на меня написали жалобу на работе что делать
ВС разъяснил, когда не накажут за жалобы
Жалоба на начальство
Претензии к управляющей компании
Извинение как способ судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации нормами законодательства не предусмотрено, поэтому суд не вправе обязывать ответчиков приносить истцам извинения в той или иной форме, также указал ВС, а возложение на ответчика обязанности направить истцу письменные извинения по существу является принуждением к отказу от собственного мнения.
Факта злоупотребления ответчиком правом на свободу слова и свободу обращения в государственные органы апелляция не установила. В результате ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в Краснодарский крайсуд (дело № 33-23748/2019, на момент написания материала не рассмотрено).
Что делать
По словам Махневой, подход был выработан много лет назад, и обычно суды ему следуют.
Анастасия Махнева, партнер INTELLECT
Вопросом занимаются не только российские суды. Так, ЕСПЧ придерживается правила, что политики, любые лица, находящиеся на государственной публичной службе только в силу своей социальной функции должны обладать «меньшими» возможностями по защите от диффамации, так как заняв эту должность они уже согласились быть объектом повышенной критики со стороны СМИ и других лиц, так как это необходимо для нормальной работы институтов гражданского общества и правового государства, поясняет Махнева.
*Фамилии участников спора изменены
Меня заставили уволиться. Как наказать работодателя?
Недавно у меня произошел конфликт с работодателем: ему не понравилось, что у меня есть подработка. Объяснения, что я имею на это право и это не мешает моей основной деятельности, не помогли.
Он запер меня в кабинете и потребовал написать заявление по собственному желанию. Я отказалась. Тогда он начал угрожать, и я сдалась. Согласилась написать заявление по соглашению сторон. Зарплата была серая, поэтому работодатель выплатил мне только белую часть и остался должен около 50 тысяч рублей.
В этот же день я написала заявления в трудовую инспекцию, в налоговую и прокуратуру. Но от всех инстанций пришел ответ, что раз не было физического насилия, нет доказательств угроз и в заявлении написано «по соглашению сторон», то и поводов для проверки работодателя нет, идите в суд.
У меня действительно нет абсолютно никаких доказательств. Получается, работодателю все сошло с рук?
Можно ли подать в налоговую декларацию о доходах, заплатить НДФЛ с серой зарплаты и в качестве источника доходов указать работодателя? Его в этом случае могут обязать уплатить за меня все налоги за это время?
Ульяна, к сожалению, скорее всего, работодателю все действительно сойдет с рук. Российские суды чтят договоры, если нет документов, которые подтверждают несогласие одной из сторон с этим договором.
Есть разница между соглашением работника и работодателя о расторжении трудового договора на определенных условиях и заявлением об увольнении. Первый документ подписывают обе стороны, второй — только работник. В первом случае шансов вернуться на работу нет, ведь вы обо всем договорились, во втором — есть небольшой шанс при соблюдении ряда условий.
Что касается угроз, то они должны быть явными. Суды при рассмотрении трудовых споров не встают на сторону работника, если тот испугался и поэтому написал заявление об увольнении.
Расскажу обо всем по порядку.
Соглашение о расторжении трудового договора
Если ни работодатель, ни работник не хотят продолжать трудовые отношения, они могут договориться о любой дате прекращения трудового договора и о любом выходном пособии. Они могут также договориться о ситуации, когда соглашение о расторжении договора не будет иметь силы, например если работодатель вовремя не перечислит деньги.
При заключении такого соглашения обратного пути нет, если только стороны не договорились о чем-то незаконном. Например, о том, что работник не получит зарплату за отработанное время. Такую позицию выразил Конституционный суд.
Соглашение о прекращении трудового договора можно аннулировать только по взаимному согласию работника и работодателя. Вот пример.
Суд Екатеринбурга отказался отменять увольнение по соглашению сторон, хотя уволенная сотрудница привлекла свидетелей, которые видели, как она плакала на улице сразу после увольнения и говорила, что ее заставили уволиться.
Отчитать за недобросовестное отношение к работе и грубость с клиентами, а также строго предложить увольнение — это не принуждение к увольнению.
Заявление об увольнении
Заявление об увольнении по собственному желанию — это волеизъявление только работника, которое работодатель обязан принять. В этом случае у работника есть право передумать или договориться на что-то другое.
Поскольку работодатель теряет того, кто выполнял определенные обязанности, работник не может уйти сразу: он обязан отработать 14 дней, пока работодатель ищет замену. Если проблемы с поиском нового сотрудника нет, работодатель вправе отпустить прежнего работника раньше — в случае, если того устроит сокращенная отработка.
