н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии

Н.И. Пирогов. Сущность его открытий в анатомии и методов изучения топографической анатомии.

Особое место в истории анатомии и хирургии занимает Н. И. Пирогов (1810—1881). Начав свою медицинскую деятель­ность в стенах Московского университета, он продолжал занятия анатомией и хирургией в Дерптском (ныне Тартуский) универ­ситете.

По инициативе Н. И. Пирогова при Медико-хирургичес­кой академии был создан Анатомический институт, усовершен­ствована система анатомической подготовки врачей. Н. И. Пиро­гов придавал большое значение точным знаниям анатомии. Большая заслуга Н. И. Пирогова как анатома — открытие и разработка оригинального метода исследования тела человека на распилах замороженных трупов с целью изучения взаимоотно­шений органов друг с другом и со скелетом. Результаты много­летних трудов Н. И. Пирогов обобщил в книге «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях» (1852—1859). Н. И. Пирогов изучил фасции и клетчаточные пространства в теле человека, опубликовал труд «Хирургическая анатомия арте­риальных стволов и фасций» (1838).

Именем Н. И. Пирогова названы язычный треугольник — участок верхнебокового отдела шеи, апоневроз двуглавой мышцы плеча (фасция Пирогова), лимфатический узел, расположенный в глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические образования.

Зубы (строение, сроки прорезывания, формула, кровоснабжение, иннервация). Прикус. Молочные и постоянные зубы.

Зу­бы, dentes, ук­ре­п­ле­ны в аль­ве­о­лах верх­ней и ниж­ней че­лю­стей. Фор­ма со­еди­не­ния ме­ж­ду зу­бом и аль­ве­о­лой но­сит на­зва­ние вко­ла­чи­ва­ния, gomphosis (junctura fibrosa). У че­ло­ве­ка зу­бы про­ре­зы­ва­ют­ся в два пе­рио­да. В пер­вый пе­ри­од про­ре­зы­ва­ют­ся мо­лоч­ные зу­бы, denies decidui; во вто­рой пе­ри­од — по­сто­ян­ные зу­бы, dentes permanentes.

ко­рон­ку зу­ба, corona dentis;

шей­ку зу­ба, collum (cervix) dentis;

ко­рень зу­ба, radix dentis. Чис­ло кор­ней не­оди­на­ко­во.

Ос­нов­ную мас­су зу­ба об­ра­зу­ет ден­тин, dentinum. В об­лас­ти ко­рон­ки ден­тин по­крыт эма­лью, enamelum, а в об­лас­ти шей­ки и кор­ня — це­мен­том, cementum. Ко­рень зу­ба ок­ру­жен пе­рио­дон­том, periodontium, ук­ре­п­ляю­щим ко­рень в зуб­ных лу­ноч­ках. Кро­ме то­го, в ук­ре­п­ле­нии зу­бов боль­шую роль иг­ра­ют дес­ны, gingivae.

Внут­ри ко­рон­ки зу­ба на­хо­дит­ся по­лость зу­ба, cavum dentis, про­дол­жаю­щая­ся в уз­кий ка­нал кор­ня зу­ба, canalis radicis dentis На вер­хуш­ке кор­ня зу­ба, apex radicis dentis, ка­нал от­кры­ва­ет не­боль­шим от­вер­сти­ем вер­хуш­ки кор­ня зу­ба, foramen apicii radicis dentis; че­рез не­го в по­лость зу­ба, со­дер­жа­щую пуль­пу ба, pulpa dentis, про­хо­дят со­су­ды и нервы.

Раз­ли­ча­ют пуль­пу ко­рон­ки, pulpa coronale, и пуль­пу кор­ня, ри1р radicularis.

По фор­ме ко­ро­нок зу­бы де­лят:

на рез­цы, dentes incisivi;

клы­ки, dentes canini;

ма­лые ко­рен­ные зу­бы (или пре­мо­ля­ры), denies premolares;

боль­шие ко­рен­ные зу­бы (или мо­ля­ры), dentes molares.

