9:4. употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу и положили ветхие мешки на ослов своих и ветхие, изорванные и заплатанные мехи вина;
Нав. 9:3 К общему движению против израильтян не примкнули, однако, жители Гаваона. Гаваон, в настоящее время деревня Эль-Джиб, верстах в 7 на север от Иерусалима; во время Иисуса Навина он был большим городом, подобным столицам ханаанских царей (Нав 10.2), хотя и не имел царя. Он находился на пути из среднего Ханаана к Средиземному морю по Вефоренскому спуску и стоял во главе союза из 4-х близлежащих городов. Жители его из племени Евеев (Нав.9:7, 11:19) отличались храбростью (Нав 10.2). Несмотря на значительную силу, какой располагал Гаваон, управлявшие им старейшины не присоединились к общему движению, а избрали другой способ для того, чтобы избежать участи, постигшей жителей Иерихона и Гая (Нав.9:3). В том, что было известно им об израильтянах, о выходе их из Египта (Нав.9:9), о победах над заиорданскими царями (Нав.9:10) и завоевании Иерихона и Гая (Нав.9:3), они, подобно Раави, увидели действие высшей силы исповедуемого израильтянами Бога, Который приводит в исполнение Свое решение отдать всю Ханаанскую землю этому народу (Нав.9:24). Поэтому решились «и они», подобно израильтянам при завоевании Гая, употребить хитрость для сохранения своей жизни; это «и они» пред глаголом «употребили» (Нав.9:4) выражено в еврейском тексте через «гам гемма», в греко-славянском словами καί γε αὐτοὶ — «и си́и», в русском оставлено без перевода.
Нав.9:7. Израильтяне же сказали Евеям: может быть, вы живете близ нас? как нам заключить с вами союз?
«Как нам заключить с вами союз», — говорят старейшины Израиля, имея в виду положительное запрещение заключать союзы с ханаанскими народами (Исх 23.32:34.12, Втор 7.2).
Нав.9:14. Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили.
«Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили.» «Израильтяне», по-еврейски здесь «гаанашим», т. е. «известные мужи», яснее обозначенные в Нав.9:18, 21 словом «несие» — «князья»; в этом значении принято слово «мужи» в Нав.9у LXX-ти, которые передали его через οἱ ἄρχοντες — «князи» по славянской Библии.
Принятие князьями израильского народа от послов гаваонских хлеба, т. е. вообще съестных припасов, не было, нужно думать, простой пробой последних для удостоверения в продолжительности путешествия их из места жительства, потому что при этом оставалась бы непонятной внутренняя связь между этим действием князей и вопрошением Господа: простая проба хлебных припасов составляет слишком незначительное действие, чтобы на него испрашивать соизволение высочайшей воли. Поэтому если библейский писатель, сказав об этом поступке, непосредственно за этим указывает на невопрошение Господа, то этим самым располагает к тому представлению, что принятие хлеба от гаваонских послов имело иное, гораздо более важное значение: оно служило выражением со стороны израильских князей расположения к послам и их делу, т. е. согласия на сделанное ими предложение. Прежде чем отважиться на такой шаг, израильские князья во главе с Иисусом Навином действительно должны были вопросить Господа, конечно, через Первосвященника, согласно с божественным повелением (Чис 27.21).
Нав.9:17. ибо сыны Израилевы, отправившись в путь, пришли в города их на третий день; города же их [были]: Гаваон, Кефира, Беероф и Кириаф-Иарим.
Нав. 9:17 Названные здесь три города Гаваонского союза достаточно известны по своему положению в средней части Палестины, в небольшом вообще расстоянии на север от Иерусалима. «Кефира», в настоящее время Кефр, с сохранившимися развалинами, находится верстах в 12 к западу от Гаваона. Впоследствии этот город принадлежал Вениаминову колену (Нав 18.26). «Беероф», ныне большая деревня Бирэ, на большой дороге из Иерусалима в Сихем, верстах в 12 от первого. Впоследствии он также принадлежал Вениаминову колену (Нав 18.25). «Кириаф-Иарим», полагаемый обыкновенно исследователями на месте нынешней мусульманской деревни «Карьет-Эль-Энаб», находился к северо-западу от Иерусалима, в 3-х часах пути на дороге в Лидду. Он получил свое название от окружающего столь редкого в южной Палестине леса (еврейское слово «ийаар» значит лес), сохранившегося и в позднейшее время, по свидетельству путешественников. В древнее время он носил еще название Кириаф-Ваал (Нав 15.60) от находившегося, вероятно, в нем жертвенника или храма Ваала и принадлежал Иудину колену, по имени которого назывался еще Ваалом Иудиным (2Цар 6.2).
Нав.9:18. [Иисус и] сыны Израилевы не побили их, потому что [все] начальники общества клялись им Господом Богом Израилевым. За это все общество [Израилево] возроптало на начальников.
