почему фаберже делал именно яйца
Почему Карл Фаберже начал делать яйца?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Российский ювелир Карл Фаберже прежде всего известен пасхальными яйцами, которые ценят коллекционеры по всему миру. Но почему именно яйца? Это не самая очевидная форма для ювелирного изделия.
Дарить яйца на праздник Пасхи — древняя православная традиция, которую особо любят в России. По преданию, одна из жен-мироносиц, Мария Магдалина, после вознесения Христа отправилась с проповедью о Спасителе в Рим. Там она поздравила императора Тиберия словами «Христос Воскресе!», подарив ему куриное яйцо. Император не поверил словам женщины и ответил, что мертвый не может ожить, так же как и это белое яйцо не может покраснеть. Внезапно подаренное яйцо стало красным, а Тиберий убедился в истинность слов Марии.
Все началось в 1885 году, когда император Александр III заказал у петербургского ювелира Карла Густавовича Фаберже первое яйцо для своей супруги Марии Федоровны как подарок на Пасху. Император познакомился с Карлом Фаберже на выставке в Москве, где высоко оценил работы его мастерской.
Императорское пасхальное яйцо «Курочка» из коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Фото Михаил Овчинников/wikimedia.org
Первое ювелирное яйцо, которое изготовила фирма Фаберже, — «Курочка». Название оно получило из-за сюрприза, который находился внутри — маленькой фигурки курицы из цветного золота. Подарок настолько понравился Марии Федоровне, что император стал заказывать яйца на каждую Пасху, а Карл Фаберже получил должность придворного ювелира. Требование к изделиям было всего одно: внутри яйца обязательно должен был быть сюрприз. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию и заказывал у ювелира сразу два яйца: для овдовевшей матери Марии Федоровны и своей супруги, Александры Федоровне.
Почему фаберже делал именно яйца
Родоначальником династии можно считать немца Густава Фаберже. В 16 лет он переехал в Петроград обучаться ювелирному делу, а в 28 открыл свой первый магазин в самом престижном районе города. Спустя два года у мастера родился сын, Карл, который спустя несколько десятилетий прославит фамилию Фаберже на весь мир. Как и отец, мальчик с интересом изучал ювелирное искусство как в России, так и в Европе. В 26 лет Карл вернулся в Петроград и продолжил семейное дело.
Императорская коллекция
Первый ювелирный шедевр Карл Фаберже создал в 1885 году. Мастер вдохновлялся яйцом, изготовленным в XVIII веке. Внутри изделия пряталась курочка, в которой было кольцо. Считается, что таким сюрпризом император хотел напомнить жене о ее детстве в Дании. Яйцо Фаберже было покрыто белой эмалью, имитирующей скорлупу, а в «желтке» пряталась маленькая золотая корона и цепочка с рубином.
Мария Федоровна была очарована подарком, а Карл Фаберже стал придворным ювелиром и ежегодно в канун Пасхи должен был создавать новый уникальный шедевр с сюрпризом. Николай II, ставший императором после смерти Александра III, продолжил чтить традицию. Каждый год о преподносил по яйцу Фаберже своей овдовевшей матери Марии Федоровне и супруге Александре Федоровне.
Со временем созданием украшений стала заниматься целая команда ювелиров со всего мира. Всего Карл Фаберже сделал 54 неповторимых яйца для императорской семьи, однако до наших дней дошло лишь 48. К сожалению, после Октябрьской революции удалось спасти не все изделия.
Кроме Романовых, Фаберже изготавливал яйца и для других частных лиц, однако определить точное количество невозможно, поскольку не все заказы были задокументированы. На данный момент известно о 71 яйце.
Другие заказчики Фаберже
Ювелир прославился не только в России, но и в Европе, а его изделия хотели заполучить самые влиятельные коллекционеры. Каждый раз Фаберже удивлял своими шедеврами. Он прятал в яйцах мини-версии кораблей, животных, императорскую карету, портреты, а однажды даже сделал механического павлина, который ходил и поднимал хвост.
Вторая по величине коллекция яиц из семи экземпляров принадлежит русскому золотопромышленнику Александру Кельху. Изделия он дарил своей супруге. Также Фаберже выполнял единичные заказы для племянника знаменитого Нобеля Эммануила, династии банкиров Ротшильдов, князя Феликса Юсупова.
