на заре голоса зовут меня кто поет альянс солист
История песни «На заре» – Альянс
Вы можете не помнить рок-группу «Альянс», популярную в восьмидесятые – девяностые годы. Вы вряд ли правильно назовете имена всех участников коллектива. Возможно, вы не знаете, что он существует до сих пор. Но вы автоматически начнете подпевать, как только услышите: «На за-аре-е-е-е-е-е-е голоса зовут меня».
О визитной карточке «Альянса» пойдет речь в статье.
История создания и смысл песни «На заре» Альянс
По версии «Специального радио», точкой отсчета в истории песни «На заре» можно считать фестиваль на сцене Московского физико-технического института в Долгопрудном, состоявшийся в 1982 году.
Группа «Альянс» покорила сердца зрителей и обрела поклонника в лице звукорежиссера Игоря Замараева. Он предложил музыкантам обращаться за помощью в любое время, если нужно будет записаться в студии.
Молодой коллектив также приглянулся худруку Костромской филармонии. Он организовал «Альянсу» гастроли по российским городам. Но счастье было недолгим. Столичная комиссия забраковала рок-группу, посчитав ее программу безыдейной. Когда музыканты вернулись домой, выяснилось, что «Альянс» оказался в списке запрещенных коллективов. Вскоре группа распалась.
Что же они услышали антисоветского в наших песнях? В невинной “Пропустите в очередь меня” или пацифистской “Полон дом игрушек”? Могли придраться к песне со словами “В парке открылся аттракцион «Умная голова»”. Мол, что это за голова такая без тела — Ленин или Брежнев? — и на всякий случай запретили.
Игорь Журавлев, Colta.ru
В 1986 году «Альянс» возродился, и Игорь Журавлев вспомнил о давнем обещании Игоря Замараева. Звукорежиссер не отказал в помощи. Так была записана песня «На заре».
Слова и музыку композиции сочинил Олег Парастаев, клавишник «Альянса». О чем песня «На заре», он широкой публике не рассказывал (вообще, его интервью найти не удалось).
Трек вошел в альбом «Альянс 87», изданный в 1987 году. Он стала наиболее известным хитом рок-группы «Альянс».
Клип «На заре» Альянс
Посмотрим онлайн музыкальный видеоклип к песне «На заре» группы «Альянс».
В апреле 2019 года группа «Альянс» выпустила новый видеоклип «На заре».
Фанатам будет интересно следующее видео «Альянса» к песне «На заре».
Кавер-версии «На заре»
В 2007 году группа «Бигуди» при участии Ренарса Кауперса из группы Brainstorm и драматурга Евгения Гришковца записала кавер-версию песни «На заре». Идея принадлежала Гришковцу:
Песня «На Заре» была давнишней мечтой, потому что у меня эта песня связана с очень сильным воспоминанием. Я вернулся в 1988-м году со службы, и меня эта песня потрясла. Она остро вонзилась в сердце огромному количеству людей, слушавшим и электронную музыку, и очень тяжелую музыку, и никакую музыку, даже тем, кто слушал шансон и городской роман.
Но ведь там, в куплете довольно невнятные символические слова, которые мне никогда не были понятны, и, в общем, их никто не слушал. Все всегда там вылавливали что-то свое. И вдруг я понял, что эта песня совпала с моей юностью, и это вообще песня про юность. Только нужно это проговорить, проговорить все мои ощущения от того времени, которые были, вместо вот этих символических слов.
Пригласить солистом Ренарса Кауперса также предложил Евгений Гришковец.
Мы уже пробовали с ним делать «Песню», получился чудесный продукт, вообще с ним очень здорово работать. И я сказал Максу: «А если я договорюсь с Ренарсом по этому поводу, тебе в таком случае будет интересно это творчество? Тогда это и мне будет интересно».
Смотрим видеоклип «На заре» группы «Бигуди» и Евгения Гришковца.
Интересную версию песни «На заре» представила Монеточка. Слушаем.