Но, пока не истекли 14 дней или не назначена более ранняя дата прекращения трудового договора, работник вправе забрать свое заявление и продолжать работать дальше. Или не забирать заявление, но в 15-й день с согласия работодателя снова выйти на работу.
Есть исключительный случай, когда отозвать заявление об увольнении нельзя: когда другому человеку направлено письменное предложение занять эту должность. Но я думаю, что это редкость.
Даже если работника заставляют написать заявление об увольнении по собственному желанию, закон дает работнику две недели, чтобы передумать и известить об этом работодателя. В первую очередь нужно написать письмо работодателю, а не в трудовую инспекцию или прокуратуру.
Строгой формы нет — например, можно написать так:
«Директору ООО „Светлячок“ Порфирьеву М. Г. от Ковалевой У. Н. Отзываю свое заявление об увольнении по собственному желанию от 21.11.2019, так как оно было написано из-за угроз руководителя отдела продаж Иванова П. С. применить меры дисциплинарного взыскания. Желаю продолжить выполнять должностные обязанности менеджера в соответствии с трудовым договором. Дата: 21.11.2019. Подпись».
Как нужно действовать, если принуждают уволиться
Если начальник запер в кабинете, писать опровержение нужно сразу после выхода из кабинета. Стандартный вариант, который, вероятнее всего, не сработает: написать два экземпляра отзыва заявления об увольнении и сдать один секретарю в приемной под подпись. Тут есть вероятность, что секретарю заранее запретят принимать такой отзыв или отпустят его домой пораньше.
Другому сотруднику отдавать отзыв заявления об увольнении не стоит. Если у него в должностных обязанностях нет полномочий принимать корреспонденцию для организации, потом работодатель может заявить, что вы ничего не передавали, и вы окажетесь беззащитны.
Лучше всего отправить отзыв почтой — обязательно заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Так у вас будет доказательство того, что вы не хотите увольняться.
Суд Калужской области не восстановил лесничего на работе, хотя тот утверждал, что его заранее заставили написать заявление об увольнении по собственному желанию.
Лесничий устно сообщил начальнику, что отзывает свое заявление. Поскольку никаких подтверждающих документов не было, защитить себя в суде он не смог.
Даже если в заявлении вы написали, что увольняетесь со следующего дня, в этот вечер вы еще не уволены. В городе обычно есть главпочтамт, который работает до 10 вечера, — успеете направить отзыв заявления почтой.
После отзыва заявления об увольнении вы уже можете писать в трудовую инспекцию и прокуратуру о том, что вас вынуждали уволиться. Второй раз в кабинете начальника не закроют, если будут знать, что вы подстраховались и знаете свои права.
Как доказать в суде факт принуждения к увольнению
Оспорить увольнение в суде можно только в течение месяца после вручения приказа об увольнении или выдачи трудовой книжки.
Бывает, что люди оттягивают обращение в суд, чтобы в случае победы получить неустойку за более долгий срок нарушения их прав. Но если вовремя не обратиться за помощью в восстановлении на работе, защитить свои права вообще не получится.
Пропущенный срок судебной защиты можно восстановить, но только по уважительным причинам: если уволенный находился в командировке, болел или ухаживал за тяжелобольным членом семьи. И если он не смог вовремя обратиться в суд из-за чрезвычайных обстоятельств: войны или стихийных бедствий.
В прокуратуре, налоговой и трудовой инспекции у вас потребовали доказательства, что вы написали заявление об увольнении под влиянием угроз. В суде доказывать, что вас вынудили, тоже придется. Но результат обращения может быть другим, потому что полномочия у этих органов разные: суд разбирается, нарушены ли именно ваши права, а другие органы — нарушены ли законы в целом.
Работник должен сам доказать, что ему угрожали и заставили написать заявление об увольнении.
Если работник сразу же попытался отозвать заявление об увольнении, значит, оно могло быть написано под принуждением. Или если работник продолжал ходить на работу, а работодатель пытался уволить его за нарушения трудовой дисциплины, это тоже может говорить о давлении со стороны работодателя. Суд будет изучать все обстоятельства в совокупности, поэтому важно быть последовательным.
Например, в Алтайском крае почтальона заставили подписать заявление об увольнении по собственному желанию. Позже уволенная обратилась в суд за восстановлением на работе в связи с принуждением уволиться.
Но оказалось, что до обращения в суд почтальон письменно просила выслать ей трудовую книжку, а значит, против увольнения не возражала. Суд не восстановил истицу на работе.
После заявления об увольнении работнику дадут для ознакомления приказ об увольнении. Работник ставит подпись и дату под приказом. Если на самом деле работник с приказом не согласен, он может написать прямо на приказе: «Ознакомлен, не согласен с увольнением, заявление написано под принуждением». Работодателю нужен этот документ, и в суде придется его представить.
Точно так же трудовая книжка выдается под подпись, и можно дописать: «Трудовая книжка получена, против увольнения возражаю в связи с оказанием давления при написании заявления об увольнении».
Например, суд Тюменской области не восстановил на работе диспетчера, которая утверждала, что заявление об увольнении по собственному желанию написала под давлением и с повышенной температурой, а приказ об увольнении увидела в больнице и не поняла его содержание.
В болезненном состоянии лучше не подписывать документы вообще, потому что такое состояние не подтверждает, что вы не согласны с увольнением.
Что с налогами
Если вы подадите налоговую декларацию и сами заплатите налоги, повторно заставить бывшего работодателя заплатить эти налоги вы не сможете. Останется только право взыскать уплаченную сумму, но для этого необходимо доказать реальный размер своей зарплаты. Вескими доказательствами будут только регулярные перечисления всей зарплаты через банк и расчетные листы на всю сумму. Скорее всего, работодатель таких ошибок не совершал.
Чего ждать, если восстановят на работе
Будьте аккуратны: взвесьте все плюсы и минусы обращения в суд с иском о восстановлении на работе. Если вас восстановят, работодатель может пытаться уволить вас за несоблюдение трудовой дисциплины или за непрохождение аттестации. Работа может стать невыносимой, и все равно придется уйти.
Возможно, лучше найти новую работу с хорошим работодателем. У нас есть подборка о том, как не связаться с плохим работодателем. Почитайте, может, пригодится.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Ситуация какая-то наигранная. Когда ее заперли, ей надо было просто позвонить в полицию и сказать, что ее похитили и незаконно лишили свободы. «Начальнику» за такой номер светило бы до 2 лет лишения свободы
Dmitriy, кто её похищал? Она добровольно пришла в кабинет, а потом вообразила себе угрозу.
Вероятно, я тоже могла бы сломаться в такой ситуации, но во всех решениях судьи пишут: жертва преувеличила степень угрозы. Работодатель оказал психологическое давление, не причиняя реального, доказуемого вреда.
А ещё мне доводилось слышать и это есть в некоторых решениях, что работники требуют, чтобы с ними носились, как с писаной торбой, прощали некачественную работу и вообще сюсюкали. Есть такое, что выполняешь свою работу хорошо, но бесишь руководство и оно орёт. Но и вне работы есть шумные люди. А есть откровенно проблемные работники, которые работают плохо, заваливают сроки, курят половину рабочего дня и вообще создают гнетущую обстановку. И они же потом будут плакаться и ругать нехорошего начальника, который попросил освободить место для нормального работника. Я не говорю, что кричать нормально. Но много случаев, когда шумный разбор полётов и просьба работать нормально воспринимается как личное оскорбление (та же Шурочка в «Служебном романе» была крайне возмущена, что у неё потребовали выполнять её должностные обязанности).
А что делать судье? Если нет актов о дисциплинарных проступках, работник вроде хорошо работал. Не снял работник какие-нибудь побои (не знаю, бывает ли такое), значит, угрозы его жизни и здоровью не было. Значит в какой-то степени добровольно ушёл с работы. Везде нужны последовательные доказательства.
Как правильно подать жалобу в любое ведомство
И добиться нужного результата
Я часто жалуюсь сам и помогаю это делать другим. В среднем в месяц выходит один-два раза.
Я не профессиональный ябеда, но жалобы помогают мне решать многие вопросы. Скажу честно: не всегда по моим жалобам принимаются такие решения, которых я хочу. Но зато мне и тем, кому я помогаю, не приходится ходить по судам и терять время, чтобы добиться результата.
Иногда вместо судебного разбирательства можно обратиться, например, в прокуратуру — и вопрос решается. В итоге вместо расходов на адвоката человек тратится только на бумагу и ручку.
Расскажу, как правильно пожаловаться, чтобы сэкономить время и деньги.
Что такое жалоба, зачем она нужна и в каких случаях стоит ее писать
По Конституции каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы — в том числе и с жалобами. Допустим, идет он утром на работу и видит: на крыльце лед не убран, а мусорный контейнер во дворе переполнен. На дороге ДТП, два водителя выясняют отношения с помощью кулаков, а полиция стоит в сторонке и смотрит на них.