Яйца Фаберже сегодня
Карл Фаберже болезненно воспринимал революцию и ее последствия. Советская власть национализировала все фабрики и магазины ювелира, а в Петрограде большевикам достались драгоценные камни и готовые украшения. Матер тайно покинул Россию, жил в Литве, Германии, а в 1920 году умер в Швейцарии.
Коллекция яиц разошлась по миру. Большевики не придали им большой ценности и в 30-х годах распродали часть изделий за крайне низкую цену.
Сегодня самая большая коллекция состоит из 11 экземпляров и находится в петербургском Музее Фаберже.
Яйца есть и в коллекции Елизаветы II: 3 экземпляра Романовых и 1 Кельха.
В 2007 году южноафриканский бизнесмен Брайн Гибертсон выкупил все права на имя Фаберже, чтобы возродить детище великого мастера. Сегодня в ювелирном доме трудятся лучшие международные мастера.
Печальная история Карла Фаберже и самых дорогих в мире пасхальных яиц
Главный ювелир императорского дворца считал себя бездарностью
Карл Фаберже родился в 1846 году в Санкт-Петербурге в семье немца и датчанки. У отца была своя ювелирная мастерская, и по традиции тех лет сын должен был в итоге перенять его дела. Когда Карлу было 26 лет, он не только продолжил начатое отцом, но и превратил его ювелирную компанию в одну из самых известных в мире.
Карл любил старину и ездил по миру в поисках ранее неизвестных ювелирных техник (и таки воскресил позже моду на эмаль). Получивший престижное образование в Европе, на родине Фаберже бесплатно работал реставратором в Императорском Эрмитаже, чтобы познакомиться с русской стариной. О его личной жизни известно только то, что в это время он женился и обзавелся тремя сыновьями, но на этом подробности заканчиваются.
Однажды работу его ювелирного дома увидел на выставке император Александр III. Он был потрясен и решил заказать у ювелира пасхальный подарок жене Марии Федоровне. Так в 1885 году появилось первое драгоценное яйцо из коллекции, покрытое белой эмалью, внутри которого находились желток и курочка из золота, а в птице — ювелирные украшения. Это была не оригинальная идея: она основывалась на задумке самого царя, который хотел угодить жене и сделать подарок, напоминающий ей о родине (такое же яйцо хранилось в музее в Дании). Мария Федоровна была в таком восторге, что император решил сделать это традицией, а Фаберже — назначить ювелиром дворца.
Традицию продолжил его сын Николай II, который каждую Пасху дарил два яйца: своей овдовевшей матери и жене Александре Федоровне. Как будет выглядеть яйцо, заказчик никогда не знал: это оставляли на усмотрение ювелиров. На создание одного яйца в среднем уходил год.
При этом мсье Фаберже своими руками знаменитые на весь мир произведения искусства не создавал: на него трудился штат именитых мастеров. Он только рисовал эскизы и руководил работой, считая себя бездарным ювелиром. Когда однажды его спросили, как научиться ювелирному делу, он в шутку ответил: «Без битья мастерству не научиться. Меня не били — вот ничего и не вышло».
Революция, насильственная приватизация, побег и депрессия
За последующие 32 года ювелирный дом создал еще как минимум 71 яйцо по принципу матрешки (внутри непременно был какой-то сюрприз). Десяток яиц мастерской Фаберже сделали по заказу царя Александра, еще 40 — для семьи его сына.
Так как все представители русской знати в те годы были знакомы между собой, вести о мастерстве Фаберже распространялись со скоростью звука. Каждая богатая семья непременно хотела себе драгоценности от Фаберже. Заказы множились, а с ним ширился и бизнес — компания переехала в специально отстроенное здание на Большой Морской, 24, чтобы там поместилось 500 мастеров и художников. Впоследствии открылись также офисы в Лондоне и Киеве.
А затем начался кризис, и спрос на драгоценности упал. Дом Фаберже не растерялся и стал выпускать медную посуду.
В 1917 году случилась Октябрьская революция, перечеркнувшая все амбициозные планы ювелира. Пришедшие к власти большевики признали все мастерские и магазины Фаберже государственной собственностью (кое-что из драгоценностей его сын успел вывезти из страны). Часть находившихся там произведений прибрали к рукам, еще часть продали за бесценок через «Антиквариат». Потом был голод, и некоторые драгоценности перепродавались не один десяток раз, так что установить местоположение многих из них едва ли возможно.
Богач Фаберже стал классовым врагом и почти год скрывался от советской власти. Только в сентябре 1918-го ему удалось вместе с матерью нелегально выбраться из родного города под видом курьера иностранного посольства и уехать в Финляндию. За следующие два года ювелир исколесил десяток стран и городов, пока на старости лет окончательно не осел с семьей в Швейцарии. Все случившееся было для Карла слишком тяжелым потрясением. Два года после побега он находился в депрессии и умер от проблем с сердцем осенью 1920-го.
Впрочем, не умерло его имя. Сын Евгений решил возродить дело отца и открыл ювелирный дом Фаберже в Париже — сейчас там работает его правнучка. Чтобы купить драгоценность от Фаберже, необязательно продавать почку или быть императором: цены там бывают даже ниже, чем у заклятого конкурента на протяжении более чем сотни лет — Картье.
В России тоже помнят о мастере и в 2013 году даже открыли музей его имени, в коллекции которого представлено девять императорских пасхальных яиц, которые удалось выкупить из разных коллекций по всему миру.
Ювелир Его Императорского величества: Карл Фаберже, или история ювелирного мастерства
Близится праздник Светлой Пасхи, символом которого являются пасхальные яйца. Сейчас существует множество их вариаций: от простых крашенных до созданных в сложных творческих техниках. Но верхом мастерства и по сей день считаются яйца Фаберже. Так чем же они славятся, и кем был сам Карл Фаберже, имя которого известно каждому?
Петер Карл Густавович Фаберже родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года, российский немец по происхождению. Его мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. Отец Густав Фаберже родился в Лифляндии (прибалтийский немец) от онемечившихся французов-гугенотов, перебравшихся в Пруссию после отмены Нантского эдикта. В начале 1840-х Густав Фаберже основал в городе на Неве ювелирную мастерскую, но спустя 20 лет перебрался в Дрезден.
Художественные способности у Карла обнаружились в детстве. Сын живо интересовался ювелирным делом, и отец дал отпрыску отменное образование: в Санкт-Петербурге мальчика отдали в частную гимназию. Повзрослев, Карл Фаберже путешествовал по Европе и первоначально обучался в Дрездене, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана.
Обогатившись техническими познаниями, Фаберже изучил менеджмент предприятия и в 1864 году вернулся в Северную Пальмиру. В отцовской мастерской и в Эрмитаже молодой ювелир реставрировал старинные драгоценности и накапливал идеи и изучал работы великих мастеров.
В 1872 году Густав Фаберже, живший в Дрездене, передал 25-летнему сыну полномочия и сделал главой петербургской фирмы со штатом в 100 рабочих.
В этом же году Карл женился на Огюсте Джулии Джейкобс (Августы Юлии Якобс), которая родила ему четверых сыновей (Евгений, Агафон, Александр, Николай), продолживших династию ювелиров.
Огюста Джулия Джейкобс (Августа Юлия Якобс) и Карл Фаберже
Молодой Фаберже не пропускал ни одного приёма, ни одной выставки, знакомился с юными талантами. Самородки сразу получали приглашение в Санкт-Петербург. Компания стала расти, увеличивая число специалистов: камнерезов, художников, огранщиков. Себе он оставил скромную роль идейного вдохновителя и судьи. Если что-то выходило не так, не нравилось хозяину, изделие тут же переделывали.
Следует отметить главный факт, что Карл Фаберже лично не создавал ювелирные изделия, а участвовал в разработке эскиза и руководил производством. Сам Фаберже не относил себя к талантливым ювелирам а, наоборот, был даже убеждён в своей бездарности.
Однажды его спросили, что нужно для того, чтобы научиться ювелирному делу. В ответе присутствовало слово «ремень», о котором он пояснил: «Без битья мастерству не научиться. Меня не били — вот ничего и не вышло».
Может сложиться мнение, что Карл Фаберже незаслуженно пожинал плоды славы своих ювелирных изделий, но это не так. Только благодаря его чуткому руководству, тонкому вкусу и стремлению к совершенству его фирма вышла на новый уровень.