Интересные факты
Текст песни «На заре» Альянс
Ровный бег моей судьбы,
Ночь, печаль и блеск души,
Лунный свет и майский дождь
В небесах
Долгий век моей звезды,
Сонный блеск земной росы,
Громкий смех и райский мед
В небесах
Припев:
На заре голоса зовут меня.
На заре голоса зовут меня.
Солнца свет и сердца звук,
Робкий взгляд и сила рук,
Звездный час моей мечты
В небесах.
Цитаты о песне
…самый витиеватый рок-хит Советского Союза, который, несмотря на его музыкальную изощренность, можно до сих пор слышать и на радиоволнах, и на дискотеке, и в сочинском ресторане.
Денис Бояринов, Colta.ru
Я хотел сказать про юность, и я понимал, что «На заре голоса зовут меня» – это ничто иное, как ощущение юности. Я хотел обязательно, чтобы было выражено главное: в юности ведь я же не ощущал себя счастливым! А когда эту песню слушаешь, возвращается именно ощущение счастья, сама песня помогает ощутить счастье того времени!
Игорь Журавлев
Биография
На концерты Игоря Журавлева и его группы «Альянс» сейчас ходит респектабельная публика в костюмах. Однако в молодости музыкант слыл отъявленным бунтарем.
Детство и юность
Будущий фронтмен «Альянса» родился 1 мая 1960 года в столице СССР. Детство Игоря проходило в районе нынешней станции московского метрополитена «Нагатинская». В интервью Журавлев не рассказывает об отце и предпочитает не обнародовать отчество.
Большой вклад в становление личности юного москвича внес кинематограф. Первой картиной, запомнившейся Игорю, стала киносказка «Морозко». Классическую музыку будущий рокер полюбил после просмотра фильма «Приходите завтра…», а лента «Фантомас против Скотленд-Ярда», по словам Журавлева, разрушила его детство: мальчик впервые понял, что зло может быть сильнее добра, и пришел в ужас от открытия.
В старших классах Игорь обзавелся модными брюками клеш и создал школьный ансамбль. Музыкант не подтверждает и не опровергает информацию о том, что в юности получил специальность геодезиста.
Музыка
В 1981 году Журавлев вместе с Сергеем Володиным, Андреем Тумановым и Владимиром Рябовым создал группу «Альянс», игравшую музыку в стиле ска и регги. В 1984-м коллектив Журавлева, ранее прикрепленный к Костромской филармонии, получил черную метку. «Альянс» внесли в список «безыдейных» групп, которым запрещалась концертная деятельность.
Однако в 1985-м началась горбачевская перестройка. Идеологические тиски с каждым днем слабели, и в 1986 году «Альянс» стал членом московской рок-лаборатории. В это время к группе присоединились клавишники Олег Парастаев и Константин Гаврилов. В 1987 году появилась песня «На заре», тогда же по ней был снят клип, который получил бешеную популярность только спустя 32 года. В 1988 году альянс Журавлева, Парастаева и Гаврилова распался — Игорь начал тяготеть к более тяжелой, роковой музыке, чем его бывшие единомышленники.
Игорь Журавлев и группа «Альянс» — Песня «На заре»В разные годы вместе с Журавлевым в «Альянсе» пели и играли Инна Желанная и Евгений Осин, Сергей Арутюнов и Александр Ветхов. Многие из этих музыкантов впоследствии создали другие проекты.
В 2019 году Парастаев создал ютьюб-канал и разместил клип «На заре», который приобрел статус вирусного видео. На композицию появилось множество ремиксов. Самый известный из них принадлежит Евгению Гришковцу с группой «Бигуди» и солисту латвийской группы Brainstorm Ренарсу Кауперсу. Бывшие коллеги Журавлев и Парастаев вместе записали альбом «Хочу летать!» и приняли участие в фестивалях «Дикая мята» и «Нашествие».
Как слушатель Игорь ценит музыку российской группы «Центр», особенно альбомы «Навсегда» и «Межгалактический воин». Фильмом с самым классным саундтреком Журавлев считает вестерн Джея Ли Томпсона «Золото Маккенны».
Личная жизнь
В молодости Игорь взял в жены врача по имени Светлана, а в последний день 1985 года стал отцом. Появление сына Дмитрия не спасло брак. В силу юного возраста и занятости родители уделяли ребенку мало времени, мальчик был предоставлен самому себе и в 6 лет попал под машину, что едва не привело к разрыву селезенки. Кроме того, Журавлев-старший злоупотреблял алкоголем и другими запрещенными веществами.
Умер автор песни «На заре» Олег Парастаев
Группа «Альянс» сообщила о смерти композитора и музыканта Олега Парастаева, автора хита 1980-х «На заре», получившего новую жизнь в XXI веке благодаря интернету.
«Сегодня ранним утром ушел из жизни Олег Парастаев, советский и русский музыкант и композитор, а также любящий отец и муж. Выражаем соболезнования всем родным, близким и друзьям Олега! Дата и время панихиды будут сообщены позднее для всех желающих попрощаться»,
— говорится в официальном сообщении.
Олег Парастаев родился в Москве 11 августа 1958 года. Он вырос на Арбате в коммунальной квартире, расположенной в деревянном доме, отапливаемом печью. С начала восьмидесятых он был знаком с лидером группы «Альянс» Игорем Журавлевым, однако к самому коллективу примкнул лишь в 1986 году.
«В Москве в эпоху Андропова со всеми его запрещенными списками, где мы были в первых рядах, тогда больших концертов мы не давали. Наступила апатия, депрессия, и группа распалась и возродилась концертом в «Метелице» в 1986 году. Перестройка вдохнула в нас силы, задули новые ветра. Западные новые имена давали вдохновение: Tears For Fears, Depeche Mode, А-ha», — рассказывал Журавлев об этом периоде.
Как вспоминал сам Парастаев, когда он вошел в состав группы, «Альянс» выступал с программой из девяти песен, которые сочинил клавишник Константин Гаврилов.
«И эта программа была скучной. Я решил написать песню, чтобы разбавить ее. В голове сразу родился мотив. Я ее сочинил в соль миноре, верхние ноты были в си-бемоль. Это высокая нота для вокалиста. Фальцета у Журавлева никогда не было. Он учился академическому вокалу. В том варианте, в котором поет ее он – две с половиной октавы. Я спросил его о том, какой звук ему удобнее. Он ответил, что «е». И у меня сразу родилось «на заре голоса зовут меня», — рассказывал он.
Всю песню целиком музыканты сыграли и свели за четыре часа на студии Муслима Магомаева. На песню был снят клип, который участники группы забраковали. С новой песней «Альянс» выступил в программе «Взгляд» и принял участие в телемосте «Рок и вокруг него».
Видеозапись последнего выступления стала одной из причин взрыва интереса к песне уже в новом тысячелетии. Одним из факторов интереса к видео стал и внешний вид Парастаева, который был одет в гавайскую рубашку, кепку и футуристические очки.
«Никаких стилистов у нас не было. Такое время было: что достанешь, то и наденешь. Брюки и рубашку купил у фарцовщика, очки одолжил у знакомой стюардессы. Никакого продуманного имиджа не было. В эфире передачу не показали», — комментировал потом это выступление Парастаев.
Говоря о потенциале песни, ее автор признавался, что в момент создания не задумывался о возможной популярности.
«Хит — не хит. Я не мыслил такими категориями. Нравится – не нравится – вот что важно. Я так расцениваю. И мне понравилось. Я услышал то, чего не хватало в «Альянсе» на тот момент – некого взрыва. Все было ровным, приглаженным. Мы очень хорошо все играли. Все было профессионально. Хотя группа была любительской», — говорил он.
В 1988 году Парастаев ушел из группы из-за творческих разногласий с Журавлевым, который стал тяготеть к живой музыке и собрал обновленный, «этнический» состав «Альянса», куда вошли Инна Желанная, Сергей Калачев и Константин Баранов.
Парастаев создал свою собственную «Новую русскую группу», которой, впрочем, не удалось снискать успеха у слушателей. В 2018 году он создал свой YouTube-канал «На заре».
А когда за сутки видеозапись исполнения главного хита группы набрала 500 тысяч просмотров, администрация сайта даже заблокировала его канал с формулировкой «за спам, обман и мошенничество», так как сочла «неестественным» такой скачок популярности.
Интервью с фронтменом группы «Альянс» Игорем Журавлевым
Кадр из клипа «На заре»
— Игорь, поздравляю вас с сорокалетием «Альянса»! Начать хотелось бы с такого вопроса. Вы говорили, что альбом «Хочу летать» с песнями Олега Парастаева (о том, как Парастаев сочинил песню «На заре», читайте в материале «Газеты.Ru») в меньшей степени соответствует духу «новой романтики», чем последний на сегодня альбом группы «Космические сны». В чем, на ваш взгляд, существенное различие?
— В принципе, в песнях Олега Парастаева дух романтики тоже присутствует. Здесь нужно обратить внимание на просто романтику и на новую романтику. Есть какие-то гармонические ходы, которые присущи такому стилю. А есть обороты, которые присущи классицизму. И есть такие, которые присущи эстраде, например — квинтовый круг. Исходя из этого, можно сказать, что есть разница. Это чисто музыкальный анализ.
— Во-первых, с тем, что песня красивая. Второе — такое изображение сейчас невозможно, мне кажется, повторить. Что-то подобное, в стиле 80-х. Но тот дух передается именно вот этой VHS-кой, которую Олег нашел на антресоли и оцифровал. Мне кажется, в этом дело. В этой наивности, чистоте, девственной природе, без всяких украшений. В духе этого запущенного Царицыно — в то время это было совершенно запущенное место в Москве. Где мы сейчас такое место найдем? Это мои предположения. А как это работает с публикой, что у нее в голове, какие ветры там гуляют — я не знаю.
— На альбоме «Космические сны» есть песня-обращение к Супермену с вопросом: «Чего же ты хочешь?», недавно было опубликовано неизданное стихотворение Набокова о Супермене, где тоже есть ироническая интонация по отношению к образу этого супергероя. Как вам кажется, почему у тех, кто вырос на русской культуре, образ Супермена, суперчеловека, вызывает такую ироническую реакцию?
— Русскому человеку свойственно быть в общине. «Вместе — мы сила, одному мне трудно». Поэтому русский человек всегда любил общины, общества и так далее. У нас понятие индивидуальности не очень приветствовалось. У нас приветствовалась личность, но не индивидуальность. Это понятие — «супермен» — пришло из западного мира. Как это по-русски сказать? Даже трудно подобрать, как-то по смыслу, а не буквально, перевести его. А там это не то, чтобы пропагандировалось, но возвышалось.
Взять любой роман, в том числе фантастический. Или же в американских фильмах один человек спасает все человечество. Это такой символ. А в нашей стране принято спасать не в одиночку, а каким-то скопом. Поэтому, когда кто-то выстраивает из себя супермена: «Я сейчас спасу весь мир», — то это в русском человеке вызывает некоторую иронию.
Тут еще можно включить религию, мы — люди, а не боги. И не можем быть богами. Есть произведение Стругацких «Трудно быть богом», которое, кстати, мне никогда не нравилось, и вообще ужасное на мой взгляд. Но, в целом, человеку богом быть не то, что трудно, а просто невозможно. У Супермена претензия на то, чтобы быть богом. Спасать весь мир от какого-то зла, бороться со злом. Мне до сих пор кажется, что это смешно и как-то нелепо.
— Еще одна песня с альбома называется «К родине девяностых». Если я правильно понимаю, она была написана за несколько лет до того, как получила такое название?