Когда открылся обман гаваонских послов, «сыны Израилевы не побили их», т. е. не предали смерти, так как начальники общества клятвенно обещали сохранить жизнь гаваонитян. Слова «[Иисус и]» не читаются в еврейском тексте и в древнейших греческих списках, почему, вероятно, и в славянской Библии они поставлены в скобках; следующее за тем «[все]», также не читаемое в еврейском тексте, находится во многих греческих списках; оно перенесено, вероятно, из Нав.9
Нав.9:19. Все начальники сказали всему обществу: мы клялись им Господом Богом Израилевым и потому не можем коснуться их;
Нав.9:20. а вот что сделаем с ними: оставим их в живых, чтобы не постиг нас гнев за клятву, которою мы клялись им.
Хотя клятвенное обещание начальников, поддавшихся обману гаваонских послов, вызвало ропот в народе, желавшем, очевидно, предать смерти и послов, и их доверителей, как принадлежавших к ханаанитянам, однако начальники настояли на том, чтобы сохранить им жизнь, ссылаясь на данную ими клятву, засвидетельствованную именем «Господа Бога Израилева». Причина такой настойчивости начальников указана библейским писателем во второй половине Нав.9:20, которая с особенной близостью к еврейскому тексту передана в славянской Библии, согласно с греческим переводом: «и не будет на нас гнева клятвы ради, е́юже кля́хомся им», т. е. в сохранении данного гаваонитянам клятвенного обещания начальники видят единственное средство избегнуть божественного наказания, которое (по Исх 20.7, Втор 5.11) угрожает всякому произносящему напрасно имя Божие. Если начальники, поддавшись обману, дали клятву напрасно и сделали грех, не вопросив об этом деле Господа, то, нарушив клятву, они прибавили бы к сделанному новый тяжкий грех клятвопреступления, через которое бесчестится имя Божие пред теми, кому дана клятва.
Нав.9:21. И сказали им начальники: пусть они живут, но будут рубить дрова и черпать воду для всего общества. [И сделало все общество] так, как сказали им начальники.
Настаивая на соблюдении клятвы, в силу которой гаваонитянам сохранялась жизнь, начальники не забывают при этом и запрещения вступать в союз с ханаанскими народами, которое имело ту цель, чтобы последние не увлекли израильтян в идолопоклонство. Для предотвращения гибельного последствия от оставления гаваонитян в Ханаанской земле они принимают такую меру, которая вместе служила и наказанием за их обман. Они предложили именно возложить на гаваонитян обязанность рубить дрова и носить воду для всего израильского общества, причем последние, будучи низведены в рабское состояние (Нав.9:23, Втор 29.11), не могли быть опасными для господствующего израильского населения. Это предложение князей было принято обществом. Слова «[И сделало все общество]» не находятся в еврейском тексте, равно как в Ватиканском и Александрийском, но читаются в Амвросианском и некоторых других списках (καὶ ἐποίησαν πᾶσα ή συναγωγή), причем ход библейской речи получает большую ясность: без этого дополнения конечные слова «как сказали им начальники» были бы не совсем понятными, так как начальники, делая обществу предложение — в первой половине стиха, — не могли ссылаться на самих себя в такой форме; притом предложение сделать гаваонитян дровосеками и водоносами делается здесь в первый раз. При внесении, напротив, слов «[и сделало все общество]» в библейскую речь конечные слова стиха получают совершенно определенный смысл, выражая согласие общества с предложением начальников. Это согласие общества не было, однако, окончательным решением дела, которое принадлежало, как показывает дальнейшее повествование, Иисусу Навину. Что принятое начальниками решение относительно участи гаваонитян было правильно и согласно с божественной волей, это показали и одержанные вскоре после этого события победы над ханаанскими царями, при особенной божественной помощи, и впоследствии постигший израильскую землю и дом Саула гнев Божий за нарушение клятвенного обещания, данного гаваонитянам (2Цар 21.1).
Нав.9:23. за это прокляты вы! без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для [меня и для] дома Бога моего!
За обман, как унижающий достоинство человека и вводящий других в заблуждение, Иисус Навин произнес над гаваонитянами проклятие, которым они обрекались на вечное рабство. Так исполнилось над ними проклятие Ноя над Хамом (Быт 9.25). Слова «[меня и для]» не читаются в еврейском тексте и в латинском переводе, но находятся в греческих списках: по Нав.9гаваонитяне должны были рубить дрова и носить воду «для. общества и для жертвенника Господня».
Нав.9:24. Они в ответ Иисусу сказали: дошло до сведения рабов твоих, что Господь Бог твой повелел Моисею, рабу Своему, дать вам всю землю и погубить [нас и] всех жителей сей земли пред лицем вашим; посему мы весьма боялись, чтобы вы не лишили нас жизни, и сделали это дело;
Из приведенных здесь слов видно, что искать союза с израильским народом побуждал гаваонитян только страх за свою жизнь, что сведения их о великих делах Бога Израилева приводили их только к уверенности в неизбежной гибели ханаанских народов, а не пробуждали у них, как у Раави, мысли о Нем, как Боге неба и земли, а вместе с этим стремления стать в ряды его исповедников. В этом заключается внутренняя причина того, что они не вошли в состав Израильского народа.