В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве его работы были оценены очень высоко. И, что очень важно, его работы заинтересовали императора Александра III, и уже через год последовал первый царский заказ, который коренным образом изменил жизнь главы ювелирной фирмы.
Первое ювелирное яйцо работы Фаберже появилось в 1885 году. Заказал изделие император для супруги Марии Федоровны как подарок на Пасху. Яйцо называют «Курочка» или «Куриное». В сравнении с остальными изделие выглядит просто: сверху белая эмаль, внутри — в золотом «желтке» — курочка из цветного золота, в которой пряталась рубиновая корона.
Идея яйца, в котором прятался сюрприз, принадлежит не Карлу Фаберже: первые экземпляры яиц появились в XVIII столетии. Подобные изделия хранились в сокровищнице короля Дании, отца супруги Александра III, урожденной Марии Софии Фредерики Дагмар. Российский царь пожелал сделать жене подарок, который напоминал бы о родине.
Творения мастерской Карла Фаберже настолько потрясли Александра III, что ему было позволено включить изображение двуглавого орла на своём фирменном знаке и дано звание «Ювелир Его Императорского величества». А Фаберже после этого с полным основанием величал себя «Поставщиком Высочайшего двора».
Знаки качества и отличия фирмы Фаберже
В царской семье появилась новая традиция: каждый год на Пасху изготавливалось по одному яйцу. Продолжая традицию отца, Николай II просил изготавливать по два экземпляра — для своей семьи и для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, своей матери. Похожих яиц не было, каждое напоминало о каком-либо знаковом для империи событии.
Первоначально эскизы обсуждались с царём, но позднее все шедевры Фаберже готовил самостоятельно. Николаю II нравилось находить неожиданности, что оказывались внутри.
Изготовление яйца было очень затратным по времени, некоторые изделия изготавливались целый год, а некоторые, особо сложные в производстве, — несколько лет. Много искусных мастеров, собранных со всего мира, трудились над каждым изделием, а негласно главным ювелиром фирмы считался Михаил Перхин — самородок, которого Карл привёз из Карелии. До сих пор сохранившиеся экземпляры со знаком «М.П.» особо ценятся среди коллекционеров.
Михаил Евлампиевич Перхин — главный мастер фирмы Фаберже
«Мода» на дарение пасхальных яиц Фаберже, которую ввели Романовы, распространилась по Европе: российскому ювелирному дому поступали заказы из-за рубежа. Известно о 15 изделиях, 7 из которых Карл Фаберже создал по заказу золотопромышленника Александра Кельха. Остальные 8 яиц мастер и его ученики сделали для Феликса Юсупова, герцогини Мальборо, Ротшильдов.
Изделия русского ювелира поражали неожиданными решениями. Карл Фаберже смело экспериментировал: основой броши мог сделать карельскую березу, оправив кусочек дерева в бриллианты. Он часто работал с полудрагоценными камнями и материалами, считавшимися «неювелирными». Но работа была настолько филигранной, что поражала самых требовательных заказчиков.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже фирма выставляла свои ювелирные изделия вне конкурса, однако получила золотую медаль, снискав признание парижских ювелиров. Кроме того, Петер Карл Фаберже был удостоен самой престижной французской награды — ордена Почетного легиона. Награды получили также двое его сыновей и главный мастер-ювелир фирмы. С коммерческой точки зрения Всемирная выставка прошла очень успешно: фирма Фаберже получила множество заказов и приобрела клиентов по всему мире.
Орден Почетного Легиона
На Большой Морской улице в городе на Неве появилось главное здание фирмы: дом спроектировал родственник семьи — Карл Шмидт. На первом этаже расположились мастерские и открылся магазин, три остальные этажа заняло семейство.
Главное здание фирмы Фаберже
Мастерская Фаберже славилась уникальной эмалью: сотни цветовых оттенков и техника гильоширования (узорные насечки на основном фоне, покрытые слоями лака) превращали изделие в шедевр. Эмалированные портсигары, часы, шкатулки, табакерки и сервизы словно светились изнутри и казались многослойными.