При­ку­сом на­зы­ва­ет­ся со­от­но­ше­ние ме­ж­ду верх­ней зуб­ной ду­гой, arcus dentalis superior, и ниж­ней зуб­ной ду­гой, arms dentalis inferior, при наи­бо­лее плот­ном смы­ка­нии, occlusio, зу­бов.

Ин­нер­ва­ция: зу­бы верх­ней че­лю­сти — nn. alveolares superiores, rr alveolares anteriores, medii et posteriores (plexus dentalis superior, rr. dentales superiores); зу­бы ниж­ней че­лю­сти — n. alveolaris; infe­rior (rr. dentales inferiores).

Кро­во­снаб­же­ние, зу­бы верх­ней че­лю­сти — аа. alveolares superi­ores anteriores et postenores (rr. dentales); зу­бы ниж­ней че­лю­сти аа. alveolaris inferior (rr. dentales).

Задний мозг, мост. Особенности строения и функции. Топография серого и белого вещества.

Продолговатый мозг

На границе со СМ большинство волокон этого тракта пере­крещиваются, образуя перекрест пирамид decussatio pyramidum.

Латерально от пирамид лежат овальные возвышения — оливы. В их глубине находится серое вещество — ядра олив. Оливы имеют связь с верхним оливным ядром моста, с вестибулярными ядрами, с зубчатым ядром мозжечка. Оливы вместе с мозжечком принимают участие в поддержании позы и двигательном обучении.

Рассмотрим теперь дорсальную сторону продолговатого мозга. Здесь он разделен на две симметричных поло­вины задней срединной бороздой. По бокам от нее лежат два пучка— нежный (более медиальный) и клиновидный (более латеральный). Это продолжение одноименных путей, восхо­дящих из СМ. По бокам от ромбовидной ямки на пучках видны утолщения — бугорки. Под ними лежат нежное и клиновидное ядра. Клетки этих ядер являются вторыми нейронами проводящих путей задних канатиков спинного мозга. Это пути проприоцептивной чувствительности коркового направления. Аксоны этих нейронов идут по задней поверхности ствола мозга до таламуса и называются «медиальная петля». На задней поверхности продолговатого мозга волокна медиальной петли идут на противоположную сторону, образуя перекрест петли decussatio lemniscorum. Формирование медиальной петли:

Задняя поверхность продолговатого мозга образует нижний отдел ромбовидной ямки.

Внутреннее строение ПМ представлено серым веществом и белым:

Белое веществозанимает большой объем. Оно включает так называемые транзитные тракты, т.е. восходящие и нисхо­дящие тракты, проходящие через продолговатый мозг не пре­рываясь (не образуя синапсов на его нейронах).

Рефлекторная функция связана с ядрами мозгового ствола, через которые замыкаются рефлекторные дуги. Надо отме­тить, что в продолговатом мозгу (в основном, в ретикулярных ядрах) находятся многие жизненно важные центры— дыха­тельный, сосудодвигательный, центры пищевых рефлексов (слюнных, глотательных, жевательных, сосательных), центры защитных рефлексов (чихания, кашля, рвоты) и др. Поэтому повреждения продолговатого мозга (травма, отек, кровоиз­лияние, опухоли) обычно приводят к очень тяжелым послед­ствиям.

Варолиев мост

Дорсальная часть моста — покрышка — состоит в основ­ном из серого вещества, нижняя — основание — из белого. Покрышка отделена от основания волокнами трапециевидного тела, идущими от вентрального слухового ядра и переходя­щими на другую сторону моста, т.е. имеющими отношение к слуховому пути.