Так быть не должно. Дворы должны убирать, мусор — вывозить, а полиция должна пресекать правонарушения. И если чиновники и ответственные лица не знают, что происходит, или знают, но ничего не делают, граждане страдать от этого не должны. И единственный способ — рассказать о проблеме. Для этого и нужны жалобы.
Для жалоб есть специальный закон — «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В его названии нет слова «жалоба», потому что все, что направляется в адрес чиновников, считается обращением. Правила работы с такими обращениями одинаковые для всей страны и для любого ведомства. Отказать в приеме жалобы чиновники не могут.
Но есть и исключения — например, сообщение о преступлении. Их регистрируют немедленно, и порядок работы по ним отличается. Как сообщить о преступлении, мы рассказывали в статье «Как обратиться в полицию».
Преследовать человека за то, что он обратился с жалобой — например, на работу коммунальных служб или полиции — тоже нельзя. Даже если он критикует должностных лиц или государственный орган — за это не накажут. Наказать могут только за оскорбление.
Отличия жалобы от заявления или претензии
Претензия чаще всего возникает там, где есть договорные отношения. Например, ИП Иванов и ИП Петров заключили договор на поставку продукции. Иванов его не выполнил и теперь должен Петрову деньги. Сначала Петров должен предъявить Иванову претензию, получить ответ, а потом идти в суд и доказывать свою правоту.
Направлять жалобу в такой ситуации не имеет смысла ни Иванову, ни в государственные органы. Но если Иванов купил товар в магазине Петрова для себя, а не для бизнеса и товар оказался некачественным — это нарушение прав потребителей. Тут уже можно жаловаться в Роспотребнадзор.
Жалоба появляется там, где взаимных обязательств нет, а есть только обязательство одной стороны. Как правило, это обязательство органа власти соблюдать права гражданина. Например, секретарь в суде потерял исковое заявление Иванова, а Роспотребнадзор не принял его заявление и отказался разбираться в ситуации. И суд, и Роспотребнадзор — государственные органы. Их сотрудники нарушили права Петрова — в этой ситуации он может пожаловаться. В жалобе он будет требовать устранить нарушение своих прав. А еще он обязательно попросит наказать виновных — так тоже можно.
Попробуем разобраться на примерах, в какие ведомства и когда подавать жалобы.
По факту мошенничества. Мошенничество — уголовное преступление, писать нужно не жалобу, а заявление о привлечении виновных к уголовной ответственности. Жалоба, например в прокуратуру или в Роспотребнадзор, не поможет. Прав потребителей это не касается, а прокуроры не занимаются поиском мошенников, это функция полиции.
На застройщика. С застройщиками ситуация сложнее. Все зависит от того, что именно нарушено и как это прописано в договоре. Если нарушены права дольщика, которые указаны в законе, например, о правах потребителей, — можно жаловаться в Роспотребнадзор. Если строительные нормы и правила — в Минстрой. Если только нормы договора — стоит обратиться с иском в суд.
На городскую администрацию чаще всего жалуются по вопросам благоустройства города. Договорных отношений тут не бывает, а нарушения прав граждан случаются часто. На нарушения со стороны городской администрации, в зависимости от ситуации, можно жаловаться почти в любое министерство, ведомство, прокуратуру и в суд.
На управляющую компанию. Тут своя специфика. Хотя отношения договорные, почти любое нарушение со стороны УК нарушает еще и законодательство о правах потребителей, нормативные акты правительства. Жаловаться можно сразу по нескольким адресам: в саму управляющую компанию, в Роспотребнадзор, Минстрой и прокуратуру.
На работодателя о невыплате зарплаты жалуемся в трудовую инспекцию. Если нарушения подтвердятся — трудинспекция может подготовить и направить заявление в суд о взыскании денег. Для работника это выгодно: не придется тратиться на адвоката. А если нарушение связано с невыплатой заработной платы, можно обойтись и без суда: трудинспекция может принять решение о принудительном исполнении и взыскать деньги через приставов.
На судебных приставов можно пожаловаться в Министерство юстиции и в прокуратуру. Обычно хорошо срабатывают жалобы, если их направить одновременно в оба эти ведомства.
На сотрудников полиции жалуемся вышестоящему начальству и в прокуратуру. Если незаконные действия сотрудников полиции причинили человеку ущерб — возмещать его будут за счет бюджета.
Обращение в военную прокуратуру — чаще всего необходимо военнослужащим и членам их семей.