Торговый дом выпускал как ювелирные изделия баснословной цены, так и продукцию массового производства. В 1914-м в продажу поступила серия чарок из меди, портсигаров. Но наибольшую славу дому Фаберже принесли ювелирные пасхальные яйца: для царской семьи в мастерской создали 54 экземпляра. Последнее яйцо было преподнесено Николаю II в 1916 году и называлось оно, выполненное в виде снаряда, «Стальное».
Яйцо «Стальное» с миниатюрой на мольберте
После Октябрьской революции фабрики и магазины императорского ювелира национализировали. В Петрограде большевики экспроприировали готовые изделия и запасы драгоценных камней и металлов, не заплатив ни копейки компенсации. Немного изделий удалось увезти в Финляндию сыновьям Карла Фаберже.
Осенью 1918-го Карл Фаберже тайно сбежал в Ригу: царский ювелир боялся ареста и расстрела. После вторжения большевиков в Латвию мастер уехал в Германию. Когда Берлин охватила Ноябрьская революция, Фаберже перебрался во Франкфурт-на-Майне, где тоже не задержался.
Последние годы жизни Фаберже провел в Висбадене. После революционных потрясений и конфискации имущества знаменитый мастер упал духом и повторял, что «жизни больше нет».
Медики предписали 74-летнему ювелиру спокойную и размеренную жизнь, строго-настрого запретив курить: у Фаберже было больное сердце.
В сентябре 1920 года Карл Фаберже, невзирая на запреты врачей, раскурил крепкую сигару. Насладиться до конца не успел: умер, докурив до половины. Похоронили Фаберже на кладбище Гран-Жас в Каннах.
миллиардер Виктор Феликсович Вексельберг
Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Предлагаем насладиться творениями династии Фаберже, которые поистине уникальны.
Яйцо «Херувим и колесница». 1888
Яйцо «Датские дворцы». 1890
Яйцо «Память Азова». 1891
Яйцо «Алмазная сетка». 1892
«Кавказское яйцо». 1893
Яйцо «Ренессанс». 1894
Синее яйцо — часы со змеей. 1895
Яйцо «Бутон розы». 1895
Яйцо «Портреты Александра III». 1896
Яйцо «Коронационное». 1897
Яйцо «Московский Кремль». 1906
Яйцо «Лавровое дерево». 1911
Как вы относитесь к творчеству Фаберже? И какое изделие вам больше всего нравится?
Бесценные яйца. Как русский немец Карл Фаберже прославил свой ювелирный бренд на весь мир
О Карле Фаберже часто говорят как об основателе одноимённого ювелирного дома. Однако основал компанию «Фаберже» вовсе не он, а его отец — Петер Густав Фаберже, выходец из балтийских немцев и французских гугенотов. Предки Карла изначально носили другую фамилию — Фаври, но в процессе переездов из страны в страну она изменилась сначала на Фабри, затем на Фабрьер и в конечном счёте на Фаберже.
Своё ювелирное дело Фаберже-старший открыл в 1842 году в Петербурге, куда в 1830-х переехал из Эстонии с женой Шарлоттой Юнгштедт. Звание ювелирного мастера он получил годом ранее, завершив обучение у известного в ту пору изготовителя золотых шкатулок Андреаса Фердинанда Шпигеля. Первый магазин Фаберже располагался на Большой Морской улице.
Первый сын и наследник — Карл — появился в семье в 1846 году. Начальное образование мальчик получил в петербургской гимназии Святой Анны, где учились представители низших сословий дворянства. В 1860 году Густав Фаберже оставил своё дело в руках управляющих и уехал вместе с семьёй в Дрезден, где молодой Карл продолжил обучение.
Его отец понимал, что его преемник должен получить соответствующую подготовку. Поэтому, как было принято в те времена, окончив среднюю школу, Карл отправился в длительное путешествие по Европе — продолжать обучение и расширять кругозор. В 18 лет Фаберже повидал множество известных ювелиров Франции, Германии, Англии, посетил галереи и лучшие музеи Европы, где почерпнул множество идей для своей будущей работы.