Серое веществомоста, так же как и в продолговатом мозгу, представлено ядрами:

тройничного, отводящего, лицевого, вестибуло-слухового нервов;

3. ядра верхней оливы и ядра трапециевидно­го тела, афферентами которых являются вентральные слу­ховые ядра;

4. голубое пятно — ядро из норадренергических (вырабытывающих медиатор норадреналин) нейронов, пигментиро­ванных меланином, за что оно и получило свое название. Это ядро участвует в управлении общим уровнем актива­ции ЦНС, в основном, в сторону ее повышения, а также связано с регуляцией эмоций, памяти, вегетативных функ­ций

собственные ядра моста — лежат в его основании. Это группа ядер, переключающих сигналы от коры больших полушарий к мозжечку, т.е. волокна от нейронов коры больших полушарий заканчиваются на нейронах ядер мос­та, а аксоны от ядер моста переходят на другую сторону и входят в мозжечок, образуя средние ножки мозжечка.

Надо отметить, что мост как отдельная структура присутствует только у млекопитающих. Его появление тесно связано с развитием коры больших полушарий, которая в полной ме­ре формируется только у этих животных.

Белое веществозанимает основной объем моста. Так же, как и в продолговатом мозгу, оно включает транзит­ные пути (пирамидный, рубро-спинальный, текто-спинальный, спинно-таламический и т.д.). Отдельно надо отметить кортико-мосто-мозжечковой тракт — волокна, идущие от коры больших полушарий к мозжечку с переключением на собственных ядрах моста.

В мосту формируется также основной слуховой путь — ла­теральная петля (латеральный лемниск). Это масса перекре­щенных и не перекрещенных аксонов от различных слуховых ядер, а именно верхнего оливного ядра, заднего улиткового и ядер трапециевидного тела. Заканчивается латеральный лемниск в подкорковых центрах слуха: в нижних холмиках четверохолмия среднего мозга и в медиальном коленчатом теле.

н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Смотреть фото н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Смотреть картинку н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Картинка про н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Фото н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Н.И.Пирогов и сущность его открытий в анатомии человека. Три закона н.И. Пирогова.

П. подчёркивал огромное значение профилактики в медицине, говорил, что «будущее принадлежит медицине предохранительной». После смерти П. было основано Общество русских врачей в память Н. И. Пирогова, регулярно созывавшее Пироговские съезды.

Первый закон говорит о том, что все сосудистые влагалища образованы плотной соединительной тканью, причем эти влагалища на конечностях сливаются с задней стенкй мышечных влагалищах, так в силу чего их можно рассматривать как удвоение этих глубоких фациальных листков.

Второй закон говорит о форме сосудистого влагалища П. указывает, что при напряжении мышц сосудистые влагалища имеют трехгранную форму, причем одна грань обращена кпереди, одна кнаружи, и одна кнутри.

Третий закон касается отношения сосудистого влагалища к подлежащим тканям. Вершина влагалища «находится в посредственном или непосредственном соединении с близлежащей костью».

В.А.Бец и его вклад в анатомию.

Известными представителями киевской анатомической школы были В.А. Бец (1834-1894), изучавший строение мозгового вещества надпочечников, а также коры головного мозга и описавший гигантопирамидальный нейрон (клетка Беца). Ученик Д.М. Зернова М.А. Тихомиров – автор монографии «Варианты артерий и вен»

П.Ф. Лесгафт – основоположник функциональной анатомии. Его роль в развитии физического воспитания.

Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии — о единстве формы и функции, — Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. В основе педагогической системы П. Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивает важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания.

