почему индусы не едят говядину
Священная корова. Почему в Индии эти животные священны?
Корова — священная кормилица индийских семей
Древние тексты о коровах
Роль коров в священных ритуалах Индии
Не только молоко дает священная корова
Божественный друг Шивы
Корову в Индии считают священным животным и матерью всего живого. Так повелось с незапамятных времен. И неудивительно — корова кормит индийские семьи. Она дает молоко, без которого не сможет существовать индийская кухня — из него готовят множество пищевых продуктов.
Коров в Индии очень много, особенно у храмов и на улицах. Встречаются даже на крышах домов
Священная кормилица индийских семей
Корова в Индии, за которой внимательно ухаживают — настоящая помощница целой семьи. У этих животных покладистый характер, они преданно служат любящим хозяевам. И, даже когда священная корова умирает, она жертвует мясо, рога, кости и шкуру.
Добродушные животные с удовольствием фотографируются
Однако индусы не едят говядину. Вегетарианство запрещает употребление мяса и рыбы, а к мясу священных коров относится с особой строгостью. Законодательство Индии уголовно наказывает тех, кто убивает этих животных. И действительно, мясо этих животных найти здесь крайне, крайне затруднительно.
В 2015 году мусульманина линчевали из-за убийства коровы. Массовые беспорядки усмиряла полиция и армия
Интересный факт: «корова» переводится на санскрит как «го», а «мертвый» как «videh», «विदेह». Получается, «говядина» в буквальном смысле слова означает «мертвая корова». Так образовалось это странное название.
Селфи — чудесная возможность сохранить память о прикосновении божественного существа
Права у них почти такие же, как и у людей. Почитаемое животное в индийских магазинах не редкость
Священные тексты о коровах
Вегетарианство — один из неотъемлемых аспектов индуизма. Так как непричинение зла и боли другим существам — основа этой религии. Кроме того, в священных текстах часто говорится о том, что поедая плоть другого существа, особенно священной коровы, человек перенимает на себя его карму. Страх насильственной смерти, который испытывало животное, снижает энергетические вибрации, и человек впадает в тамас и раджас (невежество и страсть).
Пляж Арамболь. Мотоциклы, коровы, торговцы, отдыхающие. Вполне обычная картина
Масло гхи — один из основных компонентов пуджи
Роль коров в священных ритуалах Индии
Дары священных коров — молоко, кефир и масло гхи — используют для подношений. На большие праздники индусы приносят в храм молочные продукты и предлагают их богам. Это своего рода аналог жертвоприношения, ведь он не подразумевает убийства. Более того, такое подношение помогает накормить больных и нищих после церемоний.
Масло гхи используется и в религиозных ритуалах, и в кулинарии, и в аюрведических процедурах
Принято поливать Шивалингам молоком, оставлять небольшую чашечку с молоком на алтаре, класть продукты рядом со статуями богов — освященная пища превращается в прасад. Роль священных животных в этих ритуалах невозможно переоценить.
Ночные улицы индийских городов выглядят примерно одинаково
В зверином пантеоне Индии корова занимает главное место
Не только молоко дает священная корова
Священные коровы служат в Индии в некотором смысле «пылесосами» улиц. У жителей этой страны, к сожалению, есть дурная привычка бросать мусор себе под ноги. Урн, за исключением нескольких больших городов, нет. В те времена, когда пищевой промышленности в производственных масштабах еще не существовало, а продукты питания не расфасовывали в пластик, металл и стекло, объедки выкидывали прямо на дорогу, где их с удовольствием уминали бездомные священные животные.
Проголодался? Покорми сначала священное животное
Относительная чистота сохранялась. Коровы и теперь чистят улицы, поедая корки и кожуру фруктов и овощей, остатки приготовленной еды и даже… картон. Тем самым помогая индийцам в переработке мусора. Но искусственные материалы коровам не подходят, они так и остаются разлагаться под ногами на долгие годы.
