мясо наелось мяса северянин
Мясо наелось мяса северянин
Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи,
Мясо наелось рыбы и налилось вином.
И расплатившись с мясом, в полумясном экипаже
Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером.
Мясо ласкало мясо и отдавалось мясу.
И сотворяло мясо по прописям земным.
Мясо болело, гнило и превращалось в массу
Смрадного разложенья, свойственного мясным.
Игорь Северянин «Поэза Villa mon repos» (1921)
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Мясо наелось мяса северянин
[ | Tags | | | стихи про меня, филология | ] |
[ | настроение | | | филологическое | ] |
[ | саундтрекъ | | | БИ-2 и Диана Арбенина «Медленная звезда» | ] |
ПОЭЗА «VILLA MON REPOS»
Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи,
Мясо наелось рыбы и налилось вином.
И, расплатившись с мясом, в полумясном экипаже
Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером.
Мясо ласкало мясо и отдавалось мясу,
И сотворяло мясо по прописям земным.
Мясо болело, гнило и превращалось в массу
Смрадного разложенья, свойственного мясным.
Уже название поэзы («Villa mon repos» – ресторан в Таллине) вместе с первым словом текста определяет его основной мотив – мотив даже не «еды», а жратвы. Он широко представлен в художественных текстах (и литературных, и нелитературных) – от мифа о пожиравшем своих детей Кроносе до произведений Пазолини и Сорокина. Не следует считать этот мотив маргинальным: к вышеперечисленным текстам можно добавить, например, сказку «Три толстяка» (см. главы о дворцовой кондитерской).
В стихотворении Игоря Северянина на мотив жратвы работает, прежде всего, многократно повторяющееся слово мясо. 11 раз оно встречается в тексте, дважды представлены его производные (полумясном и мясным). Отталкивающая физиологичность рассказанной автором истории подпитывается сочной звукописью: сочетание свистящих и щипящих (ш – 3, щ – 1, с – 30 (!)) с сонорными (л – 18, м – 24, н – 11) рождает ощущение чавканья, звуки жадного поглощения пищи. К мотиву жратвы прибавляются мотив каннибализма (мясо наелось мяса) и мотив некрофилии (мясо ласкало мясо), мотив чревоугодия (как одного из семи смертных грехов) и мотив смерти (сюда же отнесем болезнь, гниение и разложение). Villa mon repos, кстати, переводится как «убежище моего покоя»: кладбищенские нотки заставляют вспомнить элегический дискурс.
На мотив жратвы накладывается другой популярный мотив, напрямую не связанный с перечисленными выше. Позволим себе назвать его мотивом безысходности существования или вечного повторения. Круговорот-сансара представлен в тексте даже визуально. Стихотворение начинается существительным мясо, а завершается однокоренным ему прилагательным мясным. Самая частотная буква в тексте – буква о (37), графически представляющая тот же круг. Один из популярных символов циклического времени – ороборо, кольцеобразная фигура, изображающая змею, кусающую собственный хвост (мясо наелось мяса). Повторяемость действий выражена глаголами второй строфы, отличными от перфектов (наелось, налилось, покатило) в первой. Обратите внимание: ласкало, отдавалось, сотворяло, болело, гнило, превращалось.
В пятом и шестом стихах поэзы появляется мотив продолжения рода. Мясо сотворяло мясо по своему образу и подобию (по прописям земным), не взирая на грядущее превращение в разлагающуюся массу. (Интересны рифмы второй строфы: мясу – массу, земным – мясным.) Мало того, что все мы смертны, так ведь при этом каждый раз все повторяется заново. Согласно рассмотрению поэзы в этом ключе человек (сиречь мясо – текст построен на метонимии) рождается, чтобы пожрать, повзрослев (налилось вином), найти себе партнера для плотских утех и продолжения рода, а затем практически сразу умереть.
Невеселая картина бытия получается. (Занятные, отчасти фрейдистские ассоциации, связанные с рыбой (символом потенции и плодородия) и шляпой с большим пером (…) остались за рамками данного комментария.) Такие вот мысли могут прийти в голову гениальному поэту после плотного обеда в ресторане с красивым названием, хотя реальные условия написания Северяниным этой поэзы нам, к сожалению, неизвестны.
