почему человек умирает в муках по христиански
Учитывает ли Бог предсмертные мучения?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте! Мой папа 10 лет назад перенес обширный инфаркт, спустя время перенес еще 4 инфаркта, 1 микро инсульт. В 2017 году его здоровье совсем ухудшилось, был сильный отек, из легких удаляли жидкость. Вставал вопрос еще и об онкологии легких, но анализами это не подтверждалось. Ставили диагноз сахарного диабета, некроза кожи. В июне он уже не мог встать с кровати. Папа никому не показывал своих болей и слез, но я видел, как он плачет последнее время потихоньку от того, что сильнейшие боли его одолели и он беспомощен.
30 июня этого года папа скончался в реанимации от остановки сердца. Врачи в городе не верили, что человек мог столько лет прожить с такими болезнями. За это время он лежал во многих больницах города и так часто, что его уже все знали. Диагноз так и не был установлен, мы кое-как отговорили с большими усилиями врачей от вскрытия, зачем оно уже нужно, человек и так намучился.
Скажите, его мучения были неспроста? Хоть как-то они могут быть учтены у Бога? Папа очень боялся уйти из своего тела в больнице, а мы так и не смогли его увидеть, в реанимацию не пускают. И сейчас у меня чувство, что я, сын, бросил его в палате, не сумел помочь, сейчас понимаю, многое не успел сказать ему. Сегодня он мне приснился, что лежит перед кончиной и плачет, что не хочет уходить, но якобы понимает-его час пришел. Помогите пожалуйста найти ответы на эти вопросы.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Царство небесное Вашему папе! Во-первых, молитесь о нем дома, если он был крещеный, то заказывайте о нем также церковное поминовение. Не вините себя! Не мы устанавливаем правила посещения больных в реанимации, в редких случаях, при условии, что больной находится в относительно хорошем и сознательном состоянии, к нему могут пустить родственника, но это большое исключение, так что тут нет Вашей вины. И часто бывает, что есть чувство, что не все успел сказать тому, кто ушел. Вы встретитесь с ним потом и все-все-все скажете! А пока имейте в виду этот свой опыт и не таите своих чувств. любви, ласки от тех Ваших близких, которые еще живы. Используйте этот свой опыт, чтобы потом не жалеть о том, что Вы можете сделать сейчас.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке фрагмент фото Jannis_V
Однако некоторые говорят: «Боюсь не смерти как таковой, но смерти жестокой и мучительной, боюсь, например, быть обезглавленным». Другие скажут: «Боимся не насильственной смерти, но боимся умереть безвинно, не сделав ничего такого, в чем нас подозревают, быть наказанными наравне с уличенными в преступлении». 750
Так происходит в жизни всех праведников, что явственно следует из случая с Авелем и Каином. Авель, будучи убит, умер незаслуженно. Каин же жил, стеня и трясыйся ( Быт.4:12 ). Кто же из них блаженнее? Разумеется, Авель, почивший в добродетели, а не братоубийца Каин, продолжавший жить под тяжестью несправедливого преступления и в постоянном страхе за собственную жизнь. Блажен тот, кто умер незаслуженно, а не тот, кто живет, наказуемый Господом по делам своим.
Смерть грешников
И в панихидах, в молитвах за Божественной литургией мы постоянно произносим слова сожаления и молимся об усопших.
Воистину смерть грешников люта ( Пс.33:22 ).
Смерть праведников
У Афанасия Великого находим и еще один ответ на подобный вопрос. Как получается, что некоторые праведники тяжко страдают на смертном одре, а иные грешники отходят мирно и спокойно? Вот что отвечает святой отец: «Нам недоступны суждения и решения Бога. Потому не должно пытаться с любопытством исследовать их. Но подумаем о том, что и благочестивые мучаются перед смертью и во время нее и что это происходит для того, чтобы мы становились благоразумнее, видя их испытания. Может быть, люди святые, имея какое-нибудь малое прегрешение, именно через страдание в час смерти совершенно очищаются, чтобы отойти безупречными». 761
«Соображая все это, – делает вывод святой Златоуст, – поживших в добродетели и так преставившихся будем ублажать, а умирающих во грехах признавать несчастными. Как добродетельный преставляется в лучшую жизнь, получая возмездие за свои труды, так не имеющий добродетели, умирая, уже испытывает начатки мучений и, отдавая отчет в делах своих, подвергается невыносимым страданиям. Нужно поэтому заботиться о добродетели и в настоящей жизни, как на ристалище, подвизаться так, чтобы по окончании зрелища украситься светлым венцом и напрасно не раскаиваться». 762
Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. Беседа 5. Ст. 2, 3 / ПСТ. Т. 2. Кн. 1. С. 72–73.