Они могут стоять посреди проезжей части очень долго. Из-за этого случаются пробки
Не считая молочных продуктов, коровы дают навоз, который используется, как топливо и стройматериалы. Индийцы сушат коровьи лепешки и продают их на рынках. Такое «горючее» быстро разгорается, хорошо горит, оно дешевое и экологичное. Коровий помет используют в смесях саманных блоков для постройки прочных стен домов. Коровью мочу тоже утилизируют: согласно Аюрведе, она является незаменимым оздоравливающим средством. В некоторые фармацевтические препараты добавляют коровью мочу.
Для индийских семей коровий навоз еще один источник дохода
Священный друг Шивы
Не только корова, но и бык считается священным животным в Индии. Самый преданный слуга, помощник и друг Шивы — бык Нанди. Он почитается индуистами наряду с пантеоном основных богов. Ему преподносят дары, ему молятся, ему возводят памятники и храмы по всей Индии.
Бык Юврадж — дойная корова для своего хозяина. Он оценивается в 1,5 миллиона долларов США
В современной Индии корову встретить на улице проще, чем кошку. Они, как полноправные жительницы этой страны, разгуливают по дорогам, заглядывают в магазины, создают пробки на дорогах, занимаются своими важными делами и дружно сожительствуют с людьми.
Традиции Индии: почему в этой стране корова признана священным животным?
В Индии издревле с большим уважением относились ко всем животным. Всё потому, что индусы верят в реинкарнацию, которая предполагает возможность того, что душа животного в прошлой жизни могла жить в человеческом теле и, соответственно, наоборот.
Убить живое существо для индуса – это большой грех, который мало что может искупить, ведь любая душа должна пройти все семь этапов перевоплощения, и уж точно не человеку вмешиваться в этот сложный процесс. Именно поэтому в Индии практически не едят мяса.
Но среди всех животных в Индии особое место занимает священная корова. Её называют здесь «Гау Мата» или «Корова-мать». Почему именно корова, читайте далее.
Почему у индусов это существо так почитаемо: едят ли его и можно ли доить?
На этот вопрос могут ответить две теоретических версии: религиозная и бытовая (житейская). Со временем эти две теории смешались друг с другом, теперь одни традиции вытекают из других, объединяя исторические и религиозные корни.
Какие есть религиозные обычаи?
Есть несколько выдержек из религиозных индийских текстов, которые упоминают корову в качестве священного и божественного создания:
Бытовые реалии
Бытовые традиции по отношению к коровам частично берут начало из древних религиозных писаний, а частично из исторического и практического опыта:
Так что русское слово «говядина» имеет вполне выраженные санскритские корни и дословно обозначает «мёртвая корова».
Что, по сути, делают с коровой-матерью в современном обществе страны?
В современной Индии к коровам всё так же относятся по-особенному. Животное считается священным, когда оно здорово и молодо, хозяин старается всячески ухаживать за ним. Однако при всей почтенности у коров в Индии достаточно проблем:
Для того чтобы очистить своё жилище от такого негатива, хозяину нужно паломником обойти множество священных городов, а по возвращении домой кормить брахманов, которые живут в окрестностях. Конечно же, ни одному жителю Индии такая процедура не по вкусу, так что им проще избавиться от животного. От этого в стране свирепствует засилье бездомных коров.
Оно и понятно, ведь туристам сложно объяснить суровость традиций, да и кто из местных будет против прилично заработать, пусть даже и отдавая в жертву не один десяток «неприкосновенных» животных. Так что если планируете побаловать себя говяжьей индийской котлетой, то вам на юго-запад.
Кратко об индийских законах
В современной Индии существует ряд закон и мер наказания, касающихся отношения к коровам:
За вред или ранение, нанесённые корове, можно легко попасть в тюрьму.
Однако и в больших городах имеются частные скотобойни, которые каким-то образом получают лицензию на свою деятельность.
Считаются ли представители других верований с такой традицией?
Нарываться на неприятности не хочется никому, так что в большинстве случаев люди с меньшей одержимостью коровами стараются скрыть свои предпочтения и с уважением отнестись к предпочтениям тех, кто следует догматам индуизма.
В древней Индии корова была источником мудрости, божественного благословения, благополучия и счастья. Она же была мерилом достатка, источником пропитания (молоко и молочные продукты до сих пор являются для некоторых индусов основным продуктом питания) и напоминала жителям Индии о том, что духовная и земная жизнь находятся совсем рядом. Это животное было и валютой, и проводником всего божественного, и кормильцем, и приданым.
Даже сейчас в современной Индии убийство коровы карается лишением свободы или огромным штрафом, который не под силу выплатить простому обывателю.
Полезное видео
В видео о том, почему в Индии корова священное животное:
Почему индусы стараются не есть коров, а мусульмане и иудеи – свиней?
Почему в разных культурах некоторые продукты считают запретными? Почему индусы стараются не есть коров, а мусульмане и иудеи — свиней? Мы решили выяснить, как формировались эти запреты, и что за ними стоит.
Кошер, копыта и моллюски
Кашрут или кошер – свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах Торы и Талмуда. Кошер позволяет есть мясо только тех животных, которые являются одновременно и парнокопытными, и жвачными – от овец до жирафов.
Однако свинину и зайчатину кошер запрещает употреблять в пищу, ведь свиньи не жуют жвачку, а зайцы не имеют копыт. Существовало и объяснение поведения «полукошерных» животных: во сне свиньи, якобы, горделиво выставляют свои «правильные» копыта, но прячут морду, а зайцы – наоборот, поджимают из стыда лапки.
Мясо кошерных животных должно приготавливаться профессиональным мясником, шохетом, забивающим скот одним особым движением, ни в коем случае не прокалывая мяса и не задерживая ход ножа.
Шохеты проходят долгое обучение перед тем, как приступить к выполнению обязанностей. Законов разделки мяса в иудейской традиции масса: важно не только участие шохета в забое скота, но и проверка животного на болезни, которую выполняет машгиах, и очистка менакером туши от сала и жил, запрещенных кошером.
Употребление морепродуктов также строго регламентируется: у них обязательно должны быть чешуя и плавники, то есть, моллюсков и ракообразных есть строго запрещено.
Каждая хозяйка обязана просеивать муку во избежание попадания в нее червей и внимательно осматривать овощи в фрукты в поиске личинок. Запрет на поедание насекомых дает только одно исключение: можно есть саранчу (Лев. 11:22).
Также кошер запрещает есть продукты, содержащие кровь (поэтому мясо при разделке посыпают солью, ее впитывающей), яйца птиц с одинаковыми, тупыми или острыми, концами (как правило, одинаковые концы бывают у яиц хищных птиц), и алкоголь, который не сделан религиозными евреями с соблюдением множества специальных правил.
Строго запрещено «варить козленка в молоке матери», смешивать молоко с мясом за один прием пищи. Впрочем, проверить кошерность уже готовой еды едва ли представляется возможным формальными методами, и потому это право обычно предоставляется раввину.
Халяль
Гастрономические предпочтения мусульман также сильно ограничены. Вся пища в исламе подразделяется на три группы: халяль, макрух и харам, которые соотносятся с индийскими саттва, раджас и тамас, и из них лишь халяль полностью позволен к употреблению.
Коран, как и Тора – в первую очередь свод законов, определяющий быт мусульман. Коран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминания имени Аллаха) и крови (5:3).
Впрочем, нарушение запрета, как это часто особо указывается в Коране, возможно в крайних случаях: «Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь Аллах — прощающий, милостивый».
Кроме того, в исламе запрещается убивать животных без причины, а некоторые мусульманские теологи считают, что профессия забойщика скота является греховной. Правила халяля менее строгие, чем законы кошера: у мусульман нет специального человека, который забивает скот, и сами правила убоя также немного отличаются от иудейских. С другой стороны, ислам запрещает разрешенные кошером спиртные напитки.
Не хлебом единым
Для христианства табуирование пищи является менее распространенным и строгим, однако сакрализация еды тоже является типичной. Запрещено поедание «идоложертвенного», то есть, принесенного язычниками в жертву богам, скверноядие, а также – во время поста – мяса, молока, яиц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.
Отсутствие значимых пищевых табу связано с тем, что Новый завет отменил те запрещения, что были прописаны в Ветхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. Согласно учению Христа, пища не может осквернить духовного человека: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Кор. 10:25-27).
Ахимса
Для индуизма характерен отказ от говядины, в связи с тем, что корова является священным животным. Многие последователи этой религии придерживаются ахимсы – учения, проповедующего ненасилие, и, соответственно, специальной вегетарианской диеты.
Индуисты стараются не есть раджасную пищу – обладающую слишком ярко выраженными вкусовыми качествами, например, кофе или чай, и тамасную – «безвкусную, вонючую, выдохшуюся», такую как мясо, чеснок или яйца.
Откуда запреты?
Истоки возникновения кошера могут таиться в моральных заповедях. При правильном забое скота животное умирает почти безболезненно. Табу на употребление в пищу крови также может быть связано с соображениями гуманности и нежеланием проливать кровь как символ души божьих созданий.
Запрет на поедание хищной птицы и их яиц связан с боязнью того, что агрессивность хищников передастся людям. Тора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.
Интересно также и возможная интерпретация запрета на смешение молока и мяса, которое, впоследствии, эволюционировало до табу на их поедание за один прием пищи: мясо, как символ смерти и убийства, не должно смешиваться с символической новой жизнью, то есть молоком матери, способствующим росту детенышей.
Возможно, что в этом табу отразились также ранние религиозные представления о запрете на кипячение молока, так как в них молоко имело магическую связь со своим источником, то есть, являлось частью целого – коровы или козы.
Соответственно, кипячение молока уподоблялось его кипячению в вымени, что должно было навредить животному и лишить людей удоя. К тому же многие африканские племена до сих пор имеют запреты на любое смешение молока и мяса, в том числе, и в животе человека, что может быть объяснено боязнью за здоровье коровы – ведь одна ее мертвая часть, мясо, смешивается с живой, молоком, и корова символически поедает саму себя, вследствие чего ее молоко оскверняется.
Вероятно, что в запрете на смешение молока и мяса проявилось отчуждение двух типов культур – земледельческой и скотоводческой, конкурировавших друг с другом.
Запрещение поедать свинину в исламе и иудаизме являлось, скорее всего, превентивной санитарно-гигиенической мерой, ведь быстро портящаяся свинина, в условиях древнего мира, лишенного холодильников и современной медицины, могла стать смертельным яством.
К тому же свинья с ее беспорядочными половыми и пищевыми пристрастиями и очевидной любовью к грязи, порождала символическое отождествление с грязными, неряшливыми и сексуально распущенными людьми. Соответственно, употребление ее мяса в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств.
Иногда негативное отношение к свиньям порождало курьезные случаи: в XVIII веке некоторые раввины считали помидор свиным плодом и запрещали его употребление в пищу.
А индийский запрет поедания говядины может быть тесно связан с экономическими причинами: в Индии навоз коров применялся в строительных и отопительных целях, они использовались как тягловый скот и давали молоко, что делало их более ценными, чем какие-либо другие животные. Так образ коровы-кормилицы стал сакрализироваться, и в IV веке н.э. запрет на убийство коров и быков стал официальным законом.
Запрет хлеба и вина, приготовленных не евреями, отсылает к стремлению иудеев консолидировать единоверцев и не допустить ассимиляции других народов. Соответственно, на любом празднестве, устроенном представителями иных религий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер. В современных культурах подобные социально-обусловленные причины запрещения пищи в иудаизме или исламе играют важнейшую роль для религиозного единения.
Традиции Индии: почему в этой стране корова признана священным животным? (6 фото + 1 видео)
Убить живое существо для индуса – это большой грех, который мало что может искупить, ведь любая душа должна пройти все семь этапов перевоплощения, и уж точно не человеку вмешиваться в этот сложный процесс. Именно поэтому в Индии практически не едят мяса.
Но среди всех животных в Индии особое место занимает священная корова. Её называют здесь «Гау Мата» или «Корова-мать». Почему именно корова, читайте далее.
Почему у индусов это существо так почитаемо: едят ли его и можно ли доить?
Какие есть религиозные обычаи?
Есть несколько выдержек из религиозных индийских текстов, которые упоминают корову в качестве священного и божественного создания:
Согласно верованиям, индийцы после смерти могут попасть на Небеса только через реку. А переплыть реку можно, только держась за хвост коровы.
