почему мусульманину нельзя есть свинину
Почему мусульмане не едят свинину
На самом деле существует несколько версий, почему согласно Исламу мусульманам нельзя есть свинину. Большинство из них основываются на священном писании — Коране и главная идея, которая там культивируется, заключается в том, что мясо и другие продукты из этого животного «нечистые». Соответственно, мусульмане, которые употребляют их в пищу — тоже не чистые.
Запрет на употребление свинины встречается в Коране четыре раза. Исповедующие эту религию считают число «4» священным. Значит, если запрет на поросятину в главной книге встречается ровно это количество раз — имеем дело с неоспоримой истиной. А нарушать истину — очень большой грех.
Но, не обошлось без исключений. Например, если мусульманин окажется в неприятной ситуации, когда отсутствие пищи и голод будут угрожать его жизни, то чтобы сохранить ее он может пренебречь запретом. Согрешить в таких обстоятельствах не считается грехом по Корану.
Древние истоки версий запрета свиного мяса
Третий вариант может и имел место, но возникает вопрос: насколько дольше при большой жаре без холодильника продержится, например, говядина или курятина? Однако, не будем отрицать, что большая часть традиций — это результат частых повторений и получение идентичных результатов при одном наборе условий. Возможно в древние времена у людей были веские причины отказаться от свинины, которых нет сегодня: причины ушли, традиции остались…
Легенды о Пророке Мухаммеде
Существует множество легенд, в которых объясняется, почему Пророк Мухаммед запретил потреблять свинину в пищу.
Возможно, именно одна из этих историй послужила началом многовекового запрета на потребление свинины в пищу. На мой взгляд, причиной этому послужила жизнь в жарких странах и невозможность в таких условиях долго хранить поросячье мясо. Говорить о том, что свинья – это нечистоплотное животное, переносящее множество заболеваний, нельзя, ведь это глубокое заблуждение.
Все ли мусульмане поддерживают запрет на свинину?
Стоит отметить, что мусульманину нельзя есть не только свинину. Запрет также касается употребления в пищу мяса удушенных животных, мертвечины и мяса животных, которых убили без упоминания имени Аллаха. Последнее условие — это специальный обряд, при котором животному перерезают горло, произнося при этом молитвы. Обряд может проводиться только в светлое время суток, а мясо должно быть полностью обескровленным.
Совершать обряд омертвения животного и приготовления его для употребления в пищу позволено не только мусульманину. Это может делать и иудей, и христианин, и представитель любого другого вероисповедания, главное, чтобы такой человек не был слабоумным. Вопрос о том, как не мусульманин будет читать молитвы Аллаху остается открытым, поэтому многие не придерживаются установленных Исламом правил относительно пищевых ограничений. Главный их аргумент — существующие запреты слишком устарели и не отвечают условиям современной жизни.
Что говорят о запрете современные мусульмане?
Для современных мусульман отказ от употребления в пищу свинины очень часто обоснован заботой о своем здоровье. Свиньи поедают все, что попадает в их пасть, даже свои экскременты. Такой «негигиеничный» поход к рациону приводит к тому, что мясо свиньи становится источником вредных микроорганизмов и паразитов, которые могут стать причиной серьезных заболеваний.
Нельзя не сказать о том, что подобные предостережения не случайны. Как показывает лабораторная экспертиза мяса свиньи после забоя, там и вправду есть то, чего стоит бояться.
Учитывая все эти факты, древний запрет на употребление мяса в пищу не кажется таким уж абсурдным. Скорее наоборот, он помогал избегать многих болезней, которые, из-за слабого развития медицины часто заканчивались летальным исходом.
Однако, не стоит забывать, что Ислам — это не первая религия, которая запрещает своей пастве употреблять свинину в пищу. Считается, что первыми тут были иудеи. И даже сам Иисус Христос запрещал есть свиное мясо. На деле же христиане сегодня об этом практически не вспоминают. Либо забыли, либо не хотят помнить.
В любом случае каждый сам может решить, что ему есть, а что нет, даже в таком ортодоксальном обществе, в котором живут мусульмане. А как вы относитесь к подобным запретам на свинину?
Уважаемые друзья! Обязательно ставьте лайки и подписывайтесь на сайт и делитесь своим мнением в комментариях!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Почему мусульманам и иудеям нельзя есть свинину
Кошер, копыта и моллюски
Кашрут или кошер – свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах Торы и Талмуда. Кошер позволяет есть мясо только тех животных, которые являются одновременно и парнокопытными, и жвачными – от овец до жирафов.
Однако свинину и зайчатину кошер запрещает употреблять в пищу, ведь свиньи не жуют жвачку, а зайцы не имеют копыт. Существовало и объяснение поведения «полукошерных» животных: во сне свиньи, якобы, горделиво выставляют свои «правильные» копыта, но прячут морду, а зайцы – наоборот, поджимают из стыда лапки.
Мясо кошерных животных должно приготавливаться профессиональным мясником, шохетом, забивающим скот одним особым движением, ни в коем случае не прокалывая мяса и не задерживая ход ножа. Шохеты проходят долгое обучение перед тем, как приступить к выполнению обязанностей. Законов разделки мяса в иудейской традиции масса: важно не только участие шохета в забое скота, но и проверка животного на болезни, которую выполняет машгиах, и очистка менакером туши от сала и жил, запрещенных кошером. Употребление морепродуктов также строго регламентируется: у них обязательно должны быть чешуя и плавники, то есть, моллюсков и ракообразных есть строго запрещено. Каждая хозяйка обязана просеивать муку во избежание попадания в нее червей и внимательно осматривать овощи в фрукты в поиске личинок.
Запрет на поедание насекомых дает только одно исключение: можно есть саранчу (Лев. 11:22). Также кошер запрещает есть продукты, содержащие кровь (поэтому мясо при разделке посыпают солью, ее впитывающей), яйца птиц с одинаковыми, тупыми или острыми, концами (как правило, одинаковые концы бывают у яиц хищных птиц), и алкоголь, который не сделан религиозными евреями с соблюдением множества специальных правил. Строго запрещено «варить козленка в молоке матери», смешивать молоко с мясом за один прием пищи. Впрочем, проверить кошерность уже готовой еды едва ли представляется возможным формальными методами, и потому это право обычно предоставляется раввину.
Гастрономические предпочтения мусульман также сильно ограничены. Вся пища в исламе подразделяется на три группы: халяль, макрух и харам, которые соотносятся с индийскими саттва, раджас и тамас, и из них лишь халяль полностью позволен к употреблению. Коран, как и Тора – в первую очередь свод законов, определяющий быт мусульман. Коран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминания имени Аллаха) и крови (5:3).
Впрочем, нарушение запрета, как это часто особо указывается в Коране, возможно в крайних случаях: «Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь Аллах — прощающий, милостивый». Кроме того, в исламе запрещается убивать животных без причины, а некоторые мусульманские теологи считают, что профессия забойщика скота является греховной. Правила халяля менее строгие, чем законы кошера: у мусульман нет специального человека, который забивает скот, и сами правила убоя также немного отличаются от иудейских. С другой стороны, ислам запрещает разрешенные кошером спиртные напитки.
Для христианства табуирование пищи является менее распространенным и строгим, однако сакрализация еды тоже является типичной. Запрещено поедание «идоложертвенного», то есть, принесенного язычниками в жертву богам, скверноядие, а также – во время поста – мяса, молока, яиц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.
Отсутствие значимых пищевых табу связано с тем, что Новый завет отменил те запрещения, что были прописаны в Ветхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. Согласно учению Христа, пища не может осквернить духовного человека: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Кор. 10:25-27).
Истоки возникновения кошера могут таиться в моральных заповедях. При правильном забое скота животное умирает почти безболезненно. Табу на употребление в пищу крови также может быть связано с соображениями гуманности и нежеланием проливать кровь как символ души божьих созданий. Запрет на поедание хищной птицы и их яиц связан с боязнью того, что агрессивность хищников передастся людям. Тора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.
Интересно также и возможная интерпретация запрета на смешение молока и мяса, которое, впоследствии, эволюционировало до табу на их поедание за один прием пищи: мясо, как символ смерти и убийства, не должно смешиваться с символической новой жизнью, то есть молоком матери, способствующим росту детенышей. Возможно, что в этом табу отразились также ранние религиозные представления о запрете на кипячение молока, так как в них молоко имело магическую связь со своим источником, то есть, являлось частью целого – коровы или козы. Соответственно, кипячение молока уподоблялось его кипячению в вымени, что должно было навредить животному и лишить людей удоя. К тому же многие африканские племена до сих пор имеют запреты на любое смешение молока и мяса, в том числе, и в животе человека, что может быть объяснено боязнью за здоровье коровы – ведь одна ее мертвая часть, мясо, смешивается с живой, молоком, и корова символически поедает саму себя, вследствие чего ее молоко оскверняется.
Вероятно, что в запрете на смешение молока и мяса проявилось отчуждение двух типов культур – земледельческой и скотоводческой, конкурировавших друг с другом. Запрещение поедать свинину в исламе и иудаизме являлось, скорее всего, превентивной санитарно-гигиенической мерой, ведь быстро портящаяся свинина, в условиях древнего мира, лишенного холодильников и современной медицины, могла стать смертельным яством. К тому же свинья с ее беспорядочными половыми и пищевыми пристрастиями и очевидной любовью к грязи, порождала символическое отождествление с грязными, неряшливыми и сексуально распущенными людьми. Соответственно, употребление ее мяса в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств. Иногда негативное отношение к свиньям порождало курьезные случаи: в XVIII веке некоторые раввины считали помидор свиным плодом и запрещали его употребление в пищу.
А индийский запрет поедания говядины может быть тесно связан с экономическими причинами: в Индии навоз коров применялся в строительных и отопительных целях, они использовались как тягловый скот и давали молоко, что делало их более ценными, чем какие-либо другие животные. Так образ коровы-кормилицы стал сакрализироваться, и в IV веке н.э. запрет на убийство коров и быков стал официальным законом. Запрет хлеба и вина, приготовленных не евреями, отсылает к стремлению иудеев консолидировать единоверцев и не допустить ассимиляции других народов. Соответственно, на любом празднестве, устроенном представителями иных религий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер. В современных культурах подобные социально-обусловленные причины запрещения пищи в иудаизме или исламе играют важнейшую роль для религиозного единения.