Нав.9:26. И поступил с ними так: избавил их от руки сынов Израилевых, и они не умертвили их;
Нав.9:27. и определил в тот день Иисус, чтобы они рубили дрова и черпали воду для [всего] общества и для жертвенника Господня; [посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия] даже до сего дня, на месте, какое ни избрал бы [Господь].
Слова «[посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия]» находятся в Ватиканском списке и Сикстинской Библии, но отсутствуют в еврейском тексте, в Александрийском и других греческих списках.
Почему народ разгневался на меня
Остается еще одна серьезная проблема: если он принес эту жертву, то почему же гнев пал на Израиль? Мы видим, что Бог помогает Израилю, и они побеждают, а тут вдруг царь Моава принес эту жертву, и вся ситуация как бы переменяется. Почему надо сердиться на Израиль за то, что царь Моава принес человеческую жертву? И еще один вопрос: кто гневался на Израиль? Обычно, как правило, мы встречаем в Танахе слово » кецеф » в применении ко Всевышнему. Тогда простое понимание должно быть таким, что Всевышний разгневался на Израиль; и это понять очень трудно. При чем же здесь Израиль? Могут быть разные соображения. Если мы примем версию, что он сжег не своего сына, а сжег сына царя Эдома, и если мы допустим, что гнев иногда исходит не от Всевышнего, а в данном случае он может исходить от царя Эдома, то тогда вроде бы все становится понятно: царь Эдома разгневался на Израиль, что из-за него он потерял сына. Правда, в смысле языка здесь приходится делать двойное напряжение: не тот сын, не тот гневался.
Есть еще несколько вариантов объяснений этой сцены.
О том, что в иудаизме человеческие жертвоприношения были запрещены с самого начала, в этом не может быть ни малейших сомнений; человеческие жертвоприношения запрещены категорически!
Есть такой несколько странный вариант объяснения. Мы знаем, что Овадйа был гером из эдомиян. И можно предположить, что те два сына, о которых идет речь, еще не успели сделат гиюр, и тем самым они находились в статусе рабов. Овадйа же взял в долг под заклад. Причем, в качестве заклада можно использовать не только имущество, но и канаанских рабов. Такая идея, что взяв в долг, он мог заложить своих сыновей, которые еще не прошли гиюр, представляется слишком фантастической, тем более, что надо предположить еще, что его жена тоже была эдомиянка; и поэтому этот комментарий очень удивляет.
Слово » авадим » в разных контекстах, конечно, может иметь разное значение, так » авдей мелех » обозначает министров царя, что никак не может иметь отношения к нашему тексту (4:1). Здесь по простому смыслу имеется в виду, что их хотят забрать в рабство.
Почему народ разгневался на меня?
Почему народ терпит власть? | Евгений ПонасенковПодробнее
Особенности развития русского народа и менталитетаПодробнее
СЛЕГКА РАЗГНЕВАЛСЯ. (без мата) ► Getting Over It with Bennett FoddyПодробнее
Карен Арутюнов в гостях у «переулка»Подробнее
«Кто должен носить народ на руках?» Бублик А.И.Подробнее
Глава Сбербанка Греф нельзя давать народу знания!Подробнее
Почему тяжким грехом считалась перепись народа? Почему луна в Библии названа светилом? И др.Подробнее
Посмотрите, Как Бог наказал людей Лота (Лута). Реальные сцены из Помпеи, Италия! АстагфируЛлах!Подробнее
Как будет на Страшном Суде? Видение Григория ученика св. Василия НовогоПодробнее
ПОСМОТРИТЕ Как АЛЛАХ Уничтожил Эти Народы! Реальные Истории из КОРАНА!Подробнее
Вадим Плахотнюк Увидишь глазами, но есть не будешьПодробнее
РАЗГНЕВАЛСЯ в Библии
Симфония: Новый русский перевод:
Слово «РАЗГНЕВАЛСЯ» встречается в Библии 57 раз. В данным момент для поиска использовался Новый русский перевод Библии.
РАЗГНЕВАЛСЯ
Быт 4:5 но Каин и его дар не были угодны Ему. Каин разгневался, и лицо его потемнело от гнева.
Быт 30:2 Иаков разгневался на нее и сказал: – Разве я на месте Бога, Который не дает тебе детей?
Быт 39:19 Когда его господин выслушал рассказ жены, которая сказала: «Вот как твой раб обошелся со мной», – он сильно разгневался:
Быт 40:2 Фараон разгневался на двух своих приближенных, главного виночерпия и главного пекаря,
Быт 41:10 Однажды фараон разгневался на своих слуг и заключил меня и главного пекаря в доме начальника стражи.
Исх 4:14 Господь разгневался на Моисея и сказал: – А твой брат, левит Аарон? Я знаю, он говорит хорошо. Он уже вышел, чтобы тебя встретить, и обрадуется, увидев тебя.
Исх 16:20 Но некоторые не послушали Моисея и оставили часть до утра. В пище завелись черви, и она стала зловонной. Моисей разгневался на них.
Исх 32:19 Подойдя к лагерю и увидев тельца и пляски, Моисей разгневался. Он бросил каменные плитки, которые нес, разбив их на куски у подножия горы.