Источник

Н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии

н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Смотреть фото н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Смотреть картинку н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Картинка про н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Фото н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии

н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Смотреть фото н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Смотреть картинку н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Картинка про н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Фото н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии

н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Смотреть фото н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Смотреть картинку н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Картинка про н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Фото н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии

н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Смотреть фото н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Смотреть картинку н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Картинка про н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Фото н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии

н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Смотреть фото н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Смотреть картинку н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Картинка про н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии. Фото н и пирогов сущность его открытий в анатомии человека и предложенных им методов изучения анатомии

Вклад Н.И.Пирогова в развитие анатомии и мировой хирургии. Н.И.Пирогов, его педагогическая и общественная деятельность

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат по курсу «История медицины» на тему:

«Вклад Н.И. Пирогова в развитие анатомии и мировой хирургии. Н.И.Пирогов, его педагогическая и общественная деятельность»

Выполнил: студент 1 курса 104 гр., Ким Игорь

Содержание:

Вклад Н.И.Пирогова в развитие анатомии и мировой хирургии………………………4

Педагогическая и общественная деятельность Н. И. Пирогова……………………….13

Список используемой литературы………………………………………………………16

Введение

Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881гг.) – гений русской науки, один из крупнейших представителей мировой медицины. Его труды и достижения имеют историческое значение, он внес огромный вклад в такие области как хирургия, военно-полевая хирургия, общая хирургия, основал медицинскую дисциплину – топографическая анатомия, а также занимался проблемами педагогики и общественной жизни. Н.И. Пирогов был широко образованный человек, блестящий клиницист, тонкий диагност и искусный врач.

Как известно, основу, определившую развитие хирургии, составляют создание прикладной анатомии, внедрение обезболивания, асептики и антисептики, методов остановки кровотечения, и во все эти разделы Н. И. Пирогов внес свой неоценимый вклад. Он создал современную прикладную (топографическую) анатомию, широко внедрил эфирный наркоз, разработал новые методы наркозы – ректальный и эндотрахеальный. Им изучены анатомические предпосылки остановки кровотечения (топография сосудов), разработаны методы перевязки аорты, язычной артерии, хирургический внебрюшинный доступ к подвздошным артериям. Н. И. Пирогов предвосхитил исследования Листера и Земмельвейса, считая, что причиной гнойных послеоперационных осложнений являются заразное начало («миазмы»), которое передается от одного больного другому, и переносчиком «миазмов» может быть медицинский персонал. Для борьбы с «миазмами» он использовал антисептики: раствор йода, спирт, нитрат серебра и другие.

Особое место занимают работы Н. И. Пирогова по военно-полевой хирургии; его классический труд «Начало общей военно-полевой хирургии» не утратил своего значения и до наших дней. Им разработаны основные принципы военно-полевой хирургии: приближение медицинской помощи к полю боя, сортировка раненных, преемственность в оказании помощи на этапах эвакуации, создание подвижных госпиталей. Эти принципы организации помощи раненным стали фундаментом доктрины военно-полевой хирургии, на них было основано оказание медицинской помощи в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945гг).

Вклад Н.И.Пирогова в развитие анатомии и мировой хирургии.

Николай Иванович Пирогов (рис.1 и 2) родился в Москве в 1810 г., в семье военного казначея, майора Ивана Ивановича Пирогова (1772—-1825). В 14 лет Пирогов поступил на медицинский факультет Московского университета. Там он стал лучшим учеником профессора Е. О. Мухина (1766 – 1850 гг.), который создал школу русских врачей и анатомов. В 18 лет Пирогов получил диплом Московского университета и по рекомендации своего учителя был направлен для продолжения образования в профессорский институт в Дерпт (Тарту). В то время этот университет считался лучшим в России. Здесь, в хирургической клинике, Пирогов проработал пять лет, блестяще защитил докторскую диссертацию и в возрасте всего лишь двадцати шести лет был избран профессором Дерптского университета (ныне Тартуский университет).

В 1841 г. 31 – летний Пирогов, уже известный в мире хирург, был приглашён в Петербург, где возглавил кафедру хирургии в Медико-хирургической Академии. Здесь и проявился его многосторонний талант и в 1846 г. Пирогов стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Одновременно Пирогов руководил организованной им клиникой госпитальной хирургии. Поскольку в обязанности Пирогова входило обучение военных хирургов, он занялся изучением распространённых в те времена хирургических методов. Многие из них были им в корне переработаны; кроме того, Пирогов разработал ряд совершенно новых приёмов, благодаря чему ему удавалось чаще, чем другим хирургам, избегать ампутации конечностей. Один из таких приёмов до настоящего времени называется «операцией Пирогова».