Коллективная жалоба по закону допустима. Но сам я отношусь к таким жалобам не очень хорошо. Часто люди думают, что если жалобу подпишут сто тысяч человек, власти испугаются и все исправят. Но для сбора подписей нужно много времени, а по результату она сравнима с одиночной. Я сам столкнулся с ситуацией, когда в моем доме протекала крыша, а соседи говорили: «Ну и что, это же дом плохой, что мы можем сделать?» Для ремонта оказалось достаточно всего одной жалобы — моей. С точки зрения закона не важно, сколько человек ее подписали. Важно, были ли нарушены права на самом деле и к каким последствиям это привело.
Требования к жалобе
Форма. Установленных законом форм жалоб не существует. Гражданин может писать так, как ему удобно: на тетрадном листке в клетку, на бумаге формата А4, в специальной форме для подачи обращений на сайте или по электронной почте. С точки зрения закона все эти жалобы равнозначны.
Структура и содержание предусмотрены законом о работе с обращениями граждан. В жалобе нужно указать:
Если есть доказательства нарушения прав, их тоже можно приложить к жалобе. Это могут быть фотографии: например, припаркованных в неположенном месте автомобилей или переполненных мусорных контейнеров. В качестве доказательств можно использовать документы: например, ответы на ранее поданные обращения или заявления свидетелей, которые могут подтвердить факт нарушений.
Никаких специальных требований к расположению реквизитов в жалобе, типу шрифта, ширине полей и межстрочному интервалу не существует. Жалобы и обращения пишут простые граждане, и знать требования делопроизводства они не обязаны. Но мой совет: постарайтесь сделать так, чтобы жалоба была читаемой. В этом случае исполнителю будет проще с ней работать.
Еще одна ошибка — пытаться написать жалобу юридическим языком. Умные юридические термины чиновников не пугают, а вот текст читать сложнее. Мой совет: если вы знаете, какие именно нормы нарушены, — сошлитесь на них. Если не знаете — просто опишите факт нарушения, не углубляясь в дебри юридической терминологии.
Чего нельзя писать в жалобе. Критиковать чиновников в жалобе можно без ограничений. А вот оскорблять их или других людей — нельзя. А еще нельзя использовать нецензурные выражения. В этом случае на жалобу не ответят, а тому, кто пожаловался, сообщат о недопустимости злоупотребления правом на обращения.
А еще в рассмотрении откажут, если нельзя разобрать почерк. Либо если фамилия или адрес не поддаются прочтению или из содержания жалобы нельзя определить, чего именно хочет гражданин. Я рекомендую избегать эмоций. Иногда хочется в жалобе написать: «Сколько можно? Когда над нами прекратят издеваться?» или «Доколе?» Но на самом деле это упрощает чиновникам работу: на абстрактные требования не может быть конкретного ответа, а значит, делать ничего не нужно. Гражданин не просит что-то сделать, а только спрашивает или возмущается.
Из личного опыта: в хорошей жалобе нет вопросительных и восклицательных знаков. Только требования конкретных действий, например убрать улицу, посадить дерево, привлечь виновных к ответственности.
Бывает, что граждане злоупотребляют своим правом на обращения и пишут по одному и тому же факту много раз, а новых доводов не приводят. В этом случае чиновники могут принять решение, что обращение безосновательно, и прекратить переписку. Но просто так замолчать и не отвечать не имеют права: они должны письменно уведомить гражданина о причинах, по которым переписка прекращена.
Еще одно основание для отказа в ответе по существу — ситуация, когда ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную тайну. Такое редко, но бывает.
Может ли жалоба быть анонимной. Многие считают, что нужно сообщать о нарушениях, но вот подписываться не торопятся. У таких жалоб нет шансов на успех. Если нет фамилии заявителя или адреса, на который нужно отправить ответ, — чиновники имеют право не отвечать, и это не будет считаться нарушением.
Некоторые люди боятся подписывать жалобы: считают, что чиновники начнут хуже к ним относиться или будут мстить. Но это не так: закон защищает человека, который пожаловался на нарушение своих прав, — запрещено преследовать гражданина за то, что он жалуется. А еще нельзя разглашать сведения, которые он указал в обращении. Например, нельзя опубликовать жалобу в соцсетях и написать: вот, смотрите, какую ерунду человек сочинил.
А чего тут бояться?
Не люблю слово «жалоба»: оно звучит унизительно. Куда симпатичнее официальное слово «обращение». И когда меня упрекают, что вы, мол, на нас постоянно жалуетесь, всегда отвечаю: «Я не жалуюсь, я порядок навожу». Потому что все мои обращения основаны исключительно на нормативных актах: приказах, указах, законах, санитарных нормах.