Лев 10:16 Когда Моисей спросил о козле жертвы за грех и узнал, что его уже сожгли, он разгневался на Элеазара и Итамара, оставшихся сыновей Аарона. Он спросил:
Чис 11:1 Народ сетовал перед Господом на тяготы, и, услышав их, Он разгневался. Огонь Господа загорелся среди них и стал пожирать край лагеря.
Чис 11:10 Моисей услышал, как народ в каждой семье плачет у входа в свои шатры. Господь очень разгневался, и Моисей огорчился.
Чис 11:33 И пока еще мясо было у них на зубах, прежде чем его можно было проглотить, Господь разгневался на народ и поразил его лютым мором.
Чис 12:9 Господь разгневался на них и удалился.
Чис 16:15 Моисей сильно разгневался и сказал Господу: – Не принимай их приношений. Я не брал у них даже осла и никому из них не причинил зла.
Чис 16:46 Моисей сказал Аарону: – Возьми сосуд, положи в него горящие угли с жертвенника и кадильные благовония и поспеши к народу, чтобы совершить для него отпущение. Господь разгневался; начался мор.
Чис 22:27 Увидев Ангела Господнего, ослица легла под Валаамом, а он разгневался и стал бить ее палкой.
Чис 24:10 Валак разгневался на Валаама. Он сжал кулаки и сказал ему: – Я призвал тебя проклясть моих врагов, а ты благословил их три раза подряд!
Чис 25:3 Так Израиль сочетался с Баал-Пеором, и Господь разгневался на Израиль.
Чис 31:14 Моисей разгневался на военачальников – тысячников и сотников, которые вернулись с битвы.
Чис 32:10 В тот день Господь разгневался и поклялся:
Чис 32:13 Господь разгневался на Израиль, и заставил народ сорок лет скитаться по пустыне, пока все то поколение, которое сделало в Его глазах зло, не сгинуло.
Втор 1:34 Когда Господь услышал ваши речи, Он разгневался и поклялся:
Втор 1:37 Из-за вас Господь разгневался и на меня, и сказал: «Ты тоже не войдешь туда.
Втор 3:26 Но из-за вас Господь разгневался на меня и не услышал меня. «Хватит, – сказал Господь, – не говори Мне больше об этом.
Втор 4:21 Господь разгневался на меня из-за вас и поклялся, что я не перейду Иордан и не войду в благодатную землю, которую Господь, ваш Бог, дает вам в наследие.
Втор 32:19 Господь увидел это и отверг их, так как разгневался на Своих сыновей и дочерей.
Суд 2:20 Поэтому Господь сильно разгневался на Израиль и сказал: – Раз этот народ нарушил завет, который Я заключил с их отцами, и не послушался Меня,
Суд 9:30 Когда Зевул, правитель города, услышал слова Гаала, сына Эведа, он очень разгневался.
Суд 10:7 Господь разгневался на Израиль и отдал их в руки филистимлян и аммонитян,
1Цар 11:6 Когда Саул услышал их слова, Дух Бога сошел на него, и Саул разгневался.
1Цар 15:11 − Я жалею, что сделал Саула царем, потому что он отвернулся от Меня и не выполнил Моих наставлений. Самуил разгневался и всю ночь взывал к Господу.
1Цар 17:28 Когда Елиав, старший брат Давида, услышал, как тот говорит с людьми, он разгневался на него и спросил: − Зачем ты пришел сюда? И на кого ты оставил тех немногих овец в пустыне? Я знаю, как ты тщеславен и как порочно твое сердце; ты пришел только для того, чтобы посмотреть на битву.
1Цар 18:8 Саул сильно разгневался; эти слова были неприятны ему. − Они приписали Давиду десятки тысяч, − думал он, − а мне только тысячи. Чего ему еще не хватает, кроме царства?
1Цар 20:30 Саул разгневался на Ионафана и сказал ему: − Ты сын упрямой и мятежной женщины! Разве я не знаю, что ты сговорился с сыном Иессея себе же на стыд и на стыд матери, которая тебя родила?
2Цар 3:8 Авнер очень разгневался на слова Иш-Бошета и ответил: – Разве я – собачья голова, служащая на стороне Иудеи? Сегодня я верен дому твоего отца Саула и его семье и друзьям. Я не предал тебя Давиду. А ты сейчас обвиняешь меня в преступлении из-за этой женщины!
2Цар 12:5 Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: – Верно, как и то, что Господь жив, человек, который сделал это, заслуживает смерти!
2Цар 13:21 Когда обо всем этом услышал царь Давид, он страшно разгневался.
3Цар 11:9 Господь разгневался на Соломона, потому что его сердце отвернулось от Господа, Бога Израиля, Который дважды являлся ему.
4Цар 5:11 Но Нааман разгневался и ушел, говоря: – Я думал, что он непременно выйдет ко мне, встанет, призовет Имя Господа, своего Бога, поводит рукой над этим местом и исцелит меня от проказы.