Шиваиты верят в то, что Шива появился на свет из уха мифологический богини древней Индии Притхиви, которая в тот знаменательный момент приняла зооморфный образ коровы.
Во многих старинных текстах говорится, что бог Кришну всю свою юность занимался пастушеством вблизи Вриндаваны. Отсюда якобы и идут все почитания коров как священных созданий и вознесение работы пастуха в разряд божественных трудов.
Создавая океан, боги достали из него корову Камдхену. Эта корова, словно золотая рыбка, могла исполнять любые желание. Так что если индус любит свою корову и хорошо за ней ухаживает, то все его желания будут исполняться.
Образ коровы-матери является образом кормилицы для всего сущего, и особенно для человека. Поэтому и молоко в Индии считается священным напитком.
Коровы уравнены в своём статусе с так называемыми «высшими кастами» – брахманами. Это своего рода жрецы или священнослужители. Человек, который относится к такой касте, является неприкосновенным (во всех понятиях). Неприкосновенно и всё то, что отождествляется со священным статусом – храмовая утварь, жертвоприношения богам и коровы.
Бытовые реалии
Бытовые традиции по отношению к коровам частично берут начало из древних религиозных писаний, а частично из исторического и практического опыта:
Практически все индийцы являются лактовегетарианцами, так что коровье молоко является основным продуктом их питания.
В Индии существует особый состав (элемент), который носит название «панчагавья». Этот состав является очищающим и состоит из пяти ингредиентов: коровьего молока, масла гхи, ласси, коровьей мочи и экскрементов.
Коровий навоз используется в Индии в качестве топлива и строительного материала.
Сгоревшие экскременты коров используются для удобрения полей и огородов.
Молочная сыворотка входит в состав большинства индийских лекарств, поскольку обладает целебными свойствами.
Интересно! В Индии коров называют «Гау Мата» или «Корова-Мать» в переводе. На санскрите корова обозначается словом «го», а «мёртвый» пишется как «videh».
Так что русское слово «говядина» имеет вполне выраженные санскритские корни и дословно обозначает «мёртвая корова».
Что, по сути, делают с коровой-матерью в современном обществе страны?
В современной Индии к коровам всё так же относятся по-особенному. Животное считается священным, когда оно здорово и молодо, хозяин старается всячески ухаживать за ним. Однако при всей почтенности у коров в Индии достаточно проблем:
Для того чтобы очистить своё жилище от такого негатива, хозяину нужно паломником обойти множество священных городов, а по возвращении домой кормить брахманов, которые живут в окрестностях. Конечно же, ни одному жителю Индии такая процедура не по вкусу, так что им проще избавиться от животного. От этого в стране свирепствует засилье бездомных коров.
Технический прогресс и рост городов приучили коров спокойно относиться к шумным улицам и большому количеству транспорта. Именно поэтому они могут целыми стадами лежать посреди дороги, не давая машинам проехать.
Если хозяин коровы умер или отказался от неё, то единственное, что ей остаётся, – это питаться падалью и побираться на мусорках, запивая свой «рацион» грязной сточной водой. Такой образ жизни ведёт к засилью больных животных. Причём болезни у них могут быть совершенно разными и даже передаваться людям.
Всё, что может спасти корову от голодной смерти, – приют. Отловом бездомных животных здесь занимаются особые люди, которые пытаются поймать животное, не испугав его при этом, и отвезти в ближайшее убежище, где о нём позаботятся. Однако из-за такого неоднозначного отношения к коровам большинство приютов переполнено, а численность бездомных созданий увеличивается с каждым днём.
В индийском штате Гоа, который за последние несколько десятилетий стал популярным туристическим (и тусовочным) курортом, священный статус коров несколько пошатнулся. Там за поедание говядины практически не карают.
Оно и понятно, ведь туристам сложно объяснить суровость традиций, да и кто из местных будет против прилично заработать, пусть даже и отдавая в жертву не один десяток «неприкосновенных» животных. Так что если планируете побаловать себя говяжьей индийской котлетой, то вам на юго-запад.