Священник-психолог Андрей Лоргус об умирании: чудеса никто не отменял
В повседневной суете человек редко задумывается о смысле жизни. Обычно к этому нас побуждают ситуации «за гранью», на пороге смерти. Но здесь возникает вопрос: если у человека есть право на жизнь, то есть ли у него право и на отказ от нее? Имеет ли моральное право врач лечить пациентов и при этом не лечить самого себя, предпочитая умереть? Не самоубийство ли это, когда неизлечимо больной отказывается от помощи? В чем разница между смертью и умиранием? Почему Церковь отказывается признавать эвтаназию, и встречаются ли среди святых самоубийцы? Об этом и о многом другом рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус. Беседовали Марина Борисова и Антон Скрипунов.
— А если он не готов к выбору между физической жизнью и смертью? Если родственники даже диагноз ему сказать боятся, зная, что он лишь прибавит к телесным мукам еще и ужас надвигающегося неизбежного конца? Ведь в нашем обществе тема смерти практически не обсуждается и трезво думать о ней и уж тем более готовиться к ней люди не умеют. Может ли в этой ситуации помочь Церковь?
— Это не ее задача. Состояние общественного сознания сложилось под влиянием совершенно других факторов. Церковь тут ни при чем, так как ее уже 80, а то и 100 лет назад отодвинули от решения всех проблем и она никак не влияла на сознание.
Разве что когда она прорывается на экраны телевидения в виде похорон генсека — тут уже деваться некуда. Отсюда, кстати говоря, идея мумифицирования Ленина: тело Ильича не должно истлеть, этого не может быть, смерти нет.
Поэтому и в медицине права и обязанности врача не предусматривают разговора о смерти.
В эту идеологию Церковь никак не вписывается. Это идеология сугубо языческая, поскольку основана на страхе.
— Предположим, родители хотят воспитывать ребенка в этом духе, но ребенок панически боится покойников.
— Неправда. Он ничего не боится. Дети наследуют страхи, которые мы, родители, им транслируем. А вообще, дети очень любопытны ко всему. Они с удовольствием разглядывают покойников, когда это их не касается. А когда умирает кто-то из членов семьи, смотрят на взрослых, как они реагируют, и тогда у них появляется сопереживание, появляется горе, чувство утраты и т.д. Это воспитывается семьей.
Существует огромное количество обрядов, связанных с погребением человека, которые и составляют ту психосоциальную среду, из которой рождается страх, отвращение. Это не поддается какому-либо логическому анализу. Это маргинальная культура страха.
— И в то же время православное духовенство часто акцентирует, что после смерти нас ждет не пресловутый белый коридор и свет в конце туннеля, а суровые мытарства. Разве это не работает на ту самую культуру страха, о которой вы говорили? Как это уместить в одной голове?
— Очень трудно. Но тем не менее это факт. Несомненно, нас ждет Суд. С другой стороны, несомненно и то, что там нас ждет Небо. Уж какое оно будет для каждого из нас — Бог весть. Но и то и другое нас ждет — и милость Божия, и суд Божий одновременно. А как все это будет — никто не знает.
А байкам про светлые коридоры, я думаю, не стоит особенно доверять: масса всевозможных видений, явлений и прочего нуждается в очень тщательной проверке.
— И все-таки страх смерти ощущают практически все, особенно сталкиваясь с ситуацией смертельной болезни. Кто же должен первым узнавать страшный диагноз? Ведь родственники часто скрывают его от больного, зная, что он от такого известия может просто впасть в отчаяние и, чтобы разом прекратить страдания, даже руки на себя наложить.