4Цар 13:19 Божий человек разгневался на него и сказал: – Ты должен был бы ударить по земле пять или шесть раз, тогда ты побил бы Арама полностью. А теперь ты разобьешь ее только три раза.
4Цар 17:18 Господь сильно разгневался на Израиль и удалил их от Себя. Был оставлен лишь род Иуды,
2Пар 16:10 Аса разгневался за это на провидца. Он был в такой ярости, что бросил его в темницу. В это же время Аса жестоко обошелся с некоторыми людьми из народа.
2Пар 26:19 Уззия, который держал в руке кадильницу и был уже готов совершать приношение, разгневался. И пока он гневался на священников, в присутствии священников, перед кадильным жертвенников в доме Господа, у него на лбу появилась проказа.
2Пар 28:9 Но там был пророк Господа, которого звали Одед. Он вышел навстречу войску, когда оно возвращалось в Самарию, и сказал им: – Господь, Бог ваших отцов, разгневался на Иудею и отдал их вам в руки, но вы истребляли их с яростью, которая достигла небес.
Неем 4:1 Когда Санбаллат услышал о том, что мы строим стену, он разозлился и сильно разгневался. Он издевался над иудеями
Неем 13:8 Я очень разгневался и выбросил все домашние вещи Товии из комнаты.
Иов 32:2 Но Елиуй, сын Барахела, потомок Буза, из рода Рам, разгневался на Иова за то, что тот считал себя праведным перед Богом.
Иов 32:3 Он разгневался и на трех его друзей за то, что не сумев возразить, они клеветали на Иова.
Иов 32:5 Когда же он увидел, что тем троим нечего больше сказать, он разгневался.
Пс 17:8 Задрожала земля, сотряслась, пошатнулись и основания гор, задрожали, потому что разгневался Он.
Пс 77:21 Услышал Господь и разгневался: Его огонь возгорелся на Иакова; вспыхнул гнев Его на Израиль,
Пс 77:59 Услышал Бог и разгневался, сильно вознегодовал на Израиль.
Ис 47:6 Разгневался Я на народ Мой и унизил Свое наследие; Я отдал их в твои руки, и ты не явила им милосердия. Даже на стариков положила ты крайне тяжелое ярмо.
Зах 7:12 Они сделали свои сердца твердыми, как кремень, чтобы не слушать Закона и слов, которые Господь Сил посылал Своим Духом через прежних пророков. И поэтому Господь Сил сильно разгневался.
О том, что нельзя вообще гневаться на человека и кричать на него и о том, каково происхождение гнева и как его врачевать
А. Из Отечника
Сказал авва Агафон: «Гневливый человек, даже если он и воскрешает мертвых, не угоден Богу».
Сказал авва Пимен: «Не монах тот, кто жалуется на жизнь. Не монах тот, кто мстит. Не монах тот, кто гневается. Не могут такие люди быть монахами, даже если они и считают себя таковыми».
Сказал авва Исидор: «Как-то я пошёл на рынок продавать свои изделия. Но вижу я, готов вспыхнуть во мне гнев. Я бросил изделия и убежал».
Как-то ариане 86 пришли к авве Сисою на гору аввы Антония 87 и начали обвинять православных, но старец ничего им не отвечал. Он позвал своего ученика и сказал:
– Авраам, принеси мне книгу святого Афанасия 88 и почитай её вслух.
И хотя старец не проронил ни слова, ариане осознали, что пребывают в ереси, и он отпустил их с миром.
Один отшельник стал епископом. Он по своему благоговению и безмолвию никого не карал, а терпеливо переносил ошибки каждого. А его эконом весьма неразумно распоряжался церковным имуществом. Епископа спросили:
– Почему ты не накажешь эконома, который так небрежен?
Епископ перенес рассмотрение дела на следующий день. Наутро пришли к нему те, кто подстрекали его против эконома; епископ, узнав об этом, спрятался. Они вошли и не нашли епископа на месте. Они долго его разыскивали, и когда нашли, спросили:
– Что же ты прячешься от нас?
– То, что я совершил за шестьдесят лет, молясь Богу, вы хотите за два дня уничтожить, – ответил он.
Думаю, старца принудили стать епископом, поэтому он и продолжал мыслить по закону отшельников, а не по должности.
Услышал авва Пимен о человеке, который совершал строгий пост шесть дней в неделю, чтобы победить свой гнев. Авва сказал: «Он научился шесть дней себя принуждать, но не научился подавлять гнев».
Брат, разгневавшись на кого-то, остановился на молитве и стал просить Бога о милосердии к брату. Искушение прошло, не задев его, но он тут же увидел струю дыма, выходящую из его уст.
Б. Из аввы Исаии
Брат, если кто тебя огорчит в каком-либо деле, и тебе нужно будет обличить брата, но ты заметишь, что он разгневан и раздражен, не разговаривай с ним, а то ещё больше его рассердишь. Только когда увидишь, что вы оба обрели спокойствие и кротость, тогда начинай разговор, но не обличай его, а укажи на его ошибку со всем смиренномудрием.