За Карлом Фаберже в молодые годы закрепилась слава не столько ювелира, сколько учёного. Вернувшись в Петербург в 1864 году, он занимался исследовательской и реставрационной работой. В частности, с 1867 года юноша изучал и восстанавливал ювелирные произведения разных эпох из собрания Императорского Эрмитажа. Тем временем стареющий Густав окончательно удалился от дел и обосновался в Дрездене, передав управление фирмой, где числилось около 100 мастеров со всей Европы, управляющему Зайончковскому. Но уже в 1872 году Карл Фаберже вступил в должность главы семейного дела и взял бизнес в свои руки.
Расцвет дома Фаберже
Занимаясь ювелирным магазином и мастерской, Карл не прекратил оказывать услуги Эрмитажу. В хранилищах музея Фаберже порой находил образчики ювелирного искусства прошлых эпох, у которых было чему поучиться. Одним из них стали золотые украшения четвёртого века до нашей эры, найденные на раскопках в Керчи. Для ювелиров тогда было загадкой, как скифские умельцы смогли припаять к украшениям тонкую золотую нить и едва заметную мелкую зернь, не залив припоем весь декор.
Карл Фаберже совместно со своим братом Агафоном сумели разгадать эту технику и воспроизвести украшения древних мастеров с высокой точностью. На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года император Александр III обратил внимание на представленную домом Фаберже экспозицию копий скифского клада и признался, что не может отличить его творение от оригинала.
Эта выставка не только принесла до этого просто успешному ювелирному дому золотую медаль и известность, но и положила начало покровительству от царской семьи Романовых. Карл получил звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа», что обеспечило ему поток заказов от российской знати и императорского дома и славу по всей Европе. Многие родственники Александра III в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии получали изделия Фаберже в подарок.
Но история настоящего триумфа бизнеса Карла началась весной 1885 года. Тогда Россия готовилась к Пасхе — и кое-кому пришла в голову мысль отметить праздник совершенно особенным украшением.
Непростые яйца
Считается, что первое пасхальное яйцо заказал Александр III в подарок своей супруге, императрице Марии Фёдоровне. Однако, по другой версии, идея яйца изначально пришла к одному из работавших на Фаберже мастеров, Михаилу Перхину. Идея была не нова — похожие сувениры находились в датской королевской сокровищнице. Яйцо должно было стать вольной интерпретацией изделия начала XVIII века, которое должно было быть хорошо знакомым императрице (по происхождению датской принцессе).
Когда император узнал о новой поделке любимого ювелирного дома, оно уже было готово и даже выставлено на продажу. За выглядящее тогда довольно простым яйцо, покрытое белой эмалью, Фаберже запросил 4151 рубль. Сумма по тем временам солидная — примерно столько стоила квартира в Петербурге. Внутри яйца, получившего название «Курочка», находился «желток» из чистого золота, внутри которого был спрятан сюрприз — золотая курочка и в ней рубиновая корона.
Александр III велел немедленно купить пасхальную безделицу в подарок императрице. Карлу Фаберже присвоили статус Поставщика Высочайшего Двора. Это позволяло ювелирному дому ставить российский герб (двуглавого орла) на свои изделия и вывески.
Дарить пасхальные сувениры в виде драгоценных яиц Фаберже с сюрпризом внутри на долгие годы стало традицией в царской семье. Каждый год ювелирный дом удивлял императора всё более искусной работой. После смерти императора Александра поток заказов не иссяк: его наследник, Николай II, продолжил заказывать у Карла теперь уже два подарка — для жены и матери.
За 30 лет Карл Фаберже и его мастера создали для царской семьи свыше 50 подарочных яиц. Кроме них известно только о пятнадцати яйцах, созданных по частному заказу. Не менее семи яиц изготовили для богатой купчихи Базановой и по одному-два — для княгини Юсуповой, герцогини Мальборо, племянника Альфреда Нобеля (изобретателя и филантропа, учредившего Нобелевскую премию) и одного из Ротшильдов. Эти яйца чаще всего не попадали в отчётность, так что подлинное их количество до сих пор остаётся загадкой.
Слава и потрясения
Изделия русского ювелира поражали современников неординарными решениями. Карл Фаберже не боялся экспериментов и часто работал с материалами, считавшимися «неювелирными»: деревом, костью, полудрагоценными камнями, смело сочетая их с золотом и бриллиантами. Его работа была настолько филигранной, что удивляла самых требовательных заказчиков.