— Она была написана в девяностых. Тогда она просто называлась «К родине». А сейчас, поскольку двадцатые годы, я добавил «девяностые», чтобы донести, что эта песня была написана именно в том состоянии, потому что сейчас поменялась реальность. Я помню, когда Шуре Би-2 прислал эту песню, он сказал: «Слушай, ну песня офигенная, а почему текст такой?» Я ему ответил: «Шура, ну блин, я же это тогда писал», — «Ну да, понятно, но сейчас как-то не откликается». Сейчас, может быть, это даже трудно понять, потому что прошло больше двадцати лет. И эта песня — попытка донести, что тогда творилось в душе.
— На альбоме есть песня «Асса-3». Фильм Сергея Соловьева «Асса-2» вызвал ощущение некоторого разочарования в старых идеалах и выглядел как довольно ядовитая пародия на свой собственный наивный фильм времен эпохи перемен. Расскажите, какой смысл вы для себя вкладываете в песню «Асса-3»?
— Во-первых, «Асса-3» в этом альбоме — это самая современная песня. Она родилась буквально перед альбомом. Это такой эксперимент. Я в ней хотел соединить несоединимые вещи — тут есть и постпанк, и романтика, и этника. Три составляющих. Во-вторых, я и назвал эту песню «Асса», потому что в свое время первая «Асса» удивила меня тем, что там вдруг, ни с того, ни с сего появляются сцены с Павлом I. И, казалось бы, это было ни к селу, ни к городу. Но как-то они туда вошли и создали свою атмосферу. И из-за того, что я соединил как бы несоединимые вещи, я назвал песню в честь этого фильма — за счет приема, когда ты внедряешь что-то непонятное. Ну, плюс еще звучит хорошо.
— Новая романтика, как видится сегодняшнему слушателю, пыталась понять место человека в новом, урбанизированном мире новых технологий. Кажется ли вам, что сегодня цифровые технологии опять бросают вызов человеку? Сможет ли нейросеть создать мелодическую структуру, которая будет повторять произведения в духе Бетховена, Листа, Шостаковича?
— Романтикам в урбанистическом мире действительно становится тяжелее. И цифра давит, конечно. У нас был философ-экзистенциалист Бердяев. Он писал, что романтизм — это наивысшее проявление человечности. Я в этом с ним соглашаюсь. Сейчас романтизм зачастую, например, у медиков, вообще как диагноз порой звучит. Хотя иногда романтизм, конечно, может завести человека совсем в другие эмпиреи.
Но если мы возьмем эти слова Бердяева за девиз, то, конечно, урбанизм с его цифрой в музыке ведет к монетизации. Поскольку цифра — неживая, то в такой музыке нет «канифольки», заусенчика. Их можно искусственно сделать, но они все равно будут неорганичны. Вот, хорошее слово — органичность. На мой взгляд, цифра не может быть органичной. Потому что органик — это природа.
Мы можем создать дерево — очень похожее на березу, воткнуть его в землю, и прям не отличишь от настоящей березы. Но береза — живая, органичная. А эта будет стоять мертвая и не будет расти. Мы можем создать механизм, что она как будто растет. И, получается, что мы создадим как будто бы Бетховена, как будто бы Листа. А зачем?
Я, как верующий человек, однозначно считаю человека созданием божьим. Бог создал человека как себе подобного, в том смысле, что бог призывает человека к сотворчеству. А человек призывает цифру к сотворчеству? Так получается? Для чего это нужно? Чтобы у нас был миллион композиторов, которые будут садиться за компьютер, запускать гаджет, который будет его со-творцом? «Алиса, сочини мне пьесу в духе Равеля». И Алиса ему выдает, а он приносит и говорит: «Вот, я тут сочинил». Для чего, вы можете мне ответить на этот вопрос?
— Машина делает, а люди покупают. Музыканту платить не надо, а слушатели платят — выгода.
— Вот к чему мы пришли. Так мы чего, музыку для денег, что ли, сочиняем? Вернемся к романтике — вы полагаете, что Пушкин сочинял для денег? Мы прекрасно знаем, в каких он был долгах. Но ведь бог дал человеку возможность к сотворчеству, дал ему такой дар, как музыкальность. Создание гармоний. Дар выражать в музыке, в звуках что-то гармоничное и красивое — то, что и потрогать нельзя. Неужели бог это сделал для того, чтобы человек на этом зарабатывал деньги? Это же смешно. Это же вообще никуда не годится. А где служение? Кому мы служим тогда? Я всегда служил Аполлону, условно говоря.