Впрочем, сейчас, насколько я знаю, онкологи не церемонятся и сразу объявляют человеку диагноз, даже не заботясь о том, кто ему поможет его воспринять и поможет ли вообще кто-нибудь.
Что в таком случае происходит? Это психологическая реальность: во-первых, человеку очень страшно принять такой диагноз, во-вторых, ему очень страшно сказать себе: «Я готовлюсь к смерти».
А между тем я встречал людей, которые совершенно спокойно это воспринимали. Мне было 18 лет, когда я впервые столкнулся с человеком, который осознанно готовился к смерти. У него была лейкемия и очередной приступ перерос в умирание — он это точно вычислил, ведь лейкемией болеют годами. Приезжаю в больницу, начинаю чего-то лепетать по этому поводу, а он говорит: «Нет, Андрюша, перестань. Я еду умирать. Я еду умирать домой (он был откуда-то из Краснодарского края). Я не хочу здесь». Вот такое трезвенное отношение — я бы сказал даже, может быть, чуть циничное — к своей собственной смерти.
Но многие больные прекрасно это осознают и как-то совершенно спокойно с этим живут. В основном это люди такого народного, деревенского склада.
Хотя действительно очень часто люди не хотят признавать реальность и играют: догадываются, но не хотят признавать этого факта. Почему? Я думаю, по большей части им кажется, что они слишком слабые, они этого не выдержат: что-то случится, и они не осилят, будет нервный срыв, а потом человек себя не соберет. И будут рыдания и уныние — масса чего будет, вплоть суицида.
На самом деле никто не знает, как он себя поведет в этой ситуации — ни близкие, ни сам больной. Все может измениться. Вот мой отец всегда говорил: «Если у меня будет рак, то я застрелюсь», а когда у него обнаружили рак, ни одной попытки к этому не сделал. Он совершенно смиренно принял диагноз. Так что в реальности многое меняется.
— Но держать за руку тоже страшно.
— Да, я знаю, тоже могу свидетельствовать. Хотя по-разному бывает. Человек меняется, и эта перемена может быть ему чрезвычайно радостна. Он вдруг позволит себе быть самим собой, чего не давала ему жизнь. Можно ли его этого лишить? А может, при этом мы лишаем его какого-то открытия духовного, какого-то озарения. Как нам за него решать?
— Значит, хоспис — это благо?
— Хоспис — это техника. Нет никакой принципиальной разницы, где умирать — в больничной палате, дома, в хосписе. Это формальное место. Принципиальное различие в том, умирает ли человек осознанно или не желая признавать, что он умирает.
Ведь когда он осознает, что умирает, у него открывается возможность что-то сделать. Это большая работа. Но можно от нее отказаться и жить, как будто ничего нет: поел, попил чай, посмотрел кино, принял укол. И жизнь вроде идет, как и шла. Затухая.
Есть и другой вариант — полное забвение, наркотики, чтобы ничего не соображать: отключаешься и все. Ну и вариант суицида, конечно.
Когда я впервые встретил женщину, сознательно отказавшуюся от мучительного лечения, я был поражен ее мужеством. Когда я к ней приезжал, она была в состоянии, близком к смерти, и знала и понимала, что с ней происходит, потому что районный онколог должен был регулярно ее посещать. Но она была на ногах, сама себе готовила, хотя жить ей оставалось дней пять. Она осознанно приняла это решение. Она умерла дома, пролежав всего два дня. Я тогда еще сказал: «Какой необыкновенный случай, какое мужество!» А потом был второй случай, третий, четвертый… И я понял, что это просто один из вариантов человеческого прощания с жизнью. Это право человека.
— Но не сродни ли это эвтаназии, которая осуждается всеми конфессиями?