В 1847 году Пирогов уехал на Кавказ в действующую армию, так как хотел проверить в полевых условиях разработанные им операционные методы. На Кавказе он впервые применил перевязку бинтами, пропитанными крахмалом. Крахмальная перевязка оказалась удобнее и прочнее, чем применявшиеся раньше лубки. Здесь же, при осаде аула Салты, Пирогов впервые в истории медицины применил наркоз на войне в виде ингаляций хлороформа и ректального введения эфира. Эфирный наркоз ознаменовал начало новой эпохи в развитии военно-полевой хирургии, значительно расширил хирургические возможности. Всего великий хирург провёл около 10 тыс. операций под эфирным наркозом. Также он создал свои оригинальные приборы для его введения, постоянно работая над их усовершенствованием. Так он создаёт прибор для наркоза клизопомп, улучшает конструкцию маски для наркоза.

На огромном личном опыте, именно в Крымскую войну, Н. И. Пирогов убедился, что «от администрации, а не от медицины зависит и то, чтобы всем раненным без изъятия была подана первая помощь, не терпящая отлагательства». Под врачебной организацией в полевых условиях он понимал, прежде всего организацию сортировки раненных, которая «…есть главное средство для оказания первой помощи, к предупреждению беспомощности и вредной своими следствиями неурядицы… Если врач в этих ситуациях не предположит себе главной целью прежде всего действовать административно, а потом уже врачебно, то он совсем растеряется, и ни голова, ни руки его не окажут помощи».

Это вовсе не значит, что хорошей организацией, медицинской сортировкой можно заменить хирургов, хирургическую помощь как таковую. Правильное проведение сортировки призвано облегчить труд хирурга, сделать его более производительным и улучшить тем самым оказание помощи максимальному количеству раненных. «Правильная сортировка раненных и равномерное распределение врачебной деятельности на всех раненных на перевязочном пункте гораздо важнее, чем все впопыхах и суматохе произведенные операции, от которых выигрывают только немногие».

Пол предложению Пирогова раненые подлежали тщательному отбору уже на первом перевязочном пункте; в зависимости от тяжести ранений одни из них подлежали немедленной операции в полевых условиях, тогда как другие, с более лёгкими ранениями, эвакуировались вглубь страны для лечения в стационарных военных госпиталях. Поэтому Пирогов по справедливости считается основоположником специального направления в хирургии, известного как военно-полевая хирургия.

Также во время осады Севастополя, для ухода за ранеными, Пирогов руководил обучением и работой сестёр Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. Это тоже было нововведением по тем временам.

В 1854 г. Он первым использовал гипсовую повязку на театре военных действий в Севастополе как средство транспортной и лечебной иммобилизации, что дало возможность шире ставить показания к сберегающему конечности лечению раненных и существенно ограничить первичные ампутации, которые считались основной операцией при огнестрельных переломах костей и повреждениях суставов. Н. И. Пирогов дал классическое описание травматического шока, которое и сейчас цитируется в учебниках как непревзойденное по точности, образности и полноте отражения клинической картины этого тяжелого осложнения огнестрельных ран.

Несмотря на героическую оборону, Севастополь был взят осаждающими, и Крымская война была проиграна Россией. Вернувшись в Петербург, Пирогов на приёме у Александра II рассказал императору о проблемах в войсках, а также об общей отсталости русской армии и её вооружения. Царь не захотел прислушаться к Пирогову. С этого момента Николай Иванович впал в немилость и был «сослан» в Одессу на должность попечителя Одесского и Киевского учебных округов. Пирогов попытался реформировать сложившуюся систему школьного образования, его действия привели к конфликту с властями, и учёному пришлось оставить свой пост. Десять лет спустя, после покушения на Александра II, Пирогов был вообще уволен с государственной службы даже без права на пенсию.