В. Из аввы Марка
Если перечислять вкратце плоды Его Страстей, т.е. воскресение из мертвых, попрание ада и смерти, души, воскресшие вместе с Господом, Вознесение на небеса, воцарение одесную Отца, честь и славу, превосходящую всякую власть и начала и всякое именуемое имя, поклонение всех ангелов Перворожденному из мертвых, по причине Страстей, как нам возвестил апостол (Ср.: Евр. 2:5–18 ).
Кто хранит в сердце память обо всех этих событиях, охотно устремляется к ним мыслью и ничего не забывает, тем никогда не овладеет страсть огорчения и гнева. Размышляя о смирении Христовом, человек уничтожит самые основания страсти превозношения. Тогда вся эта постройка, весь этот беззаконный гнев, сама легко рухнет. Каким бы жестоким и окаменевшим ни было сердце, если оно будет постоянно вспоминать о таком великом смирении ради нас Божества Единородного и перечислять все ужасающие Страсти, которые Он вытерпел, оно сокрушится, смирится, умилится, сделается землей и прахом для попрания всяким человеком. А в такой сокрушенной душе разве сможет возобладать гнев и огорчение?
Думаю, что только в одном случае человек может быть побежден гневом: если забвение, мать всех зол, похитит из сердца человека эти спасительные и животворные мысли.
Г. Из святого Диадоха
Подвижники должны всегда сохранять свой разум вне треволнений. Только тогда ум сможет разобраться с вращающимися в уме помыслами, чтобы отложить в кладовую памяти все благое и посланное от Бога, а лживое и бесовское вымести прочь из залежей человеческой природы. Когда на море штиль, рыбаки видят всякое движение в воде, вплоть до самого дна, и от их глаз не скрыты проплывающие рыбы. А если ветры возмутят морскую гладь, то мрачное смятение волн скроет глубину, только тогда прозрачную, когда море смеется под солнечными бликами.
Как бы искусны ни были рыболовы, в бурю им нечего делать на море. То же самое можно сказать о созерцающем уме, когда неправедный гнев совершенно возмущает глубину души.
Д. Из аввы Кассиана
Тот, кто желает по всем правилам вести духовную брань, должен чуждаться всех прегрешений, прежде всего гнева и раздражения. Пусть он прислушается к тому, что сказал Избранный сосуд 89 : «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» ( Еф. 4:31 ). Он сказал всякий гнев, то есть гнев нельзя оправдывать как «необходимый» и «праведный».
Кто хочет исправить грешащего брата или наказать его, пусть постарается сам не раздражаться. Иначе, желая исцелить другого, сам тяжело заболеет. Об этом сказано в Евангелии: «Врач! исцели Самого Себя» ( Лк. 4:23 ). И еще: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» ( Мф. 7:3–5 ). Как ты собираешься разглядывать сучок прегрешения в глазу брата твоего, когда тебе мешает бревно гнева в твоем собственном глазу? Ведь гневное движение, разгоревшись, ослепляет очи души и не позволяет ей видеть Солнце правды.
Если положишь на глаза монеты, то ничего не будешь видеть. Золотники ты положил или медяки – все равно ты слеп. Золото не облагородит твою слепоту. Также и «праведный гнев» – такая же слепота души, что и любой другой гнев – ты от него распаляешься, а зрение твоей души помрачается. Мы вправе употреблять нашу ярость лишь естественным образом: ополчаясь против сластолюбивых и страстных помыслов.
Этому учит нас пророк Давид, когда говорит: «Гневаясь, не согрешайте» ( Пс. 4:5 ), что означает: направляйте гнев против собственных страстей и лукавых помыслов, но не согрешайте, ведь гнев вам внушает совершить грех. Такую мысль подтверждают сразу следующие за этим слова Псалпопевца: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утешайтесь, одним словом, когда придут в сердце ваше лукавые помыслы, гоните их, на них разгневавшись, а после их изгнания «на ложах», то есть находясь в безмолвии, раскаивайтесь и достигайте покаяния.
С этим согласен и блаженный Павел, опиравшийся на свидетельство Псалмопевца. Он сказал: «Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места дьяволу» ( Еф. 4:26–27 ), то есть: да не закатится в ваших душах Солнце правды Христос Бог из-за вашей гневливости. Ведь вы разгневались, потому что сочетались с лукавыми помыслами, и они вошли в сердца ваши. Поэтому и велено не давать места дьяволу.
Итак, людям, которые следуют божественным законам, подобает изо всех сил бороться против духа гнева, против засевшей внутри нас болезни. Не нужно гневаться на людей, а предпочитать следует пустыню и одиночество. Там нас ничего не подвигнет на гнев, а в одиночестве легко можно достигнуть добродетели терпения.
Мы гневаемся от гордости, не соглашаясь упрекнуть себя и отнести на счет собственной нерадивости наше возмущение. Поэтому будем бежать из среды братьев. Пока мы полны помыслами и обидами и приписываем другим нашу немощь и нерадивость, во всем виня других, мы не сможем достигнуть совершенного долготерпения. Мы исправляемся не от того, что ближний нас терпит, а от того, что сами становимся незлобивыми.
Но если мы устремимся в пустынное уединение, чтобы завоевывать себе долготерпение, то не должны забывать, что в пустыне ещё сильнее разгораются страсти, особенно гнев. В монастыре его могут приструнить другие люди, и поэтому среди людей в нас бывает хотя бы тень терпения и великодушия. Общаясь с братьями, мы приобретаем некоторый мимолетный образ терпения. А когда нас не исправляют правила человеческих отношений, то мы утрачиваем этот образ.
Поэтому те, кто собрались стяжать кротость, должны стараться не только на людей не гневаться, но и на бессловесных тварей и на бездушные вещи. Помню, как я жил в пустыне и изливал свой гнев на тростник, что он был слишком толстым или слишком тонким, и не подходил мне. Гневался я и на дерево, когда хотел его срубить, но сразу срубить его всё равно не получалось. Гневался на кремень, что искра вылетала не сразу и приходилось ударять несколько раз. Гнев так мной владел, что я сердился даже на неодушевленные предметы.
Итак, отдалим от себя всякий гнев, убоявшись приговора Господа. Он ясно сказал в Евангелии: «Гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» ( Мф. 5:22 ). Именно так приведены слова Господа в самых надежных списках, а слово «напрасно» добавлено позднее теми переписчиками, которые не хотели полностью отсечь страсть гнева. Господь поставил цель искоренить полностью каждую страсть от самого её начала. Он требует от нас исторгнуть и выбросить прочь эту страсть всеми способами. Поэтому в нас не должно оставаться никаких предпосылок к гневу, а то начало может быть благовидным, а потом мы впадём в безумие безрассудного гнева.
Полное исцеление от недуга состоит в том, чтобы не возбуждать в себе ни праведный, ни неправедный гнев. Эта темная страсть помрачает весь разум: мы уже не различаем света, не можем принимать правильных решений, не можем направить себя на путь праведности. Святой Дух покидает нас, пугаясь нашего внутреннего смятения.
Итак, мы всегда должны иметь перед глазами час нашей смерти, нам неведомый, и перестать гневаться и оставить ярость окончательно, как советует нам пророк ( Пс. 36:8 ). Мы знаем, что ни целомудрие, ни отречение от всего материального, ни посты и бдения, ни другие страдания не принесут никакой пользы, если нами владеет гнев и ненависть, и за это мы повинны будем Страшному суду.
Е. Из святого Максима
Вожделевающая часть души, если её часто раздражать, внедряет в душу неодолимую привычку сладострастия. А если часто подстрекать гневливую часть души, она сделает душу робкой и малодушной. Сладострастие исцеляется усиленным подвигом поста, бдения и молитвы, а гнев – благостью, человеколюбием, любовью и милостью.
Ж. Из Отечника
И сребролюбец, который затворил свои утробы, не милует брата и не жалеет ближнего, – такой же идолослужитель. Он сделал своим идолом Гермеса 91 и поклоняется творению, а не Творцу. То же самое можно сказать и о других страстях. «Кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Пет. 2:19 ), по слову апостола, который назвал сребролюбие ещё одним идолослужением. А кто победил эти страсти и прогнал их прочь от себя или же удерживает себя от них, тот попрал идолов, отрекся от суеверия и стал бескровным мучеником, исповедуя доброе исповедание (Ср.: 1Тим. 6:12 ).
Блаженный Зосима говорил, что начало обуздания гнева – в том, чтобы смущаться, но ничего не говорить. Затем по Божией милости человек приходит к тому, чтобы вообще не смущаться. Авва Моисей, когда первый раз отцы стали унижать его и говорить ему: «Что этот эфиоп делает тут среди нас?», смутился, но ничего не сказал, как он сам нам потом рассказывал, отвечая на наш вопрос. А через некоторое время, когда клирики его унизили и выгнали из алтаря, он не только не смутился, но стал упрекать себя: «Так тебе и надо, черномазый. Ты не человек, а еще лезешь к людям?»
Мы же стали намного ниже древних отцов из-за нашего великого нерадения. Поэтому считаем их заповеди слишком тяжелыми и невыполнимыми для себя. Мы говорим: «Как это можно никогда не возмущаться?» Мы не слушаем пророка, сказавшего: «Уготовихся и не смутихся, сохранити заповеди твоя» ( Пс. 118:60 ). Мы даже не хотим положить надежное основание, которое есть мужественная свобода и великодушие, привлекающие в ответ Божью благодать. А по благодати то, что кажется очень трудным, оказывается вовсе легким и дается без труда.
Как-то я сидел с блаженным Сергием, игуменом Равнины и читал книгу Притчей. Дойдя до слов: «Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает» ( Притч. 26:20 ), я попросил блаженного Сергия объяснить их смысл.
«Дерево, – сказал он, – основа огня. Если не подкладывать дрова, огонь гаснет. Так и у страстей есть причина. Если её убрать, то страсти не будет. Причины гнева – стремление получать выгоду путем обмена, желание вершить свою волю, поучать других, кичиться, считать себя самым благоразумным. Если человек отсечёт эти причины гнева, то страсть гнева ослабеет. Об этом же говорил и авва Сисой, когда брат спросил его, почему от него не отступают страсти».
«Потому что сосуды страстей, – ответил авва, – то есть их причины, внутри тебя. Отдай им их приданое (т.е. причины), и они отстанут от тебя».
А любитель страсти, в котором не утихает брань, – тот, кто не довольствуется первым возмущением и подстрекает себя на повторный гнев. Если какой-то человек вспыхнет гневом, но тотчас придет в себя, осознав свои границы, и начнет каяться перед братом за своё возмущение – он не гневливый. В его душе возмущение стихает, а после покаяния дружба с братом не прекращается и в будущем войдёт в мирное и безмятежное русло.
А кто гневается, тот забывается и ещё больше злится, сам себя побуждает к гневу да ещё и сожалеет, что не сказал больше, тот называется спорщиком. В нём никогда уже не утихает битва: за сердечным смятением у него следует злопамятство, огорчение и лукавство. А на будущее злоба и гневное смятение ещё больше в нём возрастают и преумножаются. Гнев с каждым днём становится всё больше и, в конце концов, окончательно овладевает несчастным, доводя его до беснования. Да освободит нас от такой участи Иисус Христос, благой Владыка наш и Господь».
Он же говорил, что мы нуждаемся во многом трезвении и разумении, чтобы противостоять разнообразным уловкам дьявола. Он заставляет человека возмущаться без всякого на то повода, даже малейшего, а иногда приведет какой-нибудь благой предлог, чтобы человек думал, что разгневался праведно. Всё это обнаруживает только человеконенавистничество дьявола. Человек, который искренне стремится следовать путем святых, должен совсем перестать гневаться на людей. Как сказал Макарий Великий: «Братьям совершенно чуждо гневаться и гневить».
Сказал авва Иоанн Колов: «Однажды я шёл по дороге из Скита вместе с погонщиком верблюдов, который вёз на верблюде мои рукоделия. Когда я заметил, что своими разговорами он подвигает меня ко гневу, я забыл об изделиях и бежал от него прочь».
Сказал авва Иперехий: «Кто не может сдержать язык во время гнева, тот не может и удержаться от страстей».
Сказал авва Аммона: «Четырнадцать лет я провел в Скиту, молясь Богу ночью и днём, чтобы Он даровал мне победу над гневом».
Старца спросили: «Что такое гнев?» Он ответил: «Зависть, ложь и неблагодарность».
Гнев для человека – пропасть. Кто преодолел гнев, тот пропасть засыпал. Блажен муж, который кротко нёс иго Владыки Христа до самого конца, а надменный человек распространяет вокруг себя неприязнь и ненависть. Человек гневающийся, повышающий голос, часто клянется понапрасну, а безмолвник всегда разумен. Гнев – это страсть нескромная и бесстыдная, за гневом следует обида и досада. Обида разъедает сердце обиженного.
З. Из аввы Исаака
Гневливый человек никогда не обретет покоя в своём разуме, а беспокойный чужд всякой радости. Спокойствие разума и есть совершенное здравие, а гневливость враждебна ему. Гневающийся болен тяжелым недугом. Человек! Не доброе и не полезное дело желать помочь другим, а себя ввергать в великую опасность. Гневливость – это вовсе не признак мудрости, а одна из болезней души. Она признак ограниченности и недалекости ума. От неё человек коснеет в невежестве. Если ты хочешь уврачевать недужных, знай, что они нуждаются в милости и заботе, а не в наказании. В Писании сказано: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных» ( Рим. 15:1 ). И тот же апостол советует исправлять впавшего в согрешение не с гневом, но в духе кротости (Ср.: Гал. 6:1 ).
Ариане – сторонники ереси Ария, который учил, что Христос не Сын Божий, единосущный и собезначальный Отцу, но творение Божие. Ересь возникла в Александрии, где Арий был иереем. Он произвёл большое возмущение в христианской церкви и многих увел в ошибочную веру. Поэтому Константин Великий созвал первый Вселенский Собор в 325 году в Никее Вифинской, который осудил ересь Ария, провозгласил Божество Иисуса Христа и составил 8 первых членов Символа веры.
Т. е. в монастырь аввы Антония, который располагался на горе.
Святой Афанасий Великий был сначала дьяконом Патриарха Александрийского, а после его смерти стал Патриархом. Участвовал в 1 Вселенском Соборе и боролся против Ария и его ереси с исключительным красноречием и мудрым цитированием Священного Писания. Написал много книг против ереси, из которых важнейшие – «Апологетика против ариан» и «Послание к монахам. ». Вероятно, одна из этих книг была прочитана арианам, пришедшим к авве Сисою.
Избранным сосудом назван апостол Павел, поскольку он последовал за Христом, наученный не людьми, но Самим Господом, Который явился ему на пути в Дамаск.
Арес – древнегреческий бог войны, у римлян Марс. Его имя иногда производят от слова ара – гнев.
Гермес (у римлян Меркурий) – бог торговли, ремесел, наживы и покровитель воров.
Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 2. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»