— Вот вы сказали, что, узнав о смертельном диагнозе, человек меняется, начинает осознавать неизбежность своего конца…
— Не сразу. Там есть такая пятиступенчатая модель — можете посмотреть в интернете: «Стадии принятия неизбежного» Элизабет Кюблер-Росс. Это психиатр, которая исследовала терминальных больных. Пять стадий: шок, отрицание, торг, горе, принятие. В принципе, в той или иной степени все через них проходят — кто-то быстро, кто-то медленно, по-разному. Некоторые застревают на отрицании: нет, ничего нет. Или на торге: а если я причащусь, а если я сорок акафистов прочитаю, а если я паломничество совершу, то, может, все пройдет? Другими словами, начинается «торговля» с Господом. И так далее.
Конечно, не каждый проходит все эти стадии. Но тот, кто проходит, выходит уже другим. Каким — нельзя предположить.
— По поводу умирания у многих верующих есть убеждение, что если человек страдает перед смертью, то этим он искупает свои грехи.
— Есть такая точка зрения.
— Выходит, если человек не страдает, значит, он настолько грешен, что уже все бесполезно?
— А как тогда Церковь объясняет умирающему причину его страданий или их отсутствия?
— Церковь не должна ничего никому объяснять. Есть определенные взгляды и какие-то богословские мнения, но никакого канонического объяснения нет, да Церковь в нем и не нуждается. Есть общее богословское объяснение: все наши страдания в мире вообще — следствие греха. Но нельзя конкретно сказать, например, ты болеешь этим за это, а этим — за то. Иногда человек сам догадывается, почему именно это с ним происходит. Если я слишком нервничаю, слишком на кого-то злюсь, с постоянным возбуждением вынашиваю мстительные планы, то понятно, что у меня будет плохо и с сердцем, и с желудком, и много еще с чем.
Есть такое мнение, что онкология — болезнь тех, кто не умеет прощать. Но оно не может быть подтверждено никакой доказательной базой. Хотя я читал какие-то работы, где такая доказательная база собрана на примере тысяч больных. Но это ведь все очень условно. Что значит «простил», а что значит «не простил»? Это субъективные вещи.
Несомненно, есть представление — в христианстве и не только, — что страдания человека связаны с его поступками. Но тут нет никакой прямой следственной связи, потому что мы видим в мире прямо противоположное: негодяи благоденствуют, подлецы не страдают, люди, которые сотворили множество зла, мирно живут. Тут нет прямой связи одного с другим, и мы не можем это объяснить. Но какое-то влияние есть. Однако прямого церковного учения о том, что этот конкретный грех и это конкретное страдание связаны между собой, не существует.
— Значит, помимо того, что человек остается один на один со своей смертью, он еще остается один с на один с вопросом: за что?
— Да, конечно. И не только с этим вопросом. Главное — зачем я жил? А стоило ли так делать? А вот это я сделал хорошо или плохо? Тут масса вопросов. Умирание в этом смысле и есть тяжелая работа. Там возникает очень много экзистенциальных вопросов, на которые человек ищет ответ. Может, в этом и ценность этого периода. Вообще говоря, для этого дана старость. Но если человек, допустим, работал-работал-работал, сидел с внуками и правнуками, ему некогда было подумать — ну, может быть, подумает во время умирания. А кто-то умирает внезапно — и что? Не страдал, не мучился: хлоп — инсульт! И память потерял, все. А потом в больнице тихонько умер. И что из этого следует, раз он не страдал? Либо он святой, либо такой грешник? Некорректная постановка вопроса!
— Если почитать жития святых, особенно святых XX века, то процесс умирания был у них зачастую очень болезненным, сопряженным с колоссальными физическими мучениями.
— Просто эта теория страданий, греха и смерти не может быть построена на линейной логике. Она тут не работает.
— Но если человек сам принимает решение, как ему умирать, то ведь он в конце концов может решить и ускорить этот процесс. Вопрос об эвтаназии, сколько бы он ни обсуждался, для большинства людей все равно открыт. Имеет ли право человек нажать кнопку «стоп»?
— Право имеет. Человек много на что имеет право. Если речь о правах.
— Тогда в чем ее неприемлемость для церковного сознания?