«На заре»: Запад сходит с ума от советской рок-группы «Альянс»
Ритмы настоящего советского синт-попа сейчас покоряют Запад. Группа «Альянс» сделала неожиданный подарок поклонникам, спустя 30 лет выпустив клип на свой хит «На заре».
За несколько дней он собрал столько просмотров, что его даже заблокировали – побоялись, что их накручивают. И тем удивительнее, что больше всего фанатов оказалось за рубежом.
Каждый полузабытый аккорд ритмичного удара по «черным клавишам» пижонского синтезатора с первых нот отдает музыкальной ностальгией. «Внеземные» для конца 80-х сценические образы тянутся шлейфом за внезапно воскресшей популярностью этого космического альянса. Закат музыкального забвения закончился. Группа встречает новый рассвет.
«Перезалив неоромантизма» от группы «Альянс» потянул за собой и перезапуск карьеры. Новый клип на старую песню за два дня собрал полмиллиона просмотров. Видеохостинг даже удалил видео из-за подозрений в «накрутке». Автор песни Олег Парастаев уверяет, боты ни при чем. Поклонники соскучились. Клипу 32 года, но выложить его в Сеть он решился только сейчас. Гавайскую рубашку съела моль, футуристические очки жена выбросила. Ну должно же хоть что-то на память остаться. Кроме усов и бороды.
«В этом клипе есть естественность, натуральность, нет дурацких смен картинки ежесекундных, нет похабщины«, – отметил Парастаев.
Собранный заново по частям клип на кассетной пленке с подрывами внезапно вызвал самую настоящую бурю популярности во всем мире. Сотни тысяч комментариев в «ветках» англоязычных доменов. «На заре» поют все и называют идеальным воплощением советского синт-попа.
«Он проходит мимо одного дерева во всем поле. И смотрит на ветки, как будто они указывают ему путь. Он поет про свой плащ? А что, русские до сих пор носят плащи?» – говорит американец Ник Малдер.
«Ребят, я в восторге – из этой песни можно сделать целый фильм, а слова не выходят из головы«, – считает израильтянин Адам.
«Мне определенно нравится эта песня. Я ни слова не понимаю, но я точно чувствую ее вибрации«, – убежден Кевин из Северной Ирландии.
При этом режиссер клипа не хотел, чтобы это увидели. Михаил Макаренков снимал и киркоровскую «Атлантиду», и аутентичную любовную сагу «Морального кодекса». А свою первую работу «на заре карьеры» он хотел бы забыть навсегда.
«Мне не нравится, потому что это не клип, это видеономер. Они стоят, поют, ничего не делают, зачем я вставил стоп-кадры – я просто не знал, что ставить«, –говорит Макаренков.
Видеономер в Царицынском парке сняли за сорок минут чуть ли не одним дублем. Игорю Журавлеву даже не нужно было ложиться, чтобы проснуться знаменитым. Это его «тенором зовут голоса».
«Песня сложная там, две с половиной октавы – она была и тогда сложная, и сейчас является спортивным снарядом«, – говорит Журавлев.
Песня стала популярный не за один день. 10 лет назад спич Евгения Гришковца с вокалистами из Brainstorm поднял планку композиции до интеллектуального речитатива. А после недавнего исполнения «Монеточки» «На заре» зазвучала новыми струнами лирической поэзии.
Старый новый флэш-бек «Альянса» ловит в свои виртуальные сети лайки со всего мира. А ее знаменитый клавишник готовится спеть сам. Нет, «Альянс» не распался с восходом солнца. Просто наступило время для сольных проектов без синтезаторов и «потрепавшихся косплеев». Музыканты переодеваются в новое и прислушиваются к своему голосу – он снова зовет на сцену.