Не нужно бояться обращаться и указывать на нарушения. Вот пример: в детском саду, который посещают мои дети, регулярно нарушают санитарные нормы и правила. То дорожки зимой посыпают противогололедными реагентами, что запрещено, то группы не проветривают, то в неположенное время начинают территорию подметать. Я прошу выполнять санитарные нормы — и слышу в ответ: «Войдите в наше положение». В положение не вхожу, шлю обращение в Роспотребнадзор, ведь все эти нарушения бьют по здоровью детей. Работает. Да, администрация ДОУ смотрит на меня неласково, но задевать моих детей опасаются: знают, что я этого так не оставлю.
Я привыкла к недовольству тех, на чьи нарушения я жалуюсь, и немного бравирую этим. Но моя репутация работает на меня: мои обращения рассматривают в кратчайшие сроки и редко игнорируют. А окружающие люди замечают мои старания и происходящие вокруг изменения, поэтому все чаще поддерживают меня.
Я отдаю себе отчет, что далеко не все в нашем государстве можно изменить в лучшую сторону. Но если привести в порядок маленький кусочек мира вокруг себя — весь мир в целом станет лучше.
Оснований для правомерного отказа в приеме жалобы в законе нет. Принять ее обязаны в любом случае. А вот что ответят — зависит уже от ситуации.
В жизни не все так просто. Обычно, если человек принес жалобу лично, от него всячески пытаются избавиться. Никто не говорит прямо, что жалобу не будут принимать. Но человека начинают отправлять из кабинета в кабинет, где он каждому чиновнику рассказывает свою историю. А ему в ответ говорят, что нужно подняться к другому специалисту на девятый этаж. А тот, в свою очередь, отправляет к следующему. Еще могут сказать, что нужный человек в отпуске, уехал по делам, пошел на важное совещание. Как вернется — обязательно разберется во всем. Главное — его дождитесь.
Мое личное мнение: не тратить время на личные беседы с чиновниками. Обещают они что угодно, но забывают свои обещания раньше, чем за посетителем закроется дверь. Лучший вариант — писать. А если пришлось написать жалобу от руки — несите ее не чиновнику лично, а в секретариат и требуйте ее регистрационный номер. В крайнем случае отправьте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Способы подачи жалобы
Раньше способ был только один — бумага и ручка. Люди писали о своих проблемах на бумаге и отправляли по почте или вручали лично. Способ этот сохранился и сейчас, но надежным его назвать нельзя. Почта затягивает сроки доставки, бумаги теряются.
Лично. Личный визит и устное обращение тоже допустимы. Но, как правило, на личный прием можно попасть только по записи. А еще приходится узнавать приемные часы и иногда стоять в очереди. Сторонники такого способа обращений есть — это люди, которые ни разу не сталкивались с современными технологиями. Обычно я стараюсь отговорить их от личных визитов. Проще один раз зарегистрироваться на портале госуслуг, чем постоянно стоять в очередях.
Через интернет. Самый надежный и быстрый способ пожаловаться на что угодно — электронное обращение. Оно доставляется моментально, и потерять такую жалобу нереально. Даже если в ведомстве скажут, что не получали его, факт отправки всегда можно подтвердить.
Сейчас большинство ведомств подключены к единой системе авторизации и аутентификации. Это те самые логин и пароль, с помощью которых мы входим на сайт госуслуг. Часть жалоб тоже можно подать через госуслуги.
Там есть специальный раздел досудебного обжалования.
Срок рассмотрения любой жалобы, как правило, не превышает месяца, но этот срок отсчитывается со дня регистрации. Время, пока письмо идет почтой, не учитывается.
Один из самых моих любимых сайтов для подачи жалоб — ГИС ЖКХ. Функционалу портала могут позавидовать многие государственные учреждения. Там можно:
Даже если вы не знаете точно, какая компания обслуживает ваш дом, ошибиться не получится. Достаточно ввести адрес — и система сама найдет нужную компанию. Если УК проигнорирует обращение, можно пожаловаться на ее бездействие — например, в региональное министерство строительства и ЖКХ. А если срок ответа по обращению пропущен, портал сам предложит пожаловаться на нарушение сроков.
Все жалобы и ответы на них сохранятся в специальном разделе личного кабинета.
Жалоба в прокуратуру
Все министерства и ведомства занимаются только своими вопросами: МВД борется с преступностью, Минстрой отвечает за ЖКХ, а Роспотребнадзор — за права потребителей. Ни одно из ведомств в компетенцию другого не вмешивается. Единственное исключение — прокуратура.
Полномочия у прокуроров очень широкие: они могут прийти в любую организацию, запросить документы, проверить их и потребовать от должностных лиц объяснений по факту нарушения. Если эти факты подтвердятся — виновных привлекут к ответственности. Требования прокурора подлежат обязательному исполнению.
Пожаловаться в прокуратуру можно двумя способами.
Направить жалобу в прокуратуру на сайте госуслуг. Для этого тоже понадобится регистрация.
Если регистрации на госуслугах нет или жалуетесь от имени другого человека, доступна форма обращения на сайте генеральной прокуратуры.
Вот пример удачной жалобы в прокуратуру: администрация городского округа не хотела делать в подъезде пандус для инвалидов, а на все обращения отвечали отписками. Пришлось жильцам подъезда жаловаться в прокуратуру. Там проверили даже содержание отписок и решили: раз чиновники не исполняли свои обязанности — их нужно наказать.
На что можно жаловаться
Приведу пример из жизни. В Коломне некуда было сдавать лампы, содержащие ртуть, — их складывали в обычные картонные коробки. А градусники вообще не принимали. Эковолонтеры не молчали: они звонили чиновникам и спрашивали, что делать. Чиновники по телефону сочувствовали, но говорили, что ничем помочь не могут. Принять лампы некому, и что делать — не знает никто. Все свелось к обсуждению проблемы в средствах массовой информации и соцсетях.
Жительнице Коломны Анастасии эта ситуация тоже не нравилась. Она не стала обсуждать это в соцсетях и ругать власти, а написала обращение в департамент городского хозяйства.
Женщина не жаловалась на чиновников, которые не знали, как гражданам утилизировать градусники, и даже не спрашивала, сколько это будет продолжаться и кто виноват. Она указала на то, что нарушены права граждан и закон, и это нужно исправить. Через 10 дней чиновники отчитались, а еще через полмесяца гордо продемонстрировали новые безопасные контейнеры.
Как узнать, куда жаловаться
Государство — это бюрократическая структура с большим количеством ведомств. Сразу определить, куда именно направлять жалобу и в каком порядке действовать, бывает сложно.
Но в законе предусмотрена и такая ситуация. Гражданин должен направить обращение или жалобу в тот государственный орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. Если он ошибется с адресатом — чиновники должны разобраться и сами переслать жалобу куда надо. А гражданина должны уведомить о переадресации жалобы в письменном виде — например, обычным письмом или на электронную почту.
Хотя жаловаться можно кому угодно, я рекомендую не начинать с президента и генеральной прокуратуры РФ. Жалобу там, конечно, примут, зарегистрируют, но потом отправят для рассмотрения в самый низ — например, в городскую прокуратуру или в городскую администрацию. Пересылка из одного ведомства в другое всегда занимает время. Чтобы его не тратить впустую, выбирайте ведомство, которое находится в самом низу иерархии. Тут есть еще один плюс: если вас не устроит ответ, его можно обжаловать в вышестоящих инстанциях. Вероятность добиться нужного результата при этом возрастает.
Иногда по закону нужно до жалобы в государственные органы сначала попытаться решить вопрос мирным путем. Вот пример: девушка рассчиталась на заправке, деньги с ее карты списались, но на счет АЗС не поступили. Она решила, что ее обсчитали, — и тут же обратилась с жалобой на АЗС в Роспотребнадзор. Там ее жалобу рассмотреть не смогли — по закону положено сначала направить письменную претензию продавцу. А вот если он откажется возвращать деньги или вообще не ответит на такую жалобу — тогда Роспотребнадзор будет разбираться. Потребитель не обязан знать все тонкости законодательства, поэтому чиновники подробно объяснили, как, что и в каком порядке нужно сделать.
Иногда ведомства не могут между собой договориться, кто именно будет решать проблему. Например, в Москве нарушениями правил парковки занимаются сразу два ведомства: ГИБДД и МАДИ. Одни отвечают за проезжую часть, другие — за дворы и тротуары. Например, пожаловался гражданин в ГИБДД, что машина мешает проезду. ГИБДД приезжает и говорит: «Извините, эта машина двумя колесами стоит на тротуаре — обращайтесь в МАДИ». А МАДИ отвечает: «Все верно, два колеса на тротуаре, но вторые два — на проезжей части. Значит, идите в ГИБДД».
Но и в этом случае не все потеряно. Нужно жаловаться в прокуратуру — она и решит, какое из двух ведомств должно разбираться. Правда, возможно, к этому моменту автомобиль нарушителя уже уедет, но в следующий раз такого конфликта между ведомствами уже не возникнет.
У меня был случай, когда я пожаловался в Минстрой через ГИС ЖКХ. Но в Минстрое на мою жалобу вовремя не ответили. Я лично посетил УК и добился, чтобы все недостатки все равно устранили. Письменный ответ от Минстроя я получил с нарушением сроков.
Я решил не оставлять все как есть и пожаловался в прокуратуру. Она провела проверку — нарушения подтвердились. В результате виновных, по всей видимости, накажут.
В целом алгоритм действий такой:
Как должна отреагировать прокуратура
Действия по поступившей жалобе у прокуроров простые. В месячный срок проводится проверка. Если факты подтверждаются — выносится представление об устранении нарушений. Если необходимо — виновных привлекают к ответственности.
Прокуроров все ведомства боятся
Граждане очень боятся слова «прокуратура», а зря. Это отличная «палочка-выручалочка», если кто-то не хочет решать проблему без дополнительного стимула-палки.
Очень хорошо прокуратура помогает в работе с полицией. Вот пример: в моем дворе один водитель начал парковаться на детской площадке. В ГИБДД на жалобы не реагировали. Я поборола желание разобраться с автомобилистом « по-народному », то есть незаконно: нельзя бороться за справедливость, нарушая закон. И я пожаловалась в прокуратуру на бездействие сотрудников ГИБДД.
Подробностей общения прокуроров с сотрудниками ГИБДД я не знаю, но меры им принимать пришлось. В отношении водителя вынесли постановление по делу об административном правонарушении и назначили административное наказание — штраф. А еще с ним провели профилактическую беседу и разъяснили требования ПДД.
Как не получить отписку
Гарантий, что чиновники не дадут простую отписку, нет. Но любую отписку и любой отказ можно обжаловать. Начинать обжалование я рекомендую с вышестоящих инстанций того ведомства, куда вы начинали жаловаться, а потом в прокуратуру и в суд.
По моему личному опыту, если есть основания — необоснованное решение или бездействие чиновников пресекается обычно на уровне прокуратуры. По вопросам нарушения прав в суд мне не приходилось обращаться ни разу.
Что делать, если не помогла прокуратура
Прокурор — не самый страшный кошмар чиновника. Пожаловаться на бездействие или незаконные действия можно и в суд.
Специально для судебного обжалования действий и бездействия чиновников существует Кодекс административного судопроизводства РФ. Приняли его в 2015 году, чтобы упростить гражданам доступ к судебному порядку обжалования.
В суде можно обжаловать нормативные акты, которые нарушают права граждан, например решение снести детскую площадку. А еще можно обжаловать действия или бездействие чиновников и должностных лиц.
Суд в данном случае не привлечет чиновника к ответственности, а заставит работать. Обжаловать через суд действия или бездействие должностных лиц можно в течение трех месяцев с момента, когда вам стало известно о нарушении прав или свобод.
Куда жаловаться на прокуратуру. В суде можно обжаловать решение любого чиновника, даже если не помогла прокуратура и Генеральный прокурор РФ лично вам отказал в удовлетворении жалобы.
Как правильно жаловаться
Кстати, считаю правильным это, т.к. люди не хотят делать свою работу хорошо. Не надо считать обращения в госорганы доносом.
Ольга, да, так мы просто обращаем внимание на то как улучшить положение дел
во многих регионах есть порталы для жалоб, на которые отвечают быстрее и, зачастую, лучше, чем через обращения граждан.
Наш город в Москве, Наш Санкт-Петербург, Добродел в Мособласти, Народный контроль в Татарстане и т.д.
Можно про них отдельно написать
Портал г. Пермь: «Управляем вместе»
Жаловались в трудовую инспекцию, когда мужу продлили вахту на третий месяц без его на то согласие. Лицо он материально ответственное, самовольно покинуть место вахты не мог. А сменщика просто не присылали. Уж не знаю, как проверяла инспекция, но все указанные нарушения на момент проверки не были обнаружены, и документы все были в норме, и профсоюзная организация образовалась ещё аж полгода назад. Документы проверяли левой пяткой, так как их фальсификация была видна невооружённым взглядом. Но ситуация решилась к тому моменту, дальше муж не стал продолжать тяжбу с уже бывшим работодателем.
Тяжба с ЖКХ и ветхим жилым фондом длилась у нас долго и безуспешно. Несколько лет. Чиновники открыто хамили в лицо, стоило включить телефоны, улыбались, отмалчивалась. Были отписки разных ведомств, отфутболивания от одного к другому. Были суды. Но большинство доводов игнорировалось. И спасло нас, пожалуй, только то, что пришёл застройщик, и тогда дом сразу стал аварийным и уже не подлежащий капитальному ремонту.