В расцвете творческих сил Пирогов уединился в своём небольшом имении «Вишня» неподалёку от Винницы, где организовал бесплатную больницу. Он ненадолго выезжал оттуда только за границу, а также по приглашению Петербургского университета для чтения лекций. К этому времени Пирогов уже был членом нескольких иностранных академий.

В 1864 г., за три года до публикации Листером учения об антисептике, Н. И. Пирогов на клиническом опыте установил роль инфекции («миазмов») в развитии осложнений ран. «Гнойное заражение распространяется не столько через воздух, который делается явно вредным при скучивании раненных в закрытом пространстве, сколько через окружающие раненных предметы: белье, матрацы, перевязочные средства, стены, пол и даже санитарный персонал».

В 1870 г. во время франко-прусской войны Пирогов был приглашен от имени Международного Красного Креста на фронт.

В августе 1877 года, когда император Александр II посетил Болгарию, во время русско-турецкой войны (1877 – 1878гг.), он вспомнил о Пирогове как о несравненном хирурге и лучшем организаторе медицинской службы на фронте. Несмотря на свой пожилой возраст (тогда Пирогову исполнились уже 67 лет), Николай Иванович согласился отправиться в Болгарию при условии, что ему будет предоставлена полная свобода действий. Его желание было удовлетворено, и 10 октября 1877 года Пирогов прибыл в Болгарию, в деревню Горна-Студена, недалеко от Плевны, где располагалась главная квартира русского командования.

Пирогов организовал лечение солдат, уход за ранеными и больными в военных больницах в Свиштове, Галеве, Болгарине, Горна-Студена, Велико-Тырново, Бохот, Бяла, Плевне. С 10 октября по 17 декабря 1877 года Пирогов проехал свыше 700 км на бричке и санях, по территории в 12 000 кв. км., занятой русскими между реками Вит и Янтра. Николай Иванович посетил 11 русских военно-временных больниц, 10 дивизионных лазаретов и 3 аптечных склада, дислоцированных в 22 разных населённых пунктах. За это время он занимался лечением и оперировал как русских солдат, так и многих болгар.

Современник Н. И. Пирогова русский хирург К. Рейер заложил идею первичной хирургической обработки раны во время русско-турецкой войны. Он рассекал огнестрельную рану, удалял осколки и инородные тела и затем дренировал ее. Н. И. Пирогов поддержал это прогрессивное начинание, которое в сочетании с антисептическим методом значительно улучшало результаты лечения. Одна антисептика еще не решает проблемы. По этому поводу Пирогов писал: «Кто покроет рану снаружи только антисептической повязкой, а в глубине даст развиться ферментам и сгусткам крови в размозженных и ушибленных ранах, тот совершит только половину дела, и притом самую незначительную». С другой стороны он предполагал, что применение антисептического метода позволит значительно расширить хирургическую деятельность на передовых этапах эвакуации.

В 1881 году Н. И. Пирогов стал пятым почетным гражданином Москвы «в связи с пятидесятилетней трудовой деятельностью на поприще просвещения, науки и гражданственности». По этому поводу «Врачебные ведомости» писали: «Общество наше еще не может вполне оценить заслуги Пирогова. Но чем более пройдет времени, чем больше будет развиваться общество, тем виднее для него будет величавая фигура нашего знаменитого учителя, тем яснее оно сознает его важное и мировое, и национальное значение».

В начале 1881 года Пирогов обратил внимание на боль и раздражение на слизистой твердого неба, 24 мая 1881 года Н. В. Склифосовский установил наличие рака верхней челюсти. Умер Н. И. Пирогов в 20 ч 25 мин 23 ноября 1881 года в с. Вишня, ныне часть Винницы.