Поэза ‘Villa mon repos’
Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи,
Мясо наелось рыбы и налилось вином.
И расплатившись с мясом, в полумясном экипаже
Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером.
Мясо ласкало мясо и отдавалось мясу.
И сотворяло мясо по прописям земным.
Мясо болело, гнило и превращалось в массу
Смрадного разложенья, свойственного мясным.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Почитала на досуге стихотворения. Решила поделиться самыми гениальными:)
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
(Я не знаю, что нужно употреблять, чтобы такое сочинить. И какой смыл такое писать?)
Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи,
Мясо наелось рыбы и налилось вином.
И расплатившись с мясом, в полумясном экипаже
Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером.
Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,
Все мы четыре любили, но все имели разные «потому что»:
Одна любила, потому что так отец с матерью ей велели,
Другая любила, потому что богат был ее любовник,
Третья любила, потому что он был знаменитый художник,
А я любила, потому что полюбила.
Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,
Все мы четыре желали, но у всех были разные желанья:
Одна желала воспитывать детей и варить кашу,
Другая желала надевать каждый день новые платья,
Третья желала, чтобы все о ней говорили,
А я желала любить и быть любимой.
Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,
Все мы четыре разлюбили, но все имели разные причины:
Одна разлюбила, потому что муж ее умер,
Другая разлюбила, потому что друг ее разорился,
Третья разлюбила, потому что художник ее бросил,
А я разлюбила, потому что разлюбила.
Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,
А, может быть, нас было не четыре, а пять?
(Это просто шедеврально :З)
Мясо наелось мяса северянин
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
ИГОРЬ-СЕВЕРЯНИН
Пейзаж ее лица, исполненный так живо
Вибрацией весны влюбленных душ и тел,
Я для грядущего запечатлеть хотел:
Она была восторженно красива.
Живой душистый шелк кос лунного отлива
Художник передать бумаге не сумел.
И только взор ее, мерцавший так тоскливо,
С удвоенной тоской, казалось, заблестел.
И странно: сделалось мне больно при портрете,
Как больно не было давно уже, давно.
И мне почудился в унылом кабинете
Печальный взор ее, направленный в окно.
Велик укор его, и ряд тысячелетий
Душе моей в тоске скитаться суждено.
Она на пальчиках привстала
И подарила губы мне.
Я целовал ее устало
В сырой осенней тишине.
В ПАРКЕ ПЛАКАЛА ДЕВОЧКА
И отец призадумался, потрясённый минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.
Ты вышла в сад, и ты идёшь по саду,
И будешь ты до вечера в саду.
Я чувствую жестокую досаду,
Что я с тобой по саду не иду.
Кудрявым музыкантам предложено исполнить
Бравадную мазурку. Маэстро, за пюпитр!
Удастся ль душу дамы восторженно омолнить
Курортному оркестру из мелодичных цитр?
Цилиндры солнцевеют, причёсанные лоско
И дамьи туалеты пригодны для витрин.
Смеётся куртизанка. Ей вторит солнце броско.
Как хорошо в буфете пить «крем-де-мандарин»!
В ПЯТИ ВЕРСТАХ ПО ПОЛОТНУ
Весело, весело сердцу! Звонко, душа, освирелься!
Прогрохотал искромётно и эластично экспресс.
Я загорелся восторгом! Я загляделся на рельсы!
Дама в окне улыбалась, дама смотрела на лес.
РЕСКРИПТ КОРОЛЯ
Об избрании «Королем поэтов»
Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королём поэтов
На зависть нудной мошкаре.
Я так велик и так уверен
В себе, настолько убеждён,
Что всех прощу и каждой вере
Отдам почтительный поклон.
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Январь 1915. Петроград.
Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нём толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто.
Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлёт в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя
В ДЕРЕВУШКЕ У МОРЯ
В деревушке у моря, где фокстрота не танцуют,
Где политику гонят из домов своих метлой,
Где целуют не часто, но зато когда целуют,
В поцелуях бывают всей нетронутой душой;
В деревушке у моря, где на выписку журнала
Отдают сбереженья грамотные рыбаки
И которая гневно кабаки свои изгнала,
Потому что с природой не соседят кабаки;
Поэза VILLA MON REPOS **
Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи,
Мясо наелось рыбы и налилось вином.
И, расплатившись с мясом, в полумясном экипаже
Вдруг покатилось к мясу в шляпе с большим пером.
Мясо ласкало мясо, и отдавалось мясу,
И сотворяло мясо по прописям земным.
Мясо болело, гнило и превращалось в массу
Смрадного разложенья, свойственного мясным.
Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слёзы капали. И вился русый локон.
И больше ничего мой сон не содержал.
Но, потрясённый им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревоженно дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока.
ОТЛИЧНОЙ ОТ ДРУГИХ
Ты совсем не похожа на женщин других:
У тебя в меру длинные платья,
У тебя выразительный, сдержанный стих
И выскальзывание из объятья.
Ты не красишь лица, не сгущаешь бровей
И волос не стрижёшь в жертву моде.
Для тебя есть Смирнов, но и есть соловей,
Кто его заменяет в природе.
Для тебя, для гурманки стиха, острота
Сологубовского триолета,
И, что Блока не поцеловала в уста,
Ты шестое печалишься лето.
Как хорошо, что вспыхнут снова эти
Цветы в полях под небом голубым!
Как хорошо, что ты живёшь на свете
И красишь мир присутствием своим!
Как хорошо, что в общем вешнем шуме
Милей всего твой голос голубой,
Что, умирая, я ещё не умер
И перед смертью встретился с тобой!
И в горле спазмы упоенья,
И волоса на голове
Приходят в дивное движенье,
Как было некогда в Москве.
Там были церкви златоглавы
И души хрупотней стекла.
Там жизнь моя в расцвете славы,
В расцвете славы жизнь текла.
В те времена, когда роились грёзы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слёзы.
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране.
Как хороши, как свежи были розы
Воспоминаний о минувшем дне!
1925
Сборник «Классические розы» (1930г.)
Я слишком далеко зашел,
Полушутя, полусерьёзно.
Опомниться еще не поздно:
Недаром я тебя нашёл.
Я жил все годы как-нибудь,
Как приходилось, без отчёта.
Я тяготился, от чего-то
Себя стараясь обмануть.
Я знал, что ты ко мне придешь
С твоим лицом, с твоей душою,
И наглумишься надо мною
За всю мою былую ложь.
Сначала будет грусть и тишь,
И боль, и стыд в душе поэта.
Потом я «обновлюсь». За это
Ты праведно меня простишь.
Я к чужому всегда подходил всей душой:
Откровенно, порывно, надежно.
И кончалось всегда неизбежно
Это тем, что чужим оставался чужой.
Если малый собрат мне утонченно льстит,
Затаённо его презираю.
Но несноснее группа вторая :
Наносящих, по тупости, много обид.
И обижен-то я не на них: с них-то что
И спросить, большей частью ничтожных?!
Я терзаюсь в сомнениях ложных:
Разуверить в себе их не может никто!
И останется каждый по-своему прав,
Для меня безвозвратно потерян.
Я людей не бегу, но уверен,
Что с людьми не встречаются, их не теряв.
18 апреля 1940 (Нарва-Йыесуу)
Ты ласточек рисуешь на меню,
Взбивая сливки к тертому каштану.
За это я тебе не изменю
И никогда любить не перестану.
Все жирное, что угрожает стану,
В загоне у тебя. Я не виню,
Что петуха ты знаешь по Ростану
И вовсе ты не знаешь про свинью.
Зато когда твой фаворит арапчик
Подаст с икрою паюсною рябчик,
Кувшин шабли и стерлядь из Шексны,
Пикантно сжав утонченные ноздри,
Ты вздрогнешь так, что улыбнутся сестры,
Приняв ту дрожь за веянье весны.
Игорь Северянин (Строфы века)
Евгений Евтушенко
Род. в Петербурге. Ум. в Таллине.
Источник: Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск-Москва, «Полифакт», 1995.