Если мы признаем, что даже самый последний день умирающего больного может быть насыщен духовными открытиями, радостью, встречей духовной, молитвой, то значит, он отказывается от этого. Не то чтобы не принимает, просто отбрасывает. Одно дело, когда вы на день рождения получили подарок, приняли его, но не особо поблагодарили и он у вас лежит где-то без употребления. Другое дело, когда вы этот подарок берете и выбрасываете в мусор. И третье — это когда вы бросаете этот подарок в лицо Подарившему. Эвтаназия — это третье.
— А если человек не сам «нажимает на кнопку», а родственник это делает с его согласия, с точки зрения Церкви это убийство?
— А как же фильмы нашего детства про войну, когда смертельно раненый боец просит пристрелить его, потому что они до наших с ним не дойдут, а он все равно умрет по дороге?
И потом, что будет на совести у человека, который поспособствует умерщвлению другого? Вы поверите, что он будет жить спокойно?
— Но ведь даже жития некоторых святых описывают самоубийство как исповеднический подвиг. Например, когда христианские девы, чтобы сохранить свое целомудрие, прыгали в реку.
— Хорошо, возьмем пример не христианских российских новомучеников: когда человека запытали до такой степени, что он расшибает голову о стену, потому что сил нет больше это терпеть — что это? Эвтаназия?
— То есть он не должен был так поступать?
— Я не могу это оценить, потому что мы не можем встать на его место, мы не можем судить человека, мук которого не испытали. Лучше всего вообще никак не оценивать это событие.
Меня другое удивляет. Я не слышал ни об одном случае бегства из-под расстрела. Людей привозили на Бутовский полигон — моего прадеда в том числе — ежедневно машинами, изо дня в день в течение нескольких лет. Практически без выходных. Хотя были дни, когда никого не расстреливали. А были, когда расстреливали по 500 человек. Такой мощный конвейер. И ни в протоколах, ни в воспоминаниях нет ни одного упоминания о попытке бежать. Люди покорно становились около рвов, их расстреливали — они покорно туда падали. Вот это мне тоже непонятно. Как непонятен и тот случай, о котором вы говорите. Хотя я догадываюсь, что, наверное, у человека не хватало духа выдержать все это.
— А что вы, как священник и психолог, считаете наиболее важным в умирании?
— Мне кажется, самое интересное — это работа с больными, которые приняли диагноз. У нас в стране это существует, но мало. Мне, как психологу и священнику, очень важно, чтобы эта работа была. Человек приходит к онкологу, ему оглашают диагноз, и тут же сразу включаются несколько вариантов помощи.
Первое: вот он вышел из кабинета — и его должны встречать психолог и врач желательно. Это шок в любом случае — это болезненно, но надо показать человеку, что он может пережить этот шок, причем с меньшим вредом для себя.
Второе – группа. Этим людям очень не хватает общения. В наших онкологических диспансерах все подталкивает человека жить в одиночестве. Он проваливается из обыденной жизни в какой-то андеграунд, где ничего не видит. Ему не объясняют, как он должен питаться, какие у него есть права, какие сейчас начнутся психологические проблемы.
Работать надо также и с семьей. Надо близким объяснить, как построить взаимоотношения с умирающим. А то они пугаются, перестают вообще разговаривать на больничные темы. Они прячут какие-то предметы, которые могут напомнить человеку о его диагнозе. И больной погружается в еще большую изоляцию. Ему еще страшней. Хочется с кем-то поговорить, а все его избегают. Значит, нужно создать для этой семьи школу — позитивную среду, в которой люди понимают, что и как надо делать.
Слава Богу, сейчас появились волонтерские организации, которые хоть что-то делают в этом направлении.
— А кроме этих групп?
— Курсы психотерапии. Специальные занятия. Да много чего в мире наработано, но это надо организовать именно для людей, которые получили онкологический диагноз. С ними надо работать.
То есть люди, которые отказываются от лечения, рассчитывают, что терпеть недолго. А на самом деле может оказаться долго. И тогда возникает вопрос: но если долго, то ведь это — жизнь? А если жизнь — в каком качестве? Одно дело, когда болезнь лишает каких-то важных качеств жизни и работоспособности. А другое, когда благодаря лечению можно еще месяц, полгода, год, полтора жить нормально. Человек лишает себя этого выбора. Но это его право — не лечиться.
Хотя и тут многое зависит от информированности. Больной, чтобы принять решение, должен знать, что с ним происходит. Но ведь онкология — это в значительной степени непредсказуемая вещь. Врач может, к примеру, сказать: ваши шансы — 30%. У меня так друг умер в прошлом году: он когда узнал о диагнозе, ему сначала никто ничего не мог объяснить; потом наконец — через полгода — нашелся врач, сказал ему точно: у тебя вот это. Друг спросил: сколько? Врач ответил: скорее всего, месяцев 6, но, может быть, и 3. Он прожил полтора года. То есть, понимаете, насколько непредсказуемо течение этой болезни?
Тут еще многое зависит от духа человека. Он может так мобилизоваться, что болезнь иногда вообще отступает. И такие чудеса случаются. Чудеса ведь никто не отменял. А если больной отказался от лечения — он отверг чудо. Увы, но и это его право.
Скажите пожалуйста, почему человек исправивший свои грехи при жизни, жил, старался угодить Богу, был благочестив и душой и телом сейчас умирает в жутких мучениях. За неё много молятся людей. Я дочь её, молюсь и плачу каждый день, но Господь не ослабевает её страдания. Я такого не слышала, что бы человек умирал в таких муках, каждодневные жуткие боли и невозможность дышать. Как такое можно вытерпеть? Почему так? За что?
Спасибо Вам за ответ. Почитала «Страдания» всё ясно изложено.В этих муках душа очищается ещё больше, готовится к вознесению к Богу.
Похожие вопросы
3 Ответа
Элина, простите, а кто утверждает, что верные Богу люди автоматически избавляются от страданий и смерти тела?
Вот один подобный пример:
«Умер грешный богач, грехи которого были очевидны всем; его торжественно похоронили. Вскоре после этого гиена напала на одного пустынника и растерзала его. Некий монах зарыдал и воскликнул: “Господи, почему так, за что? Почему тот грешник в довольстве жил и с почестями похоронен, а праведник этот так горько жил и так страшно умер?” Явился ему Ангел Божий и сказал: “Тот грешник при жизни совершил одно только доброе дело, а этот пустынник совершил только один тяжкий грех. Торжественными и почётными похоронами Всевышний вознаградил злого грешника за его доброе дело, и больше нечего ему ожидать в ином мире, а лютой смертью праведника изгладился один-единственный его грех, чтобы на небесах получил он полноту радости”». Из рассказов св. Николая Сербского
Говорить о чужом страдании всегда сложно и неуместно давать ответы о частном случае, не имея особого откровения от Господа. Позволю себе просто привести эти слова прп. Паисия Святогорца, который будучи святым, сам умер от рака: «Здоровье – это большое дело, но то доброе, что приносит человеку болезнь, здоровье ему дать не может! Болезнь приносит человеку духовное добро. Болезнь – это великое, великое благодеяние. Она очищает человека от греха, а иногда гарантирует» ему [небесную] мзду. Душа человека подобна золоту, а болезнь подобна огню, которая это золото очищает. Посмотри, ведь и Христос сказал апостолу Павлу: «Си́ла Моя́ в не́мощи соверша́ется» (Кор. 12, 9). Чем больше мучается человек от болезни, тем более чистым и более святым он становится – лишь бы он терпел и принимал болезнь с радостью. Единственное, что необходимо в некоторых болезнях, – это немного терпения. Бог попускает болезнь, для того чтобы человек получил небольшую мзду, и посредством этой болезни Бог очищает человека от имеющихся у него недостатков. Ведь телесная болезнь помогает в исцелении болезни душевной. Болезнь телесная приносит человеку смирение и таким образом нейтрализует его душевную болезнь. Бог из всего извлекает пользу для блага человека! Всё, что Он попускает, оказывает нам духовную пользу. Он знает, что необходимо каждому из нас, и в соответствии с этим даёт нам болезнь – либо для того, чтобы мы восприяли за неё мзду, либо для того, чтобы мы расплатились за какие-то грехи». Помоги Вам Господи!