Тело Пирогова было забальзамировано его лечащим врачом Д. И. Выводцевым с использованием новоразработанного им метода, и погребено в мавзолее в деревне Вишня под Винницей. В конце 1920-х годов в склепе побывали грабители, которые повредили крышку саркофага, выкрали шпагу Пирогова (подарок Франца Иосифа) и нательный крест. Во время Второй мировой войны, при отступлении советских войск, саркофаг с телом Пирогова был скрыт в земле, при этом повреждён, что привело к порче тела, впоследствии подвергнутого реставрации и повторному бальзамированию.

Официально гробница Пирогова именуется «церковь-некрополь», тело находится ниже уровня земли в крипте — цокольном этаже православного храма, в застекленном саркофаге, к которому возможен доступ желающих отдать дань уважения памяти великого ученого.

После смерти Н. И. Пирогова перед зданием факультетской хирургической клиники Московского университета на Б. Пироговской улице самоотверженному врачу, патриоту и ученному был установлен памятник. При открытии памятника Н. В. Склифосовский сказал: «… Народ, имевший своего Пирогова, имеет право гордиться…».

Педагогическая и общественная деятельность Н. И. Пирогова

В возрасте 45 лет Н. И. Пирогов покинул Медико-хирургическую академию и посвятил себя общественно-педагогической деятельности, внеся большой вклад на посту инспектора народного просвещения Одесской и Киевской губерний. И. А, Добролюбов писал: «Если бы от Пирогова остались только его педагогические сочинения, он и тогда навсегда бы остался в истории науки».

Он говорил, что главной целью воспитания и образования должно быть формирование высоконравственной личности, которая будет служить на благо общество. Ради достижения этой цели Пирогов предлагал пересмотреть систему образования. По его мнению, система образования должна строиться на научной основе, начиная от начальной и заканчивая высшей школой, и обеспечивать преемственность всех систем образования. В своей статье «Вопросы жизни» рассмотрел проблемы российского воспитания. Он показал несовершенство сословного воспитания и профессионального образования, сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки. Он также выступал против ранней преждевременной специализации детей, против произвола, казарменного режима в школах, бездумного отношения к детям.

В то время с воспитательной целью были распространены телесные наказания и благодаря Пирогову, который первым поднял этот вопрос, «Уставом гимназий и прогимназий» 1864 г. телесные наказания были отменены. Он считал, что телесное наказание как средство, унижающее ребенка, наносило непоправимый ущерб его нравственности, приучающее его к рабскому повиновению, основанному лишь на страхе, а не на осмыслении и оценке своих поступков.

Пирогов говорил о необходимости общественной подготовки к жизни высоконравственного человека с широким нравственно кругозором: «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание»; воспитание и обучение должно быть на родном языке: «Презрение к родному языку позорит национальное чувство». Он считал, что в основе профессионального образования должно лежать хорошее общее образование. Пирогов боролся за привлечение в преподавательский состав крупных ученых, за постоянные занятия студентов с профессорами, за автономию высшей школы, за светское общее образование, за применение в обучении новых методов, за привлечение внимания и интереса учащегося к сообщаемому материалу и прививание навыков самостоятельной работы.

Система народного образования по Н. И. Пирогову:

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что воспитанный на лучших традициях русской медицинской школы Н. И. Пирогов развернул широкую творческую научную деятельность, продолжавшуюся более 45 лет. Не случайно И.В. Давыдовский поставил такой вопрос: «Кто был Пирогов по специальности?». На это ответить непросто. Прежде всего, Пирогов был широко образованный врач. В то же время он был анатомом, хирургом, патологом, организатором.

Из всего вышесказанного вытекает, что труды Н. И. Пирогова оказали и продолжают оказывать влияние на дальнейшее развитие топографической анатомии и хирургии.

Н, И. Пирогов органично сочетал черты великого мыслителя и гражданина, воплощая собой идеальный образ врача. Таким он остался в истории, таким он живет в нашем представлении сегодня, являя пример для новых и новых поколений врачей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *